Ляхда что это такое

Ляхда что это такое

Ляхда что это такое. Смотреть фото Ляхда что это такое. Смотреть картинку Ляхда что это такое. Картинка про Ляхда что это такое. Фото Ляхда что это такое

Ляхда что это такое. Смотреть фото Ляхда что это такое. Смотреть картинку Ляхда что это такое. Картинка про Ляхда что это такое. Фото Ляхда что это такое

Джаназа и обряды похорон. запись закреплена

Ляхд и шаккъ (ниша и выемка в могиле)

ПохороныВопрос: Дозволено сыпать землю на лицо покойного, которого хоронят в шаккъе? И как это следует сделать (то есть похоронить покойного в шаккъе), если мы вынуждены хоронить его таким образом?

Ответ: Хвала Аллаху.

Шаккъ – это выемка подходящего размера для умершего, выкопанная посередине могилы. Его бока укрепляют стенками из кирпича из необожженной глины, чтобы земля не обвалилась на покойного. Умершего кладут в шаккъ на правый бок так, чтобы его лицо было обращено в сторону къиблы. Затем шаккъ закрывают сверху камнями или другим материалом, немного увеличив высоту, чтобы потолок не касался умершего, после чего могилу засыпают землей.

Ляхьд – это ниша в могиле, сделанная в нижней части боковой стены, которая находится ближе к кибле. Умершего кладут в эту нишу на правый бок, лицом в сторону къиблы, после чего ляхьд закрывают стенкой из необожженного кирпича, возведенной за спиной умершего, после чего могилу засыпают землей.

См. «Ахькам ал-Макъоби фи аш-Шари’а ал-Исламийа» доктора Абдуллаха ас-Сухайбани (стр. 30).

Ляхьд и шаккъ – оба дозволены, согласно консенсусу (иджма) ученых, но ляхьд предпочтительнее, поскольку он был сделан в могиле Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Муслим (966) передал, что Са’д б. Абу Ваккъас, да будет доволен им Аллах, во время болезни, от которой он умер, сказал: «Сделайте для меня ляхьд и закройте его необожженными кирпичами, как это было сделано для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

Ибн Къудама сказал: «Сунна – это делать в могиле ляхьд, как он был сделан в могиле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Конец цитаты из «ал-Мугни» (2/188).

Ан-Навави сказал: «Ученые единогласны в том, что дозволено хоронить в ляхьде и шаккъе. Но, если земля достаточно прочная, и не осыпается, то ляхьд предпочтительнее, а если земля рыхлая, то лучше делать шаккъ». Конец цитаты из «ал-Маджму’» (5/252).

Ибн Усеймин сказал: «Но если есть необходимость выкопать шаккъ, то в этом нет ничего плохого. Шаккъ необходим, когда почва песчаная и ляхьд, сделанный в ней обрушивается. В этом случае роется яма, в середине которой делают выемку и обкладывают ее стенки необожженным кирпичом, чтобы не осыпался песок, а покойного кладут между этими кирпичными стенками». Конец цитаты из «аш-Шархь ал-Мумти’» (5/360).

Исходя из этого, землю на лицо покойного не сыплют вне зависимости от того, где находится покойный – в ляхьде или шаккъе – поскольку в случае с ляхьдом покойного целиком помещают в эту нишу, сделанную в стене могилы, и его не засыпают сверху. А в случае шаккъа землей засыпают крышу этой выемки, и земля не попадает непосредственно на покойного.

Источник

Кто из сахабов уложил тело посланника Аллаха (ﷺ) в могилу после его смерти?

Ляхда что это такое. Смотреть фото Ляхда что это такое. Смотреть картинку Ляхда что это такое. Картинка про Ляхда что это такое. Фото Ляхда что это такое

Кто из сахабов уложил тело посланника Аллаха (ﷺ) в могилу после его смерти?

В то время в Медине копали могилы двух видов: с ляхдом и с шакком. Ляхд – это углубление, сделанное в нижней части стены могилы, которая была обращена в сторону киблы. А шакк – это углубление, сделанное в середине могилы.

Сообщается, что в связи с этим посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Делайте ляхд, и не делайте шакк. Так как ляхд – это для нас. А шакк – это для всех остальных».

Сообщается, что Абу Убайда аль-Джаррах (радыйаллаху анху) выкапывал могилу по мекканскому образцу, с шакком, а Абу Талха (радыйаллаху анху) выкапывал могилу с ляхдом, как это делали мединцы.

Между сахабами возникли разногласия по поводу того, какой должна быть могила посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Мухаджиры настаивали на том, что могила должна быть выкопана так, как это делали в Мекке, то есть с шакком. А ансары настаивали на том, что могила должна быть вырыта с ляхдом, так как это принято в Медине.

Тогда Аббас (радыйаллаху анху) пригласил двух людей. Одному из них он сказал: «Отправляйся к Абу Убайде и приведи его», а второму: «Отправляйся к Абу Талхе и приведи его». А затем сделал следующее дуа: «О, Аллах! Выбери то, что является благом для Твоего посланника!».

Тот из этих двух людей, кто вернулся бы первым, выкопал бы могилу посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) в соответствии со своими традициями.

Первым пришел Абу Талха, вместе с тем человеком, который был послан за ним. Абу Талха сказал: «Надеюсь, что ляхд будет лучше для посланника Аллаха».

Затем для посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) была вырыта могила с ляхдом. И ночью в среду посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) был похоронен.

В могилу посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) спустились Али, Фадл ибн Аббас и Кушам ибн Аббас (радыйаллаху анхум), а также вольноотпущенный посланника Аллаха Салих (радыйаллаху анху).

Земля Медины представляла собой влажный солончак, поэтому на дно могилы было постелено старое красное покрывало, которое осталось от трофеев, захваченных в битве при Хунайне или Хайбаре.

После того, как в могилу было опущено тело посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), ее закопали и разровняли, а Билял Хабаши (радыйаллаху анху) сбрызнул могилу водой из кувшина.

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Источник

Ляхда что это такое

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Укрепрайон Суммаярви-Ляхде

Фотоотчёт с экскурсии Баира, посвященной 70-летию первого штурма Линии Маннергейма.

Братская могила бойцов и командиров РККА у дороги Кирилловское-Каменка.

Вид с высоты 65,5 на шоссе в сторону юга. Красная армия наступала именно оттуда. Схему укрепрайона Ляхде можно посмотреть, например, здесь.

Западный каземат фланкирующего огня простреливал все пространство до «Миллионного», а восточный каземат фронтального огня простреливал южные подступы к высоте 65,5. Боевые казематы «форта Поппиуса» были защищены стальной броней. Чертёж ДОТ можно посмотреть здесь.

Подземная галлерея ДОТ, где располагались казармы. Под ногами трещал лёд, но вес человека выдерживал.

Вот такое чудо природы встретилось в подземной галлерее, рядом со входом. Сталагмит из льда, высотой сантиметров 60.

В январе 1940 года ДОТ получил большое количество прямых попаданий. 27 января 1940 года с 10 утра советская артиллерия сосредоточила огонь на ДОТ «Поппиус» и «Миллионный». Уже в начале обстрела была пробита крыша западного каземата, поврежден пулемет и лафет. Через несколько минут после этого была пробита крыша подземной казармы, погибли 2 солдата из гарнизона.
Ко дню второго, решительного штурма 10 февраля 1940 года укрепление было настолько сильно повреждено, что финские солдаты боялись его использовать. Атака 245го стрелкового полка под командованием полковника Рослого (награжден за эти бои Золотой Звездой Героя Советского Союза), несмотря на высокие потери, удалась, и уже в 12.30 дня 10 февраля над развалинами ДОТа был поднят красный флаг. От роты лейтенанта Мальма, оборонявшей ДОТ, к исходу 10 февраля осталось в живых лишь 16 человек.

Вид на болото Мунасуо. и рощу «Молоток» (?).

Болото Мунасуо, которое красноармейцы окрестили «долиной смерти», было пристреляно финнами еще задолго до войны. Помимо этого, оно было незамерзающим и не выдерживало танки даже в морозную зиму 1939-1940 года. На окраине болота и сейчас видно множество индивидуальных ячеек и окопчиков передового охранения Красной армии.

Валенок «70 лет спустя».

Проход в надолбах, сделанный танкистами или сапёрами.

Новая стена испытательного бункера со следами прямых попаданий. Следы в стены впечатляют!

Финское описание роли Испытательного бункера в боях (выдержка из журнала боевых действий 1-го батальона 15-го пехотного полка):
. Свое собственное значение приобрел испытательный бункер, расположенный за Поппиусом. Противник же очевидно принял его за гигантский ДОТ, потому что неоднократно подвергал его мощному артобстрелу (когда они стреляли с перелетом, снаряды взрывались в районе нашего батальонного КП). Также необходимо отметить, что танки противника постоянно кружились вокруг него. Поскольку долговременных укреплений у нас было мало, мы только радовались, и жалели, что в мирное время не было построено еще больше таких сооружений. Во всем остальном значение этого сооружения было ограничено тем, что под его защитой стоял один пулемет, а во время танковых парадов там находились истребители танков с противотанковыми гранатами.

«Бетонная траншея» Sj7. Небольшое сооружение, вполне соответствующее своему названию. В передней стене траншеи имеется небольшое убежище, на 10 человек максимум.

Батальонный КП Sj6.

После подрыва относительно хорошо сохранилась восточная часть командного бункера.

ДОТ «Поппиус» полностью окружён кольцом из противотанковых надолбов. На наиболее танкоопасных направлениях надолбы поставлены аж в шесть рядов.

От ДОТ «Поппиус» к ДОТ «Миллионер» тянется сплошная линия (не считая пары мест подрывов) гранитных противотанковых надолбов в 4 ряда. Лощину между высотой 65.5 и высотой «Язык» красноармейцы также прозвали «Долиной Смерти». Здесь за несколько декабрьских дней 1939 года было убито более тысячи русских солдат, пытавшихся с ходу прорвать Линию Маннергейма.

Располагался ДОТ на высоте «Sormi» («Палец»), простирающейся с юга на север (справа на фотографии).

Вид на ДОТ со стороны линии надолбов. Это был ДОТ фланкирующего огня, поэтому с фронта он выглядит как небольшой холмик.

На фотографии виден вход в центральную часть «Миллионного»; этим входом можно воспользоваться и сегодня. Слева от входа расположена комната наблюдателя, для чего в потолок был вмонтирован бронекупол с щелями для наблюдения. Бронекупол был расколот прямым попаданием из 280мм мортиры в январе 1940 года. Остатки бронекупола были сняты, вмето него был установлен перископ в трубе, а образовавшееся отверстие забетонировано. Среди арматуры видна труба для перископа. Труба пробита пулями в нескольких местах, и по ней можно судить о напряженности боев за «Миллионный».

Восточный каземат Sj5, который прикрывал фланкирующим огнем пространство до «форта Поппиуса».

Описание штурма ДОТа Sj5 «Миллионный» можно прочитать здесь.

Именно через западный каземат можно легче всего попасть в сохранившиеся внутренние помещения ДОТа.

Вид от ДОТ на линию надолбов, ведущую к ДОТ «Поппиус», и «долину смерти».

Рогатка среди надолбов, на которой крепилась колючая проволока.

ДОТ хорошо сохранился, несмотря на многочисленные подрывы, и его можно пролезть насквозь, из западного каземата в восточный (или наоборот). Что я и сделал.

А так выглядят помещения внутри ДОТ.

В конце экскурсии, в память о погибших за 105 дней советско-финской войны, на памятнике бойцам и командирам Красной армии, были зажжены 105 светильников.

Вот так хорошо и красиво получилось.

Использовались материалы с сайта Линия Маннергейма.

Источник

По законам пустыни: как хоронят мусульман?

Ляхда что это такое. Смотреть фото Ляхда что это такое. Смотреть картинку Ляхда что это такое. Картинка про Ляхда что это такое. Фото Ляхда что это такое

Погребальные обряды, как никакие другие, несут на себе отпечаток глубочайшей архаики, храня традиции и особенности жизненного уклада народа, возникшие в эпоху седой старины. Один из лучших примеров тому – мусульманский погребальный обряд.

Ляхда что это такое. Смотреть фото Ляхда что это такое. Смотреть картинку Ляхда что это такое. Картинка про Ляхда что это такое. Фото Ляхда что это такое

Ислам возник в среде арабов – пустынных кочевников Аравийского полуострова. И когда сегодня хоронят мусульманина в любом уголке мира, будь то Лондон или русский Север, погребальный чин неизменно напоминает об этой выжженной солнцем земле.

Подготовка к погребению

Умершего мусульманина хоронят в день смерти, до заката солнца. Если человек умер ночью, то позволительно похоронить его на следующий день. Это предписание основано на следующем хадисе (хадисы повествуют о речах и поступках Пророка Мухаммеда, которые затрагивают различные стороны религиозной жизни мусульман): «Сказал Пророк: «Исполняйте похороны возможно раньше, потому что, если они добрые, то, возможно, — он продолжил, — вы раньше принесете его (умершего) к нему (к добру), а если это не так, то вы раньше снимите со своих шей зло»».

Причина такой поспешности очевидна: в жарком климате, в котором обитали первые мусульмане, долго держать мертвое тело непогребенным просто невозможно.

Как только человек умер и его родные убедились в этом, совершается омовение покойного (тахарат). Если есть возможность, тахарат проводят в специальном помещении при мечети или на кладбище.

Омывают умершего люди его пола. Впрочем, муж может присутствовать при омовении жены, так же, как и жена при омовении мужа. Главным при совершении обряда является гассал – человек, самый сведущий и опытный в этом деле. Гассалу помогают, как правило, еще три человека.

В помещении зажигают благовония, покойного раздевают, укладывают ногами в направлении Мекки и прикрывают «постыдные места» куском материи в соответствии с хадисом «Посланник Аллаха. сказал: «Пусть мужчина не смотрит на аурат (постыдные места) мужчины, а женщина не смотрит на аурат женщины»». Гассал массирует живот покойного, чтобы вышли все нечистоты. После этого приступают к мытью. В воду добавляют ароматические вещества и тщательно обмывают все тело. Гассал обязательно промывает нос, рот, глаза покойного, моет с мылом его волосы и бороду, если они есть.

После того, как тело омыто и освобождено от всего нечистого, его облачают в саван. Мусульманские погребальные одежды состоят из нескольких полотнищ ткани. Для мужчин их три, для женщин – пять. Покойного мусульманина облачают в камис (кусок ткани с отверстием посередине для головы), затем обертывают вторым куском материи, а сверху плотно обвивают погребальным покрывалом лифафой. Если человек был богат, ткань савана может быть дорогой, но ни в коем случае не шелковой, поскольку шариат не велит мужчине носить шелк.

Погребальный наряд мусульманки помимо этих трех полотнищ включает в себя головной платок и повязку вокруг груди.

Обряды омовения и обряжания покойных соблюдаются неукоснительно, однако, имеются свои исключения. Так, например, если есть недостаток в воде (а в быту пустынных кочевников это не редкость), тахарат заменяется на таямум – очищение песком или землей.

Если речь идет о похоронах маленьких детей (младше семи лет), то прикрывать «постыдные места» нет нужды, так же, как и необязательно следовать правилу «мужчины моют мужчин, а женщины – женщин». Маленькую умершую девочку может омыть и мужчина, а маленького мальчика – женщина.

Если хоронят шахида (мученика), то его не обмывают и оставляют в той одежде, в которой он погиб, в соответствии со словами Пророка: «Клянусь Тем в Чьей длани моя душа, (если) кто-нибудь будет ранен на пути Аллаха. он обязательно явится в День Воскрешения (со своей раной) цвета крови (от которой будет исходить) аромат мускуса».

Погребение

После того, как покойный омыт и облачен в саван, прочитаны все необходимые молитвы, тело водружают на специальные носилки – тобут – и несут на кладбище. Сопровождают их только мужчины, женщины остаются дома. Это основано на словах одной из первых мусульманок, современниц Пророка Мухаммеда, по имени Умм Атыйя: «Нам запрещалось сопровождать носилки, но не строго настрого».

Носилки несут, согласно обычаю, четыре человека, идут они довольно быстро, но без суеты. Это правило основано на хадисе: «Несите покойного побыстрее. ».

На кладбище мулла читает специальную заупокойную молитву – джаназу. После этого приступают к погребению.

Особо стоит рассказать об устройстве мусульманской могилы. Она делается глубокой, не менее полутора-двух метров, и довольно широкой, чтобы помимо покойного мог поместиться человек, который будет укладывать тело. На дне могилы делают боковую нишу – ляхд. В эту нишу будет помещен покойный. Высота ниши такова, чтобы мог поместиться человек, совершающий земной поклон во время намаза. Ляхд устраивают так, чтобы ноги покойного были несколько ниже уровня головы, а сам он лежал бы на правом боку, лицом в сторону Мекки. Вероятно, из-за этого у некоторых людей существует ложное представление о том, что мусульман хоронят в сидячем положении.

Опуская в могилу женщину, над ней растягивают ткань, дабы никто не увидел ее даже мертвой.

Сверху на погребение кладут камни – один над головой покойного, другой – над его ногами, могилу поливают водой. Затем все уходят, на кладбище остается лишь мулла для чтения необходимых молитв.

Наряду с привычными погребальными обрядами, в том числе которые есть и у мусульман, существуют очень странные традиции в обращении с ушедшим в мир иной человеком. Например, в Индонезии быстро похоронить близкого могут позволить себе далеко не все. И если так скалдываются дела, то тело хранится. дома.

Еще в связи с поднятой темой читайте также:

Ляхда что это такое. Смотреть фото Ляхда что это такое. Смотреть картинку Ляхда что это такое. Картинка про Ляхда что это такое. Фото Ляхда что это такое

Источник

Похоронный обряд согласно ханафитскому мазхабу

Ляхда что это такое. Смотреть фото Ляхда что это такое. Смотреть картинку Ляхда что это такое. Картинка про Ляхда что это такое. Фото Ляхда что это такое

«Каждая душа вкусит смерть»
(Али Имран 3/185).

«Смерть настигнет вас, где бы вы не находились,
даже если вы будете в возведенных башнях»
(ан-Ниса 4/78).

«Все на ней (земле), смертны. Вечен лишь
лик Господа твоего обладающего
величием и великодушием»
(ар-Рахман 55/26-27).

Приготовление к захоронению

Если признаки выхода души из бренного тела налицо, то находящимся рядом необходимо:

— положить покойного на правый бок, лицом в направление к Кибле. Также возможно положить покойного на спину, ногами в направлении к Кибле, слегка приподняв голову.

В случае тех или иных затруднений, можно оставить покойного в том положении и направлении, которое наиболее оптимально для него;

— опустить веки покойного и молиться за него, прося у Всевышнего возведения его на уровень праведников, прощения его прегрешений и освещения его могилы;

— размять суставы, чтобы они не затвердели;

— положить что-нибудь на живот для предупреждения вздутия;

— повязкой подтянуть челюсть, чтобы она не свисала;

— накрыть тело покойного.

Желательно, чтобы все это было сделано одним из близких родственников, который отнесется к этому внимательно и с должным уважением.

Расходы, связанные с приготовлением похорон должны быть взяты из оставленного им наследства. Если такового нет, то материальные расходы берет на себя обеспечивавшие его материально при жизни. Если и этого нет, — то на государственные органы или отдельных имущих мусульман. Муж берет на себя затраты, связанные с захоронением жены.

Приготовление к захоронению должно быть, как можно более скорым. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал:

«Недопустимо удерживать труп мусульманина в кругу семьи [преднамеренно задерживать приготовление его к захоронению и само захоронение]» (хадис от аль-Хусайна ибн Вахваха; св. х. Абу Дауда).

Среди трех вещей, которые не терпят отлагательства, Пророк Мухаммад называл погребение покойного с соблюдением необходимых для этого процедур. В то же время ученые отмечают, что поспешать необходимо лишь в том случае, когда очевидны признаки смерти, чтобы не похоронить по ошибке того, кто потерял сознание, находится в коматозном состоянии или впал в летаргию.

Некоторыми богословами оговаривается желательность чтения Священного Корана над телом покойного до начала его омовения. В то же время другие говорят о нежелательности этого. Более осмотрительным будет читать Священный Коран до предположительно окончательного выхода души. Если, например, над умирающим читали суру «Ясин» и до завершения чтения тело уже отпустило душу, то на этом можно остановиться.

Омытие тела покойного

Омытие покойного является обязательным (фард кифая) для тех, кто занимается приготовлением его к захоронению.

Если таковых нет, то для любого мусульманина.

Когда один из мусульман, находясь на горе ‘Арафа рядом с Пророком, упал с верблюда и, оказавшись под его копытами, скончался, Пророк воскликнул: «Вымойте его водою с сидром и заверните в одежду его [ихрам был применен в качестве савана]» (Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1, с. 378, хадис № 1265-1268).

Обмывание покойного совершается человеком одного пола с ним. В крайнем случае жена может омыть тело своего мужа, а муж не может омывать тело своей жены так как после смерти мужа женщина выжидает срок идда во время которого она не имеет права выйти замуж, что дает ей право омывать тело мужа, когда же умирает женщина, никах между ней и ее мужем прерывается, поэтому муж не имеет права омывать тело жены так как для мужчин не назначается выжидательный срок идда.

При определенном стечении обстоятельств умерший может находиться среди женщин-мусульманок (при отсутствии жены), в этом случае допускается, чтобы обмывание и похороны его совершил специально обученный этому мужчина-кяфир, однако намаз ему читают только женщины-мусульманки. Вышеописанная ситуация повторяется в отношении умершей женщины (только с обратным действием). Если женщина-мусульманка умерла среди мужчин-мусульман, ее может обмыть специально обученная женщина-кяфир, а мужчины читают намаз и совершают погребение.

Необходимо, чтобы человек, который будет мыть тело покойного, знал последовательность этого ритуала и был надежен с точки зрения неразглашения тех или иных изъянов, что могут быть увидены на теле покойного и при жизни были скрываемы им.

Сподвижник Пророка Мухаммада Ибн ‘Умар говорил: «Пусть именно надежные люди моют ваших покойников» (Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]: В 2 т. [б. м.]: ар-Раян ли ат-турас, [б. г.], т. 1, с. 469, хадис № 1461; Ибн Кудама М. Аль-мугни. Т. 3, с. 371).

Сам Пророк Мухаммад говорил: «Кто омоет покойного и сокроет его изъяны, тому будет Божье прощение сорок раз» (Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 615, хадис № 928, «сахих»).

Хорошее же и положительное о внешнем состоянии покойного говорить можно и нужно. Пророк призывал: «Говорите о хороших качествах покойных и воздержитесь от [упоминания] их недостатков» (Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002, с. 317, хадис № 1020).

Желательно (мустахаб) для омывающего:

— Не мыть покойного под открытым небом;

— Никого не приглашать присутствовать, кроме помощника, если есть на то есть необходимость;

— Наполнить помещение благовонным запахом;

— Не смотреть на оголенные части тела покойного, кроме как вынужденно;

— Не дотрагиваться до тела покойного, кроме как через тряпку. Можно надеть перчатки и мыть тело покойного губкой;

— Полностью вымыться (совершить полное омовение, гусль) по завершении омытия тела покойного.

Последовательность мытья тела покойного с учетом всех тонкостей:

1. Положить оголенное и накрытое от пояса до коленей тело на доску;

2. Можно накрыть лицо покойного или покойной полотенцем, или каким-либо полотном;

3. Желательно положить покойного на спину, ногами в направлении к Кибле, слегка приподняв голову;

4. Приподнять тело и провести рукой сверху вниз по животу для вывода остатков пищи из кишечника и затем промыть вышедшее обильным количеством воды;

5. Омыть те части тела, которые омываются при совершении малого омовения (вуду’), за исключением полоскания рта и промывания носа. Что касается рта и носа, то их можно и лучше протереть мокрой тряпкой. Проникновение воды внутрь крайне нежелательно;

6. Каким-нибудь благовонным моющим средством вымыть волосяной покров головы;

7. Повернуть покойного на левый бок и омыть мыльной водой правую сторону, пока вода не начнет стекать с левой части тела;

8. Повернуть на правый бок и также помыть с плеч до ног левую часть тела, пока вода не начнет стекать;

9. Затем тело вновь повернуть и облить его в третий раз;

10. Протереть тело сухим полотенцем и нанести благовонное масло или жидкость на голову, бороду, лоб, нос, кисти рук, колени и ступни;

11. Ногти и волосы стричь нельзя, нежелательно. Лучше промыть остатки грязи, что под ногтями;

12. Руки располагаются вдоль туловища.

После этого тело начинают заворачивать в саван.

В то же время необходимо знать обязательный минимум (фард) ритуала омытия тела покойного, на случай нехватки воды, поспешности или отсутствия осведомленности в тонкостях данного процесса: одиножды омыть или облить все тело покойного водой, предварительно смыв вышедшие нечистоты. Без данного минимума предавать земле тело покойного недопустимо. Если тело было похоронено без омовения, то его, если это возможно, раскапывают и омывают.

Как быть, когда нет воды для омытия тела покойного или когда состояние тела не позволяет омыть его водою?

В такого рода случаях допускается совершение таяммума.

Порядок совершения таяммума:

— начать со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим»;

— произнести намерение наличия для покойного ритуальной чистоты;

— легко ударить ладонями по поверхности земли (песка, камня). Возможна пыль и то, что содержит ее;

— один раз протереть ладонями лицо покойного;

— еще раз ударить по земляной поверхности;

— один раз протереть сначала правую, затем левую руки до локтя включительно

Ляхда что это такое. Смотреть фото Ляхда что это такое. Смотреть картинку Ляхда что это такое. Картинка про Ляхда что это такое. Фото Ляхда что это такое

Минимальный саван — это когда ткань покрывает все тело покойного одним слоем. Наилучшим же, в соответствии с преданием Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), является: три полотнища для мужчин и пять — для женщин. Лучше, если они будут белого цвета и пропитаны благовонием.

Саван мужчин: первым делом расстилают самое широкое полотнище (лифафа). Затем поверх него стелят еще одно (изар), которым можно полностью обернуть тело от макушки головы и до ступней ног. Затем покойного одевают в рубаху из белого полотна, которая накрывает его от плеч до ступней ног, и кладут тело на расстеленные ткани (лифафа и изар). Сначала накрывают его верхней тканью (изар), так, чтобы та часть ткани, что слева от него осталась под той, что справа от него. После чего заворачивают в просторную и заключительную (лифафа). Канонически допустимо ограничиться только двумя тканями — лифафа и изар. Передаются слова Абу Бакра: «Вымойте вот эти мои две одежды, и пусть они будут для меня саваном» (Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1, ч. 1, с. 93). Ограничиваться одним полотнищем (лифафа) допустимо только в вынужденных ситуациях.

Саван женщин: первым делом расстилают самое широкое полотнище (лифафа). Затем поверх него стелят еще одно (изар), которым можно полностью обернуть тело от макушки головы и до ступней ног. Затем покойную одевают в рубаху из белого полотна, которая может накрыть ее от плеч до ступней ног. Волосы покойной заплетают в две косички и опускают по обе стороны на грудь, поверх рубахи. После этого завязывают платок (химар), закрывающий волосяной покров головы и шею. Затем поверх рубахи обвязывают тело еще одним куском ткани в области груди и кладут на расстеленные полотнища (лифафа и изар). Сначала, как и у мужчин, накрывают верхней тканью (изар), так чтобы та часть ткани, что слева от покойной осталась под той, что справа. После чего заворачивают в просторную и заключительную (лифафа).

Канонически допускается ограничиться двумя полотнищами (лифафа и изар) и платком (химар).

Саван ребенка: если ребенок старше семи лет, то его саван подобен савану взрослых. В случае, когда он младше семи, его заворачивают в два основных полотнища.

Саван и мужчин, и женщин перевязывается так, чтобы тело не оголялось. Конец савана у ног можно завязать, направляя в сторону головы, а у головы — направляя в сторону ног. Когда покойного уже положили в могилу, узлы нужно распустить.

После заворачивания в кафан, покойного кладут на носилки.

По мнению ханафитских ученых, носилки должны нести четыре человека с четырех сторон.

Ханафитские ученые в этом вопросе придерживаются слов ‘Абдуллаха б. Мас‘уда, который говорил, что предпочтительно, когда тахту несут с 4-х сторон. Кроме того, известно, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) был в числе четырех носильщиков и менялся с ними местами. Такой способ несения тахты гарантирует, что тело при переносе не упадет, а носильщикам будет легче, и они смогут сменять друг друга. Также порицается нести тело покойного на спине или перевозить на спине животных. Порядок несения носилок установлен следующим образом: тот, кто стоит впереди с левой стороны, кладет носилки на правое плечо, точно так же поступает и стоящий за ним. А тот, кто стоит впереди с правой стороны, кладет носилки на левое плечо, так же поступает и стоящий за ним. Об этом было упомянуто в книге «Аль-Джами‘ ас-Сагир».

Если хоронят ребенка, лучше, если его будут нести мужчины, и порицается класть его носилки на животное, поскольку ребенок уважаем и почитаем, как и взрослый человек. Уважение и почитание оказывается несением его на руках, а перевоз тела на животных уподобляется перевозке вещей, что является пренебрежением, а это порицается (макрух).

Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) считает, что умершего грудного младенца можно нести на носилках, которые носильщики возлагают на плечи поочередно.

Нести носилки лучше быстро – так, как наставлял Пророк, мир ему: «Торопитесь похоронить умершего; если он был благочестивым, этим вы даруете ему благость, а если он был грешным, и ему предназначено быть в аду, то пусть он будет подальше от нас» (Аль-Бухари).

Нужно идти быстро, но не бежать, об этом сказано в хадисе, приведенном со слов Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах): «Спросили мы Пророка, мир ему, о том, в каком темпе нужно нести покойника. Он ответил, что в любом случае нельзя быстро бежать».

Нести покойного нужно головой вперед, потому что голова – одна из самых благородных частей тела. Ханафитские ученые придерживаются того мнения, что провожающие должны идти позади носилок. Ханафитские ученые придерживаются слов Пророка, мир ему, которые привел Ибн Мас‘уд: «За носилками идут следом, а не наоборот, и нет никого, кто бы мог идти впереди них» (Абу Дауд; Ибн Маджа). Также есть свидетельство, что Пророк, мир ему, шел за носилками с телом Са‘да б. Му‘аза. Му‘аммар б. Таус привел слова своего отца о том, что Посланник Аллаха, мир ему, на похоронах всегда шел за носилками.

Ибн Мас‘уд считает, что следовать за носилками с телом покойного лучше, чем идти перед ними. Видя носилки с телом покойного, идущие вслед люди помнят о значении и неизбежности смерти. Сообщается, что Пророк, мир ему, разрешил идти провожающим впереди тахты лишь в том случае, если людей слишком много. Точно так же поступали Абу Бакр и ‘Умар. Доказательством служат слова ‘Абд ар-Рахмана б. Аба Ляйли: «Однажды я шел вместе с ‘Али за тахтой, а Абу Бакр и ‘Умар шли перед ней. И я спросил: ‘Али: «Почему Абу Бакр и ‘Умар идут впереди?». ‘Али ответил, что они идут впереди, чтобы не толпиться и не мешать людям, идущим за ней».

Допускается в определенной ситуации ехать за носилками, но из уважения к умершему лучше идти пешком. Порицается ехать перед носилками, а также следовать с огнем. Однажды Пророк, мир ему, шел за носилками и увидел женщину с кадильницей в руке, и он резко пресек эти действия. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не носите со мной кадильницу, потому что она напоминает о наказании, и поэтому не стоит нести ее за телом покойного» (Малик). А вот что сказал Ибрахим аль-Наха‘и: «Порицается провожать ваших покойных с огнем; это делают христиане и иудеи, поэтому порицается (макрух) уподобляться им».

Тому, кто идет за носилками с телом покойного, нельзя покидать место погребения, не прочитав намаз, поскольку целью следования за покойным является именно джаназа-намаз. Женщины не должны провожать покойного, так как Пророк, мир ему, запретил им делать это, сказав: «Вернитесь, ибо вы не получите награды за это» (Ибн Маджа).

Следует вставать, когда проносят носилки с покойником, только в том случае, если есть желание присоединиться к похоронной процессии.

Пророк, мир ему, запретил пение и рыдания при прощании с умершим (Ат-Тахави).

Мусульманский обряд погребения покойного обязывает всех, кто провожает, быть сдержанными в выражении скорби. Известно, что Пророк, мир ему, плакал, когда умер его сын Ибрахим, и сказал: «Глаза льют слезы, сердце смиряется, и не надо говорить того, что приводит в гнев Аллаха. Поистине, Ибрахим, мы скорбим о тебе» (Аль-Бухари; Муслим).

Во время похорон нельзя повышать голос, а еще лучше соблюдать молчание. Кайс б. ‘Убада сказал: «Сподвижники Пророка, мир ему, порицали повышение голоса в трех случаях: во время сражения, вовремя джаназы и когда делаешь зикр, поскольку это является уподоблением иудеям и христианам».

Люди, следующие за носилками, из уважения к покойному не должны садиться до того, как тахту поставят на землю или тело покойного опустят в могилу. Покойника кладут лицом, обращенным к Каабе, а затем читают джаназа-намаз.

Джаназа-намаз по покойному

Читать намаз покойному – обязанность (фард) каждого мусульманина. Так повелел Пророк, мир ему, так поступали его сподвижники, так должна поступать и исламская умма в наши дни.

Кому читается джаназа-намаз?

Джаназа-намаз читается каждому мусульманину (мужчине и женщине) при любом его общественном положении, ребенку, умершему после рождения, ребенку, умершему во время родов, если он подавал какое-то время признаки жизни. Намаз не читается мертворожденному ребенку, притеснителю (бугат), разбойнику (кутта‘ ат-тарик), неверному (кяфир), даже если они умерли на мусульманской земле.

Джаназа-намаз не читается, по мнению ханафитских ученых, если тело покойного находится вдали (гайб), так как в этом случае не исключена следующая ситуация: если умерший находится на востоке, а молящийся обращается в сторону Каабы, не исключено, что умерший будет находиться за их спиной; если же они обращаются с молитвой в сторону умершего, то Кааба окажется за их спиной. Оба положения недопустимы во время джаназа-намаза.

Если кто-то не прочитал джаназа-намаз со всеми и не стал читать намаз вторично, это не считается грехом. Но если джаназа-намаз все-таки был прочитан вторично, то он приравнивается к необязательной дополнительной молитве (нафиль) и не предусмотрен узаконенным каноном джаназа-намаза (фард уже выполнен).

Как считают ханафитские ученые джаназа-намаз не читается определенным категориям людей даже если они исповедуют ислам:

2. Разбойники и грабители. Если они погибают во время захвата, то их не омывают и не совершают над ними погребальную молитву. Если — в результате поимки и судебного разбирательства, то и омывают, и совершают над ними погребальную молитву.

Убийца одного из своих родителей также заслуживает быть униженным в форме отказа имама омыть его и совершить над ним погребальную молитву, если он был казнен в судебном порядке за совершенное им преступление. Если же он умер своей смертью, то омываем и погребальная молитва совершается.

Намаз покойному читается только один раз. Повторное чтение возможно в том случае, когда намаз был прочитан посторонними людьми, без разрешения авали (представитель власти, местный имам, близкие родственники, опекуны). Ханафитские ученые придерживаются хадиса, в котором говорится о том, что Пророк, мир ему, прочитал намаз покойному, а когда закончил, пришел ‘Умар и с ним люди, чтобы прочитать намаз еще раз. И Пророк, мир ему, сказал им: «Джаназа-намаз покойному не повторяется, но делайте ему ду‘а и просите для него прощения у Аллаха». Также было приведено, что Ибн ‘Аббас и Ибн ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) пропустили джаназа-намаз, и когда пришли, сделали только ду‘а и просили прощения для покойника. ‘Абдуллах б. Салям (да будет доволен им Аллах) пропустил джаназа-намаз ‘Умара (да будет доволен им Аллах) и, когда пришел, сказал: «Вы опередили меня с намазом, но не опередите меня с ду‘а». Доказательством этому служит следующая традиция, которую сохранила наша умма до сегодняшнего дня: намаз не перечитывается Пророку, мир ему, а также праведным халифам и сподвижникам (да будет доволен ими Аллах). Если бы повторное чтение намаза было разрешено, то ни один мусульманин не отказался бы от него, в особенности от джаназа-намаза Посланнику Аллаха, мир ему, ведь его тело не подвержено тлению, и он остается в могиле точно таким же, каким его и похоронили. Но поскольку обязанность (фард) уже выполнена, нет необходимости в ее повторении, так как это фард-кифайя. Поэтому, если кто-то не прочитал намаз со всеми и не стал читать его вторично, то нет в этом никакого греха. А если намаз все же был прочитан вторично, то он, как уже указывалось, считается намазом дополнительным (нафиль), а намаз-нафиль в обряде джаназа не установлен (нет законного обоснования).

Нельзя читать джаназа-намаз по ребенку, тело которого находится на спине животного или на руках у людей, пока его не опустят на землю.

Последовательность совершения джаназа-намаза:

— имам встает в направлении Каабы, перпендикулярно телу покойного мужчины или женщины, на уровне груди, сердца;

— последовательно проговариваются четыре такбира. Кисти рук поднимаются на уровень ушей только с первым такбиром. После каждого такбира молящийся опускает руки на живот прямо под пупком.

1. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного»;

2. Первый такбир с поднятием кистей рук. Проговорив такбир и опустив руки на живот прямо под пупком, молящийся говорит:

«Субхаанакя аллаахумма ва бихамдикь, ва табаарака-смукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь»;

3. Второй такбир. Проговорив второй такбир, молящийся читает «Салават»;

4. Третий такбир. После него проговаривается молитва за покойного:

«Аллаахумма-гфир ляху вархамх, ва ‘аафихи ва‘фу‘анх, ва акрим нузуляху ва васси‘ мудхаляху, вагсыльху биль-ма’и вас-сальджи валь-барад, ва наккыхи миналь-хатайа кямя юнакка ссавбуль-абъяду минад-данас. Ва абдильху даран хайран мин даарих, ва ахлян хайран мин ахлих, ва адхыльхуль-джанната ва кыхи фитнаталь-кабри ва ‘азабан-наар».

Вслед за этим читается молитва-ду‘а за всех живых и мертвых мусульман:

«Аллаахумма-гфир ли хайинаа ва майитинаа ва шаахидинаа ва гааибинаа, ва сагииринаа ва кябииринаа, ва закяринаа ва унсаанаа, аллаахумма ман ахьяйтаху миннаа фа ахьихи ‘аляль-ислам, ва ман таваффайтаху миннаа фа таваффаху ‘аляль-иимаан, аллаахумма ляя тахримнаа аджраху ва ляя тудыллянаа ба‘дах».

Если покойным является ребенок или психически больной человек, то произносятся только следующие слова: «Аллаахума-дж‘альху лянаа фаратон ва зухран шафи‘ан мушаффа‘а».

5. Проговорив четвертый такбир, также как второй и третий без поднятия кистей рук, молящийся, со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматуллаах» поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую.

На этом погребальная джаназа-намаз завершается.

При решении вопроса о том, кто имеет право читать джаназа-намаз, чаще всего в житейской практике предпочтение отдается местному имаму.

Похороны умершего человека являются обязательным действием (фард кифайя), которое люди унаследовали со времен Адама (мир ему), и грех на том, кто пренебрегает этим.

Ляхда что это такое. Смотреть фото Ляхда что это такое. Смотреть картинку Ляхда что это такое. Картинка про Ляхда что это такое. Фото Ляхда что это такое

По ханафитскому мазхабу, делать боковую выемку (ляхд) в могиле со стороны киблы является сунной. Имам аш-Шафи‘и считает сунной, если выемка будет сделана посередине могилы (шакк). В этом аш-Шафи‘и опирается на то, что жители Медины роют могилы по форме шакк. Ханафитские же ученые опираются на слова Пророка, мир ему: «Могила с ляхдом для нас, а с шакк для других» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса’и).

А в другом риваяте сказано: «Могила с ляхдом для нас, а с шакк для людей Писания».

Передается, что когда Пророк, мир ему, умер, люди разошлись во мнении о том, делать ли в могиле Пророка ляхд или шакк. В то время один из сподвижников Пророка, мир ему, Абу Талха аль-Ансари, делал в могиле ляхд, а другой сподвижник – Абу ‘Убайда б. аль-Джаррах – шакк. Тогда к каждому из них послали человека, и ‘Аббас б. ‘Абд аль-Мутталиб взмолился: «О, Аллах! Выбери для Своего Пророка наилучшего из этих двух!». Первый из посланных людей нашел Абу Талху, второй же не нашел Абу ‘Убайду. «Мольба ‘Аббаса всегда принималась Господом, и в этот раз она была услышана» (Ибн Маджа, аль-Байхаки).

Жители же Медины делали могилы в форме шакк, потому что земля в этой местности была очень рыхлой. По этой же причине и жители Бухары рыли могилы в форме шакк. Когда в могиле делают ляхд, ее закрывают необожженными кирпичами из глины и тростником, ибо, когда хоронили Пророка, мир ему, закрыли ляхд глиняными необожженными кирпичами и вязанками из тростника. Также передается следующее наставление Пророка Мухаммада, мир ему. Однажды он увидел отверстие в могиле и, взяв кирпич, вручил его могильщику, сказав: «Закрой этим отверстие, поистине Аллах любит мастера, который хорошо делает свое дело». Сообщается, что Са‘ид б. аль-‘Ас сказал: «Закройте ляхд моей могилы необожженными кирпичами и тростником, как это было сделано в могиле Пророка, мир ему, а также в могилах Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен ими Аллах)». Все это необходимо для того, чтобы земля не падала на покойного. Исходя из слов Ибрахима ан-Наха‘и, порицается закрывать ляхд обожженными кирпичами и досками. Это основано на наставлении Пророка, мир ему, который говорил о том, что могилы не должны походить на строения. Обожженные кирпичи и доски используют при строительстве для красоты, а умершие уже не нуждаются в этом. Хотя по мнению Абу Бакра Мухаммада б. аль-Фадла из Бухары, возможно использование обожженных кирпичей. Кроме того, он рекомендует закрывать ляхд досками и хоронить умерших в гробах, (они могут быть сделаны и из железа). Это необходимо в том случае, если в местах захоронения земля рыхлая.

По ханафитскому мазхабу нужно опустить тело покойного в могилу со стороны киблы, а потом положить в ляхд. Ханафитские ученые основываются на том, что Пророк, мир ему, во время похорон Абу Дуджана опустил его тело в могилу со стороны киблы. Также приводится риваят от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) о том, что точно так же поступали и во время похорон Посланника Аллаха, мир ему.

По-нашему мазхабу, сунной является, чтобы в могилу спускалось нечетное количество людей. Порицается, если среди спускающихся в могилу будет неверный, даже если он родственник покойного. Чтобы похоронить покойного по сунне, нужно, чтобы в могилу спускались только мусульмане.

Когда тело опускают в могилу и когда кладут в ляхд, произносят «Бисмилляхи ва ‘аля милляти Расулилляхи».

Запрещается закапывать двух или более человек в одной могиле. Это традиция, унаследованная от Адама (мир ему) до наших дней. Но в крайних ситуациях шариат разрешает подобное, тогда первым в могилу опускается самый почитаемый из умерших, а между всеми телами делаются преграды из земли. Сообщается, что Пророк, мир ему, велел хоронить в одной могиле по двое или по трое воинов, погибших во время битвы у горы Ухуд. Он сказал: «Сперва кладите того, кто знает больше из Корана». Если вместе хоронят мужчину и женщину, то в могиле ближе к кибле кладется тело мужчины. Когда хоронят мужчину, женщину, мальчика, девочку и гермафродита, их кладут в такой последовательности: мужчина, мальчик, гермафродит, женщина, девочка.

Во время похорон носилки с телом женщины необходимо укрыть покрывалом. Сообщается, что на похоронах Фатимы (да будет доволен ей Аллах) носилки с ее телом были укрыты покрывалом. Покрывало сможет прикрыть ‘аврат женщины в том случае, если кафан по какой-либо причине раскроется. По этой же причине необходимо, чтобы в могилу тело женщины клал ее ближайший родственник. Но если родственников не окажется, то сделать это может и посторонний человек, поэтому нет необходимости звать женщин на помощь.

По ханафитскому мазхабу, носилки с телом мужчины не покрываются. Ханафитские ученые основываются на том, что ‘Али (да будет доволен им Аллах), увидев, как во время похорон тело мужчины укрывают покрывалом, снял покрывало и сказал: «Он мужчина!». В другом риваяте приводятся его слова: «Не уподобляйте его женщинам».

По ханафитскому мазхабу, над могилой делается возвышение, но только не в виде прямоугольника, а дугообразно. Делать могилу прямоугольной порицается, поскольку так поступают люди Писания (христиане и иудеи). Высота возвышения над могилой должна быть равной одной пяди или чуть выше. Порицается ставить на могилы каменные плиты. Абу Ханифа порицает любые постройки и обозначения над могилой. Абу Юсуф порицает и любые надписи на могиле. Аль-Кархи упомянул приведенные Джабиром б. ‘Абдуллахом слова Пророка, мир ему: «Не ставьте на могилы каменные плиты, не стройте над ними ничего, не сидите на ней и не делайте никаких надписей» (Муслим). Ведь все это делается ради внешней красоты, а покойник уже не нуждается в ней (кроме того, это бесполезная трата денег). Можно побрызгать (полить) водой на могилу, так как это уплотняет землю, хотя Абу Юсуф с этим не согласен. Кроме того, Абу Ханифа порицает утрамбовывать могилу, сидеть или спать на ней и т.д. В этом он опирается на запрет Посланника Аллаха, мир ему, сидеть на могилах (Муслим). Абу Ханифа запрещает читать намаз над могилой. Сообщается, что Пророк, мир ему, запретил совершать молитву над могилой. Кроме того, не следует читать намаз по покойному на кладбище между могилами. Этого же мнения придерживаются ‘Али и Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Аллах). Но если джаназа-намаз все же был прочитан на кладбище, он считается совершенным, поскольку есть свидетельства, что они совершили джаназа-намаз ‘Аише и Умм Саляма среди могил на кладбище аль-Баки‘. Имамом тогда был Абу Хурайра, а среди присутствующих находился Ибн ‘Умар (да будет доволен ими Аллах).

Разрешается посещать могилы и читать ду‘а покойным, если они верующие. Как сказал Посланник Аллаха, мир ему: «Я запрещал вам посещать могилы, но теперь посещайте. Поистине, они напоминают вам о загробной жизни» (Муслим).

Захоронения (дафн) в табуте (гробах или ящиках)

Хоронить в гробу является обычаем у христиан, поэтому мусульманские богословы разрешают хоронить мусульман в гробу только в случае крайней необходимости (‘узр).

Ханафитские ученые не видят ничего предосудительного в том, чтобы хоронить покойного в железном или каменном гробу, но при условии крайней необходимости (там, где рыхлая, влажная земля, или для того, кого хоронят в море).

Ляхда что это такое. Смотреть фото Ляхда что это такое. Смотреть картинку Ляхда что это такое. Картинка про Ляхда что это такое. Фото Ляхда что это такое

Посещение кладбищ (зиярат аль-кубур)

Согласно исламскому учению, душа (рух) человека, не умирает вместе со смертью тела, она готова для отчета, объяснения и понимания речи (слов, когда ее будут спрашивать в могиле). Большинство ученых считают, что наказание или милость (вознаграждение, райские наслаждения) получает как душа, так и тело покойного, и что душа остается после отделения от тела мучающейся или умиротворенной, иногда душа соприкасается с телом и также получает наказание или награду (милость). Некоторые ученые говорят, что наказание или милость получает только тело, а не душа. Существует высказывания о том, что на покойного распространяются дела его семьи и друзей. Также сообщается, что покойный видит и знает, что творится у него дома, и он радуется, если это благодеяния, и мучается, если это порочные дела. Покойник чувствует посещающего его в пятницу перед восходом солнца. Он получает благо, если пришли с добром, и мучается, если со злыми намерениями, так говорится в книге «Кашшаф аль-канна‘».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *