адмиралтейство почему так называется
Значение слова «адмиралтейство»
1. Устар. Место постройки, вооружения и ремонта кораблей.
2. В дореволюционной России и Великобритании: орган управления флотом, морское ведомство.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Британское Адмиралтейство — военно-морское ведомство Великобритании
Императорское адмиралтейство — военно-морское ведомство Кайзеровской Германии
Императорское Вильгельмсхафенское адмиралтейство
Адмиралтейства Российской империи:
Адмиралтейство Галерного островка
Адмиралтейство Гребного порта
Адмиралтейство — французский суд, действовавший от имени адмирала
Адмиралтейство — садово-парковое сооружение в Дворцовом парке Гатчины
Адмиралтейство — садово-парковое сооружение в Екатерининском парке Пушкина Пушкинского района Санкт-Петербурга
Адмиралтейство — здание в Николаеве Николаевской области
Адмиралтейство — гонконгский район, входящий в состав округа Сентрал-энд-Вестерн.
АДМИРАЛТЕ’ЙСТВО, а, ср. [см. адмирал]. Место постройки и оборудования военных судов (устар.). || Здание морского ведомства в Ленинграде.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
адмиралте́йство
1. устар. территория на берегу моря или реки, где располагались верфи, стапели, доки, мастерские и склады для строительства и ремонта кораблей ◆ Он горел нетерпением услышать что-нибудь об графине, и собрался ехать в адмиралтейство, надеясь там застать ещё Корсакова, но дверь отворилась, и сам Корсаков явился опять; он уже представлялся государю и по своему обыкновению казался очень собою доволен. А. С. Пушкин, «Арап Петра Великого», 1828 г.
Адмиралте́йство
1. здание в Санкт-Петербурге, в котором в XIX в. помещались центральные учреждения морского министерства ◆ В 1849 году русский академик Б. С. Якоби устанавливает на башне Адмиралтейства в Петербурге первую дуговую лампу. «Приручение света», 1990 г. // «Трамвай» (цитата из НКРЯ) ◆ Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделён был канавою; Адмиралтейство не было обсажено деревьями, манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом, — одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний. Антоний Погорельский, «Чёрная курица», 1829 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ординаторская — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Здание главного Адмиралтейства
Адмиралтейство – заветная мечта и детище великого государя Петра I. С момента его основания вот уже более 300 лет продолжается петербургское кораблестроение. Эта верфь стала основой для зарождения российского флота и морского могущества России.
История
В результате взятия Ниеншанца, Россия получила выход к Балтийскому морю, и это дало возможность переместить Олонецкие верфи с берегов Ладожского озера ближе к большой воде.
Сразу после закладки крепости давшей начало городу на Неве, государь с князем Меншиковым отправились по реке на поиски подходящего места для корабельного предприятия.
В 1704 году они исследовали всю Неву и, как-то раз, после очередных поисков, причалили у берега немного ниже Заячьего острова. Оглядевшись, они увидели, что он создан для размещения центра кораблестроения и поняли, что их поиски увенчались долгожданным результатом.
В ноябре 1704 года на этом самом месте, на острове между Невой и рекой Мойкой, было положено начало постройки первой городской корабельной верфи.
Первый чертеж сооружения был сделан лично государем и послужил отправной точкой для возникновения этого шедевра архитектурной мысли. Руководство строительством было поручено А. Д. Меншикову и петербургскому обер-коменданту Брюсу.
Первоначальный вариант
Адмиралтейство несколько раз перестраивалось, и пока возник современный вид, оно принимало различный облик. Первоначально, Адмиралтейство представляло собой верфь и крепость. В условиях Северной войны это было, разумеется, обоснованное сочетание.
В соответствии с царским чертежом уже к осени 1705 года было построено грандиозное П-образное сооружение, открытое к Неве.
Легенда! Существует предание, что в строительных работах принимал участие сам Петр I. Он якобы работал в качестве главного мастера «баса» и получал жалование.
По периметру строения располагались глинобитные мастерские и кузницы, а в центре, возле самой Невы — эллинги и стапели для строительства кораблей. В одном из корпусов была организована русская школа, где обучались грамоте кораблестроители и высшее морское руководство.
На всей территории Адмиралтейского острова срубили деревья для просматривания окрестностей и образовали широкий луг, именовавшийся гласис. Здание Адмиралтейства обнесли земляным валом с пятью бастионами и для неприступности прибавили широкий ров по периметру, укрепленный фашинами.
Вскоре, Адмиралтейская крепость была способна разместить флотилию судов под свою защиту. Свыше сотни орудий, спущенных с кораблей, внимательно смотрели с бастионов в сторону Финского залива.
В 1711 году в центре главного фасада была возведена мазанковая башня – первая из ряда последующих вариантов этого адмиралтейского символа.
Постепенно создавался и внешний облик. С весны 1719 года начинается расширение комплекса и сооружение каменных мастерских и иных помещений.
Уже тогда, по замыслу государя, на мазанковой конструкции появляется остроконечный шпиль и знаменитый кораблик Адмиралтейства. Этот первый шпиль был сооружен голландцем — «шпицных дел» мастером Германом Ван Болесом.
Голландец увенчал вершину золотым шаром, короной и корабликом. До сих пор среди историков нет единого мнения по поводу корабля, послужившего прототипом для создания флюгера. Есть две основные версии.
Согласно первой – прототипом знаменитого кораблика стал первый русский военный корабль «Орел», построенный еще при царе Алексее Михайловиче.
По второй версии моделью для флюгера послужил построенный 1710-х годах фрегат «Полтава». Однако, флюгер не идентичен ни одному из вариантов и, скорее всего, это собирательный образ кораблей русского флота.
Легенда! Говорили, что три флага кораблика были сделаны из чистого золота, в носовой части была размещена настоящая царская буссоль, а в позолоченном шаре под корабликом находилась кубышка с золотыми червонцами.
Первоначальный вариант флюгера продержался на вершине до 1815 года и после реконструкции башни таинственным образом исчез.
Время шло, и здание Адмиралтейства преображалось, мазанковые строения перестраивались на их продвинутый вариант в камне. К 1728 году перестройку возглавил архитектор адмиралтейских строений И. К. Коробов.
И уже к 1732 году было завершено возведение каменных корпусов корабельной верфи, а к 1735 году — строительство каменного варианта центральной башни. Она получила квадратное каменное основание и арочный проезд. Завершал постройку восьмигранный купол.
В 1738 году на башне появился новый остроконечный шпиль со знаменитым корабликом. Шпиль представлял собой деревянную конструкцию, обшитую медью и позолоченную червонным золотом. Он стал выше и целеустремленнее к облакам, а высота башни стала составлять 72 метра.
Для повышения устойчивости основание каркаса было опущено на 12 метров в середину каменного корпуса. Установкой сложнейшей инженерной конструкции руководил все тот же Ван Болес
Так, в те далекие годы, Адмиралтейство получило свой первоначальный образ.
Современный вариант
К началу 19 века основная застройка центра города и Адмиралтейского острова формировалась в стиле современного русского классицизма. Концепция верфи и крепости перестала гармонировать с современными дворцами и развивающимся архитектурным окружением центрального района северной столицы.
На верфи продолжали строиться корабли и двор, развернутый в сторону Невы, препятствовал единому стилю оформления набережных. Назрела насущная необходимость реконструировать здание Главного Адмиралтейства и придать ему более нарядный облик.
Переустроить Адмиралтейство в 1806 году взялся талантливый русский архитектор и академик А. Захаров. Перед ним стояла нелегкая задача – подчеркнуть идею Петра Великого о роли Адмиралтейства и создать принципиально новое архитектурно-художественное сооружение, соответствующее новому облику столицы. Зодчий прекрасно с ней справился и создал настоящее архитектурное чудо.
Ветхие корпуса были разобраны до основания и на залитых заново фундаментах возвели каменные стены в соответствии с прежней П-образной планировкой сооружения. В его внутреннем пространстве было построено сооружение меньшего масштаба с такой же планировкой, как будто «вложенное» во внешний контур.
В результате получилось современное здание Адмиралтейства в стиле русского классицизма с протяженностью главного фасада 408 метров и боковых фасадов по 172 метра соответственно.
Центральная башня приобрела современный вид и стала доминантой всего архитектурного комплекса зданий. Основная идея многоярусной конструкции, заложенная И. К. Коробовым, была поддержана и доведена до совершенства.
На прежнем каменном основании появился верхний куб с 28 колоннами по периметру. Благодаря этому архитектурному приему, второй ярус кажется ажурным и совершенно невесомым. Над ним возвышается позолоченный купол с часами Ижорского завода на каждой из четырех сторон. А над куполом, на сверкающей остроконечной вершине красуется знаменитый кораблик.
Факт! Новый кораблик – копия прежнего, исчезнувшего при таинственных обстоятельствах. Это почти плоский флюгер из листовой позолоченной меди. Его вес 65 кг, длина около 2 метров и ширина около 1,5 метров.
Башня Адмиралтейства стала самостоятельным архитектурно-художественным произведением и, разумеется, на вершине остался позолоченный шар и корона.
Надо сказать, что Отечественная война 1812 года существенно замедлила реконструкцию, и окончательно здание Адмиралтейства преобразилось лишь к 1823 году.
Адмиралтейство в период блокады Ленинграда
В дни героической обороны города все ведомства были эвакуированы, а сверкающий шпиль закрыт защитным чехлом. Маскировочные работы проводились в пределах 15 дней при ветреной погоде с использованием аэростата и команды альпинистов.
Факт! Маскировочный чехол, прикрывавший Адмиралтейство весил около полутоны.
В здании был оставлен небольшой гарнизон для охраны и консервации оборудования. Личный состав гарнизона нес службу в ПВО, устранял последствия разрушений от попадания вражеских снарядов и выполнял срочные фронтовые заказы в училищных мастерских.
Защитный чехол был снят в канун 1 мая 1945 года.
Адмиралтейство и его скульптурное богатство
Особенная роль в новом адмиралтейском облике отведена скульптурным ансамблям центральной башенной конструкции. Они в аллегорической форме славят морское могущество России.
Сразу слева и справа от арочного входа в Адмиралтейство трио нимф на высоких постаментах поддерживают на своих изящных плечах огромные шары, символизирующие земную и небесную сферы.
Над Триумфальной аркой парят аллегорические крылатые гении Славы, поющие гимн российскому морскому флоту. А, выше, в аттике располагается главный рельеф с примечательным названием «Создание флота в России» скульптора И. И. Теребенева.
Это очень красноречивая и символичная композиция, на которой изображен бог морей Нептун, передающий Петру I символ морской власти – волшебный трезубец. Рядом, в виде молодой женщины с рогом изобилия, изображена Россия и воспевающие ее Минерва, Меркурий и Вулкан.
Каждая скульптура, украсившая Адмиралтейство имеет свой смысл и предназначение. Фигуры Александра Македонского, Аякса, Пирра и Ахилла на углах первого яруса башни призваны смягчить переход от массивного нижнего куба к ажурному следующему ярусу.
Над его колоннами возвышаются 28 фигур, выполняющие ту же функцию, но по отношению к куполу и шпилю башни. Они в символической форме изображают стороны света, четыре стихии, ветра и двух небожителей – египетскую богиню Исиду и богиню астрономии Уранию. Фронтоны со всех сторон украшают барельефы с изображениями богини правосудия Фемиды и гениев Славы, венчающих военные подвиги и Науку.
Яркий эффект всех скульптурных образов, входящих в Адмиралтейство, заключается в их необыкновенной пластичности и выразительности, которую создали лучшие скульпторы того времени И. И. Теребенев, Ф.Ф. Щедрин, С. С. Пименов и А. А. Анисимов. В их прекрасных произведениях полностью воплощена идея прославления России, как великой морской державы.
В результате перестройки Адмиралтейство получило свой современный облик и стало центром архитектурного ансамбля. Это знаменитый «Невский трезубец», от которого тремя лучами расходятся главные магистрали города – Гороховая улица, Вознесенский и Невский проспекты.
Функции Адмиралтейства
Первоначально задуманное, как кораблестроительная верфь, Адмиралтейство выполняло различные функции. Основным его предназначением, разумеется, являлось строительство кораблей.
Вскоре после завершения строительства верфи, 29 апреля 1706 года был спущен на воду первый корабль для боя в прибрежных водах – 18-ти пушечный прам. С тех пор на стапелях было построено 262 корабля различного предназначения.
Одновременно здание Адмиралтейства служило местом дислокации руководства флотом и выполняло роль погранично-сторожевого поста. Все корабли, проходившие мимо него по Неве, не оставались без внимания. Их названия, имена капитанов и описания грузов находили свое отражение в специальном лоцманском журнале.
Функции крепости были востребованы до 1820-х годов, после чего насыпные валы были срыты и ров полностью засыпан. На его месте был разбит широкий бульвар, перевоплотившийся впоследствии в знаменитый Александровский сад.
Строительство кораблей продолжалось вплоть до 1844 года и впоследствии, Адмиралтейство использовалось для размещения Морских ведомств, музея и военно-морского училища. Сейчас здесь располагается Главный штаб ВМФ и, в соответствии с этим, над зданием развевается Андреевский флаг.
Адмиралтейство находится в самом центре города и является жемчужиной архитектурного ансамбля трех прекрасных площадей северной столицы – Исаакиевской, Дворцовой и Декабристов. Это – символ Петербурга, российского флота и величия России.
Главное адмиралтейство
История создания
А начиналось все осенью 1704 года, когда 50 судов, построенных на прежней верфи у рек Свирь и Сясь, отправились, руководимые Петром I, в плавание по Ладожскому озеру, в Петербург. В пути их настиг ураган, корабли разметало бурей.
Шесть дней добирался Петр до Шлиссельбурга и еще три дня дожидался остальных судов. Стало понятно, что строить флот необходимо в непосредственной близости к Балтике, рядом с только что основанной крепостью Санкт-Петербург. Место для возведения судостроительных верфей на невском берегу выбирал лично государь император. Он остановил свой взгляд на острове между Невой и Мойкой, который вполне предсказуемо был назван Адмиралтейским.
«Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен», — написал Петр Алексеевич в своем дневнике по случаю начала строительства в 1704 году. Вдоль реки сюда вела дорога, ответвление старого Новгородского тракта. Кроме того, Нева в этом месте (близ деревни Гавгуево) была достаточно широка и, соответственно, удобна для спуска судов со стапелей.
Верфь построили буквой «П», главный фасад имел длину 425 метров, боковые стены — 213 метров. Так как в условиях Северной войны необходимо было защищать верфь, в 1706 году Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с пятью земляными бастионами и глубоким рвом. Плюс ко всему Адмиралтейство находилось на расстоянии пушечного выстрела от Петропавловской крепости, чтобы в случае нападения неприятеля накрыть объект огнем артиллерии. Для лучшего обзора вокруг здания вырубили лес. Так появился Адмиралтейский луг. 29 апреля 1706 года с Адмиралтейской верфи был спущен на воду первый корабль.
Так с появлением еще одного градообразующего здания над Петербургом вознесся второй после Петропавловского собора шпиль — шпиц, как его называли тогда. А спустя 14 лет на шпиле был установлен кораблик, прообразом которого считают первый русский фрегат «Орел», построенный еще при царе Алексее Михайловиче и сожженный отрядом Степана Разина.
Парусник, ставший одним из символов Северной столицы, изготовил голландский мастер Харман ван Болос. После столетней вахты кораблик заменили новым, идентичным. Оригинал был утерян, но его двухметровая копия, прослужившая 70 лет, заняла почетное место в Морском музее. В числе экспонатов оказалась и коллекция золотых монет, помещенная при строительстве в кубышку под шпилем. В 1977 году ее заменила Конституция СССР.
В петровские годы стапели Адмиралтейства покинули 262 военных корабля. Работали на верфи 10 тысяч мастеров, в основном крепостные, но также англичане, голландцы, итальянцы. Долгое время главным мастером был сам российский император. И даже отойдя от строительных дел, Петр ежедневно наблюдал за работой своего детища.
Каменное Адмиралтейство
В 30-е годы ХVIII века вместо деревянного барака строят Адмиралтейство каменное. Архитектор Иван Коробов создал более монументальное здание. Кораблик-флюгер воспарил на высоту 72 метров — столь длинной стала «адмиралтейская игла», как окрестил позднее шпиль Пушкин. Вокруг здания тогда паслись коровы и устраивались ярмарки. А в ХIХ веке новый, парадный вид Петербурга продиктовал значительные изменения в архитектурном ансамбле теперь уже бывшей верфи. Стиль обусловило соседство с Зимним дворцом. Адмиралтейский луг становится площадью, а само здание почти полностью перестраивает архитектор Андриян Захаров. Нетронутой осталась только башня с корабликом.
Главная идея нового Адмиралтейства могущество русского флота. Корабли здесь уже не строят. Зато заседают министры. Арка и колоннада, нимфы, несущие глобусы, античные герои и скульптурные аллегории, музы астрономии и кораблестроителей: всего 56 статуй, 11 барельефов и 350 лепных украшений. Здание полностью соответствует своему высокому представительскому значению. Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Военно-морской музей. Адмиралтейство не раз меняло статусных обитателей. В 1917 году здесь расположился Центрофлот, поддерживающий Временное правительство, а после Октябрьской революции Военно-морской революционный комитет. 30-е годы ХХ века добавили Адмиралтейству научный статус. Первая исследовательская и опытно-конструкторская лаборатория Советского Союза — газодинамическая — разрабатывала здесь ракетные снаряды на бездымном порохе, прообразы снарядов к легендарной катюше.
В Великую Отечественную адмиралтейский шпиль тщательно оберегали. Для слишком заметной с воздуха мишени сшили специальный чехол из мешковины весом в 500 килограммов. Укрывали шпиль спортсмены-альпинисты. Сняли маскировку лишь в 1945 году.
Советский период в истории здания связан с Высшим военно-морским инженерным училищем им. Дзержинского, впоследствии институтом. Среди его выпускников 14 Героев Советского Союза, 260 адмиралов и генералов, 400 докторов наук и профессоров. В постсоветский период в Адмиралтействе пытались открыть Морской музей и Нефтяную биржу. А в 2012 году в здание переехал главный штаб ВМФ, над зданием был поднят Андреевский флаг, утвержденный отцом-основателем Адмиралтейства и всего русского флота, главным русским реформатором Петром I.
История Российской империи
История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)
Адмиралтейство
Там верфи, эллинги и доки,
А в них побед морские строки (В. Фоломеев)
Адмиралтейство – это территория на берегу моря или реки, где расположены верфи, мастерские, склады для строительства, снаряжения и ремонта военных кораблей.
По плану Петра I
Первоначально первая постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге задумывалась Петром I только как верфь. И место было подходящее: здесь раньше находилось село, место было обжитое, и Нева здесь довольно широкая – удобное место для спуска кораблей со стапелей. Новая верфь была необходима для строительства кораблей Балтийского флота.
План Адмиралтейства составил сам Петр I. Это было одноэтажное сооружение в форме буквы «П», двор был обведен внутренним каналом, во дворе – эллинги для строительства парусных кораблей. Заложено здание было 5 ноября 1704 г.
Стройка велась, как сказали бы сейчас, ударными темпами: строители (около пяти тысяч человек) работали с 5 утра до 9 вечера. В 1704-1705 гг. в конструкцию здания были внесены коррективы – она принимала функции крепости, так как шведы угрожали городу.
Адмиралтейство на гравюре 1716 г.
Строительством руководил А. Д. Меншиков, его помощниками были петербургский обер-комендант Яков Брюс и олонецкий комендант Иван Яковлевич Яковлев, который осуществлял непосредственное наблюдение Адмиралтейского двора.
Вокруг стен Адмиралтейства вырыли наполненные водой рвы. Вокруг крепости создали большой луг, необходимый для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения. На месте луга со временем появились Александровский сад и площади: Сенатская, Исаакиевская, Дворцовая.
1 октября 1705 года над башней с въездными воротами установили шпиль — второй в Петербурге после шпиля Петропавловского собора. Вокруг верфи было установлено 108 пушек. Адмиралтейство как крепость окончательно было оформлено к 15 ноября 1705 г.: Адмиралтейский приказ, 10 эллингов, деревянные склады, деревянная башня в центре.
Адмиралтейство стало крупным предприятием, на котором происходил полностью весь производственный процесс постройки корабля: от заготовки леса до схода корабля со стапелей. Уже через год было готово первое судно: 18-пушечный корабль, построенный при личном участии Петра I. Всего во время царствования Петра здесь было построено более 40 кораблей. В ознаменование Полтавской победы Пётром был заложен на Адмиралтействе первый 54-пушечный корабль «Полтава», спущенный на воду в середине 1712 г. Государь лично следил за тем, как работает верфь.
54-пушечный корабль «Полтава»
К 1715 г. в Петербурге было уже более 10 тыс. кораблестроителей. Правда, вначале это были в основном иностранцы: голландцы, англичане, итальянцы. Всех, кто работал на верфи, селили недалеко, по другую сторону адмиралтейского луга – простые рабочие в шалашах, а чем выше чин – тем жилье качественнее и ближе к Адмиралтейству.
30 мая 1710 г. при Адмиралтействе в одном из её деревянных зданий была заложена церковь во имя святого Исаакия Далматского. 30 мая — день этого святого, а также день рождения Петра I.
19 февраля 1711 года указом царя был создан «Хор военной музыки Адмиралтейского батальона». Он состоял из семи гобоистов и десяти барабанщиков.
Перестройки здания Адмиралтейства
Первая перестройка здания была произведена в 1711 г. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, созданным голландским мастером Х. ван Болосом. Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания.
В 1732-1738 гг. была произведена вторая перестройка Адмиралтейства. Работы по перестройке осуществлял главный архитектор адмиралтейских строений И. К. Коробов. В 1734-1738 гг. по его проекту была возведена каменная башня со шпилем высотой 72 метра. На этой высоте был установлен кораблик-флюгер, здесь он находится до наших дней. Для большей устойчивости шпиля его основание было опущено внутрь объёма строения на 12 метров. Башня стала изящнее. Вместо мазанковых амбаров были построены каменные корпуса. В её центре башни находился арочный проезд. Архитектурную композицию завершал восьмигранный купол с круглыми часами по четырём сторонам. На позолоту шпиля было потрачено 17,8 килограммов чистого золота.
Кораблик на шпиле Адмиралтейства
С 1738 г. Адмиралтейство стало играть градообразующую роль: на его шпиль ориентировались Невский и Вознесенский проспекты, Средняя першпектива (ныне Гороховая улица). Адмиралтейство стало композиционным центром знаменитого «Адмиралтейского трезубца», трёхлучевой системы улиц в центре Петербурга.
Адмиралтейство при Елизавете Петровне
При ней место Адмиралтейств-коллегии внутри башни было занято церковью во имя Воскресения Христова в соответствии с ее указом в 1747 г. Храм оформил архитектор С. И. Чевакинский. Стены расписал архитектор Башмаков. По его же проекту был создан резной иконостас, окрашенный светло-лазуревой краской. Пилястры, рамки и вся резьба иконостаса были позолочены. Иконы для храма написал художник Мина Колокольников.
Тогда же на башне Адмиралтейства появился колокол. На нем была надпись: «Вылит сей колокол при Санкт-Петербурге в Главной Артиллерии 1731 году апреля 5 дня. В нём 59 пудов 35 фунтов».
До середины XVIII века на Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья. Крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II.
Адмиралтейство при Екатерине II
При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне строительству флота не придавалось большого значения, поэтому, когда к власти пришла Екатерина II, она получила в наследство отсутствие практически как флота, так и моряков. Но в июле 1769 г. из Петербурга вышла эскадра из 15 судов, верфь возобновила работу.
В 1777 г. в Петербурге произошло разрушительное наводнение, после которого башня Адмиралтейства стала использоваться в качестве сигнальной: в случае начала наводнения на ней днём вывешивались флаги, а ночью фонари. При этом обязательно стреляли из пушек.
13 мая 1783 года на территории Адмиралтейства произошёл крупный пожар. Была опасность распространения пожара на Зимний дворец, но его удалось предотвратить, однако Екатерина II решила перенести верфь на территорию Кронштадта. Но этому воспротивилась Адмиралтейств-коллегия: сначала чиновники затянули проект перевода Адмиралтейства в Кронштадт, а потом составили смету в 9 миллионов рублей. Екатерина II решила, что это слишком дорого, поэтому были отпущены средства на ремонт и организацию дополнительных противопожарных мер, эти мероприятия были завершены уже при Павле I.
До кончины Екатерины II на башне Адмиралтейства ежедневно устраивались полуденные концерты в исполнении оркестра Адмиралтейства.
Адмиралтейство при Павле I
Как известно, Павел I страстно любил всё военное, поэтому при нем фортификационные сооружения вокруг Адмиралтейства были приведены в порядок. Валы стали выше, каналы прочищены, луг укрыт дёрном. На угловых бастионах установили новые срубы с флагштоками для подъёма флагов Мальтийского ордена.
Указом императора в 1798 г. было основано Училище корабельной архитектуры для подготовки специалистов «для благосостояния Балтийского и Черноморского флотов». В его ведении был и Адмиралтейский оркестр.
Адмиралтейство в XIX веке
Адмиралтейство в начале XIX века
К началу XIX века старое здание Адмиралтейства оказалось в самом центре столицы и не соответствовало статусу места, не гармонировало с Зимним дворцом и другими архитектурными ансамблями Петербурга. В 1806 г. по указу Александра I к проектированию нового здание Адмиралтейства приступил архитектор А. Д. Захаров. Он блестяще справился со своей задачей: перестроил Адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив план уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе.
Работа по реконструкции Адмиралтейства проходила в несколько этапов. Ближе к Зимнему дворцу обустраивались жилые комнаты высшего командного состава Морского министерства, а они отделывались богаче, чем остальные. На втором этаже разместили квартиру Морского министра, была спроектирована парадная лестница. Она украшена скульптурами Афины-Паллады и Геркулеса.
До наших дней сохранились интерьеры и мебель, некоторые элементы декора.
Были сломаны все эллинги, мастерские перевели на другую территорию. Захаров построил третье здание Адмиралтейства, которое стало символом морского могущества России. Длина главного фасада — 408 метров. Высота башни со шпилем осталась прежней — 72 метра. Кораблик весом в 65 килограммов покрыт двумя килограммами чистого золота. Он действовал как флюгер. Конструкция коробовской башни осталась цела.
Адмиралтейство сохранило первоначальный план из двух П-образных корпусов. Здание богато украшено скульптурами. Перед башней установлены две скульптуры, изображающие молодых женщин, держащих небесные и земные сферы. На углах первого яруса башни находятся статуи античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Они были выполнены из пудожского камня скульптором Ф. Ф. Щедриным. Над колоннадой 28 скульптурных аллегорий: огонь, вода, земля, воздух, четыре времени года, четыре стороны света, богини Изида (покровительница кораблестроения) и Урания (муза астрономии). В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов.
Центральная башня Адмиралтейства украшена горельефом «Заведение флота в России» скульптора И. И. Теребенёва. В центре изображён бог морей Нептун, который передаёт свой трезубец (эмблему власти над морем) Петру I. Около царя стоит Минерва, смотрящая на нифм и тритонов, занятых строительством кораблей. В 1812-1813 гг. Теребенёв создал горельефы для четырёх фронтонов. Со стороны Зимнего дворца установили «Гений Славы, венчающий науки», со стороны Сенатской площади – «Гений Славы, венчающий военные подвиги». Восточный портик главного фасада украшен горельефом «Фемида, увенчивающая труды художника», а западного – «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги».
Архитектор Захаров умер в 1811 г. Работу к 1823 году завершили его помощники.
В верхней части с 12 декабря 1821 г. работала церковь с главным алтарём во имя святого Спиридона Тримифунтского. Домовая Надвратная церковь была освящена во имя святых Елизаветы и Захария. Её помещение сохраняется и в наши дни.
7 ноября 1824 г. снова случилось страшное наводнение, и после этого у восточного павильона Адмиралтейства на деревянном возвышении поставили 24-фунтовую пушку. Она извещала жителей о прибытии воды тремя выстрелами, а фонарь на куполе Адмиралтейства использовался в качестве пожарной каланчи: здесь дежурил часовой.
После закрытия верфи перестали быть нужными обслуживающие его каналы. На месте Адмиралтейского канала в 1810-х годах появился Конногвардейский бульвар.
«Люблю тебя, Петра творенье. «
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла… (А.С. Пушкин «Медный всадник»).
В 1872 году морское училище было переведено в Кронштадт.
Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор.
После революции
С июня 1917 г. здесь находился Центрофлот — центральный демократический орган флота, поддерживающий Временное правительство. После Октябрьской революции он переименован в Военно-морской революционный комитет (ВМРК).
В 1932-1933 гг. в здании размещалась Газодинамическая лаборатория — конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.
С 1925 г. в здании находится Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 г. там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.
И сейчас…
31 октября 2012 г. Главный штаб ВМФ официально переехал в здание Адмиралтейства. В тот же день на здании был поднят Андреевский флаг, официально символизирующий присутствие здесь высшего военно-морского командования.
Адмиралтейство является объектом культурного наследия Российской Федерации.