Лигал дизайн что это

Legal Design – просто модные слова или супероружие юристов?

Выпускник Moscow Digital School Ефим Казанцев рассказывает о юридическом дизайне и его практической ценности для юристов.

Последние несколько лет в России много говорят о Legal Tech, но не так давно на юридических форумах появилось еще одно модное словосочетание – Legal Design. Давайте попробуем разобраться с тем, что это такое и зачем оно нужно.

Если мы спросим любой онлайн-переводчик, он нам с радостью сообщит, что Legal Design– это юридический дизайн. Однако, что означает это словосочетание, никто вам точно не скажет. Практически каждый специалист по Legal Design вкладывает в это понятие какое-то свое собственное представление. При этом кто-то сводит юридический дизайн к инфографике и комиксам, а кто-то рассматривает это явление намного шире, например, как искусство мыслить творчески при решении юридических задач.

Не вдаваясь в дискуссию о том, какое определение самое правильное, рассмотрим LegalDesign с точки зрения его практической применимости.

Итак, как Legal Design может помочь простым гражданам и предпринимателям?

1. С его помощью можно сделать юридические документы понятнее или наоборот максимально их усложнить.

В зависимости от цели, которую преследует создатель документа, с помощью оформления документ можно сделать понятнее, а можно переусложнить, чтобы максимально замаскировать какие-то его положения среди лабиринтов сложных скучных формулировок.

Для этого можно воспользоваться несколькими приемами Legal Design.

Во-первых, одну и ту же мысль можно выразить разными словами. Например, если есть желание угостить кого-нибудь апельсином, можно просто сказать ему «Пожалуйста, угощайтесь!», а можно сформулировать эту мысль несколько сложнее: «Настоящим я передаю вам все принадлежащие мне права, требования, преимущества и другие интересы на собственность, именуемую апельсином, совместно со всей его кожурой, мякотью, соком и семечками, с правом выжимать, разрезать, замораживать и иначе употреблять, используя для этого любого рода приспособления, как существующие в настоящее время, так и изобретенные позднее, или без использования упомянутых приспособлений, а также передавать ранее именованную собственность третьим лицам с кожурой, мякотью, соком и семечками или без оных».

Мысль при этом будет в целом одна и та же, но форма ее выражения, ее дизайн сильно отличаются. И если в первом случае выбранная форма призвана выразить мысль максимально просто, то во втором наоборот – присутствует множество дополнительных уточнений и оговорок.

Так и при подготовке юридических документов с помощью правильно подобранных формулировок можно сделать документ простым и понятным, а можно максимально его усложить для понимания.

При этом далеко не всегда автор хочет сделать текст документа простым и понятным. В жизни сплошь и рядом встречаются ситуации, когда документ целенаправленно стараются сделать максимально сложным. Например, если юристу заказали текст договора, он скорее всего будет использовать сложные формулировки, внушающие уважение заказчику. Ведь если юрист сформулирует заказанный договор максимально просто, заказчик может быть недоволен, мотивируя это тем, что так и он сам мог бы написать. Вот и приходится юристу выжимать из себя сложные обороты, доводя формулировки до уровня, недоступного лицам без юридического образования.

Иногда причина повышенной сложности текста может заключаться в необходимости замаскировать какое-то неудобное положение документа. Повысив сложность документа и обернув нужное положение в множество юридических терминов, можно повысить шансы того, что неудобное положение будет пропущено контрагентом незамеченным просто потому, что он не сможет его распознать в этом юридико-терминологическом лесу.

Во-вторых, можно соответствующим образом текст документа отформатировать.

Часть текста в договоре, напечатанная мелким шрифтом и содержащая какие-то не очень хорошие для одной из сторон условия, давно стала мемом. Это как раз пример Legal Design, примененного в деструктивных целях.

Что-то похожее можно увидеть и в шаблонных договорах, заключаемых, например, операторами сотовых услуг. Стараясь максимизировать свою прибыль, некоторые из таких операторов включают в договор множество условий, предполагающих дополнительные траты со стороны потребителя. Если напечатать все эти условия большими буквами на первой же странице договора, процент потребителей, приобретающих этот продукт, резко упадет. Поэтому недобросовестные операторы печатают условия договора малюсеньким текстом, щедро разбавляя текст графическими излишествами и формами для вписывания различных данных.

Они применяют дизайн для усложнения процесса чтения и осознания условий договора, в расчете на то, что большая часть потребителей при заключении договора не будет внимательно читать его текст. Зато в случае возникновения конфликтных ситуаций всегда можно сослаться на условия такого договора, указав на соответствующую строчку, напечатанную четвертым шрифтом и раскрашенную цветом, сливающимся с цветным фоном документа.

Можно еще вспомнить банки и микрокредитные компании, которые тоже любят применять юридический дизайн с целью спрятать непопулярные условия кредитных договоров и договоров займа от потенциальных заемщиков. Или письма с обещаниями «бесплатных» туристических путевок или ценных призов, в которых действительные условия акции напечатаны светло-серым мелким шрифтом на внутренней стороне конверта, с целью запутать получателей, но при этом избежать уголовной ответственности за мошенничество. Ведь в случае чего можно ссылаться на то, что полные условия акции были предоставлены получателю, а то, что он их не увидел – это его проблемы. Все это примеры Legal Design, используемого в деструктивных целях.

2. С помощью Legal Design можно превратить юридические положения в визуальные образы.

Обычно те, кто пишут о визуализации в юридическом дизайне, приводят в пример договоры в виде комиксов или юридические брошюры с картинками. Но на самом деле, так далеко ходить не нужно. Визуализация давно применяется в праве там, где она действительно необходима. Ярким примером визуализации юридических норм являются правила дорожного движения, включающие в себя графические образы в виде дорожных знаков и дорожной разметки.

Мы каждый день можем наблюдать визуализацию правовых норм на дорогах общего пользования. Запрещающие, обязывающие и рекомендующие знаки – это продукт юридического дизайна правил дорожного движения. Теоретически, можно было обойтись и без визуализации, и просто писать на каждом знаке словами «Поворот направо запрещен!» или «Уступи дорогу!», но знаки удобнее, т.к. они интернациональны (не зависят от какого-либо конкретного языка), лаконичны и хорошо различимы. В области дорожного движения, где цена ошибки слишком велика, юридический дизайн помогает определить правила поведения участников дорожного движения.

Российское законодательство содержит и другие примеры юридически значимой визуализации. Например, обязательная маркировка. Отдельные виды товаров подлежат обязательной маркировке специальными знаками. Форма и вид таких знаков закреплены нормативно, а их отсутствие на соответствующих товарах может повлечь за собой наступление юридической ответственности.

3. Legal Design можно использовать для того, чтобы выделить главное, обратить внимание читателя документа на важные моменты.

Прием выделения текста жирным начертанием, подчеркиванием или другими чисто графическими способами широко применяется большинством юристов.

Практически в каждом исковом заявлении или отзыве на иск можно увидеть многочисленные выделения, призванные убедить судью в правильности изложенных в документе мыслей.

Нередко юристы злоупотребляют этой техникой юридического дизайна, превращая подготовленный документ в месиво из выделенных разными стилями кусков текста. В этом случае вместо облегчения восприятия смысла документа он теряется в многочисленных выделениях.

Используя этот прием Legal Design, необходимо соблюдать разумный баланс в применении графических средств выделения текста.

4. Вызвать доверие к тексту документа

Далеко не всегда перед юридическим дизайном стоит задача как-то по особенному оформить документ. Наоборот, зачастую документ должен быть оформлен максимально стандартно.

Во-первых, законодательством предусмотрены многочисленные случаи, когда определенные документы должны заполняться строго по установленной форме. В этом случае применение каких-то дополнительных графических средств может повлечь за собой неблагоприятные последствия.

Во-вторых, привычные по своей форме документы могут вызывать у адресата больше положительных эмоций, чем документы незнакомого вида, да еще и с каким-нибудь оригинальным оформлением.

Например, на одном из юридических форумов действующая судья арбитражного суда, отвечая на вопрос о том, как лучше форматировать процессуальные документы, рассказала, что ей удобно читать стандартно оформленные документы (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал). И это вполне объяснимо. Судье приходится изучать огромный объем документов, большая часть которых оформлена в соответствии с правилами делопроизводства суда. Мозг судьи уже привык к определенному начертанию и интервалам в тексте. Такие стандартные документы он воспринимает легко и без каких-либо дополнительных усилий, в отличие от документов, выполненных нестандартным мелким текстом через одинарный интервал. Очевидно, что отношение судьи к «правильно оформленным» документам будет изначально более положительным, чем к «неправильно оформленным». Само по себе это, конечно, не сможет предопределить исход спора, но в случае каких-то пограничных ситуаций даже самый незначительный фактор может стать последней каплей и склонить весы правосудия в нужную сторону.

Использование средств Legal Design позволяет добиться того, чтобы юридические документы было приятно читать. Но и про содержательную сторону документов забывать не стоит.

В юридическом документе все должно быть прекрасно – и форма, и содержание!

Источник

Договоры-комиксы. Развлекают, но не решают задач

Лигал-дизайн вошёл в моду! Юристы полюбили о нём писать, и это хороший знак. Значит, скоро начнут разбираться.

Одна из популярных тем — неизменно договоры-комиксы. Выглядят в меру провокационно и эффектно. Ещё сегодня плодим договоры с разделом-свалкой “права и обязанности”, а уже завтра перескочим на право в картинках — и так повернёмся к пользователю лицом.

Сегодня предлагаю посмотреть на несколько популярных примеров договоров-комиксов и порассуждать, насколько эффективно они решают конкретные задачи пользователя документа и это ли лигал-дизайн.

Кейс № 1: Договор об апельсинах

По интернету активно ходит пример договора с работником, собирающим апельсины. Авторы декларируют задачу сделать понятным договор даже людям, не владеющим языком. Конечно, можно было продублировать английский текст испанским и сделать его реально простым — и тогда проблема была бы решена. Но дизайнеры сделали комикс.

Давайте посмотрим на результат. Перед нами ребусы. Тут ты идёшь к забору, дальше если у тебя зелёная голова + рука с гантелей, то крестик, и ты идёшь мимо апельсинов грустный и сгорбленный. Стало проще?

Лигал дизайн что это. Смотреть фото Лигал дизайн что это. Смотреть картинку Лигал дизайн что это. Картинка про Лигал дизайн что это. Фото Лигал дизайн что это

Ребусы даже авторам даются нелегко. Ниже попытка разобраться с выходным днём. Когда ты собираешь апельсины, зонт с морем не очень вяжутся, поэтому пришлось всё-таки написать на английском про Public holiday. Это, по сути, первый пример капитуляции дизайнеров — становится понятно, что картинками не обойтись.

Лигал дизайн что это. Смотреть фото Лигал дизайн что это. Смотреть картинку Лигал дизайн что это. Картинка про Лигал дизайн что это. Фото Лигал дизайн что это

Ещё немного примеров упрощения.

Лигал дизайн что это. Смотреть фото Лигал дизайн что это. Смотреть картинку Лигал дизайн что это. Картинка про Лигал дизайн что это. Фото Лигал дизайн что это

Здесь предлагается оставить за скобками нюансы: например, какую конкретно дополнительную работу должен выполнять работник или в обязанности входит всё, что делается граблями и лопатой, если человек с планшетом прикажет; оплачивается ли эта работа дополнительно.

Вот задачка со звездочкой:

Лигал дизайн что это. Смотреть фото Лигал дизайн что это. Смотреть картинку Лигал дизайн что это. Картинка про Лигал дизайн что это. Фото Лигал дизайн что это

Кстати, если приглядеться, можно заметить: на одной из пачек денег изображена пунктирная линия. Чтобы понять ее значение, пользователь должен был не только внимательно читать договор, но и обязательно заметить, что ранее такой же линией обозначались собранные апельсины и отсутствующий работник.

Этот договор — всего лишь пародия на хороший документ, который не имеет ничего общего с лигал-дизайном. Разработка загадочных сюжетов, вырисовывание купюр, апельсинов и грустных людей — пустая трата денег и времени: на создание загадок и их разгадывание.

Кейс № 2 (более сложный): Инвестиционный договор

Здесь значительно усложняются правоотношения. Стороны должны сделать что-то большее, чем просто собрать урожай и получить зарплату. Одна из сторон договора — физическое лицо и, судя по всему, мало что смыслящее в инвестировании и финансах.

Предполагаем, что стояла задача сделать договор понятным для неквалифицированного пользователя. Но вместо качественной инфографики, авторы предлагают посмотреть на абсолютно бессодержательные картинки.

Лигал дизайн что это. Смотреть фото Лигал дизайн что это. Смотреть картинку Лигал дизайн что это. Картинка про Лигал дизайн что это. Фото Лигал дизайн что это

“Мы не возьмем деньги, если вы придете к нам в маске и с мешком”, — примерно так воспринимается смысл этого сюжета. Текст возле картинки подсказывает, что инвестируемые средства должны быть получены только из легальных источников и с учетом уплаты всех налогов. Но это никаким образом не следует из картинки. Итог: еще одно неясное условие.

На всякий случай напоминаем: инфографика — не текст, сопровождаемый случайными изображениями. Это способ переработки сложной или объемной текстовой информации при помощи графических инструментов для того, чтобы облегчить ее понимание.

Это тоже не инфографика:

Лигал дизайн что это. Смотреть фото Лигал дизайн что это. Смотреть картинку Лигал дизайн что это. Картинка про Лигал дизайн что это. Фото Лигал дизайн что это

О примерах настоящей инфографики обязательно ещё расскажем отдельно.

При этом лучшее создатели комикса оставили на десерт. Через 18 страниц картинок и ребусов, читатель узнает правду: настоящие условия содержатся в другом документе — нормальном Terms and Conditions. Он полноценный и юридический, вот его и придётся теперь читать. Это похоже на капитуляцию авторов.

Лигал дизайн что это. Смотреть фото Лигал дизайн что это. Смотреть картинку Лигал дизайн что это. Картинка про Лигал дизайн что это. Фото Лигал дизайн что это

Кроме того, что такой подход обнуляет идею, он ещё создаёт новую проблему: когда люди видят чудовищный кредитный договор, они его, по крайней мере, опасаются. Иногда даже пытаются прочитать. А после наслаждения картинками желания читать всё ещё тяжёлый Terms and Conditions уже гарантированно не останется.

Рабочие варианты для договоров-комиксов

Однако зачастую для описания юридических концепций естественный язык просто более выразителен и понятен, чем графика. А кейсы, где она применима, исключительно редки.

Бонус: 5 задач лигал-дизайна

Команда Симплоера провела масштабное исследование документооборота в России. В опросах приняли участие юридические команды крупнейших компаний, которые рассказали о проблемах оптимизации внутреннего документооборота и об опыте их решения.

В результате сформулировали 5 задач лигал-дизайна в бизнесе.

1. Скорость

Это один из главных эффектов внедрения лигал-дизайна. Ускоряется время от подготовки документа, его внутренней проверки и согласования до включения в документооборот.

Пользователь намного быстрее прочтет несколько коротких, но емких предложений или проанализирует качественную инфографику, чем целую страницу текста в сочетании со сложными картинками и ребусами. В договоре-комиксе читателю нужно одновременно улавливать смысл текстов и заглядывать в картинки, а параллельно с этим тратить время на уяснение неоднозначных сцен.

2. Точность

Лигал-дизайн снижает шанс допустить ошибку. Выбор неправильного шаблона или ненужной опции, заполнение не тех полей, самостоятельное придумывание пользователем противоречивых формулировок, неоднозначное толкование.

Договор-комикс сохраняет необходимость заполнять многочисленные пустые поля. Эту ситуацию усугубляют картинки, которые вызывают неодинаковое понимание условий контрагентами.

3. Экономия

Внедрение лигал-дизайна влечет снижение издержек на договорный процесс и минимизирует убытки от затянутого согласования документа. Бизнес ожидает, что затраты на лигал-дизайн окупятся в краткосрочной перспективе.

С договором-комиксом не уменьшается количество шаблонов, договоры будут продолжать согласовываться месяцами, а проекты запускаться с опозданием. Окупятся ли деньги и усилия компании, вложенные в такой лигал-дизайн? Вряд ли.

4. Удобство

Документ должен быть user-friendly и не вызывать раздражения от использования. Качественный лигал-дизайн позволяет быстрее искать в документе нужную информацию и не тратить лишнее время на настройку форматирования.

В договоре-комиксе сложнее найти нужный пункт из-за множества отвлекающих элементов, крупные смысловые части блекнут на фоне ярких картинок. Пространство документа используется неэффективно из-за акцента на декоративность, а не функциональность.

5. Масштабируемость

Настоящий лигал-дизайн позволяет использовать одни и те же документы в долгосрочной перспективе. Такие документы проще поддерживать в актуальном состоянии, они оперативнее реагируют на изменения и всегда готовы к автоматизации.

Договор-комикс сложно подстраивать под изменяющееся регулирование. Чтобы добавить новые положения, нужно нарисовать целую картинку или перерисовывать по несколько страниц, в то время как можно просто дописать два-три предложения. Договор-комикс рассчитан только на простейшие B2C-договоры, которые не требуют согласования воли сторон. Но это — микроскопическая часть всех правоотношений, в которые вступает бизнес.

Лигал-дизайн — это не случайные иконки из интернета, ребусы или эксперименты со шрифтами. Лигал-дизайн — это то, как документ работает, а не только выглядит.

Для тех, кто интересуется настоящим лигал-дизайном, оставляем ссылку на исследование. А если вы захотите дать обратную связь по исследованию, то сделайте это тут.

Источник

Визуализация юридических данных: что это и как помогает победить в суде

Визуализация данных, или Legal Design, — прием, который помогает донести позицию в суде быстро и понятно. В статье рассказываем, как применять визуализацию в судебных спорах, чтобы выигрывать самые сложные дела

Лигал дизайн что это. Смотреть фото Лигал дизайн что это. Смотреть картинку Лигал дизайн что это. Картинка про Лигал дизайн что это. Фото Лигал дизайн что это

Игорь Носков

Визуализация юридических данных, или Legal Design, помогает компаниям и ИП донести свою позицию в суде быстро и понятно. Благодаря этому судье проще рассмотреть точку зрения бизнеса, разобраться в сложном аргументе и принять взвешенное решение.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Башилов, Носков и Партнеры» Игорь Носков в статье рассказывает, как применять визуализацию в судебных спорах, и делится практикой, как Legal Design помогает адвокатам бюро выигрывать дела клиентов.

Что такое Legal Design

Legal Design — визуализация данных в судебных спорах — это представление сложных юридических процессов и ситуаций в наглядной и понятной форме. Мы переносим правила и принципы современного дизайна на судебные документы: используем простые шрифты без засечек, а дизайнеры составляют графики и схемы.

Итог — судьям проще и приятнее изучать аргументы и обстоятельства дела.

Например, на схеме показали, как конкурсная масса после продажи имущества компании-банкрота распределялась между кредиторами. Описание этого процесса могло бы занять несколько листов А4. При этом в тексте было бы сложно разобраться, даже если использовать выделения и смысловые акценты.

Схема помогает быстро и наглядно показать судье, что вся залоговая масса пошла на выплату задолженности залоговому кредитору, а остальные кредиторы денег не получили.

Legal Design можно использовать и для демонстрации сложных процессов в виде понятных схем, и для оформления «полотна» текста в хорошо структурированный документ, где легко увидеть важные детали.

❌ Обычный юридический текст✅ Текст по принципам Legal Design
В данном деле мы считаем совершенно правомерным требование подрядчика в виде оплаты проведенных допработ в связи с тем, что, согласно статье 709 ГК, в случае необходимости проведения допработ подрядчик обязан известить заказчика о данной необходимости и лишь в случае отсутствия подобного извещения за подрядчиком остается обязанность завершить работы на первоначальных условиях. В случае данного конкретного дела мы видим отсутствие подобной ситуации, в частности, в связи с подписью заказчика нашего клиента, оставленной на допсоглашении № 22.8.20 о проведении дополнительных работ. Аналогичным по важности свидетельством является извещение от 15.08.2020, направленное посредством Почты России заказчику. В связи с этим нет оснований считать требования нашего клиента неправомерными.Если с заказчиком согласовали допработы, исполнитель может требовать оплаты. Статья 709 ГК «Цена работы» указывает, что можно согласовать новый объем работы и новую плату.

Если подрядчик уведомил заказчика о том, что нужно провести допработы, — у заказчика нет права не оплатить их.

С заказчиком все согласовали. В деле присутствуют извещение от 15.08.2020 (приложение 3) и подписанное заказчиком допсоглашение о проведении дополнительных работ № 22.8.20 (приложение 4).

Вывод: заказчик в данном случае обязан оплатить допработы, проведенные нашим клиентом.

Документ становится визуально легче именно приемов дизайна. Текст разбит на небольшие кусочки, в каждом проставлен акцентированный элемент. Как итог, по нему можно пробежаться глазами и понять, о чем идет речь.

Ключевой принцип Legal Design — помочь судье разобраться в ситуации

В сути Legal Design — упрощение чужой работы с документом. Вместо нечитаемой стены текста со сложными формулировками — простой и понятный документ с предсказуемой структурой и схемами.

Возьмем дело о нарушении сроков выполнения работ и опишем текстом, что пошло не по плану.

«Реализация этапа 3 по контракту была назначена на сроки с 15.10.16 до 14.11.16. В связи с дальнейшими событиями и пересогласованием сроков по новому плану-графику сроки увеличились: подрядчик обязался начать работы тогда же, 15.10.16, но закончить их к 25.08.17. Однако этого не произошло: работы были сданы только 05.12.17. Таким образом, подрядчик нарушил срок выполнения работ и задержал их сдачу на 102 дня.

Реализация этапа 4 происходила параллельно реализации этапа 3. По контракту реализация этапа 4 была назначена на сроки с 15.11.16 до 14.01.17. По новому плану-графику сроки также увеличились: после согласования плана-графика подрядчик обязался закончить работу к 08.09.17. Однако этого также не произошло: работы нам сдали 30.03.18. Таким образом, подрядчик просрочил выполнение работ на 203 дня».

А теперь посмотрите, как это можно показать одной иллюстрацией:

Содержание дела не изменилось, но в случае с графиком не нужно вчитываться в длинный текст: достаточно посмотреть на иллюстрацию — и все становится понятно. Это и есть главная задача визуализации — помочь судье быстро разобраться в ситуации.

Как Legal Design помогает выигрывать судебные дела

Лучше всего юридический дизайн показывает себя там, где много информации, которую нужно долго обрабатывать и разбираться в цифрах. Обычно это дела о долгах, дела с длительными партнерскими отношениями и дела с крупными компаниями, где участвуют множество менеджеров.

Собрали примеры из практики адвокатского бюро «Башилов, Носков и Партнеры», когда Legal Design помогает бизнесу отстоять свою точку зрения в судебном процессе и выиграть дело. Визуализацию данных можно использовать в таких ситуациях:

Подчеркнуть небольшую, но определяющую дело деталь. Например, в одном деле использовали календарь, чтобы показать, что кредитор нарушил срок подачи заявления на включение в реестр требований.

Нужно было доказать, что кредитор не успел подать заявление в суд в 30-дневный срок. Опоздал он ровно на день, но сразу это было непонятно: 14 марта опубликовали сообщение о введении процедуры банкротства, а 14 апреля кредитор предъявил свои требования. Кажется, что срок в 30 дней был соблюден, но нюанс в том, что в марте 31 день, а значит, кредитор опоздал.

Судья мог упустить эту деталь и дело пошло бы по неудачному для нашего клиента сценарию:

Чтобы этого не случилось, подготовили продуманный таймлайн:

Мы сделали все, чтобы суть дела стала очевидной, и позаботились обо всех деталях в иллюстрации: 30 дней срока выделены зеленой подложкой, дни пронумерованы, приведена ссылка на закон, выделены нужные даты.

Итог: суд принял сторону нашего клиента, требование кредитора не включили в список требований.

Отметить значительную разницу. В другом деле мы защищали руководителя, которого обвинили в банкротстве компании и попытались привлечь к субсидиарной ответственности.

Одним из доводов против нашего клиента был аргумент: «Руководитель растратил 396 000 ₽ со счета компании и не предоставил документы. Расходование средств компании в личных целях привело ее к банкротству и образованию долга в 100 000 000 ₽».

На этой разнице мы и сыграли: решили показать, насколько сумма, в растрате которой бывшего директора обвиняли, абсурдно мала на фоне гигантского долга компании. И, как следствие, даже если наш клиент совершил трату и не подтвердил ее, виноват в банкротстве компании был не он.

Указать несоразмерную разницу между нарушением ответчика и требованиями истца. Например, продемонстрировать, как изменится долг человека, если суд примет аргументы истца.

В одном из таких дел мы показывали суду, что нужно уменьшить неустойку, вменяемую нашему клиенту. Банк насчитал огромные пени, и человек, который взял у банка 1 500 000 ₽, стал должен 10 351 000 ₽.

В таком деле судье в условиях дефицита времени сложно самостоятельно разобраться в структуре долга и в том, откуда какие суммы взялись. Это аналитическая работа, требующая долгого изучения условий и непростых подсчетов.

Без графика судье требовалось бы:

Здесь мы сделали за судью большую часть работы — просчитали данные и подготовили график, на котором видно:

То есть судье осталось выслушать стороны и сделать выводы. В итоге суд решил, что требовать неустойку, которая в десять раз больше долга, — несправедливо.

Лаконично продемонстрировать большой массив данных. Другой пример работы с информацией — судебный спор о реализации продукции с определенным товарным знаком.

У нашего доверителя был партнер — ИП, который создавал и продавал продукцию с товарным знаком доверителя. Он вел отчет и платил оговоренный процент.

В 2013 году у ИП начались сложности и объем продаж стал уменьшаться. В 2014 году он открыл ООО и начал продавать продукцию уже от имени этого общества. Партнер не сообщил об этом нашему клиенту и не стал платить отчислений за пользование товарным знаком. Когда эта ситуация стала известна, встал вопрос, что делать и как определить нанесенный ущерб.

Чтобы сопоставить числа, нам пришлось запросить сотни накладных, проанализировать их и после этого составить график:

Из графика видно, что партнер нашего доверителя реализовал больше продукции с товарным знаком, чем заявил в отчетах перед ИП. Судье было легко оценить как сам факт ущерба, так и сумму для выплаты.

Работа с юридическим дизайном в таких делах помогает добиваться своих целей намного лучше. Судья не тратит свое время и внимание на подсчеты и проверки и может сосредоточиться на том, чтобы принять решение, которое будет соответствовать закону.

Подписка на новое в

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Как оформить груз на таможне

Чтобы продавать в России зарубежные товары, нужно ввезти их через таможню и правильно оформить. На что обратить внимание при таможенном оформлении, сколько это будет стоить и как избежать частых ошибок — в статье.

Как оптимизировать расходы и увеличить эффективность бизнеса в кризис

Статья о том, как малому бизнесу в сфере услуг остаться на плаву в сложный период пандемии и другие кризисные времена. Рассказываем на примерах из сферы авторемонта, но их можно применить и к другим видам бизнеса

Средний доход на пользователя: что это такое, как и зачем его считать

Рассказываем, чем бизнесу поможет знание ARPU — среднего дохода на пользователя, как его рассчитать и что сделать, чтобы увеличить этот показатель

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Лигал дизайн что это. Смотреть фото Лигал дизайн что это. Смотреть картинку Лигал дизайн что это. Картинка про Лигал дизайн что это. Фото Лигал дизайн что это

Лигал дизайн что это. Смотреть фото Лигал дизайн что это. Смотреть картинку Лигал дизайн что это. Картинка про Лигал дизайн что это. Фото Лигал дизайн что это

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *