Лессон стади что это такое

ТОП–15 лучших статей 2018 года

Несколько лет назад lesson study было скорее диковинным иностранным словом. Сейчас же про технологию исследования уроков можно найти множество материалов: статьи, пособия, презентации, записи уроков и обсуждений. В Академии Директории мы предложили руководителям школ поразмышлять, какие методические проблемы этот подход решает, а какие нет.

Лессон стади что это такое. Смотреть фото Лессон стади что это такое. Смотреть картинку Лессон стади что это такое. Картинка про Лессон стади что это такое. Фото Лессон стади что это такое

Об исследовании урока

Часто под исследованием урока (lesson study) представляют что-то вроде анализа занятия по ФГОС. Например, когда на урок приходит завуч и как бы исследует урок, но на самом деле скорее ищет изъяны.

Исследование урока — это более широкий подход. Строится он так:

Это если описывать подход очень коротко. Мы предложили директорам, завучам, методистам, педагогам поразмышлять, какие проблемы этот подход решает и какие нет. Ниже несколько типичных ответов.

Какие проблемы школьных уроков может решить lesson study?

Проблемы, которые решает исследование урока:

Одна из слушательниц курса так описала потенциальные результаты внедрения технологии:

А какие проблемы останутся? Или даже возникнут?

На курсе были такие цитаты:

Готовность и мотивация самих учителей, как к сожалению часто слышно (даже сейчас немного экспериментируя) и видя ответы коллег, я и так занята своими уроками и проблемами, у меня ни на что не хватает времени, а тут еще вы со своими технологиями.

Не все и сразу примут данную технологию и будут готовы к внедрению данного подхода. Возможно сопротивление отдельных учителей, работающих в классе.

Подготовка к уроку и обсуждение требуют дополнительных временных ресурсов.

Задача администрации — заинтересовать педагогов в работе в таких группах.

А как в вашей школе?

Не бывает универсальных ответов, которые подходили бы всем школам сразу. Поэтому о плюсах и минусах исследования урока для своей школы лучше подумать отдельно.

Это можно сделать на дистанционном курсе Академии Директории « Исследование урока как способ повысить качестве преподавания в школе». Он начнется 19 марта 2018 года. Экспресс-курс длится всего 3 недели и позволяет примерить технологию lesson study к своей организации. Подробности и запись на курс по этой ссылке >>

Источник

Технология «Исследования урока» (lesson study): какие проблемы она решает, а какие — нет?

Несколько лет назад lesson study было скорее диковинным иностранным словом. Сейчас же про технологию исследования уроков можно найти множество материалов: статьи, пособия, презентации, записи уроков и обсуждений.

На дистанционных курсах «Академии Директории» мы предложили руководителям школ поразмышлять, какие методические проблемы этот подход решает, а какие — нет.

Лессон стади что это такое. Смотреть фото Лессон стади что это такое. Смотреть картинку Лессон стади что это такое. Картинка про Лессон стади что это такое. Фото Лессон стади что это такое

Об исследовании урока

Часто под исследованием урока (lesson study) представляют что-то вроде анализа занятия по ФГОС. Например, когда на урок приходит завуч и «как бы исследует урок», но на самом деле скорее ищет изъяны.

Исследование урока — это более широкий подход. Строится он так:

Это если описывать подход очень коротко. Мы предложили директорам, завучам, методистам, педагогам поразмышлять, какие проблемы этот подход решает, а какие — нет. Ниже несколько типичных ответов.

Какие проблемы школьных уроков может решить lesson study?

Проблемы, которые решает исследование урока:

Одна из слушательниц наших курсов так описала потенциальные результаты внедрения технологии:

А какие проблемы останутся? Или даже возникнут?

На курсе были такие цитаты:

«Готовность и мотивация самих учителей. К сожалению, часто звучит: „Я и так занята своими уроками и проблемами, у меня ни на что не хватает времени, а тут еще вы со своими технологиями“».

«Не все и не сразу примут данную технологию и будут готовы к внедрению данного подхода. Возможно сопротивление отдельных учителей, работающих в классе».

«Подготовка к уроку и обсуждение требуют дополнительных временных ресурсов».

«Задача администрации — заинтересовать педагогов в работе в таких группах».

А как в вашей школе?

Не бывает универсальных ответов, которые подходили бы всем школам сразу. Поэтому о плюсах и минусах исследования урока для своей школы лучше подумать отдельно.

Это можно сделать на дистанционном курсе Академии Директории « Исследование урока как форма организации методической работы в школе». Курс стартует 25 ноября, продлится 3 недели и позволит примерить технологию lesson study к своей организации.

Подробности и запись на курс по этой ссылке >>

Источник

«Lesson-Study(исследование урока) как инновационная технология развития профессиональных компетенций педагогов»

Команда учителей МБОУ «Булгунняхтахская СОШ им.С.П.Ефремова»

МР «Хангаласский улус»

Артамонов Василий Васильевич, учитель технологии

Аркадьева Ия Евтропьевна, учитель математики

Едисеева Людмила Анатольевна, учитель истории обществознания

Потапова Людмила Афанасьевна, учитель математики

Черосова Анна Павловна, учитель родного языка и литературы

Lesson-Study(исследование урока) как инновационная технология развития

профессиональных компетенций педагогов

В настоящее время в системе российского образования происходит изменение содержания, форм,методов обучения и воспитания, осуществляется поиск современных управленческих моделей.

В этой ситуации ключевой фигурой реформирования образования является педагог. Именно на его и плечи ложится ответственность за проектирование и организацию учебного процесса, отвечающего требованиям современных стандартов К.Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Действительно, меняется мир, изменяются дети, что влечет за собой появление новых требований к квалификации педагога. Одним из решений в этом направлении является использование инновационной технологии Lesson-Study как средства развития профессиональных компетенций педагогов

Технология Lesson Study в нашей школе проводится второй год. Используется в целях совершенствования методики преподавания и повышения качества знаний учащихся

Алгоритм проведения технологии Lesson Study:

3.Совместно спланировать урок с использованием технологии обучения

4.Провести спланированный урок и наблюдать в ходе него за деятельностью трёх «исследуемых учащихся» с фиксацией результатов наблюдения(организация видеосъемки урока) в течении всего урока, поэтому учителя-участники группы должны до начала урока

распределить между собой обязанности – кто будет проводить урок, а кто будет только наблюдать

5.Опрос учеников по уроку

6.Совместно проанализировать проведенный урок, обсудить, что удалось и что не очень, подумать над успехами и неудачами наблюдаемых (слабого, среднего и сильного) учеников.

7.Совместное планирование, проведение/наблюдение и анализ следующего урока также

с использованием данной технологии обучения, но учитывая

опыт проведенных двух уроков.

8.Представление учителями-участниками группы своих результатов с целью её внедрения в педагогическую практику.

-подтвердить, что групповая работа влияет на повышение активности учащихся на уроках;

-формируется адекватная самооценка ученика;

— повышается мотивация в учении.

Вывод: данная технология обладает большим потенциалом для развития профессиональных компетенций педагогов, она побуждает учителей к профессиональному сотрудничеству в педагогическом коллективе, ориентирует их на совместное исследование возможностей применения на практике новых современных методик и технологий. обучения с учетом имеющихся условий в конкретном образовательном учреждении. Lesson-Study помогает включить педагогов образовательных учреждений в эффективную инновационную деятельность, без

которой модернизация системы образования невозможна.

Организация LESSON STUDY в МБОУ «Булгунняхтахская СОШ им.С.П.Ефремова»

1.Тема: «Повышение качества преподавания: технология коллективного планирования и анализа уроков»

-внедрение технологии LESSON STUDY

-активизировать деятельность учащихся

-повысить мотивацию к учебе

-проведение уроков с применением игровой технологией и с технологией формирующего оценивания

Источник

Правила проведения Лессон стади методика

7. правил успешного овладения подходом Lesson study

1.Развивать навыки рефлексии. Вам предстоит большая работа по овладению компетенцией «педагогическая рефлексия» – которая будет способствовать овладению учителем новыми подходами и педагогическими приемами, формированию умений самоанализа проведенных мероприятий, обобщение своего опыта по применению новых подходов через методические разработки и публикации в СМИ.

2.Внимательно ознакомиться с подходом Lesson study, его принципами, пошаговыми этапами практических действий ее реализации.

3.Поддерживать на уроках коллаборативную среду. По сути дела подход Lesson study является коллаборативным,

4.Учителя, при обсуждении будущих уроков должны задавать вопросы сложного порядка: «Зачем?, Почему?, Как?, Что?», так как они выступают не в роли урокодателей, а в роли «исследователей» урока или «изучения» его.

5.Развивать умение критического мышления. Учитель должен уметь слушать оппонентов и высказывать свои идеи, ответственно подходить к исследуемой проблеме, уметь брать на себя ответственность за реализацию подхода.

6.Быть ответственным в сборе данных об обучении ученика, подтверждающего эффективность используемого подхода, что будет подтверждать научную точность.

7.Научиться при обсуждении проведенного урока оценивать деятельность учащихся, а не самого ученика.

Рекомендация: Очень важно учителям, планирующим совместно серию уроков с применением подхода Lesson study разработать и согласовать систему правил, которая обеспечит им профессиональную коммуникацию

Рекомендация: Очень важно учителям, планирующим совместно серию уроков с применением подхода Lesson study разработать и согласовать систему правил, которая обеспечит им профессиональную коммуникацию.

1.Что такое ключевая идея как фокус для исследования?

Учителя, проводящие уроки с применением подхода ЛС, должны уметь определять не только конкретные цели и задачи, но и ключевую идею исследования, новый подход с помощью которого будет решаться существующая проблема в учебной деятельности учащихся. Она, как правило, формулируется в виде вопроса. Например: «Как мы можем научить учащихся 8 «б» класса более эффективно использовать возможности работы в группе для стимулирования общения среди учеников, с целью «совместного мышления», для того, чтобы улучшить их обучение?» По сути дела ключевая идея есть цель исследования.

Согласовывая ключевую идею будущих уроков, учителя должны ответить на многие вопросы для себя. «Зачем я буду использовать данный подход?». «Почему существующие подходы не эффективны?». «Как мне изменить существующую проблему?». «Что мне необходимо предпринять для изменения существующей ситуации?». Поэтому следующим этапом совместного планирования учителями уроков будет изучение исследовательской литературы.

2.Изучение исследовательской литературы.

Что мы будем изучать? Конечно – же, необходимо изучить специальную литературу по данному вопросу. Учителям предстоит кропотливая работа по сбору необходимой информации для моделирования содержания урока, заданий, инструментария, выбора форм и методов работы. Для обобщения всей необходимой информации учителям предстоит запланировать несколько встреч для планирования, сколько их будет – это зависит от многих факторов. Критерием эффективности будет служить качественный продукт совместной деятельности в виде законченного плана проведения занятий с выдержанными требованиями подхода ЛС. «Совместные мероприятия повышают умственное развитие и обучение» (Хоу и Мерсер)

3.Определение учителями класса для «исследования» и кандидатуры трех «исследуемых» учеников, представителей 3-х уровней: высокого, среднего и ниже среднего(низкого).

Класс для исследования определяют учителя самостоятельно, аргументируя свой выбор существующими зонами западания в учебном процессе данного класса. C целью повышения эффективности качества обучения учителя разрабатывают и совершенствуют новый подход в учебном процессе. Не исключается и такая ситуация, когда исследование в данном классе или параллели классов инициирует администрация школы и предлагает учителям, работающим в данных классах изучить ситуацию и найти пути решения для ее устранения.

Учитывая то, что в классе есть учащиеся имеющие разные уровни подготовленности, важно понимать насколько предлагаемые задания и упражнения на уроке соответствуют уровню подготовленности учеников. Учителя должны при составлении заданий прописывать ожидаемые результаты учащихся. Научность данного подхода,подтверждающая ее эффективность будет выражаться в сборе достоверных данных об учении ученика в процессе урока и после него при проведении интервьюирования исследуемых учащихся.

4.Как организовать группы?

Группы формируются учителем по принципу сообразности. Формирование групп по случайному признаку или с учетом конкретных сильных сторон индивидуальных участников групп, все это зависит от того какие цели учителя ставят и что хотят получить в конечном итоге. Групповая деятельность имеет преимущества перед индивидуальной, так как она способна решать более сложные задачи при «совместном мышлении». Важно при групповой работе выработать общие правила коммуникации участников группы. Количество человек в группе также будет зависеть от того, что учителя хотят достичь. Так,малые группы (4-6 учащихся) эффективны для многих видов деятельности учащихся, но для совместных мыслительных задач высокого уровня и для обучения сверстников выгодно организовать взаимодействие в парах. Большие группы (7-10 человек) удобны при решении каких- либо проблем, при наличии множества точек зрения.

5.Проведение урока

Очень важно, чтобы учитель, проводящий урок помог учащимся позитивно настроиться на урок, тем более, что на уроке будут присутствовать еще учителя наблюдатели и будет производиться видеосъмка. Учитель в процессе занятий, дает возможность учащимся, за которыми ведется наблюдение, отвечать наравне со всеми, не выделяя их. Учитель организует и поддерживает работу учащихся, выделяя время для обсуждениея после выполнения задания. Вся работа в классе должна быть направлена на обсуждение того, что планируется достигнуть и узнать в процессе совместной деятельности на уроке.Учитель должен на уроке развивать у учащихся межличностные навыки, выполняя роль «фасилитатора», то есть не просто «представляющий знания», а как направляющий, поддерживающий процесс обучения. По окончанию занятия учитель должен стимулировать учащихся к размышлению над процессом и результатами работы в группе.

6.Наблюдение на уроке за тремя «исследуемыми» учениками

Учителя наблюдатели ведут наблюдение каждый за своим учеником, внося результаты своего наблюдения в специально разработанную для данного урока схему наблюдения урока. Схема наблюдения должна быть удобная, желательно в ней отразить все этапы урока. Учитель наблюдатель должен иметь план проводимого урока. Это поможет в дальнейшем учителям наблюдателям на уроке сравнивать устные ответы учащихся с правильными ответами предложенных заданий. Письменные задания учителя наблюдатели могут оценить, подойдя к группе, где работает учащийся, за которым они ведут наблюдение. Также учителя ведут наблюдение за работой всего класса.

7.Интервьюирование учащихся

Интервьюирование нескольких учащихся класса после проведенного урока поможет учителям выяснить их мнения об эффективности исследовательского урока. Вопросы для интервьюирования должны быть конкретными и направленными на получение обратной связи в виде деятельностной рефлексии.

8.Обсуждение исследовательского урока

Обсуждение исследовательского урока можно представить как углубленную рефлексию по уроку всех участников. Учителя обсуждают исследовательский урок, соблюдая его определенную структуру.Очень важно учителям научиться не давать оценку уроку или действиям учителя.

Вначале учителя обсуждают результаты наблюдения за обучением трех «исследуемых» учеников на основе сопоставления с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, с последующим установлением причин произошедших изменений. Затем обсуждают обучение класса в целом.

При обсуждении хода исследовательского урока и процесса преподавания учителя отмечают положительные моменты всех этапов урока, проведенного учителем и деятельности учеников, а также предлагают свои предложения по улучшению урока.

9.Совместное планирование группой следующей реализации подхода Lesson study

10.Популяризация и обобщение полученных результатов по применению подхода Lesson study

Сформированные новые понятия учителями должны стать достоянием для их обобщения и представления учителям, заинтересованным в данных исследованиях. То есть они должны представлять результаты использования подхода Lesson Study широкой аудитории коллег посредством презентации, демонстрации уроков или коучинга.

Источник

Лессон стади что это такое

Лессон стади что это такое. Смотреть фото Лессон стади что это такое. Смотреть картинку Лессон стади что это такое. Картинка про Лессон стади что это такое. Фото Лессон стади что это такое

Исследование урока/Lesson Study – это совместная рефлексивная школьная практика с целью постоянного совершенствования преподавания и обучения. Понятие и практика Исследования урока/Lesson Study (Jugyou Kenkyuu на японском языке) берет свое начало в Японии и широко признана во всем мире.

Интерес к Исследованию урока/Lesson Study появился в англоязычном образовательном пространстве только в 1999 году, начиная с публикации Стиглера и Хиберта (Stigler&Hiebert) «Пробел в преподавании: лучшие идеи от учителей мира по улучшению образования в классе», где сравнивались уроки математики в США, Германии и Японии. Исследование урока с тех пор распространилось по всему миру, охватывая страны Азии, Европы, Северной Америки, Ближнего Востока и Африки. Как результат, в 2005 году была основана Всемирная Ассоциация Исследований Урока (WALS) с офисом в Гонконгском Институте Образования (www.walsnet.org).

Одним из основных объяснений Исследования урока/Lesson Study, появившихся в литературе, является утверждение, что это рефлексивный цикл совместной педагогической практики в области планирования, наблюдения и анализа, когда результат одного цикла выступает основой для рефлексивного обсуждения и дальнейшего планирования следующего урока (Lewis, 2002; Takahashi & Yoshido 2004; Nakano 2011).

Первым шагом для учителей, которые решили осуществить Исследование урока (Lesson Study), является определение фокуса или исследовательского вопроса (Lewis & Tsuchida, 1998; Dudley, 2011a). Как только учителя согласны с фокусом своих исследовательских уроков, прежде чем планировать урок, им необходимо провести предварительное исследование (Takahashi & Yoshido, 2004). Это исследование охватывает различные аспекты, связанные с темой урока, включая существующие учебные материалы, методы обучения, последние исследования (обзор литературы) а также информацию об учащихся (их предыдущие знания и способы обучения).

Следующая часть этого цикла — планирование урока. Уроки «тщательно планируются, как правило, в сотрудничестве с одним или несколькими коллегами» (Lewis & Tsuchida, 1998, p. 14). В модели Исследования урока, используемой в Великобритании (Dudley, 2011a), планирование обычно выполняется с учетом как минимум трех учеников — они могут быть теми, кто представляет наибольший интерес для учителей или просто представляют собой три уровня обученности (высокий, низкий, средний).

Запланировав урок исследования, группа Исследования урока идентифицирует учителя в группе, который будет проводить урок, тогда как остальные должны наблюдать и записывать урок, уделяя особое внимание вопросам, указанным в плане исследования. В наши дни с развитием технологий, запись урока может быть выполнена более легко и точно. Однако, как заметил Такахаши и Йошидо (2004, стр.441), «уважение естественной атмосферы класса всегда является приоритетом во время исследовательского урока». Одним из наиболее ценных аспектов Исследования урока является то, что во время наблюдения преподаватели должны комментировать (записывать) обучение учеников, а не преподавание, что помогает перенести фокус с преподавания на обучение (Perry and Lewis, 2009; Ylonen & Norwich, 2013; Dudley, 2015). Более того, акцент на обучении в рамках Исследования урока можно рассматривать как основу его популярности среди учителей, поскольку учителя не боятся критики со стороны коллег, поскольку план урока подготовлен совместно (Dudley, 2015).

Анализ урока происходит на этапе обсуждения. Он проводится сразу же после исследовательского урока с использованием всех материалов из наблюдений учителей и доказательств обучения учеников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *