deus ex machina что это значит

Бог из машины

deus ex machina что это значит. Смотреть фото deus ex machina что это значит. Смотреть картинку deus ex machina что это значит. Картинка про deus ex machina что это значит. Фото deus ex machina что это значитTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Deus Ex Machina. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«В ночь с 19-го на 20-е августа 1928 года упал неслыханный, никем из старожилов никогда ещё не отмеченный мороз. Он пришел и продержался двое суток, достигнув 18 градусов. Остервеневшая Москва заперла все окна, все двери. Только к концу третьих суток поняло население, что мороз спас столицу и те безграничные пространства, которыми она владела и на которые упала страшная беда 28-го года. Конная армия под Можайском, потерявшая три четверти своего состава, начала изнемогать, и газовые эскадрильи не могли остановить движения мерзких пресмыкающихся, полукольцом заходивших с запада, юго-запада и юга по направлению к Москве.

»
— М. Булгаков, «Роковые яйца»

Бог из машины (лат. Deus ex machina) — это когда казалось бы неразрешимая ситуация неожиданно разрешается с помощью внезапного вмешательства не действовавшего в произведении ранее героя, не проявлявшейся способности, или маловероятного события, наступление которого невозможно было предвидеть. То есть конфликт интересов разрешается не исходя из логики повествования, а из-за действия внешнего фактора.

Происходит от названия древнегреческого театрального крана, с помощью которого изображали полёт актёра. В конце драмы с небес спускался бог и решал проблемы героев. Экипаж деревянного крана плавно опускал артиста с «неба» на сцену, а тот при этом громовым басом вещал, как спасает всех героев и наказывает всех злодеев. Антиподом является дьявол из машины, создающий несчастливый конец в ситуации практически готового хэппи-энда.

Может создать дыру в сюжете. Часто осуществляется с помощью рояля в кустах.

Нота бене: ни в коем случае нельзя путать бога с его добрым братом-близнецом по имени стрелок Чехова и его верным ружьём! В отличии от сабжа, в случае с чеховским огнестрелом, персонаж или обстоятельство, поспособствовавшее благополучному разрешению ситуации, введено в сюжет заранее, и его появление на сцене в решающий момент полностью обосновано и логически, и сюжетно.

Источник

Deus ex machina

Смотреть что такое «Deus ex machina» в других словарях:

Deus ex machina — Saltar a navegación, búsqueda Deus ex machina (lat. AFI: [ˈdeːus eks ˈmaːkʰina]) es una expresión latina que significa «dios surgido de la máquina», traducción de la expresión griega «απò μηχανῆς θεóς» (apò mēchanḗs theós). Se origina en el… … Wikipedia Español

Deus ex machina — «Deus ex machina» (лат. «Бог из машины», [ de.ʊs eks maːkʰi.naː]) выражение, означающее неожиданную, нарочитую развязку той или иной ситуации, с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней фактора. Является калькой с греч. ἀπὸ … Википедия

deus ex machina — ● deus ex machina nom masculin invariable (mots latins signifiant un dieu descendu au moyen d une machine) Dans une pièce de théâtre, intervention d un dieu, d un être surnaturel descendu sur la scène au moyen d une machine. Personnage ou… … Encyclopédie Universelle

Deus Ex Machina — Pour les articles homonymes, voir Deus ex machina (homonymie). Théâtre Par catégories … Wikipédia en Français

deus ex máchina — Loc. lat. (pron. [déus eks mákina]) que significa literalmente ‘dios [bajado al escenario] por medio de una máquina’. Hace referencia a un artificio del teatro griego que consistía en hacer descender sobre la escena, por medio de una tramoya, a… … Diccionario panhispánico de dudas

Deus ex machina — (собственно «бог из машины») в своей основе латинское название драматургического приема древнегреческих трагиков. В тех случаях, когда трагическое действие слишком запутывалось, греческие трагики прибегали к искусственной его развязке. К концу… … Литературная энциклопедия

DEUS EX MACHINA — (лат.) бог из машины. Неожиданная развязка. В греч. трагедиях конфликт часто разрешался появлением бога при помощи театрального механич. приспособления. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф … Философская энциклопедия

deus ex machina — 1690s, from Mod.L. translation of Gk. theos ek mekhanes, lit. the god from the machina, the device by which gods were suspended over the stage in Gk. theater (see MACHINE (Cf. machine)). The fem. is dea ex machina … Etymology dictionary

deus\ ex\ machina — [ deusɛksmakina; deys ] n. m. inv. • 1845; mots lat. « un dieu (descendu) au moyen d une machine », au théâtre ♦ Au théâtre (et fig. dans la vie courante), Personnage, événement dont l intervention peu vraisemblable apporte un dénouement inespéré … Encyclopédie Universelle

deus ex machina — (izg. dȅus ȅks mȃhina) DEFINICIJA 1. pov. kazal. »bog iz stroja«, postupak u antičkoj drami: nerazrješiv sukob razrješava se presudom nekog boga koji se na posebnom stroju spuštao iznad glumaca 2. pren. naglo razrješenje problema, presijecanje… … Hrvatski jezični portal

deus ex machina — лат. (дэус экс махина) букв. «бог из машины»; развязка вследствие вмешательства непредвиденного обстоятельства (в античной трагедии развязка наступала иногда благодаря вмешательству какого либо бога, появлявшегося на сцене при помощи… … Словарь иностранных слов русского языка

Источник

Рубрика История понятия

СТАТЬЯ Deus ex Machina

Что такое deus ex machina?

«Богом из машины» является немотивированная развязка действия, в ходе которой появляется некий персонаж (в древнегреческом и римском театре это был языческий бог) и ставит всё на свои места. Изначально «бог из машины» далеко не всегда приводил к счастливому финалу – как мы увидим, его активно использовали как в комедиях, так и в трагедиях.

Название приём получил, как ни странно, от предмета театрального реквизита. В изначальном, греческом наименовании «бога из машины», ἀπὸ μηχανῆς θεός (apò mēkhanês theós), мы видим слово механэ, которым, по версии исследователей, и называли особое приспособление, используемое в древнегреческом театре.

И путешествовали внеземные сущности не только по одиночке – например, в «Прометее прикованном» Эсхила хор Океанид появляется на летающей колеснице в полном составе из 15 человек.

deus ex machina что это значит. Смотреть фото deus ex machina что это значит. Смотреть картинку deus ex machina что это значит. Картинка про deus ex machina что это значит. Фото deus ex machina что это значит

Возможное устройство механэ

При этом зрители не должны были отвлекаться от действия, а значит, механизм должен был быть максимально незаметным. Современные исследователи полагают, что использовался большой рычаг, к одному из концов которого подвешивалась площадка или удерживающая актёра система верёвок. И управлял механэ, если верить Аристофану, инженер, конструктор механизма – это значит, что для этого были необходимы особые знания и умения.

Зачем было изобретать столь сложное устройство для театрального приёма, который упрощает задачу драматурга и сводит на нет созданный им конфликт? Греки вряд ли стали бы трудиться только ради «спецэффектов»: один отказ от изображения убийств на сцене уже показывает их негативное отношение к театральным эффектам.

Как использовали этот приём античные авторы?

Время появления механэ всё ещё остаётся дискуссионным вопросом. Часть исследователей считает, что при Эсхиле его ещё не изобрели.

deus ex machina что это значит. Смотреть фото deus ex machina что это значит. Смотреть картинку deus ex machina что это значит. Картинка про deus ex machina что это значит. Фото deus ex machina что это значит

Другая часть утверждает, что в «Прометее прикованном» есть указания на использование подобной техники, когда к Прометею «прилетает» хор Океанид. Так или иначе, литературный приём «бога из машины» Эсхил не использует.

Божественное разрешение конфликта появляется в «Филоктете» Софокла. В ней Неоптолем стоит перед выбором: оставить озлобленного и больного Филоктета в покое или последовать долгу и обманом заставить того принять участие в Троянской войне. Согласно предсказанию, победить троянцев можно только при помощи волшебного лука Филоктета – этим оправдывается стремление Одиссея любыми способами заманить юношу на корабль.

Можно сказать, что deus ex machina долго не уходил со сцены и полюбился публике больше, чем того желали теоретики.

Но Неоптолем не хочет запятнать себя ложью. Конфликт разрешается только тогда, когда неожиданно появляется обожествлённый Геракл (к этому времени он уже умер и стал богом) и уговаривает Филоктета поехать на войну. «Искусственность» развязки смягчается, по мнению исследователей, тем, что Геракл при жизни общался с Филоктетом и сам подарил ему лук. Его слова звучат не как предписание сверхъестественного существа, а как дружеский совет.

Позднее, тот же приём заимствуют римские драматурги, которые лингвистически превращают механэ в знакомую нам «машину». Однако за пределами театрального искусства понятие deus ex machina не используется вплоть до Нового времени, когда его значение значительно расширяется.

За что критиковали deus ex machina?

При всём рвении, с которым греки создавали механэ и серьёзности отношения к появлению богов, критика deus ex machina сопровождала приём практически с момента появления.

Аристотель в знаменитой «Поэтике» (IV век до н. э.) пишет, что «развязки фабул должны вытекать из самих фабул, а не разрешаться машиной». Правда, там же он приводит в пример «Медею» Еврипида, где заглавная героиня после убийства детей и встречи с Ясоном улетает со сцены на колеснице Гелиоса. Развязка в этой трагедии происходит вне зависимости от использования механэ, это показывает последний диалог Медеи и Ясона.

Идею Аристотеля продолжает Гораций в своём трактате «О поэтическом искусстве», написанном 400 лет спустя, уже в римскую эпоху: «Пусть не является бог, коль к тому не приводит развязка»*. Можно сказать, что deus ex machina долго не уходил со сцены и полюбился публике больше, чем того желали теоретики.

Однако «бог из машины» подвергался критике не только в «серьёзной» форме. Современник и коллега Еврипида, Аристофан, пародировал использование механэ в своих комедиях. «Мир», к примеру, начинается с того, что Тригей летит на Олимп на навозном жуке и одновременно кричит «машинному мастеру», чтобы тот поднимал его осторожнее. В «Облаках» Сократ спускается в корзине с небес, где он размышлял «в пространствах». Связь техники и литературного приёма в тот момент была настолько сильна, что сам Аристотель писал не о «боге», а о «машине». Поэтому мы можем сказать, что Аристофан обнажает приём буквально: он подчёркивает механистичность и неестественность пьес, где действие развивается за счёт механэ.

За две с половиной тысячи лет техническая сторона приёма утратилась, а значение искусственной, надуманной развязки у выражения «бог из машины» осталось. Чаще всего, увидев в конце произведения разрешение конфликта «извне», персонажами или природным явлением, которое берётся из ниоткуда, мы думаем о слабости писателя и неумении достойно завершить придуманную историю. Гораздо интереснее наблюдать за тем, как персонажи сами находят решение проблемы или «прозревают» после шокирующего или масштабного события.

deus ex machina что это значит. Смотреть фото deus ex machina что это значит. Смотреть картинку deus ex machina что это значит. Картинка про deus ex machina что это значит. Фото deus ex machina что это значит

Некоторые писатели, даже когда могут предоставить логичное завершение, оставляют финал открытым – они поддразнивают читателя и заставляют читателя вспомнить, что не все истории можно закончить.

Можно ли оправдать «бога из машины»?

Когда речь заходит о литературе, любое правило или установление однажды будет нарушено. И нарушено так явственно, что читатель не сможет пройти мимо. Deus ex machina – не исключение. М. А. Булгаков в своей повести «Роковые яйца» (1924) последнюю, двенадцатую, главу называет «Морозный бог на машине». В ней описывается, как огромных рептилий, по ошибке выведенных в совхозах вместо кур, смог остановить только неожиданный августовский мороз 1928 года. Змеи и крокодилы уже наступали на Москву, подобно вражеской армии, а люди были абсолютно бессильны – и единственным спасением было похолодание, которого теплолюбивые существа не пережили. Писатель не просто так выбирает время действия: в Москве мороз может быть в июне или в октябре, но никак не в августе. За счёт этого развязка становится максимально неправдоподобной, а событие повести напоминают наваждение. Можно предположить, что Булгаков пытается показать читателю, что в реальности исход был бы намного плачевнее, заставляет задуматься о последствиях необдуманного использования научных открытий. Или же показывает свой удивительный оптимизм – как и в другой научно-фантастической повести, «Собачьем сердце» (1925), ошибки, допущенные человеком, исправляются, и история возвращается в своё русло.

В отличие от Булгакова, его современник Дж. Р. Р. Толкин, не только использовал литературные приёмы, но и обосновывал их теоретически. Одним из них стала эукатастрофа (eucatastrophe). Термин придумал сам Толкин для обозначения неожиданного счастливого «поворота», который вселяет особую радость в сердца читателей. Писатель считал этот приём одним из главных показателей настоящей Сказки.

В эссе «О волшебных сказках» (1947), где вводится термин, ничего не сказано о «боге из машины», однако можно легко увидеть сходство греческого приёма с эукатастрофой: в обоих случаях персонажи находятся в безвыходной ситуации, разрешение которой является для читателя сюрпризом. Поэтому в описаниях deus ex machina можно часто встретить слова о том, что Толкин этот приём оправдывал. Однако это не совсем так. Отличие эукатастрофы в том, что она не обязана противоречить логике повествования – Толкин подчёркивает, что эффект подобного «поворота» зависит от самого повествования и его организации. В качестве примера можно привести эпизод из «Властелина колец» (1955), где Арагорн прибывает с войском призраков именно в тот момент, когда армия Гондора практически пала под натиском армии Мордора. К тому моменту читатель уже знает о планах Арагорна, хотя и удивляется, увидев его на пиратском корабле. Именно поэтому читатель не испытывает недоумения, а в дальнейшем читает предысторию этого эффектного появления. В случае с deus ex machina никакого объяснения появления «бога» не предполагается.

Deus ex machina как литературный или кинематографический приём очень сложно органично вписать в произведение – чаще всего он прикрывает неспособность автора органично закончить произведение. Но трагедии Еврипида до сих пор появляются в театральной афише, интерес к классическим драмам с «богом из машины» не угасает. Возможно, мы все верим в то, что в конце обязательно кто-то придёт и расставит всё на свои места. Или хотя бы расскажет сказку, где даже из самой безнадёжной ситуации есть выход. ■

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Источник

Бог из машины

В античном театре обозначало бога, появляющегося в развязке спектакля при помощи специальных механизмов (например, «спускающегося с небес») и решающего проблемы героев. Из античных трагиков приём особенно любил Еврипид, в Новое время он встречается, например, у Мольера («Амфитрион»). В современной литературе выражение употребляется для указания на неожиданное разрешение трудной ситуации, которое не вытекает из естественного хода событий, а является чем-то искусственным, вызванным вмешательством извне. [1]

Интересные факты

Существует несколько компьютерных игр, названия которых являются отсылками к этому выражению.

Клише использовано как название 19 серии первого сезона популярного шоу Остаться в живых, также известного как LOST (в переводе на русский язык серия получила название «Что таят джунгли»).

Также существует итальянская прогрессив-рок-группа Deus Ex Machina.

Фраза использована в названиях первых сольных альбомов норвежской исполнительницы Лив Кристин (1997) и группы Art by Machinery (1995).

Рояль в кустах

Существует также русское выражение «рояль в кустах», имеющее близкое значение: искусственный поворот сюжета, неуклюжая, явно заранее подготовленная «случайность», выдаваемая за экспромт (здесь есть тонкое смысловое отличие от «бога из машины» — «рояль в кустах» не просто вводит новый фактор в действие, а пытается выдать его явно спланированное появление за случайность, что для «бога из машины» необязательно).

Фраза происходит из юмористической сцены «Совершенно случайно» Арканова и Горина, [2] [3] где пародировались типичные для советского телевидения якобы документальные передачи. В пародии ведущий встречает на бульваре пенсионера, ранее — передовика производства, беседует с ним. По ходу беседы постоянно подворачиваются подходящие персонажи и предметы. Когда, наконец, выясняется, что герой умеет музицировать, оказывается, что он захватил с собой скрипку, а после этого — что на бульваре в кустах случайно стоит рояль, на котором герой может сыграть телезрителям!

Комизм ситуации подчёркивался словосочетанием «совершенно случайно», которое ведущий употреблял постоянно. После выхода рассказа фраза «рояль в кустах» была подхвачена тележурналистами и через какое-то время стала общеизвестным крылатым выражением.

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Бог из машины» в других словарях:

Бог из машины — Перевод с латинского: Deus ex machina (дэус экс махина). Обычный прием в античной драматургии. Если автор пьесы затруднялся в поиске развязки своей пьесы, то в финале пьесы он выводил на сцену одного из богов Олимпа при помощи механических… … Словарь крылатых слов и выражений

Бог из машины — (лат. «Deus ex machina»). B ряде античных драм конфликты разрешались не на основе развития самого сюжета, как, например, у Софокла в «Царе Эдипе», а с участием и включением в действие драмы богов (например, у Еврипида в «Ифигении в… … Словарь античности

Бог из машины («Остаться в живых») — Серия Lost Название на русском = Бог из машины Название на языке оригинала = Deus Ex Machina Фотография: Номер серии = 1 сезон, 19 серия Воспоминания героя = Джон Локк День на острове = 39 − 41 Автор сценария = Карлтон Кьюс Деймон Линдлоф… … Википедия

Бог из машины («Остаться в живых») — Что таят джунгли англ. Deus Ex Machina Серия телесериала «Остаться в живых» Номер серии Сезон 1 Эпизод 19 Режиссёр Роберт Мандель Автор сценария Карлтон Кьюз Дэймон Линделоф Воспоминания героя Локк День на острове 39 − 41 … Википедия

Бог — У этого термина существуют и другие значения, см. Бог (значения). Бог монотеистических культур основные понятия … Википедия

Бог — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? Бога, кому? Богу, (вижу) кого? Бога, кем? Богом, о ком? о Боге; мн. кто? боги, (нет) кого? богов, кому? богам, (вижу) кого? богов, кем? богами, о ком? о богах 1. Богом называют Создателя,… … Толковый словарь Дмитриева

Бог-Император Дюны — God Emperor of Dune Автор: Фрэнк Герберт Жанр: Фантастика Язык оригинала: Английский Оригинал издан: 28 мая 1981 Серия … Википедия

Бог-Император Дюны (роман) — Бог Император Дюны God Emperor of Dune лицевая часть обложки книги Автор: Фрэнк Герберт Жанр: Фантастика Язык оригинала: Английский Оригинал издан: 28 мая 1981 … Википедия

Бог-машина — Проект Эта статья по вымышленной вселенной Warhammer 40 000 Портал Адептус Механикус Форма правления Теократия Официальный язык Лингва технис, высш … Википедия

Бог-император Дюны — У этого термина существуют и другие значения, см. Бог Император. Бог император Дюны God Emperor of Dune Жанр: фантастика Автор: Фрэнк Герберт Язык оригинала … Википедия

Источник

Что такое Deus Ex Machina

Многие знакомы со словосочетанием Deus Ex из одноименной игры. В ней название служит ссылкой на различные фракции, пытающиеся стать богоподобными, ну и на сюжет, который предлагает неожиданные повороты истории.

Вот несколько примеров применения такого «Чудесного спасения»:

— В Диснеевском мультфильме «Книга джунглей» Балу из последних сил сражается с Шерханом, хилый Маугли ничем помочь не может. И что случается? Тут же в ближайшее дерево бьёт молния, которая даёт огонь — единственное, чего боится Шерхан.

— В повести Михаила Булгакова «Роковые яйца». Автор сознательно использует этот прием в финале повести: армады гигантских пресмыкающихся уничтожены внезапным морозом в августе. Глава символично называется «Морозный бог на машине».

— В финале трилогии «Матрицы» находится самый, что ни на есть бог-машина, помогающий Нео победить.

— В фильме «Достучаться до небес» — главных героев от бандитской расправы спасает самый главный босс гангстеров, чей миллион марок они по факту и растратили.

— Профессор Толкин любил в таких случаях использовать орлов. Когда герои окружены врагами и ждут неминуемой смерти, к ним обязательно прилетают гигантские орлы, которые либо разносят противника в пух и прах, либо эвакуируют героев в безопасное место, либо (если уж помощь запоздала) уносят тела погибших для достойного погребения. Грозные птицы появляются множество раз — и в «Сильмариллионе», и в «Хоббите», и во «Властелине Колец».

— В игре «Fallout 3» — Братству Стали удаётся запустить довоенного ОБЧР Либерти Прайм и успешно атаковать Анклав.

— В игре «Resident Evil 5» — в финале главные герои спасаются от неминуемой гибели на вертолете с помощью гранатометов, которые случайно оказались в нем.

В реальной жизни «Бог из машины» тоже встречается:

— Визит Тамерлана в Турцию спас Константинополь от турецкой армии (в следующий раз Тамерлана уже не было, и Константинополь был взят турецкими войсками).

— Испанская Великая Армада большей частью была уничтожена не в бою, а в результате многодневного шторма.

— Битва при Гавгамелах: персидская конница разгромила левый фланг македонцев и вышла им в тыл — но вместо того, чтобы атаковать фалангу с тыла (что было бы обречено на успех из-за неповоротливости фаланги), тупо кинулась грабить македонский лагерь. Тем временем на другом фланге персидский царь Дарий бежал с поля боя, несмотря на подавляющее численное превосходство. Победа досталась Александру Македонскому практически даром.

Также есть и противоположность приема «Бог из машины», которая носит название «Дьявол из машины» и внезапным вмешательством превращает практически готовый хэппи-энд в трагическую развязку. Если трагическая развязка совершается не авторским произволом, а логически вытекает и обоснована — то это уже не «Дьявол из машины».

— Культовый ужастик 1968 г. «Ночь живых мертвецов» заканчивается смертью единственного выжившего от пришедшей подмоги. То ли его просто ошибочно приняли за зомби, то ли застрелили из расистских побуждений.

Вообще в концовках подавляющего числа фильмов ужасов используется «Дьявол из машины». Когда израненный герой, потерявший всех друзей, побеждает злодея (любого, от обычного маньяка до, собственно, Дьявола), в самом конце фильма, в основном за несколько секунд до начала титров, труп начинает шевелиться/герой что-то слышит и в испуге оглядывается/просто раздаётся злобный смех. Такое может произойти, даже если герой перед этим выполнил все условия, которые гарантировали победу.

«Смертельная битва: Завоевание» — Шао Кану так надоело то, что его окружают предатели, и то, что он постоянно терпит поражение от главных героев, что он призывает на помощь своих элитных бойцов — Темных священников, и те убивают как героев, так и всех тех злодеев, кто строил козни против Шао Кана. Даже могучий Рэйден был побежден императором и брошен в темницу.

«Миссия Серенити» — ближе к концу фильма ни с того ни с сего погибает пилот Уош.

В серии игр Call of Duty:

Modern Warfare — несмотря на успешное вторжение в Курак, первый акт заканчивается ядерным взрывом и гибелью протагониста с большей частью американского контингента. Фактически, это дьявол из атомной бомбы.

World at War — один из пленных японцев взрывом гранаты неизбежно убивает на выбор либо Ройбука, либо Полонски.

«Дьявол из машины» встречается и в музыкальных произведениях, таких как «В траве сидел кузнечик» — милый маленький кузнечик мирно себе жил, никого не трогал… но в один прекрасный день пришла лягушка и сожрала его.

Примеры из реальной жизни:

— Работа над созданием «Титаника», включая проектирование и постройку, длилась долгих пять лет. По завершении строительства нескольким особо отличившимся сотрудникам верфи выпала честь принять участие в первом рейсе своего детища, составив гарантийную группу. По возвращении всех их ожидало большое будущее… Но в ночь на 15 апреля 1912 года, через четыре дня после отплытия, судно столкнулось с айсбергом. Практически при любом раскладе в результате такого столкновения корабль, небезосновательно разрекламированный «практически непотопляемым», должен был остаться на плаву, выдержав пробоину в любой части своего корпуса. Но члены экипажа умудрились маневрировать наихудшим образом из возможных, в результате чего вместо одной пробоины айсберг распорол половину борта вдоль, затопив на один отсек больше, чем могла выдержать конструкция. Из гарантийной группы не выжил никто. Погибли и конструктор корабля, и капитан, для которого это был последний рейс перед пенсией.

— А в СССР был свой «воздушный Титаник» — самолет «Максим Горький». Во время парада на глазах у всей Москвы в него врезался решивший показать мастерство пилотажа истребитель сопровождения.

— Михаэль Шумахер. Блестящая гоночная карьера, включавшая, помимо Формулы-1, ещё и другие серии. Были и травмы (жёсткий перелом ноги в 1999 году). В жизни же предпочитал вообще не водить транспортные средства. Когда окончательно повесил шлем на гвоздь, казалось, больше травм не будет. Но, увы, простой горнолыжный курорт оказался опаснее гонок. Более того, Михаэль отнюдь не думал ловить адреналин по опасным горным спускам. Травма, приковавшая его к постели и чуть было не превратившая в растение, случилась на пологой горке, куда он повёл кататься сына.

— Отдельно можно вспомнить всех выдающихся деятелей, в расцвете творческих сил погибших на дуэлях.

Всем добра и с наступившим 2017 годом!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *