Летом чем является в предложении
Какая часть речи слово «летом»?
Слово «летом» — это самостоятельная часть речи имя существительное или наречие в зависимости от смысла контекста.
Чтобы выяснить, какая часть речи слово «летом» в русском языке, определим его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки в предложении.
«Летом» — это существительное
Разберемся, какой частью речи является слово «летом», исследовав его грамматические признаки в предложении:
Этим летом мы собираемся в поход по рекам.
У этого слова имеется определение в виде указательного местоимения:
Начальная форма — слово «лето», которое обозначает самое теплое время года, наступающее после весны и сменяющееся осенью.
Слово «лето» обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
Это грамматические признаки имени существительного. Понаблюдаем, как оно изменяется по падежам в формах единственного числа:
Укажем в его составе словоизменительную морфему — окончание:
лет ом — корень/окончание
У этого существительного, которое в предложении является обстоятельством времени, чаще всего имеется определяемое слово в виде прилагательного, местоимения, порядкового числительного и пр. или предлог.
Примеры
Каждым летом дети едут на каникулы в деревню к бабушке.
Прошлым летом было много солнечных жарких дней.
Жарким летом купание в реке — это истинное наслаждение.
В августе дети прощаются с летом и собираются в школу.
Слово «летом» — наречие
Рассмотрим другой контекст и выясним, какая часть речи исследуемое слово в нём:
Степан встает летом вместе с солнцем.
В этом высказывании слово «летом» не изменяется, поясняет сказуемое и отвечает на обстоятельственный вопрос:
От существительного способом перехода из одной части речи в другую образовано слово другой части речи — наречие. Аналогично образуются от существительных однокоренные наречия со значением времени:
В предложении у этого наречия нет определяющих слов или предлога как у неизменяемого слова:
лет ом — корень/суффикс
Примеры
Баба Агафья не снимает платок даже летом.
Солнце освещает это ущелье донизу только летом.
Летом буйно цветут травы на лугу.
Какая часть речи слово «летом»?
Слово «летом» — это самостоятельная часть речи имя существительное или наречие в зависимости от смысла контекста.
Чтобы выяснить, какая часть речи слово «летом» в русском языке, определим его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки в предложении.
«Летом» — это существительное
Разберемся, какой частью речи является слово «летом», исследовав его грамматические признаки в предложении:
Этим летом мы собираемся в поход по рекам.
У этого слова имеется определение в виде указательного местоимения:
Начальная форма — слово «лето», которое обозначает самое теплое время года, наступающее после весны и сменяющееся осенью.
Слово «лето» обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
Это грамматические признаки имени существительного. Понаблюдаем, как оно изменяется по падежам в формах единственного числа:
Слово «летом» — это имя существительное в форме творительного падежа.
Укажем в его составе словоизменительную морфему — окончание:
У этого существительного, которое в предложении является обстоятельством времени, чаще всего имеется определяемое слово в виде прилагательного, местоимения, порядкового числительного и пр. или предлог.
Примеры
Каждым летом дети едут на каникулы в деревню к бабушке.
Прошлым летом было много солнечных жарких дней.
Жарким летом купание в реке — это истинное наслаждение.
В августе дети прощаются с летом и собираются в школу.
Слово «летом» — наречие
Рассмотрим другой контекст и выясним, какая часть речи исследуемое слово в нём:
Степан встает летом вместе с солнцем.
В этом высказывании слово «летом» не изменяется, поясняет сказуемое и отвечает на обстоятельственный вопрос:
встает (когда?) летом.
От существительного способом перехода из одной части речи в другую образовано слово другой части речи — наречие. Аналогично образуются от существительных однокоренные наречия со значением времени:
Слово «летом» — это наречие.
В предложении у этого наречия нет определяющих слов или предлога как у неизменяемого слова:
Примеры
Баба Агафья не снимает платок даже летом.
Солнце освещает это ущелье донизу только летом.
Какой частью речи является слово «летом» в предложениях: За летом идёт осень На море поедем летгом
Как их различить? В общем-то, несложно:
● существительное может употребляться с предлогом: встреча с летом, идёт за летом;
● к существительному может относиться прилагательное или слово, на него похожее (местоимение-прилагательное, порядковое числительное, причастие): жарким летом, прошлым летом, уходящим летом;
● существительное может быть в предложении не только обстоятельством времени (Прошлым летом я отдыхал на море. – Когда отдыхал? летом), но и дополнением (Я доволен летом. – Чем доволен? летом);
● наречие ЛЕТОМ с предлогами не употребляется, прилагательные с ним дружить не хотят, в предложении оно может быть только обстоятельством времени.
В первом предложении у Вас имя существительное ЛЕТОМ, так как:
● оно употреблено с предлогом ЗА;
● в предложении является дополнением: осень идёт за кем? чем? за летом.
Во втором предложении ЛЕТОМ – наречие: ни предлога при этом слове, ни прилагательного, да и о роли дополнения ему даже мечтать не приходится – оно является обстоятельством времени
Переход в наречие существительных в творительном падеже когда-то был довольно продуктивным способом словообразования наречий. Так образованы, например, наречия:
● весной, летом, осенью, зимой (из творительного падежа существительных весна, лето, осень, зима);
● утром, днём, вечером, вечерком, ночью (из творительного падежа существительных утро, день, вечер, вечерок, ночь);
● шёпотом, шепотком, молчком, броском, боком, бочком, кувырком (из творительного падежа существительных шёпот, шепоток, молчок, бросок, бок, бочок, кувырок).
.
Летом чем является в предложении
Изучая в 6 классе указательные местоимения, мы учимся определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.
Иногда трудно понять, что обозначает слово «это». Оно может быть местоимением, заменять прилагательные и существительные, связкой в именном сказуемом и даже частицей. Виды сказуемого шестиклассники ещё не знают, а частицу как часть речи будут изучать только в седьмом классе.
Как же помочь ребятам точно определять синтаксическую функцию слова «это»? В качестве дидактического материала воспользуемся простыми и сложными предложениями, а также текстами разных стилей и типов речи из произведений Константина Паустовского. Покажем, какие возможны варианты употребления местоимения ЭТО.
Для начала напомним, что начальная форма данного указательного местоимения – ЭТОТ. Его общее значение – выделение какого-то одного предмета из числа однородных, который расположен в пространстве близко или рядом, чем, например, предмет, на который указывает слово ТОТ.
Указательное местоимение-прилагательное ЭТО имеет признаки рода (ЭТОТ, ЭТА, ЭТО) и числа (ЭТИ), а также изменяется по падежам. При склонении во множественном числе и в единственном числе в мужском роде в Винительном падеже имеются двоякие формы: ЭТИХ, ЭТОГО для обозначения одушевлённых предметов и ЭТИ, ЭТОТ для обозначения неодушевлённых предметов. В предложениях выделенные указательные местоимения являются определениями, поскольку относятся к существительным и согласуются с ними.
ЭТИХ людей сюда не пропустили (одушевлённый предмет, множественное число).
Я не видел ЭТОГО человека полгода (одушевлённый предмет, единственное число).
Но тем интереснее было бы знать все ЭТИ деревья (неодушевлённый предмет, множественное число), кустарники и травы со всеми их свойствами.
ЭТОТ путь нам знаком (одушевлённый предмет, единственное число).
Встречаются предложения с инверсионным порядком слов:
Цветы ЭТИ собраны в большие стоячие кисти.
Делали ЭТО они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.
Местоимение ЭТО как существительное обозначает событие, факт, ситуацию, помогает избежать повтора и заменяет слова, являясь подлежащим:
Их вершины окутывал туман, и ЭТО придавало деревьям призрачный вид.
Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но ЭТО не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству.
В бездонной синеве и глубине появились жёлтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. ЭТО была Корсика.
Но на Ильинском омуте не было, к сожалению, ни ветряной, ни водяной мельницы. И ЭТО очень жаль.
Местоимение ЭТО является средством связи предложений в тексте:
То был лес на правом берегу Оки. Далеко за ЭТИМ лесом пряталась усадьба Богимово. (Определение)
Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Он не понимал, что ЭТО значит. (Подлежащее)
Я не мог понять, о каких беличьих запасах идёт речь. Кого бы расспросить об ЭТОМ? (Дополнение)
Местоимение может входить в обобщающий член предложения как подлежащее:
Берега Корсики, её замки, алый цвет каких-то кустарников, ливень синего средиземноморского света – всё ЭТО не могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте.
Всё ЭТО : новые моря, каналы, леса, растительность, новый климат – создавалось на наших глазах.
Слово Это является подлежащим:
ЭТО правда, что вы отбираете у белок сосновые шишки?
Маша не знала, что ЭТО вовсе не грусть, а то чувство, какому нет еще, пожалуй, точного названия – замирание сердца перед неизвестным будущим.
Может, ЭТО последняя заря в моем существовании.
Слово ЭТО может выполнять роль связки в именном сказуемом и входить в его состав:
Кипрей – ЭТО наш помощник.
В роли дополнения слово ЭТО используется в диалоге, в составе полных и неполных предложений:
– Да нет, ЭТО я не вам говорю, – засмеялась она. – ЭТО котёнку.
Некоторые словосочетания, например ЭТИМ ЛЕТОМ, могут входить в состав обособленного определения:
Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною ЭТИМ летом, – мой первый пейзаж».
Цельные словосочетания являются обстоятельствами времени:
С каких ЭТО пор на крейсере завелись барышни?
Указательной частицей слово ЭТО обычно бывает в предложениях типа «ЭТО рубят лес» или «ЭТО ты поёшь».
Местоимение-частица может стоять и после сказуемого:
Иду ЭТО я по лесной тропинке и вижу пичужку.
Жили мы ЭТО втроём.
И после вопросительных слов ОТЧЕГО, КАКИЕ, КАК, ПОЧЕМУ, КУДА:
– Отчего ЭТО мне грустно, не понимаю? – спросила вполголоса Маша.
«Какие же ЭТО петухи? Первые или вторые. »
– Как ЭТО «в порядок»? – удивилась Маша.
Вместе с другими модальными частицами ЧТО ЗА, ВОТ в вопросительных или восклицательных предложениях слово ЭТО передаёт экспрессивные оттенки, составляя устойчивые обороты (это уж слишком, вот это да):
Что ЭТО за таинственное счастье?
Вот это да! Все луга оборвали.
Исследовать роль местоимений разных разрядов можно в текстах монологической и диалогической форм речи, определяя их морфологические признаки и синтаксическую роль.
Текст 1
Определите стиль и тип речи данного текста. Укажите разряды выделенных местоимений.
Я часто ходил не только к ветряку, но и к ЭТОМУ вязу, и подолгу просиживал в ЕГО тени.
Скромная невысокая кашка росла на меже. Старый сердитый шмель грозно налетал на МЕНЯ, стараясь прогнать человека из СВОИХ пустынных владений.
Я сидел в тени вяза, лениво собирал цветы и травы, и в сердце подымалась КАКАЯ-ТО родственная любовь к КАЖДОМУ колоску.
Я думал, что ВСЕ ЭТИ доверчивые стебли и травы, конечно же, МОИ безмолвные друзья, что МНЕ спокойно и радостно видеть ИХ каждый день и жить с НИМИ в ЭТОЙ тихой степи под свободным небом.
За Ильинским омутом была видна в отдалении зеленая стена. ТО был лес на правом берегу Оки. Далеко за ЭТИМ лесом пряталась усадьба Богимово, чернел старый парк и стоял господский дом с террасой и венецианскими окнами. В ЭТОМ доме одно лето жил Чехов. ОН написал здесь «Остров Сахалин» и «Дом с мезонином» – бесконечно грустный рассказ о любви и милой девушке Мисюсь.
Мисюсь уехала из ЭТИХ мест навсегда, но чеховская грусть осталась. ОНА живет в глубине сыроватых аллей, в пустых комнатах большого дома, где ночные бабочки спят на пыльных оконных стеклах. Если ВЫ прикоснетесь к ЭТОЙ бабочке, то увидите, что ОНА мертва.
(К.Г. Паустовский «Ильинский омут».)
Текст 2
Определите стиль и тип речи данного текста. Укажите разряды выделенных местоимений.
– Кипрей, – сказала Анюта, – не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки ВСЕХ ЭТИХ побегов не замерзают.
– ВЫ думаете, один кипрей ТАКОЙ замечательный? – спросил МЕНЯ Михаил Михайлович. – Почти про каждое растение можно рассказать ТАКИЕ удивительные вещи, что ВЫ просто ахнете. Что ни цветок, то прямо рассказ. Растения спасают НАС от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят – ВСЕГО не перечтешь. Нет у НАС лучших друзей, чем растения. Да если бы Я умел рассказывать сказки, Я бы о КАЖДОЙ травинке, о КАЖДОМ КАКОМ-НИБУДЬ незаметном маленьком лютике или колоске порассказал бы ТАКОЕ, что ВСЕ старые добрые сказочники МНЕ бы позавидовали.
– Ещё бы! – сказала Анюта. – Если бы ОНИ знали тогда ТО, что МЫ знаем сейчас, тогда и сказок не надо бы.
(К.Г. Паустовский «Ильинский омут».)
Литература
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие предложения
Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.
Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.
Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.
Есть три типа предложений по цели высказывания:
Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.
У грамматической основы есть две функции:
Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.
Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.
Члены предложения
Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.
Для примера рассмотрим предложение:
Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.
Кто переезжает? — Родня.
Когда переезжает? — Зимой.
Семья что делает? — Переезжает.
Откуда переезжает? — Из дома.
Куда переезжает? — В квартиру.
Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Главный член предложения: подлежащее
К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.
Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».
Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.
Выделим предлежащее в предложениях:
Главный член предложения: сказуемое
Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».
Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.
Выделим сказуемое в предложениях:
Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.
На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.
Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.
Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.
Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.
Простое глагольное сказуемое
Они работают стоя.
Он боится темноты.
Составное глагольное сказуемое
Они продолжают работать стоя.
Он стал бояться темноты недавно.
Составное именное сказуемое
Они стали ночными рабочими.
Он так и остался трусом.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.
Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.
Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.
Как относятся друг к другу члены предложения схематически:
У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.
Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.
Я отдал кислую и горькую конфету.
У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)
Дедушка починил лук и стрелы.
На холсте художник отразил небо и океан.
Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?
Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.
Дорога идет то направо, то налево.