Леер что это на лодке
Леер. Леер на судне: назначение. Судовой такелаж
Что такое леер?
Местом рождения слова является Голландия. Первоначально леером называли туго натянутый трос, вдоль которого можно двигаться во время плохих погодных условий. В настоящее время подобное ограждение не только обеспечивает безопасность, но и несет в себе еще несколько функций.
Первостепенная задача – это обеспечение безопасного спуска и подъема пассажиров на борт судна. Многих смущает небольшая высота ограждения, но если человек поскользнулся, то леер сможет предотвратить его падение.
Непогода или резкие движения зачастую приводят к увеличению риска того, что незакрепленная поклажа окажется за бортом. А наличие леерного ограждения не позволит этому случиться.
Леер – это еще и значительная экономия пространства, ведь крепления современных аксессуаров (спиннингодержатель, столик и т. д.) для лодок рассчитаны на наличие леерной трубы.
Существует огромное множество леерных ограждений, которые можно разделить в зависимости:
1. От типа установки:
2. От места установки:
3. От функционального назначения:
4. От способа монтажа:
Стандартный исходный продукт для изготовления вертикального элемента леерного ограждения – наиболее прочная конструкция: труба, профиль, швеллер и т. д.
Самый простой судовой леер – это обыкновенный трос, соединенный с лодкой посредством держателя. Применение данного вида считается наиболее подходящим для тех случаев, когда все зависит от массы, например, если речь идет о спортивной яхте.
А вот моторную лодку, катер или яхту лучше оснастить металлическим ограждением. Самым распространенным материалом является алюминий или нержавеющая сталь.
Самодельный леер
Леер – это очень важная деталь на судне, поэтому не стоит приступать к работе без наличия эскиза. Самый распространенный размер (если протяженность судна не превышает 7-8 метров) – труба, значение диаметра которой составляет 25,4 мм, реже 22 мм. Кроме того, необходимо приобрести 2 вида фурнитуры: одна необходима для соединения труб между собой, а вторая – для крепления труб к корпусу судна.
Виды такелажа
«Судовой такелаж» – словосочетание, которое может использоваться в отношении любой снасти или вооружения отдельной мачты, управления парусом или какой-либо грузоподъемной работы.
Неподвижный такелаж на большом судне обеспечивается стальным и железным тросом с длительным сроком службы, а на мелком – синтетическим или смоленным пеньковым. Судовой такелаж также предполагает применение цепи с короткими звеньями, так как она обеспечивает гораздо большую гибкость.
Для подвижного варианта подойдет пеньковый, гибкий стальной или синтетический трос. Стропа или цепь может использоваться вместе с грузоподъемным механизмом (лифт, кран, подъемник или транспортер), необходимым для поднятия большого груза.
Спасательные средства
Индивидуальный спасательный нагрудник и жилет в соответствии с инструкцией должны быть рассчитаны на каждого члена команды и на каждого пассажира.
К групповому средству в первую очередь относится любая спасательная шлюпка. В течение весьма длительного периода она представляла собой открытую гребную лодку. В настоящее время для ее изготовления используют дерево, металл или пластмассу. Современная спасательная шлюпка имеет несколько герметичных воздушных оцинкованных ящиков, для изготовления которых необходима коррозионно-устойчивая листовая сталь.
На больших спасательных шлюпках обычно стоят двигатели, а последние модели даже оборудованы закрытыми помещениями для пострадавших.
Морской флот в последнее время все чаще пользуется пластмассовыми спасательными шлюпками вместимостью до 33 человек.
Закрытый тип данного устройства предполагается наличие люка с водонепроницаемой крышкой. В подобной шлюпке человеку не страшны ни огонь, ни дым, ни высокая температура, ни даже поверхность, покрытая горящим жидким топливом.
Спасательная шлюпка для танкера обязательно должна быть моторной, а значение ее скорости не может быть меньше 6 узлов. Подъем и спуск осуществляется посредством гравитационной шлюпбалки, оснащенной электролебедкой.
Конструкция леерного ограждения
Место, где будет располагаться леерный трос, следует определить еще во время проектирования судна. Характеристика и конструкция леерного ограждения подробно описаны в ГОСТ 5.2124-81.
Высота подобной конструкции должна составлять не менее 110 см. Для соединения стоек лучше всего применять продольные перемычки или специальную сетку.
Ограждение должно быть сплошным и опоясывающим всю палубу. Разрыв можно делать только в том случае, если необходимо установить специальное оборудование. Место выхода/входа пассажиров нужно оборудовать съемным цепным ограждением.
Крепление лееров следует осуществлять таким образом, чтобы между ними и краем борта было не более 45 см.
О высоте и безопасности
Надежное леерное ограждение должно выполнять множество функций, но самое главное, чтобы была соблюдена нормативная нагрузка и обеспечена безопасность человека. Так, поручень ограждения не должен бояться нагрузки в 400 Н/м.
Если речь идет о страховочной модификации, то значение допустимой нормативной нагрузки увеличивается до 700 Н/м.
Значение высоты защитного ограждения варьируется в зависимости от того, какова сфера применения и какие при этом были использованы материалы.
Штормовой леер
Без судового трапа невозможен удобный и безопасный вход людей на судно, и сход с него, а также доступ к помещению или рабочему месту, расположенному на какой-либо палубе.
Штормовые леера нужны для того, чтобы обеспечить безопасное передвижение личного состава во время шторма за бортом.
Если корабль может выбрать в качестве базы тропический район, то во время стоянки на нем устанавливают тентовое устройство. Натягивание брезентового тента производится поверх тентовых лееров.
Леерное ограждение на лодку
Леерное ограждение на современном катере – это не роскошь и не предмет декора, а многофункциональный элемент, без которого, порой, приходится туго. Но многие владельцы моторных лодок не согласятся с данным утверждениям, считая леер пустой тратой денег. Почему это не так, какие функции леера и как сэкономить на его установке – обо всем этом далее.
Что такое леер
Предназначение леерного ограждения
Материалы для леера
Самые простые леера изготавливают из обыкновенного троса и крепят к лодкам с помощью держателей. Этот вариант идеально подходит там, где критически важна масса – например, для спортивных яхт.
На моторные лодки, катера и яхты лучший вариант – металлическое ограждение. Самый распространенный материал – нержавеющая сталь или алюминий.
Профессиональное леерное ограждение
Если вы хотите для своего катера идеальный леер, который бы органично смотрелся на лодке, как «родной», то не избежать обращения к профессионалам. Дело в том, что для идеальной гибки труб понадобится специальное оборудование, а сварка нержавейки (и особенно алюминия) требует специальных материалов и высокой квалификации выполняющего работы.
Леер своими руками
Но даже если профессионалы вам не по карману, не стоит отчаиваться – с леерным ограждением вполне можно справиться своими силами. Для этого понадобятся трубы из выбранного материала, основания для стоек и крепления (в основном болты). Из электроинструмента – дрель (для сверления отверстий) и «болгарка» для резки труб.
Набросайте эскиз будущего леера, прикиньте, сколько труб, какого диаметра и какая фурнитура вам понадобится. Самым распространенным размером для судов до 7-8 метров является труба диаметром 25,4 мм, реже 22 мм. Трубы чаще всего продаются хлыстами по 6 метров. В зависимости от диаметра труб подбирается фурнитура. Она существует двух основных видов: для крепления труб между собой и для крепления труб к корпусу катера. В леерной фурнитуре труба фиксируется с помощью винтовых зажимов. Учтите, что на леера приходится большая нагрузка, поэтому по возможности выбирайте наиболее прочные части корпуса для установки оснований лееров. При этом наиболее предпочтительным вариантом крепления будет винт с большой плоской шайбой с обратной стороны места крепления, а не саморез.
Как и везде здесь главенствует правило: семь раз отмерь – один отрежь. Вооружившись «болгаркой» можно нарезать стойки. Нарезанные стойки позволят нам собрать леер и поставить его без крепления. После тщательной примерки можно делать отверстия и собирать леера. Если у вас есть навыки сварки, то можно самостоятельно изготовить сварное ограждение. Или, как вариант, сварить «раму» под заказ и установить на катер самостоятельно.
Как вы уже смогли убедиться, установка леерного ограждения/релингов на ваш катер не так уж хлопотна (если обратиться к профессионалам) и дорогостояща (если делать самостоятельно). А уж полученную в результате безопасность сложно оценить – море не любит пренебрежительного отношения.
Леер что это на лодке
Леер (нидерл. leier (от leiden — вести́) ) — туго натянутый трос, оба конца которого закреплены на судовых конструкциях (стойках, мачтах, надстройках и т. п.). Леера, закрепленные концами к носу и корме судна, пропускаются средними частями через топы грот- и фок-мачт. Леера служат для подъёма косых парусов, ограждения палубных отверстий или открытых палуб в местах, не защищенных комингсом или фальшбортом, установки тентов, подвески шлангов при передаче жидкого топлива на ходу и других целей.
На большом волнении вдоль судна натягивают так называемые штормовые леера, за которые можно держаться при переходах по открытым участкам палубы.
Спасательным леером называется трос, закреплённый на бортах спасательной шлюпки.
Съёмное или стационарное ограждение верхней палубы, открытых палуб надстроек и рубок, мостиков, проёмов люков и шахт, состоящее из металлических леерных стоек и натянутых между ними лееров называется леерным устройством. Служит для предупреждения падения людей за борт или в трюм.
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Леер» в других словарях:
ЛЕЕР — (голл. lier). 1) веревка, туго натянутая, к которой привязывается парус. 2) веревка, по которой поднимаются кливера и стаксели. 3) веревка, протянутая во время качки, вдоль палубы, чтобы люди могли держаться на ходу. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
ЛЕЕР — (от нидерл. leier) ограждение (тросовое, из металлических труб и пр.) вдоль бортов, вокруг люков и т. д. на судне, а также трос для постановки некоторых парусов. Спасательный леер трос на бортах спасательной шлюпки … Большой Энциклопедический словарь
леер — трос, поручень, ограждение Словарь русских синонимов. леер сущ., кол во синонимов: 3 • ограждение (33) • … Словарь синонимов
Леер — натянутый трос, используемый для ограждения борта корабля, люка, в качестве поручня в штормовую погоду и т. д. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Леер металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый… … Морской словарь
ЛЕЕР — муж., мор. веревка, туго протянутая в косом или лежачем положении: по лееру ходят стакселя (треугольные паруса); к лееру, вдоль рея, привязывается парус; на леерах сушат белье на судне; за леера, протянутые над реями, держатся люди, когда… … Толковый словарь Даля
леер — леер, мн. леера, род. лееров … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
леер — а; мн. леера; м. [от голл. leer переносная лестница] Мор. Трос, верёвка на судне. Протянуть леер (туго натянуть). Закрепить леера (привязать концы к чему л.). ◁ Леерный, ая, ое. Л ое ограждение. * * * леер (от голл. leier), ограждение (тросовое,… … Энциклопедический словарь
леер — а; мн. леера/; м. (от голл. leer переносная лестница); мор. см. тж. леерный Трос, верёвка на судне. Протянуть леер (туго натянуть) Закрепить леера (привязать концы к чему л.) … Словарь многих выражений
Леер — I Леер Генрих Антонович [4(16).4.1829, Н. Новгород, ныне Горький, 16(29).4.1904, Петербург], русский военный теоретик и историк, генерал от инфантерии (1896), член корреспондент Петербургской АН. Окончил Главное инженерное училище (1850)… … Большая советская энциклопедия
Леер что это на лодке
Леерное и тентовое устройства
Леерное устройство ограждает открытые участки палуб и различные вырезы, если последние не обнесены комингсом достаточной высоты. Леерное устройство в зависимости от места установки выполняется постоянным (рис. 122), съемным и заваливающимся (рис. 123). В состав леерного ограждения входят стойки высотой 750—1100 мм, выполненные из труб диаметром 33—48 мм или из полосовой стали; леера, выполненные из труб диаметром 17—22 мм или прутка диаметром 16 мм; поручни, изготовленные из труб диаметром 33—42 мм, и детали крепления.
Вместо поручня на пассажирских судах может устанавливаться деревянный планширь. Количество лееров может быть от трех до пяти, что зависит от высоты стойки и назначения судна. Расстояние между леерами составляет обычно 230—350 мм. Съемное леерное ограждение выполняют из отдельных секций, и оно может на время сниматься, если мешает проведению каких-либо работ. Заваливающееся ограждение после ослабления тросовых лееров и отдачи поворотных штырей у основания стоек сваливают на палубу, обычно вдоль судна.
Это делают, например, при выполнении грузовых операций, во избежание порчи ограждения. Во время шторма на открытых палубах или поверх палубного груза, где должны ходить люди, натягивают штормовые леера из растительного каната. В коридорах, ванных комнатах на специальных кронштейнах устанавливают штормовые поручни.
Тентовое устройство защищает людей, находящихся на открытых палубах, от солнца и дождя. Постоянное тентовое устройство (рис. 124) состоит из неразбираемого каркаса, выполненного из труб, и съемного парусинового тента, который крепят к каркасу пеньковым канатом. На некоторых судах на каркас укладывают плиты цветного стеклошифера.
Съемное тентовое устройство отличается от постоянного разборным каркасом. В съемном устройстве вместо верхних труб каркаса может применяться стальной канат, натянутый между стойками. Детали съемного тентового устройства пронумерованы и хранятся в определенном месте.
Литература
Леер что это на лодке
особенно порадовала строка: «Посталяется бухтами по 300 м»
А если серьезно, можно поставить капроновый шнур Д=10 мм или простой шнур неудобен.
особенно порадовала строка: «Посталяется бухтами по 300 м»
А если серьезно, можно поставить капроновый шнур Д=10 мм или простой шнур неудобен.
У меня Bark 280N. Планирую на нем сплав. Нужно крепить кучу груза. Поэтому купил 12 резиновых лееродержателей, прилепил по борту и пропустил плавающий шнур из Адреналина (вроде 2.5 грн за метр). При чем под леер в том же Адреналине я покупал дорогой альпинистский репик (5 грн за метр). Но после того, как все присобачил, прикинул, и понял, что синий шнурок будет краше. Фиксировал узлами. 5 мм шнур думал фиксировать петлями (оборачивать лееродержатель и пускать дальше), но так вышло красивше. Узлы держат нормально. Не по феншую? Не от Борики? Насрать. Эстетично и факционально.
Родной леер, который идет по борту лично мне вообще не внушает. Удобно лишь держаться, когда плаваешь вокруг лодки. Но какой-то он мыльный на ощуп. Подумываю его срезать.
А, по ценам. Кому интересно.
1) Клей из ремнабора вымазал почти весь. 100 г где-то. (Мазал слой на борт, нашлепку, ждал 5 мин, мазал еще раз, ждал, грел феном, лепил. Задолбался).
2) Лееродержатели из Adventure на Минской по 10 грн. Подозреваю, что дороговато. 120 грн
3) Шнур плавающий синенький красивый. 10 м (брал вообще для
крепежа груза с запасом). 25 грн.
Барк засиял от обновки и явно стал краше.
Лееродержатель с двумя простейшими фиксаторами леера.
Рюкзак, закрепленный тем 5 мм репиком о котором я говорил. Брал репика много, так что намотал тоже прилично.