Маркировка обуви с чего начать
Маркировка обуви 2020: что делать с остатками
В России идет обязательная маркировка обуви. С 1 июля 2020 года производители обязаны наносить уникальный цифровой код на каждую пару, которую выпускают. Продажа, перевозка и хранение немаркированных обувных товаров с этого дня запрещены. Остатки можно промаркировать до 1 июня 2021 года — правительство решило продлить сроки, который неоднократно переносились. Маркировка возможна только по полному атрибутивному составу.
Главная сложность для розницы — в том, что промаркирована должна быть вообще вся обувь. И в том числе — товар из старых поставок, который остается у вас на складе или в магазине. Наносить коды на такую обувь вам придется самостоятельно.
Закончить маркировку остатков обуви в магазине или на складе нужно до 1 июня 2021 года. Потом ввести в оборот обувные остатки не получится. Начните осваивать бесплатную программу для маркировки уже сейчас.
Как маркировать остатки обуви: подготовка
Все, что происходит с кодами — а значит, и с самими товарами, — отслеживается в государственной системе маркировки. Она называется «Честный ЗНАК». До того как начать маркировать остатки, вам нужно подключиться к этой системе: это первый шаг. А для этого:
После этого можно регистрироваться в системе «Честный ЗНАК». Понадобится указать:
Обязательный шаг после регистрации — подписать договор с оператором системы, компанией ЦРПТ. Это можно сделать в личном кабинете «Честного ЗНАКа».
Когда вы подключитесь к «Честному ЗНАКу», можно начинать маркировку остатков товара. Для этого вам понадобится заказать в системе коды на вашу обувь.
Итак, чтобы узнать, сколько вам нужно уникальных кодов, понадобится сделать две вещи:
Чтобы получить коды маркировки на вашу обувь и начать маркировать остатки, нужно передать в систему «Честный ЗНАК» количество товара и его характеристики — описание. Для маркировки остатков надо указать:
Все коды маркировки будут одинаковыми по длине, по составу данных, по сроку действия. Вы сможете сколько угодно хранить и реализовывать любые маркированные товары.
Маркировка остатков обуви в магазине: инструкция для ИП и компаний
Чтобы получить коды маркировки в системе «Честный ЗНАК», нужно:
Теперь нужно сообщить в «Честный ЗНАК», что у вас появился промаркированный товар и вы готовы начать его продавать. Это значит, что вам надо ввести обувь в оборот. После ввода в оборот система будет отслеживать все, что происходит с обувью: смену собственника, розничную продажу, возврат.
Посмотрите подробную инструкцию, как маркировать остатки в МоемСкладе:
МойСклад — это товароучетная система и кассовая программа, которая подходит для работы с маркированными товарами. В ней легко заказывать и списывать коды, делать отгрузки, приемки, розничные продажи, возвраты и другие операции. Все функции по работе с маркировкой в МоемСкладе бесплатные.
Что делать, если этикетка с кодом повредилась
Иногда может понадобиться промаркировать товар заново. Например, если:
Тогда вам придется перемаркировать товар: списать старый код и выпустить новый.
А как заменить код на новый, мы объяснили в инструкции.
Если возвращают товар с неповрежденным кодом маркировки — заново маркировать его не надо, достаточно сообщить в систему «Честный ЗНАК» дату возврата, ИНН продавца, код и реквизиты документов на возврат.
Что делать с остатками немаркированной обуви после 1 июля 2020 года?
С 1 июля 2020 года продажа немаркированной обуви запрещена. Легально продать немаркированные остатки вы уже не сможете.
Если вы закупили товар у зарубежного поставщика до 1 июля 2020 года, производитель мог отгрузить его еще без маркировки, но к моменту наступления дедлайна эта обувь может быть еще в пути — то есть вы просто физически не успеваете промаркировать ее вовремя. И это единственный случай, в котором вы получите отсрочку. Сроки маркировки такой поставки продлили до 1 июня 2021 года. При этом ввести в оборот товары нужно до 15 июня 2021 года. Обратите внимание, что дата в закупочных документах должна быть до 1 июля 2020 года.
Маркировка обязательна для всех. Если вы торгуете товарами, которые под нее попадают (например, обувью), переходить на новые правила нужно уже сейчас и решать, что делать с остатками. В 2020 маркировка обуви только началась, поэтому подготовка займет какое-то время: нужно будет учиться работать с кодами, настраивать бизнес-процессы, обучать персонал.
Пока остается немного, меньше месяца, времени сделать все это в безопасном режиме: штрафы еще не применяются. Но если дотянуть до последнего, можно не только остаться без товара, но и понести огромные убытки. Поэтому важно прямо сейчас начать осваивать порядок проведения маркировки остатков: в 2020 году это коснется почти всей розницы. Чтобы сделать первый шаг, попробуйте МойСклад. Работа с маркированными товарами в нашем сервисе бесплатная, есть база знаний по маркировке, обучающие вебинары и круглосуточная поддержка.
Посмотрите вебинар, на котором мы и эксперты Честного ЗНАКа объяснили, как маркировать остатки, показали демо и рассказали про штрафы.
Маркировка обуви: сроки и схема работы, как подготовиться
С 1 июля 2020 года стартовала обязательная маркировка обуви. Рассказываем, как все работает и что нужно для работы по закону.
Нет времени разбираться? Поможем!
Что вы узнаете
Закон о маркировке обуви
Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 утверждает правила маркировки обувных товаров. Оно обязывает маркировать обувные товары средствами идентификации, а участников оборота отчитываться в систему мониторинга обо всех операциях с маркированной обувью. Чипирование обуви поможет отследить полный цикл движения товаров от производителя до покупателя и не пропустить контрафакт на рынок.
Сроки
Схема работы
1. Производитель получает коды в системе маркировки и наносит их на каждую коробку с обувью.
2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору по ЭДО универсальный передаточный документ (УПД) с указанием всех кодов с коробок.
3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды, указанные в документе и на упаковках, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.
4. Оформление отгрузки дистрибьютором и приемка в рознице проходят аналогично.
5. При продаже кассир сканирует код маркировки с коробки, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.
За работу без маркировки — штраф и конфискация
Наш эксперт шаг за шагом рассказывает, как подготовиться к переходу на новую схему работы. Вы своими глазами увидите процесс приемки и продажи.
Какая обувь не маркируется?
Согласно постановлению Правительства №860 от 5.07.2019 не маркируется:
Какая обувь подлежит маркировке?
В распоряжении правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 года приводится список кодов обувных товаров, подлежащих маркировке. В него вошли все коды обувной номенклатуры, поэтому маркировка касается всех видов обуви. Да, и даже домашних тапочек со шлепанцами.
Вид продукции | ОКПД 2 |
---|---|
Обувь водонепроницаемая на подошве и с верхом из резины или пластмассы | 15.20.11 |
Обувь на подошве и с верхом из резины или пластмассы | 15.20.12 |
Обувь с верхом из кожи | 15.20.13 |
Обувь с верхом из текстильных материалов | 15.20.14 |
Обувь для тенниса, баскетбола, тренировочная обувь и аналогичные изделия | 15.20.21 |
Обувь спортивная прочая | 15.20.29 |
Обувь с защитным металлическим подноском | 15.20.31 |
Обувь различная специальная | 15.20.32 |
Обувь лыжная | 32.30.12 |
Группы по ОКПД2 дополнительно уточняются кодами по ТН ВЭД.
64 01. Водонепроницаемая обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы, верх которой не крепится к подошве и не соединяется с ней ни ниточным, ни шпилечным, ни гвоздевым, ни винтовым, ни заклепочным, ни каким-либо другим аналогичным способом.
64 02. Прочая обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы.
64 03. Обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из натуральной кожи.
64 04. Обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из текстильных материалов.
64 05. Обувь прочая.
Код маркировки: что это и как выглядит?
Каждую пару обуви маркируют уникальным двумерным Data Matrix кодом, его наносят на коробку, ярлык или прямо на товар.
Минимальный размер кода — 22 х 22 мм с разрешением 200 dpi. Средний размер 25 на 25 мм.
Что нужно сделать, чтобы работать с маркировкой?
Как зарегистрироваться в системе маркировки?
Для регистрации нужна усиленная квалифицированная электронная подпись на носителе Рутокен.
Установите необходимое ПО:
Перейдите по ссылке из письма и укажите:
Маркировка обуви при производстве и импорте
Что понадобится
Как маркировать
При необходимости производитель/импортер создает коды транспортных упаковок и печатает этикетки для них, формирует агрегаты и отчитывается в Честный знак о кодах внутри упаковок.
Подключить СБИС Маркировка для производства
Оптовая продажа маркированной обуви
Что понадобится
Подключить ЭДО для обмена документами с контрагентами.
Если входящие УПД бесплатные, то, чтобы отправлять накладные, нужно купить пакет документов.
Как отгружать
Оптовику необходимо сформировать электронный УПД и указать в нем коды маркировки с отгружаемых товаров. Подписать его электронной подписью и отправить контрагенту через оператора ЭДО. Оператор сам отправит УПД в Честный знак после подписания получателем, а коды внутри документа будут переведены в собственность покупателя.
СБИС проверит УПД на наличие ошибок перед отправкой и при получении, предупредит и поможет исправить.
Приемка маркированной обуви
Что понадобится
Как принимать
Вы получите от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, отсканируйте все коды с коробок. Если все хорошо, подтвердите УПД, если есть расхождения — отклоните его или дождитесь исправленного УПД. Если хотите, можете сразу подтвердить получение без проверки.
Розничная продажа маркированной обуви
Что понадобится
Обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек.
Проверьте вашу кассу по инструкции. Обновить ПО можно у производителей и в авторизованных сервисных центрах. «Тензор» имеет статус АСЦ — обращайтесь.
Подключить кассу к ОФД, который умеет передавать в чеке коды в систему маркировки.
2D-сканер для считывания марок.
Как продавать
Продавать маркированную обувь нужно через онлайн-кассу с ОФД: кассир сканирует код с упаковки, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.
Маркировка «под ключ»
Оборудование для ввода и проверки марок
Выбираете оборудование для кассы и склада? В нашем ролике представлены комплекты СБИС для маркировки. Смотреть
Приложение на ваш смартфон
Для небольших складов
Просто установите на него приложение СБИС Доки.
+ работает без привязки к компьютеру
+ сразу видно результаты проверки
— небольшая скорость сканирования
2D-cканер от 3 100 ₽
Для средних складов
+ высокая скорость сканирования
— работа только с компьютером
— ограниченная дальность действия
Терминал сбора данных от 22 850 ₽
Для больших складов
+ работает без привязки к компьютеру
+ высокая скорость сканирования
Принтер этикеток от 13 050 ₽
+ высокая скорость печати
+ ширина печати до 110 мм
+ быстрая и простая замена расходных материалов
+ широкий выбор материалов для печати: от бумаги до синтетики
Маркировка остатков
Промаркировать остатки обуви можно было до 1 сентября 2020 года, сейчас эта процедура недоступна.
Что делать, если касса не подключена к ОФД (автономный режим)?
Розничный магазин может сам передавать сведения о выводе товара из оборота, но не позднее 30 дней со дня продажи:
Можно ли продавцам обуви работать на ЕНВД и патенте?
Нет. По 325-ФЗ розничные продавцы лекарств, обуви, одежды и изделий из меха не могут применять спецрежимы. Но можно применять упрощенную систему налогообложения.
Как оформить возврат маркированной обуви?
Перезапросите код в Честном знаке, получите новый, нанесите на обувь и введите в оборот.
Как вести учет остатков?
Пока за пересортом марок (когда в системе есть код, а у вас на балансе его нет, или наоборот) Честный знак следить не будет. После 1 июля вы обязаны принимать на баланс и продавать только товары с кодами маркировки. Когда требование появится, СБИС Маркировка поможет его выполнить.
Будет ли нарушением отгрузка маркированной продукции с выводом из оборота, если покупатель зарегистрирован в ЧЗ, а отгрузка пойдет как не участнику, например, на собственные нужды?
Нет, в данном случае нарушение не будет зафиксировано.
Перейдет ли право собственности на товар при оптовой реализации по наличному расчету, если в чеке заполнены ИНН и наименование покупателя?
Нет. Чтобы стать владельцем кодов в ГИС МТ, необходимо оформить УПД и подписать его с двух сторон.
Подлежит ли маркировке товар, который закупается и реализуется в секонд-хендах на развес в мешках?
Товары, полученные от физического лица на территории России, подлежат маркировке, если не имеют признаков значительного износа и не представлены навалом (например, в товарных вагонах) или в тюках, мешках или аналогичных упаковках для товаров, поставляемых навалом, или в кипах, связанных вместе без внешней упаковки, или небрежно упакованными в ящики (код ТН ВЭД 6309).
Поставщик отправляет УПД с кодами маркировки из другой учетной системы. Как получить документы в СБИС?
Для обмена документами по ЭДО со сторонним оператором связи необходимо оформить Роуминг.
Как сверить коды маркировки во входящем документе с фактически поступившим товаром?
Для каждой позиции в поступлении нужно подтвердить код маркировки.
Сделать это можно двумя способами:
Более подробная информация в инструкции.
В каталог обуви на каждый размер необходимо создавать карточку?
Да, на каждый. Размер и цвет — это уникальные характеристики товара.
Маркировка обуви: этапы, сроки и особенности
С 1 июля 2020 года к продаже разрешена обувь только с цифровой маркировкой. За нарушения предусмотрены штрафы, поэтому импортерам, представителям оптовой или розничной торговли важно успеть подстроиться под новые условия. Для этого необходимо разобраться во всех правилах маркировки обуви.
Фото: Retail.ru
Введение
С 1 июля 2019 года вступило в силу Постановление о маркировке обуви, обязывающее производителей обуви выполнять ее маркировку, а ровно через год начал действовать запрет не только на производство, но и на продажу и импорт немаркированной обуви.
Под маркировкой понимается условный знак, сообщающий о характеристиках товара. Покупателю будет доступна вся необходимая информация о продукции и ее производителе. Код маркировки должен быть нанесен производителем или импортером на товар, а данные о нем включены в систему маркировки обуви.
Для маркировки используется код DataMatrix. В нем зашифровываются сведения о товаре и специальный защитный код, который служит для проверки подлинности. Распознать DataMatrix можно через 2D-штрихкоды.
На изображении ниже показано как выглядит код маркировки обуви:
Фото: Код DataMatrix
Этапы и сроки маркировки обуви
Установлены следующие сроки маркировки обуви:
С 1.07.19 по 1.10.19 г. — регистрация в системе маркировки; подача заявки на получение устройства, отправляющего запросы на сервер эмиссии ГИС и передающего сгенерированные коды (регистратор). Также в этот период необходимо начать промаркировывать остатки, используя упрощенную схему.
С 1.10.19 по 1.07.20 г. — происходила выдача регистратора эмиссии; завершается маркировка всех не введенных в оборот остатков обуви; подключается оборудование, считывающее коды; настраивается онлайн-касса; готовится к использованию необходимое программное обеспечение. Все процессы должны проводиться через электронный документооборот (ЭДО).
К 1.07.20 г. все производственные процессы необходимо организовать так, чтобы выпускать только маркированную продукцию, так как немаркированная обувь будет уже запрещена к продаже, хранению и транспортировке.
Остатки обуви, введенные в оборот производителями и не реализованные продавцами до 1.07.20 г., могут быть промаркированы до 1.09.20 г. Продавцам для этого потребуется документ, подтверждающий факт покупки до 1 июля.
До 1.08.20 г. должна быть проведена обязательная маркировка обуви, купленной до 01.07.20 г. и ввезенной после этой даты.
Законодательство о маркировке
Система маркировки обуви регулируется:
Роспотребнадзором и Минпромторгом — органами, контролирующими оборот маркированной продукции.
Нормативными правовыми актами:
Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» Распоряжение Правительства РФ №620-р от 3 апреля 2019 года.
Федеральным законом № 488 о внесении изменений в ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и с.4.4 и 4.5 в ФЗ № 54 «О применении ККТ при расчетах в РФ».
Постановлением правительства № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров».
Штрафы
Начиная с 1 июля 2020 года за приобретение для продажи немаркированной обуви, а также ее хранение и транспортировку предусмотрены штрафы:
С 1 июля 2020 за продажу, хранение, транспортировку или приобретение для последующей продажи немаркированной обуви предусмотрены штрафы, в размере (ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ):
от 2 до 4 тыс. рублей — для физлиц;
от 5 до 10 тыс. рублей — для должностных лиц;
от 50 до 300 тыс. рублей — для юрлиц.
По факту нарушения товар конфискуют.
Статья 171.1 УК закрепляет за следственным комитетом право возбуждения дела по факту незаконных продаж в крупных размерах от 1,5 миллионов рублей. В отдельных случаях возможно также уголовное наказание до 3 лет лишения свободы или принудительных работ.
Как работает маркировка
Производителем или импортером направляется запрос о формировании кодов в ЦРПТ. Каждый код стоит 50 коп. без учета НДС и покупается в ЦРПТ.
Создается код и направляется производителю или импортеру. Все сведения, зашифрованные в данном коде, передаются по защищенному соединению с помощью криптографического метода.
Код DataMatrix наносится на продукцию. Его можно разместить как на упаковке или ярлыке, так и непосредственно на обуви.
Обувь, изготовленную в России, необходимо маркировать на производстве. Если она изготовлена за рубежом, промаркировать ее требуется до ввоза на территорию России.
Производитель может продать товар оптом по — электронному УПД.
Оптовик, в свою очередь, продает товар розничному магазину по тому же документу. Если входящие УПД бесплатны, то для их отправки потребуется покупка специального пакета документов. Также необходимо подключение электронного документооборота (ЭДО).
Есть нюансы в работе с системой маркировки обуви и для розницы. Когда товар попадает в розничный магазин, это фиксируется по УПД во время приемки. Реализация товара осуществляется через онлайн-кассу с передачей данных через ОФД. Предварительно нужно подготовить кассу, чтобы она добавляла код маркировки в чек. Для этого нужно обновить ее прошивку по специальной инструкции. Поддерживает ли касса работу с системой маркировки можно узнать на официальном сайте СБИС.
Импорт, продажа, транспортировка и списание товара с нанесенным кодом DataMatrix сопровождаются его сканированием, и все сведения о товаре передаются в базу данных.
Покупатель может получить все данные о товаре и его производителе перед покупкой, отсканировав код через мобильное приложение.
Исключена возможность повторного использования кода. Процесс маркировки обуви в 2020 году обеспечивает его конечный вывод из оборота после списания товара. Исключение составляют случаи возврата.
Подробная информация о внедрении новой системы находится в специально разработанных методических рекомендациях. В этом документе содержатся инструкции по нанесению средств идентификации, и описывается принцип работы обязательной маркировки.
Фото: Размещение кода маркировки на обувной коробке
Какая обувь маркируется
Распоряжением правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 года определен список кодов продукции, которая должна быть промаркирована.
Из водонепроницаемых материалов, с подошвой и верхней частью из резины или пластика, без защитного подноска из металла.
На подошве и с верхом из пластика или резины, за исключением спортивной и водонепроницаемой.
Кожаная, кроме спортивной, специальной, а также моделей с подноском из металла.
С текстильной верхней частью (не спортивная)
Модели для занятий спортом: теннисные, баскетбольные гимнастические и т.п.
Прочая спортивная обувь, кроме лыжной, а также ботинок с коньками.
С защитным подноском из металла.
Из дерева, специализированная и другая, не относящаяся ни к одной из вышеперечисленных групп.
Для лыжного спорта.
Какая обувь не должна маркироваться?
Согласно постановлению Правительства №860 от 5.07.2019 не маркируется обувь:
подвергнутая взысканию или конфискации,
используемая в качестве выставочных образцов,
произведенная для прямого экспорта или продажи в duty free,
находящаяся на временном хранении,
предназначенная для внутреннего использования.
Как начать маркировать обувь
Пройти регистрацию в специальной системе цифровой маркировки.
Самостоятельно промаркировать остатки товаров. Нанесение кодов на производстве начнется, когда стартует обязательная маркировка обуви.
Освоить систему СЭД. Через нее будут проходить документы, сопровождающие продукцию.
Работать через онлайн-кассу.
Маркировка остатков обуви
Чтобы промаркировать продукцию, оставшуюся на складе, необходимо:
составить описания товаров в личном кабинете «Честный знак»,
заказать, распечатать и наклеить соответствующие идентификаторы на товары.
Описание товара может быть полным или упрощенным (если невозможно получить всю информацию о нем).
Сформированные коды актуальны в течение 60 дней. Если за это время их не использовали для присвоения товарам, они становятся недействительными.
Действия при возврате обуви покупателем
Главной проблемой является то, что код маркировки может быть поврежден или утрачен покупателем (например, срезана этикетка, на которой было средство идентификации).
В этом случае должна быть выполнена повторная перемаркировка, после чего товар возвращается в оборот. Процедура возврата будет оформляться через «Честный знак» не позднее 20 дней. Для этого необходим заказ нового кода.
Вырастут ли цены на обувь по причине маркировки?
Себестоимость обуви неизбежно возрастет, так как в нее войдут издержки на внедрение идентификаторов. Компаниям придется менять бизнес-процессы, обновлять оборудование, обучать сотрудников, интегрировать новое программное обеспечение. Все это требует затрат, поэтому на начальном этапе цены на продукцию возрастут.
При этом, благодаря новой системе, производитель сможет качественнее отслеживать продажи и эффективнее работать над оптимизацией бизнеса, что впоследствии приведет к снижению стоимости. Этому же процессу поспособствует и то, что на рынке будет меньше контрафакта, у легальных изготовителей вырастет доля на рынке и, следовательно, объемы производства.
В перспективе маркировка обуви, как для розницы, так и для потребителей не повлечет больших дополнительных расходов.
Обязательная маркировка обуви 2020 года решит проблему незаконного производства, уклонения от налоговой нагрузки и таможенных сборов, конкуренция будет честной и прозрачной. Потребитель всегда сможет убедиться, что качество покупки соответствует заявленному. Отсканировав код, будет легко узнать кем, когда и где произведена вещь, каковы ее характеристики и особенности.