fe5 что это такое

Почему повышенный ферритин — предвестник смерти при COVID-19

fe5 что это такое. Смотреть фото fe5 что это такое. Смотреть картинку fe5 что это такое. Картинка про fe5 что это такое. Фото fe5 что это такое

Ферритин — это белок крови, содержащий железо. Анализ на ферритин помогает врачу понять, сколько железа хранится в вашем организме. Если тест на ферритин показывает, что его уровень в крови ниже нормы, это указывает на то, что в вашем организме низкие запасы железа, что может привести к развитию анемии. Достаточный уровень железа в организме очень важен при нормальном состоянии. Повышение уровня ферритина в сыворотке во время болезни связано не с количеством железа в организме, а с тем, что процессы пошли не так.

Ферритин в сыворотке крови — также хорошо известный маркер воспаления. Если С-реактивный белок и СОЭ в анализе крови выше нормы (именно это может наблюдаться при COVID-19), то ферритин характеризует тяжесть воспалительного процесса.

Ферритин — это белковый комплекс, который служит как внутриклеточный склад для железа во всех органах и тканях (в печени и селезенке хранится до 30%). Одна молекула ферритина может содержать до 4,5 тыс. молекул железа. Уровень ферритина важно понимать как минимум по следующим причинам:

Дуглас Келл, профессор-биохимик из Англии, утверждает, что сывороточный ферритин возникает из поврежденных клеток и, таким образом, является прямым показателем клеточного повреждения в организме в целом. Исследование 1,8 тыс. пациентов в США показало — отклонения работы печени встречаются у большинства госпитализированных пациентов с COVID-19 и могут быть связаны с худшими исходами.

Марина Ковальчук, заведующая клинико-диагностической лабораторией, врач клинической лабораторной диагностики высшей квалификационной категории, КДЛ СПбГБУЗ «Городская Мариинская больница», Санкт-Петербург:

«Ферритин является хорошо известным белком острой фазы, который коррелирует с маркерами повреждения клеток, маркерами образования гидроксильных радикалов (и окислительного стресса) и с тяжестью течения заболевания. У заболевших COVID-19 при возникновении цитокинового шторма уровень повышения — значительный. Гиперферритинемия (высокий уровень ферритина) — независимый предиктор смерти у взрослых в отделениях реанимации. В Мариинской больнице мы практикуем прогнозирование состояния больных с COVID-19 по уровню ферритина и назначение антицитокиновой терапии. У здоровых людей концентрация ферритина в сыворотке невысокая и чаще всего используется для диагностики количества запасов железа.

При воздействии повреждающего фактора провоспалительные цитокины стимулируют печень к выработке нескольких защитных белков, один из которых и есть ферритин. Синтез ферритина является ответом на активацию интерлейкином и молекулами интерферона специального гена через усиление связывания нуклеарного фактора — кВ. Также при воспалении происходит усиление секреции ферритина макрофагами и высвобождение его из поврежденных клеток. В итоге происходит рост провоспалительных факторов в клетках печени. Таким образом, ферритин и провоспалительные цитокины формируют порочный круг активации нуклеарного фактора-кВ и способствуют развитию синдрома цитокинового шторма — основной причины смерти пациентов.

Рибонуклеиновая кислота SARS-COV-2 действует на поверхности клеток иммунной системы и запускает каскад синтеза нуклеарного фактора кВ и как результат, происходит активация провоспалительных факторов и синтеза ферритина».

На основе данных свыше 10 тыс. пациентов с подтвержденным COVID-19 ученые Линлин Ченг и Хаолонг Ли подтвердили, что высокий уровень ферритина предсказывает существенное ухудшение состояния пациентов.

Анализ данных показал, что уровень ферритина:

Мария Петина, руководитель Центра диагностики нарушений у пациентов, перенесших COVID-19, и профилактики тяжелых осложнений в случае повторного инфицирования КДЦ МЕДСИ на Белорусской, врач-терапевт, кандидат медицинских наук:

«В России часто назначают анализ крови на ферритин у пациентов с подтвержденной коронавирусной инфекцией, а также при подозрении на нее. Белок ферритин является маркером пневмонита и содержит большое количество железа, которое несет внутрь клеток. Известно, что по уровню ферритина можно выявить тяжесть течения заболевания, степень развития цитокинового шторма или окислительного стресса. Поэтому врачи обращают на него особое внимание. Самому назначать себе этот анализ не стоит, категорически не рекомендуется заниматься самолечением, а при ухудшении самочувствия нужно сразу же обратиться за медицинской помощью. В данном случае лечение должно быть направлено на предотвращение окислительного стресса, чтобы предупредить развитие состояния, угрожающего жизни человека».

Согласно исследованию китайских ученых Фей Жоу и Тинг Ю — уровни ферритина в сыворотке крови, d-димера, лактатдегидрогеназы и IL-6 повышаются при серьезном обострении, что указывает на высокий риск смерти.

Развитие прогрессирующего провоспалительного состояния (так называемый «цитокиновый шторм») было продемонстрировано у пациентов с неблагоприятным прогрессированием COVID-19 и с повышенным риском летального исхода. Поэтому измерение воспалительных биомаркеров, таких как ферритин, — очень важно для раннего и точного выявления пациентов с COVID-19 с повышенным риском неблагоприятного прогрессирования.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Источник

Железо в крови

fe5 что это такое. Смотреть фото fe5 что это такое. Смотреть картинку fe5 что это такое. Картинка про fe5 что это такое. Фото fe5 что это такое

Уровень железа в сыворотке крови — один из важнейших показателей здоровья человека. Отклонение от нормы содержания этого элемента в крови наблюдается при целом ряде заболеваний. Повышенная утомляемость, ломкость волос, ухудшение настроения — типичные признаки дефицита железа в крови. Часто такие симптомы мы оставляем без внимания, списывая все на усталость от работы. Но все можно поменять, если вовремя выяснить причины и восполнить запас железа в организме.

Железо в крови: общая информация

Все неорганические вещества в организме человека подразделяют на макро- и микроэлементы. К первым относятся кальций, натрий, калий и магний. Приставка «макро» говорит о сравнительно большом содержании этих элементов в организме.

fe5 что это такое. Смотреть фото fe5 что это такое. Смотреть картинку fe5 что это такое. Картинка про fe5 что это такое. Фото fe5 что это такое

Железо не образуется в организме и поступает только с пищей. Больше всего железа содержится в красном мясе, грибах, какао, бобовых, некоторых овощах и фруктах.

Железо относится к микроэлементам. Но несмотря на небольшое его количество, этот элемент играет важнейшую роль в поддержании жизнедеятельности организма. Нехватка или переизбыток железа отрицательно сказываются на состоянии здоровья, что выражается целым рядом симптомов и заболеваний.

К основным функциям железа относятся:

Железо, содержащееся в организме человека, бывает нескольких видов:

Около 75% всего железа в организме человека является гемовым. Оно содержится в гемоглобине, миоглобине и некоторых ферментах. Остальное, негемовое железо заключено в транспортные и депонированные белки.

fe5 что это такое. Смотреть фото fe5 что это такое. Смотреть картинку fe5 что это такое. Картинка про fe5 что это такое. Фото fe5 что это такоеФункции железа в организме и признаки его дефицита. Изображение: МедПортал.

Анализ на железо в крови (Fe, Iron)

Уровень железа в крови определяется в рамках биохимического анализа крови. Для этого используется размерность микромоль на литр (мкмоль/л). Анализируют для этого венозную или капиллярную кровь. Способ исследования — фотометрический.

Наиболее простым и доступным способом оценки содержания железа в организме является клинический анализ крови, которая забирается из пальца. В таком случае можно оценить уровень гемоглобина в граммах на литр.

Уточняем анализ

Анализ крови на гемоглобин — важная, но недостаточная процедура для оценки уровня железа в крови. Бывает так, что гемоглобин в норме, но уровень железа понижен. В таком случае необходимо проанализировать дополнительные параметры, которые укажут на истинное содержание микроэлемента в организме.

Примечательно, что количество сывороточного железа — показатель, который варьирует в зависимости от дня и даже времени суток. Для минимизации неточностей определение уровня железа в крови принято сочетать и с другими анализами. Среди таковых — анализ на общую железосвязывающую способность сыворотки (ОЖСС), а также анализы на ферритин и трансферрин. Показатели ОЖСС и трансферрина используют для определения количества железа, которое в данный момент транспортируется кровью.

Показания

Уровень железа в крови определяют в следующих целях:

Исследование проводится при подозрении на следующие заболевания и состояния:

Подготовка к анализу

Лабораторные анализы крови часто требуют некоторой подготовки для получения корректных результатов. Анализ на уровень железа в крови (Fe, Iron) не является исключением. Как правило, это следующие требования (о которых обязательно проинформируют человека врачи и сотрудники диагностической лаборатории):

Для каждого пациента также могут быть и другие рекомендации и ограничения. Врач обязательно укажет их. Важно строго соблюдать предписанные правила, поскольку от этого зависят результаты анализа (а значит, и схема лечения).

fe5 что это такое. Смотреть фото fe5 что это такое. Смотреть картинку fe5 что это такое. Картинка про fe5 что это такое. Фото fe5 что это такоеВо время беременности женщины часто сталкиваются с дефицитом железа в организме. Фото: freeograph / freepik.com

Норма железа в крови у мужчин, женщин и детей

Нормальное содержание железа в крови — такое количество, при котором организм полноценно функционирует. Это показатель зависит от ряда факторов, в том числе и от возраста и пола. Поэтому нормальный уровень железа у детей, женщин и мужчин отличается.

Уровень железа при беременности

Отдельно нужно сказать о нормах железа в крови при беременности. Этот период в жизни женщины сопровождается серьезными изменениями не только гормонального фона, но и биохимических показателей крови, в том числе и железа.

При беременности потребность в железе (как и других макро- и микроэлементах) возрастает. Главным образом это связано с потребностями плода в указанных веществах. Кроме того, объем крови у беременной женщины возрастает примерно на 30%. Это значит, что увеличивается и потребность в компонентах гемоглобина (железа и аминокислот).

Стоит учитывать, что по мере роста плода физиологические суточные расходы железа будут увеличиваться. Так, если в I триместре дополнительная потребность в железе расценивает в 0,8 мг в сутки, то во II триместре это 5 мг, а в III – до 6-7 мг. За время беременности в среднем женщине нужно дополнительно до 800-900 мг железа.

Нормальные значения сывороточного железа для беременной женщины составляют 13-30 мкмоль на литр.

С точки зрения обеспеченности организма железом наиболее уязвимыми категориями считаются беременные женщины, а также дети и подростки в период активного роста и развития. На уровень железа также оказывают влияние и физические нагрузки, поэтому людям, занимающимся спортом, также нужно следить за этим показателем. В таблице 1 указаны референсные (нормальные) значения сывороточного железа в крови в мкмоль на литр у женщин и мужчин разных возрастных групп.

Таблица 1. Норма содержания железа (мкмоль/л) у детей разных возрастов, женщин и мужчин

ВозрастПолНорма железа мкмоль/л
меньше 1 месяцаженский5,1 – 22,6
мужской5,6 – 19,9
от 1 до 12 месяцевженский4,6 – 22,5
мужской4,9 – 19,6
от 1 до 4 летженский4,6 – 18,2
мужской5,1 – 16,2
от 4 до 7 летженский5,0 – 16,8
мужской4,6 – 20,5
от 7 до 10 летженский5,5 – 18,7
мужской4,9 – 17,3
от 10 до 13 летженский5,8 – 18,7
мужской5,0 – 20,0
от 13 до 16 летженский5,5 – 19,5
мужской4,8 – 19,8
от 16 до 18 летженский5,8 – 18,3
мужской4,9 – 24,8
старше 18 летженский6,6 – 26
мужской11,6 – 28

Причины повышенного железа

О повышенном уровне железа говорят, когда его концентрация составляет более 28-30 мкмоль/л (в разных лабораториях референсные значения могут несколько отличаться).

Причинами повышенного уровня железа в крови могут выступать следующие заболевания и состояния:

Какие симптомы указывают на повышенное железо

Повышенный уровень железа в крови может проявляться следующими симптомами:

fe5 что это такое. Смотреть фото fe5 что это такое. Смотреть картинку fe5 что это такое. Картинка про fe5 что это такое. Фото fe5 что это такоеПри повышенном уровне железа рекомендуется донорство крови.Фото: kasto / Depositphotos

Причины пониженного содержания железа

Низкий уровень железа может быть следствием следующих заболеваний и состояний:

Низкий гемоглобин при нормальном уровне сывороточного железа

Выше мы писали о том, что нормальный гемоглобин вовсе не говорит о нормальном уровне железа в крови. Однако возможна и противоположная ситуация, когда при нормальном или повышенном уровне железа у пациента низкий гемоглобин.

Какие симптомы указывают на низкий уровень железа в крови

Различают латентные и выраженные признаки нехватки железа в организме. Латентная стадия дефицита железа отмечается при незначительном снижении концентрации микроэлемента. Это может сопровождаться следующими симптомами:

Если дефицит железа не восполнить, то симптомы ухудшаются. На стадии выраженных проявлений это:

Как снизить или повысить содержание железа в крови

Переизбыток и недостаток железа — проблема, которая чревата развитием многих заболеваний. И в том, и в другом случае можно добиться нормализации показателей.

fe5 что это такое. Смотреть фото fe5 что это такое. Смотреть картинку fe5 что это такое. Картинка про fe5 что это такое. Фото fe5 что это такоеПри низком уровне железа в крови нужно выбирать продукты, в которых этого микроэлемента много. Фото: antoninavlasova / freepik.com

Если уровень железа повышен, то нормализовать его можно с помощью следующих мероприятий:

Чаще всего люди сталкиваются с дефицитом железа, а не его избытком. Поэтому способы поднятия уровня железа в крови более актуальны.

В первую очередь необходимо выяснить причину снижения железа в крови. Если принимать препараты железа, не вылечив основное заболевание, то нормализация железа в крови будет носить кратковременный характер.

Как правило, если речь идет о незначительной нехватке железа, то нормализовать показатели можно при помощи правильного питания. Врач посоветует вам есть больше мяса. Например, в 100 г говядины содержится 2,7 мг железа. А больше всего этого микроэлемента в свиной печени — до 19 мг.

Отметим, что гемовое железо (его источниками являются мясные продукты) усваивается намного лучше негемового. Последнего сравнительно много в грибах, сухофруктах, фасоли, горохе, какао, гречке и орехах.

При значительной нехватке железа в крови пациентам назначают соответствующие препараты. Они применяются в виде таблеток, растворов, внутримышечных или внутривенных инъекций.

Заключение

Источник

Технические характеристики мотора 5A FE

fe5 что это такое. Смотреть фото fe5 что это такое. Смотреть картинку fe5 что это такое. Картинка про fe5 что это такое. Фото fe5 что это такое

fe5 что это такое. Смотреть фото fe5 что это такое. Смотреть картинку fe5 что это такое. Картинка про fe5 что это такое. Фото fe5 что это такое

Технические характеристики 5A FE
Изготовитель: Tianjin FAW Toyota Engines Plant №1, North Plant, Deeside Engine Plant, Shimoyama Plant, Kamigo Plant
Марка ДВС: 5A FE
Годы производства: 1987 – 2006
Объем: 1498 см3 (1,5 л)
Мощность: 77 кВт (105 л. с.)
Момент крутящий: 143 Нм (на 4200 об/мин)
Вес: 117 кг
Степень сжатия: 9,8
Питание: инжектор
Тип мотора: рядный бензиновый
Зажигание: коммутаторное, бесконтактное
Число цилиндров: 4
Местонахождение первого цилиндра: ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре: 4
Материал ГБЦ: сплав алюминиевый
Впускной коллектор: силуминовый литой
Выпускной коллектор: литой чугунный
Распредвал: схема DOHC 16V, два верхних вала
Материал блока цилиндров: чугун
Диаметр цилиндра: 78,7 мм
Поршни: оригинальные
Коленвал: литой, 5 опор, 8 противовесов
Ход поршня: 77 мм
Горючее: АИ-92-95
Нормативы экологии: Евро-3
Расход топлива:
трасса – 4,5 л/100 км
смешанный цикл — 5,6 л/100 км
город – 6,9 л/100 км

Расход масла: 0,5 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости: 5W30, 5W40, 0W30, 0W40
Какое масло лучше для двигателя по производителю: На свое усмотрение
Масло для 5A FE по составу: Синтетика, полусинтетика
Объем масла моторного: 3,3 л
Температура рабочая: 95°
Ресурс ДВС: заявленный 150000 км, реальный 250000 км
Регулировка клапанов: шайбы
Система охлаждения: принудительная, антифриз
Объем ОЖ: 5,3 л
Помпа: GMB GWT-83A, Toyota 16110-19205, Aisin WPT-018
Свечи на 5A FE: Denso K16R-U11, Bosch 0242232802
Зазор свечи: 1,1 мм
Ремень ГРМ: Bosch 1987AE1121, 1987949158, 117 зубьев
Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2
Воздушный фильтр: Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst
Масляный фильтр: Vaico V70-0012, Bosch 0986AF1132, 0986AF1042
Маховик под сцепление: 212 мм, 6 отверстий для болтов
Болты крепления маховика: М12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачки: Toyota 90913-02090 впускные, Toyota 90913-02088 выпускные
Компрессия: от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ: 750 – 800 мин-1

Усилие затягивания резьбовых соединений:
свеча – 23 Нм
маховик – 83 Нм
шкив коленвала – 98 – 147 Нм
болт сцепления – 19 – 30 Нм
крышка подшипника – 57 Нм (коренной) и 39 Нм (шатунный)
головка цилиндров – три стадии 29 Нм, 49 Нм + 90°

Источник

Для Тойотоводов! Эволюция ДВС! ч.1

fe5 что это такое. Смотреть фото fe5 что это такое. Смотреть картинку fe5 что это такое. Картинка про fe5 что это такое. Фото fe5 что это такое

Букв Очень Много! …Может Вам будет интересно!

Этот краткий обзор посвящен распространенным двигателям Toyota 1990-2000-х годов. Данные основаны на опыте, статистике, отзывах владельцев и ремонтников. Несмотря на критичность оценок, следует помнить: даже относительно неудачный тойотовский двигатель надежнее многих творений местного автопрома и стоит на уровне большинства мировых образцов.

A · E · G · S · FZ · JZ · MZ · RZ · TZ · VZ · UZ · AZ · NZ · SZ · ZZ · AR · GR · NR · TR · UR · ZR · Diesel · Общие замечания
С момента начала массового ввоза в рф японских автомобилей сменилось уже несколько условных поколений двигателей Toyota:
— 1-я волна (1970-е — начало 1980-х) — теперь уже надежно забытые моторы старых серий (R, V, M, T, Y, K, ранние A и S).
— 2-я волна (вторая половина 1980-х — конец 1990-х) — тойотовская классика (поздние A и S, G, JZ), основа репутации фирмы.
— 3-я волна (с конца 1990-х) — «революционные» серии (ZZ, AZ, NZ). Характерные особенности — легкосплавные («одноразовые») блоки цилиндров, изменяемые фазы газораспределения, цепной привод ГРМ, внедрение ETCS.
— 4-я волна (со второй половины 2000-х) — эволюционное развитие предыдущего поколения (серии ZR, GR, AR). Характерные особенности — DVVT, версии с Valvematic, гидрокомпенсаторы.

«A» (R4, ремень)
Двигатели серии A по распространенности и надежности делят первенство с серией S. Что касается механической части, то трудно найти более удачно сконструированные моторы. При этом они имеют хорошую ремонтопригодность и не создают проблем с запасными частями. Устанавливались на автомобили классов «C» и «D» (семейства Corolla/Sprinter, Corona/Carina/Caldina).

4A-FE — самый распространенный двигатель серии, без существенных изменений выпускался с 1988 года, не имеет выраженных конструктивных дефектов
5A-FE — вариант с уменьшенным рабочим объемом, до сих пор производится на китайских заводах для тойот азиатского рынка и совместных моделей
7A-FE — поздняя модификация с увеличенным рабочим объемом

В оптимальном серийном варианте 4A-FE и 7A-FE шли на семейство Corolla. Однако, будучи установлены на автомобили линейки Corona/Carina/Caldina, они со временем получили систему питания типа LeanBurn, предназначенную для сгорания обедненных смесей и помогающую экономить японское топливо при спокойной езде и в пробках (подробнее про конструктивные особенности — см. «Toyota 4A-FE Lean Burn», на какие именно модели устанавливался LB — см. «Lean Burn на двигателях Toyota серии «A» ). Но японцы изрядно «подгадили» рядовому рф-потребителю — многие обладатели этих движков сталкиваются с так называемой «проблемой LB», проявляющейся в виде характерных провалов на средних оборотах, причину которых толком установить и излечить не удается — то ли виновато низкое качество местного бензина, то ли проблемы в системах питания и зажигания (к состоянию свечей и высоковольтных проводов эти движки особенно чувствительны), то ли все вместе — но иногда обедненная смесь просто не поджигается.

Небольшие дополнительные минусы — склонность к повышенному износу постелей распредвалов, не-плавающие поршневые пальцы, формальные сложности с регулировкой зазоров во впускных клапанах, хотя в целом работать с этими двигателями весьма удобно.

«Двигатель 7A-FE LeanBurn низкооборотный, и он даже тяговитее 3S-FE за счет максимума момента при 2800 оборотах»
Выдающаяся тяговитость на низких оборотах мотора 7A-FE именно в версии LeanBurn — одно из распространенных заблуждений. У всех гражданских движков серии A «двугорбая» кривая крутящего момента — с первым пиком на 2500-3000 и вторым на 4500-4800 об/мин. Высота этих пиков почти одинакова (разница укладывается едва ли не в 5 Нм), но у STD двигателей получается чуть выше второй пик, а у LB — первый. Причем абсолютный максимум момента у STD все равно оказывается больше (157 против 155). Теперь сравним с 3S-FE. Максимальные моменты 7A-FE LB и 3S-FE тип’96 составляют 155/2800 и 186/4400 Нм соответственно. Но если взять характеристику в целом, то 3S-FE при тех самых 2800 оборотах выходит на момент 168-170 Нм, а 155 Нм выдает уже в районе 1700-1900 оборотов.

4A-GE 20V — форсированный мотор для малых «приспортивленных» моделей заменил в 1991 году предыдущий базовый двигатель всей серии A (4A-GE 16V). Чтобы обеспечить мощность в 160 л.с., японцы использовали головку блока с 5-ю клапанами на цилиндр, систему VVT (первое применение изменяемых фаз газораспределения на тойотах), редлайн тахометра на 8 тысячах. Минус — такой двигатель будет неизбежно сильнее «ушатан» по сравнению со средним серийным 4A-FE того же года, поскольку и в Японии изначально покупался не для экономичной и щадящей езды. Более серьезны требования к бензину (высокая степень сжатия) и к маслам (привод VVT), так что предназначен он в первую очередь тому, кто знает и понимает его особенности.

За исключением 4A-GE, двигатели успешно питаются бензином с октановым числом 91 (в том числе и LB, для которого требования по ОЧ даже мягче). Система зажигания — с распределителем («трамблерная») у серийных вариантов и DIS-2 (Direct Ignition System, по одной катушке зажигания для каждой пары цилиндров) у поздних LB.

Двигатель V
N M CR D×S RON IG VD
4A-FE 1587 110/6000 145/4800 9.5 81.0×77.0 91 трам. нет
4A-FE LB 1587 105/5600 139/4400 9.5 81.0×77.0 91 DIS-2 нет
4A-GE 16V 1587 140/7200 147/6000 10.3 81.0×77.0 95 трам. нет
4A-GE 20V 1587 165/7800 162/5600 11.0 81.0×77.0 95 трам. да
4A-GZE 1587 165/6400 206/4400 8.9 81.0×77.0 95 трам. нет
5A-FE 1498 102/5600 143/4400 9.8 78.7×77.0 91 трам. нет
7A-FE 1762 118/5400 157/4400 9.5 81.0×85.5 91 трам. нет
7A-FE LB 1762 110/5800 150/2800 9.5 81.0×85.5 91 DIS-2 нет
8A-FE 1342 87/6000 110/3200 9.3 78.7.0×69.0 91 трам. —

*Сокращения и условные обозначения:
V — рабочий объем [см3]
N — максимальная мощность [л.с. при об/мин]
M — максимальный крутящий момент [Нм при об/мин]
CR — степень сжатия
D×S — ход поршня × диаметр цилиндра [мм]
RON — рекомендуемое производителем октановое число бензина
IG — тип системы зажигания
VD — соударение клапанов и поршня при разрушении ремня/цепи привода ГРМ

**Здесь и далее приведены ТТХ позднейших модификаций двигателей.

«E» (R4, ремень)
Основная «малолитражная» серия двигателей. Использовались на моделях классов «B», «C», «D» (семейства Starlet, Tercel, Corolla, Caldina).

4E-FE — базовый двигатель серии
5E-FE — вариант с увеличенным рабочим объемом
5E-FHE — ранняя версия, с высоким редлайном и системой изменения геометрии впускного коллектора (для увеличения максимальной мощности)
4E-FTE — отдельно стоит выделить турбоверсию, которая превращала Starlet GT в «бешеную табуретку»

С одной стороны, критических мест у этой серии совсем немного, с другой — слишком заметно она уступает в долговечности серии A. Характерны очень слабые сальники коленвала и меньший ресурс цилиндро-поршневой группы, к тому же, формально не подлежащей капремонту. Хотя всегда следует помнить о том, что мощность двигателя должна соответствовать классу автомобиля — поэтому вполне подходящий на Tercel, 4E-FE уже слаб для Corolla, а 5E-FE — для Caldina. Работая на максимуме возможностей, они имеют меньший ресурс и сильный износ по сравнению с движками бóльших объемов на тех же самых моделях.

Минимальные требования к бензину для обычных модификаций — 91-й. Система зажигания — трамблерная, на последних вариантах (с 1997 г.) — DIS-2.

Двигатель V
N M CR D×S RON IG VD
4E-FE 1331 86/5400 120/4400 9.6 74.0×77.4 91 DIS-2 нет*
4E-FTE 1331 135/6400 160/4800 8.2 74.0×77.4 95 трам. нет
5E-FE 1496 89/5400 127/4400 9.8 74.0×87.0 91 DIS-2 нет
5E-FHE 1496 115/6600 135/4000 9.8 74.0×87.0 91 трам. нет
* В нормальных условиях соударения клапанов и поршней не происходит, однако при неблагоприятных обстоятельствах (см. ниже) контакт возможен.

«G» (R6, ремень)
1G-FE — один из лучших тойотовских двигателей и бывший лидер неформального рейтинга надежности. Устанавливался на заднеприводные модели класса «E» (семейства Mark II, Crown).

Следует обратить внимание, что под одним именем существуют два фактически разных двигателя. В оптимальном виде — отработанном, надежном и без технических изысков — двигатель выпускался в 1990-98 годах (1G-FE тип’90). Из недостатков — привод маслонасоса ремнем ГРМ, что явно не идет на пользу последнему (при холодном пуске с сильно загустевшим маслом возможен перескок ремня или срезание зубьев, ни к чему и лишние сальники, протекающие внутрь кожуха ГРМ), и традиционно слабый датчик давления масла. В целом отличный агрегат, однако не стоит требовать от машины с этим двигателем динамики гоночного болида.

В 1998 году движок был радикально изменен — за счет увеличения степени сжатия и максимальных оборотов мощность выросла на 20 л.с., но достигнуто это было дорогой ценой. Двигатель получил систему VVT, систему изменения геометрии впускного коллектора (ACIS), бестрамблерное зажигание и дроссельную заслонку с электронным управлением (ETCS). Самые серьезные изменения затронули механическую часть — здесь сохранилась только общая компоновка и часть размеров. Полностью изменилась конструкция и начинка головки блока, появился гидронатяжитель ремня, обновился блок цилиндров и вся цилиндро-поршневая группа, изменился коленвал. Необходимо отметить, что по большей части запчастей 1G-FE тип’90 и тип’98 невзаимозаменяемы. Кроме того, клапана при обрыве ремня ГРМ теперь стали гнуться. Надежность и ресурс нового двигателя безусловно снизились, но главное — от легендарной неубиваемости, простоты обслуживания и неприхотливости в нем осталось одно название.

Двигатель V
N M CR D×S RON IG VD
1G-FE тип’90 1988 140/5700 185/4400 9.6 75.0×75.0 91 трам. нет
1G-FE тип’98 1988 160/6200 200/4400 10.0 75.0×75.0 91 DIS-6 да

«S» (R4, ремень)
Наиболее удачная и проверенная серия моторов, а с учетом их массовости — вообще лучшие тойотовские двигатели. Устанавливались на автомобили классов «D» (семейства Corona, Vista), «E» (Camry, Mark II), минивэны и вэны (Ipsum, TownAce), паркетники (RAV4, Harrier).

3S-FE — базовый двигатель серии — мощный, надежный и неприхотливый. Без характерных недостатков, за исключением некоторой шумности, «замедленного поступления масла к распредвалам при запуске» и расхода масла на угар у пожилых (с пробегом за 200 т.км) моторов. Конструктивные минусы для обслуживания — перегружен ремень ГРМ, приводящий также помпу и масляный насос, движок неудобно расположен под капотом (завален к моторному щиту). Лучшие модификации двигателя выпускались в 1990-96 годах, но появившаяся в 1996-м обновленная версия уже не могла похвастать прежней беспроблемностью. К серьезным дефектам следует отнести случающиеся, особенно на типе’96, обрывы шатунных болтов с последующим появлением «кулака дружбы».

4S-FE — вариант с уменьшенным рабочим объемом, по конструкции и в эксплуатации полностью аналогичен 3S-FE. Его характеристик достаточно большинству моделей, но он совершенно не подходит для семейства Mark II.

3S-GE — форсированный двигатель с «головкой блока разработки Yamaha», выпускавшийся во множестве вариантов с разной степенью форсировки и различной сложностью конструкции для приспортивленных моделей на базе D-класса. Его версии были в числе первых тойотовских двигателей с VVT, и первыми — с DVVT (Dual VVT — система изменения фаз газораспределения на впускном и выпускном распредвалах).

3S-GTE — турбированный вариант. Нелишне вспомнить недостатки наддувных двигателей: стоимость эксплуатации (лучшее масло и минимальная периодичность его замен), сложность в обслуживании и ремонте, относительно низкий ресурс форсированного двигателя, ограниченный ресурс турбин. При прочих равных условиях следует помнить: японский покупатель брал турбодвижок не для езды «в булочную», поэтому вопрос об остаточном ресурсе мотора и машины в целом всегда будет открытым, втройне это критично для автомобиля с пробегом по рф.

3S-FSE — версия с непосредственным впрыском (D4), самый плохой бензиновый мотор в гамме. Пример того, как легко неуемной жаждой совершенствования превратить отличный движок в кошмар. Брать автомобили именно с этим двигателем однозначно не рекомендуется. Или, если это так уж кажется неизбежным, следует реально представлять, с чем столкнется владелец, как и за сколько сможет его периодически восстанавливать, а главное — зачем ему нужны эти проблемы.
Основная проблема — износ ТНВД, в результате которого значительное количество бензина попадает в картер двигателя, что ведет к катастрофическому износу коленвала и всех прочих «трущихся» элементов. Во впускном коллекторе из-за работы системы EGR накапливается большое количество нагара, влияющего на возможность запуска. «Кулак дружбы» из-за обрыва шатунных болтов — стандартный конец карьеры для множества 3S-FSE (дефект официально признан производителем… в апреле 2012 года). Впрочем, проблем хватает и по остальным системам двигателя, имеющего мало общего с нормальными моторами серии S.

5S-FE — версия с увеличенным рабочим объемом. Недостаток — как на большинстве бензиновых двигателей объемом более двух литров, японцы применили здесь балансирный механизм с шестеренным приводом (неотключаемый и сложно регулируемый), что не могло не сказаться на общем уровне надежности.

Система зажигания — трамблерная на ранних моторах, с середины 1996 года DIS-2 или DIS-4. Бензин — 91-й для гражданских модификаций и, желательно, 95-й для форсированных.

Двигатель V
N M CR D×S RON IG VD
3S-FE 1998 140/6000 186/4400 9,5 86.0×86.0 91 DIS-2 нет
3S-FSE 1998 145/6000 196/4400 11,0 86.0×86.0 91 DIS-4 да
3S-GE vvt 1998 190/7000 206/6000 11,0 86.0×86.0 95 DIS-4 да
3S-GTE 1998 260/6000 324/4400 9,0 86.0×86.0 95 DIS-4 да*
4S-FE 1838 125/6000 162/4600 9,5 82.5×86.0 91 DIS-2 нет
5S-FE 2164 140/5600 191/4400 9,5 87.0×91.0 91 DIS-2 нет

«FZ» (R6, цепь+шестерни)
Замена старой серии F, добротный классический двигатель большого объема. Устанавливался на тяжелые джипы (Land Cruiser 80.100).

Двигатель V
N M CR D×S RON IG VD
1FZ-FE 4477 224/4600 387/3600 9.0 100.0×95.0 92 DIS-3 —

«GZ» (V12, цепь)
Серьезной фирме положено иметь собственный V12 — Тойота устанавливает свой с 1997 г. на представительский Century. Особенности — легкосплавный гильзованный блок цилиндров, система VVT, продублированные для каждого полублока системы впрыска и зажигания.

Двигатель V
N M CR D×S RON IG VD
1GZ-FE 4996 280/5200 480/4000 10.5 81.0×80.8 95 DIS-6/12 —

«JZ» (R6, ремень)
Массовая топ-серия 1990-х, в разных вариантах устанавливалась на все легковые заднеприводные модели Toyota (семейств Mark II, Crown).

1JZ-GE — базовый двигатель, для внутреннего рынка.
2JZ-GE — «всемирный» вариант с увеличенным рабочим объемом.
1JZ-GTE, 2JZ-GTE — турбонаддувные версии большой мощности (без ограничителя 300-320 л.с.).
1JZ-FSE, 2JZ-FSE — варианты с непосредственным впрыском.

Не имели существенных недостатков, очень надежны при грамотной эксплуатации и надлежащем уходе. Минус — привод всех навесных агрегатов одним длинным ремнем с гидронатяжителем, не отличающимся долговечностью. Стоить отметить, что движки JZ чувствительны к влаге, особенно в версии DIS-3, поэтому мыть не рекомендуется.

После модернизации в 1995-96 гг. двигатели получили систему VVT и бестрамблерное зажигание, стали немного экономичнее и тяговитее. Казалось бы, это один из тех редких случаев, когда обновленный тойотовский мотор не слишком потерял в надежности. Однако неоднократно приходилось не только слышать о проблемах свежих JZ с шатунно-поршневой группой, но и видеть последствия прихвата поршней с последующим их разрушением и загибом шатунов.

Двигатель V
N M CR D×S RON IG VD
1JZ-FSE 2491 200/6000 250/3800 11,0 86.0×71.5 95 DIS-3 да
1JZ-GE 2491 196/6000 255/4000 10,5 86.0×71.5 95* DIS-3 нет**
1JZ-GTE 2491 280/6200 380/2400 9,0 86.0×71.5 95 DIS-3 нет
2JZ-FSE 2997 220/5600 300/3600 11,3 86.0×86.0 95 DIS-3 да
2JZ-GE 2997 225/6000 300/4400 10,5 86.0×86.0 95* DIS-3 нет**
2JZ-GTE 2997 280/5600 470/3600 9,0 86.0×86.0 95 DIS-3 нет
* — большой опыт эксплуатации говорит о возможности спокойного использования 92-го
** — в модификациях тип’90 и тип’96, вопрос о тип’99 остается открытым

«MZ» (V6, ремень)
Одними из первых провозвестников «третьей волны» стали V-образные шестерки для исходно-переднеприводных автомобилей класса «E» (Camry), а также паркетников и вэнов на их базе (Harrier/RX300, Kluger/Highlander, Estima/Alphard).

1MZ-FE, 2MZ-FE — улучшенная замена серии VZ. Легкосплавный гильзованный блок цилиндров не предполагает возможности капитального ремонта с расточкой под ремонтный размер, отмечется склонность к коксованию масла и усиленному нагарообразованию из-за напряженных тепловых режимов и особенностей охлаждения. С этим, а также с не слишком грамотной эксплуатацией, связаны и случаи механического разрушения таких моторов. На 2MZ-FE и поздних версиях 1MZ-FE применялся механизм изменения фаз газораспределения.

3MZ-FE — вариант с увеличенным рабочим объемом, предназначенный в основном для внешнего (американского) рынка

Двигатель V
N M CR D×S RON IG VD
1MZ-FE тип’95 2995 210/5400 290/4400 10,0 87.5×83.0 91 DIS-3 нет
1MZ-FE vvt 2995 215/5800 300/4400 10,5 87.5×83.0 95 DIS-6 да
2MZ-FE vvt 2496 200/6000 245/4600 10,8 87.5×69.2 95 DIS-3 да
3MZ-FE vvt 3311 234/5600 328/3600 10,8 92.0×83.0 95 DIS-6 да

«RZ» (R4, цепь)
Базовые бензиновые двигатели продольного расположения для средних джипов и вэнов (семейства HiLux, LC Prado, HiAce).

3RZ-FE — самая большая рядная четверка в тойотовской гамме, в целом характеризуется положительно, можно обратить внимание лишь на переусложненный привод ГРМ и балансирного механизма. Система зажигания на ранних версиях — трамблерная, на поздних — DIS-4 (отдельная катушка зажигания для каждого цилиндра). Двигатель нередко устанавливался на модели горьковского и ульяновского автозаводов рф-ии. Что до потребительских свойств, то главное не рассчитывать на высокую тяговооруженность достаточно тяжелых моделей, оснащенных этим мотором.

«TZ» (R4, цепь)
Двигатель горизонтального расположения, предназначенный специально для размещения под полом кузова (Estima/Previa 10.20). Такая компоновка заставила сильно усложнить привод навесных агрегатов (осуществляется карданной передачей) и систему смазки (нечто вроде «сухого картера»). Отсюда же возникли и большие сложности при проведении любых работ на двигателе, склонность к перегреву, чувствительность к состоянию масла. Как и почти все, связанное с Эстимой первого поколения — пример создания проблем на пустом месте.

2TZ-FE — базовый двигатель серии.
2TZ-FZE — менее распространенная форсированная версия с механическим нагнетателем (supercharger).

Двигатель V
N M CR D×S RON IG VD
2TZ-FE 2438 135/5000 204/4000 9.3 95.0×86.0 91 трам. —
2TZ-FZE 2438 160/5000 258/3600 8.9 95.0×86.0 91 трам. —

«UZ» (V8, ремень)
На протяжении почти двух десятков лет — топовая серия двигателей Toyota, предназначенная для больших заднеприводников бизнес-класса (Crown, Celsior) и тяжелых джипов (LC 100.200, Tundra/Sequoia). Весьма удачные моторы с хорошим запасом прочности. В 2000-ых получили изменяемые фазы газораспределения.

Двигатель V
N M CR D×S RON IG VD
1UZ-FE 3968 280/6200 402/4000 10.5 87.5×82.5 95 DIS-8 —
2UZ-FE 4663 235/4800 422/3600 9.6 94.0×84.0 95 DIS-8 —
2UZ-FE vvt 4663 288/5400 448/3400 10.0 94.0×84.0 95 DIS-8 —
3UZ-FE 4292 280/5600 430/3400 10.5 91.0×82.5 95 DIS-8 —

«VZ» (V6, ремень)
В целом неудачная серия двигателей, которая быстро и почти полностью сошла со сцены. Устанавливались на переднеприводные машины бизнес-класса (Camry) и средние джипы (HiLux, LC Prado).

Показали себя ненадежными и капризными: изрядная любовь к бензину, немногим меньшая — к поеданию масла, склонность к перегреву (который обычно приводит к короблению и трещинам головки блока цилиндров), повышенный износ коренных шеек коленвала, изощренный гидропривод вентилятора. И ко всему — относительная редкость и высокая стоимость запчастей.

5VZ-FE — использовался с 1995 года на моделях HiLux Surf / LC Prado 185/90.210/120 и больших вэнах семейства HiAce. Этот двигатель оказался лучшим в серии и достаточно неприхотливым.

Двигатель V
N M CR D×S RON IG VD
1VZ-FE 1992 135/6000 180/4600 9.6 78.0×69.5 91 трам. да
2VZ-FE 2507 155/5800 220/4600 9.6 87.5×69.5 91 трам. да
3VZ-E 2958 150/4800 245/3400 9.0 87.5×82.0 91 трам. нет
3VZ-FE 2958 200/5800 285/4600 9.6 87.5×82.0 95 трам. да
4VZ-FE 2496 175/6000 224/4800 9.6 87.5×69.2 95 трам. да
5VZ-FE 3378 185/4800 294/3600 9.6 93.5×82.0 91 DIS-3 да

«AZ» (R4, цепь)
Представитель 3-й волны — «одноразовых» двигателей с легкосплавным блоком, заменивших серию S. Устанавливались на модели классов «C», «D», «E» (семейства Corolla, Premio, Camry), вэны на их базе (Ipsum, Noah, Estima), паркетники (RAV4, Harrier, Highlander).

Подробно о конструкции и проблемах — см. в новом большом обзоре «Серия AZ».

Наиболее серьезный и массовый дефект — самопроизвольное разрушение резьбы под болты крепления головки блока цилиндров, приводящее к нарушению герметичности газового стыка, повреждению прокладки и всем вытекающим последствиям.

Двигатель V
N M CR D×S RON IG VD
1AZ-FE 1998 150/6000 192/4000 9.6 86.0×86.0 91 DIS-4 —
1AZ-FSE 1998 152/6000 200/4000 9.8 86.0×86.0 91 DIS-4 —
2AZ-FE 2362 156/5600 220/4000 9.6 88.5×96.0 91 DIS-4 —
2AZ-FSE 2362 163/5800 230/3800 11.0 88.5×96.0 91 DIS-4 —

«NZ» (R4, цепь)
Замена серий E и A, устанавливались на модели классов «B», «C», «D» (семейства Vitz, Corolla, Premio).

Подробнее о конструкции — см. в новом обзоре «Серия NZ».

Несмотря на то, что двигатели серии NZ конструктивно похожи на ZZ, достаточно форсированы и работают даже на моделях класса «D», тем не менее из всех двигателей 3-й волны их можно считать самыми беспроблемными.

Двигатель V
N M CR D×S RON IG VD
1NZ-FE 1496 109/6000 141/4200 10.5 75.0×84.7 91 DIS-4 —
2NZ-FE 1298 87/6000 120/4400 10.5 75.0×73.5 91 DIS-4 —

«SZ» (R4, цепь)
Серия SZ своим происхождением обязана отделению Daihatsu и является самостоятельным и довольно любопытным «гибридом» двигателей 2-й и 3-й волны. Устаналивались на модели класса «B» (семейство Vitz, родственные модели Daihatsu). Подробнее о конструкции — см. «Серия SZ. Переходный вариант».
К недостаткам можно отнести случающийся иной раз перескок цепи ГРМ, неизбежно приводящий к повреждению клапанов.

Двигатель V
N M CR D×S RON IG VD
1SZ-FE 997 70/6000 93/4000 10.0 69.0×66.7 91 DIS-4 —
2SZ-FE 1296 87/6000 116/3800 11.0 72.0×79.6 91 DIS-4 —
3SZ-VE 1495 109/6000 141/4400 10.0 72.0×91.8 91 DIS-4 —

«ZZ» (R4, цепь)
Очередное поколение двигателей пришло на смену старой доброй серии A после 1998 года. Устанавливались на модели классов «C» и «D» (семейства Corolla, Premio), паркетники (RAV4) и минивэны.

Классический «одноразовый» (с алюминиевым гильзованным блоком) двигатель новой волны с системой VVT. Основная массовая проблема — повышенный расход масла на угар, вызванный конструктивными особенностями.

Подробно о конструкции и проблемах — см. в обзоре «Серия ZZ. Без права на ошибку».

1ZZ-FE — базовый и наиболее распространенный двигатель серии.
2ZZ-GE — форсированный двигатель с VVTL (VVT плюс система изменения высоты подъема клапанов первого поколения), который имеет мало общего с базовым мотором. К сожалению, это самый «нежный» и недолговечный из заряженных моторов Toyota. Подробнее о конструкции — см. «2ZZ-GE. Апофеоз».
3ZZ-FE, 4ZZ-FE — версии для моделей европейского рынка. Особый недостаток — отсутствие японского аналога не позволяет приобрести бюджетный контрактный мотор.

Двигатель V
N M CR D×S RON IG VD
1ZZ-FE 1794 127/6000 170/4200 10.0 79.0×91.5 91 DIS-4* —
2ZZ-GE 1795 190/7600 180/6800 11.5 82.0×85.0 95 DIS-4 —
3ZZ-FE 1598 110/6000 150/4800 10.5 79.0×81.5 95 DIS-4 —
4ZZ-FE 1398 97/6000 130/4400 10.5 79.0×71.3 95 DIS-4 —
* — за исключением ранних вариантов с DIS-2

«AR» (R4, цепь)
Новая среднеразмерная серия двигателей поперечного расположения с DVVT, дополняющая и заменяющая 2AZ-FE. Устанавливается на модели класса «D» (семейство Camry) и паркетники (RAV4, Highlander, RX).
Поскольку моторы AR появились позже других родственных серий и устанавливаются на меньшее количество моделей, список характерных дефектов пока предельно краток: стук приводов VVT при запуске, течь помпы системы охлаждения. Подробнее о конструкции — см. «Серия AR».

Двигатель V
N M CR D×S RON IG VD
1AR-FE 2672 182/5800 246/4700 10.0 89.9×104.9 91 DIS-4 —
2AR-FE 2494 179/6000 233/4000 10.4 90.0×98.0 91 DIS-4 —

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *