Маховик осириса что это
ГИБЕЛЬ ОСИРИСА
В египетской мифологии бог Осирис, олицетворявший собой возрождение жизни и загробный мир, занимает особое место. Он двояк по своей сути и в деяниях, с одной стороны, творец, которому подчиняются все силы природы, с другой — хозяин загробного мира. Согласно рассказу Плутарха и найденным египетским текстам, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Он был также братом и мужем Исиды, братом Нефтиды и Сета, отцом Гора. Властвуя над Египтом, он отучил людей от людоедства, научил сеять злаки, выращивать виноград, выпекать хлеб и обрабатывать руды. Осирис стал первым царем Египта. Но у него было немало недругов. Первым среди них оказался его брат-завистник Сет, который давно задумал уничтожить Осириса.
Ничего не подозревая, Осирис свободно уместился в нем. И тотчас над ним захлопнулась крышка. Замок был заперт, для тяжести крышку залили свинцом. Помощники Сета подняли саркофаг и тайными ходами вынесли его к Нилу. Они сели в лодку и поплыли на середину реки, там бросили саркофаг с телом Осириса.
Исида вскоре заметила исчезновение мужа. Ей сказали, что он утонул в водах Нила. Несчастная Исида отправилась искать его тело. А воды Нила прибили саркофаг к берегу. Росший там могучий куст вереска своими ветвями охватил саркофаг, вытащил и спрятал его возле своего ствола.
Опечаленная Исида нашла этот куст вереска. По ее приказу саркофаг вскрыли, и она увезла тело погибшего Осириса в болотистую дельту Нила и там в полном одиночестве принялась оплакивать его гибель. Вскоре она устала и не заметила, как заснула. Охотившийся в тех местах на уток Сет увидел спящую Исиду и рядом мертвого Осириса. Он сильно разозлился, узнав, что Исида нашла тело своего покойного мужа. В гневе он рассек тело брата на несколько частей, собрал их и развез по разным землям.
И снова пришлось несчастной Исиде разыскивать по разным землям останки Осириса. Ей помогали в этом многие животные, змеи, птицы. И даже крокодилы ее не тронули, когда она в папирусной лодке плыла по Нилу. Исида нашла все части тела мужа. Из собранных останков ей удалось извлечь живительную силу, и она зачала от мертвого Осириса. Части тела мужа она отдала богу бальзамирования Анубису. И Анубис приступил к удалению всех внутренностей, умащиванию останков и их пеленанию. Так он создал первую в мире забальзамированную мумию. С тех пор жрец, участвующий в процессе бальзамирования, стал надевать маску бога Анубиса.
Культ Осириса существовал в Древнем Египте ещё за три тысячелетия до нашей эры. Этот бог был одним из самых почитаемых в пантеоне, а о его истории рассказывается в самых разных преданиях. Египтяне верили, что очень давно, “на заре времён”, Осирис был верховным правителем всего мира.
Справедливый владыка и мудрый судья, он оказался врагом для злых сил, что мечтали получить власть. Несмотря на козни и даже гибель Осириса, бог остался вечным правителем, хотя и ушёл из мира живых. Почему Осириса связывали с противоречивыми “стихиями”: смертью и силами плодородия? Как удалось ему вернуться к жизни?
Царственная семья богов
Наиболее полным источников сведений об Осирисе являются творения Плутарха, что принадлежат к позднему периоду древней истории. К сожалению, самые первые сведения о боге не сохранились до наших дней, однако античный автор постарался максимально точно передать мировоззрение египтян.
Как рассказывает Плутарх, Осирис был старшим ребёнком божественной пары Геба и Нут (покровителей земной и небесной стихий). В Древнем Египте выделялось пять особенных дней, что завершали каждый годовой цикл.
В первый из этих дней на свет появился Осирис, которому суждено было стать великим правителем мира. Его младшими сёстрами стали Исида и Нефтида, братом – мрачный Сет.
Когда пришло время взойти на престол. Осирис был назначен четвёртым богом-правителем. Он унаследовал власть, а своей соправительницей сделал сестру и супругу Исиду.
Близкородственные браки между представителями царской семьи в Древнем Египте были нормой – считалось, что так сохраняется чистота крови в роду. Другой верховной парой стали Сет и Нефтида, однако младшему брату не хотелось довольствоваться второй ролью в делах правления. Сет мечтал о власти.
Осирис и Сет: воплощения света и тьмы
На мой взгляд, наиболее ярко взаимоотношения братьев проявляются в самом драматичном моменте мифа. Осирис, доверявший Сету, согласился лечь в превосходный саркофаг, который показал ему брат.
Сет неслучайно указал брату на гробницу – он сделал её в соответствии с ростом Осириса. Не подозревая о коварстве, правитель лёг в саркофаг, Сет тут же захлопнул его крышку и выбросил в Нил.
Осирис был погублен, а вся власть перешла к его злому брату. Более того, Сет мечтал сделать своей супругой Исиду, но верная жена Осириса отказалась становиться царицей рядом с врагом.
Благодаря помощи богов Исида нашла тело своего мужа. Она могла бы воскресить его, но снова вмешался Сет. Мёртвого Осириса он разорвал на множество частей.
Лишь после долгих лет поисков Исида соединила все части тела супруга. Она провела магический ритуал, ненадолго возвратив возлюбленного к жизни. В тот момент богиня родила сына Осириса, Гора, который через много лет отомстит за отца.
Но что же ожидало самого Осириса? Он не мог оставаться в мире живых даже с поддержкой чар своей преданной супруги. Уйдя в царство мёртвых, Осирис был признан главным правителем потустороннего мира. Я хочу отметить, что он же принял функции судьи.
Вместе с другими божествами Осирис решал судьбы душ умерших людей. Сердце покойного взвешивали на особенных весах. Противовесом служило перо богини Маат.
Если сердце перевешивало – значит, человек совершил много дурного в своей жизни. В таком случае душу отдавали на растерзание подземному чудовищу. Если же весы находились в равновесии – душа человека обретала бессмертие и покой.
Тайны облика Осириса
Изображения Осириса на древних фресках, в усыпальницах правителей Египта вполне узнаваемы. Он имеет облик человека, обёрнутого белой погребальной тканью. Что вам это напомнило? Мумию? Именно так.
Поскольку Осирис был умершим богом и правил среди мёртвых душ, то и облик его символизировал единство со смертью. На голове Осириса – царская корона, а в руках – скипетр и цепь, что также являлись атрибутами власти.
Но главная особенность в портрете бога – цвет его кожи. Лицо и открытые части тела Осириса окрашены в зелёный цвет. И это – не просто плод фантазии древних художников.
Осирис – бог плодородия
Несмотря на прямую связь с переходом в иной мир, смертью, Осирис считался покровителем плодородия (а символом возрождения и жизни был зелёный цвет). В Древнем Египте центром почитания бога стал город Джеду (греки назвали его Бусирисом).
Именно там находилось множество храмов бога. В начале сезона египтяне проводили особенный ритуал, связанный с культом Осириса как божества земли. Из дерева изготавливались специальные деревянные мумии Осириса.
Внутрь них складывались семена зерна, после чего их закапывали в почву. Всходы, проросшие из священных “саркофагов”, считались благословением бога. Ростки делили на равные части, а возле храмов высаживали по 360 или 365 растений, что указывает на власть Осириса над временем и сменой дней года.
Не менее значимым для культа был и Абидос. Именно в этом городе, как рассказывают легенды, был погребён Осирис. Поэтому многие египтяне строили усыпальницы в городских окрестностях. Народ верил, что добрый покровитель поможет им благополучно пройти преграды между мирами.
Древнее изваяние Осириса
Несмотря на то, что многие древние тексты исчезли во времени, значимость Осириса для жителей Древнего Египта нельзя преувеличить. Он был символом добра и победы над смертью. а светлое правление бога продолжил его наследник, славный воин Гор. Осирис – это не просто божество египтян, а воплощение философии и мировоззрения одной из самых развитых цивилизаций в истории человечества.
Маховик осириса что это
Имя Осириса в иероглифах
Отличительным головным убором божества является его корона – корона «атеф». Она состоит из высокой конической формы шапки с двумя перьями по ее бокам.
Также иногда головной убор бога включает в себя бараньи рога. Первое найденное изображение Осириса относится к периоду правления фараона V династии Джедкары Исеси (ок. 2413 – 2381 гг. до н.э.). Иногда кожа божества имеет зеленый цвет, что подчеркивает его аспекты в качестве бога изобилия и плодородия.
Среди египтологов нет единства относительно этимологии (т.е. происхождения и значения) имени этого божества. Наиболее распространенной точкой зрения считается связь его имени (Усир) с древнеегипетским словом «восер» (ws’ir), что можно перевести как «могущественный один».
1. Осирис и «Тексты пирамид»
Местом его рождения считалась пустыня, расположенная западнее Мемфиса – именно там, по представлению древних египтян, начинался загробный мир. Позже, когда религиозные образы и культы различных областей Египта трансформировались в более сложную религиозную систему, местом рождения бога иногда считались окрестности Фив. 14 городов в Египте имели священные места или могилы, которые почитались как гробница Осириса.
2. Миф об Осирисе
Настенная роспись с Осирисом
Рассказы об убийстве и восрешении этого божества относятся к числу важнейших мифов Древнего Египта. Наиболее последовательно изложил миф об Осирисе греческий писатель Плутарх. Согласно этому варианту, первоначально он был земным королем, и правил в Египте вместе со своей женой (и одновременно сестрой) Исидой. Был четвертым египетским фараоном после правивших до него прадеда Атума (Ра-Атума), деда Шу и отца Геба.
Его хорошее правление, та любовь, которой он пользовался у людей, вызывали ревность и ненависть со стороны его брата – Сета (у Плутарха он имеет имя Тифон). Сет объявил, что представит красивый саркофаг (то есть гроб) тому, кому он подойдет по размерам; сам же сделал саркофаг, используя заранее снятые мерки со своего родного брата.
Осирис лег в саркофаг – и он оказался ему в самый раз по размерам. Пока он радовался, подоспел Сет с другими заговорщиками (их было 72). Вместе они захлопнули крышкой саркофаг, даже запаяли все свинцом, а после этого бросили его в Нил. Саркофаг не утонул, а поплыл по течению. Река вынесла запаянный ящик на берег возле Библоса, где на этом месте сразу же выросло дерево.
Безутешная Исида, не потерявшая от горя способность действовать решительно и быстро, находит саркофаг с умершим мужем. Она возвращает его тело в Египет, в Дельту, где намеревалась совершить обряд похорон. Однако коварный Сет, воспользовавшись тем, что Исида на время оставила тело мужа, разрубил покойного на множество частей, которые разбросал по всему Египту.
И вновь Исида принялась за поиски своего мужа. В каждом месте Египта, где она находила часть тела совершались похоронные обряды. Собрав все части мужа, Исида воссоединила их воедино, а после этого тело было мумифицировано.
В отрывках древнеегипетских мифов об Осирисе и Исиде, известных нам сегодня, содержатся некоторые детали, которые отсутствуют у Плутарха. Возможно, что Плутарх, исповедовавший другую религию, просто не включил их в свою версию. У Плутарха центральный персонаж еще до своей смерти имел сына Гора от брака с Исидой.
В египетских мифах говорится о том, что Гор был зачат Исидой от своего супруга уже после смерти последнего. Описывается это так, с помощью магии Исида, махая крыльями, создав воздух жизни, на время оживила мумию мужа и зачала от него Гора.
3. Культ Осириса в Древнем Египте
Бог Осирис рядом с Анубисом и Хором
Осирису поклонялись с очень раннего периода древнеегипетской истории. Предполагается, что он был первоначально богом изобилия, обязанностью которого было гарантировать хороший урожай; в этом качестве был связан с Нильским наводнением. Он быстро стал богом воскрешения.
Другим важнейшим центром почитания божества был город Джеду (Бусирис), который, собственно, был местом, где возник его культ. Несмотря на наличие этих явных центров, культ Осириса в Древнем Египте получил распространение по всей стране, а позже распространился и за ее пределами – в Ливии, Нубии, Междуречье, Греции и т.д.
Пшеница, произростающая из тела Осириса и символизирующая его воскрешение
Коварный Сет не только заманил своего легковерного брата в сундук (саркофаг), который потом был брошен в реку, но и изрубил тело умершего на части. По одной версии этих частей было 14, по другой – 16, а еще по одной – 42. Первая цифра связана, несомненно, с числом городов и храмов, которые претендовали на то, что гробница Осириса (его могила) находится именно у них. Последняя цифра связана с количеством номов – областей Древнего Египта.
В Верхнем Египте было 22 нома, в Нижнем Египте – 20, итого – 42. Естественным для египтян было полагать, что в каждой административной единице страны находится (находилось) по части тела национального бога. Это отвечало государственной идеологии, национальному самосознанию и идентификации, единству страны.
Мифы в изложении Плутарха донесли некоторые подробности того, где и какие части тела находились (были захоронены):
Таким образом, почитание мощей, священных останков, частей тела божественных персоналий тоже пришло к нам из Древнего Египта. То, что одни и те же части находились в разных местах, не является преградой для религиозного мировоззрения. Точно также как и наличие нескольких гробниц Осириса. Достаточно вспомнить, что в значительно более позднем христианстве одних и тех же священных реликвий, например, голов Иоанна Крестителя насчитывается несколько.
Преданность сестры и жены божества, богини Изиды, которая стала чрезвычайно развитым мотивом в более поздних вариантах легенд об Осирисе, уже присутствует в самых ранних версиях мифа. После долгих поисков она находит части разрубленного мужа и собирает его плоть воедино.
После этого в Абидосе был выполнен ритуал бальзамирования бога (важную роль в этом сыграли боги Анубис и Тот). Вот почему он изображается, как мумия, с ногами и телом (исключая руки и голову), плотно обернутыми льняными полотнами.
Несмотря на свое чудесное воскрешение, Осирис уже не претендует больше на египетский трон. Он становится царем загробного мира, оставляя бороться за египетский трон с Сетом своего сына Гора.
5. Исида и Осирис
Как появился на свет бог Гор? Исида и Осирис были супружеской парой, но при земной жизни Осириса – до его убийства – у них не было детей.
Вот что говорят древнеегипетские мифы об этом. Когда Исида нашла и собрала воедино разрезанное на куски тело супруга, она приступила к магическим обрядам над убитым мужем.
Согласно мифам ей удалось вдохнуть в покойного жизнь настолько, что он смог вступить с Исидой в половую связь и оплодотворить ее. Благодаря этому Исида забеременела и впоследствии родила сына Гора.
Пикантность этой истории и в том, что по одной из версий мифа Сет, раскидав разрезанное на 14 частей тело доверчивого брата по всему Египту, фаллос бога бросил в Нил, где он был съеден рыбами.
Исида с помощью своей магии создала искусственный фаллос для своего мужа. У древних египтян существовал отдельный культ и фестиваль, посвященный этому событию. Следует отметить, что по другой мифологической традиции фаллос бога не был поврежден и находился в Мемфисе, где и был найден Исидой
6. Суд Осириса
Суд Осириса. Изображение из ‘Книги Мертвых’ (1375 г. до н.э.)
Ко времени Нового царства сформировалась и оформилась религиозная концепция, согласно которой Осирис во главе 42 богов осуществляет суд над душой умершего. Царь загробного мира показан сидящем на престоле в Зале Двух Истин, куда приводят каждого умершего.
Умерший произносит клятву о том, что во время земной жизни он был богобоязненным и послушным земным властям человеком. Все формулы этой клятвы начинаются с предлога «не»: не нарушал, не обманывал и т.д. Поэтому она получила название «клятвы отрицания».
Далее следует процедура взвешивания на весах истины. На одной чаше находится сердце умершего, на другой – перо богини Маат. Если прегрешения человека были велики, то чаша с сердцем перевешивает другую чашу. Если же человек был благочестивым, то чаши весов уравниваются.
От того, какой вердикт вынесет суд Осириса, зависит дальнейшая судьба умершего – или он попадет на благодатные поля Иару, где будет пребывать в довольстве и радости, или его сердце будет съедено безжалостным чудищем Аммут, что сделает его смерь окончательной, а воскрешение невозможным. Сцена суда Осириса является и центральным сюжетом, и финалом египетской «Книги мертвых». Поскольку все египтяне должны будут предстать перед судом Осириса, его культ становится в эпоху Нового царства доминирующим, а сам владыка подземного царства воспринимается и почитается как самый великий из богов.
Эти представления об нем как справедливом судье и спасителе мертвых являются характерными для всех последних стадий истории Древнего Египта. В этой концепции были обнадеживающие и утешающие идеи для самых широких слоев населения. Посмертная участь человека зависит не от его богатства и положения на земле. Она зависит только от моральных качеств и поступков самого человека, и от доброй воли царя загробного мира.
7. Эпитеты Осириса
Осирис – один из самых сложных божественных образов древних египтян. Из местного божества города Джеду в западной части Дельты, где он во многом перенял на себя черты тоже местного бога Анджети, Осирис становится одним из самых универсальных богов Древнего Египта. Со временем этот образ стал включать черты и характеристики множества других богов, а сами они превратились в ипостаси этого божества.
«Он, кто защищает погребения». На западе Нила, где были расположено большинство кладбищ, солнце опускалась в Дуат (загробный подземный мир). Он перенял на себя черты Хентиаменти – бога Абидосского некрополя.
«Он, кто живет в Гелиополе». Этим эпитетом он связан с важнейшим древним центром поклонения солнцу – умирающего и воскресающего божества.
Семья Осириса. Осирис (в центре) в окружении Гора (слева) и Исиды (справа). XXII династия. Лувр
«Он, кто живет в Oрионе». Этот эпитет соединяет божество с важным созвездием звезд и показывает звездный элемент в нем, контрастый с преобладающим подземным аспектом.
«Он, кто живет в доме Серкет». Серкет (Селкет) – богиня-покровительница мертвых. Этот эпитет показывает тесную связь владыки подземного мира с богиней-скорпионом, которая играет важную роль в древнеегипетском культе мертвой, как охранительница останков человека.
«Он, кто находится в комнате бальзамирования». В специальном помещении бальзамировщики превращали тело умершего в мумию. Считалось, что этот процесс происходит при непосредственном участии и защите царя загробного царства. В данном случае он перенимает на себя черты Анубиса.
«Он, кто был помещен в саркофаг». Этот эпитет только отчасти связан с легендой, известной нам по варианту, приведенному греческим писателем Плутархом, о том, что Сет хитростью заманил брата в короб (саркофаг). Главным содержанием эпитета является покровительство Осириса умершим, тела которых помещались в саркофаги.
Таким образом, основные эпитеты божества связаны с погребальными процедурами. Первоначально они распространялись только на похороны короля (фараона), но постепенно их применение получило самый широкий характер, включая все население Египта. Осирис стал главным погребальным богом и царем загробного мира.
8. Осирис и фараон
В эпоху Древнего царства Осирис был связан почти исключительно только с фараоном. Когда правитель Египта умирал, он становится никем иным как Осирисом, царем Дуата – загробного царства.
В текстах, высеченных в пирамидах V и VI династий, умерший король иногда упоминается под именем бога, например, Осирис Унас или Осирис Пепи. То есть, фараон не умирал, а превращался в бога.
Однако следует отметить, что даже в этих ранних источниках, проскальзывают и моменты, указывающие на то, что монархи хотели быть вместе с богом солнца в небе, а не жить в неизвестных и темных областях Дуата. В частности, в одном из текстов говорится о том, что Ра не будет передавать короля царю загробного царства, а в другом – содержится заклинание, чтобы бог загробного мира оставил королевскую могилу свободной от «его зла».
На эпоху Среднего царства приходятся такие описания владыки подземного мира в «Текстах саркофагов», которые делают его более похожим на злобного демона, нежели на доброго защитника и покровителя.
Однако эти, более темные аспекты Осириса, никогда не были преобладающими в описании этого божества, и не отменили его роль в качестве персонификации умершего лица королевского сана.
9. Осирис и Ра
Статуя Осириса. Египетский музей, Каир
Для египетского мировоззрения характерным является дуализм, который проявляется как во взглядах на природу, так и в религиозно-мифологических конструкциях.
Корни этого дуализма находятся в самой окружающей действительности: верх-низ, сыро-сухо, светло-темно, жарко-холодно и т.д. И боги воспринимались египтянами дуалистично.
У каждого бога есть своеобразная вторая дуальная половинка. У царя загробного мира – это бог солнца Ра.
Однако именно в рамках концепции дуализма между богами есть постоянная конкуренция. Характерным является мифологический сюжет, в котором Осирис подчеркивает свою собственную важность в качестве сельскохозяйственного божества в производстве пшеницы и ячменя – важнейших сельскохозяйственных культур Древнего Египта. Ра в этом сюжете заявляет, что зерновые культуры существуют независимо от владыки подземного мира.
Когда Гор вступил в борьбу за египетский трон против убийцы своего отца – Сета, Ра поддерживал вначале Сета, а не Гора. И только после вмешательства Исиды, которая фактически вынудила Ра изменить свою позицию, он поддержал Гора. Но при этом Сет не утратил его благорасположенности – Ра взял его к себе в ладью, а Сет верой и правдой стал защищать солнечного бога от злейшего врага – гигантского змея Апопа.