google giants что такое
Как IT-гиганты помогают образованию? Часть 1: Google
На старости лет, в свои 33 года, решил я пойти в магистратуру по компьютерным наукам. Первую свою вышку я закончил ещё в 2008 и совсем не в сфере IT, много воды с тех пор утекло. Как и любому другому студенту, ещё и со славянскими корнями, мне стало любопытно: что я могу получить на халяву (в основном в плане дополнительных знаний по специальности)? И, коль скоро моё прошлое и настоящее плотно пересекается с хостинг-индустрией, основной выбор пал на гигантов, предоставляющих облачные услуги.
В своём небольшом цикле я расскажу о том, какие образовательные возможности предлагают три лидера рынка облачных услуг студентам, преподавателям и учебным заведениям (как университетам, так и школам), а также как использует некоторые из них наш ВУЗ. И начну я с Google.
Сразу за хабракатом немного разочарую. Жителям стран СНГ не очень повезло. Часть вкусных плюшек Google For Education там не доступна. Потому о них я расскажу в конце, специально для тех, кто учится в вузах Европы, Северной Америки и некоторых других стран. Часть из них доступна в урезанном виде, впрочем. Итак, поехали.
G Suite for Education
Многие из нас любят Gmail, Google Drive и ежи с ними. Особо везучие даже успели захватить бесплатные аккаунты почты для своих доменов, ныне известную как G Suite legacy free edition, которой постепенно закручивают гайки. Если кто не знает, G Suite for Education — это всё то же, и даже больше.
Любая школа и любой ВУЗ может получить 10000 лицензий (и, соответственно, аккаунтов) на почту, диск, календарь и прочие возможности сотрудничества, предлагаемые G Suite. Единственное ограничение — учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию и статус некоммерческой.
Наш университет активно пользуется этим сервисом. Долой хождение к деканату, чтобы узнать, какая пара следующая. Всё синхронизируется через календарь и можно посмотреть в смартфоне. Равно как и расписание экзаменов. Важные уведомления и указы рассылаются всем по мылу, равно как и уведомления о различных интересных семинарах, вакансиях для студентов, летних школах и т.п. Для каждой логической единицы (группа, курс, факультет, вуз) создан список рассылки, и сотрудники с соответствующими правами могут туда отправлять информацию. На вводной лекции для студентов прямым текстом сказали, что университетский ящик проверять очень важно, практически обязательно.
Кроме того, некоторые преподаватели активно заливают материалы лекций на Google Drive и даже создают там же индивидуальные папки для отправки домашки. Другим, впрочем, вполне подходит Moodle, не имеющий отношения к Google. Подробнее о создании аккаунта можно почитать тут. Срок рассмотрения заявки составляет до 2 недель, но по случаю массового удалённого обучения Google обещал рассматривать и подтверждать их быстрее.
Google Colab
Отличный инструмент для любителей Jupyter Notebook. Доступен любому пользователю Google. Очень удобен как для индивидуальной, так и для совместной работы при изучении чего-либо из сферы машинного обучения и data science. Позволяет тренировать модели как на CPU, так и на GPU. Впрочем, для базового изучения Python тоже вполне подойдёт. Мы активно использовали этот инструмент на «Методах интерпретации и классификации». Начать коллаборацию можно тут.
Контуры (для искушённых — один из слоёв нейронки VGG16) египетского котика делают коллаборацию лучше
Google Classroom
Отличная LMS (learning management system), предоставляемая бесплатно как один из основных продуктов в рамках пакетов G Suite for Education, G Suite for Nonprofit, а также владельцам персональных аккаунтов. Также предоставляется как дополнительная услуга для обычных аккаунтов G Suite. Система перекрёстных разрешений доступа между разными типами аккаунтов несколько запутанная и нетривиальная. Чтобы не залазить в дебри, самый простой вариант — всем участникам процессам — учителям и ученикам — пользоваться аккаунтами одного типа (либо образовательные, либо персональные).
Система позволяет создавать классы, публиковать текстовые и видеоматериалы, сессии Google Meet (бесплатны для образовательных аккаунтов), задания, оценивать их, общаться между собой и т.п. Очень полезная штука для тех, кто вынужден обучаться удалённо, но у кого нет в штате специалистов, чтобы установить и настроить какую-то другую LMS. Переступить порог класса можно тут.
Обучающие материалы
Google for Education
Вместо заключения
Надеюсь, было полезно. Делитесь информацией со знакомыми студентами, преподавателями и деканами. Если Вы знаете ещё какие-то образовательные предложения от Google, пишите в комментариях. Подписывайтесь на нас, чтобы не пропустить продолжение о различных образовательных возможностях.
От себя хотим также предложить всем студентам скидку 50% на первый год использования наших услуг хостинга и облачных VPS, а также VPS с выделенными накопителями. Для этого Вам необходимо зарегистрироваться у нас, сделать заказ и, не оплачивая его, написать тикет в отдел продаж, предоставив фото себя со своим студенческим. Сотрудник отдела продаж скорректирует Вам стоимость заказа в соответствии с условиями акции.
«Они обнаглели» Западные IT-гиганты противостоят всему миру и даже США. Что в этой битве делает Россия?
Мировой масштаб
Для того чтобы понять масштабы происходящего, достаточно осознать факт, что к началу 2020 года число пользователей одного только Facebook достигло трети населения планеты, а это 2,5 миллиарда человек. После этого стремительно растущее влияние западных IT-гигантов на мировую экономику и геополитику становится совершенно не удивительным, а вполне логичным и само собой разумеющимся. «Такие компании, как Google и Facebook, являются современными и крайне эффективными инструментами геополитики. Мы все это понимаем», — уверен политолог и член Общественной палаты Никита Данюк.
По словам Данюка, все заявления американских властей о том, как важно развивать новые технологии, обусловлены их желанием сохранить за собой доминирующую роль не только в области инновационных продуктов, но и в разрезе геополитики и геоэкономики. «Это помогает США продвигать свои условия на мировом рынке, а также создавать себе наиболее выгодные условия, исключающие присутствие каких-либо конкурентов. А если даже эти конкуренты где-то и появляются, то все их попытки жестко пресекаются», — подчеркнул политолог, судя по всему, намекая на покупку американского сегмента TikTok американской компанией Oracle.
Ведь именно такую сделку в сентябре этого года навязал китайской IT-компании ByteDance (владеет TikTok) президент США Дональд Трамп. Он пообещал запретить популярное приложение, если до 15 сентября какая-либо крупная американская компания не выкупит его бизнес на территории Штатов.
Как заверил Данюк, на сегодняшний день Россия и Китай представляют наибольшую угрозу для монополии Запада в IT-сфере. «США неоднократно заявляли, что Россия использует современные технологии в военных целях и пытается вмешиваться в выборы. При этом не приводится никаких доказательств», — возмутился он в разговоре с «Лентой.ру», добавив, что Китаю, правда, приходится еще хуже.
Штаты вытесняют Поднебесную с внутреннего рынка и проводят масштабную кампанию против китайских IT-компаний в Европе. Так, в начале октября заместитель госсекретаря США по экономическим вопросам Кейт Крач настоятельно рекомендовал европейским властям отказать китайской Huawei в вопросах развертывания технологии 5G и отдать предпочтение финской Nokia или шведской Ericsson. Фактический запрет на деятельность Huawei уже ввели Великобритания, Франция и Швеция, в ближайшее время к ним также намереваются присоединиться Италия и Германия.
В то же время ведущие интернет-гиганты, располагающиеся преимущественно в Кремниевой долине, невзирая на попытки сопротивления, совершенно спокойно функционируют и развиваются на территории Европы и многих других стран, в том числе и России. «В тех же социальных сетях присутствует предвзятая модерация.
Благодаря их алгоритмам некоторые российские СМИ маркируются плашкой «государственное СМИ» либо же просто не выдаются поисковиком», — пояснил Данюк. По его словам, подобная практика распространяется только на российские и китайские СМИ. «Такая политика двойных стандартов показывает, что такие инструменты, как крупные IT-компании, очень часто используются для выяснения отношений», — заключил он.
Политика двойных стандартов показывает, что такие инструменты, как крупные IT-компании, очень часто используются для выяснения отношений
После этого власти США начали активно обсуждать возможность принудительного раздробления доминирующих медиа-компаний: отделения YouTube от Google, а WhatsApp и Instagram от Facebook. К слову, эта затея пришлась по вкусу многим Европейским государствам, которые уже не первый год пытаются вести безуспешную войну против монополии крупных интернет-платформ. По их мнению, IT-гиганты пренебрегают авторскими и личными правами пользователей, а также халатно относятся к модерации экстремистского контента на своих площадках.
ЕС уже трижды штрафовал Google на сумму больше восьми миллиардов евро за продвижение операционной системы Android через собственный поисковик, Apple успела попасть под расследование за навязывание пользователям iPhone сервиса Apple Music, а Facebook и Amazon были наказаны за использование личных данных пользователей для продвижения собственных товаров и услуг. Тем не менее ни штрафы, ни какие-либо другие санкции не оказали должного влияния на американских монополистов. И в этом ничего удивительного: тот же Google ежегодно платит по 30 миллиардов долларов производителям смартфонов и операторам за продвижение Android и прочих сервисов. Поэтому даже штраф в 9 миллиардов не смог произвести должного впечатления на западного гиганта.
Файервол не выход?
В России штрафы несоизмеримо меньше европейских. Ими, кстати, уже могут похвастать сразу две крупные западные компании — Facebook и Twitter, которые за отказ предоставить сведения о локализации данных российских пользователей были оштрафованы на четыре миллиона и три тысячи рублей каждая. Однако ни одна, ни другая платформа до сих пор так и не исполнили решения суда. И, похоже, ввиду отсутствия действенных рычагов давления у российских властей, не собираются этого делать и в обозримом будущем.
«Для того чтобы эффективно отстаивать свои интересы, нашей стране необходимо последовательно совершенствовать собственное законодательство, в том числе и антимонопольное. При этом особое внимание должно уделяться соблюдению глобальными ИТ-компаниями российских законов», — заявил первый заместитель председателя комиссии по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты России Александр Малькевич.
Невзирая на поведение Facebook и Twitter, а также распространение деструктивной информации в сети, Россия не собирается следовать примеру Китая и запускать аналог файервола, ограждая стеной отечественный интернет от глобальной сети. Но пространство, в котором работают IT-гиганты в нашей стране, должно целиком и полностью подчиняться российскому законодательству, продолжает Данюк. «Если они нарушают и игнорируют наши законы, или, не дай бог, пытаются использовать свои мощности, чтобы влиять на ситуацию в стране с помощью, например, фейковых новостей, то, безусловно, необходимо будет принимать соответствующие меры. Наша страна должна занимать позицию отстаивания наших интересов», — подчеркнул политолог. Он считает занятую сегодня Россией позицию наиболее правильной. Власти не ограждаются от глобального интернета, не запрещают использовать новейшие средств и платформы, но при этом создают нормативно-правовую базу, в рамках которой западные компании будут нести ответственность и ориентироваться на российский закон. «Вот это правильные шаги, которые я максимально поддерживаю. Очень жаль, что этого не происходило раньше», — посетовал Данюк.
Его поддерживает и Малькевич, который подчеркнул, сегодня Россия, имеющая свой развитый ИТ-сектор и глобальные экономические интересы, не может оставаться в стороне от текущих геополитических трендов. Он подчеркивает, что существенным плюсом для России будет меньшая (по сравнению с Евросоюзом) зависимость от американских IT-компаний и тесные партнерские отношения с Китаем.
«Эти обстоятельства должны эффективно использоваться для выстраивания собственной позиции на мировой арене», — считает Малькевич.
Что делать?
По его мнению, в будущем для России целесообразно как можно теснее сотрудничать с Китаем, опыт которого в создании своей собственной экосистемы в интернете крайне важен и интересен. «Ведь у нас для этого все есть. Свои поисковики, мессенджеры, почтовые клиенты, социальные сети, стартапы свои. У нас, в конце концов, есть и люди, и мозги», — воодушевился Малькевич, отметив, что для создания достойной защиты от западных игроков российской IT-отрасли, естественно, понадобится протекция и поддержка государства.
Должна появиться адекватная замена тому же YouTube, а также новые проекты, которые станут хорошей альтернативой всем этим обнаглевшим западным медиа-платформам
«Должна появиться адекватная замена тому же YouTube, а также новые проекты, которые станут хорошей альтернативой всем этим обнаглевшим западным медиа-платформам. Причем они обнаглели не только в отношении нашей страны, они в принципе пытаются диктовать свою волю всем. А в преддверии думской кампании следующего года — это очень серьезный вызов для всех нас», — предупредил он.
В то же время Данюк уверен, что российские пользователи будут так же массово использовать западные сервисы, пока отношения России и США не обострятся до предела. И как только это произойдет, россиянам понадобятся качественные аналоги привычных приложений и сервисов. Для этого, считает он, уже сейчас нужно развивать дельный отечественный продукт, который позволит не только противостоять крупным западным медиа, но и поможет наглядно продемонстрировать всему миру, что Россия может развиваться самостоятельно, не отдавая производство на откуп иностранным специалистам.
«В этом плане наша страна, безусловно, входит в топ-5 стран, обладающих большим потенциалом, который просто нужно развивать. Я очень надеюсь, что с помощью совместных проектов с КНР у нас это получится сделать», — признался политолог, добавив, что Китай является отличным примером того, как можно качественно и безболезненно выстроить свое собственное безопасное информационное пространство.
«Что касается отношений России и Поднебесной, то тут надо понимать, несмотря на то что Китай — наш экономический и стратегический партнер, в области цифровых технологий совместное сотрудничество может быть успешным только в тех сферах, где это будет выгодно обеим сторонам», — заключил Данюк.
GOOGLE*SUPERCELL G.CO HELPPAY USA сняли деньги с карты: что делать?
Уже давно в сети выкладывают свои отзывы разозленные пользователи, которые утверждают, что с их карт необоснованно списываются деньги за покупки с обозначением «GOOGLE*SUPERCELL G.CO HELPPAY USA». В нашей небольшой статье мы расскажем, как проверить – кто именно совершил покупку и насколько реально вернуть списанные деньги за мобильные развлечения.
За что списали деньги?
GOOGLE*SUPERCELL G.CO HELPPAY USA – это обозначение платежной транзакции, которая была проведена через систему Google Pay, а деньги были перечислены компании-разработчику SuperCell. Чаще всего такая операция указывает на внутриигровую покупку или продление подписки, через привязанную к Google-аккаунту карту банка.
Чисто технически, для проведения таких покупок, в настройках аккаунта Google Play необходимо необходимо привязать свою карточку. После этого сама покупка в процессе игры будет оформляться в два-три клика.
Если кто-то не знал: SuperCell является крупной финской компанией, которая занимается разработкой мобильных и браузерных игр. Некогда нашумевшие freemium-игры Clash of Clans, Clash Royale, Brawl Stars, Boom Beach – это все продукт разработки финской компании.
При обнаружении такой покупки, сразу же проверьте – это одноразовая покупка или полноценная подписка. Что бы исключить второй вариант, откройте эту страницу подписок (под своим аккаунтом) и в списке отследите там «левую» услугу. Через пункт «Настроить» её нужно сразу же отменить.
Если покупка сделана случайным образом
От случайных покупок в играх и приложения никто не застрахован. Очень часто дети совершают нечаянные покупки, на которые родители совсем не рассчитывали. К счастью, компания Google предусмотрела возможность возврата списанных средств. Сделать это можно так:
На будущее настоятельно рекомендуем выставить в аккаунте защиту от случайных покупок. Делается это при помощи опции «Аутентификация при покупке», которую нужно подключить в настройках Плей Маркета. Там же можете подобрать подходящий вам режим аутентификации.
Если покупка GOOGLE*SUPERCELL несанкционированная
Если проверка истории покупок и подписок по вашей учетной записи не указывает на оплату – имеется вероятность взлома вашей карточки. В настоящее время мошенники и хакеры обладают обширным арсеналом умений выуживать данные карт.
Что бы не рисковать деньгами в последующем, займитесь процессом перевыпуска карты. Данная процедура часто является бесплатной. Например в Сбербанке все сделают бесплатно, если вы укажите на компрометацию данных карточки. Но даже если такая опция будет стоить денег – не пожалейте и оплатите их. В противном случае, через один-два месяца мошенники вас могут огорчить новой покупкой в 1500-2000 рублей с вашей карты.
Обращение в поддержку Supercell
К счастью, разработчики игр сами понимают актуальность проблемы со взломом карт, поэтому они предлагают свои варианты решения проблем с несанкционированными покупками.
Подведем итоги
Если вы обнаружили на карте снятие денег за операцию GOOGLE*SUPERCELL G.CO HELPPAY USA – действуйте сразу и не медлите с запросом в поддержку. Также хочу отметить, что можно обратиться в банк с заявлением на заморозку операции из-за взлома карты. Если вы грамотно опишите ситуацию, банк может пойти на встречу и заблокировать операцию. Сразу отмечу, банк часто отказывает рассматривать такие ситуации, но попытаться все же можно.
Что такое углеродная нейтральность
Углеродная нейтральность — термин, который означает, что компания сократила до нуля выбросы углекислого газа и его аналогов в процессе своей производственной деятельности или компенсировала эти выбросы за счет углеродно-отрицательных проектов.
Ученые разделяют выбросы компаний на три сферы охвата. Первая сфера охвата (Scope 1) — это прямые выбросы предприятия при производстве. Ко второй сфере охвата (Scope 2) относится потребление энергии. Важно понимать, из каких источников компания получает энергию: угольные станции, АЭС, ГЭС и другое. Третья сфера охвата (Scope 3) включает всю цепочку жизненного цикла товара: закупка сырья, доставка, продажа, использование, утилизация и прочее, то есть напрямую не относящиеся к производителю выбросы.
Три основных способа добиться углеродной нейтральности:
Сокращение прямых выбросов
Этот способ считается самым эффективным, так как компания устраняет непосредственно источник выбросов CO2. Хорош он тем, что с его помощью легко определить шаги по сокращению выбросов, поскольку они прямые, а не косвенные. Последние заложены в длинную цепочку жизненного цикла товара, поэтому довольно сложно рассчитать компенсируемый объем эмиссии углекислого газа и определить конечного виновника.
Проблема же состоит в том, что этот путь связан с экономическими ограничениями — сокращение прямых выбросов часто сопряжено с уменьшением объема производства, а значит, с падением доходов предприятия. Если не сокращать производство, финансовых вложений потребуют технологии, которые бы снижали объем выбросов парниковых газов. Зачастую компании просто не идут на это из-за экономической нецелесообразности.
Прямой захват CO2 из воздуха
Прямой захват CO2 — это по сути «высасывание» углекислого газа из атмосферы. Его можно закопать под землю на длительное хранение или использовать в химических процессах для производства топлива, пластика и других материалов.
Самый распространенный метод захвата — пропустить воздух над специальной жидкостью. CO2 прилипает к смеси, а остальной воздух — нет. Затем смесь рециркулируют, выделяя углекислый газ с использованием тепла.
Биоэнергетика с улавливанием углерода (BECCS) — технология, которую можно отнести к прямому захвату выбросов, но улавливание идет не из атмосферы, а при сжигании биомассы. К биомассе относятся растения и сельскохозяйственные культуры.
Плюс такой технологии в том, что она имеет отрицательные выбросы. Растения через фотосинтез поглощают CO2, а когда их сжигают, они отдают углерод обратно, при этом происходит моментальное улавливание, и углерод не попадает в атмосферу. Таким образом растения поглощают углекислый газ, но затем обратно в атмосферу его не выделяют — так происходят отрицательные выбросы, то есть фактическое уменьшение углекислого газа в общем объеме.
Компенсация через инвестирование в углеродно-отрицательные проекты
Проектов по компенсации углекислого газа очень много. Это может быть как поддержка естественных природных процессов, так и помощь другим компаниям и некоммерческому сектору в сокращении выбросов парниковых газов.
К поддержке природного поглощения относится один из самых популярных способов компенсации — лесовосстановление. Но есть и другие менее известные — например, восстановление среды, где содержится «голубой углерод».
«Голубой углерод» — это углерод, который хранится в прибрежных или морских экосистемах. Мангровые заросли, болота и заросли водорослей по сути являются защитой от изменения климата, так как поглощают CO2 из атмосферы. Этот процесс происходит даже быстрее чем у лесов. Сегодня уже есть примеры того, как компании вкладывают деньги в восстановление мангровых лесов в Юго-Восточной Азии.
Другой способ — повышение продуктивности океана. В большинстве своем это пока лишь теоретические исследования. Одна из идей состоит в том, чтобы добавить питательное железо в те части океана, где его не хватает. Это должно вызвать ускоренное цветение микроскопических растений (фитопланктона), которые через фотосинтез улавливают углекислый газ.
Почему компенсация выбросов не решит проблему климата
Научно-консультативный совет европейских академий наук (EASAC) в 2018 году выпустил доклад, в котором говорится, что все известные технологии предлагают лишь ограниченный потенциал для удаления углекислого газа из атмосферы, то есть одними лишь компенсациями и прямым улавливанием мы не сможем достичь тех целей, которые ставит Парижское соглашение по климату. В отчете также говорится, что некоторые методы добиться углеродной нейтральности и вовсе могут нанести еще больший вред окружающей среде.
Пока технология по удалению углекислого газа нигде не применяется массово, поэтому сложно подсчитать экологический эффект от нее. Сам же метод требует большого количества энергетических и водных ресурсов, что может в будущем просто нивелировать положительный эффект от удаления CO2 и вызвать обратный результат. Более того, масштабное строительство сооружений для улавливания парниковых газов может негативно сказаться на земных и водных экосистемах.
Ученые пришли к общему мнению, что самый эффективный способ борьбы с изменением климата — прямое сокращение выбросов. «Основное внимание должно быть уделено смягчению последствий, сокращению выбросов парниковых газов. Это будет нелегко, но, несомненно, будет проще, чем применять углеродно-отрицательные технологии в значительных масштабах», — говорит профессор наук о Земле Оксфордского университета Гидеон Хендерсон.
По мнению Михаила Юлкина, гендиректора Центра экологических инвестиций и компании «КарбонЛаб», бизнес не должен ограничиваться только своими прямыми выбросами. «Если компания заявляет, что она углеродно-нейтральная только с точки зрения своих прямых выбросов (Scope 1), то это немного походит на гринвошинг. Углеродный след включает в себя все выбросы компании, связанные так или иначе с ее деятельностью: сырье, производство, поставка, использование, захоронение и переработка, то есть весь жизненный цикл продукта», — отмечает эксперт.
У российского нефтегазового сектора возникают сложности с пониманием того, что необходимо учитывать не только прямые выбросы от своего производства, но и косвенные, то есть те, которые образуются при использовании нефтепродуктов. По мнению Юлкина, подобные трудности есть и у автомобильной индустрии в России. Они готовы отчитываться за прямые выбросы, но в то же время перекладывают ответственность за автомобильные выхлопы на потребителей.
Что не так с посадками деревьев?
Лесовосстановление или облесение (выращивание леса там, где его никогда не было) для компаний самый понятный и простой в реализации способ компенсации углеродного следа. Но у этого метода есть свои недостатки.
Во-первых, лес очень долго растет. Чтобы дерево начало поглощать углекислый газ, должно пройти 15-20 лет, прежде чем оно вырастет из саженца во взрослое дерево. Во-вторых, деревья не так быстро поглощают CO2, то есть выполнить цели Парижского соглашения таким способом не получится. Средний показатель (сильно зависит от породы дерева) — около 4 т CO2 на 1 га леса в год. Например, рейс из Москвы в Сочи производит эмиссию углекислого газа в 13 т.
Отсюда вытекает другая проблема — необходимы огромные территории под посадки. Глава нефтегазового концерна Shell Бен ван Берден заявил о том, что нужно вырастить тропический лес размером с Бразилию, чтобы удержать потепление в пределах предписанных соглашением 1,5 °C, а это почти 6% от всей площади суши мира.
Самый важный вопрос состоит в том, можно ли считать высадки деревьев устойчивым лесоуправлением? «Чтобы деятельность считалась лесовосстановлением или облесением, участки должны быть переведены в лесной фонд, за ними должен быть контроль и учет. Компания должна нести полную ответственность за то, что происходит на территории. Если ты просто посадил деревья на пикнике, то это никакого отношения к поглощению углерода из атмосферы не имеет, это просто развлечение», — поясняет Юлкин из «КарбонЛаб».
Часто многие деревья просто не приживаются или умирают до того, как достигают зрелого возраста. В этом случае никакой компенсации выбросов не произойдет. Также необходимо понимать, что будет с деревом после его гибели, когда оно начнет выделять CO2 обратно. Если компания (или ответственный подрядчик) не следит и не контролирует свои посадки, а полагается на волю случая, то это скорее гринвошинг, а не компенсация.
Юлкин предлагает сначала проанализировать собственные технологии и понять, насколько они эффективны в устранении прямой эмиссии парниковых газов. Потом свести до минимума свои косвенные выбросы (Scope 3), а компенсировать лишь остаток. Вкладываться лучше в те проекты, которые гарантировано убирают источник парниковых газов, например, возобновляемая энергетика. «Лес — это не универсальный способ компенсировать выбросы, наоборот, один из самых сложных, хоть кажется самым доступным, но там много подводных камней» — говорит эксперт.
Как компании достигают углеродной нейтральности?
Глава ИТ-гиганта Google Сундар Пичаи осенью 2020 года сделал заявление о том, что уже в 2007 году компании удалось стать углеродно-нейтральной. Кроме того, она уже компенсировала все выбросы, произведенные ей за свою историю. Google также стал крупнейшим в мире покупателем возобновляемой энергии. В планах корпорации — к 2030 году полностью обеспечивать себя энергией из возобновляемых источников.
Что делает Google, чтобы быть углеродно-нейтральной компанией? Как и многие другие компании, она занимается посадками деревьев и спонсирует проекты, которые уменьшают количество углерода в атмосфере, например, очистка выбросов от свиноферм и мусорных свалок.
Другой ИТ-гигант Microsoft взял на себя обязательства удалить весь углерод, который он произвел с момента своего основания, то есть, с 1975 года. К 2030 году Microsoft планирует стать не просто нейтральной компанией, а углеродно-отрицательной, то есть удалять CO2 из атмосферы больше, чем производит.
К подобным заявлениям об углеродной нейтральности присоединилась и компания Apple. Она объявила, что будет инвестировать в развитие солнечной энергетики для собственного потребления и для малообеспеченных семей на Филиппинах, в восстановление мангровых лесов, разработку безуглеродного процесса плавки алюминия и другое.
О планах стать углеродно-нейтральной говорит одна из самых «грязных» индустрий — индустрия моды. Группа брендов Kering, куда входят Gucci, Saint Laurent, Balenciaga, Alexander McQueen и другие, заявила, что будет стремиться к углеродной нейтральности и к 2025 году сократит собственные выбросы парниковых газов в два раза. Дом Gucci уже объявил себя полностью углеродно-нейтральным брендом.
Углеродно-нейтральными стремятся стать не только компании, но и международные мероприятия. В стратегии ФИФА есть обязательный пункт о компенсации выбросов, которые непосредственно может контролировать футбольная федерация.
Впрочем, более 50% всей эмиссии парниковых газов от проведения мировых турниров приходится на международные перелеты болельщиков. Эти выбросы ФИФА компенсирует по остаточному принципу — на те деньги, которые заплатили пассажиры в виде добровольного экологического сбора. За ЧМ-2018, который прошел в России, ФИФА компенсировала более 243 тыс. т контролируемых выбросов и 16 тыс. т выбросов от перелетов.
На какие проекты пошли деньги? Хоть чемпионат проходил в России, но деньги распределяются по всему миру.
Следующий чемпионат мира по футболу, который пройдет в Катаре в 2022 году, по планам ФИФА должен стать углеродно-нейтральным, впервые в истории. Однако тут есть масса проблем — федерация может отвечать лишь за свои выбросы, но не за те, которые производят болельщики.
В идеальном сценарии компания, которая взяла курс на углеродную нейтральность, должна работать в двух направлениях. Приоритетное — сокращение своих выбросов при производстве и транспортировке продукта, а также переход на возобновляемые источники энергии, другое направление — инвестирование в углеродно-отрицательные проекты, чтобы компенсировать те выбросы, которые по каким-либо причинам убрать невозможно.
Подпишитесь на наш «Зеленый» канал в Telegram. Публикуем свежие исследования, эко-новости и советы, которые помогут жить, не вредя природе.