Лисицы брешут на червленые щиты что значит
Лисицы брешут на червленые щиты что значит
В каких произведениях отечественной литературы изображены ратные подвиги и в чём эти произведения можно сопоставить со «Словом о полку Игореве»?
А половцы непроторенными дорогами
помчались к Дону Великому.
Кричат телеги в полуночи,
словно лебеди вспугнутые.
А Игорь к Дону войско ведёт!
Уже беду его подстерегают птицы
волки грозу накликают
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут на червлёные щиты.
О Русская земля! Уже ты за холмом!
Долго ночь меркнет.
щёкот соловьиный уснул,
говор галочий пробудился.
Русичи великие поля
червлёными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.
Спозаранок в пятницу
потоптали они поганые полки половецкие
и, рассыпавшись стрелами по полю,
помчали красных девушек половецких,
а с ними золото, и паволоки,
и дорогие оксамиты.
Покрывалами, и плащами, и кожухами
стали мосты мостить по болотам
и дорогими нарядами половецкими.
Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.
(«Слово о полку Игореве», перевод Д. С. Лихачёва)
Русичи великие поля
червлёными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.
Таким образом, в произведениях разных эпох в русской литературе созданы образы защитников отечества, людей смелых, мужественных, готовых на подвиг, настоящих патриотов своей страны.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Лисицы брешут на червленые щиты что значит
Первая битва с половцами — важный момент в цепи событий «Слова…». Каким термином обозначается последовательность событий в художественном произведении?
Сюжет — последовательность событий в художественном произведении. Фабула — хронологическая последовательность событий художественного произведения.
Ответ: сюжет ИЛИ фабула.
В «Слове…» противопоставлены два войска: Игорева дружина и половецкие полки. Каким термином обозначаются подобные противопоставления?
Антитеза (контраст) — это противопоставление, сочетание резко противоположных понятий и представлений.
Ответ: антитеза ИЛИ контраст.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответа № 1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Напряженность момента подчёркнута описанием природы, которое обозначается термином ___________, и выразительными художественными ___________ (телеги, щиты, стяг).
Напряженность момента подчёркнута описанием природы, которое обозначается термином «пейзаж», и выразительными художественными деталями (телеги, щиты, стяг).
Ответ: пейзаж ИЛИ деталями.
В каких произведениях отечественной литературы изображены ратные подвиги и в чём эти произведения можно сопоставить со «Словом о полку Игореве»?
Тема подвига и образы истинных защитников отечества предстают перед нами в русской литературе, начиная со «Слова о полку Игореве». Неизвестный автор славит мужество и храбрость русских воинов, готовых сражаться на смерть:
Русичи великие поля
червлёными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.
Таким образом, в произведениях разных эпох в русской литературе созданы образы защитников отечества, людей смелых, мужественных, готовых на подвиг, настоящих патриотов своей страны.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображены ратные подвиги. Чем оно схоже (или чем различается) со «Словом о полку Игореве»?
Тема подвига и образы истинных защитников отечества предстают перед нами в русской литературе, начиная со «Слова о полку Игореве». Неизвестный автор славит мужество и храбрость русских воинов, готовых сражаться на смерть:
Русичи великие поля
червлёными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.
Таким образом, в произведениях разных эпох в русской литературе созданы образы защитников отечества, людей смелых, мужественных, готовых на подвиг, настоящих патриотов своей страны.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Что в приведённом фрагменте «Слова…» указывает на грядущую беду?
5.2. Е. В. Барсов считал автора «Слова о полку Игореве» истинным патриотом: «Его глубочайшая любовь к русской земле, к ее славе, к ее чести, делают бессмертным его произведение». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
5.1. В приведённом фрагменте при внимательном прочтении нельзя не заметить, с какой тревогой автор повествует о предстоящем походе. Описание природы подчеркивает эту тревогу. Настораживает поведение животных:
Уже беду его подстерегают птицы
волки грозу накликают
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут на червлёные щиты.
Даже телеги «кричат», предчувствуя беду! С тоской звучат слова, обращённые к родной земле, которая осталась за холмом и ничем уже не сможет помочь воинам. Все эти детали указывают, что с дружиной Игоря приключится беда.
5.2. В приведённом фрагменте «Слова» автор использует обращение к родной земле, одновременно тоскуя о ней и взывая о помощи: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» В каждой строке произведения слышится тревога за исход похода. Даже природа пытается предупредить русское войско о надвигающейся беде. Так писать мог только настоящий патриот своей страны. Такому отношению к Родине нужно учиться у неизвестного автора. Поэтому прав был Е. В. Барсов, считая «Слово о полку Игореве» бессмертным произведением именно потому, что каждая строчка в нём проникнута «глубочайшей любовью к русской земле».
В приведённом фрагменте при внимательном прочтении нельзя не заметить, с какой тревогой автор повествует о предстоящем походе. Описание природы подчеркивает эту тревогу. Настораживает поведение животных:
Уже беду его подстерегают птицы
волки грозу накликают
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут на червлёные щиты.
Даже телеги «кричат», предчувствуя беду! С тоской звучат слова, обращённые к родной земле, которая осталась за холмом и ничем уже не сможет помочь воинам. Все эти детали указывают, что с дружиной Игоря приключится беда.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие ответа заданию | |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 6 |
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие ответа заданию | |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 6 |