Литавры что это за инструмент
Литавра
История
Литавры — инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие к современным по своей форме, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали.
Техника игры на литаврах
Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Из одиночных ударов складываются любые самые сложные ритмические построения, с использованием как одной, так и нескольких литавр. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома, также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах.
На литаврах возможно достичь огромных градаций звука — от едва слышного пианиссимо до оглушительного фортиссимо.
Среди особых эффектов — приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна.
Палочки для игры на литаврах представляют собой деревянные, тростниковые или металлические стержни с круглыми наконечниками, как правило обтянутыми мягким фильцем. Литаврист может получать различные тембры и звуковые эффекты, используя палочки с наконечниками из разных материалов: кожи, войлока или дерева.
Характерное звучание литавр можно услышать в различных музыкальных жанрах: классической музыке, эстраде, джазе.
Ссылки
Музыкальные инструменты
Инструменты симфонического оркестра | |
---|---|
Основной состав | |
Деревянные духовые | Флейта • Гобой • Кларнет • Фагот |
Медные духовые | Валторна • Труба • Тромбон • Туба |
Ударные | Литавры • Треугольник • Малый барабан • Тарелки • Большой барабан |
Щипковые струнные | Арфа |
Смычковые струнные | Скрипка • Альт • Виолончель • Контрабас |
Расширенный состав | |
Деревянные духовые | Флейта-пикколо • Альтовая флейта • Английский рожок • Малый кларнет • Бас-кларнет • Контрафагот • Саксофон • Сарюсофон |
Медные духовые | Труба-пикколо • Корнет • Флюгельгорн • Эуфониум |
Ударные | Бубен • Кастаньеты • Там-там • Колокола • Колокольчики • Ксилофон • Вибрафон • Маримба • Флексатон • Хлопушка • Трещотка • Деревянная коробочка • Темпле-блок |
Клавишные | Фортепиано • Орган • Клавесин • Челеста |
Ударные музыкальные инструменты | |
---|---|
Инструменты с определённой высотой звучания | |
Мембранофоны | Литавры |
Деревянные идиофоны | Ксилофон | Маримба |
Металлические идиофоны | Колокольчики | Челеста | Вибрафон | Трубчатые колокола | Натуральные колокола | Флексатон | Кротали | Ханг |
Инструменты с неопределённой высотой звучания | |
Мембранофоны | Бонги | Том-том | Бубен | Тамбурин | Малый барабан | Большой барабан |
Деревянные идиофоны | Темпле-блок | Деревянная коробочка | Трещотка | Хлопушка | Кастаньеты | Гуиро | Марака | Ложки | Клавес |
Металлические идиофоны | Треугольник | Тарелки | Гонг | Там-там | Бубенцы | Ковбелл | Кротали |
Полезное
Смотреть что такое «Литавра» в других словарях:
литавра — тулумбас, инструмент, нугула, нагара, диплипито, нагора, тимпан, тавляк Словарь русских синонимов. литавра сущ., кол во синонимов: 8 • диплипито (2) • … Словарь синонимов
ЛИТАВРА — (литавры) (от греческого polytaurea), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с одной мембраной. Распространен с древнейших времен. В состав симфонического оркестра входит с 17 в.; обычно употребляются 2 и более литавр … Современная энциклопедия
ЛИТАВРА — (литавры) (от греч. polytaurea; итал. мн. ч. timpani нем. Pauken), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен. В состав симфонического оркестра входит с 17 в.,… … Большой Энциклопедический словарь
ЛИТАВРА — жен. род музыкального барабана; медный котлища полушаром, затянутый кожей (ослиною, козлиною, телячьею) с винтами или невольками для строя: употребляется попарно. Служил он конного полку пегой (пешей) кобылой под литаврами. Литаврные ноты,… … Толковый словарь Даля
ЛИТАВРА — араб. el thabI, барабан. Род музыкального инструмента. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. литавра (гр. (ро)1у много + taurea барабан) ударный муз. инструмент… … Словарь иностранных слов русского языка
Литавра — Литавра, литавры (timpani ит., Pauken нем., timbales фр.) ударный инструмент, состоящий из металлического полушария иметаллического обруча с кожей, которая, с помощью винтов, растягиваетсяв большей или меньшей степени. Чем более кожа натянута,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
литавра — ы, мн. лита/вры, лита/вр, ж. Ударный мембранный музыкальный инструмент, состоящий из двух полушарий, обтянутых кожей. Она любила конный строй, и бранный звон литавр, и клики пред бунчуком и булавой Малороссийского владыки (Пушкин). Этимология:… … Популярный словарь русского языка
литавра — (литавры) (от греч. polytauréa; итал. мн. ч. timpani, нем. Pauken), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространён с древнейших времён. В состав симфонического оркестра входит с XVII в … Энциклопедический словарь
Литавра — Литавры. ЛИТАВРА (литавры) (от греческого polytaurea), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с одной мембраной. Распространен с древнейших времен. В состав симфонического оркестра входит с 17 в.; обычно употребляются 2 и более литавр … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Литавра — (вероятно, от позднегреч. polytauréa, от греч. poly много и tauréa барабан) ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. С 17 в. входит в состав оркестров. Котлообразный корпус Л. (из меди, латуни или алюминия) покрыт сверху… … Большая советская энциклопедия
Литавра — литавры (timpani ит., Pauken нем., timbales фр.) ударный инструмент, состоящий из металлического полушария и металлического обруча с кожей, которая с помощью винтов растягивается в большей или меньшей степени. Чем более кожа натянута, тем звук… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Литавры
Содержание
История
Литавры — инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке, а с XVII века литавры входят в состав оркестров. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии, где использовались в качестве передачи сигналов боевого управления, в частности, для управления строем кавалеристов. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали.
Соло литавр есть во многих музыкальных произведениях. Так, например, с соло литавр начинается Бурлеска для фортепиано с оркестром Рихарда Штрауса.
Устройство литавр
Корпус литавр представляет собой котлообразную чашу, выполненную чаще всего из меди, а иногда из серебра, алюминия или даже стекловолокна. Основной тон инструмента определяется размерами корпуса, который варьируется от 30 до 84 см (иногда бывает даже меньше). Более высокий тон получается при меньших размерах инструмента.
На корпус натягивается мембрана, выполненная из кожи или пластмассы. Мембрана удерживается обручем, который, в свою очередь, крепится винтами, используемыми для настройки высоты звучания инструмента. Современные литавры снабжены педалями, нажатие на которые легко перестраивает инструмент и даже позволяет исполнять небольшие мелодические партии. Обычно каждый из барабанов инструмента имеет диапазон от квинты до октавы.
Тембр инструмента определяется формой корпуса. Так полусферическая форма создает более звонкие звуки, а параболическая — более глухие. На тембр влияет и качество поверхности корпуса.
Палочки для игры на литаврах представляют собой деревянные, тростниковые или металлические стержни с круглыми наконечниками, как правило, обтянутыми мягким фильцем. Литаврист может получать различные тембры и звуковые эффекты, используя палочки с наконечниками из разных материалов: кожи, войлока или дерева.
Техника игры на литаврах
Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Из одиночных ударов складываются любые самые сложные ритмические построения, с использованием как одной, так и нескольких литавр. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома, также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах.
На литаврах возможно достичь огромных градаций звука — от едва слышного пианиссимо до оглушительного фортиссимо. Среди особых эффектов — приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна.
Характерное звучание литавр можно услышать в различных музыкальных жанрах: классической музыке, эстраде, джазе.
Выдающиеся литавристы
Ошибочное понимание слова «литавры»
История литавры
Древние корни происхождения
Литавры древнейший музыкальный инструмент. Их активно использовали во время боевых действий древние греки. У евреев религиозные обряды сопровождались звуками литавры. Барабаны, похожие на котлы встречались и в Месопотамии. «Луна Педженга» — древний бронзовый барабан больших размеров 1,86 метров в высоту и 1,6 в диаметре, можно считать предшественником литавр. Возраст инструмента составляет около 2300 лет.
Считается, что прародителями литавр являются аравийские нагары. Они представляли собой небольшие барабаны, которые использовались во время военных церемоний. Нагары имели диаметр чуть больше 20 см и подвешивались к поясу. В 13 веке этот древнейший инструмент попал в Европу. Предполагается, что его привезли крестоносцы или сарацины.
В Средние века в Европе литавры внешне стали походить на современные, применялись военными, их использовали для управления кавалерией во время боевых действий. В книге «Устройство музыки» Препоториуса, датированной 1619 годом, упоминается этот инструмент под названием «ungeheure Rumpelfasser».
Происходили изменения во внешнем виде литавр. Мембрана, затягивающая одну из сторон корпуса, вначале делалась из кожи, затем стала использоваться пластмасса. Мембрана фиксировалась обручем с винтами, с помощью которых выполнялась настройка инструмента. Инструмент дополнили педалями, нажатием на них давало возможность перестраивать литавры. Во время игры использовали стержни, изготовленные из дерева, тростника, металла с наконечниками, имеющими круглую форму и обтянутые специальным материалом. Кроме этого для наконечников палочек может использоваться дерево, войлок, кожа. Существует немецкий и американский способы расстановки литавр. При немецком варианте большой котел стоит справа, в американском варианте наоборот.
Литавры в истории музыки
Жан–Батист Люлли стал одним из первых композиторов, который ввел литавры в свои произведения. Позднее Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Гектор Берлиоз в своих творениях неоднократно писали партии для литавр. Для исполнения оркестровых произведений чаще всего достаточно 2-4 котла. Уникально произведение Х.К. Грубера «Charivari», для исполнения которого необходимо 16 котлов. Сольные партии встречаются в музыкальных произведениях Рихарда Штрауса.
Инструмент популярен в самых разнообразных жанрах музыки: классической, эстраде, джазе, неофолке.
Самыми известными литавристами принято считать Джеймса Блейдса, Э.А. Галояна, А.В. Иванова, В.М. Снегирева, В.Б. Гришина, Зигфрида Финка.
Литавры
Литавры — группа ударных инструментов с определенной высотой звука. Каждая литавра представляет собой установленное на специальную подставку медное полушарие с натянутой поверх него кожей. Звук извлекается ударом небольшой колотушки с шарообразным войлочным наконечником. Высоту звучания литавры, настроенной всегда на какой-либо определенный звук, можно изменить путем большего (или меньшего) натяжения поверхности кожи. Такую перестройку (при помощи винтов) производит литаврист, используя для этого паузы во время игры. При этом объем звучания каждой из литавр, как правило, не превышает сексты. Совокупность трех литавр (большой, средней, малой), применяемых обычно в современном симфоническом оркестре, позволяет получить в целом довольно значительный диапазон: ми большой октавы — соль малой октавы.
Литавры — инструмент древнего происхождения, пришедший в Европу с Востока. В оперно-симфоническом оркестре они прочно утвердились в XVII веке. С тех пор инструмент подвергался совершенствованию. В настоящее время распространены механические литавры, позволяющие исполнителю менять настройку инструмента почти мгновенно (при помощи специальных рычагов и педалей).
Диапазон звучания литавр огромен — от еле уловимого шороха до мощных, громоподобных раскатов. Особенно часто применяется эффект тремоло. Однако во многих партитурах встречаются сольные литавровые эпизоды, имеющие ясно выраженный мелодический рисунок (например, в увертюре к опере А. Даргомыжского «Русалка»).
О других музыкальных классических инструментах читаем ниже.
Если Вам понравилось, то смело делимся с друзьями.
Литавры что это за инструмент
Музыкальный инструмент: Литавры
Вот дирижер взмахнул палочкой и послышались грозные раскаты грома. Это звучит один из древнейших ударных музыкальных инструментов – литавры. Не надо путать с барабанами, ведь общего у них мало. Литавры имеют более сложную конструкцию и представляют собой корпус из металла в виде котла с натянутым пластиком или кожей, в днище имеется резонаторное отверстие. Причем обычно это система из двух и более котлов.
Еще одно важное отличие литавр от барабанов – это то, что они имеют звуковысотность, то есть на них можно сыграть ноты. Раньше высота звука менялась при помощи винтового механизма, а современные инструменты оснащены педалями, что значительно упрощает процесс настройки. На таких литаврах можно даже исполнить глиссандо.
Историю литавр и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Тембровая окраска у инструмента необычайно широкая – от грозного звучания до еле слышного шороха. При этом влиять на нее можно при помощи палочек, достаточно использовать наконечники разного размера и материала: кожи, дерева, войлока.
Фото:
Интересные факты:
История
Первое задокументированное использование литавр было в войсках древних греков и на религиозных ритуалах евреев. Так же известно, что в древней Месопотамии использовали барабаны в форме котлов.
В 1188 году кембро-нормандский летописец Джеральд Уэльский написал «Ирландия пользуется и восхищается только двумя музыкальными инструментами, а именно арфой и литаврами».
Аравийские нагары, прямые предки современных литавр, привезены в континентальная Европу крестоносцами и сарацинами в XIII веке. Эти барабаны были маленькими, с диаметром приблизительно 20-22 см, подвешивались к поясу игрока, и использовались прежде всего для военных церемоний.
В Европе средних веков литавры и трубы стали неотъемлемой частью конницы и в дальнейшем эти музыкальные инструменты вместе развивались и одновременно вошли в состав классического оркестра с 17го века.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Литавры