from webmaster что это значит
Как создать правильный robots.txt для Google, Яндекс и других поисковых систем
Mar 3, 2017 · 10 min read
В 2016 году для портала SEONews я написал статью о том как правильно состаить robots.txt для поисковых систем. Статья получилась интересная и, по-моему, одна из самых подробных и основательных на эту тему в рунете. И более 20 тысяч просмотров статьи только подтвреждают мои слова.
Думаю, никто не будет в обиде, если я перенесу эту статью сюда.
Энциклопедия интернет-маркетинга: составляем корректный robots.txt своими руками
SEOnews запустил проект для специалистов и клиентов «Энциклопедия интернет-маркетинга», в рамках которого редакция пуб…
Введение
Если попросить SEO-специалиста оценить важность правильно составленного robots.txt для сайта, хороший SEOшник оценит ее на 5 баллов из 5.
Кривой robots.txt, не учитывающий всех тонкостей сайта, может сильно навредить его индексации.
Одна неучтенн а я директива, и поисковики тут же вывалят в свой индекс всю подноготную сайта, например, как это было в 2011 году с утечкой SMS пользователей Мегафона.
Или одна лишняя или неправильно составленная директива, и часть сайта, или даже весь сайт, вылетит из индекса поисковых систем, а значит, потеряет весь поисковый трафик.
Структура статьи
Что такое robots.txt
Для начала определимся что из себя представляет этот файл и зачем он нужен.
В справке Яндекса дано следующее определение:
Robots.txt — текстовый файл, который содержит параметры индексирования сайта для роботов поисковых систем…
Сессия (робота поисковой системы) начинается с загрузки файла robots.txt. Если файл отсутствует, не является текстовым или на запрос робота возвращается HTTP-статус отличный от 200 OK, робот считает, что доступ к документам (страницам сайта) не ограничен.
То есть, другими словами, robots.txt — набор директив, которым однозначно подчиняются роботы поисковых систем при индексировании сайта.
Сказано «индексировать» страницу или раздел, будет индексировать. Сказано «не индексировать», не будет.
Но, несмотря на всю важность данного файла, подавляющее большинство сайтов в русском сегменте интернета не имеют правильно составленного robots.txt.
Директивы и спецсимволы robots.txt
Порядок включения директив:
Для начала стоит сказать о том, какие директивы могут использоваться в файле robots.txt.
User-agent — указание робота, для которого составлен список директив ниже. Обязательная для robots.txt директива, которая указывается в начале файла.
Disallow — директива запрета индексации документов. Можно указывать как каталог, так и часть названия документа, так и полный путь документа.
Allow — директива разрешения индексации документов. Является директивой по умолчанию для всех документов на сайте, если не указано другое.
Sitemap — директива для указания пути к файлу xml-карты сайта.
Спецсимволы
Host — директива указания главного зеркала сайта. Учитывается только роботами Яндекса.
Crawl-delay — директива указания минимального времени (в секундах) между окончанием загрузки одной страницы и началом загрузки следующей. Учитывается только роботами Яндекса. Директива используется, чтоб роботы поисковых систем не перегружали сайт.
Clean-param — директива используется для удаления параметров из url-адресов сайта. Учитывается только роботами Яндекса.
Настройка Google Search Consloe (GSC)
Как говорилось ранее, часть функций, которые можно указать для роботов Яндекса в robots.txt, для роботов Google надо указывать в Google Search Console.
Чтобы указать главное зеркало в Google необходимо подтвердить оба зеркала (www.site.ru и site.ru) в GSC. Зайти в настройки сайта (знак шестеренки), там выбрать ссылку «Настройка сайта» и в блоке «Основной домен» выбрать главное зеркало и сохранить изменения.
Чтобы ограничить скорость сканирования сайта роботами Google необходимо подтвердить сайт в GSC. Зайти в настройки сайта (знак шестеренки), там выбрать ссылку «Настройка сайта», в блоке «Частота сканирования» выбрать пункт «Ограничить максимальную скорость сканирования Google» и выставить приемлемое значение, после чего сохранить изменения.
Для того чтобы задать, как Google будет обрабатывать параметры в url-адресах сайта необходимо подтвердить сайт в GSC. Зайти в раздел «Сканирование» — «Параметры URL», нажать на кнопку «Добавление параметра», заполнить соответствующие поля и сохранить изменения.
Если робот Google уже нашел какие-либо параметры на сайте, то вы увидите список этих параметров в таблице и сможете посмотреть примеры таких страниц.
Как составить правильный robots.txt самостоятельно
Рассмотрев основные директивы для работы с файлом robots.txt перейдем к составлению robots.txt для сайта.
Во-первых, мы не рекомендуем брать и в слепую использовать шаблонные robots.txt, которые можно найти в интернете, так как они просто не могут учитывать всех тонкостей работы вашего сайта.
1. Первым делом добавим в robots.txt три User-Agent с одной пустой строкой между каждой директивой
Третий User-Agent добавляется по причине того, что для роботов каждой поисковой системы наборы директив будут различаться.
2. Каждому User-agent’у рекомендуется добавить директивы запрета индексации самых распространенных форматов документов
Документы закрываются от индексации по той причине, что они могут «перетянуть» на себя релевантность и попадать в выдачу вместо продвигаемых целевых страниц.
Даже если сейчас на вашем сайте пока нет документов в вышеперечисленных форматах, рекомендуем не удалять эти строки, а оставить их на перспективу.
3. Каждому User-agent’у добавляем директиву разрешения индексации JS и CSS файлов
JS и CSS файлы открываются для индексации, так как часто они находятся в каталогах системных папок, но они требуются для правильного индексирования сайта роботами поисковых систем.
4. Каждому User-agent’у добавляем директиву разрешения индексации самых распространенных форматов изображений
Картинки открываем для исключения возможности случайного запрета их для индексации.
Так же как и с документами, если сейчас у вас на сайте нет графических изображений в каком-либо из перечисленных форматах, все равно лучше оставить эти строки.
5. Для User-agent’а Yandex добавляем директиву удаления меток отслеживания, чтобы исключить возможность появления дублей страниц в индексе поисковых систем
6. Эти же параметры закрываем в GSC в разделе «Параметры URL»
Внимание! Если закрыть от индексации роботами Google метки при помощи директивы запрета, есть вероятность того, что вы не сможете запустить на такие страницы рекламу в Google Adwords.
7. Для User-agent’а «*» закрываем метки отслеживания стандартной директивой запрета
8. Далее задача закрыть от индексации все служебные документы, документы бесполезные для поиска и дубли других страниц. Директивы запрета копируются для каждого User-agent’а. Пример таких страниц:
9. Последней директивой для User-agent’а Yandex указывается главное зеркало
10. Последней директивой, после всех директив, через пустую строку указываются директивы xml-карт сайта, если таковые используются на сайте
После всех манипуляций должен получится готовый файл robots.txt, который можно использовать на сайте.
Шаблон, который можно взять за основу при составлении robots.txt
# Наиболее часто встречаемые расширения документов
# Требуется для правильно обработки ПС
# Наиболее часто встречаемые метки для отслеживания рекламы
# При наличии фильтров и параметров добавляем и их в Clean-param
# У google метки, фильтры и параметры закрываются в GSC-Сканирование-Параметры URL
# Метки, фильтры и параметры для других ПС закрываем по классическому стандарту
* Напомним, что в указанном шаблоне присутствует спецсимвол комментария «#», и все что находится справа от него предназначается не для роботов, а является подсказками для людей.
Важно! Когда копируете шаблон в текстовый файл, не забудьте убрать лишние пустые строки.
Пустые строки в robots.txt должны быть только:
Но прежде чем добавлять его на сайт, мы рекомендуем проверить его в сервисах анализа, например, для Яндекса, нет ли в нем ошибок. А заодно проверить несколько документов из каталогов, которые запрещены к индексации, и несколько документов, которые должны быть открыты для индексации, и проверить, нет ли каких-либо ошибок.
Распространенные ошибки при составлении robots.txt
Хоть составление правильного robots.txt задача не самая сложная, но есть распространенные ошибки, которые многие допускают, и от которых мы хотим вас предупредить.
4.1. Полное закрытие сайта от индексации
Такая ошибка приводит к исключению всех страниц из индекса поисковых систем и полной потери поискового трафика.
4.2. Не закрытие от индексации меток отслеживания
Эта ошибка может привести к появлению большого количества дублей страниц, что негативно скажется на продвижении сайта
4.3. Неправильное зеркало сайта
Host: site.ru # В то время, как правильное зеркало sub.site.ru
Скорее всего в большинстве случаев Яндекс просто проигнорирует эту директиву, но если, например, у вас есть несколько судбоменов для разных регионов, то есть вероятность того, что зеркала просто «склеятся».
Большой гайд по UTM-меткам: как узнать, откуда приходят пользователи
Способы разметки ссылок придуманы давно. Но как обычно, разные стандарты смешались и выбрать правильный формат не так просто. Оставим в стороне случаи, когда владелец площадки возражает против размеченных ссылок (а это не такой уж редкий случай). Разберемся в деталях — какие и когда UTM-метки ставить и что с ними делать дальше.
Системы аналитики (Яндекс.Метрика и Google Аналитика) без проблем определяют, откуда приходит трафик: из поиска, соцсетей, почтовой рассылки или по прямой ссылке. Но есть нюансы. Например, если трафик идет с внешнего сайта, вы узнаете об этом, но без детализации: с какой именно страницы или по какой именно ссылке — может остаться загадкой.
Хорошая новость в том, что есть универсальная система трекинга трафика — UTM-метки. Если рекламная ссылка размечена с помощью UTM, вы без проблем отследите источники переходов вплоть до конкретной ссылки на странице, объявления или ключевого слова.
Мы объяснили, что такое UTM метки, как их составлять для разных типов рекламы, как генерировать, как и где отслеживать, какие есть проблемы и как их избежать. Внутри — много примеров. Будет полезно и новичкам, и маркетологам с опытом.
UTM-метки: что это и для чего они нужны
UTM-метки — параметры, которые добавляются в URL-адреса для получения подробной информации о трафике.
В чем недостаток простого размещения ссылок?
В системе аналитики вы увидите суммарное количество посещений, но не будете знать, по какой именно ссылке перешли посетители. Соответственно, не сможете понять, какой подход к рекламе на этом ресурсе более выгодный.
А если бы вы добавили UTM-метки в URL, то точно бы отследили трафик по каждой ссылке и оценили эффективность размещения.
Далее мы подробно расскажем, как это делать.
Что такое UTM
UTM — это аббревиатура от Urchin Tracking Module. «Urchin» — название компании, которая создала и начала использовать эти метки. Кстати, компанию Urchin приобрел Google в 2005 году и создал на ее базе свою систему аналитики — Google Analytics.
UTM-метки оказались удобным и универсальным инструментом. Поэтому метки начали использовать в Яндекс.Метрике и других системах аналитики.
Как выглядят UTM-метки
Обычный URL-адрес выглядит так:
Такая ссылка понятна и привычна для всех. Но давайте добавим в нее UTM-метки, и посмотрим, как она будет выглядеть теперь:
URL стал громоздким и менее понятным, чем был изначально. Чтобы было проще воспринимать его, разобьем его на две части:
Наверняка со ссылками такого вида вы не раз сталкивались при клике по рекламным объявлениям:
Если вы еще не знакомы с UTM-метками, такой код может выглядеть шокирующе. Но все не так сложно, как кажется.
Из чего состоят UTM-метки
UTM-метки — это GET-параметры (передаются серверу с помощью ссылки).
GET-параметр очень просто определить: если вы видите в URL вопросительный знак, то все, что расположено после этого знака — GET-параметры.
В одном URL может быть несколько GET-параметров. Вот базовые правила синтаксиса:
Давайте еще раз посмотрим на пример ссылки с UTM-метками, которую мы приводили выше:
Все, что находится после знака «?» — это GET-параметры:
Параметр | Значение |
---|---|
utm_source | |
utm_medium | cpc |
utm_campaign | |
utm_term |
Сколько UTM-меток существует
Есть 5 универсальных UTM-меток, которые можно использовать для разметки любых ссылок. Эти метки распознают Google Аналитика и Яндекс.Метрика.
Три из пяти меток — обязательные, их нужно всегда размещать в URL:
Две метки можно использовать опционально:
Перечисленные метки используются наиболее часто. Их хватает для получения подробной статистики по трафику. Также есть дополнительные метки:
Рекомендация. Если вы запускаете рекламу для себя или работаете над проектом в одиночку, можете называть значения параметров UTM-меток как угодно. Главное, чтобы вы понимали, что обозначает каждое значение.
Для удобства создайте документ в Google Таблицах (или Google Документах) и пропишите там правила разметки ссылок UTM-метками. Расшарьте доступ к файлу коллегам, и всем всё будет понятно.
Синтаксис UTM-меток
Составим UTM-метки для рекламной кампании интернет-магазина мужской одежды и по ходу дела объясним, что и как делать.
Вот данные по кампании:
Пошагово составим UTM-разметку.
Первым делом нужно присвоить значение для каждой метки. Для этого пишем название самой метки, знак равенства («=»), а затем — значение параметра.
Здесь два важных момента:
Присваиваем значения меткам:
У нас готовы все элементы, из которых будет состоять размеченная ссылка. Теперь составим ее по шагам.
1. Указываем URL целевой страницы (на которую будем вести трафик):
2. В конце URL добавляем вопросительный знак:
3. Размещаем первую UTM-метку:
4. Помним, GET-параметры соединяются амперсандом. Ставим амперсанд:
5. Далее — размещаем вторую метку:
6. Снова ставим амперсанд, затем третью метку и так далее. После последней метки амперсанд не нужен.
Для первого объявления у нас получилась такая ссылка:
Ссылка для второго объявления будет выглядеть практически идентичной. Отличаются только значения последних двух параметров — utm_term и utm_content:
Обратите внимание! Если вы запускаете рекламу только в Google и пользуетесь только Google Аналитикой, можете располагать метки в любом порядке. Google распознает их независимо от того, какая метка у вас идет в начале, а какая — в конце.
Для работы с Яндекс.Директом и Яндекс.Метрикой рекомендуется размещать метки последовательно: первой указывать utm_source, затем — utm_medium и так далее (как в нашем примере). Чтобы не запутаться, придерживайтесь этого правила при разметке ссылок UTM-метками для любой рекламной системы.
Какие есть способы трекинга трафика помимо UTM
Для отслеживания переходов по ссылкам используют не только UTM-метки.
gclid
Автоматическая разметка ссылок в объявлениях Google Рекламы. Так разметка выглядит в ссылке:
yclid
Эта разметка аналогична gclid — только используется в Яндекс.Директе. Вот так выглядит ссылка с разметкой yclid:
Как и gclid, автоматическая разметка Яндекс.Директа имеет те же недостатки: метки совместимы с Яндекс.Директом и учитываются Яндекс.Метрикой. Другие системы аналитики (например, Google Аналитика) их не понимают.
Подобные метки есть и у других рекламных систем:
С ними все аналогично: их понимает только «родная» рекламная система.
Это метка, с помощью которой можно определить источник перехода по рекламной ссылке. Распознается Яндекс.Метрикой.
Так выглядит URL с меткой from:
Метка from передает только один параметр (источник перехода), в то время как UTM-разметка позволяет получить пять параметров.
Статические и динамические параметры UTM-меток
В UTM-разметке можно использовать статические или динамические параметры. Со статическими параметрами все просто: система аналитики зафиксирует те значения, которые вы укажете вручную.
Динамические параметры позволяют отслеживать расширенную статистику по кликам по рекламным объявлениям. Например, добавив к рекламной ссылке объявления Яндекс.Директа динамические параметры, вы сможете узнать:
Динамические параметры в Яндекс.Директе
Ссылка, в которой указаны все доступные динамические параметры Яндекс.Директа, выглядит так:
Полный список доступных параметров вы можете посмотреть здесь.
Мы же обратим внимание на несколько параметров:
Динамические параметры в Google Рекламе
В рекламной системе Google есть свои динамические параметры — ValueTrack.
Так выглядит ссылка с динамическими параметрами Google:
Разберем параметры, которые здесь указаны:
В справке Google вы найдете полный список параметров ValueTrack.
Как использовать UTM-метки в разных кампаниях: примеры
UTM-метки для SEO
Они здесь вообще не нужны. Для анализа поискового трафика достаточно установить на сайт коды систем аналитики, а также подключить панели для вебмастеров Яндекса и Google. Этих действий хватит, чтобы отслеживать переходы из поиска и понимать, по каким запросам вы получаете клики.
Контекстная реклама
Для кампаний контекстной рекламы важно отслеживать трафик и быть уверенным, что вы получаете точные и корректные данные. При этом необязательно использовать UTM-метки:
UTM мы рекомендуем использовать в том случае, если вы одновременно используете несколько рекламных систем. UTM-метки универсальные и помогут отслеживать трафик в единой системе координат.
Структура UTM-меток для кампании выглядит так (пример):
Для Яндекс.Директ
Параметр | Передаем данные | Значение параметра |
---|---|---|
utm_source | Рекламная система | yandex |
utm_medium | Канал трафика | |
utm_campaign | Идентификатор кампании | |
utm_content | Идентификатор объявления | |
utm_term | Ключевое слово |
*здесь используем динамические параметры, чтобы не прописывать статические параметры для каждого объявления вручную.
Пример URL с UTM-метками для Яндекс.Директа:
Для Google
Параметр | Передаем данные | Значение параметра |
---|---|---|
utm_source | Рекламная система | |
utm_medium | Канал трафика | |
utm_campaign | Идентификатор кампании | |
utm_content | Идентификатор объявления | |
utm_term | Ключевое слово |
*используем динамические параметры, которые «понимает» Google Аналитика.
Пример URL с UTM-метками для Google Рекламы:
Разметку рекламных ссылок UTM-метками можно автоматизировать. Равно как и подбор ключевиков, управление ставками и другие задачи, необходимые для запуска и ведения кампаний контекстной рекламы. Все это возможно в модуле контекстной рекламы PromoPult. Система сделает за вас всю рутинную работу и сэкономит деньги и время.
Таргетированная реклама
Если вы запускаете рекламу в соцсетях, вам также важно понимать, какие объявления лучше срабатывают, чтобы оптимизировать кампанию (отключить неэффективные и увеличивать бюджет для тех, которые приносят прибыль).
Рассмотрим несколько примеров UTM-разметки для объявлений в соцсетях.
Для рекламных кампаний во ВКонтакте:
Параметр | Передаем данные | Значение |
---|---|---|
utm_source | Рекламная система | vkontakte |
utm_medium | Канал трафика | cpc |
utm_campaign | Идентификатор кампании | |
utm_content | Идентификатор объявления | |
utm_term | Платформа, с которой шли переходы |
*используем динамические параметры для автоматической подстановки нужных идентификаторов и значений.
Готовый URL с разметкой для объявления ВКонтакте будет выглядеть так:
Для рекламных кампаний в myTarget:
Параметр | Передаем данные | Значение |
---|---|---|
utm_source | Рекламная система | mytarget |
utm_medium | Тип трафика | cpm |
utm_campaign | Идентификатор кампании | < |
utm_content | Идентификатор объявления | < |
utm_term | ID региона, пол и возраст пользователя | < |
*используем динамические параметры.
Так будет выглядеть полный URL с указанными UTM-метками для myTarget:
Гостевые публикации, упоминания и другие способы размещения естественных ссылок
UTM-разметка для ссылки в гостевой статье:
Параметр | Передаем данные | Значение |
---|---|---|
utm_source | Тип трафика | external_paid |
utm_medium | Тип интеграции | guest_publication |
utm_campaign | Название площадки | blog_o_mode |
utm_content | Название контента | article1 |
utm_term | Необязательный параметр. Можно использовать для дополнительной информации: например, указать размер площадки | medium |
Так будет выглядеть полный URL с метками:
UTM-разметка для ссылки в публикации в соцсетях:
Параметр | Передаем данные | Значение |
---|---|---|
utm_source | Тип трафика | external_paid |
utm_medium | Тип интеграции | social_post |
utm_campaign | Название площадки | public_modashop |
utm_content | Название контента | post_podborka |
utm_term | Необязательный параметр. Можно использовать для дополнительной информации: например, указать размер площадки | big |
Так будет выглядеть ссылка с разметкой:
UTM-разметка для интеграции вашей рекламной ссылки в существующую статью
Параметр | Передаем данные | Значение |
---|---|---|
utm_source | Тип трафика | external_paid |
utm_medium | Тип интеграции | url_article |
utm_campaign | Название площадки | blog_o_stile |
utm_content | Название контента | article2 |
utm_term | Необязательный параметр. Можно использовать для дополнительной информации: например, указать размер площадки | medium |
Полный адрес ссылки:
Разметка ссылок в email-рассылках
Email-рассылки — отдельный канал трафика, который нужно отслеживать. Если вы используете этот инструмент, обязательно делайте разметку ссылок, чтобы понимать, из каких писем на ваш сайт приходят пользователи.
Вот пример структуры UTM-разметки для ссылок в письме для рассылки по базе клиентов:
Параметр | Передаем данные | Значение |
---|---|---|
utm_source | Канал трафика | |
utm_medium | Тип рассылки | news |
utm_campaign | Название кампании | winter_sale |
utm_content | Тип ccылки (к примеру, button — ссылка в кнопке, banner — на баннере, link — обычная ссылка в тексте) | button |
utm_term | Необязательный параметр | — |
Полный URL с разметкой будет выглядеть так:
Как отследить эффективность офлайн-рекламы с помощью UTM-меток
Здесь помогут QR-коды. Например, вы можете напечатать рекламные плакаты или флаера и разместить на них QR-код со ссылкой на ваш сайт. Используйте UTM-метки для разметки ссылки, а затем сгенерируйте QR-код для размеченного URL. Все переходы по QR-коду вы сможете отслеживать в системах аналитики.
Вот пример разметки для офлайн-рекламы:
Параметр | Передаем данные | Значение |
---|---|---|
utm_source | Канал трафика | qr_code |
utm_medium | Рекламный носитель (плакат, флаер, ситилайт и т.д.) | flyer |
utm_campaign | Название кампании | winter_sale |
utm_content | Место размещения рекламы | supermarket |
utm_term | Город/район | butovo |
Полный URL с метками будет выглядеть так:
Сгенерируйте для него QR-код и отправляйте в печать.
Составляйте UTM-метки без ошибок: используйте генераторы
Теперь, когда мы подробно рассказали о UTM-метках, их назначении и синтаксисе, а также показали примеры использования, они уже не кажутся сложными. Но они все еще остаются достаточно громоздкими, а значит при ручном составлении меток возможны ошибки.
Чтобы свести вероятность ошибок к минимуму и ускорить процесс разметки ссылок, используйте генераторы UTM-меток.
Campaign URL Builder
Инструмент для генерации UTM-меток от Google. Работает просто:
Генератор UTM от Tilda
Простой генератор UTM-меток от одного из самых популярных конструкторов сайтов. С В генераторе UTM от Тильды можно создать метки для основных рекламных систем: Яндекс.Директ, Google Реклама, ВКонтакте, myTarget и Facebook.
Здесь также все просто:
Обратите внимание! Генератор автоматически подставляет динамические параметры, подходящие для выбранной рекламной системы. Например, если вы выбрали Google Ads, в поле параметра utm_content генератор подставит динамический параметр
Шаблоны в Google Таблицах для генерации UTM-меток
Такой шаблон легко создать самому с помощью формулы CONCATENATE. Но можно не создавать, а использовать готовый шаблон. Например, этот.
Откройте таблицу с шаблоном, создайте копию. В столбце «URL» укажите адрес целевой страницы, в столбцах параметров — необходимые значения. В столбце «Generated URL» появится готовая ссылка с корректной разметкой.
Нужно ли сокращать ссылки с UTM-метками?
URL-адрес страницы со всеми UTM-метками выглядит устрашающим для обычных пользователей. Но если вы размещаете их в объявлениях контекстной или таргетированной рекламы, это не имеет особого значения. Пользователи кликают по объявлениям, а саму ссылку видят разве что в адресной строке браузера.
То же самое относится и к ссылкам, которые имеют текстовый анкор.
Если же вы размещаете рекламную ссылку без анкора в статье или в комментарии, ее лучше сократить. Длинная ссылка с непонятными символами и словами будет выглядеть подозрительно, и вы получите меньше переходов.
Чтобы рекламная ссылка выглядела «нормально», используйте сервисы-сокращатели ссылок: to.click, cutt.ly, clck.ru или другие.
Есть еще один способ скрытия ссылки, но его не стоит использовать
Для реализации этого способа покупают отдельный домен, а затем настраивают с него 301-й редирект на ссылку с UTM. Таким образом пользователь кликает по обычной ссылке, а затем он перенаправляется на ссылку с разметкой.
Мы не рекомендуем пользоваться такими способами — можно попасть под санкции поисковиков.
Статистика по UTM-меткам: где смотреть
В Яндекс.Метрике
В Яндекс.Метрике доступен специальный отчет, с помощью которого вы можете просмотреть детальную статистику по UTM-меткам. В интерфейсе Метрики отчет находится в Стандартных отчетах — Источники → Метки UTM.
Выберите этот отчет, затем проставьте галочки на тех метках, по которым хотите посмотреть статистику.
В Google Аналитике
В Google Аналитике статистику по UTM-меткам можно посмотреть в отчете «Источник/канал» (находится в разделе Источники трафика → Весь трафик).
В столбце «Источник или канал» в каждой строке указаны два значения, разделенные слэшем:
Первое значение (источник) — это параметр utm_source. Второе значение (канал) — параметр utm_medium.
Также в этом отчете можно посмотреть статистику по кампаниям (метка utm_campaign). Для этого выберите соответствующий основной параметр: «Кампания».
Чтобы посмотреть статистику с разбивкой по объявлениям (метка utm_content), выберите параметр «Содержание объявления».
Также можно посмотреть данные по ключевым словам, по которым показывались ваши объявления и были получены клики. Для этого выберите параметр «Ключевое слово».
Что может пойти не так при работе с UTM-метками: проблемы и их решение
Неправильный синтаксис
Ссылки с UTM-метками достаточно длинные (особенно если вы используете все доступные параметры). Если прописывать параметры вручную, легко допустить ошибку.
UTM-метки чувствительны к синтаксису: достаточно пропустить один символ или поставить пробел вместо дефиса, и статистика не будет собираться.
Вместе с тем вы легко можете избежать ошибок: просто пользуйтесь генераторами UTM-меток.
Используются только статические параметры
Если вы используете только статические параметры, вы усложняете себе работу и в итоге получаете меньше данных.
Например, вы хотите протестировать 20 разных объявлений и понять, какое из них эффективнее. Если использовать только статические параметры, вам придется вручную прописать название или идентификатор каждого объявления в параметре utm_content.
Вместо этого вы могли бы использовать динамический параметр и прописать всего лишь одно значение:
Дубли страниц в индексе: поисковики индексируют URL с разметкой
«Чистый» URL или URL с UTM-метками — одно и то же с точки зрения пользователей. При переходе по ним загрузится одна и та же целевая страница.
Но поисковые системы могут проиндексировать оба URL — в результатах поиска появятся дубли, что не очень хорошо.
Чтобы ссылки с UTM-метками не индексировались поисковиками и не было проблемы с дублями, используйте атрибут rel=»canonical». Это универсальное решение.
Для робота Яндекса можно прописать в robots.txt следующий код:
С помощью этого кода мы даем указание Яндексу не индексировать URL-адреса, содержащие GET-параметры.
Больше о дублях страниц читайте в блоге PromoPult.
Полезные советы:
Автоматизируйте работу с UTM-метками (и не только)
Чтобы запустить кампанию контекстной или таргетированной рекламы, нужно проделать много работы: собрать ключевые слова, подготовить изображения и тексты, настроить таргетинги и многое другое. UTM-метки — одна из составляющих.
Автоматизируйте все эти задачи с помощью модулей контекстной и таргетированной рекламы PromoPult. Так вы сэкономите время и деньги, освободившись от рутинной работы.