Лесть в православии что это значит
Святые «О лести»
Не смотри. на похвалы, произносимые открыто из страха и ласкательства, — это краски и прикрасы, но вникни в совесть каждого, кто так льстит тебе, и увидишь тысячи обвинителей, которые внутренне говорят против тебя, отвращаются и ненавидят тебя более, нежели злые враги и неприятели.
Если не обольщаешься, когда тебе льстят, то не поскорбишь, когда злословят.
Нам, если только целомудренны, следует отвращаться льстецов больше, чем людей наглых. Ибо такая честь невнимательным делает больше вреда, нежели оскорбление, и труднее человеку одержать верх над собою, когда ему льстят, нежели когда его оскорбляют.
Лесть делает человека гордым и бесстрашным, она увлекает ум в пучину удовольствий, она располагает человека не признавать Бога, не помнить своей слабости и не вспоминать о дне смерти и Суда; она — открытый путь для всех зол.
Лесть есть скрытое злодеяние против ближнего, совершаемое под личиною добра.
Льстец есть слуга бесов, руководитель к гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути.
Лесть и низость — это когда кто-либо служит другим не ради необходимого чего-либо, но чтобы уловить что-нибудь житейское.
. Если любишь лживую лесть, то терпи при себе обманывающих тебя.
Ты хвалишь и дурное ради лести, но не так бессмыслен тот, кому расточается лесть; он должен возненавидеть того, кто хвалит его из-за грехов.
. Всего страшнее льстецы, которые, завися от языка богатых, если тем угодно будет изъявить удивление чему-либо нелепому, клянутся, что это всего лучше, и немедленно хулят, если те вздумают похулить и самую добродетель. Поэтому людям здравомыслящим надлежит избегать и того, чтобы самим льстить, и того, чтобы им льстили. И то и другое. порождает и неисправимое злонравие и нестерпимое мучение.
Как ржавчина в пшенице есть тля, зарождающаяся в самой пшенице, так почти и ласкательство, вкрадывающееся в дружбу, губительно для самой дружбы.
Поскольку ласкательство сильно к тому, чтобы окрасть ум не только у мужественных, но и у благоразумных, то справедливо утверждаю, что оно сильнее страха, потому что уступить страху многие стыдятся, а ласкательству с приятностью уступают победу, предаваясь ему без рассуждения и исследования.
Лесть- сильнее и ужаснее страха. Чего не в состоянии сделать нужда, то может произвести услужливость, и неодолимых страхом нередко порабощала лесть. Потому надлежит мужественно стоять и против страха, и против ласкательства, та и другая страсть неблагородна, и чтить одну истину.
Дело лести породит тебе ненависть, неся вред, как бы от врага, а не пользу, как бы от друга.
ЛЕСТЬ
Лесть есть скрытое злодеяние против ближнего, совершаемое под личиною добра.
Святитель Василий Великий
Льстец есть слуга бесов, руководитель к гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути.
Лесть есть скрытое злодеяние против ближнего, совершаемое под личиною добра
Как ржа в пшенице есть тля, зарождающаяся в самой пшенице, так почти и ласкательство, вкрадывающееся в дружбу, губительно для самой дружбы.
Если не обольщаешься, когда тебе льстят, то не поскорбишь, когда злословят.
Лесть делает человека гордым и бесстрашным, она увлекает ум в пучину удовольствий
Дело лести породит тебе ненависть, неся вред, как бы от врага, а не пользу, как бы от друга.
Ты хвалишь и дурное ради лести, но не так бессмыслен тот, кому расточается лесть, он должен возненавидеть того, кто хвалит его из-за грехов.
Не смотри на похвалы, произносимые открыто из страха и ласкательства, — это краски и прикрасы, но вникни в совесть каждого, кто так льстит тебе, и увидишь тысячи обвинителей, которые внутренне говорят против тебя, отвращаются и ненавидят тебя более, нежели злые враги и неприятели.
Лесть и низость — это когда кто-либо служит другим не ради необходимого чего-либо, но чтобы уловить что-нибудь житейское.
Лесть делает человека гордым и бесстрашным, она увлекает ум в пучину удовольствий, она располагает человека не признавать Бога, не помнить своей слабости и не вспоминать о дне смерти и Суда; она — открытый путь для всех зол.
Если любишь лживую лесть, то терпи при себе обманывающих тебя
Лесть сильнее и ужаснее страха. Чего не в состоянии сделать нужда, то может произвести услужливость, и неодолимых страхом нередко порабощала лесть. Посему надлежит мужественно стоять и против страха, и против ласкательства (та и другая страсть неблагородна) и чтить одну истину.
Всего страшнее льстецы, которые, завися от языка богатых, если тем угодно будет изъявить удивление чему-либо нелепому, клянутся, что это всего лучше, и немедленно хулят, если те вздумают похулить и самую добродетель. Поэтому людям здравомыслящим надлежит избегать и того, чтобы самим льстить, и того, чтобы им льстили. И то и другое порождает и неисправимое злонравие и нестерпимое мучение.
Поскольку ласкательство сильно к тому, чтобы окрасть ум не только у мужественных, но и у благоразумных, то справедливо утверждаю, что оно сильнее страха, потому что уступить страху многие стыдятся, а ласкательству с приятностью уступают победу, предаваясь ему без рассуждения и исследования.
Нам, если только целомудренны, надлежит отвращаться льстецов более, нежели людей наглых. Ибо такая честь невнимательным делает больше вреда, нежели оскорбление, и труднее человеку одержать верх над собою, когда ему льстят, нежели когда его оскорбляют.
Льстецы – большие враги наши
Они ослепляют нам глаза, не дают нам видеть своих великих недостатков и потому загораживают нам путь к совершенству, особенно если мы самолюбивы и недальновидны. Потому надо всегда останавливать льстецов, говорящих нам льстивые речи, или уклоняться от них. Горе тому, кто окружен льстецами; благо – кто окружен простецами, не скрывающими правду, хотя и неприятную, например обличающими наши слабости, погрешности, страсти, промахи.
Сокровищница духовной мудрости
Лесть
Лесть есть скрытое злодеяние против ближнего, совершаемое под личиною добра (свт. Василий Великий, 5, 262).
. Как ржа в пшенице есть тля, зарождающаяся в самой пшенице, так почти и ласкательство, вкрадывающееся в дружбу, губительно для самой дружбы (свт. Василий Великий, 31, 232).
Если не обольщаешься, когда тебе льстят, то не поскорбишь, когда злословят (прп. Ефрем Сирин, 31, 626).
. Дело лести породит тебе ненависть, неся вред, как бы от врага, а не пользу, как бы от друга (свт. Иоанн Златоуст, 45, 925).
Ты хвалишь и дурное ради лести, но не так бессмыслен тот, кому расточается лесть; он должен возненавидеть того, кто хвалит его из-за грехов (свт. Иоанн Златоуст, 45, 925).
Не смотри. на похвалы, произносимые открыто из страха и ласкательства, — это краски и прикрасы, но вникни в совесть каждого, кто так льстит тебе, и увидишь тысячи обвинителей, которые внутренне говорят против тебя, отвращаются и ненавидят тебя более, нежели злые враги и неприятели (свт. Иоанн Златоуст, 46, 486).
Лесть и низость — это когда кто-либо служит другим не ради необходимого чего-либо, но чтобы уловить что-нибудь житейское. (свт. Иоанн Златоуст, 54, 263—264).
делает человека гордым и бесстрашным, она увлекает ум в пучину удовольствий, она располагает человека не признавать Бога, не помнить своей слабости и не вспоминать о дне смерти и Суда; она — открытый путь для всех зол (свт. Иоанн Златоуст, 55, 940—941).
. Если любишь лживую лесть, то терпи при себе обманывающих тебя (прп. Исидор Пелусиот, 60, 199).
Лесть. сильнее и ужаснее страха. Чего не в состоянии сделать нужда, то может произвести услужливость, и неодолимых страхом нередко порабощала лесть. Посему надлежит мужественно стоять и против страха, и против ласкательства (та и другая страсть неблагородна) и чтить одну истину (прп. Исидор Пелусиот, 61, 184).
. Всего страшнее льстецы, которые, завися от языка богатых, если тем угодно будет изъявить удивление чему-либо нелепому, клянутся, что это всего лучше, и немедленно хулят, если те вздумают похулить и самую добродетель. Поэтому людям здравомыслящим надлежит избегать и того, чтобы самим льстить, и того, чтобы им льстили. И то и другое. порождает и неисправимое злонравие и нестерпимое мучение (прп. Исидор Пелусиот, 61, 302).
Поскольку ласкательство сильно к тому, чтобы окрасть ум не только у мужественных, но и у благоразумных, то справедливо утверждаю, что оно сильнее страха, потому что уступить страху многие стыдятся, а ласкательству с приятностью уступают победу, предаваясь ему без рассуждения и исследования (прп. Исидор Пелусиот, 61, 357-358).
. Нам, если только целомудренны, надлежит отвращаться льстецов более, нежели людей наглых. Ибо такая честь невнимательным делает больше вреда, нежели оскорбление, и труднее человеку одержать верх над собою, когда ему льстят, нежели когда его оскорбляют (прп. Исидор Пелусиот, 62, 180).
Льстец есть слуга бесов, руководитель к гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути (прп. Иоанн Лествичник, 57, 144).
Academy of Health Andrea Chirkov
Здоровое тело — продукт здравого рассудка
Лесть
1
Уведомления
Настройки аккаунта
Андрей Чирков
Редактировать профиль
3
Открытие, изменившее Мир. Чирков А.
Фото обложки
+ Христос Воскресе! + Жизнь, Любовь, Радость + Православие, ХРИСТИАНСТВО +
Общедоступная группа
Присоединился(-ась)
ПоделитьсяУведомления
settings
Обсуждение
Участники
Мероприятия
Фото
Файлы
Добавление участников
7 666 участников(8 новых)
Участники
Tags
Tags
Украинская православная церковь · Русская православная церковь · Иерусалимская православная церковь
Создать новые группы
Создать группу
В группах намного проще общаться с друзьями, родственниками и своей командой.
Недавние фото группыВсе
Фото Дмитрия Фролова.
Фото Дмитрия Фролова.
Фото Дмитрия Фролова.
Создать новые группы
Екатерина ФедороваЛюдмила СуриковаНадежда МалимоненкоЮрий Бех
+15
Друзья, которым нравится Страница «Григорий Явлинский»
Начать
Anna AsamoahSeverina JuzhnajaИлона ЛуговскаяНаталия Жукова
+16
Друзья, которым нравится Страница «Православные фильмы»
Начать
Рекомендуемые группыВсе
Фото Леонида Тютюнникова.
Великая Страна СССР
4 друга · 3 540 участников
Фото Михаила Дьяченко.
Православные традиции и церковная утварь — blagvist.com.ua
6 друзей · 2 839 участников
Фото Сергея Рудомана.
Столичный Благовестник
1 289 участников
Рекомендуемые Страницы
Все
Рекомендуемые Страницы
Бердянск без цензуры
Сообщество · Нравится 2 людям
Нравится
Салавату
.
Фото Центр защиты семьи, материнства и детства «Умиление».
Фото ООО «Лоер».
Реклама
Создать рекламу
Реклама
Free Shipping Worldwide!
www.banggood.com
A Huge Store for Your Different Choice. Come On.
Русский · Українська · English (US) · Español · Português (Brasil)
Конфиденциальность · Условия использования · Реклама · Выбор рекламы
· Файлы «cookie» ·
Еще
Facebook © 2016
Лента новостей
Нина Маринич
19 ч
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЛЕСТИ.
«Лесть есть скрытое злодеяние против ближнего, совершаемое под личиною добра…
Как ржа в пшенице есть тля, зарождающаяся в самой пшенице, так почти и ласкательство, вкрадывающееся в дружбу, губительно для самой дружбы» (свт. Василий Великий)
«Если не обольщаешься, когда тебе льстят, то не поскорбишь, когда злословят» (прп. Ефрем Сирин)
«Дело лести породит тебе ненависть, неся вред, как бы от врага, а не пользу, как бы от друга…
Ты хвалишь и дурное ради лести, но не так безсмыслен тот, кому расточается лесть; он должен возненавидеть того, кто хвалит его из-за грехов…
Не смотри на похвалы, произносимые открыто из страха и ласкательства, — это краски и прикрасы, но вникни в совесть каждого, кто так льстит тебе, и увидишь тысячи обвинителей, которые внутренне говорят против тебя, отвращаются и ненавидят тебя более, нежели злые враги и неприятели…
Лесть и низость — это когда кто-либо служит другим не ради необходимого чего-либо, но чтобы уловить что-нибудь житейское…
делает человека гордым и безстрашным, она увлекает ум в пучину удовольствий, она располагает человека не признавать Бога, не помнить своей слабости и не вспоминать о дне смерти и Суда; она — открытый путь для всех зол» (свт. Иоанн Златоуст)
«Если любишь лживую лесть, то терпи при себе обманывающих тебя… Лесть сильнее и ужаснее страха.
Чего не в состоянии сделать нужда, то может произвести услужливость, и неодолимых страхом нередко порабощала лесть.
Посему надлежит мужественно стоять и против страха, и против ласкательства (та и другая страсть неблагородна) и чтить одну истину…
Поскольку ласкательство сильно к тому, чтобы окрасть ум не только у мужественных, но и у благоразумных, то справедливо утверждаю, что оно сильнее страха, потому что уступить страху многие стыдятся, а ласкательству с приятностью уступают победу, предаваясь ему без рассуждения и исследования…
Всего страшнее льстецы, которые, завися от языка богатых, если тем угодно будет изъявить удивление чему-либо нелепому, клянутся, что это всего лучше, и немедленно хулят, если те вздумают похулить и самую добродетель. Поэтому людям здравомыслящим надлежит избегать и того, чтобы самим льстить, и того, чтобы им льстили. И то и другое порождает и неисправимое злонравие и нестерпимое мучение…
Нам, если только целомудренны, надлежит отвращаться льстецов более, нежели людей наглых. Ибо такая честь невнимательным делает больше вреда, нежели оскорбление, и труднее человеку одержать верх над собою, когда ему льстят, нежели когда его оскорбляют» (прп. Исидор Пелусиот)
«Льстец есть слуга бесов, руководитель к гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути» (прп. Иоанн Лествичник)
«Льстецы – большие враги наши: они ослепляют нам глаза, не дают нам видеть своих великих недостатков и потому загораживают нам путь к совершенству, особенно если мы самолюбивы и недальновидны. Поэтому надо всегда останавливать льстецов или уклоняться от них. Горе тому, кто окружён льстецами; благо – кто окружён простецами, не скрывающими правду, хотя и неприятную» (Святой Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе», слово 634).
«Если не обольщаешься, когда тебе льстят, то не поскорбишь, когда злословят» (прп. Ефрем Сирин)
«Видел я весьма многие и различные растения добродетелей, насаждаемые мирскими людьми и как бы от подземного стока нечистот напояемые тщеславием, окапываемые самохвальством и удобряемые навозом похвал. Но они скоро засохли, когда были пересажены на землю пустую» (св. Иоанн Лествичник «Лествица», слово 2)
«Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6, 26)
ЛУКАВСТВО
Лукавый человек, во-первых, обманывает собственную душу: лукавство его обращается на главу его, как написано в псалмах: «злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» ( Пс. 7, 17 ). Не своди знакомства с человеком лукавым. Дружба с лукавым – дружба с диаволом (82, 21).
Отвергни око лукавое, стяжи око простое. Преподобный Антоний Великий (82, 24).
Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым, приводит в исполнение свой умысел (8, 214).
Не могу умолчать о лукавстве полипа, всякий раз принимающего цвет камня, к которому легко пристает. Поэтому многие рыбы, плавая без опасения, приближаются к полипу, как будто к камню, и делаются его добычей. Таковы нравом те, которые угождают всякой преобладающей власти, каждый раз сообразуются с обстоятельствами, не держатся постоянно одного и того же намерения, легко приспосабливаются к тем и другим: с целомудренными уважают целомудрие, с невоздержанными – невоздержны, в угоду всякому переменяют расположение. От таких людей не легко уклониться и спастись от наносимого ими вреда, потому что задуманное ими лукавство глубоко прикрыто личиной дружбы. Людей такого нрава Господь называет волками хищными, которые являются в одеждах овчих ( Мф. 7, 15 ). Избегай изворотливого и многоликого нрава, стремись к истине, искренности и простоте. Святитель Василий Великий (4, 112).
У лукавого нрава есть особые признаки; кто имеет их, тому невозможно быть сыном Божиим, нося в себе образ противоположного естества. Угодно ли знать отличительные свойства лукавого нрава? Это зависть, ненависть, клевета, кичливость, корысть, страстное пожелание, недуг славолюбия. Этими и подобными этому чертами отличается образ противника. Поэтому если очернивший себя подобными сквернами будет призывать Отца, то какой отец услышит его? Очевидно, состоящий в родстве с призывающим, а это отец не Небесный, но преисподний. Святитель Григорий Нисский (17, 412).
Лукавый никогда не бывает в мире, но всегда в смятении, всегда исполнен раздражительности, коварства и гнева, всегда подсматривает за ближним, всегда наушничает. вразумления ставит ни во что, братий развращает, простодушных притесняет, кротких отдаляет от себя, великодушных осмеивает, перед посторонними лицемерит (25, 18).
Лукавый одному на другого клевещет, всякому идет наперекор, принимает участие в ссорах, доводит человека до раздражения, помогает в мщении, готов на злоречие, с приятностью говорит о других худо. Лукавый скор на оскорбления, в многословии силен, усерден в нанесении другим ударов, первый содействует раздорам. Лукавый издевается над тем, кто любит; кто заслуживает одобрения, теми гнушается; кто показывает успехи, теми недоволен. Лукавый всегда завидует, всегда соперничает, всегда ожесточается; получив приказ, противоречит ему; выслушав повеление, извращает его; после доброго совета поступает плохо. Лукавый в псалмопении немощен, в посте расслаблен, для всякого доброго дела не имеет ни сил, ни понятливости, к духовным беседам не способен, потому что «всякое нечестие заграждает уста свои» ( Пс. 106, 42 ). Преподобный Ефрем Сирин (25, 18).
Кто желает, чтобы его труды не погибли, тот должен сразу же отражать от себя лукавство и злобу (34, 49).
Кто обращается с братом своим лукаво, не избежит печали сердечной. Преподобный авва Исаия (34, 49).
Лукавый человек, конечно, опаснее зверя. Зверь, не имея разума, не имеет зла против человека. а лукавый человек, владея разумом, пользуется им в своих целях и, когда хочет, при его помощи изобретает ловушки (39, 829).
Как от горького корня и ветки, и листья, и цветок, и плоды – все горькое, так и у лукавого человека и походка, и взгляд, и вид, и действия лукавы (39, 830).
Лукавые помыслы отлучают человека от Господа (49, 355).
Кто поступает лукаво, прогневляя Господа, пусть не ожидает, что будет прощен. Преподобный Нил Синайский (49, 355).
Насколько просто искренним людям измениться в лукавых, настолько же трудно лукавым переродиться в чистосердечных (57, 160).
Лукавство происходит от возношения и от гнева (57, 184).
Лукавый человек – соименник и сообщник диаволу, потому что и Господь научил нас называть диавола лукавым (57, 159).
Лукавство есть. бесовское безобразие, которое потеряло истину и думает утаить это от многих. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 159).
Когда усилия диавола совмещаются с нашим самооправданием, тогда диавол становится более крепким, более вредит, более действует. Ибо когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая по видимости добро, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем. Ибо как можем мы постичь волю Божию или взыскать ее, если верим себе и держимся своей лукавой воли? (58, 71).
Лукавое сердце – корень и источник греха. Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 25).
Велика Благость Божия и человеческая жестокость. Кто испросил себе отсрочку и получил прощение долга, тот, когда у него попросили отсрочки, не только не дал, но и заключил в тюрьму своего должника, не столько ему задолжавшего, сколько должен был сам: сам был должен десять тысяч талантов, а тот пятьдесят динариев. Потому евангельское слово, сравнивая человеческую доброту с Божией Благостию, справедливо назвало ее злом: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим. ». Не всю природу обвиняет оно во зле (да не будет этого!), ибо написано: «Благотвори, Господи, добрым» ( Пс. 124, 4 ), и еще: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе» ( Мф. 12, 35 ), но только сравнивая благость человеческую с Божией, назвало ее злом. Ибо далее сказано: «. тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Мф. 7, 11 ). Преподобный Исидор Пелусиот (115, 645).
ДВОЕДУШИЕ
Скрытое лукавство вредоноснее явного. Потому что, если бы знали клеветников, легче избежали бы их несдержанных языков и недобрых расположений. Святитель Василий Великий (6, 9). Источник.
Никто пусть не будет лукавым и двоедушным, чтобы не постиг его грозный приговор: «Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый» ( Пс. 11, 4 ). Преподобный Феодор Студит (69, 63).
Анания, оскорбивший Духа Святого двоедушием и лицемерием, не остался без наказания ( Деян. 5, 1–6 ). Наказание, какому подвергся он, без сомнения, чрезвычайное, и в обычной жизни не случается видеть примеры подобного наказания за двоедушие. Но это бывает не потому, чтобы нынешние лицемеры были виновны менее Анании, а только по милосердию Божию, ожидающему от них исправления и покаяния. И горе им, если не воспользуются этим милосердием! Наступит время воздаяния, когда Господь «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор. 4, 5 ), когда за всякое праздное слово, тем более за слово и дело лицемерное, люди подпадут строжайшей ответственности перед Богом. Поэтому пусть каждый ограждает себя страхом Суда Божия, чтобы хранить себя и в слове, и в деле от лицемерия и двоедушия. Пусть, по крайней мере, страх удерживает нас от греха, от которого бессильны удержать нас другие, более сильные побуждения. Виссарион, епископ Костромской (114, 209–211).
ЛИЦЕМЕРИЕ
Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося в сердце, а иное выставляя напоказ. (7, 6). Источник.
Тот лицемер, кто напоказ принимает чужое лицо; будучи рабом греха, надевает маску свободного (7, 6). Источник.
Не видишь ли, какое зло – лицемерие? Оно – плод зависти, потому что двоедушие бывает в людях по большей части от зависти. Скрывая в глубине ненависть, завистники притворяются любящими и подобны подводным скалам, прикрытым водой и причиняющим неосторожным непредвиденное зло. Святитель Василий Великий (7, 165). Источник.
Не смешон ли стал бы для тебя ворон. если бы он, окрасившись белым, стал представлять из себя лебедя. И если человек низких нравов величается благородством, заслужит ли он уважение? Святитель Григорий Богослов (15, 212). Источник.
Авва Аполлос не одобрял носивших вериги и принимавших вид особенного внешнего благоговения. Такие люди, говорил он, делают это напоказ и впадают в лицемерие. Лучше постом утомить тело, а добродетели творить втайне. Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, сохранимся от лицемерия. Авва Аполлос (82, 69).
. В России многие святые носили вериги. При особенной простоте и преобладании телесного подвига в русском монашестве, ношение вериг не имело того значения, которое оно должно было иметь в древнем монашестве. Это монашество подвизалось по преимуществу подвигом душевным, и были наиболее опасны (ему). душевные страсти, особенно высокоумие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (82, 69).
Всеми силами старайся не произносить устами одного, имея Другое в сердце (82, 144). Источник.
Тяжко состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба (82, 144). Источник.
Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и сделаешься участником их чистоты и славы (82, 185). Источник.
Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия, фарисеи же – образом лукавства, лицемерия и тщеславия. Преподобный авва Исаия (82, 190). Источник.
Только если почитатели Бога проводят добродетельную жизнь, прославляют Его словами и делами. Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что возрастает Его собственное величие. Но через почитающих Его и через Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении о мире величие Его открывается и неверующим в Него (39, 740).
«Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» ( Лк. 13, 15 ). Справедливо называет начальника синагоги лицемером, ибо он показывал себя хранителем Закона, а внутренне был хитрецом и завистником: не потому негодует, что нарушается суббота, а потому, что прославляется Христос. Святитель Иоанн Златоуст (116, 157). Источник.
Все обращают внимание не на то, что мы говорим, а на то, что делаем, и по делам произносят приговор, если не явно, то в сердце. Поэтому надо иметь и жизнь, соответствующую слову, и правила жизни, согласные с учением, чтобы, побеждая на словах, не быть побежденными в делах (50, 98).
Не словами. надо очаровывать слушателей, но деятельностью вести за собой видящих жизнь твою. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 278).
Что такое лицемерие? По слову Христову, лицемеры уподобляются «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф. 23, 27 ). Лицемеры – «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» ( Мф. 23, 24 ), то есть малые грехи замечающие, а великие ставящие ни во что. Лицемер тот, кто собственный прибыток считает выше закона совести; лицемер тот, кто иное содержит в сердце, иное на языке, кто имеет наружность святую, а внутренность беззаконную. Лицемер тот, чья сущность разодрана надвое, тот, кто сам с собою не согласен. Лицемер – выродок, имеющий образ человеческий, а мысли бесовские. Он закрывает от нас истину или, еще хуже, выдает ложь за истину, обман за мудрость, хитрость за благоразумие, обиду другого за правосудие, развращенность за похвальную благопристойность, а тем смешивает Небо с землей и все дела человеческие заполняет мраком и извращением. Платон, митрополит Московский (105, 356–357).
Называешь Бога Отцом, Господом, Царем, Защитником и Помощником, как в молитве Господней, псалмах и прочих песнях верные Ему молятся и поют; хорошо, это признак веры. Верным Он – Отец, Господь, Царь, Защитник и Помощник. Но смотри, стараешься ли Ему, как Отцу, проявлять послушание и подобный Ему нрав иметь? Сын подобен Отцу. Работаешь ли Ему, как Господу своему? Не работаешь ли маммоне ( Мф. 6, 24 ) и прочим идолам? Не царствует ли над тобою грех, когда Царем своим Его называешь? Не ищешь ли защиты и помощи у сынов человеческих и прочего создания? Слышишь, что Бог об устном исповедании, но не исходящем от сердца, с которым сердце не согласуется, говорит через пророка: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф. 15, 8 ; Ис. 29, 13 ). – Говоришь: «Верую. во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия», – хорошо. Но приемлешь ли сердцем Его святое Евангелие? Следуешь ли Его учению, написанному в Евангелии? Не стыдишься ли смирения, нищеты, терпения Его? Несешь ли крест свой, который всем верным предлагает Он: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф. 16, 24 ). Святитель Тихон Задонский (104, 909–910).
«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» ( Лк. 12, 1 ). Отличительная черта лицемерия – делать все напоказ. Действовать на глазах других не есть еще лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно. Потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании быть только замеченными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а то, что это видно другим, – необходимое следствие дел, совершаемых внешне. Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а только показать себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда имеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же ко всему этому присоединится еще скрытая цель пользоваться и выгодами подобной репутации, тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий, чего требует Господь, когда заповедует беречься «от закваски фарисейской». Делай добро по желанию добра другим, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься – и избежишь лицемерия. Святитель Феофан Затворник (107, 371–372).
Из лицемерного поведения возникают образ мыслей и учение фарисейские; учение и образ мыслей фарисейские воспитывают лицемера (108, 420). Источник.
Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего (108, 422). Источник.
Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерие истребляет всю сущность добродетели (111, 68). Источник.
Лицемер, страдая не очень заметными для людей страстями. прикрывает их лицемерием и притворством, неспособен признать себя грешником, как неспособен к этому сатана (111, 277).
Лицемер, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить перед очами людей личину добродетели (111, 275). Источник.
Осуждение ближнего – признак лицемерия, по всесвятому указанию Евангелия (111, 278). Источник.
Мы все – грешники. Всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (111, 278). Источник.
Когда мы (монахи Нитрийской пустыни) пришли, блаженный Иоанн Ликопольский приветствовал нас, обращаясь к каждому с веселым лицом, а мы прежде всего попросили его помолиться о нас. Потом он спросил, нет ли с нами кого-нибудь из клириков? Мы отвечали, что нет. Но он, осмотрев всех, узнал, что между нами есть диакон. Диакон скрывал свой сан по смирению, считая себя, в сравнении с такими святыми, едва достойным имени христианина, не только этого сана. Указав на него рукой, преподобный сказал: «Вот диакон». Когда же он продолжал отказываться, святой, взяв его за руку, облобызал его и, вразумляя, сказал: «Чадо! не отвергай благодати Божией и не лги, отрицая дар Христов. Ложь чужда Христу и христианину, будь она сказана по малому или по важному поводу. Если даже для доброй цели говорят ложь, и это не похвально, ибо ложь, по слову Спасителя, от диавола ( Ин. 8, 44 )». Диакон принял кроткое обличение старца. Лавсаик (74, 132–133).
ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ
Как же избежать страсти человекоугодия и слабости к похвалам человеческим? Несомненной уверенностью в присутствии Божием, постоянной заботой об угождении Богу и пламенным желанием блаженств, обетованных Господом. Ибо никто перед очами Владыки не старается об угождении подобному себе рабу к бесчестию Владыки и своему осуждению (8, 195). Источник.
Какая это «клеть», в которую Господь повелевает войти молящемуся? Клетью обычно называется пустая и отдельная комната, в которую кладем, что хотим сохранить, или в которой можно скрыться, по сказанному у пророка: «Пойди, народ мой, войди в покои твои. укройся» ( Ис. 26, 20 ). А смысл заповеди выявляет самый предмет разговора, потому что она обращена к страждущим от недуга человекоугодия. Поэтому, если кого беспокоит этот недуг, он прекрасно делает, устраняясь и уединяясь в молитве, пока не будет в состоянии приобрести навык не обращать внимания на похвалы людские, а взирать только на Бога, по примеру сказавшего: «как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему» ( Пс. 122, 2 ). Но если кто по благодати Божией чист от этого недуга, то ему нет необходимости скрывать прекрасное. Научая этому, сам Господь говорит: «Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5, 14–16 ). Тот же смысл заповеди о милосердии и о посте ( Мф. 6, 1–18 ), и вообще о всяком деле благочестия (115, 634). Источник.
Чем обличается человекоугодник? По отношению к хвалящим его он проявляет усердие, а для порицающих не хочет ничего сделать. Святитель Василий Великий (18, 195). Источник.
Христос принял оплевание ради нас, чтобы мы презирали человекоугодие и славу мира сего (34, 73). Источник.
Горе тому, кто старается и словом, и делом снискать благосклонность людей, а нерадит о правде и справедливости (34, 191).
Горе человекоугодникам, ибо они не могут угодить Богу (34, 195).
Заботься о том, чтобы ради человекоугодия не погубить награды за труды твои, ибо делающий что-либо напоказ лишается воздаяния. Преподобный авва Исаия (34, 216).
О как вкрадчива и как незаметна страсть человекоугодия; она обладает и мудрыми! Ибо действия прочих страстей сразу видны и приводят к плачу и смиренномудрию. А человекоугодие прикрывается словами и образами благочестия, так что людям, которых оно обольщает, трудно рассмотреть его обличья. Какие обличья человекоугодия? Мать этих проявлений и первое из них есть неверие, а за ним, как порождение его, следует: зависть, ненависть, лесть, ревность, ссоры, лицемерие, лицеприятие, служение лишь на виду, оклеветание, ложь, ложное благоговение и подобные этим и не легко различимые и темные страсти. Но хуже всего то, что некоторые восхваляют все это искусными словами как добро, и вред, заключающийся в этом, прикрывают. Если хочешь, то я обнажу отчасти и коварство их: коварный человекоугодник, советуя одному, строит козни другому; хваля одного, порицает другого; уча ближнего, хвалит себя; принимает участие в суде не для того, чтобы судить по справедливости, но чтобы отомстить врагу; обличает с ласкательством, пока, укоряя врага своего, не будет принят им; клевещет, не называя имени, чтобы прикрыть свою клевету; убеждает нестяжательных, чтобы они сказали, в чем имеют нужду, как бы желая даровать им это, а когда они скажут, говорит о них, как о просящих; перед неопытными хвалится, а перед опытными смиреннословит, уловляя похвалу от тех и от других; когда хвалят добродетельных, негодует и, начиная другой рассказ, устраняет похвалу; осуждает правителей, когда они отсутствуют, а когда присутствуют, хвалит их в глаза; издевается над смиренномудрыми и подсматривает за учителями, чтобы укорить их; уничижает простоту, чтобы выказать себя премудрым; добродетели ближних оставляет без внимания, а проступки их сохраняет в памяти. Коротко говоря, всячески уловляет удобный случай и раболепствует лицам, обнаруживая многообразную страсть человекоугодия; покушается скрыть свои злые дела интересом к чужим. Истинные же христиане не так поступают, но, напротив, по чувству милосердия оставляют без внимания чужие злые дела, а свои явно открывают перед Богом. Потому и осуждают их люди, не знающие их намерения; ибо они не столько стараются угождать людям, сколько Богу. (Служа людям, по заповеди, не раболепствуют из-за похвал). Итак, благоугождая Богу, они уничижают себя – за то и за другое ожидают их награды от Господа, Который сказал: «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» ( Притч. 29, 23 ). Преподобный Марк Подвижник (66, 527).
Человекоугодник заботится о том, чтобы внешне вести себя хорошо и заслужить доброе слово льстеца, подкупая зрение и слух тех, которые услаждаются или удивляются только видимым и слышимым и добродетель определяют только тем, что чувствуют. Человекоугодие есть проявление добрых нравов напоказ перед людьми и для людей. Преподобный Максим Исповедник (68, 279).
Человекоугодием уничтожается не только любовь к Богу, но и самое памятование о Боге. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (111, 257). Источник.
Источник: Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов «Настольной книги священнослужителя», издание Московской Патриархии.