Логист и диспетчер в чем разница
Диспетчер логист — кто это такой?
Экономика нашей страны стремительно развивается. Растет число предприятий различной направленности. Ведение бизнеса в современных условиях становится невозможным без поставки товаров.
Важную роль в этом процессе играет организация хранения и перевозки грузов. Доставка товаров в срок становится одним из основных условий устойчивого функционирования предприятий. На первый план в этом процессе выходит деятельность специалистов в области логистики.
Чем занимается диспетчер логист
Логистика – это деятельность по организации, управлению и контролю движения материальных, информационных и финансовых ресурсов, функционирования сферы обращения товаров, создания инфраструктуры товародвижения.
Диспетчер логист организует процесс доставки товаров заказчику с наименьшими материальными, финансовыми и временными затратами, при этом он руководит процессом удалённо.
Основными его задачами являются получение и обработка заказов, выбор маршрута, организация складского хранения, работа с экспедиторами.
Обязанности диспетчера логиста:
Требования, предъявляемые к диспетчерам логистам
Ошибки в работе диспетчера логиста могут привести к огромным убыткам для компании, поэтому особенно значимыми становятся знания, умения, навыки, личные качества и опыт специалистов. Практика показывает, что основными требованиями к кандидатам на эту должность являются:
На сегодняшний день спрос на специалистов в области логистики очень высок. Диспетчеры логисты работают в торговых, транспортных производственных компаниях.
В крупных организациях создаются целые отделы. Современные экономические условия открывают в данной сфере большие перспективы перед активными и целеустремленными молодыми людьми.
Что входит в должностную инструкцию разных логистов? Обязанности диспетчера, аналитика и иных менеджеров
Должностная инструкция логиста – это документ, регламентирующий трудовые взаимоотношения. Он определяет требования к образованию работника, его опыту, права и виды обязанностей, его функциональные обязанности, а так же порядок занятия и освобождения от должности.
Должностная инструкция имеет статус локального документа, так как в трудовом договоре, заключаемом с сотрудником при вступлении в должность, прописываются основные направления деятельности и полномочия. Однако этот нормативный документ помогает решить ряд задач: разграничить зону ответственности по смежным должностям и оградиться от спорных ситуаций при выполнении тех или иных задач.
Профстандарт 40.049
Должностная инструкция менеджера по логистике опирается на профессиональный стандарт 40.049. Этот свод документов применяется для управления персоналом при формировании кадровой политики. Согласно этому стандарту, код квалификации — 40.049 Специалист по логистике на транспорте. Где:
Кто должен разрабатывать ДИ менеджера на предприятии?
Должностные инструкции для логиста разрабатывает руководитель подразделения. Это может быть директор отдела грузоперевозок. Также к формированию документа могут быть привлечены следующие сотрудники:
Утверждается документ генеральным директором организации.
Правила оформления
Напрямую закон никак не регулирует структуру должностной инструкции. Однако существует ГОСТ Р 7.0.97-2016, утверждённый Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст. Этот документ регламентирует создание унифицированных форм кадровой документации.
Общие положения
Обязанности
Права
Менеджер по логистике имеет право:
Ответственность
Менеджер по логистике несёт ответственность за:
Особенности ДИ
Рассмотрим особенности ДИ в соответствии с занимаемой должностью.
Диспетчер-логист
В обязанности диспетчера-логиста входит:
Начальник отдела логистики
Руководящая должность подразумевает большую зону ответственности. В обязанности начальника отдела входит:
Менеджер транспортной компании
Менеджер транспортной компании является по сути посредником между заказчиком и клиентом. В его обязанности входит:
Аналитик
В обязанности логиста-аналитика входит принятие решений по оптимизации товарооборота:
Должностная инструкция для каждой отдельной должности имеет свои особенности. Этот документ помогает разграничить зону ответственности среди сотрудников подразделения логистики, что позволяет оптимизировать работу структуры.
Кто такой логист, диспетчер логист и менеджер по логистике?
Чем большее распространение на рынке получают логистические компании, чем шире спектр предлагаемых ими услуг, тем больше и разнообразнее становится штат специалистов по логистике. И очень часто именно из-за этого «многообразия форм» случается путаница: менеджеров по логистике или диспетчеров называют логистами и наоборот. Дело в том, что термин «логист» довольно неоднозначный, и зачастую руководители компаний привносят свое видение вопроса в должностные обязанности сотрудника. Поэтому нередки такие ситуации, когда специалисты на разных предприятиях выполняют совершенно различные функции, именуясь при этом одинаково — логист. Или наоборот, сотрудники двух различных компаний имеют один и тот же функционал, но при этом один считается логистом, а второй — менеджером по логистике. Из-за чего многие ошибочно считают, что логистические специальности синонимичны, и суть у них одна, а называть можно и так, и эдак. А другие, напротив, уверены, что логист — это такое многорукое и многомудрое Божество с отличным знанием высшей математики, экономики, дипломатии, а все остальные специальности типа менеджера или диспетчера — всего лишь более низкие ступеньки в логистической иерархии. Так это или нет, мы и будем разбираться в данной статье.
Кто такой логист?
Если коротко, логисты это специалисты, в задачу которых входит обеспечение доставки товара заказчику в нужный срок, в должном количестве, надлежащего качества и с минимальными затратами.
В должностные обязанности логиста входят:
— разработка новых логистических систем;
— разработка определенных методов и форм ведения отчетности;
— анализ экономической эффективности логистических операций;
— согласование работы отдела логистики с другими отделами предприятия;
— координация внешних и внутренних связей предприятия;
— участие в формировании бюджета, выделяемого предприятием на логистику.
Что касается личных качеств, хороший логист должен уметь стратегически мыслить, обрабатывать большие потоки информации, быть педантичным и внимательным, дабы не нарушать условия и сроки поставок. В общем, работа крайне ответственная, многозадачная, требующая обширных профессиональных знаний. Недаром так популярна в среде логистов старая шутка:
Логист должен держать в голове заявку, добавленную полгода назад, с утерянным договором и оформленную на компанию с буквы У.
Логист должен знать, где выгоднее приобрести товар, как его доставить и при этом вычислить стоимость каждой коробки.
Логист должен быть в состоянии проверить десять заявок, принять пять факсов и ответить на пятнадцать звонков по телефону — одновременно!
Звучит, конечно, забавно, но часто на практике именно так и получается.
Подводя итог сказанному, попробуем сформулировать, кто же такой логист. Это специалист, отслеживающий и контролирующий перемещения товарно-материальных ценностей своего предприятия к организациям-заказчикам.
Кто такой диспетчер — логист
Диспетчер логист это специалист, который организует и контролирует процесс доставки товарно-материальных ценностей заказчику с максимальной эффективностью, наименьшими финансовыми и временными затратами. При этом весь процесс осуществляется удаленно.
В обязанности диспетчера логиста входят:
— обработка заявок, формирование клиентской базы;
— анализ рынка транспортных услуг;
— руководство работой операторов диспетчерской службы;
— организация размещения и складского хранения товаров;
— разработка оптимальных маршрутов для перевозок;
— страхование товарно-материальных ценностей;
— заключение договоров, ведение документооборота, оформление отчетности.
Требования к личным качествам данных специалистов это, прежде всего, коммуникабельность, стрессоустойчивость — ибо от умения диспетчера логиста работать с людьми напрямую зависит формирование клиентской базы. Ну и, как любым профессионалам в сфере логистики, необходимы умение мыслить стратегически, ответственность и пунктуальность. Потому что главные задачи логистик это «быстрее, дешевле, надежнее».
Кто такие менеджеры по логистике.
Поскольку логистика — это не только про перевозки, но и про хранение, менеджеры по логистике также делятся на менеджеров складского хранения и менеджеров транспортной логистики.
Менеджеры в области складского хранения это специалисты, обеспечивающие надлежащие условия хранения товарно-материальных ценностей на складах организации. В их должностные обязанности входят:
— организация процесса хранения продукции, исходя из ее особенностей;
— подбор складского оборудования;
— порядок размещения товаров на складе;
— подготовка товаров к транспортировке;
— оптимизация складских площадей.
Менеджеры в области грузоперевозок выполняют следующие функции:
— планирование маршрутов перевозок с учетом особенностей перевозимого груза;
— непрерывный мониторинг процесса перевозки.
Поскольку менеджеры по логистике несут за свою деятельность не только административную, но и материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность, специалисты, занимающие эти должности, обязаны обладать определенными личными качествами: умение брать на себя ответственность, умение сохранять спокойствие и выдержку в стрессовых ситуациях, умение мыслить аналитически и принимать взвешенные решения в изменившихся обстоятельствах.
Как правило, менеджеры по логистике это сотрудники компаний, занимающихся грузоперевозками профессионально. Поскольку это основной вид деятельности данных фирм, их руководство может себе позволить укомплектовать штат более узкими специалистами логистического профиля с четким разграничением их сфер деятельности. В качестве примера можно взять упоминавшееся выше разделение на менеджеров складского хранения и менеджеров транспортной логистики.
Профессиональные отличия специалистов в области логистики
Итак, мы рассмотрели, пусть и слегка поверхностно, три специальности логистического профиля для того, чтобы определить, наконец, действительно ли это разные специальности или же суть одна, а отличаются они только по названию.
Как видим, некоторые их должностные обязанности на самом деле пересекаются и имеют много общих моментов. Что, в принципе, не удивительно, ведь все они решают одну и ту же задачу — осуществить процесс доставки ТМЦ заказчикам максимально эффективно и с минимумом затрат. В чем же тогда различия?
Логист — профессионал, обеспечивающий движение ТМЦ к заказчикам со своего предприятия.
Менеджер по логистике — сотрудник компании, специализирующейся на услугах логистики, который тоже обеспечивает движение ТМЦ от изготовителя к заказчику, но уже является промежуточным, связующим звеном цепочки.
Диспетчер логист это специалист, обеспечивающий и контролирующий движение ТМЦ от изготовителя к заказчику, действующий удаленно.
Логист – это вам не диспетчер! Версия для печати
Логист – самый важный сотрудник любой транспортной компании: именно он приносит ей прибыль. Что делать, если логисты не справляются со своими обязанностями, а бизнес дышит на ладан?
Редкий вид предпринимательства зависит от профессионализма сотрудников так сильно, как грузоперевозки. Многие транспортные компании сегодня балансируют на грани рентабельности: находить по-настоящему выгодные заказы, которые принесут прибыль и позволят выделить средства для развития бизнеса, может далеко не каждый. Для этого сотрудникам ТК необходимы знания и опыт, навыки переговорщика и интуиция.
Чем отличается диспетчер от логиста? В обязанности диспетчера, как правило, входит лишь координация перевозки. Логист же занимается её организацией, а зачастую ещё и продаёт транспортные услуги. От компетентности логистов напрямую зависит прибыль предприятия.
Загрузить машину и отправить её по определённому маршруту сможет каждый. Загрузиться по хорошей ставке и спланировать перевозку так, чтобы она прошла быстро и безопасно, а клиент остался доволен и стал постоянным, сможет только опытный логист.
Рынок автоперевозок сегодня показывает признаки оживления. Тарифы в начале года поднялись на 10%, а деловые СМИ трубят о дефиците новых грузовиков: в апреле продажи тягачей увеличились более чем вдвое, заводы не справляются с возросшим объёмом заказов.
Если при этом вашей прибыли едва хватает, чтобы покрывать расходы, а о расширении бизнеса не приходится мечтать – вероятно, дело в квалификации логистов.
Задумайтесь: какое определение лучше подходит для ваших сотрудников – логисты или диспетчеры?
Логистами не рождаются, а становятся
Опытный логист должен обладать множеством навыков. Важно понимать, что все эти навыки – приобретаемые. И даже если логист работает хуже, чем может, он всё равно остаётся ценным сотрудником: хотя бы потому, что уже знаком со спецификой компании, влился в рабочий процесс и – самое главное! – способен выполнять свою работу лучше и эффективнее, способен увеличить свою зарплату и ваш доход. Для этого ему необходим толчок к развитию – обучение.
Обычные бизнес-тренеры для логистов практически бесполезны: не разбираясь в грузоперевозках, они вряд ли сумеют чему-то научить специалистов узкой направленности. Поэтому лучше обратить внимание на специализированные курсы, например, на курс «Практическая логистика».
Преимущество этого курса – минимальное количество теории и максимальный упор на практику. Руководитель транспортной компании с 12-летним стажем Антон Романов расскажет:
В курсе даются практические советы, которые позволят предвидеть ситуацию на шаг вперёд, реагировать на возможные возражения заказчиков и обеспечить безопасность перевозки на всех её этапах. Создатель курса трудится в сфере автоперевозок очень давно: он поделится хитростями профессии и секретами успешной работы с АТИ.
Курс будет полезен как для логистов, так и для руководителей транспортных и экспедиционных компаний.
Подробнее о программе курса и условиях обучения можно узнать здесь.
Что нужно знать начинающему логисту. Введение в профессию Версия для печати
Рассказываем, какие знания пригодятся логисту в работе и как за пять минут оценить уровень подготовки специалиста, не устраивая «допрос с пристрастием».
Логист – одна из самых популярных и востребованных на сегодняшний день профессий. На рекрутинговых порталах опубликованы тысячи объявлений о найме на работу логистов, причём называться должности могут по-разному (логист, менеджер по логистике, менеджер по грузоперевозкам и так далее), а уровень зарплат варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.
Чем занимаются логисты и что нужно знать, чтобы начать работу и сделать карьеру в этой отрасли? Ответить на эти вопросы будет непросто, потому что у логистов существует огромное количество специализаций. Работа диспетчера, распределяющего грузовые ГАЗели по заказам в городе-миллионнике не имеет ничего общего с работой специалиста ВЭД, занимающегося морскими перевозками и таможенным оформлением. А ведь оба этих специалиста имеют полное право называть себя логистами.
Чем занимаются логисты?
Согласно Википедии, логистика – это система по организации доставки каких-либо материальных предметов из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Именно этим логисты и занимаются. На их плечи ложится ответственность за организацию перевозки грузов из пункта А в пункт Б и за все связанные с этим действия: поиск необходимого транспорта, правильное бухгалтерское и таможенное оформление перевозки, принятие мер по обеспечению её безопасности.
Кроме того, логисты зачастую выполняют роль менеджеров по продажам логистических услуг. Им приходится искать не только перевозчиков, но и грузоотправителей – обеспечивать себя работой.
Поэтому зарплаты у логистов обычно сдельные: их размеры напрямую зависят от объёмов продаж.
Какие специализации бывают у логистов?
— Профессия логиста делится на множество специализаций в зависимости от вида транспорта, который перевозит вверенные специалисту грузы, – рассказывает Евгения, логист с 20-летним опытом работы в сфере автомобильных грузоперевозок. – Перевозки также распределены по видам грузов: пищевая продукция, сырье, промтовары, инертные и танконаливные грузы – всё это разные области, в каждой из которых есть своя специфика.
Своя специфика есть и у различных видов транспорта – железнодорожного, морского, воздушного. Особняком стоят логисты, занимающиеся международными перевозками: им приходится иметь дело с иностранными партнёрами и таможней, что требует дополнительной квалификации.
Существуют и другие специализации, которые не предполагают организацию перевозки «под ключ» в интересах заказчика. В службах экспресс-доставки логистами зачастую называют диспетчеров, контролирующих работу курьеров. Сотрудника склада, который контролирует отгрузку и погрузку товара, также нередко называют логистом. И даже на предприятии, которое ничего никуда не отправляет (например, в бизнес-центре или на спортивном объекте) может работать логист по снабжению, который будет обеспечивать свою компанию необходимыми товарами.
Что нужно знать логисту?
Абсолютно всем логистам необходимо:
Для логистов, занимающихся международными перевозками и ВЭД, необходимо знание иностранных языков, как минимум английского на уровне Intermediate и выше. Кроме того, необходимо знание международного законодательства в сфере грузоперевозок.
Как мы уже говорили, большинство логистов занимается не только организацией перевозок, но и продажей собственных услуг. Найти хорошую работу опытному логисту поможет собственная база заказчиков и перевозчиков, а новичку её придётся нарабатывать с нуля. Для этого нужна коммуникабельность: умение вести деловые переговоры и находить общий язык с потенциальными клиентами.
Летом прошлого года бизнес-тренер в сфере логистики Камиль Баймухаметов рассказал нам о личных качествах, которые нужны каждому логисту. Это:
Высшее образование в подавляющем большинстве случаев логистам не требуется, однако и лишним оно не будет. Логистика очень быстро меняется, и знания, которым обучают студентов на логистических факультетах, зачастую оказываются бесполезными, когда выпускники устраиваются на первую работу.
Логисты, с которыми нам довелось пообщаться, уверены: специфика профессии такова, что высшее образование нельзя рассматривать как серьёзное преимущество при трудоустройстве.
Исключением могут стать вакансии, связанные с таможенным оформлением грузов. Таможенное законодательство также меняется, но его изменения не так стремительны. Поэтому дипломированные специалисты таможенного дела в поиске работы, связанной с международной логистикой, могут иметь приоритет перед другими соискателями – и освоить профессию им будет несколько проще.
А еще логисты должны быть готовы к тому, что понятие «рабочий день» в их работе практически отсутствует. Конечно, большинство логистов уходят из офиса вечером – но это не значит, что среди ночи им не позвонит водитель или менеджер иностранной компании, рабочий день у которого в самом разгаре.
— В два часа ночи мне позвонил водитель, который плохо говорил по-английски и сказал, что его не пускают на паром. Пришлось созваниваться с сотрудником переправы и выяснять, в чем проблема. Если бы мне не удалось её разрешить, машина осталась бы в Швеции на сутки, срок доставки был бы сорван и нам пришлось бы платить крупный штраф, – рассказывает Евгения, поясняя, что такие ситуации происходят хоть и не ежедневно, но довольно часто.
Специфика логистики в автомобильных грузоперевозках
Логистам, которые работают в автомобильных перевозках, в первую очередь необходимо понимать специфику этой отрасли. Какие бывают типы полуприцепов? Сколько европаллет может увезти одна сцепка? Какова максимальная грузоподъемность автопоезда с седельным тягачом? Логисту нужно знать ответы на эти вопросы, чтобы понимать, какая машина нужна для перевозки каждой конкретной партии груза.
Логистам также нужно знать:
Лайфхак от бизнес-тренера: определяем уровень подготовки логиста
Камиль Баймухаметов утверждает: самый простой способ определить уровень подготовки логиста – сыграть с ним в города. Опытные специалисты могут играть 10-15 минут, а новички обычно сдуваются за первую пятиминутку.
Мнение логиста
Помимо этого, нужно обладать достаточно серьезными знаниями – например, по оформлению документации. Если это касается международной перевозки, то на иностранном языке. Все логисты должны владеть как минимум базовым английским языком, а лучше не базовым – в современных реалиях это обязательные знания. Таможенные правила, если это международная логистика – а эти правила постоянно изменяются, постоянно добавляются новые правила оформления документации вплоть до каких-то слов, которые должны быть вписаны в документы, а если их нет, возникнут большие проблемы на границе, на таможне.
Человек должен владеть пониманием финансовых операций. Есть определенный документ – Incoterms, свод правил, по которым происходит отгрузка товара. Он завязан в том числе и на финансовых вопросах. Когда наступает переход ответственности от поставщика к перевозчику? А от перевозчика к покупателю? Профессиональный логист знает ответы на эти и на многие другие вопросы.