Ласточка в литературе символ чего

Образ ласточки у Державина и Набокова

«ДУША МОЯ! ГОСТЬЯ ТЫ МИРА. »

Образ ласточки у Державина и Набокова
Запомнишь вон ласточку ту?
В.Набоков. «Дар»

Только никто не встречает нас. В доме
рояль – как могила на полюсе. Вот тебе
ласточки. Верь тут, что кроме
пепла есть оттепель.
(Из цикла «Семь стихотворений», 1956)
Тогда, в пути за «бессмертной весной», «живая ласточка упала на горячие снега» (О.Ман-
дельштам, «Чуть мерцает призрачная сцена…», 1920), оплакивая мертвых и живых:
Я слово позабыл, что я хотел сказать.
Слепая ласточка в чертог теней вернётся,
На крыльях срезанных, с прозрачными играть.
В беспамятстве ночная песнь поётся.

И медленно растет, как бы шатёр иль храм,
То вдруг прикинется безумной Антигоной,
То мёртвой ласточкой бросается к ногам
С стигийской нежностью и веточкой зелёной.

О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд,
И выпуклую радость узнаванья.
Я так боюсь рыданья Аонид,
Тумана, звона и зиянья.
(«Ласточка», 1920)
Вечная жизнь на грани стихий – таков «Лебедь» Державина, (Тютчева и затем – Гумилёва), словно тонкое надмирное сияние созвездия Лебедь близ звездной Лиры – поэтическое заклинание и завещание Певца небесной Державы:
Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь, в воздух поднимусь.
………………………………………
Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращусь я в прах;
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.
(1804)
Под теми же звездами, сияющими и над Пулково, и Багдадом, и Берлином, ласточка несёт Весть, память о прошлом и будущем, и Фёдор, герой романа «Дар» (1938), как и сам Набоков, обращаясь к возлюбленной, полу-Мнемозине, указует на пернатую душу, различая за ней, быть может, тени близких ему людей, словно силясь разгадать клинопись
ласточкиных крыл, то несущих символику письма, понятного избранным, то оборачивающихся серпом – знаком Смерти:
Однажды под вечер мы оба
стояли на старом мосту.
Скажи мне, спросил я, до гроба
запомнишь вон ласточку ту?
И ты отвечала: ещё бы!
И как мы заплакали оба,
как вскрикнула жизнь на лету…
До завтра, навеки, до гроба –
однажды, на старом мосту…
«Пророк и смерть» – одна из излюбленных тем Ходасевича, увидевшим себя и друга в образе земных ласточек, тщетно пытающихся из реальности проникнуть туда, «Где с воробьём Катулл и с ласточкой Державин» («Памяти кота Мурра», 1934):
Имей глаза – сквозь день увидишь ночь,
Не озарённую тем воспаленным диском.
Две ласточки напрасно рвутся прочь,
Перед окном шныряя с тонким писком.

Источник

Ласточки..Что они символизируют, какие Мифы и Легенды о них дошли и до наших дней?

Ласточка в литературе символ чего. Смотреть фото Ласточка в литературе символ чего. Смотреть картинку Ласточка в литературе символ чего. Картинка про Ласточка в литературе символ чего. Фото Ласточка в литературе символ чего

По многим славянским легендам, ласточки спасли людей от страшной змеи,
спасли также и солнце. Согласно польской легенде, ласточкой стала девушка,
которую татары увели в полон и насильно пытались обратить в свою веру. Она
умолила Бога превратить ее в ласточку и улетела на родину, поселившись
вблизи родительского дома.

По белорусской легенде, ласточка отличилась при распятии Христа — крала
гвозди и пыталась снять с его головы терновый венец. Поэтому потом Христос
сказал: «Касатушки, птички добрые, вы меня, Иисуса Христа во как жалеете!
А положу я, Иисус Христос, такое слово, чтоб людям вас не трогать, не убивать,
чтобы вам, касатушки, стужи вовек не видать, а кто вас забьет, у того рука
отсохнет». Литовцы поэтически называют ласточку «воздушной плывуньей».

Ласточка в литературе символ чего. Смотреть фото Ласточка в литературе символ чего. Смотреть картинку Ласточка в литературе символ чего. Картинка про Ласточка в литературе символ чего. Фото Ласточка в литературе символ чего

В Ольденбурге (Германия) было такое поверье: если гнездо ласточки отвалится
от стены, обитатели дома покинут его в этом же году. Если ласточки покидают
гнездо, значит следует ожидать несчастья (Gattiker, Gattiker, 1989).
По одной украинской легенде, жил когда-то страшный змей, что пил кровь животных.
Как-то он послал комара узнать, у кого кровь вкуснее. Комар долго летал, пока решил,
что самая вкусная — у человека. Не успел сказать об этом змею комар, как подлетела
ласточка и вырвала у него язык. Комар только и запищал. Змей с досады погнался за
ласточкой и схватил ее за хвост. Она вырвалась, оставив в его зубах лишь
середину своего хвоста.

Ласточка в литературе символ чего. Смотреть фото Ласточка в литературе символ чего. Смотреть картинку Ласточка в литературе символ чего. Картинка про Ласточка в литературе символ чего. Фото Ласточка в литературе символ чего

Ласточка в литературе символ чего. Смотреть фото Ласточка в литературе символ чего. Смотреть картинку Ласточка в литературе символ чего. Картинка про Ласточка в литературе символ чего. Фото Ласточка в литературе символ чего
http://myfhology.info/myth-animals/swallow.html

Источник

Ласточка

) ≈ стриж — земляная ласточка греч. χελιδόνι лат. hirundo —————————

Небольшая длиннокрылая птица семейства ласточковых из отряда воробьинообразных (Hirundo).

В мифологических представлениях образ ласточка обладает широкой символикой.

Наиболее распространён мотив ласточки, приносящей весну (или день), обнаруживается в многочисленных веснянках, колядках и соответствующих весенних ритуалах, получивших отражение и в искусстве.

Ласточка, прилетающая из-за моря, связана с иным миром, выступает как посредница между смертью и жизнью, далёким (чужим) морем и близкой (своей) землёй, иногда как вместилище души усопшего (правителя). Отсюда и другой круг связанных с ней ассоциаций:

Многочисленны примеры, когда ласточка выступает как символ опасности, непрочности и ненадёжности жизни, счастья, уюта.

Ласточка в литературе символ чего. Смотреть фото Ласточка в литературе символ чего. Смотреть картинку Ласточка в литературе символ чего. Картинка про Ласточка в литературе символ чего. Фото Ласточка в литературе символ чего

Содержание

Символ и облик богини Нины как Великой Матери.

Птица, посвященная Исиде как Великой Матери, а также богам домашнего очага, так как она вьет своё гнездо возле жилья человека.

Символ отцовского наследования, потому что прежде чем умереть, она строит гнездо для своих птенцов.

С XVIII-й династии ласточка почиталась как священное животное в Фивах.

В античной символике не различаются отдельные виды ласточек.

В критском искусстве ласточка появляется в связи с культом Великой Матери.

В греческом мифе о двух сестрах Прокне и Филомеле боги превращают Филомелу в ласточку, Прокну — в соловья. Звуки, издаваемые ласточкой, объясняются тем, что Терей, муж Прокны, вырезал Филомеле язык.

Как посланцы весны славятся в древнегреческих песнопениях, их щебетание сравнивается с варварскими языками.

В сказаниях говорится, что ласточки всегда в одно и то же время улетают на юг, где они зимуют в скалах без перьев (Аристотель, Плиний).

Строительство ласточками гнезд на домах не всегда, в отличие от нынешних народных поверий, оценивалось положительно, оно могло быть и недобрым предзнаменованием.

Остров ласточек или страна, где рождается солнце

Ласточка в литературе символ чего. Смотреть фото Ласточка в литературе символ чего. Смотреть картинку Ласточка в литературе символ чего. Картинка про Ласточка в литературе символ чего. Фото Ласточка в литературе символ чего

На острове сохранилось около 30 полуразрушенных храмов. Первым древним сооружением, которое нам удалось увидеть, был Эль Седраль — «Кедровник» — строение, предназначенное для астрономических наблюдений. Каменные стены и крышу Кедровника живописно оплетали массивные корни тропических растений. По соседству с «обсерваторией» расположилась католическая молельня.

Удивительно, но календарь майя был гораздо точнее юлианского и григорианского! Они точно высчитали продолжительность обращения Луны вокруг Земли — 29,53059 дня. А орбиту Венеры с ошибкой всего лишь на 20 секунд!

Сохранившиеся святилища острова в большинстве своем отличаются чрезвычайной простотой. Как правило, это небольшое четырехугольное помещение с плоской крышей и единственным входом.

Караколь — «Дух Улитка» — старейший прапредок, один из богов подземного мира — пещеры предков, изображался в виде старика, сидящего в раковине. Пространство пещеры предков отождествлялось с пространством завитков раковины и олицетворяло Млечный Путь — путь души в пространстве от рождения к смерти и последующему возрождению, символом которого являлась падающая звезда. В первый лунный месяц беременная женщина должна была отправиться ночью на пирамиду, чтобы увидеть падающую звезду. Млечный Путь — «творец» всего сущего. В основе всех религиозных и духовных представлений майя лежала идея реинкарнации — постоянного возрождения душ умерших. Святилище символизировало пещеру предков и являлось главным культовым местом.

© Copyright: Татьяна Витакова, 2009 Свидетельство о публикации №2904080762

В весеннее празднество в Греции — «ласточкины песни», дети ходят из дома в дом, щебеча, словно ласточки, и славя весну.

Чистая, святая птица, наделенная женской символикой и сочетающая в себе небесное и хтоническое начала. В песне ласточка уподобляется Божьей Матери:

«Ой на Дунаечку, на бережечку, Там ластівочка та купалася, То не ластівочка, то Божа Мати…»

Ласточка и голубь — любимые Богом птицы. Своим пением ласточка славит Бога. Щебетание ее воспринимается как молитва: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». В народной легенде о распятии Христа ласточки старались избавить Его от мучений: кричали «умер, умер!», похищали гвозди, вынимали колючие тернии из Его венца и носили Ему воду.

Объяснение раздвенности хвоста:

Ласточке присущи функции покровительницы дома и скота:

Ласточка и ее гнездо используются в любовной магии.

Ласточка — вестница весны. Говорят: «Ласточка весну начинает, а соловей кончает». В песнях ее называют ключницей: она приносит из-за моря золотые ключи, которыми отмыкает лето и замыкает зиму. Чаще всего прилет Л. приурочен к Благовещению (25.III/7.IV). В некоторых районах южной России на Сорок мучеников (9/22.III) к прилету птиц пекли «ластовочек» с раскрытыми крыльями.

В северо-западных губерниях прилет ласточек приурочен к дню Св. Егория (23.IV/6.V). В это время готовятся к пахоте, жарят яичницу и выезжают в поле. Ласточки щебечут:

«Мужики в поле, мужики в поле, а бабы яи-и-шню жарить!» Или: «Улетели — молотили, улетели — молотили, прилетели — па-а-шут!»

Иногда в щебете ласточки слышится жалоба на опустевшие за зиму закрома: воробьи поклевали все зерно. Весной при виде первой ласточки стараются умыть лицо, чтобы не было веснушек, прыщей или солнечных ожогов. Умываясь, говорили:

«Ластивко, ластивко! На тоби веснянкы, дай мени билянкы!»

Считается также, что если умоешься на первую ласточку, станешь резвым и веселым, избавишься от сонливости и хвори.

У украинцев, белорусов и поляков распространены поверья о зимовье ласточек в воде. В день Св. Симеона Столпника (1/14.IX) ласточки собираются вместе и жалуются этому святому на то, что воробьи занимали их гнезда, а дети их разоряли. Сразу после этого или на Воздвижение (14/27.IX) они прячутся в колодцы, чтобы таким путем скорее попасть в ирий. Осенью люди стараются не вычерпывать воду из колодцев, чтобы не помешать ласточкам вылететь в ирий. По другим поверьям, ласточки прячутся в реки и озера, сцепляются лапками или крыльями в цепочки и спят под водой. Весной из воды вылетают лишь молодые ласточки, а у старых опадают перья и они превращаются в лягушек.

Ласточка обнаруживает сходство с лаской:

В загадках щебетание ласточки представлено как иноязычная речь:

«Ян» — посланница весны. Существовало поверье, что они зимуют на море внутри раковин.

Она приносит семейное счастье, успех и предвещает рождение детей, когда вьет своё гнездо под крышей дома. С возвращением ласточек связаны первые обряды ритуалов плодородия.

Дерзание, опасность, верность, грядущий успех, благоприятные перемены.

В системе образов, рассматривающей пять типов человеческих взаимоотношений, она символизирует отношения между старшим и младшим братьями.

Олицетворяет приверженность дому и материнскую заботу, но также и неверность.

В средневековой литературе о животных сохранилось множество положительных оценок ласточки:

В искусстве эпохи Возрождения ласточка, вьющая гнездо под карнизом дома (в отверстии стены) часто присутствует в сценах Благовещения и Рождества Христова как символ Вочеловеченья (Воплощения) и Воскресения Христа.

Со времен античности считается:

«Ласточка принимает пищу не в сидячем положении, а в полете — так и человек должен искать Небесное вдали от земных благ… Ласточка летит над морями, когда надвигается зима и холод, — так и человек должен убегать от огорчений и холода мира и в тепле любви ждать, когда мороз искушения покинет его душу». Унтеркихер

Ласточка, летящая к солнцу.

Ласточка на крыше дома.

Ласточка, перелетаютая море.

Мотив ласточки, приносящей весну (или день), обнаруживается в многочисленных веснянках, колядках и соответствующих весенних ритуалах, получивших отражение и в изобразительном искусстве.

Прилёт ласточки изображён на греческой пелике Евфрония конца VI в. до н. э. сопровождается текстом:

— «Смотри, ласточка!»; — «Да, ласточка, клянусь Гераклом»; — «Вот она! Уже весна».

Многочисленны примеры, когда ласточка выступает как символ опасности, непрочности и ненадёжности жизни, счастья, уюта. Эти символические значения образа ласточки получают развитие в литературе и искусстве вплоть до современности:

«Слепая ласточка в чертог теней вернётся на крыльях срезанных» — у О. Э. Мандельштама о забытом слове, которое необходимо сказать.

Поэт Веке использует данный символ, чтобы передать пафос и неумолимую природу времени, проводя аналогии с другими символами (. ).

Пословицы, поговорки, приметы, символику:

Построенные из морских водорослей гнезда индийских ласточек, живущих у моря, рассматриваются и сегодня как средство, повышающее потенцию.

Источник

Ласточка в литературе символ чего

Касатка. Стриж (Земляная ласточка). Ключница.

Им нравится общество людей.

Чистая, святая птица, наделяемая женской символикой, стремящаяся к людям.

Ласточки, в отличие от воробьев, старались избавить Христа от мучений, похищали гвозди, вынимали колючие тернии из тернового венца Христа и носили ему воду.

Гнездо Ласточки под крышей обеспечивает дому счастье и благодать.

Если Ласточка бросит гнездо, вся семья в доме вымрет.

Человеческая душа может принимать облики различных птиц, одна из самых любезных человеческой душе – образ ласточки.

Птицы желна, ласточка, удод являются обладателями разрыв-травы.

Хвост у Ласточки раздвоенный потому, что завистник-ворон выдрал ей перышко, когда боги повелели отдать ключи от райского сада именно ласточке, наказав ворона за воровство.

Верят, что гнездо ласточки оберегает дом от пожара, и эта птичка может спалить дом обидчику-разорителю.

Если ласточка вьется около окна, где есть девушка-невеста, или поселилась под крышей того дома, здесь скоро будет свадьба.

Полет ласточек над молодыми предвещает им счастливую и дружную жизнь.

Кто носит при себе засушенное ласточкино сердце, будет любим женщинами.

В народной традиции Ласточка обнаруживает сходство с лаской. Названия их родственны по происхождению.

При виде первой Ласточки берут из-под ноги землю и ищут в ней волос. Какого цвета он окажется, такой масти и следует покупать лошадь, чтобы она пришлась по нраву домовому.

Ласточку, пролетающую под коровой, считают причиной появления крови в молоке, так же как в других местах — ласку, пробегающую под коровой.

В народной символике ласку и Ласточку сближают мотивы прядения и ткачества.

Птица ласточка является обладателями разрыв-травы.

Ласточка, влетающая в окно, — к смерти;

Ласточка пролетающая под коровой, — к крови вместо молока.

Ласточка остается с нами, пока наше теплое лето ей подходит, но сразу оставляет нас, когда наступают холода».

Ласточка – символ наступления весны, нового дня. Этот символ присутствует в многочисленных веснянках, колядках и соответствующих весенних ритуалах, получивших отражение и в изобразительном искусстве.

На Древнем Востоке ласточка – это Символ и облик богини Нины как Великой Матери.

Согласно мифу, Исида в облике ласточки отправляется искать тело убитого и разъятого на части мужа Осириса / порхает вокруг колонны, закрывшей гроб Озириса.

С XVIII-й династии ласточка почиталась как священное животное в Фивах.

Ласточки — это летящие над Рекой Жизни «вечные северные звезды».

Наряду с другими священными птицами Египта умерший желает превратиться в ласточку, с тем чтобы он «кричал как победитель при полном свете дня».

В античной символике не различаются отдельные виды ласточек.

В критском искусстве ласточка появляется в связи с культом Великой Матери.

В греческом мифе о двух сестрах Прокне и Филомеле боги превращают Филомелу в ласточку, Прокну — в соловья. Звуки, издаваемые ласточкой, объясняются тем, что Терей, муж Прокны, вырезал Филомеле язык.

Ласточка (как и голубь) посвящена богине любви Афродите.

Как посланцы весны ласточки славятся в древнегреческих песнопениях, их щебетание сравнивается с варварскими языками.

В сказаниях говорится, что ласточки всегда в одно и то же время улетают на юг, где они зимуют в скалах без перьев.

Строительство ласточками гнезд на домах не всегда, в отличие от нынешних народных поверий, оценивалось положительно, оно могло быть и недобрым предзнаменованием.

В Греции до сих пор поддерживается весеннее празднество — «ласточкины песни», дети ходят из дома в дом, щебеча, словно ласточки, и славя весну.

Еще они любили называть его Ах-Кусамиль-Петен — «Остров ласточек», в честь богини с ногами ласточки Теель Кусам.

Покровительницей острова является богиня радуги Иш Чель — жена великого бога солнца Ицамны, защитница женщин, беременности, родов, материнства и женских работ.

Будущие матери приезжали на остров в день 8 Сип, посвященный этой богине в майяском календаре.

У славян ласточка чистая, святая птица, наделенная женской символикой и сочетающая в себе небесное и хтоническое начала. В песне ласточка уподобляется Божьей Матери.

Ласточка и голубь — любимые Богом птицы. Своим пением ласточка славит Бога. Щебетание ее воспринимается как молитва.

Ласточка после всемирного потопа спасла человека от кровожадной змеи, которая откусила ей хвост, отчего он стал раздвоенным.

Ласточка спасла солнце от пожирающей его змеи, скрыв дневное светило под своим крылом или унеся высоко в небеса.

В болгарских легендах ласточкой становится невеста солнца или девушка, выданная за разбойника. Во время бегства ее схватили за фату или за волосы и вырвали клок, отчего у ласточки стал раздвоенный хвост.

В польской легенде появление у этой птицы «выреза» в хвосте и красного зоба связывается с наказанием ласточки за кражу у Божьей Матери ножниц и клубка красных ниток.

Гнездо ласточки под крышей обеспечивает дому счастье.

Если ласточка бросит гнездо, вся семья в доме вымрет.

Убивший ласточку не будет иметь удачи в разведении скота, а разоривший ее гнездо сам лишится крова или ослепнет, на лице у него появятся веснушки, у него умрет мать или кто-нибудь из домашних, сдохнет корова, у коровы пропадет молоко или она будет доиться кровью.

Считается, что гнездо ласточки оберегает дом от пожара и что ласточка спалит дом обидчику, разорившему ее гнездо: недаром у нее есть красное пятно, словно от ожога.

Встречается примета, что девушка скоро выйдет замуж, если ласточка совьет гнездо на ее доме или залетит к ней в окно.

Если ласточки и голуби летают возле дома, когда в нем справляют свадьбу, молодые будут счастливы в супружестве.

Кто носит при себе сердце ласточки, будет любим женщинами.

Ласточка и ее гнездо используются в любовной магии.

Ласточка — вестница весны. В песнях ее называют ключницей: она приносит из-за моря золотые ключи, которыми отмыкает лето и замыкает зиму.

Весной при виде первой ласточки стараются умыть лицо, чтобы не было веснушек, прыщей или солнечных ожогов.

Осенью люди стараются не вычерпывать воду из колодцев, чтобы не помешать ласточкам вылететь в ирий.

По другим поверьям, ласточки прячутся в реки и озера, сцепляются лапками или крыльями в цепочки и спят под водой. Весной из воды вылетают лишь молодые ласточки, а у старых опадают перья и они превращаются в лягушек.

С помощью ласточки, как и по окраске ласки, определяют выбор масти скота;

при виде первой ласточки берут из-под ноги землю и ищут в ней волос: какого цвета он окажется, такой масти и следует покупать лошадь, чтобы она понравилась домовому;

ласточку, пролетевшую под коровой, считают причиной появления крови в молоке, так же как и ласку, пробежавшую под коровой.

В Хорватии верят, что ласточка знает латынь, и передают ее пение латинскими словами;

в болгарских песнях ласточек называют «граматиками» — учеными, книжниками;

у сербов об ученых людях говорят, что они умудрены книжными знаниями, как ласточки.

В китайской мифологии ласточка символизирует Ян. Она посланница весны. Существовало поверье, что Ласточки-Ян зимуют на море внутри раковин.

Ласточка в китайских поверьях приносит семейное счастье, успех и предвещает рождение детей, когда вьет своё гнездо под крышей дома. С возвращением ласточек связаны первые обряды ритуалов плодородия.

Китайская ласточка означает дерзание, опасность, верность, грядущий успех, благоприятные перемены.

В системе образов, рассматривающей пять типов человеческих взаимоотношений, Ласточка символизирует отношения между старшим и младшим братьями.

В искусстве Китая Ласточка ассоциируется с волнами и ивами.

Бог Китая Шан-ди, приняв образ божественной ласточки, чудесным образом зачал сына, ставшего родоначальником иньцев.

В японской мифологии Ласточка олицетворяет приверженность дому и материнскую заботу, но также и неверность.

В христианстве и средневековой литературе о животных сохранилось множество положительных оценок ласточки:

в одном из бестиариев указывается, что ласточки дают своим птенцам зрение с помощью сока измельченного чистотела — это трактовалось как символ открытия глаз умерших на Страшном суде;

молодые ласточки, которые всегда голодны и страждут выступают символ жажды духовной (пищи) и уподобляются тем, кто обращён с молитвенной просьбой к богу;

их также отождествляли с кроткими душами, готовыми к покаянию;

ежегодное возвращение с приходом весны и/или представления о зимовке ласточек в глиняных норках (состояние подобное смерти) придаёт ласточке значение символа новой жизни и воскрешения из мертвых.

В искусстве Возрождения ласточка, вьющая гнездо под карнизом дома часто присутствует в сценах Благовещения и Рождества Христова как символ Воскресения Христа.

В магической мифологии считается, что:

съевший пепел ласточки, высиживавшей птенцов, станет неотразимым для любой женщины;

кровь и помет ласточки способны стимулировать рост красивых волос;

магической силой обладает находимый в желудке молодых ласточек красноватый камень хелидон (чистотел).

Источник

Презентация «Образ ласточки в литературе»

Архетип ласточки в русской лирике первой половины XIX века

Выполнили: Чернышева Елизавета, Петрова Любовь

Научный руководитель : Преснякова Мария Васильевна

Особенности русской лирики первой половины XIX века……….

Образ ласточки в лирических произведениях первой половины XIX века …………………….

Ласточка как символ прихода весны ………….

Ласточка как символ воли и свободы ……………………………….

Ласточка как предвестник надвигающейся беды………….

Ласточка как символ уюта ………………………………….

Ласточка как символ жизни и души человека …………….

Ласточка как образ умершего человека …………………………….

Список используемых материалов и литературы ………………………………

Исследовательская работа на тему « Архетип ласточки в русской лирике первой половины XIX века»интересна тем, что она позволяет обратиться к лучшим образцам поэтического творчества представителей «золотого века» русской поэзии.

В исследовательской работе архетип ласточки будет рассмотрен на основе произведений Д.В.Веневитинова, Н.И.Гнедича, А.Н.Дельвига, Г.Р.Державина, А.В.Кольцова, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского, А.С.Пушкина, Ф.И. Тютчева.

Гипотеза: следует предположить, что в ходе работы будет выявлено большое разнообразие смыслов, связанных с образом ласточки в различных поэтических произведениях русских поэтов-классиков.

Цель работы состоит в том, чтобы определить архетип ласточки в русской лирике первой половины XIX века.

Познакомиться с литературой первой половины XIX века;

Отобрать материал по теме;

Исследовать тексты литературных произведений данного периода, отражающих образ ласточки;

Классифицировать художественные образы ласточек, созданные в исследуемых произведениях.

Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью образа ласточки в произведениях поэтов-лириков русской литературы первой половины XIX века.

Глава 1.Особенности русской лирики первой половины 19 века

В России романтизм возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью было стремление изобразить внутренний мир человека, мир его чувств и страстей.

Русская литература первой половины XIX века необычайно богата яркими именами. Одним из наиболее выдающихся представителей романтизма стал В.А.Жуковский. В своих произведениях В.А.Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки.

В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин), формировалось понимание национальной самобытности и народности литературы.

Глубоким чувством Родины была насыщена философско-романтическая лирика выдающегося поэта-мыслителя Ф.И.Тютчева. Шедеврами русского национального гения стали элегии Е.А.Баратынского.

Огромный вклад в развитие русской литературы неотделим от имени великого русского поэта А.С. Пушкина. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направления.

Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творчество М.Ю. Лермонтова. Его роман «Герой нашего времени», сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма.

В начале XIX века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и «альбомных» стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней.

Поэты первой половины XIX века пересмотрели привычную систему жанров. Торжественным одам они предпочли любовную элегию, романтическую балладу; заново привили родной литературе вкус к народной культуре, к русским песням, сказкам.

Отличительной чертой русской лирики является использование многозначных иносказательных образов – символов. Они расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни.

Глава 2.Образ ласточки в лирических произведениях первой половины XIX века

Ласточка — близкая к человеку птица. Она “домовитая”, потому что вьет гнезда под крышей человеческого жилья, она живет с людьми, но принадлежит небесам, потому что, в отличие от голубя или воробья, не умеет передвигаться по земле. Она посредница между землей и небом, она вестница и гостья, иногда как вместилище души усопшего — все эти ее черты и свойства закрепились в восприятии поэтов и повлияли на поэтическую символику образа.

Многогранность образа ласточки вызывает большой круг ассоциаций:

2.1. Ласточка как символ прихода весны

В русской поэзии образ ласточки метафорически соотносился с весенним пробуждением природы и юностью. Это ярко выражено в стихотворениях Н.И. Гнедича «Ласточка» (Приложение № 1):

Ласточка, ласточка, как я люблю твои вешние песни!
Милый твой вид я люблю, как весна и живой и веселый!
Пой, весны провозвестница, пой и кружись надо мною;
Может быть, сладкие песни и мне напоешь ты на душу.

и А.А. Дельвига «Что вьешься, ласточка, к окну» (Приложение № 2)

Что вьешься, ласточка, к окну,
Что, вольная, поешь?
Иль ты щебечешь про весну
И с ней любовь зовешь?

Ласточка как образ весны встречается и в других произведениях русских лириков начала 19 века. Например, у Кольцова А.В. в стихотворении «Ничто, ничто на свете» (Приложение № 3) есть такие строчки: «Они, кружась, резвятся, как ласточки весной…».

Они, кружась, резвятся,
Как ласточки весной,
Моим слезам смеются
С улыбкою любви.

Здесь образ ласточки уже второстепенен. Автор вводит его в стихотворение для того, чтобы более ярко нарисовать образы юных дев. Их беззаботность, веселость, легкость А.В. Кольцов сравнивает с весенним полетом ласточек.

В контексте весеннего пробуждения, но несколько с другой точки зрения упоминается ласточка в стихотворении «Юность» А.А. Бестужева-Марлинского

Появление ласточки в этом стихотворении не случайно. Автор использует ее образ как один из признаков весны. Так, например, можно было бы упомянуть распустившиеся листочки или таяние снегов – сразу представляется приход весны. Но именно ласточка привносит ощущение грядущих перемен. Стремительный полет маленькой птички увлекает за собой и манит в будущее, наполняет чувством возрождения от зимы, от длительного сна, манит и чарует. И если у Н.И. Гнедича и А.А. Дельвига ласточка кружиться и вьется, то у А.А. Бестужева-Марлинского она реет по долам и водам. Тем самым автор раздвигает границы, передает ощущение свободы и пространства. Вслед за ласточкой летят и мечтанья поэта «вдаль и в круг, и там и сям».

2.2Ласточка как символ воли и свободы

Рассматривая образ ласточки как символ свободы и воли, нельзя не остановиться на стихотворении В.К. Кюхельбекера «Счастливицы вольные птицы» (Приложение № 4), где очень полно раскрыт этический идеал свободы, духовной полноты и возвышенностью над этим миром.

Счастливицы вольные птицы:

Не знают они ни темницы,

Ни ссылки, ни злой слепоты.

Зачем же родился не птицею ты?

Да! ласточкой, легкой касаткой!

Глядел бы на мир не украдкой,

Весь видел бы вдруг с высоты.

Зачем же родился не птицею ты?

Автор, обращаясь к лирическому герою, задается вопросом: «Зачем же родился не птицею ты?». Именно ласточка ассоциируется у В.К. Кюхельбекера с волей и свободой. Ни про одну другую птицу он не упоминает в своем стихотворении. Ласточка воспринимается как легкая, способная взлететь на недосягаемую высоту птица. С этой высоты она может увидеть «не украдкой» весь мир. Ласточка, по мнению автора, свободна от клеветы, может с утра до зари петь песни. Она божья птичка, не знает ни слез, ни заботы. Лишь в завершении земной жизни, когда «прильнут к раменам крылья» герой сможет как ласточка «взлететь к небесам без усилья». Идеал свободы для В.К. Кюхельбекера- это свобода в передвижении, свобода от людской молвы и возможность заниматься своим любимым делом. Именно такому идеалу полностью соответствует образ ласточки.

Раскрывая образ ласточки как символа свободы и воли, отдельно хотелось бы отметить, как в лирических произведениях описываются ее движения и полет. Взлетают, мчатся, реют, «дают смелые круги», несутся и «плывут в небе» ласточки еще во многих произведениях. Так, почти все стихотворение Г.Р. Державина построено на глаголах. Автор не перестает любоваться бесконечным неустанным движением.

Крылышками движешь, трепещешь,
Колокольчиком в горлышке бьешь.
Ты часто по воздуху вьешься,
В нем смелые круги даешь;
Иль стелешься долу, несешься,
Иль в небе простряся плывешь.

Свободный, никем не ограниченный полет, возможность улететь в далекие края – все это способствует восприятию образа ласточки как символа вольной и свободной жизни.

2.3 Ласточка как предвестник надвигающейся беды

Иногда образ ласточки используется поэтами-лириками как символ надвигающейся беды. Скорее всего, это вытекает из народных примет и поверий. Так, низко летающие ласточки – к дождю, а ласточка, влетевшая в окно – к скорой смерти.

И мы вошли… всё было так спокойно!
Так всё от века мирно и темно.
Фонтан журчал… Недвижимо и стройно
Соседний кипарис глядел в окно.

Не происходит ни какого движения, кроме легкого дуновения ветерка и ласточки, которая «влетает и щебечет». Не сразу обращаешь внимание на эту перемену. Щебетание ласточки никоим образом не разрушает эту гармоничную картинку. Но вдруг судорожный трепет пробежал по ветвям кипариса и «та злая жизнь, с её мятежным жаром, через порог заветный перешла». Анализируя это стихотворение, понимаешь, что именно после появления ласточки происходят роковые перемены. Сам образ ласточки не несет в себе какой-либо угрозы, Ф.И. Тютчев использует его как символ надвигающейся беды.

Так же и Н.И. Гнедич в стихотворении «Ласточка» (Приложение №1) подмечает ее способность предупреждать о надвигающейся беде. Он любуется своей ласточкой и считает ее способность подать весть заслугой этой птички.

Любимая птица поэта не только предупреждает о грозящей опасности, тем самым руша «кровавый умысел» хищника, но и преследует его. На наш взгляд, это утверждение поэта довольно спорно. В большинстве своем образ ласточки всегда мирный.

2.4 Ласточка как символ уюта

Ласточка во все времена воспринималась как символ домашнего уюта. Она в отличие от других птиц живет с человеком под одной крышей. Особенно ярко этот образ представлен у Н.И. Гнедича в стихотворении «Ласточка» (Приложение №1)

Птица, любезная людям! ты любишь сама человека;
Ты лишь одна из пернатых свободных гостишь в его доме;
Днями чистейшей любви под его наслаждаешься кровлей;
Дружбе его и свой маленький дом и семейство вверяешь,
И, зимы лишь бежа, оставляешь дом человека.

Н.И. Гнедич в очередной раз любуется ласточкой. Верно подмечает, что ласточка единственная птица, которая строит свой маленький домик под крышей человеческого жилья. Являясь главным персонажем в этом стихотворении, ласточка наполняет его теплом и заботой. Нотками любви, доверия и дружбы пронизаны эти строки. Сразу представляется спокойная, уютная картина сельской жизни. Ласточка не одинока. В отличие от других произведений в этом стихотворении мы видим, что у нее есть семейство, которое она вверяет человеку.

Г.Р. Державин в первом варианте стихотворения «Ласточка» называет ее домовитой птичкой. Возможно, это связано с тем, что труды хлопотуньи – ласточки не остаются не замеченными человеком. Мы видим, как ласточка строит свой дом, находясь в неустанном движении. Вызывает умиление, когда из этого гнезда раздается писк птенцов, и мы видим их широко раскрытые желтые клювики. Ласточки как заботливые родители, с утра и до позднего вечера кормят своих малышей.

Такой образ домовитой, трудолюбивой птички, живущей очень близко с человеком, созвучен домашнему уюту.

2.5 Ласточка как символ жизни и души человека

Душа моя! гостья ты мира:
Не ты ли перната сия? –
Воспой же бессмертие лира!
Восстану, восстану и я, –
Восстану, – и в бездне эфира
Увижу ль тебя я, Пленира?

Так же, как и душа, ласточка всего лишь «гостья мира». Наступает время, и «хладея зимою, как лед, во мраке лежишь бездыханна». Но поэт верит в бессмертие души, в то, что она также, как ласточка, встанет «от смертного сна». Тема бессмертия, нежное отношение к «птичке», «касаточке», «певичке» не может не натолкнуть на мысль, что для поэта тождественны образ ласточки и образ души.

В аллегорической элегии Д.В. Веневитинова «Крылья жизни» (Приложение №6)автор, ссылаясь на то, что ласточки летают на легких крылышках, проводит параллель с самой жизнью. Жизнь изменчива и ветрена, начиная от радостной юности и заканчивая «гостью сумрачной».

На лёгких крылышках
Летают ласточки;
Но легче крылышки
У жизни ветреной.
Не знает в юности
Она усталости
И радость резвую
Берёт доверчиво
К себе на крылия.

2.6 Ласточка как образ умершего человека

Ласточку, живущую с человеком, но имеющую возможность улетать в далекий неизведанный мир, часто сравнивают с душой умершего человека.

Уж не ласточка сладкогласная,
Домовитая со застрехи,
Ах! моя милая, прекрасная
Прочь отлетела, — с ней утехи.

Так и А.И. Одоевский в своих строках «Матери» (Приложение №8) упоминает ласточку в контексте перехода из этого мира в «лучший»:

Когда же ласточкой взовьюся
В тот лучший мир,
Растаю и с тобой сольюся
В один эфир…

Не случайно полет ласточки поэт характеризует глаголом «взовьюся». Как душа человека стремительно покидает этот мир, взвившись в небесную высь, так и ласточка у А.И. Одоевского стремительно покидает эту землю, сливаясь «в один эфир» с неизведанным пространством, тая и растворяясь в нем. Читая эти строки, сложно представить маленькую земную птичку – ярко представляется образ души, стремительно рвущийся «в тот лучший мир».

2.7 Ласточка – болтушка

Вызывает удивление сравнение ласточки с болтливой женщиной. Упоминание об этом мы находим в переводе Жуковского греческого мифа о двух сестрах Прокне и Филомене. Так же в стихотворении А.А. Дельвига «К ласточке» (Приложение №2) поэт называет ее болтливой и докучной.

Что мне делать с тобой, докучная ласточка!
Каждым утром меня — едва зарумянится
Небо алой зарей и бледная Цинтия
Там в туманы покатится, —
Каждым утром меня ты криком безумолкным
Будишь, будто назло!

Радостное щебетание ласточки поэт называет докучным и безумолкным. Погрузившись в сладкий сон, где есть «образ милых» и мечтательное счастье, он совсем не рад слышать «болтливую» предвестницу утра. Символично, что не сладкоголосый соловей пытается разбудить ото сна своим пением, а маленькая щебетунья.

Образ ласточки у поэтов-лириков первой половины XIX века очень разнообразен. Чаще всего он ассоциируется с приходом весны, пробуждением ото сна, надеждами на перемены к лучшему. Прилет ласточки используется как один из признаков весеннего пробуждения природы. Образ этой домовитой птички несет в себе ощущение семейного очага и домашнего уюта. Следя за полетом ласточки, поэты имеют возможность раздвинуть горизонты, передать необъятную ширь родной земли, а также подняться в заоблачные дали. Они не перестают любоваться бесконечным неустанным движением маленькой птички. Глаголы, используемые поэтами при описании движения ласточки, свидетельствуют о стремлении к воле и свободе. Нередко ее называют божией птичкой, тем самым соотнося ее образ с образом крылатой души. Иногда, как отголоски народных примет, образ ласточки используется как предупреждение о надвигающейся беде. И самая, на наш взгляд, неустойчивая ассоциация – это «болтливая, докучная» ласточка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *