Менора что это такое в религии
Что символизирует православный семисвечник?
Семисвечник – неотъемлемая часть инвентаря алтаря каждого православного храма. Он располагается напротив Горнего места у Престола (называется запрестольным) или непосредственно на Престоле (напрестольный). Семисвечник – особый светильник с семью ответвлениями, на концах которых расположены свечи или лампады (чашечки с маслом), возжигаемые во время богослужения.
История семисвечника
Впервые семисвечник упоминается в Ветхом Завете в связи с устройством первого храма – скинии во времена скитаний еврейского народа по пустыне. Золотой светильник (евр. менора) был отлит из цельного куска золота весом в 35 кг (Исх. 25: 31) и установлен пророком Моисеем по повелению Божию в скинии. Затем его расположили в алтаре Иерусалимского храма. Менора была выполнена в виде толстого стебля с шестью ветвями на круглой подставке. Ее стебель и ветви венчали лампады, наполненные лучшим оливковым маслом. Возжигались они вечером и не тушились до утра (Лев. 24:3).
Существует предание, согласно которому средняя лампадка горела дольше других, хотя количество масла во всех чашечках было одинаковым. Чудо прекратилось за 40 лет до уничтожения Второго Иерусалимского храма.
В Ветхом Завете семисвечник – символ присутствия среди молящихся в храме людей Господа, Который в Священном Писании именуется светом для всех живущих на земле или светильником (Пс. 103:2; 2 Цар. 22:29).
Со временем в иудаизме менора утратила духовное значение, превратившись в национально-религиозный знак (эмблему) Израиля. Она стала символом иудаизма и теперь красуется на гербе государства Израиль.
Семисвечник в христианстве
В первые века христианской церкви алтари храмов освещались двумя свечами, символизирующими два естества (человеческое и божественное) Господа нашего Иисуса Христа. Кроме символики, такое количество свечей было связано с тем, что богослужения проводились тайно из-за преследования христиан, а небольшой свет привлекал меньше внимания.
Спустя время, когда христианство стало официальной религией и стали строить храмы, то, устраивая церковный алтарь, священнослужители начали ориентироваться на его описание в Священном Писании (поскольку Иисус Христос не уничтожил Ветхозаветный закон, а дополнил его), и семисвечник занял свое прежнее место.
Кроме указаний Господа по устройству скинии на месторасположение семисвечника повлияло видение апостола Иоанна Богослова, увидевшего 7 огненных светильников перед престолом Господа (Откр. 4:5).
Что символизирует семисвечник?
По словам иеромонаха Иова (Гумерова) новозаветная Церковь унаследовавшая Богооткровенную религию Ветхого Завета, восприняла семисвечник в качестве священного символа благодатных даров Святого Духа (Откр. 4:5).
В Новом Завете духовный смысл семисвечника получает глубинное значение. Теперь он означает не только присутствие Бога среди верующих людей, но и служит напоминанием каждому православному человеку об изливаемой на него Божией благодати, которая преображает людей, дает возможность спасения и соединения с Богом через Таинства Церкви.
Менора что это такое в религии
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Семисвечник (евр. менора) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).
В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.
Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.
Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец (Откр. 21: 23).
Менора
Мено́ра (ивр. מְנוֹרָה — менора́, букв. «светильник») — золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.
Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора изображена и на гербе Государства Израиль.
Содержание
Менора в Скинии
Описание Меноры
Согласно Библии, предписание об изготовлении Меноры (как и всей священной утвари в Скинии), а также её описание были даны Богом Моисею на горе Синай (Исх.25:9).
И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями. Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе. [1] По преданию, эти указания оказались для Моисея такими сложными, что Всевышнему пришлось самому сотворить светильник. [11] Описание Меноры в Библии изобилует образами, явно заимствованными из ботаники: ветви, стебель, венчики, завязи, цветки, миндалевидные чашечки, лепестки. По словам израильских исследователей Эфраима и Ханы а-Реувени: [12] В ботанической литературе в Израиле принято сирийское название этого растения — марва (Salvia Judaica или Salvia Hierosolymitana). Независимо от того, был ли этот вид шалфея первоначальным образцом для создания меноры или нет, представляется более чем вероятным, что она представляла собой стилизованную форму дерева. Свет Меноры наполнял Святилище и освещал священников во время службы. Масло для менорыЗажигание менорыИстория МенорыПериод Первого ХрамаПериод Второго ХрамаПосле разрушения ХрамаСуществуют разные версии о дальнейшей судьбе храмовой Меноры. Менора могла быть захвачена во время первого разграбления Рима вестготами под началом Алариха в 410 году. Однако более вероятно, что Менора, золотой Стол и другие священные сосуды были захвачены при разграблении Рима вандалами в 455 году, после чего были увезены ими в свою столицу Карфаген. [52] Согласно Прокопию, по совету одного из иудеев, предсказавшего несчастья от реликвий, император Юстиниан приказал отправить иудейские сокровища в христианские храмы в Иерусалиме. Если даже Менора возвратилась в Иерусалим, скорее всего она была переплавлена в золото в одном из многочисленных разграблений города в средние века. Это могло случиться при разорении Иерусалима персидским царём Хосровом в 614 году, тогда же была захвачена христианская святыня Животворящий Крест. Менора могла быть уничтожена и много позже, при захвате города крестоносцами в 1204 году во время четвёртого крестового похода. Сегодня репродукцию Меноры (в натуральную величину) можно увидеть в Старом городе в Иерусалиме. Эта менора построена Институтом изучения Храма в соответствии с галахическими и историческими источниками. [55] В начале 2002 года главные раввины Израиля Йона Метцгер и Шломо Амар получили аудиенцию у главы римско-католической церкви Иоанна Павла II. Среди прочих вопросов раввины интересовались и судьбой меноры, так как по одной из существующих версий, она может находиться в подвалах Ватикана. По утверждению официальных лиц из папской канцелярии, золотая менора давно утеряна. Использование в качестве еврейского символаСо времени разрушения Храма менора утратила своё практическое значение в повседневной еврейской жизни. В числе других предметов храмовой утвари, Талмуд [56] запрещает делать точную копию храмовой Меноры, поэтому у большинства светильников, изготовленных в более позднюю эпоху, отсутствуют сложные декоративные элементы, по этой же причине наряду с семисвечником встречаются и изображения меноры с четырьмя, шестью или девятью ветвями. Происхождение символаЖивя в христианском окружении, евреи ощущали потребность отмечать соответствующим символом свою религиозно-национальную принадлежность. Начиная со II века, менора становится символом иудаизма, главным образом, в противовес кресту, который превратился в символ христианства. По этой причине она является своего рода опознавательным знаком. Если на древнем захоронении обнаруживается изображение меноры, это однозначно свидетельствует о том, что захоронение — еврейское. Вот некоторые возможные причины избрания меноры в качестве сугубо еврейского символа: В древностиДолгое время учёные сомневались в том, что описание меноры принадлежит эпохе не ранее V или IV веков до н. э. Однако с тех пор как в Каппадокии были найдены ассирийские печати с изображением светильника с семью разветвлениями, древнее происхождение меноры не оспаривается. Семисвечники были обнаружены при раскопках древних святилищ Сирии и Ханаана (главным образом — в слоях, относящихся к XVIII—XV вв. до н. э.). Однако это были глиняные светильники в форме мисочки с семью углублениями для фитилей, либо с семью чашечками. Лишь изредка эти светильники имели ножки. Древнейшие изображения еврейской меноры имеются на монетах (Матитьягу) Антигона II, последнего царя Иудеи из династии Хасмонеев (37 г. до н. э.), на фрагменте штукатурки, обнаруженном при раскопках Верхнего города Иерусалима времён Ирода I (37—4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало I в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30 г. н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70—130 гг. н. э.), и на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г. н. э.). Начиная со II века, в диаспоре среди евреев распространяется обычай украшать изображениями меноры стены гробниц и саркофаги. В некрополе Бет-Шеарима (II—IV вв.), где были захоронены и евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры. Римские катакомбы (конец II—IV вв.) изобилуют изображениями как креста, так и меноры. В Израиле менора изображалась на мозаичных полах синагог, на фресках и росписях. Менора символизировала веру в будущий приход Мессии, каббалисты приписывали ей мистическое значение. По этой причине изображения меноры нередки на стеклянных сосудах, печатках, камеях, амулетах и т. п. При этом на предметах, изготовленных в Израиле, по сторонам меноры обычно изображали шофар и совок, а на изготовленных в странах диаспоры — лулав и этрог. Начиная с середины IV в. н. э., глиняные светильники с рельефным изображением семи- и девятисвечника появляются в античных городах. Подобные керамические лампы были обнаружены в Карфагене, Афинах, Коринфе. Бронзовая менора (высота 12,5 см), украшавшая, видимо, ковчег для свитков Торы, была обнаружена при раскопках синагоги V века в Эйн-Геди. В Средние века менора становится также распространённым элементом иллюминированных рукописей, а также окладов. Позже Менора стала в синагогах характерным рисунком для «Мизрах» (по 7 слов (Псал. 113:3) соответствуют 7 её ветвям), иногда она служит орнаментом и на Ковчеге для свитков. На амулетах порою встречаются 7 слов или 7 стихов, которым также придают вид меноры. 16 фактов о меноре (ханукие), которые должен знать каждый еврейот
|