агасфер что это такое
Вечный странник Агасфер
Вполне возможно, что прототипами вечного скитальца могли быть библейский патриарх Енох и пророк Илья — единственные из людей, избежавшие физической смерти. Следует сказать, что и у буддистов существует подобная легенда.
В Средние века в христианском мире широко распространилась легенда о неком иерусалимском еврее Агасфере, который оскорбил Христа, несшего свой крест на Голгофу. Когда Христос остановился передохнуть и прислонился к забору, хозяин дома, мелкий ремесленник, с бранью прогнал осужденного на страшную казнь, а по одной из версий — даже ударил его сапожной колодкой.
Тогда Христос сказал: «Я уйду, но ты будешь ждать моего возвращения». С тех пор Агасфер обречен скитаться по миру, не зная ни отдыха, ни смерти. Избавить Вечного жида от опостылевшей жизни и душевных терзаний может только второе пришествие Спасителя.
Интересно, что далеко не во всех вариантах легенды человек, наказанный столь оригинальным образом — дарованием вечной жизни, — является именно евреем. Да и имена каждый раз приводятся новые.
Так, в Италии он назывался Боттадио (или Бутадеус — «ударивший Бога»), в Англии — Картафилусом, в бретонских легендах — Будедео («толкнувший Бога»), во Франции и Бельгии — Исааком Лакедемом.
Однако наибольшее же распространение получило имя, упоминаемое в одной из знаменитых немецких книг, — Агасфер.
Следует заметить, что легенда об Агасфере не имеет прямого отношения к еврейскому фольклору. Само имя Вечного жида является ничем иным, как искажением имени персидского царя Ксеркса (Ахашвероша) из Книги Эсфирь. Вероятнее всего, родилось предание о неприкаянном страннике, не способном умереть, из истории о Каине, которого Яхве обрек за братоубийство на скитания со знаком проклятия на лбу. Все живое получило от Бога строжайшее приказание: лишать жизни Каина запрещено.
Вполне возможно, что прототипами вечного скитальца могли быть библейский патриарх Енох и пророк Илья — единственные из людей, избежавшие физической смерти. Следует сказать, что и у буддистов существует подобная легенда. Согласно преданию, Будда за заносчивость приговорил некого Пиндола к бессмертию, заявив: «Ты не попадешь в нирвану, пока существует мой закон».
Говоря об Агасфере, нельзя не вспомнить о некоторых персонажах германской мифологии. Например, о Диком Охотнике, который чаще всего выходит на охоту зимними ночами и приносит несчастье видевшим его. Сей персонаж мифов восходит к образу самого бога Одина (Вотана), временами проносящегося по небу во главе армии мертвых.
Естественно, что в легенде о Вечном жиде есть и христианские корни. Так, в Евангелии от Матфея (16:28) можно прочитать слова Иисуса: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем».
В Евангелии от Иоанна (21: 22—23) передается разговор Христа с апостолом Петром, причем речь идет об одном из учеников: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет». Так сложилась легенда о том, что упомянутый Иисусом ученик — это сам евангелист Иоанн, который до сих пор жив, странствует по земле и ожидает возвращения Спасителя в наш грешный мир.
Некоторые места из Нового Завета позволяют предположить, что легенда о Вечном жиде вобрала в себя также образ одного из служителей первосвященника Каифы Мальхуса. Когда Кайфа допрашивал Христа, Матьхус, разозлившись, ударил Спасителя, за что в течение многих веков подвергался многочисленным наказаниям.
И хотя в случае с Иоанном бессмертие трактуется как благословенный дар, в то время как вечная жизнь Агасфера расценивается как проклятие, похоже, оба эпизода действительно с течением времени могли слиться в одну мрачную легенду.
Примечательно, что никто не может назвать времени, когда история о Вечном жиде начала свое шествие по миру. Возможно, первым свидетельством об Агасфере является сборник историй VI века «Леймонарьон» Иоанна Мошаса. В нем есть рассказ о том, как один странствующий монах случайно встретил изможденного, оборванного эфиопа. Странный путник сказал, что он — тот, кто «Творца мира, Господа нашего Иисуса Христа, идущего на казнь, ударил по лицу».
Еще одно рукописное свидетельство появления Вечного жида относится к 1230 году. Тогда хроникер Матфей Парижский (Матиас Парис) зафиксировал в «Большой хронике» любопытный рассказ. В 1228 году в Англии побывал с визитом архиепископ Армении. Священнослужитель сообщил, что разговаривал с неким Иосифом — свидетелем страданий Христа, лично говорившим со Спасителем. Он якобы обречен на вечную жизнь и продолжает влачить земное существование, являясь живым подтверждением истинности христианской веры.
Приезжий передал рассказ Иосифа. Тот утверждал, будто настоящее имя его — Картафилус, он служил привратником присутственного места (преториума) Понтия Пилата. Когда Христа выводили на улицу, Картафилус ударил его кулаком в спину и бросил презрительно: «Иди скорее, чего ты так медлишь?» И тогда Иисус, строго взглянув на привратника, произнес: «Я пойду, а ты подождешь, пока Я вернусь».
С тех пор, по словам архиепископа, Картафилус, которому во время беседы со Спасителем было около 30 лет, не может умереть. Каждый раз, достигнув 100-летнего возраста, он заболевает непонятной болезнью. Мучения переходят в странный экстаз, а затем обреченный на вечность выздоравливает и. возвращается к тому возрасту, в каком был в день смерти Христа.
Священнослужитель уточнял: Картафилус, в основном, живет в Армении и других странах Востока, общается преимущественно с епископами и прелатами. За минувшие века он перешел от ярости, отчаяния и озлобленности к пониманию своей вины. Вот уже долгое время Картафилус ведет, мол, благочестивый, святой образ жизни, говорит крайне редко (только когда его спрашивают), от подарков и приношений отказывается, лишь изредка оставляя себе что-нибудь из одежды да скудную пищу.
О прошлом и о смерти Спасителя он вспоминает со слезами; вечноживущий терпеливо дожидается пришествия того, кого он оскорбил, и надеется на прощение. Ведь грех свой злосчастный привратник совершил по неведению.
Начиная с XV века на первый план выходят самые мрачные версии древней легенды, в которых говорится в основном о наказании, а не о раскаянии и ожидании прощения. Тогда появились рассказы о том, как Вечный жид полтора тысячелетия непрерывно ходит вокруг столпа в подземелье или живет в заточении нагой и заросший и спрашивает всех входящих к нему: «Идет ли уже человек с крестом?»
В 1602 году Европу охватило повальное увлечение книгой «Новое сообщение об Иерусалимском жиде, именуемом Агасфером, видевшем распятие нашего Господа Иисуса Христа и находящемся еще в живых». История, рассказанная в ней, действительно впечатляла. В молодости ученик Мартина Лютера Пауль фон Эйтцен, доктор богословия и шлезвигский епископ, учился в Виттенберге.
В 1564 году он завершил свое образование и вернулся к родителям в Гамбург. Естественно, что в ближайшее же после приезда воскресенье он направился в близлежащую церковь на проповедь. Среди прихожан фон Эйтцен заметил странного человека. Мужчина лет пятидесяти, высокого роста, босой, с длинными, падавшими на плечи волосами, стоял прямо напротив кафедры и с глубоким вниманием слушал проповедь.
Когда же звучало имя Иисуса, он кланялся с величайшим благоговением, ударял себя в грудь и горестно вздыхал. На улице стояла холодная зима, но странный прихожанин был облачен лишь в сильно изодранные панталоны и опоясанный ремнем кафтан. Позднее многие говорили, будто этого мужчину видели практически во всех странах Европы.
Поэтому известие о суде над Иисусом и вынесенном Ему страшном приговоре воспринял как свидетельство справедливости своих суждений. Так случилось, что ведомый на казнь Спаситель остановился передохнуть именно у порога дома Агасфера, но тот по злобе и из желания похвастать перед соплеменниками своим рвением, прогнал несчастного. Христос же, глянув на обидчика, произнес: «Я хочу здесь стоять и отдыхать, ты же должен ходить до второго пришествия».
Оборванец спокойно рассказал фон Эйтцену, что с тех пор посетил многие страны и города. В доказательство этого странный собеседник доктора поведал о многих особенностях жизни других народов, сообщил немало нового о жизни Христа (к слову, такого, чего не знали ни евангелисты, ни историки) и о его смерти.
Агасфер был убежден: Бог оставил его в живых до Страшного суда, чтобы живой свидетель случившегося мог рассказывать обо всем верующим. А значит, следует с терпением и спокойствием нести заслуженное наказание. Доктор, пораженный рассказом, начат наводить справки. Оказалось, что странный мужчина всегда держался скромно, мало говорил, никогда не смеялся, был крайне умерен в еде и питье, никогда подолгу не задерживался на одном месте и постоянно торопился.
Примечательно, что версия об обмане в расчете на вознаграждение сразу же отпала, поскольку Агасфер никогда не брал из предложенных ему денег более двух шиллингов, да и те практически сразу же раздавал нищим. Почему? Мужчина лишь пожимал плечами: мол, зачем нужны деньги, если о нем заботится Бог. И еще одна странность: Агасфера действительно видели во многих странах.
При этом, попадая в новое государство, он говорил на существующем там языке настолько хорошо, как будто являлся местным жителем. О прошлом мужчина рассказывал спокойно; только при упоминании имени Христа горестно вздыхал, а услыхав хулу на Спасителя, резко обрывал несдержанного на язык собеседника, заставляя того замолчать и покаяться.
В начале XVII века история о Вечном жиде в Германии, во Франции, Бельгии, Дании, Швеции стала очень популярной. Интересно, что в Пикардии и Бретани по сей день верят в то, что странствие Агасфера еще не закончено. Когда ветер неожиданно взметает дорожную пыль, местные жители говорят: прошел Вечный жид. А в Альпах каждого пожилого путешественника-еврея крепкого телосложения автоматически принимают за иерусалимского сапожника, причем считается, что встреча с ним приносит несчастье.
Периодически странника, наказанного вечной жизнью, встречали в разных уголках мира, о нем писали книги, слагали баллады и песни. С необычным старцем, говорившим, что он по повелению Христа должен жить до конца света, встречался в пустыне вождь арабов Фадила. Соплеменники вождя называли странного путника Зерибом, «избранным сыном». А некий Антонио ди Франческо ди Андриа сообщал, как в Виченце появился удивительный старец Боттадио, совершивший много чудес и добрых дел.
Свидетели появления Агасфера в Тоскане были более миролюбивы: в основном они расспрашивали старика, которого считали провидцем, о своем будущем. При этом казалось, будто вечный странник знает о собеседнике все. Даже то, чего не мог знать никто. Советы же старика оказывались всегда глубоко нравственными и на редкость миролюбивыми.
Вообще, итальянцы в большинстве своем верили, что Вечный жид, которого они называли Джованни Боттадио, не кто иной, как. апостол Иоанн! Он якобы не умер, а спит в своем гробу в Эфесе, ожидая Страшного суда, тогда он восстанет, чтобы проповедовать Евангелие.
О том, существует ли Агасфер на самом деле, спорили всегда. И если изначально в легенде практически отсутствовала антисемитская подоплека, то с течением времени во многих странах Европы неоднократно громили еврейские кварталы, где якобы прятался Агасфер. Что же касается писателей, поэтов, художников и композиторов всех стран, то они неоднократно обращались к теме проклятого странника, каждый раз создавая свою интерпретацию образа из легенды.
А новые и новые свидетельства в пользу существования иерусалимского сапожника, люди, видевшие его и говорившие с вечным стариком на самые различные темы, появляются непрестанно и в наше время.
Согласно мифу, за минувшие два тысячелетия Вечный жид очень поумнел, примирился со своей участью и продолжает странствовать по миру, каждый раз пользуясь новым именем (подозревали, например, что в относительно недавнем прошлом он называл себя графом Калиостро).
Что ж, если сказка упорно не желает покидать наш мир, значит, она просто нужна ему. или не является сказкой.
Вечный жид или Агасфер
Как же он появился? Иудей-ремесленник, мимо дома которого вели на распятие Иисуса Христа, нёсшего свой крест, отказал Иисусу и оттолкнул его, когда тот попросил позволения прислониться к стене его дома, чтобы отдохнуть, и за это был осуждён на скитание по земле до Второго пришествия и вечное презрение со стороны людей.
Диалог Агасфера и Христа, обычно входящий, с разными вариациями, во все версии: «Иди, чего медлишь?». — «Я могу медлить. Но труднее будет медлить тебе, ожидая Моего прихода»; либо «Иди, на обратном пути отдохнёшь» (подтекст: Ты Сын Божий, так воскресни после распятия и отдохни на обратном пути) — «И ты будешь вечно идти, и не будет тебе ни покоя, ни смерти»; либо «Я пойду, но и ты пойдёшь и будешь Меня ждать».
Сущность легенды, если отвлечься от некоторых частностей, — воздаяние Божества человеку, выражающееся в вечном скитании или вечных мукахчеловека, согрешившего против Божества.
Существует предание, что раз в пятьдесят лет Агасфер подходит к Иерусалиму, чтобы вымолить прощение у Гроба Господня, но каждый раз в Иерусалиме случаются страшные бури, и ему не удаётся осуществить задуманное.
Спасибо. Читал у Ильфа и Петрова в «Золотом теленке» про Вечного жида. но суть и предыстория там не раскрывались. Теперь стало понятно.
Как получить вечную жизнь? Оттолкнуть сына Божьего.
Главное, не перепутать и не толкнуть кого-нибудь другого.
Диалог Агасфера и Христа, обычно входящий, с разными вариациями, во все версии:
Во все версии чего входящий?
Вообще непонятно, за что Агасфера чмырят. И почему он жид. Он же не из-за природной злобы или жадности возражал, просто его не устраивала концепция, предложенная переносчиком креста. «Иди, на обратном пути отдохнёшь» (подтекст: Ты Сын Божий, так воскресни после распятия и отдохни на обратном пути). Кажется, вполне разумный ответ на не вполне адекватные идеи.
— Не буду напоминать вам длинной и скучной истории Вечного еврея. Скажу только, что около двух тысяч лет этот пошлый старик шатался по всему миру, не прописываясь в гостиницах и надоедая гражданам своими жалобами на высокие железнодорожные тарифы, из-за которых ему приходилось ходить пешком. Его видели множество раз. Он присутствовал на историческом заседании, где Колумбу так и не удалось отчитаться в авансовых суммах, взятых на открытие Америки. Еще совсем молодым человеком он видел пожар Рима. Лет полтораста прожил в Индии, необыкновенно поражая йогов своей живучестью и сварливым характером. Одним словом, старик мог бы порассказать много интересного, если бы к концу каждого столетия писал мемуары. Но Вечный жид был неграмотен и к тому же имел дырявую память.
Не так давно старик проживал в прекрасном городе Рио-де-Жанейро, пил прохладительные напитки, глядел на океанские пароходы и разгуливал под пальмами в белых штанах — штаны эти он купил по случаю восемьсот лет назад,в Палестине, у какого-то рыцаря, отвоевывающего гроб господень, и они были еще совсем как новые. И вдруг старик забеспокоился. Захотелось ему в Россию, на Днепр. Он бывал везде: и на Рейне, и на Ганге, и на Миссисипи, и на Ян-Цзы, и на Нигере, и на Волге. И не был он только на Днепре. Захотелось ему, видите ли, бросить взгляд и на эту широкую реку.
Аккурат в 1919 году Вечный жид в своих рыцарских брюках нелегально перешел румынскую границу. Стоит ли говорить о том, что на животе у него хранились восемь пар шелковых чулок и флакон парижских духов, которые одна кишиневская дама просила передать киевским родственникам.В то бурное время ношение контрабанды на животе называлось: «носить в припарку». Этому делу старика живо обучили в Кишиневе. Когда Вечный жид, выполнив поручение, стоял на берегу Днепра, свесив неопрятную зеленую бороду, к нему подошел человек с желто-голубыми лампасами и петлюровскими погонами и строго спросил:
— Жид, — ответил старик.
— Ну, пойдем, — пригласил человек с лампасами. И повел его к куренному атаману.
— Жида поймали, — доложил он, подталкивая старика коленом.
— Жид? — спросил атаман с веселым удивлением.
— Жид, — ответил скиталец.
— А вот поставьте его к стенке, — ласково сказал куренной.
— Но ведь я же Вечный! — закричал старик. Две тысячи лет он нетерпеливо ждал смерти, а сейчас вдруг ему очень
— Молчи, жидовская морда! — радостно закричал чубатый атаман. — Рубай его, хлопцы-молодцы!
И вечного странника не стало.
Степь да степь кругом,
Стой, пархатый, стой!
а еще фильм есть хороший «Вечный Жид» правда 1940 года выпуска.
Оборот денег в семье.
Старший сын подарил младшей сестре 5000 руб на днюху(13 лет разница).
Сегодня она подходит ко мне:
— Пап, вот 5000 рублей. И вот мои заказы на али. Это подарки тебе, маме, брату, его жене и их мелкому. Успеют же приехать? Можешь оплатить по карте?
— Конечно, доча.
Оплатил. Деньги взял. Ибо это её решение. Добавлю их в её подарок. Но об этом ей, конечно, не скажу.
Новый Год на носу. Подарки. Берегла эти деньги с апреля. Вот так решила их потратить.
У меня хорошие дети.
Не рой яму другому.
Мастер спорта
Это только начало, кожаные
Битва
Золотой фонд багоделов
Если в ремастере GTA покачивать машиной из стороны в сторону, она увеличивается в размерах.
Цена высока
Семейные ценности
Ответ на пост «Про халат»
Действительно
Маленький
На злобу дня
Хороший совет
Неправильная музыка
Недавно в родительском чате моего младшего воспитатель залила видос как дети отплясывают под какую-то модную молодежную песню типа «ягодка-малинка» или что-то в этом роде. Довольно забавное видео.
Показал его своим родителям и понеслось. Особенно отец:
-какую-то хрень детям включают
-разве это музыка
-это деградация
-лучше б классику слушали
-детям до 8 лет такое нельзя слушать
И все в таком духе.
А я сижу и вспоминаю, как этот чувак со своими пьяными корешами при 6ти летнем мне на всю громкость врубал Сектор газа и Красную плесень.
Модные тогда были группы.
Фотографка же
Ответ на пост «Не прокатило»
Агасфер или вечный жид
Это не антисемитское произведение, а просто попытка понять некоторые истины.
Мне кажется, притча об Агасфере поднимает сразу несколько сложных вопросов сосуществования человека в обществе, которое дано ему природой. Сам миф говорит об одном иудее, ремесленнике по имени Агасфер, дом которого стоял на пути Христа на голгофу, Иисус, которого вели на распятие, проходя мимо дома Агасфера, попросил его впустить во двор и дать ему передохнуть, но тот оттолкнул его. За это он богом был осужден на вечные скитания и вечное презрение со стороны людей. В легенде говорится, что Агасфер грубо остановил Христа, сказав ему “Иди, что ты медлишь?” – “Я пойду, но и ты пойдешь и будешь меня ждать”. С тех пор не было Агасферу покоя, он скитался по всему миру, и во все времена, и нигде не мог остановиться, так как люди его презирали. Для меня этот миф трансформировался в каждый период моей жизни по-разному. В моей ранней молодости, все было просто, одно прозвище Агасфера “Вечный жид” многое могло сказать моему не окрепшему разуму. Тогда в пятидесятые годы и начала шестидесятых бытовой антисемитизм был довольно распространен, ходило массу анекдотов, довольно злобных, рассказывали о евреях разные гадости. В общем, жиды, а потом я стал встречаться и дружить с евреями, своими ровесниками и если честно я не очень отличал их от других своих приятелей, только они были умнее нас, а многих из них и более скрытные. Потом я узнал о “Бабьем яре”, о концлагерях, построенных фашистами, где планомерно уничтожали евреев вместе с другими недочеловеками, славянами, татарами, и людей других национальностей. Моего отца от сибирских Сталинских лагерей спас его друг, еврей. Так что, по моему мнению, в этой притче наказывается не иудей, а человек, который заражен самым страшным человеческим пороком – равнодушием, черствостью, отсюда предательство своих близких, своих друзей, свой народ, своего государства. Я считаю, что, как и порок равнодушия вечен, так и вечны люди, зараженные этим пороком. Библия и Евангелие своими высказываниями и притчами учат людей, как жить по совести и справедливости. На мой взгляд, человека не очень просвещенного, весь мир нельзя любить так, как свою родину, даже если, по мнению некоторых граждан, народ ошибается и движется вперед не в том направление. Я могу понять этих людей, которые своим примером, словами, и действиями пытаются направить народ на путь истинный, как они его понимают, но только в одном случае, если они любят свой народ, если они частица его. То, что творится сейчас, мне напомнило эту притчу, Не хочу никого оскорблять, но действия и страстные речи некоторых правозащитников и господ демократов мне напоминают именно эту притчу. Эти деятели прекрасно понимают, что своими поступками и речами они пытаются расколоть страну еще более на мелкие кусочки. Тут уж любовью к своей стране, к своему народу и не пахнет. Тем более у некоторых из них есть паспорта других государств, они понимают, что раскол такой непредсказуемой страны, как Россия приведет к страшным последствиям. Поэтому запасная страна нужна таким людям, затем, чтобы вовремя смыться, потому что кто бы не выиграл в этой борьбе, им все припомнят даже свои. Каким словом можно назвать выступление одного страстного защитника свободы в сенате США, в котором он призывал признать Россию тоталитарным государством и поступить с нею, как с другими тоталитарными государствами, Афганистаном, Югославией, Ираком.
А один из правозащитников на вопрос ведущего, если вы узнаете, что ради защиты свобод, страна уменьшится в границах Москвы и Московской области, ответил так, я бы на это согласился. А сейчас он сидит в Европейском парламенте и делает все, чтобы унизить свою страну, он сам об этом сказал на радио ”Эхо Москвы”, а послушайте Новодворскую, так она в пылу спора даже заявила, что Американцы должны просто разбомбить Москву. Такие ораторы, чтобы не случилось в России, обвиняют только президента и правительство, хотя президенту пришлось расчищать Авгиевы конюшни, оставленные прежним правлением. Я уважал Ельцина первой поры его правления, он пытался, как мог, остановить распад России, но совершил массу ошибок, в которых сейчас обвиняют Путина, и главное это начало войны с Чечней, и такой же бесславное окончание этой войны. Коррупция развилась на почве ваучерных аукционов, и разрослась до беспредельных размеров еще при Ельцине. Все помнят, как Россию сотрясали войны олигархов, как Киселев и Доренко поливали друг друга грязью, и это несмотря на то, что не только простым людям, но и предпринимателям среднего достатка пришлось пережить много тяжелых дней и месяцев, чтобы выжить. Сейчас они оба ошиваются на Эхо Москвы, и рука об руку поливают грязью уже Путина.
Можно ли поверить после всего этого кошмара, что они стараются улучшить жизнь простых граждан России. Можно любить Путина или ненавидеть его, но думаю, что и такие люди должны признать, что жизнь для простых людей улучшилась, пусть не настолько насколько бы нам хотелось, но заметно улучшилась. А главное общество консолидировалось настолько, что уже нет разговоров о сепаратизме.
Я вот думаю, что такие демократы понимают, что любая реформа, любая встряска, я уже не говорю о насильственной перемене власти любой окраски, перейдет в красный цвет большой крови, что Россия перестанет существовать. Поэтому я думаю, что вольно или невольно, а я думаю, все-таки большинство таких людей точно знают, что играют они на руку наших противников. Таким людям неважно, что если страна расколется, вся тяжесть и боль этого раскола ляжет на плечи простых людей, потому что, все, кто имеют двойное гражданство, те, кто имеют деньги, успеют удрать за границу.
Вот поэтому, я считаю, что этот миф, миф о Вечном Жиде, ой как подходит к нашим условиям.