автомасла подорожали почему так сильно
Рост цен на смазочные материалы был неизбежен и будет продолжаться
К концу текущего года, если сравнивать с предыдущим, цены на все автомобильные масла будут выше более чем на 40%. Рост цен уже вовсю ощутили на себе российские потребители, хотя год ещё и не перевалил за половину. Основной причиной такого ошеломляющего скачка эксперты называют стремительно растущую стоимость базовых масел по всему миру, пакетов присадок и упаковочного материала. Сюда также нужно прибавить и возросшие логистические затраты.
Как импортёр смазочных материалов из Южной Кореи в РФ подтверждаем: увы, всё так и есть. И нужно готовиться к тому, что цены на смазочные материалы, включая автомасла, в ближайшие месяцы будут только расти. Причём речь не только об импортном товаре.
Давайте посмотрим, что происходило в мире, из-за чего все мы сегодня столкнулись с вопиющей дороговизной автомобильных масел и всей смазочной продукции в целом.
Мировой дефицит базовых масел
Первый скачок цен на базовые масла произошёл ещё в декабре 2020 года. Представители отрасли поначалу посчитали явление сезонным, но уже в январе стало понятно, что это тенденция. И причина не столько в последствиях карантинных мер и росте цен на нефть. Просто спрос на базовые масла I, II и III групп во всем мире начал и продолжает стремительно обгонять предложение.
Дело в том, что ведущие поставщики базовых масел в разных концах света как по сговору сократили мощности: кто-то закрылся на плановый ремонт, а кто-то начал технические работы. А сейчас, когда мировая экономика снялась с паузы, и спрос на базовые масла возвращается, оказалось, что теперь уже «на паузе» предлагающая сторона.
Возьмём для примера Азиатский регион, откуда к нам импортируется достаточно много товаров в категории смазочных материалов. Пунктирно перечислим, что происходило с отраслью там в 1 квартале года:
• В конце января из-за технических проблем на целый месяц неожиданно остановился один из заводов крупнейшего японского производителя смазочных материалов ENEOS Corp. И это в дополнение к плановому техобслуживанию с февраля по май на блоке в г. Мидзусима, а также с марта по апрель — на заводе в Таиланде.
• Приостановлена работа блока по производству базовых масел I группы ExxonMobil в Сингапуре.
• Свои агрегаты по производству базовых масел II и III групп с середины марта до конца апреля на техническое обслуживание остановила южнокорейская GS Caltex.
• В марте начался ремонт на предприятиях по производству баз I и II групп крупнейшего индийского нефтепереработчика Hindustan Petroleum Corp Ltd.
• С марта по апрель на ремонт встало одно из подразделений крупнейшего мирового поставщика масел III группы – южнокорейской компании SK Lubricant.
Ну, как здесь не возникнуть дефициту? А ведь ситуация почти один-в-один сложилась и в Европе, и в США, и на Ближнем Востоке. На этом фоне наиболее платёжеспособные покупатели базовых масел повысили ставки, и цены закономерно пошли вверх, причём резко. О последнем некоторые крупные компании, такие как ExxonMobil и Petro-Canada, официально объявили уже в январе. Вскоре их примеру последовали и остальные производители.
Чтобы вы понимали разницу между «было» и «стало», приведём пару цифр. Так, в конце января в течение всего лишь одной недели цена за 1 тонну базового масла SN500 (т.н. лёгкое масло I группы) в Европе выросла с 740 до 780 долларов. А за 30 дней цена на данный вид масла выросла на 349 долларов.
Удорожание присадок
И ладно бы только базовые масла росли в цене. Полным ходом дорожают и присадки. Так, о повышении цен на свою продукцию до 8% ещё в декабре прошлого года объявила Afton Chemical. А с января года нынешнего цены повысили также: Infineum USA (на 6—9%), Lubrizol (на 9%), Evonik Industries (на 7%).
Вишенкой на этом торте выступают транспортные компании, которые также с начала года подняли цены на свои услуги. Так, начиная с осени непрерывно и сильно растут фрахтовые ставки – плата за перевозку грузов морским путем. Одной из причин подорожания называют банальную нехватку контейнеров из Южной Азии, потому что всё они ушли с импортом в США. И чтобы элементарно уехать из азиатского порта с грузом, нужно доплатить так называемый Priory Go – порядка 1 тысячи долларов за контейнер. Из-за этого грузополучатели, в числе которых и импортёры корейских масел в РФ, несут значительные и непредвиденные расходы. С учётом всех надбавок, цена фрахта за 40-футовый контейнер, например, из Пусана во Владивосток выросла почти в 7 раз.
И полетели письма счастья…
Результат всего вышеописанного уже ощутил на себе буквально каждый автовладелец, который этой весной покупал в свой автомобиль новое моторное масло.
Ведь реакция производителей готовых смазочных материалов и импортёров на дефицит баз и все прочие неприятности была почти мгновенной. Кто-то решился поднять цены сразу процентов на 20-30%, кто-то действует осторожно, повышая цены на единицы процентов, но от недели к неделе.
В начале весны уведомления о повышении цен разошлись из центральных офисов практически всех мировых масляных брендов. Так, производители в Северо-Американском регионе уже объявили о следующем подорожании:
• Shell — до 12%;
• Chevron — от 12% до 15%;
• Valvoline — до 12%;
• Mobil — до 15%;
• Total — до 15%;
• Castrol — до 15%.
Увы, ситуация в нашей стране не лучше общемировой. Конечно, ведущие российские НПЗ в последние годы усиленно модернизируют мощности, чтобы перейти на базовые масла собственного производства и, таким образом, меньше зависеть от импорта. Однако с начала этого года отечественная нефтеперерабатывающая отрасль, напротив, сбавила обороты. Так, с февраля закрылся на ремонт блок производства базовых масел «Газпромнефти» на Омском НПЗ. А в марте на техническое обслуживание отключили блок производства базовых масел на Ярославском НПЗ.
Самое печальное во всем происходящем, что пока все мы не вполне ощутили масштаб бедствия – на складах ещё полно остатков с 2020 года. Пожалуй, лишь летом, а то и осенью ценники достигнут своего максимума, а значит, на какое-то время рост цен что на импортные, что на отечественные смазочные материалы остановится.
Чтобы наши подписчики совсем уж не унывали, обратим внимание на вот такую вещь. Если на 40% подорожает канистра масла, которая сейчас стоит 1500 рублей, то по факту она подорожает на 600 рублей. Если на тот же процент подорожает канистра с первоначальной ценой 3000 рублей, то её новая цена будет больше на 1200 рублей.
Иными словами, платить больше за моторные масла всем придётся так и так. Но останется хотя бы выбор, на какую именно сумму больше. Простая арифметика, а выводы пусть каждый делает сам, исходя из полноты своего кошелька.
В России резко и ощутимо подорожали моторные масла
По подсчетам специалистов, на конец июля средняя цена одного литра моторного масла на российском рынке составляет от 400 до 500 рублей. Для сравнения: в январе продавцы отдавали смазку 250 — 300 «целковых» за литр.
«Причина — в образовавшемся дефиците базовых масел, которыми пользуются все производители смазочных материалов. Из-за пандемии, локдаунов, сбоев логистических и производственных цепочек в мире выпуск сырья для моторных масел был сокращен, но сейчас спрос резко восстанавливается, и предприятия нефтехимической отрасли за ним не поспевают», — рассказал порталу «АвтоВзгляд» Владислав Соловьев, президент маркетплейса по продаже автозапчастей Autodoc.ru.
Когда цены стабилизируются, сказать трудно — скорее всего, дефицит продолжится до конца текущего года. И это на руку производителям контрафакта, которые готовы отдавать свою «продукцию» буквально за копейки: в некоторых регионах страны доля контрафакта может достигать 20% — то есть каждый пятый мотор работает на низкокачественной «жиже».
Вообще, смазывать, защищать, чистить, охлаждать… — свойств у моторного масла много. Если подытожить их все, то вывод будет такой: смазка в двигателе продлевает ему жизнь. Разумеется, есть и много мифов о моторных маслах. Все они рождаются в гаражах и на просторах Интернета. Но многие из них не более, чем страшилки, и лишь дезориентируют неопытных автомобилистов. Портал «АвтоВзгляд» собрал самые известные байки о самой важной смазке в вашем автомобиле.
Как не переплатить за моторное масло. Чек-лист
Пандемия коронавируса и очередная волна девальвации рубля внесли коррективы в жизни многих россиян. Выросли цены на огромное количество товаров с импортными комплектующими, и автомобильный рынок не стал исключением. Причем подорожали не только машины, но и запчасти, а также автомобильные аксессуары.
В сложившихся условиях водители предпочитают более рационально подходить к обслуживанию своего автомобиля и все чаще обращают внимание на автокомпоненты, которые стоят дешевле зарубежных аналогов, но не уступают им по качеству.
Одним из таких примеров является моторное масло. Сейчас на рынке есть масла от российских производителей, которые протестированы и одобрены мировыми автоконцернами. Они изготавливаются из отечественного сырья на местных производствах и не включают в себя валютную наценку. Например, в линейке Rosneft Magnum представлены пять типов масел в зависимости от климата, типа двигателя, пробега и эксплуатационных условий.
Рассказываем, почему российские масла не хуже импортных и разбираемся, как правильно подобрать недорогое и качественное моторное масло.
Запуск при минусовой температуре воздуха, повышенная влажность и многочасовые пробки – типичные для российского климата условия эксплуатации. В период затяжной российской зимы важно иметь не только мощный аккумулятор, но еще и хорошее синтетическое моторное масло с высоким уровнем вязкости.
Для создания максимально эффективного смазочного материала, обеспечивающего защиту двигателя в разных природных и климатических средах, работали научно-исследовательские институты России и ведущие мировые производители пакетов присадок. На основе этих исследований ученые «Роснефти» разработали масло Rosneft Magnum Coldtec, которое имеет более низкую температуру застывания, защищает детали мотора в момент старта, обеспечивает уверенный запуск при отрицательных температурах, а также снижает нагрузку на аккумулятор.
Каждый автомобильный бренд дает свою рекомендацию по межсервисному интервалу. Узнать это можно на сайте производителя вашего автомобиля или позвонив официальному дилеру. Как правило, этот период составляет 10-15 тыс. километров. Такой срок рассчитан исходя из среднестатистических условий эксплуатации, которые не всегда соответствуют реальным. Ведь непродолжительные поездки по городу, пробки и интенсивный разгон приводят к сгоранию масла.
Но если заливать технологичное масло высокого качества, то можно не думать о постоянном контроле его уровня. В Rosneft Magnum Runtec используются присадки последнего поколения и полностью синтетические базовые масла, которые не просто служат полный срок производителя, но и обеспечивают значительный запас свойств даже после 16 000 километров.
Автомобильные бренды рекомендуют выбирать моторное масло по определенным техническим стандартам, регламентирующим уровень вязкости и температурные режимы работы, а также эксплуатационные качества.
Этим характеристикам могут отвечать не только дорогие импортные масла, но и бюджетные качественные аналоги. Российские масла из линейки Rosneft Magnum соответствует международным стандартам API, ACEA, ILSAC, а также одобрены мировыми и отечественными производителями, среди которых Mercedes-Benz, Volkswagen, Renault, АвтоВАЗ, Land Rover, Jaguar, Porsche.
Последний, но не менее важный пункт – это цена. Стоимость на импортные моторные масла в последние несколько месяцев выросла вместе с курсом доллара. Это происходит потому, что цена масел зарубежных брендов формируется не только из стоимости базы и присадок, но также включает в себя таможенные пошлины и затраты на транспортировку.
Российские масла изготавливаются из отечественного сырья на местных производствах, и цена на них практически никак не привязана к валюте. Например, «Роснефть» имеет собственное производство минеральных и синтетических базовых масел, а присадки закупаются у мировых химических концернов. Это позволяет формировать конкурентоспособную цену за продукт, качество которого не уступает импортным аналогам.
Подобрать идеальный для себя вариант моторного масла из линейки Rosneft Magnum можно на официальном сайте.
Моторные масла подорожали в полтора раза с начала года и продолжают дорожать
Цена на моторные масла в России выросла на 40-50% с начала 2021 года и продолжает расти.
Об этом сообщают эксперты площадки по продаже запчастей Autodoc.ru
В России повысилась средневзвешенная цена нового автомобиля
В конце июля 2021 г. средняя цена одного литра моторного масла на российском рынке составляет в среднем 400-500 руб.
При этом в начале года розничная стоимость литра масла составляла в среднем 250-300 руб за литр, сообщают представители компании.
Российский рынок моторных масел оценивается приблизительно в 900 млн литров в год.
Из них 377 млн литров приходится на легковые автомобили, 330 млн литров – на грузовики, 157 млн литров в год расходуют легкие коммерческие авто, а еще 26 млн литров приходится на автобусы, сообщает Autodoc.ru со ссылкой на маркетинговое агентство Russian Automotive Market Research.
Cтремительный рост стоимости моторных масел связан с образовавшимся дефицитом базовых масел, которыми пользуются все производители, заявил президент Autodoc.ru Владислав Соловьев.
Пандемия привела к сбою выпуска и транспортировки сырья для моторных масел, но сейчас спрос резко восстанавливается и предприятия нефтехимической отрасли за ним не поспевают. Также заметно подорожали логистика и упаковка.
Скорее всего, цены продолжат расти до конца года, предположил представитель компании.
С 1 января в России подорожают бензин и моторное масло
Ставки акцизов на бензины, дизельное топливо и моторные масла с 1 января 2021 года планово вырастут на 4%, следует из новелл в законодательстве. Правительство обещает сдержать рост цен на топливо в 2021 году на уровне не выше инфляции за счет действия механизма демпфера, а средства, полученные от сбора топливных акцизов, пойдут на дорожное строительство.
Согласно поправкам в Налоговый кодекс РФ, принятым в октябре этого года через закон 321-ФЗ о стимулировании инвестиций в нефтехимию, ставки акцизов на бензины, дизельное топливо и моторные масла в начале 2021 года повысятся на 4% по сравнению с 2020 годом, до 13 624 рублей за тонну для бензинов ниже 5 класса, до 13 262 рублей за тонну для бензина 5 класса, до 9 188 за тонну для дизельного топлива, до 5 841 рубля за тонну для моторных масел.
Решение о поэтапном повышении акцизов в течение нескольких лет было принято еще в 2018 году, но вскоре было заморожено, так как его посчитали тогда одной из причин роста цен на бензин и дизтопливо. С 2019 года для сглаживания колебаний стоимости топлива на внутреннем рынке заработал механизм демпфера, который позволяет удерживать изменения цен на заданном уровне. Это позволило кабмину вернуться к идее поэтапного роста акцизов.
Как отмечал вице-премьер РФ Александр Новак на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, правительство не допустит роста цен на бензин и дизель выше инфляции. По словам Новака, демпфер позволяет сглаживать эффекты влияния мировых цен и держать рост цен на нефтепродукты на уровне не выше инфляции.
О механизме демпфера
Налоговая система в России устроена таким образом, что цены на бензин и дизель на АЗС остаются стабильными даже в условиях очень низких или высоких цен на нефть. Достигается это за счет значительной доли налогов в стоимости каждого литра топлива, а также работой механизма по сдерживанию цен на нефтепродукты — демпфера.
Суть его работы в том, что при высоких ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны платить государству сверхприбыли.
На что тратят акцизы
Средства от взимания акцизов на моторное топливо и масла направляются на дорожное строительство, в том числе на строительство мостов и путепроводов. Ожидается, что поступления в 2021 году составят более 0,8 трлн рублей. В пользу региональных бюджетов направляется до 75% сборов. При этом, согласно утвержденному федеральному бюджету на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, 77,7% полученных средств будет распределено в дорожные фонды регионов РФ, а 23,3% будет передано на реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги».