агнец кто это такой
Значение слова «агнец»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Агнец Божий — одно из наименований Иисуса Христа, известное из Нового Завета.
Евхаристический Агнец — четырехугольная частица, вырезаемая из просфоры во время проскомидии.
Пасхальный агнец — ягнёнок (реже козлёнок), который выступал как искупительная жертва, прообраз Иисуса Христа.
В переносном значении это слово обозначает кроткого, послушного человека.
А’ГНЕЦ, нца, м. (книжн.). Ягненок, жертвенное животное (церк.). || перен. Кроткий, невинный человек. А. мой послушный. Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
а́гнец
2. устар. ягнёнок как одно из древнейших жертвенных культовых животных ◆
3. устар. перен. кроткий, послушный человек ◆ Другой всадник был маленький, худенький — глаза поникшие, с постным лицом, с смиренными робкими движениями, казалось, воды не замутит, приветливый, низкопоклонный. Сущий агнец! Лажечников, «Басурман», 1838 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова горячность (существительное):
Санскритология. Толковый словарь Библии. Агнец
Справка.
Агнец — животное (ягнёнок, козлёнок (Исх.12:5)), приносившийся в жертву всесожжения (Исх.12:3, Быт.22:7, Ис.43:23). В Библии агнец — поэтический образ, символ терпеливого, кроткого человека. У пророка Иеремии (50:17) еврейский народ в целом уподобляется безгласно-покорному агнцу, ведомому на заклание. У пророка Исайи агнец символизирует еврейский народ, искупивший своими страданиями грехи предков и других народов. В христианской апокалиптике агнец божий или просто агнец — название Иисуса Христа или Христа как мессии. Поклонение агнцу как апокалиптический мотив.
Агнец Святой* – средняя часть особой агничной просфоры, которая на литургии пресуществляется (превращается) в Тело Христово. Агнец (слав. ягненок) — литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства Евхаристии. Согласно учению Церкви, литургические хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Телом и Кровью причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Такой способ приготовления литургического хлеба возник, по-видимому, в IX — Х вв.: с этого времени он начинает упоминаться в богослужебной литературе. Агнцем символически называют Исуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесённым в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха.
* Традиционное толкование слова из книги «Православие. Таинства. Обряды. Чудеса» (Астрель.М.,2009)
Санскритология.
Слова агнец Святой и агнец созвучны, но имеют разную трактовку. Одно дело есть жаренного ягнёнка на Пасху, а другое есть хлеб, превратившийся в тело Христа, т.е. питаться духовной субстанцией – светом или Огнём. Первый вариант перевода слова агнец как: agni [агни] – «огонь, бог Огня», т.е. «Свет Бога Огня». Второй вариант: anga [анга] – «тело, часть тела, основа, вспомогательное средство», т.е. «Святое тело» или «основа святости».
Агнец
В Библии агнец — поэтический образ, символ терпеливого, кроткого человека. Иоанн Креститель называет Спасителя «Агнцем Божиим» (Иоан. 1:29) как непорочную, чистую жертву. (1Пет.1:19; Отк.5:6; 7:9 и дал.; 12:11; 17: 14; 21:23 и дал.; 22:1.) У пророка Иеремии (50:17) еврейский народ в целом уподобляется безгласно-покорному агнцу, ведомому на заклание. У пророка Исайи агнец символизирует еврейский народ, искупивший своими страданиями грехи предков и других народов. В христианской апокалиптике агнец божий или просто агнец — название Иисуса Христа или Христа как мессии. Поклонение агнцу как апокалиптический мотив — см. Собор всех святых.
Агнец – (церк.) образ, символ терпеливого, кроткого человека; человек грешный и слабый верою, идущий за пастырем; смиренный агнец. Агнец — распространённый поэтический образ в молитвах христиан и евреев. В художественной литературе, особенно в поэзии, этот образ часто употребляется, как символ смирения и покорности («смиренный агнец»).
Агнец является пасхальным символом в большинстве христианских стран. В южных странах — Болгарии, Италии ягненка готовят целиком, в России принято печь пироги в виде барашка. Пасхальных ягнят делают и из шоколада, а также игрушки-сувениры.
Агнец – (церк.) иносказание непорочности во плоти; непорочность во плоти, ангел (во плоти, кротости), святой, агнец божий.
Агнец – (церк.) представитель Спасителя; Спаситель.
Агнец – (церк.) вынутая на проскомидии часть просфоры – символ жертвенного агнца в христианской литургии. Заимств. из церк.-слав. языка.
Агнец – <фин.>(по англ. «lamb».) неопытный спекулянт, действующий на рынке вслепую.
Содержание
Евхаристический Агнец
Евхаристический Агнец — четырехугольной формы частица, вынимаемая из просфоры во время проскомидии и пресуществляемая затем, во время освящения Святых Даров, в тело Христово. Вырезается с особыми молитвословиями, причем для него выбирается лучшая из просфор. Для каждой литургии приготовляется один агнец. Начало использования на литургии агнца восходит к VIII веку. Чин приготовления агнца в современном виде выработался постепенно и окончательно установился в XIV—XV века.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Агнец» в других словарях:
агнец — агница, агня; ягня, ягненок, ярка, барашек, ягненочек; непорочность во плоти, спаситель, ангел (во плоти, кротости), святой, агнец божий; тихоня Словарь русских синонимов. агнец 1. см. ягнёнок. 2. см … Словарь синонимов
АГНЕЦ — (лат. agnus ягненок). 1) часть просфоры, на которой совершается таинство евхаристии. 2) в переносном значении: непорочный человек. (Производные: агнчик, уменьш., агница, агнчий, агнечный, агнов и агня или ягня. Ягненок, ягненочек, ягнячий,… … Словарь иностранных слов русского языка
Агнец — животное (ягненок, козленок), приносившееся в жертву всесожжения (Быт., 22, 7, Ис., 43, 23). В Библии А. поэтический образ, символ терпеливого, кроткого человека. У пророка Иеремии (50, 17) еврейский народ в целом уподобляется безгласно покорному … Литературная энциклопедия
АГНЕЦ — АГНЕЦ, агнца, муж. (книжн.). Ягненок, жертвенное животное (церк.). || перен. Кроткий, невинный человек. «Агнец мой послушный.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
АГНЕЦ — муж. агница жен. агня ср. ягня, ягненок, ярка, барашек; | иносказание непорочности во плоти; | церк. представитель Спасителя; | вынутая на проскомидии часть просфоры; агнечная просфора, из которой часть эта вынута. Агнец непорочный, авраамово… … Толковый словарь Даля
Агнец — (слав. ягненок) литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства евхаристии. Согласно учению церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь Христа. Преосуществленными хлебом и вином причащаются… … Религиозные термины
АГНЕЦ — м. агница ж. агня ср. ягня, ягненок, ярка, барашек; … Современная энциклопедия
агнец — ’агнец ягненок, основное жертвенное животное у евреев (1Цар.7:9 ). Мог быть от овец или коз и должен был быть без порока, мужского пола, однолетним (Исх.12:5 ). Агнцы употреблялись для жертвы еще и до Моисеева закона (Быт.22:7 ). Иисус Христос… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
АГНЕЦ — АГНЕЦ, нца, муж. (стар.). Ягнёнок (обычно как жертвенное животное). Принести агнца на заклание. Кроток как а. (ирон.). Прикинуться агнцем (очень кротким; ирон.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АГНЕЦ — Божий (непорочный). Книжн. Устар. Ирон. Кроткий, робкий, безобидный человек. Ф 1,14. /em> Выражение связано с библейским преданием о заклании Авраамом “агнца (ягнёнка) Божия”. БМС 1998, 19. Заколоть агнца. Книжн. Устар. Шутл. Устроить пирушку,… … Большой словарь русских поговорок
Почему агнец – ягненок, а не курица или корова?
Под жертвой понималось благодарственное приношение Богу плодов земли или животных. С древних времен жертвенным животным считался молодой ягненок (агнец), который стал известен как символ Иисуса из Евангелия от Иоанна. Эта традиция началась еще со времен Авеля, когда они с братом принесли дары Господу.
Но почему именно агнец предполагался на жертвенное заклание? Не теленок или, к примеру, курица?
Невинная жертва
Все дело в природе этого животного. Особенность ягненка заключается в том, что он совершенно добровольно идет к собственной смерти. В отличие от других представителей фауны, он не сопротивляется своей участи. Невероятная покорность, к сожалению, для животного, и привела к тому, что именно он стал ассоциироваться с жертвенным даром.
Жертвоприношение ягнят играло очень важную роль в еврейской религиозной жизни и их жертвенной системы. Особое значение агнец приобретает во времена Моисея, когда становится ритуальным животным, связанным с праздником еврейской Пасхи. Вы ведь помните, что у евреев еще до Пришествия Христа на землю была своя пасха, связанная с историей их исхода (освобождения) из Египта.
Слово «пасха» происходит от еврейского глагола пасах — «проходить мимо, миновать».
Так вот, отмечая избавление от египетского плена, израильский народ ежегодно закалывал ягненка, как сделали – по указанию Ангела – евреи во время десятой египетской казни.
Ко временам Нового Завета с Агнцем стало ассоциироваться не само жертвенное животное, а иисус Христос. Впервые сравнение Спасителя с жертвенным ягненком возникает в пророчествах Исаии: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца был веден Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». (Ис. 53, 7)
«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет (на Себя) грех мира». Ин. 1, 29
Ведь именно Он Своей Кровью, своей жертвенной смертью искупил грехи человечества. Подобно покорному агнцу, Иисус совершенно добровольно взошел на Голгофу, взвалив на себя крест человеческих несовершенств.
В самом деле, приношение пасхального ягненка и помазание кровью косяков и перекладины дверей домов, в которых жили в Египте, было для того, чтобы ангел смерти прошел мимо тех людей, которые находятся в «завете крови» (Исход 12:11-13).
Еще одним важным жертвоприношением с участием ягнят была ежедневная жертва в Иерусалимском храме. Каждое утро и вечер, ягненок был принесен в жертву за грехи народа (Исход 29:38-42). Эти ежедневные жертвы, как и все другие, были простыми отсылками к совершенной жертве Христа на кресте.
И время смерти Иисуса на кресте соответствует времени вечерней жертвы. Евреи того времени были также знакомы с ветхозаветными пророками Исайей и Иеремией, чьи пророчества предсказывали пришествие кого-то, кто будет «как ягненок веден на заклание» (Иеремия 11:19; Ис. 53:7) и чьи страдания и жертва обеспечат выкуп для Израиля.
Образы Агнца в Библии
ngasanova
Вспомнить, подумать.
АГНЕЦ
Агнец— распространённый сюжетный и символический мотив средневекового и ренессансного
искусства; в древней Палестине жертвенное животное; в Библии, христианской литургии
и иконографии символ непорочной жертвы, целомудрия и смирения.
Якобелло Альбереньо. Полиптих «Апокалипсис».
(Центральная панель, 1360-1390 гг.).
Синонимы —
агнец божий;
спаситель;
ангел (во плоти, кротости);
непорочность во плоти, святой;
агница, агня.
Агнец, агнец белый!
Как ты, агнец, сделан?
Кто пастись тебя привел
В наш зеленый вешний дол,
Дал тебе волнистый пух,
Голосок, что нежит слух?
Кто он, агнец милый?
Кто он, агнец милый?
Слушай, агнец кроткий,
Мой рассказ короткий.
Был, как ты, он слаб и мал.
Он себя ягненком звал.
Ты — ягненок, я — дитя.
Он такой, как ты и я.
Агнец, агнец милый,
Бог тебя помилуй!
Уильям Блейк.
В религиях народов древнего Ближнего Востока, и в частности в ритуалах древних
евреев, агнец (ягненок) выступает как жертвенное животное.
Йозеф Антон Кох. Жертвоприношение Ноя.
Он наиболее часто упоминаемая в ТАНАХЕ жертва Богу. Тора определяла агнца как жертву,
приносимую за грехи. Агнца приносили в жертву в храме два раза в день.
Особо торжественным было заклание агнца в праздник Пейсах.
Пророк Иеремии уподобляет еврейский народ безгласно-покорному агнцу, ведомому на заклание.
Ван Дейк, Антонис Апостол Филипп
Апостол Филипп так комментирует одно из мест о Мессии из Книги пророка Исаии:
Таким образом возникло символическое имя Христа – «Агнец Божий» и изображение
Христа в виде Агнца с крестом в произведениях христианского искусства.
В 691 году в период правления Юстиниана II представление Христа как
Агнца Божьего было запрещено.
Видение Иоанна Богослова.
Миниатюра из «Роскошного часослова герцога Беррийского».
Небесный Агнец облечен властью исполнять Божественные определения о дальнейших судьбах
мира (снимать семь печатей), и о судьбах праведных и нечестивых, а также вести
эсхатологическую битву с силами зла. «Сидящему на престоле и Агнцу» «всякое создание,
находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них» непрестанно
воздает «благословение и честь, и славу… во веки веков»
(Откровение апостола Иоанна Богослова» ).
В «Откровении Иоанна Богослова» снятию седьмой печати предшествует
«поклонение всех святых» Агнцу Божьему.
«И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и
число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин
Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и
славу и благословение … После сего взглянул я, и вот, великое множество людей,
которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло
пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.
И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле,
и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырёх животных, и пали
перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и
слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки
веков! Аминь.
И, начав речь, один из старцев спросил меня:
сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин.
И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и
убелили одежды свои Кровию Агнца»
(«Откровение Иоанна Богослова»).
Миниатюра из «Апокалипсиса», Беатус Факундус, 1047 г.
И было то, что в Вифаре –
Креститель под пальмой стоял.
И желтый поток Иордана
Кипел, и шумел, и сиял.
Собралося много народу:
И отрок, и старец седой
Стремились, желая спасенья,
Живою креститься водой.
Из дальних пустынь на верблюде,
Из ближних на статном коне
И раб, и свободные люди
Спешат к Иорданской волне.
Поспешно снимая одежды,
Всяк сердце хотел обнажать,
И голос Крестителя громко
Сердцам возвещал благодать.
Как многое тут пробудилось!
Все тайны раскрылись сердец,
То мытарь бледнел и молился,
То в латах смирялся боец.
И слезы текли по ланитам,
И вздохи кипели в устах,
И все торопились омыться
В святых Иорданских волнах.
Но вдруг вдохновенный Креститель
Вскричал громогласно при всех:
«Глядите! Се Агнец Господень,
От мира взимающий грех!»
И взоры все ищут кого-то,
Как будто видение снов,
Глядят, вопрошают с заботой:
«Где ж дивный взиматель грехов?»
И путник вдали показался
Величествен, тих, сановит.
И шел Он, как Божия дума,
Высокою тайной покрыт!
Так ходят алмазные звезды
По синим своим высотам,
Сияньем земных обливая,
Не данствуя их суетам.
И вспыхнули разные чувства
На лицах людей и в очах:
То вера боролась с неверьем,
То с робкой надеждою – страх,
Пытливость лукаво глядела,
И кротость смиренно ждала,
Что скажет Неведомый Путник,
Какие приявит дела?
От путника веяло жизнью,
Зане Он – и Жизнь и Любовь.
И будет так веять – доколе
Сияет лампада миров.
Федор Глинка.