ece r44 04 автокресло что значит
Как выбрать детское автокресло: разбираемся в стандартах
Чтобы понять, к какому стандарту принадлежит автокресло, достаточно посмотреть на этикетку. Если на наклейке вы увидите большую букву E (а наверху или внизу обычно написано R44-04), то это первый стандарт. Если же есть схематично нарисованное детское кресло и буква i (или надпись i-Size), то речь идет о втором стандарте.
Какой лучше? По мнению европейских экспертов по безопасности, надо ориентироваться на второй. Он был принят в 2013 году, но долгое время действовал одновременно со старым стандартом. Однако по окончании 2018 года останется только один. I-Size.
Конечно, если вы придете сейчас в магазин, то продавец вам может сказать, что кресла стандарта ECE R44-04 тоже хороши (и, возможно, они будут даже заметно дешевле). Однако вы должны знать, чем же отличается новый стандарт от старого.
Самые главные вопросы и ответы
У меня кресло стандарта ECE R44-04. Оно плохое? Нужно покупать новое?
Не обязательно. Стандарт ECE R44-04 действует и в 2018 году. Однако если вы покупаете новое кресло, то лучше всего ориентироваться на новый стандарт i-Size.
А на моей машине нет креплений Isofix. Что делать?
В этом случае надо искать кресло старого стандарта ECE R44-04, который допускает крепление детского кресла при помощи штатных ремней безопасности (они-то, надеемся, в вашей машине есть).
А что такое Isofix? И что такое «якорь»?
Система Isofix представляет собой скобы, спрятанные между подушкой и спинкой сидений автомобиля, а также специальные замки на самом кресле. Isofix сейчас стал единым стандартом по всему миру, и, следовательно, ошибиться при креплении сиденья просто невозможно. А последнее очень важно. Как показали исследования в Европе, только 20% водителей правильно устанавливают кресло и фиксируют ребенка при отсутствии Isofix. Если же эта система есть, то речь идет уже о 94%!
Что касается системы Top Tether (якорный ремень), то это дополнительный ремень, закрепленный на верхней части автокресла и цепляющийся за скобу на спинке сиденья или в багажнике. При фронтальном ударе «якорь» удерживает кресло от клевка вперед, снижая тем самым нагрузки на шею ребенка.
Как выбрать детское автокресло
Уверен, безопасность ребенка в автомобиле важна для подавляющего большинства моих читателей. Сегодня я поделюсь с вами своим опытом в выборе хорошего детского автокресла.
Предыстория
Когда моему малышу исполнилось 8 месяцев, он окончательно вырос из старенького детского кресла Inglesina, которое я купил в свое время у знакомого вместе с коляской. Поэтому перед очередным автомобильным путешествием в Европу я решил приобрести новое автокресло. Где и какое? Эти два вопроса я задал читателям (среди которых очень много опытных родителей) на своей странице в Facebook. Мнения по брендам, как обычно, разошлись, но большинством голосов я был отправлен в магазин «Автодети» на улице Вавилова. Тем более, что выяснились, что в недавнем прошлом компания спонсировала юных автогонщиков, а это значит, что люди, как говорится, «в теме».
В небольшом магазине, среди стеллажей, заставленных детскими креслами от пола до потолка, я сразу понял, что пришел по адресу.
Во-первых, стало ясно, что мое старое кресло безнадежно устарело, и все новинки в сравнении с ним — как «Майбах» рядом с «Запорожцем». Во-вторых, объем полученной от консультантов информации был достаточно большим, чтобы я смог определится с тем, чего именно я хочу от детского автокресла. А в вопросе, как мы знаем, кроется большая часть ответа. Но прежде чем я расскажу про свой выбор — немного теории.
Теория и практика безопасности
Все мы знаем, что в России есть некие правила дорожного движения, и многие относятся к ним с пренебрежением. Это касается и перевозки детей. Вот что написано в законе:
22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств.
По ГОСТ Р 41.44—2005,
2.1 Детская удерживающая система (удерживающее устройство) (сhild restraint systems): Совокупность элементов, состоящая из лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства. Устройство должно быть сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения ребенка, находящегося в удерживающем устройстве, путем ограничения подвижного его тела.
2.1.1 Детские удерживающие устройства подразделяют на пять весовых групп:
2.1.1.1 группа 0 (group 0) — для детей массой менее 10 кг;
2.1.1.2 группа 0+ (group 0+) — для детей массой менее 13 кг;
2.1.1.3 группа I (group I) — для детей массой 9—18 кг;
2.1.1.4 группа II (group II) — для детей массой 15—25 кг;
2.1.1.5 группа III (group III) — для детей массой 22—36 кг
Согласно пункту 3 статьи 12.23 КоАП РФ штраф за отсутсвие специального удерживающего устройства составляет 3000 р.
К моему глубочайшему сожалению, многие люди, иногда с виду адекватные, игнорируют все возможные правила – и перевозка детей не является исключением. Каждый раз, когда у меня на глазах мама с грудным ребенком на руках садится на заднее или переднее сиденье недешевого автомобиля, или я вижу стоящих детей на заднем сиденье едущего впереди автомобиля — меня охватывает неподдельный ужас. Аналогично, когда я читаю в интернете комментарии типа: «Нам кресло не подходит, наш малыш такой непоседа, ни за что не усидит на месте больше получаса», или: «Мы ездим небыстро, в аварии не попадаем, зачем нам мучать ребенка в кресле». Конечно, каждый выбирает самостоятельно как ему жить, но стоит иметь в виду, что даже в случае даже вроде бы незначительного ДТП на небольшой скорости ребенок без кресла может погибнуть или получить серьезные травмы. Вышесказанное относится и к тем случаям, когда перевозка младенцев осуществляется в люльках от коляски, пристегнутым их к замкам безопасности. Даже если вы ездите небыстро и очень аккуратно, это не является гарантий, что в вас не врежется другой автомобиль.
Не является правильной с точки зрения безопасности покупка бывшего в употреблении или дешевого «безродного» кресла. Единственное, от чего оно защитит гарантированно – это от штрафа в размере 3000 рублей. Но при этом далеко не факт, что при ДТП данное «удерживающее устройство» способно спасти от трагедии. Ведь «бэушное» кресло даже известной марки может оказаться после ДТП… С дешевыми новыми креслами все еще хуже.
Автомобильных детских кресел великое множество, они продаются в магазинах автозапчастей, рынках, даже на заправках и в магазинах игрушек, но далеко не все эти кресла реально защищают детей. На сегодняшний момент (с 1 января 2015 года) в России действуют европейские нормы ECE R44/04, подразумевающие соответствие конструкции кресла определенным нормативам. Соответствующие этому стандарту кресла должны иметь соответствующую маркировку — на оранжевом фоне буква E в кружочке, индекс ECE R44/04, и указание соответствующего модели кресла веса ребенка в килограммах. Это первое правило выбора авто-кресла — если на кресле нет маркировки ECE R44/04, подтвержденной сертификатом — покупать его ни в коем случае нельзя. Второе правило — кресло должно подходить вашему ребенку по весу, росту и возрасту.
Нормативы безопасности определяют, при каких условиях ребенок внутри кресла не должен получить серьезных травм. Для неподготовленного человека, эти цифры мало о чем говорят — ведь в методиках по сертификационным правилам испытания фигурирует не скорость автомобиля при ударе, а величина замедления и длительность импульса. Согласно директивам ECE R44/04, при фронтальном ударе кресло должно спасать при замедлении 20g, которое длится не менее 15 мс, а пиковое значение перегрузки не должно превышать 28g. По правилам ECE R44/04, детей до 9 месяцев разрешается перевозить только в детских креслах, установленных против хода движения.
Помимо обязательных сертификационных испытаний, все популярные кресла проходят независимые «краш-тесты». Например, подобные тесты в Европе проводит немецкий автоклуб ADAC, а в России — газета «Авторевю». Эти тесты жестче — в них имитируются реальные ДТП на скорости 64 км.ч., соответственно, и требования к креслам выше: например, в тесте ADAC допускается пиковая перегрузка 37g, длительность перегрузки 30 g составляет 13 мс. Нормы «Авторевю» еще «круче» — пиковое замедление 38g, длительность перегрузки выше 30g — 17 мс. Как показывает практика, выдерживать подобные нагрузки способны далеко не все сертифицированные по ECE R44/04 кресла…
Изучение результатов тестов «Авторевю» повергло меня в легкий шок — большая часть тестовых кресел оказалась с липовыми сертификатами или вовсе без них, и не выдержала испытаний ударом. Поэтому третье правило выбора автокресла — оно должно иметь хорошие показатели безопасности в независимых краш-тестах.
Разобравшись с основными критериями выбора, переходим к нюансам.
Выбор типа крепления: Ремень или Isofix?
По типу крепления автокресла делятся на два типа — те, которые крепятся штатным ремнем автомобиля, и с креплением Isofix. Крепление ремнем теоретически более надежно, ведь ремень рассчитан на больший вес, но пристегивать такое кресло сложнее и дольше. Более того, данные кресла не подходят для современных автомобилей, оснащенных встроенными в ремни подушками безопасности (Mercedes S-класса, Ford Mondeo, Ford Explorer — поставить туда такое детское кресло можно только спереди, отключив предварительно подушку безопасности, или посередине заднего дивана — там обычный ремень).
Крепления Isofix — это две металлические скобы, спрятанные в нижней части спинки заднего сиденья. Они есть на всех современных автомобилях. Для установки совместимого кресла необходимо просто завести на эти скобы направляющие сиденья, после чего они защелкнутся, что подтвердят зеленым светом соответствующие индикаторы.
Очень просто и удобно, но кресла с Isofix тоже имеют недостатки — во-первых, они процентов на 30% дороже, во-вторых, далеко не все модели допускают установку кресла на переднее сиденья. Среди таких автомобилей можно назвать, например, Smart и новый Renault Twingo. Также существуют модели, где крепление Isofix можно убрать, и закрепить кресло штатным ремнем – таких кресел большинство в «старших» группах 2/3, рассчитанных на детей весом 12-36 кг, т.е. от трех до 12 лет. В таких креслах крепление Isofix не несет большой силовой нагрузки, так как само кресло легче и ребенок в любом случае фиксируется при помощи штатного ремня безопасности. Но вернемся к нашим креслам группы 0/1.
При выборе кресла с Isofix обратите внимание на дополнительные крепления. Да-да, две петли — это еще не все! Такие кресла требуют дополнительной фиксации — либо при помощи упирающейся в пол выдвижной стойки, либо при помощи «якорей» («Top Tether»), цепляющихся за специальные пазы в багажном отсеке. Как показывает практика, подобные крепежи есть не в каждом автомобиле. Вариант с телескопической стойкой более универсален, но он не подойдет для тех машин, у которых под ковриком есть закрытый пластиковой крышкой багажный отсек (такое встречается на многих минивенах).
Дополнительные возможности автокресла
Современные детские кресла имеют ряд опций, значительно облегчающих их повседневное использование и езду на дальние расстояния. Во-первых, это возможность поворота кресла на 90 градусов — развернув кресло к открытой двери или к заднему пассажиру, вам будет гораздо проще посадить в него ребенка.
Выбирая кресло с такой опцией, убедитесь, что функция поворота будет работать в вашем конкретном автомобиле — для этого у него должен быть достаточно широкий задний диван и высокий потолок.
Вторая важнейшая опция для любителей дальних поездок — это возможность наклона кресла. В вертикальном положении малыш бодрствует, спит в наклонном. Это более физиологично и очень важно, если вы планируете за день проехать тысячу километров с малышом. Хорошие кресла имеют как минимум три положения наклона.
Куда в машине безопаснее установить детское кресло
Согласно исследованиям, места сзади (или на среднем ряду, если у вас семиместная машина) на 59-86% безопаснее, чем на передних сиденьях. При место сзади посередине на 25% безопаснее, чем боковые, что объясняется большей безопасностью при боковом ударе. К сожалению, далеко не во всех автомобилях на втором ряду есть три крепления Isofix, т.к. это накладывает некоторые ограничения по возможности трансформации раздельной спинки заднего сиденья. Три крепления Isofix сзади есть на автомобилях Citroen Grand C4 Picasso, Ford S-Max, Peugeot 308SW, Seat Alhambra, Renault Grand Scenic, Audi Q7, Opel Insignia, Peugeot 5008, Mercedes-Benz GL, Tesla Model S, Ford Galaxy.
Если на вашем автомобиле нет среднего крепления Isofix, то в таких случаях кресло рекомендуется устанавливать за передним пассажиром, так как в таком случае манипуляции с креслом происходят со стороны пешеходной зоны, а не проезжей части, и это более безопасно. Установка кресла должна была быть произведена строго по приложенной к креслу инструкции, иначе безопасность вашего ребенка будет под большим вопросом.
Как правильно пристегивать ребенка в автокресле
Следует помнить, что ни одно, даже самое «крутое» и правильно установленное детское кресло не поможет, если вы неправильно пристегнете ребенка. Ремни должны быть хорошо затянуты, под диагональными лямками должно проходить только два пальца. Также не стоит сажать ребенка в кресло в пуховиках — во-первых, ему будет жарко, во-вторых, в такой одежде очень трудно подобрать правильное натяжение ремня.
Полезные аксессуары
При покупке автокресла имеет смысл обратить внимание на различные аксессуары – некоторые из них очень полезны. Например, летом вам пригодится специальный чехол из хлопка – так малыш не будет потеть, и на кресле не будет разводов от пота.
Если вы переживаете за сохранность салона вашего автомобиля, тот имеет смысл приобрести защитные накладки на спинку переднего или заднего сиденья,
Стандарт детских автокресел ECE 44
Согласно Техническому регламенту Таможенного союза ЕАЭС, детские удерживающие устройства должны соответствовать последней версии европейского стандарта ECE 44 или новому стандарту ECE 129. Чтобы подтвердить соответствие автокресла данным положениям, нужно пройти обязательные лабораторные испытания и получить сертификат.
Стандарт, который представляет собой «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах», разработан Европейской Экономической Комиссией Организации Объединенных Наций.
Основополагающие принципы этого стандарта были заложены еще в 1982 году в обширном документе, который претерпел с тех пор множество изменений. В данный момент действует редакция от 27 февраля 2014 года:
Также к этой редакции существуют поправки и дополнения, которые являются неотъемлемой частью стандарта. В основном они касаются технической части испытаний и уточняют терминологию:
В стандарте подробно описаны требования к качеству и безопасности материалов, надежности креплений и замков, информативности инструкций и маркировочных наклеек, но самой важной частью тестирования являются динамические испытания (краш-тесты).
Динамические испытания
Испытательная лаборатория Britax Römer
Поскольку реальные автомобили при аварии деформируются, поглощая энергию удара, то и тележка, имитирующая реальные условия, должна остановиться не мгновенно, а с определенным замедлением. Для этого исполнительные механизмы калибруются с учетом мельчайших факторов, например, температуры окружающего воздуха, ударных элементов платформы, удерживающих систем и даже отсутствия сквозняков. Проверка калибровок выполняется перед каждым тестом. Столь строгий контроль необходим для обеспечения повторяемости условий и стандартизации результатов.
Испытательная лаборатория Britax Römer
Так, согласно стандарту, для лобового удара тележка разгоняется до скорости
50 км/ч, а кривая ускорения при ударе должна вписаться в «коридор» между двух трапеций на графике. При этом максимальный порог перегрузки составляет 28 g, а минимальный — 20 g:
График замедления лобового удара
Для удара сзади тележка разгоняется до скорости
30 км/ч, а кривая ускорения при ударе должна вписаться в заштрихованное пространство на графике:
Для корректного сравнения результатов, кривые ускорения тележки должны вписываться в указанные диапазоны при каждом ударе.
Группы детских автокресел
Группа | Вес | Примерный возраст |
0 | 0-10 кг | от рождения до 6 месяцев |
0+ | 0-13 кг | от рождения до 1 года |
1 | 9-18 кг | от 9 месяцев до 4 лет |
2 | 15-25 кг | от 3 до 7 лет |
3 | 22-36 кг | от 6 до 12 лет |
Для краш-тестов используются только новые детские автокресла, не подвергавшиеся ранее воздействию нагрузок.
Детские манекены для краш-тестов
Для тестирования по данному стандарту применяются манекены, соответствующие антропометрическим характеристикам детей 6 разных возрастов:
Для каждого автокресла проводятся минимум два краш-теста с использованием самого легкого и самого тяжелого из манекенов в рамках одной группы. При этом, если кресло относится к нескольким группам, то лаборатория, проводящая испытание, может провести дополнительный тест с манекеном промежуточного веса.
Перед краш-тестом манекен усаживается и пристегивается в автокресле в соответствии с инструкцией к данной модели. Он оснащен высокоточными датчиками, которые определяют степень перегрузки для различных зон, а также формовочной глиной в зоне живота.
Результирующее ускорение грудной клетки не должно превышать 55 g, за исключением интервалов, общая продолжительность которых не превышает 3 миллисекунды. Вертикальная составляющая ускорения по направлению от живота к голове не должна превышать 30 g, за исключением интервалов, общая продолжительность которых не превышает 3 миллисекунды.
Испытательная лаборатория Britax Römer
После испытания не должно быть выявлено никаких видимых признаков проникновения любой из частей детского удерживающего устройства в формовочную глину полости живота манекена. Перемещение модели головы не должно выходить за пределы строго регламентированных пределов — как при лобовом ударе, так и при испытании сзади. Голова не должна касаться ни одного из элементов транспортного средства. Однако, если такой контакт происходит, то скорость при ударе головы должна быть менее 24 км/ч, а сам контактирующий элемент отвечать требованиям на поглощение энергии.
Исключено самопроизвольное открытие замков удерживающего устройства или проскальзывание ремней в регулировочных пряжках. Также проверяется возможность свободного извлечения манекена из автокресла, без использования каких-либо инструментов.
После успешного проведения всех этих испытаний, креслу присваивается сертификация ECE 44, отраженная в наклейке:
Следует помнить, что данный установленный стандарт испытаний регламентирует базовый уровень безопасности детских удерживающих устройств. Он необходим для получения сертификации. Более жесткие требования к тестам автокресел устанавливают независимые испытательные лаборатории — ADAC, Stiftung Warentest, ANWB и другие. Методики независимых тестов более приближены к реальным условиям при аварии и могут отражать рейтинги устройств, которые публикуются в официальных потребительских изданиях. В одном из таких краш-тестов, проводимых в России газетой Авторевю совместно с АвтоВАЗом, принимала участие и команда наших экспертов:
Юридические требования
С 23 июня 2006 года детские удерживающие устройства, вновь ставящиеся на производство, должны соответствовать Правилам ООН № 44 с поправкой серии 04 (Согласно п. 17.10 Правил ООН № 44/04).
До 23 июня 2008 года допускалось распространение детских удерживающих устройств, получивших ранее одобрение по Правилам ООН № 44 с поправкой серии 03 (Согласно п. 17.12 Правил ООН № 44/04).
С 23 июня 2009 года детские удерживающие устройства, соответствующие Правилам ООН № 44 с поправкой серии 03, могут производится и по сей день, но не подлежат продаже и распространению в странах ЕС, как не соответствующие Правилам ООН № 44 с поправкой серии 04 (Согласно п. 17.13 Правил ООН № 44/04).
С 22 февраля 2017 года введена поправка, накладывающая требования к направляющей лямке, которая не может рассматриваться отдельно в качестве детской удерживающей системы, в частности в адаптерах для пристегивания ребенка. Также изменены требования к бустерам, которые официально утверждаются по типу конструкции только в качестве детской удерживающей системы группы 3 и не могут использоваться без специальной, хорошо читаемой маркировки, указывающей рост ребенка — не менее 125 см.
С 2013 года принят и введен в эксплуатацию новый стандарт детских удерживающих устройств ECE 129 i-Size, который должен заменить действующий ECE 44. В данный момент оба стандарта функционируют параллельно.
Подбор автокресла
до 15 месяцев
до 83 см
до 13 кг
Как выбрать детское автокресло
Чтобы было безопасно и удобно
Наш сын Миша родился в июле 2016 года. С того момента мы сменили три автокресла, а к зиме 2020/2021 года будем покупать новое. Это не транжирство, а ошибки неопытных родителей.
Первое кресло — автолюльку — мы купили с ходу и вообще не выбирая: тогда у нас еще не было машины. Ребенок в этой люльке проехал всего четыре раза. Второе автокресло нам купил дед, но оно оказалось неудачным: не было дополнительной защиты и положения для сна. Третье автокресло мы с мужем выбирали сами, на поиски ушло две недели.
В статье расскажу, на что мы обращали внимание при выборе автокресла, зачем они вообще нужны и какими бывают. Надеюсь, кому-то это поможет выбрать безопасный и удобный вариант для ребенка.
Не автокресло, а удерживающее устройство
Термин «детское автокресло» не универсальный и отчасти даже неправильный. Но, так как он всем привычен, в статье я буду употреблять именно его.
На самом деле все эти штуки для перевозки детей в машине называются детскими удерживающими системами или устройствами. Это различные лямки, ремни, пряжки и сиденья, которые крепятся к внутренней части кузова машины.
Общая цель всех устройств — ограничить подвижность ребенка и тем самым снизить риски травм в случае аварий.
Зачем нужны детские автокресла
Детские автокресла нужны, чтобы обезопасить ребенка в машине. По данным статистики ГИБДД, в 2019 году в России произошло 9361 ДТП с участием детей-пассажиров. При этом 359 детей погибли и 11 007 детей были ранены. И это только официальные данные.
Педиатр Анна Левадная в «Инстаграме» опубликовала наглядное видео, почему нельзя возить детей в машине без кресла или на руках. Врач пишет, что использовать автокресло нужно уже при выписке из роддома — оно не пригодится, только если вы везете ребенка домой в коляске.
По правилам дорожного движения детей с рождения и до 7 лет в машинах нужно перевозить только с помощью детских удерживающих устройств. От 7 до 11 лет на заднем сидении можно перевозить в удерживающих устройствах или просто пристегнуть ремнём безопасности. На переднем сидении — только с помощью детских удерживающих устройств.
минимальный штраф за провоз ребенка без кресла
Какими бывают автокресла
Все автокресла делятся на пять групп в зависимости от массы ребенка.
Группы автокресел
Вес ребенка | Примерный возраст ребенка | |
---|---|---|
0 | Менее 10 кг | С рождения до 6–7 месяцев |
0+ | Менее 13 кг | С рождения до года |
1 | 9—18 кг | С 9 месяцев до 4 лет |
2 | 15—25 кг | 3—7 лет |
3 | 22—36 кг | 6—12 лет |
Но у таких кресел есть недостатки. В интернете мы прочитали, что иногда они менее безопасны. Это просто объяснить: у малыша в год и ребенка в 12 лет огромная разница в весе, росте и комплекции. Производитель вынужден это учитывать и находить какие-то усредненные параметры креплений, пластика и прочих технических решений.
При этом есть кресла групп 1—2—3 с хорошими оценками безопасности. Но такие, как правило, стоят дорого — обычно от 20 000 Р и выше.
Крепления кресла к автомобилю. Два самых популярных типа крепления — при помощи штатного автомобильного ремня и через систему изофикс. Крепление автомобильным ремнем — самый распространенный способ, он подойдет для любой машины. Тут существует только одно требование: длина ремня должна быть 215 см или больше. Иногда в креслах есть специальные направляющие, которые помогают правильно разместить ремень безопасности.
Изофикс — это специальные крепления, которые как бы приварены к кузову автомобиля. С ними автокресло держится жестче, чем с обычным ремнем безопасности. Соответственно, безопасность таких моделей выше. Однако изофикс есть не в каждой машине — перед покупкой кресла надо выяснить, сможете ли вы поставить такое в свой автомобиль.
Также бывают комбинированные варианты. Например, некоторые кресла группы 2—3 можно ставить на изофикс, но ребенка в них нужно фиксировать уже штатным ремнем. Мы тоже используем обычный ремень — крепим им «столик безопасности». О нем я расскажу в следующем блоке.
Способы фиксации ребенка. Ребенок в кресле обязательно должен быть пристегнут. Для этого используют ремни или «столики безопасности».
Ремни — наиболее популярный способ крепления, они бывают штатными автомобильными или внутренними, которые прикреплены к креслу. Внутренние ремни, в свою очередь, делятся на трехточечные и пятиточечные. Трехточечный ремень соприкасается с самим креслом в трех точках — в районе плеч и между ног. Когда ремень пятиточечный, к этим трем добавляются еще две точки в районе пояса.
«Столик безопасности» называют ударным щитом. Это такая твердая конструкция, которая прикрывает грудь, живот и пах ребенка. Он используется вместо ремней.
Производители уверяют, что в случае фронтального удара ребенок как бы облокачивается на столик всей поверхностью от груди до таза и энергия удара распространяется равномернее. В креслах с ремнями нагрузка приходится на те места, в которых ремень соприкасается с телом ребенка.
Типы автокресел
Чаще всего в магазинах можно встретить три типа кресел: автолюльки, обычные кресла и бустеры.
Автолюльки предназначены для малышей до года. Они относятся к группам 0 и 0+. Дети в этом возрасте еще не могут сидеть, поэтому в машине едут лежа. В люльке ребенка пристегивают внутренними ремнями, а само кресло фиксируют штатным ремнем безопасности или ставят на специальную базу с креплениями изофикс, которую нужно покупать отдельно.
Автолюльки устанавливают спиной вперед против хода движения — это самый безопасный способ для неокрепшего позвоночника ребенка. При этом, если вы хотите поставить люльку с малышом на переднее сиденье, нужно обязательно отключить фронтальную подушку безопасности: если она сработает, ребенок может пострадать от удара.
Автолюлька — суперудобная штука для переноски детей, ее редко оставляют в машине. Почти все мои знакомые кладут малышей в люльку еще в квартире, в ней же несут в машину. Прямо в люльке можно занести ребенка в кабинет педиатра, а в гипермаркетах — ставить ее в тележку для продуктов. Также у люльки полукруглая нижняя часть, благодаря которой ребенка удобно укачивать.
Иногда автолюльки идут в комплекте с колясками — такие коляски называются «3 в 1». В таком случае люльку снимают с шасси коляски и закрепляют в машине.
В целом автолюлька с коляской — это удобно и легко для родителей, но есть нюансы. Врачи не рекомендуют долго возить ребенка в таком автокресле вместо классической горизонтальной люльки — это вредно для формирования позвоночника. К тому же автолюльки от колясок чаще всего относятся к группе 0 — они меньше по размерам и подходят для детей не тяжелее 10 кг. Поэтому уже в 7—8 месяцев родителям приходится покупать другую автолюльку.
Стандартные кресла — самый популярный вид устройств, потому что они подходят для детей от года или даже чуть раньше и до 11 лет. В зависимости от моделей они относятся к группам 1 или 2—3. Могут быть совмещенные варианты группы 1—2—3.
Примерно от года и до четырех лет ребенка в стандартных креслах фиксируют внутренними ремнями или используют «столики безопасности». После четырех лет детей пристегивают штатными ремнями безопасности. Крепление к машине стандартное — с помощью ремня безопасности или системы изофикс.
В таких креслах дети едут сидя или полулежа, если наклон для сна предусмотрен конструкцией самого кресла. Их можно устанавливать и по ходу движения, и против него — это также зависит от конструкции.
Бустеры внешне не похожи на обычное кресло — у них нет спинки, есть только сиденье. Ребенок с ним сидит выше и поэтому может пользоваться взрослым ремнем безопасности. Но так как у бустеров нет спинки, то нет и дополнительной боковой защиты — это небезопасно.
Кроме люлек, кресел и бустеров в магазинах также встречаются дополнительные устройства, например адаптеры ремней, надувные и бескаркасные кресла. Однако это сложно считать устройством безопасности.
В 2014 году в передаче «Главная дорога» провели тесты таких устройств на куклах: в результате были возможные сотрясения мозга, переломы позвоночника и тазобедренных суставов, повреждения внутренних органов и удушье от лямок. Мой сын однажды вынужден был ехать в бескаркасном кресле, и мне было страшно.