Межконфессиональные браки что это
Российским мусульманам запретили браки с иноверцами Что говорят юристы и кто в РПЦ задумался о таком же запрете для христиан?
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Духовное управление мусульман (ДУМ) России вынесло богословское заключение, в котором говорится о запрете на браки с иноверцами.
Согласно представлениям членов религиозной организации, браки мужчин-мусульман с немусульманками уменьшают шансы женщин, исповедующих ислам, найти себе мужа-единоверца. В итоге им приходится «выходить замуж за немусульман, что канонически запрещено», пояснили в муфтияте.
Согласно документу, принять решение о межконфессиональном союзе может только муфтий, учитывая все обстоятельства конкретного случая и «лишь в определенных единичных случаях».
Там добавили, что выйти замуж за мусульманина может лишь та представительница другой религии, которая готова следовать предписаниям Корана. Богословы убеждены, что это необходимо, поскольку двух близких людей должны связывать единые жизненные ценности для прочности союза.
Муфтий Чечни Салах-хаджи Межиев заявил, что запрет браков мусульман с иноверцами является общеизвестной истиной в исламе.
«Нет никакой необходимости это обсуждать и говорить об этом, никаких споров и разногласий в этом вопросе нет», — сказал он.
Межиев добавил, что запрет направлен на укрепление семьи, ее духовных основ, снижение числа разводов и разногласий.
Решение богословов ДУМ о запрете браков мужчин-мусульман с иноверками противоречит тому, что сказано в Коране, указал муфтий Альбир Крганов, глава другой исламской организации Духовное собрание мусульман России.
«Мы с уважением относимся к заключению наших братьев в совете улемов Духовного управления мусульман, но больше, чем сказано в Коране, добавить не можем. Всевышний разрешает браки с людьми Писания (мужчин мусульман с иудейками и христианками — прим. «Ленты.ру»)», — сказал Крганов.
По его мнению, к предписаниям совета улемов следует относиться как к рекомендации, а не к правилу.
При этом, муфтий подтвердил, что ислам запрещает мусульманкам выходить замуж за немусульман, потому что «мужчина отвечает за семью перед Творцом и должен быть верующим». В то же время мужчина-мусульманин вправе сам решать, готов ли он жениться на иноверке. «Но мужчина должен сделать так, чтобы дети были воспитаны в исламе, он несет за это ответственность, за своих детей и супругу. Он также призван подвигнуть женщину на то, чтобы она приняла ислам», — добавил Крганов.
Фетва исламских богословов о запрете мусульманам жениться на представительницах других конфессий имеет параллели и в других религиях, в частности, в христианстве. Об этом рассказал глава духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов.
«Такая постановка вопроса существует и в нормах РПЦ. Там декларируется, что православная христианка не должна выходить за иноверца. Во многих правовых школах ислама тоже такой принцип есть», — сообщил он.
По его словам, данное богословское заключение не касается людей, живущих светской жизнью, в то же время, «религиозная жизнь устанавливает свои принципы».
«Тут ничего такого обязательного и экстраординарного для всего российского общества нет — это сугубо религиозное предписание, касающееся верующих людей», — объяснил муфтий, подчеркнув, что данная фетва не является тотальным запретом на межконфессиональные браки.
Депутат Государственной Думы и телеведущая Оксана Пушкина раскритиковала инициативу ДУМ о запрете на межконфессиональные браки.
По ее словам, подобные постановления могут посеять раздор и религиозные противоречия. «Любовь не знает ни расы, ни национальности, ни религии», — сказала Пушкина.
Она подчеркнула, что браки между представителями различных религий помогают укрепить межконфессиональный мир, а запрещать их — значит разделять любящие сердца.
Решение ДУМ запретить браки мусульман с иноверцами не имеет юридической силы, заявил юрист ассоциации «Агора» Дамир Гайнутдинов.
Он напомнил, что Россия является светским государством, и гражданское состояние в ней регулируется только законом. Эксперт отметил, что данное богословское заключение касается лишь исламского ритуала, который существует параллельно с государственным и не порождает правовых последствий.
По словам профессора департамента теории права и межотраслевых юридических дисциплин ВШЭ Леонида Сюкияйнена, любое подобное решение, которое выносит религиозная организация, не имеет правовой силы. Он подчеркнул, что при этом оно может оказать влияние на «поведение и умонастроения мусульман».
Протоиерей Андрей Ткачев указал, что в прошлом христиане также не могли заключать браки с иноверцами.
«Сейчас мы стали мягковатыми, как растаявшее мороженое. Возможно, нам тоже с брачным вопросом следует так же поступить, вернуться к строгости и твердости. Почему бы нет? По крайней мере, над этим стоит подумать», — считает священник.
По его мнению, в идеале религиозный человек должен заключать брак с единоверцем.
Фетва ДУМ РФ о межконфессиональных браках
Именем Аллаха, милость Которого вечна и безгранична.
БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 5\19
Совет улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской федерации (ДУМ РФ) в ходе очередного расширенного заседания, состоявшегося 22-го числа месяца Раби’ аль-авваль 1441 года по лунному календарю, что соответствует 19-му ноября 2019 г. по григорианскому календарю, и проходившего в Культурном центре «Дар» по адресу ул. Ленинская слобода, д. 9,
постановил: заключение мусульманских обрядов бракосочетания (никях) с представительницами людей Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая.
МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ БРАКИ
Согласно Кораническому Откровению, супружеский союз между мужчиной и женщиной является одной из важных заповедей Божьих, выполнение которой позволяет человеку обрести милость и благодать Всевышнего, познать радости и достоинства семейной жизни, исполнить замысел Господа о продолжении рода человеческого.
Исламское право, основывающееся на Божественном Откровении Священного Корана и пророческом Предании (Сунне), определяет мусульманский обряд бракосочетания (никях) как духовную ценность и особый договор пред Творцом, именем Которого освящается супружеский союз между мужчиной и женщиной, их совместный жизненный путь.
В современном мире, в условиях межнациональных переплетений и ассимиляции у многих возникает вопрос: каковы рамки дозволенности? какие из смешанных браков разрешены, а какие запрещены?
Коранический аят накладывает неоспоримый запрет на замужество или женитьбу с язычниками и всеми теми, кто подпадает под эту категорию:
«Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Лучше рабыня[1], но верующая, чем [свободная] язычница, пусть даже очень привлекательная и вызывающая у вас симпатию. И не выдавайте замуж [мусульманок] за язычников, пока те не уверуют. Лучше [в вопросе замужества] раб, но верующий, чем [свободный] язычник, пусть даже приглянувшийся вам.
Они [язычники] приглашают (зовут) вас в Ад. Всевышний же приглашает (зовет) вас в Рай и [призывает к благим делам, посредством которых вы можете получить] прощение с Его позволения. Он раскрывает (показывает) людям знамения, возможно, они вспомнят (призадумаются, будут помнить важное для них и необходимое)» (Св. Коран, 2:221).
Также недопустим брак мусульманки с тем, кто не относит себя к мусульманскому сообществу, вне зависимости от того, каких взглядов и убеждений он придерживается. Одним из главных аргументов в вопросе недопустимости брака мусульманки с немусульманином являются строки Священного Корана:
«Если вы убедитесь [из общения с ними], что они уверовали, тогда не возвращайте их неверующим. [Теперь, после становления этих женщин верующими] ни они (женщины) не дозволены им, ни они (мужчины) не дозволены им [их бывшим женам]. » (Св. Коран, 60:10).
Ведь по природе взаимоотношений главным в семье является муж. Жена следует или старается следовать ему во всем. Если муж немусульманин, то жене-мусульманке постепенно придется отказываться от своих религиозных устоев, ценностей. В воспитании детей акценты проставляет также именно муж. Следуя шариатскому правилу о запрете путей, ведущих к запретному, все мусульманские ученые единодушны в канонической недопустимости такого брака[2].
Возникает вопрос: может ли мусульманин взять в жены представительницу людей Писания (христианку или иудейку)? Ведь Коран разграничивает эти две категории людей: язычников и людей Писания, отмечая для каждой из них свои особенности.
Основой в вопросе женитьбы мусульманина на представительнице людей Писания (христианками и иудейками) согласно исламскому каноническому законодательству является дозволенность. Главным аргументом в этом вопросе является следующий аят:
«[Отныне] стало разрешенным для вас [употреблять в пищу] все хорошее [приятное с точки зрения здорового общечеловеческого восприятия]. Также разрешена для вас пища людей Писания, а ваша пища разрешена для них. Разрешено вам жениться на благочестивых из числа мусульманок и благочестивых из числа женщин людей Писания (христианках и иудейках), если вы передали им [ценный] свадебный подарок [в качестве безвозмездного дара], желая жениться на них [ощущая ответственность перед созданием семьи на всю оставшуюся жизнь], а не временно увлекаясь (не для разврата) и не беря их в качестве подруг. Кто отвергает веру, отказывается от нее [от ее основ, постулатов, от Божьих установлений], а до этого был ее носителем, благие дела того [в итоге] теряют всю свою значимость (они тщетны). В Судный День он будет из числа проигравших (потерпевших крах) [если до смерти так и не успеет раскаяться и исправиться]». (Св. Коран, 5:5).
Со времен сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) и по сей день было немалое число тех, кто высказывал далеко неоднозначное суждение по данному вопросу. К примеру, в своде хадисов имама аль-Бухари приводится ответ известного сподвижника Пророка Абдуллы ибн ‘Умара на вопрос: «Можно ли жениться на христианках или иудейках?» «Воистину, Всевышний сделал язычниц запретными для мусульман, и я не знаю более страшного язычества, чем утверждение, что Господом является Иисус. Тогда как он — всего лишь один из Его рабов и творений»[3].
Из Священного Писания следует, что потенциальная супруга должна быть на самом деле представительницей людей Писания, верующей в небесную религию, признающей Всевышнего Творца, Его Писания, пророков, жизнь после смерти. Интересен исторический факт времен пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) касательно племени Бану таглиб. Это племя, хотя и относило себя к христианам, было совершенно незнакомо с христианским учением и не соблюдало никаких религиозных заповедей. Имам ‘Али ибн Абу Талиб говорил о запрете на употребление приготовленного представителями этого племени мяса и женитьбы на женщинах из этого племени, аргументируя свое мнение тем, что, по сути, это племя продолжает пребывать в язычестве: не выполняет того, что обязательно у христиан, и не сторонится того, что запретно у них.[4] Некоторые мусульманские ученые проводят аналогию между племенем Бану таглиб и сегодняшними христианами, которые, к сожалению, зачастую ничего о Христианстве не знают и его не практикуют, что служит поводом рассмотреть вопрос о недопустимости заключения брака с женщинами людей Писания в современных реалиях.
Следует отметить, что подавляющее большинство авторитетных ученых Ислама, среди которых богословы всех четырех мазхабов, высказали мнение о нежелательности бракосочетания мусульманина с женщиной из людей Писания[5]. В качестве аргумента приводится пример второго праведного халифа ‘Умара, который в бытность свою правителем правоверных в повелительной форме призвал мусульман развестись с женами-христианками и женами-иудейками. Все, кроме Хузейфы, развелись. Он же развелся с супругой через некоторое время, показав тем самым, что явного запрета на такого рода брак в Исламе нет, однако веления халифа нельзя ослушаться[6].
Приказ ‘Умара не был безоснователен. Ввиду канонической дозволенности браков мусульман с женщинами из людей Писания, многие мусульмане стали жениться на христианках и иудейках, однако не проявляли в последующем стремления приобщить своих жен к Истине коранического благовестия, укрепить их в исламской добродетели. Приказ халифа касался лишь тех мусульман, чьи жены за период супружеской жизни так и не приняли Ислам, не стали мусульманками. Возникает вопрос: насколько мужчина-мусульманин готов развестись со своей супругой спустя некоторое время, если она так и не примет Ислам. И насколько это будет справедливо по отношению к ней и возможно уже родившимся детям.
Действия праведных халифов являются для мусульман, наряду с Кораном и Сунной, обязательным для применения в жизни. Подтверждением тому служат слова пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Кто будет жить после моей смерти [во все последующие века вплоть до Конца Света], тот станет свидетелем многих разногласий. Обязанность ваша — это моя Сунна и Сунна [четырех] праведных халифов, которые будут после меня. Следуйте этому [направлению, этим наставлениям и образцам], насколько возможно [в меру ваших сил и возможностей; держитесь и не отпускайте]»[7]. Также Аль-‘Ирбад ибн Сария (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: «О посланник Аллаха, это похоже на увенчание прощающегося, так дай же нам наставление!» Он сказал: «Я завещаю вам бояться Всемогущего и Великого Аллаха, слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это «коренными зубами» и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!»[8]
Нужно учесть, что запрет либо нежелательность, о которых мы говорим, рекомендовались учеными для тех периодов, когда еще существовало такое понятие, как мусульманское общество, где все способствовало приобщению людей иных культур и взглядов к Истине коранического благовестия, пробуждению в них веры в Единого Бога и следованию Его последнему Посланнику.
Современная ситуация кардинально изменилась. Тот, кто открывает для себя суть веры, стараясь привносить ее частички в повседневную жизнь, зачастую не находит должного понимания у окружающих. Общество, в котором на фоне укоренившейся, процветающей вседозволенности и безнравственности практически утерян институт семьи, пошатнулись многие общечеловеческие устои, не приемлет выходящих за рамки его «морали» норм и порядков.
В связи с этим, некоторые теологи, а также ряд мировых советов мусульманских ученых[9] заявляют о крайней нежелательности такого рода браков в условиях неисламского государства, где мусульмане составляют меньшинство, так как в таких условиях, в основном, был да так и остался неурегулированным вопрос о личном религиозном статусе верующего — праве жить согласно канонам своего вероучения, что предполагает свободное отправление религиозных нужд (в том числе возможность своевременного совершения пятикратной молитвы), регулирование своей жизни в соответствии с шариатским законодательством (в вопросах семьи, брака, наследования и т. д.).
В вопросе женитьбы на людях Писания часть ученых устанавливали различие между теми, кто живет на территории мусульман и находится под их покровительством и теми, кто живет вне мусульманского сообщества, ссылаясь на великого ученого и сподвижник Пророка, Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Не все представительницы людей Писания дозволены нам»[10].
Немаловажным фактором для установления такого запрета являются имеющие место в некоторых регионах националистические, антиисламские настроения и соответствующая пропаганда в средствах массовой информации, что влечет за собой стремление супруги-немусульманки воспитывать детей в иной (неисламской) религиозной традиции. Тем самым ослабляются духовно-религиозные основы семьи, затрудняется семейная ритуальная практика, нарушается среда воспроизводства исламской духовной традиции, утрачиваются будущие поколения, чередой выстраиваются внутрисемейные проблемы.
Каноны Ислама гласят: устранение, предотвращение дурного, вредного, опасного первостепеннее, нежели извлечение, приобретение пользы[11]. Любое разрешенное не должно нести собой вред явный или предполагаемый. И если в использовании разрешенного можно найти общий вред, то запрет на него должен быть общим. Если — частный, то и запрет должен быть таковым. Чем больше и очевиднее вред, тем строже запрет и недопустимость[12].
Для большинства межконфессиональных браков характерно появление ряда проблем. К примеру, возникают сложности с воспитанием детей в духе исламского вероучения или с привитием им исламского мировоззрения. Ведь в основном именно супруга, хранительница домашнего очага, мать и воспитательница детей, оказывает решающее влияние на свое чадо, прививая ему свои принципы и взгляды. Да, быть может, ребенок именем и внешностью будет походить на отца, но сутью и действиями — скорее на мать. Будущие поколения таковых вряд ли станут приверженцами религии своих отцов, что и приводит к исчезновению, вымиранию мусульманских корней.
Одним из нежелательных последствий смешанных браков является и то, что союз мусульман-мужчин с представительницами людей Писания в определенной степени уменьшает шансы мусульманок найти супруга-единоверца, вынуждая их выходить замуж за немусульман, что канонически запрещено.
Некоторые ученые в качестве важного условия брака называют равенство между потенциальными супругами в социальном и материальном плане. Но разве можно между представителями абсолютно разных мировоззрений, культур, образований поставить знак равенства? Вряд ли.
Если же говорить о духовной атмосфере мусульманского общества, где у людей есть возможность непредвзято осмыслить суть Ислама, то где оно? Общества, построенного на принципах Ислама в обычаях, нравах, культуре, на сегодня просто нет. Если подобного общества нет, то хотя бы семье следует остаться мусульманской, чтобы она частично возместила его отсутствие. Проявляя же нерадивость, допуская упущения в вопросах семьи, формируя ее из матери-немусульманки и отца-мусульманина, не думающем ответственно о духовно-нравственном фундаменте, можно запросто распрощаться с Исламом и его приверженцами. Нам нечего будет оставить в наследство будущим поколениям!
Также Коран гласит:
«Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них» (Св. Коран, 2:187).
Это означает, что муж и жена являются друг для друга тем, что, как и одежда, оберегает и украшает.
Однако нельзя забывать, что для двух столь близких людей, как муж и жена, для прочности их союза важно наличие общих жизненных ценностей. Когда пылкая юношеская влюбленность начинает уступать место зрелым отношениям, важно, чтобы между супругами было взаимопонимание в основополагающих вопросах, определяемых духовно-нравственной позицией каждого.
Единство, схожесть супругов в вопросах религии и духовности является наиважнейшим условием их совместной счастливой жизни. Более того, Ислам призывает не только к женитьбе мусульман на мусульманках, но и подчеркивает важность наличия набожности и богобоязненности в них. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Выбирайте супругу по четырем критериям: по материальной обеспеченности, воспитанности [в первую очередь — в отношении супруга и его родственников], красоте и религиозности. Но особое внимание обратите на религиозность»[13]. В другом хадисе пророк Мухаммад предостерегает: «Не женитесь на девушке [только] из-за ее красоты, ибо это может погубить ее; и не женитесь [только] из-за ее богатства, ибо это сделает ее непокорной. Женитесь на девушке из-за ее религиозности!»[14] То есть главным фактором, побуждающим совершить столь ответственный шаг, каким является женитьба, должно быть не богатство или красота, а именно религиозность будущей супруги, выраженной в соблюдении основных норм религиозной практики.
Истина ведома Аллаху
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Следует учесть, что эти строки имеют историю более четырнадцати веков, а в некоторых современных цивилизованных странах законное рабство исчезло лишь на протяжении последних двух столетий.
[2] См.: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 3. С. 48, 49; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 6652, а также т. 7. С. 5108.
[3] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 13 т. Бейрут: аль-Фикр, [б. г.]. Т.9. С.417.
[4] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В. 25 т. Бейрут: Турас аль-арабий. Т. 21. С. 119.
[5] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6654.
[6] См.: Там же. Т. 9. С. 6654; Аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-каллият аль-муслима. Каир: аш-Шурук, 2001. С.101.
[7] См.: Абдулла Аджурий А. Аш-шари’а [Шариат]. В 5 т. Рияд: аль-Ватан, 1999. Т.4. С.1767. Хадис № 1123.
[8] См.: Ад-Дарими А. Сунан ад-Дарими [Свод хадисов имама ад-Дарими]. В 4 т. Саудовская Аравия: аль-Мугни, 2000. Т.1. С. 228. Хадис № 96.
[9] См.: https://www.e-cfr.org; https://fatwa.islamweb.net/ar/fatwa/; https://kurul.diyanet.gov.tr/.
[10] См.: Аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-каллият аль-муслима. С. 98.
[11] См.: аз-Зухайли. М. Аль-кава‘ид аль-фикхийя ‘аля мазхаб аль-Ханафи и аш-Шафии. Кувейт: Ан-нашр аль-‘ильмий, 1999. С. 218.
[12] См.: Аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-каллият аль-муслима. С.100.
[13] Хадис от Абу Хурайры; приведен во всех шести сводах достоверных хадисов, а также в св. х. Ахмада. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 202, хадис № 3372, «сахих».
[14] См.: Ибд Маджа А. Сунан ибн Маджа [Свод хадисов имама ибн Маджа]. В 5 т. [б. м.]: ар-Рисаля ‘аламия, 2009. Т.3. С. 63. Хадис № 1859.
Мы в социальных сетях:
© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью
Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.
Что такое межконфессиональные браки, и почему они запрещены в исламе
В Духовном управлении мусульман России выступили против заключения браков с людьми, которые исповедуют другие религии. При этом о данном запрете говорится в богословском заключении.
Что же такое межконфессиональные браки, почему их запретили и будут ли исключения из правил?
Межконфессиональные браки — что это такое?
Под межконфессиональным браком подразумевается брак между мужчиной и женщиной, которые исповедуют разные религии. Такие браки еще называют смешанными, и они заключаются чаще всего как гражданские. Но бывают случаи, что их оформляют и как религиозные. Этот вопрос решает религиозная доктрина обеих религий.
Большинство религий по поводу заключения межконфессиональных браков молчат, некоторые их разрешают, но при определенных условиях и обстоятельствах.
В смешанном браке партнеры сами для себя решают, какую религию исповедовать. Но самый важный вопрос заключается в том, в какой вере они воспитают детей.
В исламе межконфессиональные браки разрешены в том случае, если женщина-иноверка примет ислам и дети также буду воспитываться в исламе.
Почему мусульманам запрещены межконфессиональные браки, и кто поддержал их запрет?
Члены Духовного управления мусульман России объяснили свое решение запретить межконфессиональные браки тем, что из-за браков мужчин-мусульман с женщинами других религий значительно уменьшаются шансы женщин-мусульманок найти себе мужа, исповедующего ислам. Именно поэтому они вынуждены выходить замуж за немусульман, что категорически запрещено канонами, объясняется в муфтияре.
Межиев акцентирует внимание на том, что сам запрет межконфессиональных браков у мусульман преследует благородную цель — «укрепление семьи, ее духовных основ, снижение числа разводов и разногласий».
Но при этом Крганов отмечает, что в исламе женщинам-мусульманкам действительно запрещено выходить замуж за иноверцев, а вот мужчинам-мусульманам жениться на женщинах из других религий можно, так как мужчина принимает решение за судьбу созданной им семьи, и он должен сделать так, чтобы его дети воспитывались в исламе, и чтобы его веру приняла и жена.
Запрет смешанных браков, но есть исключения
Запретив межконфессиональные браки, в Духовном управлении мусульман России отмечают, что исключения из правил все же могут быть. Так, принимать окончательное решение о возможности заключения такого брака должен будет муфтий, который взвесит все обстоятельства каждого конкретно взятого случая. Но межконфессиональные браки не должны стать массовым явлением при этом, а только лишь единичными случаями.
Добавляется, что мусульманин может жениться на иноверке в том случае, если она согласна следовать предписаниям Корана. По мнению богословов, это логично и правильно, ведь двух близких людей, мужа и жену должны связывать одинаковые жизненные ценности. В этом — залог прочности их союза.