какой бывает сон у ребенка
Какой бывает сон у ребенка
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Авторами рассматриваются клинические признаки инсомний и парасомний у детей в зависимости от причин их возникновения.
Статья:
Статья посвящена нарушениям сна у детей раннего возраста. Рассматриваются механизмы регуляции процессов сна и бодрствования, методы контроля над качеством сна и факторы, приводящие к нарушению сна у детей. Авторами рассматриваются клинические признаки инсомний и парасомний у детей в зависимости от причин их возникновения.
В последнее время у ученых возник интерес к изучению значения сна для здоровья ребенка, формирования его когнитивных возможностей и развития мозга [4; 6].
По современным представлениям, в регуляции сна принимают участие три процесса, в каждом из которых присутствует гормональный, неврологический и средовой компоненты. При этом гомеостатический процесс определяет степень потребности организма во сне или бодрствовании. В свою очередь, циркадный процесс определяет глубину сна и соответствующие им фазы (high REM и low REM). А ультрадианный процесс включает регуляцию биологических циклов, продолжительностью более одних суток.
Особая роль в регуляции сна и бодрствованья отводится мелатонину и супрахиазматическому ядру гипоталамуса. Уровень мелатонина, способствующий процессу засыпания и сну, наиболее высок в ночное время. При появлении дневного света супрахиазматическое ядро посылает сигнал в шишковидную железу о прекращении синтеза мелатонина, чем и вызывает пробуждение [6].
Для определения качества сна в настоящее время используются следующие методы [5; 7]:
– дневник пациента, где регистрируется продолжительность сна и частота ночных пробуждений ребенка;
– наблюдение за ребенком во время сна с использованием записи на видеокамеру;
– полисомнография, для изучения параметров сна, в том числе функциональных и патологических его нарушений;
– актиграфия, регистрирующая спонтанную двигательную активность во время сна у детей раннего возраста.
Нарушение сна в детском возрасте влияет на физическое и психическое состояние ребенка. Однако врачи-педиатры часто не обращают должного внимания на жалобы родителей относительно этих нарушений. По данным врачей-сомнологов, различные нарушения сна встречаются у 10—30% детей, и распространенность их зависит от возраста [5; 7]. У детей, по сравнению с взрослыми, чаще встречаются парасомнии и первичные инсомнии.
Парасомнии — это группа состояний, характеризующаяся поведенческими нарушениями в различные фазы сна, проявляющиеся как моторными, так и психическими нарушениями деятельности.
– нарушения пробуждения — пробуждение со спутанным сознанием, снохождение, ночные страхи;
– нарушение перехода «сон—бодрствование» — сноговорение, вздрагивание, ритмичные движения со сне, ночные судороги мышц ног;
– нарушения, связанные с быстрой фазой сна — ночные кошмары, нарушения поведения, асистолия, сонный паралич;
– другие виды парасомний — сонный бруксизм, ночной энурез, нарушение глотания во сне, ночная параксизмальная дистония, первичный храп, апноэ во сне, синдром внезапной детской смерти.
Реже у детей встречается инсомния (бессонница), т.е. расстройства сна, связанные с недостаточной продолжительностью или неудовлетворительным качеством сна. К первичным, наиболее часто встречающимся у детей, относятся поведенческая, адаптационная, при нарушении гигиены сна и психофизиологическая инсомнии. Вторичные инсомнии возникают на фоне соматических и психических заболеваний.
Поведенческая инсомния характеризуется трудным засыпанием или нарушением поддержания сна в нужном режиме. Это, как правило, связано с тем, что родители не выработали привычку у ребенка к самостоятельному засыпанию и сну без присутствия взрослых. Поведенческая инсомния наиболее часто встречается у детей первых 4—5 лет жизни и практически не приносит вреда ребенку, если он имеет возможность получить нормальное количество часов сна в сутки. При этом типе инсомнии больше страдают родители, чем дети.
Инсомния при нарушении гигиены сна связана с дневной деятельностью, несовместимой с поддержанием достаточного качества сна, с длительным бодрствованием в вечерние и ночные часы, периодическими дневными засыпаниями, нерегулярным временем утреннего просыпания и отхождения ко сну вечером.
Адаптационная инсомния возникает остро, как реакция на воздействие стрессовой ситуации (развод родителей, переезд на новое место жительства, смена воспитателя или детского коллектива в образовательном учреждении). Нарушениям сна при этом часто сопутствует тревога, головная боль, раздражительность, нарушение концентрации внимания, мышечное напряжение, диспепсия. По мере адаптации ребенка данные симптомы затухают. Если стрессовая ситуация затяжная (более 3 месяцев) адаптационная инсомния может трансформироваться в психофизиологическую [7].
Психофизиологическая инсомния чаще возникает у эмоциональных и тревожных детей. У них формируется порочный круг на определенные ассоциации. Например, ребенок не может долго заснуть вечером в воскресенье, так как на следующее утро необходимо идти в детский сад, с которым у него связаны негативные ассоциации. При этом у ребенка может развиться страх «своей постели». В то время как в другой комнате, не своей кровати, в гостях ребенок засыпает без проблем.
К другим нарушениям сна можно отнести расстройства дыхания во сне. У детей грудного возраста это синдром первичного апноэ во сне. Наиболее часто этот симптом встречается у недоношенных и незрелых детей. Патологическим считается апноэ во сне длительностью более 20 секунд [5]. У детей старше одного года чаще встречаетсяобструктивное апноэ сна. Во время эпизодов обструкции возникает парадоксальное дыхание и громкий храп. При попытке вдоха грудная клетка ребенка не расправляется, а наоборот втягивается. После просыпания утром у таких детей отмечается сонливость, головная боль, раздражительность, агрессивность и гиперактивное поведение. При этом могут отмечаться носовые кровотечения и ночной энурез. Развитие обструктивного апноэ во сне часто связано с имеющейся у ребенка ЛОР-патологией или врожденной аномалией развития верхней или нижней челюстей, детский церебральный паралич и ряд других состояний.
Храп, как самостоятельное состояние, встречается 3—12% дошкольников. У детей он часто возникает при ЛОР патологии и острых респираторных вирусных заболеваниях. По мере роста лицевого скелета синдром храпа купируется. При стойком храпе у детей старшего возраста показана консультация ЛОР-врача или детского хирурга для определения необходимости хирургического вмешательства.
При рассмотрении парасомний остановимся на некоторых из них, наиболее часто встречающихся в детском возрасте [4; 7].
Бруксизм — скрежет зубами во время сна представляет собой усиленный вариант жевательной активности во сне. Возникновение данного явления может быть генетически обусловлено. Кроме того, на возникновение бруксизма может влиять аномалия прикуса, тревожное состояние и внутреннее напряжение у ребенка в дневное время суток. При этом широко бытующее мнение о связи скрежета зубами ночью с глистной инвазией не доказано.
К часто встречающимся парасомниям у детей дошкольного и младшего школьного возраста относятся: конфузионное пробуждение, ночные страхи, кошмары, снохождение, ночной энурез.
Конфузионное пробуждение или «синдром сонного опьянения». При пробуждении ребенок остается дезориентирован и может вести себя неадекватно. При этом он плачет, речь заторможена, отвечает на вопросы родителей невпопад. Данный синдром чаще встречается у детей дошкольного и раннего школьного возраста и может сочетаться со снохождением.
Ночные страхи проявляются приступами при пробуждении ото сна и сопровождаются пронзительным криком или плачем. Ребенок сидит в кровати с открытыми глазами и выражением страха не лице, часто дрожащий и вспотевший, и рассказывает родителям отрывки из сна, которые утром не может вспомнить.
происшествия с близкими людьми, просмотры фильмов определенного формата, а также недосыпания в предыдущие дни.
Снохождение. Наиболее часто эпизоды снохождения возникают в первой половине ночи. Ребенок во время сна может сесть на кровать или встать и пойти по комнате. На вопросы родителей может не отвечать или отвечать невпопад. Но может давать и правильные ответы автоматически. Приступ снохождения заканчивается самостоятельно. Ребенок возвращается в кровать или ложится спать в другом месте. Утром об эпизоде снохождения не может вспомнить.
Ночной энурез. По современным данным, диагноз «ночной энурез» считается правомочным у детей с 5-ти летнего возраста, если непроизвольные ночные мочеиспускания случаются не реже двух раз в неделю. Ночной энурез подразделяется на первичный и вторичный. Первичный связан с бытовой запущенностью (не сформированы навыки опрятности), высоким порогом пробуждения ночью ото сна и нарушением секреции антидиуретического гормона. При этом эпизоды нарушения мочеиспускания во сне происходят регулярно и без длительных перерывов. Вторичный ночной энурез связан с имеющейся у ребенка патологией, и он характеризуется «сухим периодом» продолжительностью не менее 6 месяцев [2].
Сноговорение. Самой распространенной причиной, которая побуждает ребенка к речевой активности во сне, являются события, произошедшие в течение дня: просмотр телепередач перед сном, эмоциональные игры с родителями, посещение шумных мероприятий и т.д. Сноговорение считается вариантом нормы.
В заключение следует отметить, что наряду с функциональными нарушениями сна, связанными с созреванием центральной нервной системы, развитием и становлением личности ребенка, не вызывающими опасности для жизни, существуют и потенциально опасные расстройства сна. Это синдромы, связанные с нарушением дыхания, такие как патологическое апноэ, обструктивное апноэ и синдром внезапной смерти детей [8]. Также при парасомниях необходимо исключить эпилептический характер этих состояний. Поэтому при обращении родителей к врачу по поводу появления симптомов нарушения сна у ребенка его необходимо проконсультировать у психоневролога, а в ряде случаев — и у детского психиатра (сомнолога). В крупных городах, где существуют центры диагностики и лечения нарушений сна, такие дети могут проходить реабилитацию на их базе.
2. Гольбин А.Ц. Патологический сон у детей. – Л. – 1997. – 248 с.
3. Кельмансон И.А. Нарушение дыхания во сне у детей. – СПб. – 1997. – 248 с.
4. Нарушения и особенности сна у детей грудного и раннего возраста / Б.М. Блохин, М.Г. Полуэктов, Е.С. Тарасенко [и др.] // Лечебное дело. – 2010. – Т. 1. – С. 4–10.
5. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Нарушения сна у детей // Детские болезни. – СПб. – 2002. – Т. 2. – С. 545–562.
6. Санникова Н.Е., Тиунова Е.Ю., Давыдовская А.А. Хронопитание и особенности формирования сна у детей. Сон ребенка и предпосылки для создания «Ночной формулы» // Вопросы практической педиатрии. – 2012. – Т. 7. – № 2. – С. 35–41.
7. Сомнология и медицина сна. Избранные лекции / под ред. Я.И. Левина, М.Г. Полуэктова. – М.: «Медфорум». – 2013. – 432 с.
8. Черная Н.Л., Ганузин В.М., Маскова Г.С. Методика анализа медицинской документации внезапно умерших детей // Актуальные вопросы медицинской науки. – Ярославль. – 2009. – С. 235–237.
Нарушения сна у детей
Нарушения сна у детей — это ряд состояний, характеризующихся неудовлетворительным качеством, недостаточной продолжительностью сна или их сочетанием на протяжении длительного периода времени. Основные симптомы: расстройства засыпания и пробуждения, ночные страхи и кошмары, сомнамбулизм, остановки дыхания. В диагностике «золотым стандартом» является полисомнография. Лечение большинства проявлений консервативное: режимные мероприятия, медикаментозная терапия. Нарушения сна, сочетающиеся с ЛОР-патологиями у детей, могут требовать хирургической коррекции соматического заболевания.
МКБ-10
Общие сведения
Нарушения сна у детей в специальной литературе обозначаются термином «инсомния». Инсомнии − распространенная и актуальная проблема в педиатрии и детской неврологии. Для детей до 2-х лет сон — главная физиологическая потребность. Здоровый отдых закладывает условия для нормального психоэмоционального, речевого и физического развития. По статистическим данным, патология встречается у 80% детей раннего возраста, у 30% детей младшего школьного возраста, у 40% подростков. Наибольшая обращаемость родителей (80% от общего числа нарушений сна) отмечается по поводу сноговорения.
Причины
Нарушения сна в детской практике полиэтиологичны. Зачастую в основе заболевания лежит сочетание психических и физических факторов. Причины подразделяются на несколько больших групп:
Патогенез
В норме сон имеет определенную цикличность: медленный сон (non-REM) сменяется быстрым или парадоксальным (REM). Циклы повторяются 4-6 раз за ночь, при этом в начале ночи удлинена фаза медленного сна, под утро — быстрого. Главная функция non-REM сна состоит в восстановлении энергетического и электролитного гомеостаза мозговой ткани, REM — в обработке полученной за день информации.
Разные структуры мозга отвечают за разные фазы сна, например, таламус и гипоталамус — за медленный сон, продолговатый и средний мозг — за парадоксальный. Воздействие на них внутренних или внешних факторов определяет характер нарушения сна. Из-за расстройства быстрой фазы развиваются психологические проблемы, ухудшается концентрация внимания. Дефицит медленной фазы влечет снижение продукции гормона роста, тестостерона, изменение ликвороциркуляции.
Классификация
Нарушения сна — собирательное понятие. Согласно международной классификации заболеваний, в группу входит более десятка нозологий. Для удобства практической работы медицинским сообществом выделено несколько подгрупп:
Симптомы нарушений сна у детей
К общим проявлениям нарушения сна относятся постоянная усталость, вялость по утрам, сонливость в течение дня. Дети жалуются на беспричинные головные боли, головокружения. При засыпании или пробуждении возможно возникновение галлюцинаций и/или скованности движений по типу парализованности. Дети младшего возраста вечером проявляют агрессивность и излишнюю капризность, ночью просыпаются более двух раз и имеют сложности с засыпанием. Привычка систематически приходить в постель родителей также говорит в пользу нарушения сна у детей.
Поведенческая инсомния
При детской поведенческой инсомнии у ребенка формируются неверные установки сна: патологическая зависимость засыпания от определенного ритуала (укачивание, кормление грудью). Укладывание сопровождается различными просьбами: накормить, напоить, успокоить, сводить в туалет.
Снохождение
Типичная детская парасомния — снохождение, или сомнамбулизм, которое сочетает в себе элементы сна и бодрствования: ребенок ходит, находясь в состоянии затуманенного сознания и сниженной реактивности, а, просыпаясь, забывает данный эпизод. Возникает в первой половине ночи. Что касается сноговорения, данное нарушение встречается как у больных, так и у 20% условно здоровых детей.
Ночные ужасы и кошмары
Ночные ужасы более типичны для детей от 4 до 12 лет. Выглядят как вскакивание с постели, сопровождающееся криком, двигательным возбуждением, повышенной потливостью. Память о случившемся утром ограничена. В отличие от ужасов, ночные кошмары не имеют двигательного компонента. Это яркие переживания и страхи во сне, которые ребенок поутру может вспомнить в мельчайших деталях.
Двигательные расстройства
У 2-10% детей, страдающих нарушениями сна, встречается синдром беспокойных ног. К середине ночи возникает болезненность в нижних конечностях. Желая купировать неприятные ощущения, ребенок совершает активные движения ногами. Длительность события может достигать нескольких часов. К двигательным расстройствам также относятся судороги икроножных мышц (синдром крампи), скрежет зубами (бруксизм), ритмичные подергивания туловища, головы.
Апноэ сна
Синдром обструктивного ночного апноэ регистрируется у 1-14% детей, чаще в возрасте 2-8 лет. Характеризуется кратковременной остановкой дыхания во сне в сочетании с храпом. У недоношенных грудничков риск апноэ выше в 3-5 раз по сравнению с доношенными детьми.
Энурез
Признаком нарушения глубокого сна у детей является энурез. Энурезом считается недержание мочи после пятилетнего возраста, повторяющееся с частотой 1-2 раза в месяц и более.
Осложнения
Нелеченные нарушения сна грозят детям серьезными осложнениями. На их фоне формируется гиперактивность с дефицитом внимания, возникают депрессивные расстройства. Дети с длительным течением болезни отстают от сверстников в физическом и психомоторном развитии. Ночное обструктивное апноэ может закончиться синдромом внезапной детской смерти. Снохождение в 5% случаев является предиктором эпилепсии.
Диагностика
Обследование пациента врач-педиатр начинает со сбора анамнеза заболевания. Характерны жалобы на сложности засыпания, капризность, разбитость по утрам, ухудшение успеваемости в школе. Ребенка с подозрением на нарушения сна направляют к детскому неврологу.
Основным методом инструментального обследования выступает полисомнография. Сочетает регистрацию ЭЭГ, ЭКГ, пульсоксиметрии, а также электроокулограммы во время ночного сна. Позволяет выявить апноэ и его длительность, ЭЭГ-активации, снижение сатурации менее 90%. На основании полученных данных составляется гипнограмма — графическое изображение фаз сна и их искажений.
При нарушениях сна результаты лабораторных анализов соответствуют возрастным нормам. По данным нейросонографии грубых изменений не определяется. В ходе диагностики исключают эпилепсию, органические патологии головного мозга, общемозговой синдром.
Лечение нарушений сна у детей
Консервативная терапия
Не всякое расстройство сна требует медикаментозной помощи. Лечение начинается с нормализации режима дня, стиля питания, гигиены сна. Родителям рекомендуют ограничить физические и эмоциональные нагрузки на ребенка, увеличить время пребывания на свежем воздухе. Ужин должен состоять из легких блюд, происходить за 2-3 часа до засыпания. Важно исключить из рациона продукты, содержащие кофеин: кофе, чай, шоколад, тонизирующие напитки.
Гигиена сна включает отхождение ко сну, пробуждение в одно и то же время, соблюдение возрастных норм по количеству часов отдыха, сон в темном, тихом помещении, на удобном спальном месте. При необходимости фармакотерапии в детской неврологии используются группы препаратов:
Хирургические лечение
Оперативное вмешательство выполняется пациентам с ночными апноэ при неэффективном консервативном лечении. Цель операции заключается в устранении дефектов ЛОР-органов, расширении просвета верхних дыхательных путей. Осуществляется удаление гипертрофированной лимфоидной ткани у больных с сопутствующим аденоидитом, тонзиллитом, иссечение полипов полости носа. При челюстно-лицевых аномалиях осуществляется их коррекция путем компрессионно-дистракционного остеосинтеза.
Прогноз и профилактика
При верной тактике терапии прогноз для здоровья при нарушении сна благоприятен. Профилактика инсомнии состоит в соблюдении гигиены отдыха, правильного ритма «сон-бодрствование» с рождения. У детей школьного возраста важна организация режима дня, адекватная дотация нагрузок, прививание здорового образа жизни. При имеющихся расстройствах неврологической или психоэмоциональной сферы необходимо своевременно получать профилактическое лечение и обследование.
Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей
Елена Чулкова
Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей
2. Физиологическое значение сна…. 6
3. Требования к организации сна детей…. 13
3.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка….13
3.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей….14
3.3. Фазы детского сна…16
Список использованной литературы…20
Как много мы спим! Сну мы отдаем треть нашей жизни. Сколько можно было бы успеть за это время, которого всем так не хватает! А что если спать меньше или вообще не спать? Вдруг в сокращении времени сна кроется один из резервов?
Так что же такое сон? Зачем он нужен организму? Что происходит с организмом во время сна? Почему нам снятся сны и что такое сновидения?
Однако, по-настоящему профессиональный интерес к сновидениям начался с появлением работы З. Фрейда* «Толкование сновидений» (1900г.).
2. Физиологическое значение сна
Сон крайне важен для нашего организма. Во время него происходит множество жизненно-важных процессов. Рассмотрим главные функции сна.
Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Во время быстрого сна происходит восстановление пластичности нейронов и обогащение их кислородом.
Сон помогает восполнить наш уровень энергии, таким образом, увеличивая и поддерживая общий уровень активности и внимательности. Достаточное количество сна также связано с уменьшением риска заболевания хроническими болезнями, включая болезнь сердца и диабет 2-й степени.
Ночью у человека растут волосы и ногти.
Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается такой гормон как мелатонин. Мелатонин синтезируется из серотонина в эпифизе. Секреция мелатонина подчинена суточному ритму. Синтез и секреция мелатонина зависят от освещённости — избыток света тормозит его образование, а снижение освещённости повышает синтез и секрецию гормона. У человека на ночные часы приходится 70 % суточной продукции мелатонина.
Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Способствует омоложению, защищает клетки от канцерогенов, радиации, гербицидов и пестицидов, помогает бороться с опухолями, замедляет процессы старения, укрепляет иммунную систему, помогает справиться со стрессом, увеличивает способность переживать радость, удовольствие, уменьшает количество холестерина в крови, снижает кровяное давление, помогает справиться с аритмией сердца, уменьшает риск остеопороза.
6. Требования к организации сна детей
6.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка
Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3—4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать I— 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка. Дневной сон — чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.
Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.
Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.
Выдающийся физиолог И. П. Павлов установит что сон — это тормозное состояние нервных клеток, возникающее вслед за их активной деятельностью (он восстанавливает нормальную деятельность организма функции нервных клеток коры больших полушарии головного мозга). Поэтому так велика роль полноценного сна для ребенка дошкольного возраста организм, которого требует не только восстановления затраченной энергии, но и со здания благоприятной основы для его дальнейшего нормального роста и развития.
Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.
Исследования показали, что при недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается. А это влечет за собой снижение активной деятельности и работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников и взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п. Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям, так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма, тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.
6.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей
Для формирования полноценного сна у детей важно на всех возрастных этапах создавать необходимые для него гигиенические и педагогические условия, устранять причины, мешающие его наступлению. Мы должны обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Чем моложе ребенок, тем большее количество часов он спит и меньше бодрствует. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит, то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада.
Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.
Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна. Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.
Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь я укладываю ослабленных детей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при засыпании я укладываю в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т. д.).
Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. В это время недопустимы разговоры, шум. Я дольше бываю около трудно засыпающего ребенка, не позволяя ему разговаривать, вертеться. Все дети в той или иной степени нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Хорошо, если для ребенка потребуется в среднем от 5 до 20 минут для засыпания. Если же оно затягивается на 30-40 минут, то сон окажется недостаточным по длительности, а, следовательно, не обеспечит восстановление работоспособности, необходимой для продолжения активного бодрствования.
6.3. Фазы детского сна
По данным физиологических исследований, сон на всем своем протяжении проходит разные фазы: после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8—10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2—3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5—2 ч периоды глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне — 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого сна продолжаются лишь 30—45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности составляют не более 10—15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон детей на всем его протяжении.
Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.
В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:
• Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.
• Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.
•Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна:
1. От продолжительности сна;
3. От того, как согласуется режим сна и бодрствования человека с биоритмами природы.
• Необходимо жить в соответствии с биоритмами природы.
• Наиболее благоприятен для организма тип активности «голубь».
• Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.
• Для здоровья организма необходим не только здоровый режим сна, но и режим питания, физическая деятельность и т. п.
(ВЫПИСКА ИЗ СанПиНов)
2.12. Требования к организации режима дня и учебных занятий
Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
Список использованной литературы
1. Вейн А. М. «Патология мозга и структура ночного сна», 1971.
2. Дильман В. М. «Большие биологические часы», 1981
3. Дроздова И. В. «Удивительная биология», 2005.
4. Куприянович Л. И. «Биологические ритмы и сон», 1976.
5. Хомутов А. Е. «Анатомия центральной нервной системы», 2005.
6. Хомутов А. Е. «Физиология центральной нервной системы», 2006.
Обеспечение ранней социализации и интеллектуального развития детей в рамках организации работы детского мини-центра В сентябре 2011 года решением педагогического совета мы организовали Детский мини-центра «Зеленная дверца» по адаптации и социализации детей.
Памятка для воспитателей «Требования к организации физического воспитания детей 4–5 лет» «Образование ребенка должно быть направлено на развитие физических способностей ребенка в их самом полном объеме». (Конвенции о правах ребёнка.
Проект по созданию в дошкольной организации детского хорового коллектива «Россияночка» Введение В условиях современной России, при наличии социальной и экономической нестабильности, значительного числа национальных конфликтов,.
Развитие познавательных интересов воспитанников в процессе организации детского музея в группе детского сада. Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является:.
Требования к личности воспитателя в коррекционных группах детского сада для детей с нарушениями речи Педагог дошкольного образования должен обладать наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными.
Требования к оцениванию познавательного развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС до Согласно п. 4.3 Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования.
Требования к организации и проведению современного занятия Ситдикова Ирина Анатольевна, старший воспитатель, МАДОУ №79, г. Томск Требования к организации и проведению современного занятия У каждого.
Требования к организации предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования в соответствии с ФГОС до Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.
Воспитательная программа организации отдыха и оздоровления детей детского пришкольного лагеря дневного прибывания Пояснительная записка Воспитательная программа организации отдыха и оздоровления детей детского пришкольного лагеря дневного прибывания.
Экологическая тропинка детского сада. Методические рекомендации по организации Методические материал освещает организацию одну из форм работы МБ ДОУ № 14 в направлении реализации целевых ориентиров познавательного,.