Методика для чего оно нужно

Методика

Содержание

Общее понятие

Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.

Понятие «методика» в различных отраслях

Образование

Методика обучения предмету включает в себя [3] :

Экспериментальная наука

Раздел нуждается в дополнении.

Теоретическая наука

Раздел нуждается в дополнении.

Требования к методике

Необходимыми требованиями к методике, как к конкретному «рецепту», процедуре, являются следующие:

См. также

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Методика» в других словарях:

методика — Установленный способ осуществления деятельности. Примечания 1. Во многих случаях методики документируются [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… … Справочник технического переводчика

МЕТОДИКА — (греч. methodike). 1) то же, что методология. 2) часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕТОДИКА греч. methodike. Тоже, что методология.… … Словарь иностранных слов русского языка

Методика — – установленный способ осуществления деятельности. Примечания: 1. Во многих случаях методики документируются, [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, методики, жен. Система правил, изложение методов обучения чему нибудь или выполнения какой нибудь работы. Методика арифметики. Методика научного исследования. Методика пожарного дела. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познании методика играет важную роль в эмпирическом исследовании (наблюдении и эксперименте). В отличие от метода … Философская энциклопедия

Методика — (Methodology, guideline) – 1.Документ, рекомендующий к применению определенные способы действия ( в бухгалтерском учете, отчетности, решении экономико математических задач и так далее), не требующий рассмотрения или утверждения руководством… … Экономико-математический словарь

Методика — совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, и, жен. 1. Наука о методах преподавания. 2. Совокупность методов обучения чему н., практического выполнения чего н. М. опытов. | прил. методический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

методика — сущ., кол во синонимов: 2 • годегетика (1) • методология (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

МЕТОДИКА — (от греч. methodike совокупность методов) англ. те thodics; нем. Methodik. 1. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения к. л. деятельности. 2. Всоциологии система операций, процедур, приемов установления соц. фактов, их… … Энциклопедия социологии

Источник

Эссе «Зачем мне нужна методология?»

Методология — это …

«Методология» в переводе с греческого языка (μεθοδολογία) означает «учение о способах».

Если трактовать понятие немного шире, то методология – это учение о способах, методах, алгоритмах проведения исследования какого-либо объекта.

Методологию можно рассматривать с двух позиций:

В качестве объекта методологии могут выступать все виды деятельности человека.

Например, точные науки, искусство, философия, религия, практическая и художественная деятельность. И это логично, ведь изучению подлежит абсолютно все, что нас окружает, а процесс изучения должен совершаться по определенному алгоритму.

Видео

Когда можно писать в своей работе не научно-ические, а научно-ологические основы исследования?

Если наука, в которой выполняется исследование, является методологической, то и научно-методический ап­парат такой науки может быть назван научно-ме­тодологическим. То есть если в вашей науке развита система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины или системы научных дисциплин, то смело можете говорить о научно-методологических основах вашего исследования, поскольку в вашей науке все это давно существует, общепринято и может быть реализовано в качестве инструмента, доступного для вас в рамках вашего исследования.

Но при этом, вы не должны говорить только об одном перечне методов, применяемых в вашем исследовании, разумеется, научно-методологические основы – это не просто набор и не перечень методов исследования!

Как выбрать методологическую базу исследования

Как подбирать методы для методологической базы исследования курсовой или дипломной работы? Соблюдать несколько важных правил:

Как видите, главное — помнить, что методологическая база должна помогать вам достичь поставленные цели и задачи. Иначе потеряется логическая связь, а методы не помогут раскрыть заявленную тему проекта.

Методологическая база исследования: примеры

Чтобы не возникало вопросов, как выглядит методологическая база курсового, дипломного или диссертационного проекта, мы решили привести наглядные примеры. Смотрите, изучайте и используйте с умом при написании собственного исследовательского проекта.

Пример : методологическая база курсовой работы

Научная дисциплина: маркетинг

Тема диплома: Оценка коммерческой деятельности по формированию ассортимента непродовольственных товаров

Цель и задачи работы: Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации розничной продажи. В соответствии с темой курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:

Методологическая база:В курсовой работе применялись различные методы исследования: статистическое наблюдение, метод анализа и синтеза, системный подход, методы группировки и сравнений, метод сбора фактов и другие.

Пример : методологическая база дипломной работы

Научная дисциплина: экономика

Тема диплома: Оценка финансово-экономического состояния ООО «Эрколайн».

Цель и задачи работы: Целью работы является разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия на основе результатов анализа его финансово-экономического состояния. Для решения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

Методологическая база: Методологической основой исследования выступают анализ и синтез, экономико-статистический и графический методы.

Пример : методологическая база магистерской работы

Научная дисциплина: политология

Тема магистерской: Особенности использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации.

Цель и задачи работы: Цель магистерской диссертации состоит в выявлении особенностей и проблем использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации и разработке рекомендаций по их совершенствованию в современных условиях. Для достижения сформулированной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:

Методологическая база: Теоретико-методологическое обоснование и методы исследования. Основными научными методами, используемыми в диссертации, являются общенаучные (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные методы политологических и экономических наук (организационный, системный и структурно-функциональный подходы, прикладные статистические методы). Совокупность и сочетание данных методов адекватны цели и задачам, объекту и предмету исследования данной работы.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, что такое методологическая база в исследовательской работе, из каких методов она состоит и как сформулировать методологию в собственном проекте. А если у вас совсем нет времени писать работу самостоятельно, обращайтесь в наш студенческий сервис. Специалисты помогут подготовить курсовую, дипломную или магистерскую точно в срок!

Источник

Статья « Зачем нужны методы обучения в современной школе»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Статья « Зачем нужны методы обучения в современной школе»»

Современное естествознание представляет собой совокупность многих наук, которые тесно связаны между собой, так как они отображают единый мир. Но поскольку природный мир многообразен, то каждая из естественных наук имеет свой предмет, изучает тот или иной вид материи. Одной из таких наук и является биология, изучающая живую материю.

Школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка.

В первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдение и повторение действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи опыта. По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому человек был просто вынужден перейти к словесным методам обучения. Это явилось своеобразной поворотной вехой в истории образования; теперь стало возможным передавать большой массив знаний за короткое время. В обязанности ученика входило аккуратное заучивание передаваемой ему информации. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия человечества настолько возрос, что догматические методы с трудом справлялись с поставленной задачей. Общество нуждалось в людях, которые не только зазубривали закономерности, но и могли их применять. Следовательно, максимального развития достигли методы наглядного обучения, помогающие на практике применять полученные знания. Уход в сторону гуманитарных принципов и идеалов приводит к исчезновению авторитарных методов обучения, и на смену им приходят методы усиления мотивации учащихся. Побудить ребенка учиться теперь должны были не розги, а заинтересованность в учебе и результатах. Дальнейший поиск привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения, основанных на самостоятельном движении учащегося к знаниям. Развитие же гуманитарных наук, в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальности, одним словом, самоактуализации. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения.

Метод обучения является одном из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению, как их сущности, так и функциям.

В наше время развитию творческих способностей ребенка, его познавательным потребностям и особенностям мировоззрения необходимо уделять большое внимание. О важности методов обучения писал А.В. Луначарский: «От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю. Незаметно методы преподавания переходят в методы воспитания. Одно и другое связано теснейшим образом. А воспитание еще более чем преподавание, должно базироваться на знании психологии ребенка, на живом усвоении новейших методов».

Источник

Метод «Зачем? Почему?» как алгоритм разбора любой ситуации

Автор: Вячеслав Игнатьев · Опубликовано 20.03.2019 · Обновлено 28.08.2021

«Цель определяет средства» Н. Макиавелли

«Заказчик устанавливает требования» принцип Бережливого Производства

«Цель субъекта должна соответствовать цели общности» методология SMART

Методика для чего оно нужно. Смотреть фото Методика для чего оно нужно. Смотреть картинку Методика для чего оно нужно. Картинка про Методика для чего оно нужно. Фото Методика для чего оно нужно

Введение.

Тяжелые производственные периоды случаются у всех компаний и людей. В условиях конкуренции в такие периоды выживает тот, кто сумеет быстро определить и устранить факторы, тянущие вниз. В случае коммерческих компаний, факторами, способными «похоронить» бизнес, являются затраты.

Мы знаем, что затраты бывают двух видов:

(Затраты следует снижать, потери ликвидировать)

Потери – это убытки, возникающие в результате каких-либо проблем (например, в планировании, исполнении, прозрачности и т.д.).

Как научиться упреждать возникновение проблем? Что делать, если они всё-таки возникли?

Из теории Бережливого производства мы знаем множество способов сокращения затрат – устранения потерь: есть методики 5 почему, брейн-ринг, мозгового штурма, теневая мозговая атака, метод маленьких человечков, алгоритм решения изобретательских задач, ТРИЗ и другие. Каждая из названных методик имеет достоинства и недостатки (о них вы можете почитать в открытых источниках).

Но сегодня я хотел бы рассказать об одном несложном приёме, который сложился в ходе моей оптимизационной деятельности — на основании личного опыта, опыта коллег, наблюдений за работой специалистов и экспертов консалтинговых компаний, аудиторов и руководителей успешных компаний.

Я хочу рассказать о методе «Зачем. Почему» (для какой цели, почему именно?). Первое упоминание о нем можно посмотреть по этой ссылке: http://www.up-pro.ru/library/production_management/operations_management/zachem-pochemy.html.

Метод «Зачем? Почему?»

Методика может показаться банальной, но, как известно, — всё гениальное просто! (постараюсь это доказать)

Также каждый из нас, кто хотя бы раз в жизни сдавал экзамен по пожарной безопасности, знает, что пожар легче предотвратить, чем потушить. По аналогии с пожарами, производственные проблемы выгоднее упреждать, чем устраивать «разбор полёта» по обломкам»!

В течении жизни каждый человек старается совершать абсолютное большинство поступков осознанно и держит в голове цель, которую хочет достичь. Поступок без цели – неосознанный поступок. Поэтому сразу определимся, что в мире бизнеса мы будем говорить только об осознанных поступках – действиях, выполняемых с конкретной целью.

Итак, мы отметили, что хотим научиться упреждать проблемы. На производстве проблемами могут быть: срыв срока, создание брака, перерасход сырья и другое.

Как же научиться не производить бракованные изделия? Как не срывать сроки сдачи работ? Как использовать ресурсы рационально и постоянно снижать удельный расход материалов? — на все эти и другие вопросы может ответить метод «Зачем? Почему?».

Если спросить любого из нас, держим ли мы в голове цель похода в магазин – каждый ответит «Да». Но если уточнить, всегда ли они покупают именно то, зачем изначально выдвинулись в сторону супермаркета – многие скажут «не всегда».

По данным статистических агентств, 20% покупок совершаются людьми необдуманно. Если представить, что и на работе работники каждое пятое изделие обрабатывают не настраиваясь на конечный результат, и предположить, что каждая деталь проходит 3-4 этапа обработки, то получится, что удельный выход годной продукции составит не более 51%. Выход брака в 50% почти нигде не имеется (хотя в народе бытует мнение, что некоторые отечественные отрасли имеют брак в каждом изделии) поэтому можно смело говорить, что абсолютное большинство российских предприятий имеют систему контроля качества и работают осознанно, но тем не менее каждый год десятки и сотни организаций оказываются на грани банкротства.

Причин возникновения кризисных ситуаций множество, предусмотреть все случаи мы не можем. Но разработать систему оперативного реагирования на изменение объективных факторов, влияющих на принятие управленческих решений, — нам под силу.

Вопрос «Зачем?» позволяет микроцели каждого подразделения, руководителя, рабочего сравнивать с общекорпоративной целью.

Ответ на один вопрос «Зачем вы?» даёт нам информацию минимум по 7 важным для разработки и внедрения корректирующих мероприятий пунктам.

Вопросы, на которые отвечает одно уточнение «Зачем?» (он же «для какой цели?»):

При использовании инструмента «Зачем» вам перескажут схему взаимодействия исполнителя и конкретной операции с другими операциями, процессами, исполнителями, руководителями, нормативными документами. В результате, вы получаете «карту», которую в последствии сравниваете с данными от других сотрудников, руководителей, политики компании.

(При использовании слова «зачем» всегда упоминается действие. Любое действие неизменно связано с выполнением какого-либо задания конкретного должностного лица.)

Отвечая на вопрос «зачем?», 90% людей рассказывают предысторию, момент внедрения требования, кем вводилось требование, важные, но малоизвестные нюансы в непринуждённой форме.

Кроме информационной полезности, построение вопроса через вопросительное слово «зачем» улучшает и рабочую атмосферу в рабочем коллективе. Это связано с тем, что вежливо построенный вопрос о целях выполнения производственной операции является проявлением интереса к результату работы человека и заочное признание превосходства сотрудника в тонкостях конкретной операции. Ни для кого не секрет – работа психолога заключается в том, чтобы выслушивать людей. Так вот, поинтересовавшись целью выполнения производственной операции, вы выступаете в роли собеседника, товарища — с человека снимается ощущение того, что он под следствием, на допросе.

Представьте, что вы заходите в цех, где вас никто не знает. Вы одеты в корпоративную рабочую форму и, разумеется, если будете представляться, вызываете доверие. Вы подходите к любому сотруднику, занятому выполнением «диковинной» операции и вежливо интересуетесь о целях вырезания трудноговыполнимого паза на хрупкой детали: «У вас фрезерный станок вырезает очень сложный паз, скажите, зачем нужен этот тончайший трудновыполнимый паз на этой хрупкой детали?».

Будьте уверены глаза работников, у которых вы вежливо спросите «Зачем вы …?» засияют!

Вопрос «Почему?» нам дает пояснение о выборе наиболее выгодного способа выполнения конкретной операции из множества возможных вариантов, считая главной целью – максимальную экономическую, иную выгоду.

Пример вопроса: «Почему ты отложил выполнение сварочных работ на 2 дня?»

Пример ответа: «Потому что новая более долговечная марка бетона требует больший срок сушки»

В антикризисном управлении вам часто придётся развивать мысль ваших подчиненных выводя их на правильное решение (выбор способа обработки, режима, повтора операций и т.д.) либо (что должно быть редко) выяснение обстоятельств какого-либо уже состоявшегося неприятного инцидента. Пример: «Почему при обнаружении трещины ты не остановил работы?».

Если инструмент «Зачем?» является компасом на пути к желаемой цели, то инструмент «Почему?» — является шагомером!

Отклоняясь на измеренное количество шагов от проложенной компасом траектории (для обхода препятствия) в будущем мы должны пройти столько же шагов в обратном направлении! (закон ориентирования на местности)

Методика для чего оно нужно. Смотреть фото Методика для чего оно нужно. Смотреть картинку Методика для чего оно нужно. Картинка про Методика для чего оно нужно. Фото Методика для чего оно нужно

Даже самый отдаленный фактор при желании можно назвать корневой причиной принятого решения, поэтому при каждом таком случае необходимо направление разговора возвращать в рациональное русо уточнением «для чего?» (что это даёт?).

В целом, ответов на вопрос «Почему?» можно придумать миллион – наукой до сих пор не определено, как происходит принятие решений человеком. Неразумный ответ может понизить уровень авторитета отвечающего человека в ваших глазах, но производственную проблему он для вас не решит. Поэтому вопрос «почему?» советую всем задавать только по простым операциям, явлениям, параметры которого легко измеряются техническими приборами, калиброванными часами.

Примеры применения инструментов метода «Зачем? Почему?» на практике.

После уточнения, зачем прутья полируются, выяснилось, что это требование устаревшего ГОСТ. Далее путём уточнения у заказчика, на какие цели закупается продукция, выяснилось, что прутья сразу после поступления заказчику подвергаются высокотемпературной обработке, при котором даже отполированные прутья теряют блеск, и, соответственно, процесс полировки прутков цехом-изготовителем является бесполезным этапом производства.

Результат постановки вопроса «Зачем нужен данный процесс?»– сокращение времени производственного цикла, сокращение трудозатрат, экономия средств.

Уточнение у Главного энергетика предприятия «Зачем (для чего?) предприятию столько энергии?» помогло определить основного потребителя ресурса – обогатительную фабрику.

Вопрос начальнику фабрики «Зачем фабрике n кВт*ч электрической энергии каждый год?» – выявил два наиболее энергоёмких процесса – дробление и измельчение руды и выработку сжатого воздуха.

После проверки процессов дробления и измельчения вопросы остались по выработке сжатого воздуха.

Далее шли следующие вопросы и уточнения:

— зачем фабрике m ед. компрессоров? — для обеспечения жизнедеятельности бактерий биоокисления!

— зачем руководством фабрики установлена норма выработки сжатого газа в несколько раз большая чем того требует технологический регламент?

Далее был выход на корневую причину повышенных затрат на электроэнергию, о которых ни директор предприятия, ни акционер не знали. ОКАЗЫВАЕТСЯ, фабриканты уже много лет использовали сжатый воздух от компрессорной станции для закрытия проблемы неэффективной работы мешалок! Заводские мешалки имели минимальный зазор между лопатками и эйрлифтами и быстро вышли из строя.

В результате использования инструментов «Зачем?» и «Почему?» на горно-обогатительном комбинате в кратчайшие сроки были достигнуты следующие улучшения:

Молодые специалисты нанятой подрядной организации приносили фотографии рабочего дня механиков без единого замечания – сотрудники постоянно заняты, все действия механиков были отлажены, меры безопасности соблюдены, придраться к качеству выполнения процессов было невозможно — на любой вопрос «Почему?» — давался вразумительный логичный ответ!

Результат хронометража показал бы 100% загруженность работников механического цеха, но планы скрытого саботажа сбора данных испортил простой вопрос «Зачем?»:

— зачем работники ждут мастера, если детали типовые и изготавливаются ими каждый день?;

— зачем вытачиваются нестандартные детали? по какой заявке? и так далее.

В результате использования вопросов «Зачем?» и «Почему?» (при хронометраже механического цеха) была выявлена недогруженность подразделения и проведены кадровые изменения.

Важный момент: При использовании вопроса «Почему?» вместо «Зачем?» в каждом случае можно было получить ответ «Потому что нам не известен более выгодный способ» и (с высокой долей вероятности) «сесть в лужу».

Заключение.

Для эффективного устранения потерь любого производства необходима подробная карта производственных процессов, неустранимых в настоящее время факторов и конечных результатов. Построение подробной карты фактических факторов и результатов, на мой взгляд, не возможно без использования инструмента «Зачем?», определяющего главные цели и процессы, и инструмента «Почему?», вносящего корректировку в подпроцессы и микроцели.

Поочерёдное использование инструментов «Зачем?» и «Почему?» позволяет выявлять и устранять бесполезные операции, неосознанные нарушения требований технологического регламента, а также операции, имитирующие бурный трудовой процесс (во время хронометража, построения фотографии рабочего дня и т.д.).

Метод «Зачем? Почему?» нацелен на снятие разнородных и взаимосвязанных проблем по слоям. Многие сложные процессы станут для вас очевидны, если вы двигаться не от причин (как предлагают большинство методов), а от цели.

Уверен, в любой компании есть процессы, предназначение которых не всем до конца понятны. Метод «Зачем? Почему?» способен снять мистицизм с неизвестного, сложного для быстрого восприятия процесса – объяснять смысл «мистических операций» пошагово будут владельцы процессов, поэтому трудоёмкий анализ эффективности даже самого наукоёмкого процесса сводится к озвучиванию простых вопросов и сверке полученных ответов с технологическим регламентом, производственным планом, иными директивами и очевидной математической логикой.

Метод «Зачем? Почему?» позволяет анкетирующему в непринуждённо управлять ходом опроса и собирать детали именно по интересующему процессу, операции, пресекая любой увод разговора в сторону просьбой объяснить связь между «сомнительным» действием (сомнительными операциями) и конечной общей целью. Важнейшую роль при сборе данных по сложным производственным процессам, участкам и площадям играет вопрос «Зачем?», а не, как долгое время было принято считать, «Почему?».

Вопрос «Зачем?» — интересуется целью и результатом.

Инструмент «Почему?» — уточняет факторы и детали из прошлого.

Методика для чего оно нужно. Смотреть фото Методика для чего оно нужно. Смотреть картинку Методика для чего оно нужно. Картинка про Методика для чего оно нужно. Фото Методика для чего оно нужно

Пример слаженной работы снайпера и уточняющего внешние условия помощника

Люди не могут жить без прошлого и терпят поражение, если не планируют будущее. Следовательно, чтобы быть эффективным в долгосрочной перспективе, необходимо интересоваться будущим и анализировать прошлое.

Так и метод «Зачем? Почему?» пусть будет вам в помощь, для устранения проблем до их возможного возникновения, а также эффективного и устойчивого развития в условиях постоянного демпингования конкурентов.

Вячеслав Игнатьев,
эксперт по оптимизации металлургических
и энергетических компаний

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *