Ммд диагноз что это
Минимальная мозговая дисфункция – причины, симптомы
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это синдром, проявляющийся у детей, диагностика и коррекция которого возможна с рождения, является первичным дефектом, проявляющимся в том числе гиперреактивностью [1].
Патология включает в себя комплекс симптомов дисбаланса со стороны психоэмоциональной сферы. Негативные явления возникают из-за недостаточной развитости центральной нервной системы. Ранняя диагностика и лечение возвращают ребенку способность к социализации, но важно начать терапию своевременно.
Причины возникновения
При диагностике минимальной мозговой дисфункции применяется список кодов по МКБ 10, включающих ряд синдромов у грудных детей и дошкольников, требующих комплексного лечения.
Диагноз ММД ставится не только при появлении характерных симптомов, признаков и синдромов в неврологии у детей, но и с учетом причин возникновения: от этого зависит, какие препараты будут использоваться при лечении.
Заболевание бывает врожденным или приобретается в раннем периоде жизни. К сожалению, часто не выявляется во младенчестве, так как родители не обращают внимания на настораживающие симптомы, не знают их.
Проблема созревает и обнаруживается, как правило, в школьном возрасте, когда ребенок начинает выделяться на фоне сверстников [2]. Бороться с ней тогда уже сложнее.
Причины дородовые (антенатальные)
Различные виды отклонений при малой мозговой дисфункции у детей провоцирует ряд причин:
Причины послеродовые (постнатальные)
Проблема может возникнуть непосредственно в процессе родов или в самом начале жизни малыша:
Постепенное развитие синдрома наблюдается и у здоровых изначально детей из неблагополучных семей. На них приходится большинство поздно выявленных случаев.
Диагноз минимальная мозговая дисфункция (ММД) невролог у детей может установить в младенчестве, в 4-5, а то и в 7-8, 9 лет, это зависит от степени проявления симптомов, а лечение назначается с учетом причин возникновения синдрома [3].
Симптомы
Ранние симптомы низкой мозговой активности (ММД) могут проявиться у новорожденного ребенка или уже у подростка.
Симптоматика проблемы крайне обширна, поэтому стоит обращать внимание на ряд особенностей в развитии малыша. При выявлении следующих признаков незамедлительно обратиться в клинику к неврологу:
Манифестация заболевания зависит от степени поражения ЦНС, особенностей воспитания и развития малыша, степени обследованности.
Как правило, проблема принимает яркий характер в дошкольный и младший школьный период. Вызывается это попаданием ребенка в детский коллектив, где ему нужно коммуницировать со сверстниками. Однако в силу неврологического расстройства, ему это удается плохо.
Как лечить минимальную мозговую дисфункцию, будет зависеть, от того, какая расшифровка диагноза МЦД стоит у ребенка в карте. В свою очередь, это определяется конкретным синдромом, сформированным из-за этой первопричины [4].
Диагностика
При обращении в клинику, невролог объясняет родителям, что минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это не умственная отсталость, при расшифровке термина объясняется, что это особенность психологии развития, которая лечится.
Диагностика доступна как в раннем возрасте, по специфическим признакам, так и позже в 3-7 лет. К этому времени у ребенка уже можно отследить динамику клинических проявлений, их тяжесть.
Для уточнения состояния пациента используются врачебный осмотр, методы нейропсихологического тестирования и инструментального обследования:
Пути коррекции подбираются исходя из того, с какими видами и проявлениями минимальной мозговой дисфункции столкнулся ребенок.
Методы лечения
После прохождения необходимой диагностики и обнаружения ММД у детей, врач подробно отвечает на вопросы: как лечится и лечится ли в данном случае вообще неврологическое заболевание этого типа, какие препараты используются.
Коррекционные меры подбираются исходя из результатов диагностики, с учетом того, как именно проявляются дефициты [5].
Результативной считается комплексная терапия, включающая в себя:
Важна помощь родителей. Чуткое и корректное отношение близких людей, целенаправленная работа мамы и папы помогают справиться с препятствием в виде неврологических проблем.
В психологии, синдром минимальной мозговой дисфункции у детей дошкольного возраста, это – разнообразные проявления задержки в развитии, которые могут выражаться как в речевой, так и в двигательной, эмоциональной сфере [2], лечение должно включать в себя и профилактические меры:
К подростковому возрасту, благодаря терапии ММД, негативные явления проходят бесследно. И не влияют на дальнейшую жизнь.
Минимальная мозговая дисфункция у детей
Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) – это синдром, включающий в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, которые возникают на фоне недостаточности функций ЦНС. В младенчестве основными проявлениями являются малые неврологические симптомы. У старших детей ММД характеризуется задержкой психического развития, гиперактивностью, социальной дезадаптацией. Диагностика основывается на психологических тестах (система Гордона, «Лурия-90») и инструментальных методах: КТ, МРТ, ЭЭГ и т. д. Лечение включает в себе педагогические, психотерапевтические, фармакологические и физиотерапевтические средства.
Общие сведения
Минимальная мозговая дисфункция у детей, легкая детская энцефалопатия или гиперкинетический хронический мозговой синдром – это патологическое состояние, возникающее при нарушении регуляции ЦНС, проявляющееся отклонениями в поведении, восприятии, эмоциональной сфере и вегетативных функциях. Впервые описано С. Клеменсом в 1966 году. ММД – одна из самых распространенных нервно-психических патологий. Она встречается у 5% детей младших классов, среди дошкольников заболеваемость составляет 22%. Прогноз, как правило, благоприятный, но во многом зависит от этиологии. Практически у половины детей в процессе взросления все клинические проявления бесследно исчезают. Задержка психического развития при условии полноценного лечения почти всегда носит обратимый характер.
Причины
На данный момент ММД у детей раннего возраста расценивается как результат повреждений ограниченных участков коры головного мозга или аномалий развития ЦНС различного происхождения. Формирование данной патологии в 3-6 лет зачастую связано с педагогической или социальной запущенностью ребенка. В зависимости от момента воздействия все этиологические факторы минимальной мозговой дисфункции у детей можно разделить на антенатальные, интранатальные и постнатальные.
К первой группе относятся острые вирусные заболевания или обострения хронических соматических патологий матери, которые сопровождаются состоянием длительной интоксикации, неправильное питание, нарушения обмена белков, жиров и углеводов (в т. ч. сахарный диабет), патологии беременности – преэклампсия, эклампсия, угрозы самопроизвольного прерывания беременности. В этот список также входят загрязненная окружающая среда (в т. ч. усиленный радиационный фон), нерациональный прием медикаментов, употребление алкогольных напитков, табачных изделий и наркотических препаратов, TORCH-инфекции, недоношенность ребенка.
Спровоцировать минимальную мозговую дисфункцию у детей непосредственно во время родов могут такие факторы, как стремительные роды, слабость сократительной деятельности матки и последующая ее стимуляция медикаментозными препаратами, кесарево сечение, интранатальная гипоксия (в т. ч. при обвитии пуповиной), использование акушерских пособий (вакуум-экстрактора или акушерских щипцов), неполное раскрытие родовых путей при родах, крупный плод – масса ребенка свыше 4 кг. Этиологическими факторами развития ММД в неонатологии и педиатрии являются нейроинфекции и травматические повреждения ЦНС. В возрасте 3-6 лет ММД может быть результатом воспитания в неблагополучной семье – педагогической и социальной запущенности.
Симптомы ММД у детей
Первые клинические проявления минимальной мозговой дисфункции у детей могут развиваться как непосредственно после родов, так и дошкольном или школьном возрасте. Независимо от момента манифестации определяются характерные для каждой возрастной категории симптомы.
Клиническая картина на протяжении первых 12 месяцев жизни ребенка характеризуется малыми неврологическими симптомами. В неонатальном периоде ММД проявляется нарушением тонуса скелетной мускулатуры – стойкими миоклоническими сокращениями, тремором, гиперкинезией. Симптомы возникают спонтанно, на осознанную моторную активность влияния не оказывают, с эмоциональным фоном не связаны, в отдельных случаях усиливаются при плаче. Характерны нарушения сна, аппетита, зрительной координации и задержка в психическом развитии. В 8-12 месяцев проявляется патология предметно-манипулятивных движений. Зачастую развиваются дисфункция черепно-мозговых нервов, асимметрия рефлекторной деятельности, гипертензионный синдром. На фоне гипервозбудимости стенок ЖКТ наблюдается чередование диареи и запоров, частое срыгивание и рвота.
В возрасте от 12 месяцев до 3 лет минимальная мозговая дисфункция у детей характеризуется повышенной возбудимостью, чрезмерной моторной активностью, снижением или потерей аппетита, нарушением сна (медленное засыпание, беспокойство во время сна, ранее пробуждение), замедленной прибавкой в массе тела, запоздалым развитием речи и дислексией, энурезом. В 3 года определяются неуклюжесть, чрезмерная утомляемость, импульсивность, негативизм. Ребенок неспособен долго находиться в неподвижном состоянии и длительное время концентрировать внимание на конкретном задании или игре, легко отвлекается на любые внешние раздражители, совершает большое количество осознанных движений, в т. ч. бесполезных и хаотичных. Может наблюдаться непереносимость яркого света, сильного шума, душных помещений и жаркой погоды. Таких детей часто «укачивает» в транспорте – быстро возникает тошнота с последующей рвотой.
Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается при первом попадании в коллектив – в 4-6 лет. Клиническая картина характеризуется гипервозбудимостью, моторной гиперактивностью или заторможенностью, рассеянностью, сниженной памятью, трудностью в освоении детсадовской или школьной программы. Такие дети неспособны полноценно овладеть навыками письма, чтения и элементарными математическими расчетами. С началом посещения школы ребенок все сильнее акцентирует собственное внимание на неудачах, формируется заниженная самооценка, отсутствие уверенности в себе и своих силах. Также определяются характерные черты в поведении: эгоизм, стремление к уединению, склонность к конфликтам, отказ от только что данных обещаний. Среди сверстников ребенок старается исполнять роль лидера или полностью отстраниться от коллектива. В результате на фоне ММД могут развиваться, социальная дезадаптация, психические отклонения, вегето-сосудистая дистония.
Диагностика
Диагностика ММД заключается в сборе анамнестических данных, физикальном обследовании, лабораторных и инструментальных методах исследования. Анамнез позволяет определить возможную этиологию и выявить первичные симптомы, а в возрасте 3-6 лет – проследить динамику клинических проявлений и их тяжесть. При осмотре младенца больше внимания уделяется проверке рефлексов, их симметричности.
Объективное обследование в школьном возрасте малоинформативно, ведущую роль играет психодиагностика. Она позволяет педиатру определить особенности поведения ребенка, его психическое состояние и степень развития. Чаще всего для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей применяются система Гордона, тест Векслера, «Лурия-90» и другие. Общие лабораторные анализы (ОАМ, ОАК) отклонений от нормы не выявляют.
Для оценки состояния тканей ЦНС и мозгового кровообращения проводятся ЭЭГ, рео- и эхоэнцефалография, нейросонография, компьютерная и магнитно-резонансная томография. КТ и МРТ при ММД зачастую определяют уменьшение объема коры головного мозга в левой лобной и теменной области, фокальные повреждения медиальной и глазничной части фронтальной области, уменьшение размеров мозжечка. Для исключения переломов проводится рентгенография костей черепа.
Дифференциальная диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей зависит от возраста ребенка и момента проявления первичных симптомов. Она осуществляется с такими патологиями, как черепно-мозговая травма, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилептиформные заболевания, шизофрения, острое отравление свинцом и др.
Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей
Лечение ММД включает в себя педагогический и психотерапевтический методы коррекции, фармакологические средства и физиотерапию. Как правило, используется комбинированный подход – составляется индивидуальная программа для ребенка с учетом этиологии и особенностей клиники. Приемы педагогики и психотерапии применяются для коррекции задержки психического развития, социальной и педагогической запущенности, а также для адаптации ребенка в коллективе.
Важную роль при лечении минимальной мозговой дисфункции у детей играет психологический микроклимат в семье – так называемая «позитивная модель общения». Она включает в себя акцентирование внимания на успехах ребенка и их поощрение, избегание частых повторений слов «нет» и «нельзя», мягкую, спокойную и сдержанную манеру разговора. Использование компьютера и просмотр телевизора ограничиваются до 30-60 минут в день. В развлечениях преимущество отдается тем видам игр и занятий, которые требуют внимания и концентрации: конструкторы, пазлы, чтение, рисование.
Фармакологические препараты назначаются с целью купирования отдельных симптомов. В зависимости от клинических проявлений могут применяться седативные, транквилизаторы, антидепрессанты. Физиотерапия при минимальной мозговой дисфункции у детей направлена на улучшение работы центральной и периферической нервных систем, максимальное восстановление их функций. Наиболее часто используются массаж, гидрокинезотерапия, ЛФК. Постепенно вводятся спортивные дисциплины, требующие координации движений и ловкости: плавание, бег, лыжный и велосипедный спорт.
Прогноз и профилактика
Прогноз для детей с ММД, как правило, благоприятный. В 30-50% случаев наблюдается «перерастание» заболевания – в подростковом и взрослом возрасте все симптомы полностью исчезают. Однако у некоторых больных определенные проявления остаются на всю жизнь. Нарушения психики на фоне лечения возникают редко. Для людей с ММД характерны нетерпеливость, невнимательность, недостаточная социальная адаптация, проблемы при формировании полноценной семьи и обретении профессиональных навыков.
Неспецифическая профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей подразумевает исключение всех потенциальных этиологических факторов. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.
Минимальная мозговая дисфункция
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — это синдром, который возникает при нарушении регуляции ЦНС и характеризуется различными неврологическими симптомами и расстройствами. Последние могут выражаться в виде физиологических, психологических, когнитивных и поведенческих отклонений. Если верить статистике, 25% детей дошкольного и младшего школьного возраста страдают синдромом минимальной мозговой дисфункции. «Легкие нарушения» родители могут не посчитать опасными, но без должного лечения и коррекции они ведут к более серьезным последствиям.
Несмотря на то, что некоторые специалисты до сих пор используют термин «Минимальная мозговая дисфункция», этот диагноз является устаревшим. Те расстройства, которые раньше описывались термином ММД, в настоящее время называют целым рядом других наименований, согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней 10 пересмотра) — перинатальная энцефалопатия (ПЭП), СДВ, СДВГ, нарушения обучения и памяти и другие. Это произошло из-за того, что ММД было слишком общим понятием. Медицина не смогла получить точные данные о причинах заболевания, его развитии и предложить универсальные методы лечения, одинаково эффективные для всех проявлений ММД. Новые более узкие и точные диагнозы позволяют применять наиболее действенные способы коррекции нарушений. По сути, слишком общее понятие ММД охватывало большое количество разнообразных нарушений, каждое из которых нуждается в специальном подходе к лечению.
Почему же это понятие до сих пор встречается? Все дело в том, что многие действующие врачи обучались уже давно и старый диагноз ставят или потому, что не повышали квалификацию, или просто по привычке. Также это делается, когда ребенок имеет «смазанную симптоматику», и точный диагноз без дополнительных обследований поставить невозможно, но наличие определенных признаков, характерных для ММД, имеется.
Причины минимальной мозговой дисфункции
Данная патология чаще всего является результатом родовой травмы. Она может быть получена или во время беременности, или во время самих родов. Позвоночник ребенка в целом, а в особенности его шейный отдел, испытывает огромные нагрузки при движении по родовым путям. Когда малыш протискивается между костями таза, он поворачивается практически на 360 градусов. Это нередко вызывает смещение шейных позвонков, а в будущем и проблемы с кровоснабжением.
Часто причиной становятся и неверные действия акушерки, которые приводят к сдавливанию и деформации черепа, а иногда и его повреждениям. Крупный плод, кесарево сечение, стремительные роды и т.д. тоже относят к возможным причинам.
Также нарушение может начать развиваться еще в период беременности. Это может быть вызвано такими причинами, как:
Существуют случаи, когда ММД возникает после рождения малыша. Причинами этого могут стать неблагоприятные условия для жизни и неудовлетворение базовых потребностей ребенка, осложнения после заболеваний, повреждения головного мозга.
Патология проявляется на уровне центральной нервной системы, вследствие чего нарушаются речь, внимание и поведение. Стоит отметить, что хотя некоторые процессы развития у малыша с ММД проходят медленнее, чем у здоровых детей, его интеллект, как правило, находится в пределах нормы.
Симптомы минимальной мозговой дисфункции
Симптоматика у этого болезненного состояния крайне обширна. Обычно можно заметить нарушения уже с самого рождения ребенка. Если вы обнаружили у малыша один или несколько признаков, описанных ниже — незамедлительно обратитесь к врачу-неврологу:
В раннем детском, дошкольном и младшем школьном возрасте ММД у ребенка может выражаться в следующих проблемах:
У детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) наблюдаются проблемы с вниманием, повышенная активность и импульсивность. Они не слушают учителей в школе, постоянно допускают ошибки из-за невнимательности. Такие дети стараются избегать длительного интеллектуального напряжения, не могут усидеть на месте.
Взрослые же с СДВГ, которое не было вовремя скорректировано, часто социально не адаптированы: у них низкий профессиональный уровень, психические заболевания, могут страдать алкоголизмом и наркоманией.
Лечение минимальной мозговой дисфункции и последствий
Для успешного лечения ММД прежде всего нужно установить точный диагноз (или несколько) согласно МКБ-10. Это могут сделать только врачи: невролог, в некоторых случаях – детский психиатр (особенно если речь идет про СДВГ). Помимо диагностики врачи проводят медикаментозное лечение. Если диагноз поставлен правильно и вовремя, при некоторых нарушениях этих мер оказывается достаточно.
После 2-3 лет ребенку часто требуется дополнительное обследование и коррекция у следующих специалистов:
Диагнозы у этих специалистов могут отличаться от тех, что поставили врачи, но они важны для понимания структуры нарушений и последующей коррекции.
Также может понадобиться аппаратная диагностика (ЭЭГ, «вызванные потенциалы» и др.).
Также ребенку с минимальной мозговой дисфункцией очень важна правильная обстановка дома и гармоничные отношения с родителями:
Коррекция нарушений специалистами идет в зависимости от тех дефицитов, которые имеются у ребенка. Для эффективного исправления симптомов рекомендуются занятия с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, очень важно участие в коррекции детского психолога. Дети с ММД могут испытывать трудности с адаптацией в обществе и иметь низкую самооценку. Психолог поможет ребенку понять и принять себя, научиться максимально спокойно реагировать на стрессовые ситуации, избавиться от страхов, развить внимание и мышление. Также детский психолог будет работать с родителями, помогая им создать благоприятную обстановку для ребенка дома.
Высокую эффективность при коррекции нарушений, связанных с ММД, показывает аппаратное стимулирование головного мозга. В нашем центре для этих целей применяется Томатис-терапия, а также гарнитура Forbrain и устройство Soundsory.
При правильной коррекции со стороны необходимых специалистов (невролог, нейропсихолог, детский психолог, логопед) и внимательного отношения родителей к особенностям развития ребенка прогноз ММД благоприятный, к переходному возрасту все симптомы исчезают.
Минимальная мозговая дисфункция (ММД)
Это заболевание своими корнями всегда уходит в ранее детство. Начиная с раннего детства у малышей будут наблюдаться легкие нарушения обучения и поведения. Чаще всего они являются следствием родовой травмы. Если в детстве болезнь запустить, то во взрослом возрасте она даст серьезные проблемы. В числе таких проблем будут сложности в обучении и социальной адаптации, развитии психопатических расстройств.
Заметить наличие минимальной мозговой дисфункции у ребенка несложно. У детей с синдромом будут проблемы в поведении и обучение уже с самого раннего возраста. Часто также дети страдают нарушениями речевых навыков и моторики, имеют нетипичные невротические реакции. Такие дети быстро устают от любого вида деятельности, они раздражительны и страдают от повышенной возбудимости.
Без лекарств при ММД обойтись сложно, но в процессе лечение не они должны быть на первом месте.
При наличии любых 8 симптомом из этого списка появляется большой риск ММД и обязательно следует проконсультироваться с неврологом и пройти обследование у нейропсихолога:
Причины минимальной мозговой дисфункции
Без лекарств при ММД обойтись сложно, но в процессе лечение не они должны быть на первом месте.
Важно следовать следующим рекомендациям:
Надо ложиться спать и вставать в определенное время;
– Составить четкое расписание для всего дня, чтобы привычные действия стали для ребенка сигналом и синхронизировали деятельность нервной системы.
Но обязательно нужно пройти нейропсихологическое обследование, по результатам которого будет составлена индивидуальная программа коррекционной работы. Специалист нейропсихолог даст рекомендации и составит индивидуальный коррекционный маршрут, в который могут войти безмедикаментозные методики коррекции:
Нужно обязательно помнить, конкретный курс лечения должен проводиться под контролем специалиста.
После курса у ребенка улучшается сон и внимание, человек с ММД становится менее раздражительным, исчезают явные признаки симптома. Чтобы избежать осложнений, коррекцию необходимо начинать как можно раньше.
Минимальная мозговая дисфункция у детей или сокращённо «ММД»
Минимальная мозговая дисфункция у детей или сокращённо «ММД» — является синдромом, который включает в себя полный проблематический комплекс в психологической эмоциональной сфере, возникающий из-за недостаточной продуктивности функции ЦНС. Симптоматика ММД различается по возрастам, чаще всего протекая в младенчестве и более взрослом возрасте.
Например, у совсем маленьких детей минимальная мозговая дисфункция проявляется малыми неврологическими симптомами. Старшие дети страдают от задержки в психическом развитие, гиперактивности и неспособностью адаптироваться к обществу, приспособиться к нему и стать с ним одним целым. Диагностируют заболевание с помощью психологических тестов и различных методик. Лечение осуществляется при помощи педагогических, психотерапевтических, фармакологических средств.
Общие сведения
ММД, как и другие схожие заболевания (энцефалопатия, гиперкинетический хронический мозговой синдром) является патологическим состоянием, плацдармом для которого считается ЦНС, если в её работе регулярно происходят нарушения, сбои, отклонения в поведение и действиях, а также проблемы с эмоциональностью и в вегетативной сфере.
Данный синдром был открыт и в последствие описан доктором Клеменсом в 1966 году. Минимальную мозговую дисфункцию обосновано считают одной из самых распространённых болезней среди детей, как правило, её диагностируют практически у 5 процентов детей из начальной школы, у дошкольных классов процент заболеваемости приближен к 22 процентам.
Зачастую, специалисты дают положительный прогноз на лечение, но нельзя забывать про этиологию заболевания. Большинство детей (практически 50 процентов) теряют клинические симптомы в процессе развития, становление личности, взросление. Задержка в психологическом развитие также может ликвидироваться благодаря своевременному и качественному лечению.
Причины
Современные специалисты обозначают синдром ММД, как повреждение ограниченных участков коры головного мозга или аномалии в развитие ЦНС, протекающих из-за различных факторов. Если подобный синдром у ребёнка формируется достаточно рано, то есть в возрасте от 3 до 6 лет, то специалисты списывают это на проблемы с проявленной педагогикой и запущенностью в эмоциональной и социальной сфере. Учитывая ранний возраст ребёнка и этиологию заболевания, принято выделять 3 группы факторов, воздействующих на мозг и являющихся катализаторами синдрома ММД: антенатальные, интранатальные, постнатальные.
Первая группа характеризуется острыми вирусными заболеваниями или обострением хронической патологии у матери ребёнка, для которой свойственна долгая интоксикация, плохое неправильное питание, нарушения в обмене белков, жиров, углеводов. При патологиях беременности проявляются в виде преэклампсии, эклампсии, угроз к непроизвольному прерыванию беременности. В список многочисленных факторов также можно занести загрязнённую окружающую среду, возможный радиационный фон (зависит от местности), неправильное употребление фармацевтических средств, частый приём алкоголя, курение табака, употребление наркотиков, прочие инфекционные заболевания.
Минимальная мозговая дисфункция может сформироваться у ребёнка прямо во время родовых процедур. На это влияет множество факторов, но самые главные – это стремительность в родах, слабая сократительная функция матки, кесарево сечение, ошибки в работе акушеров, не до конца раскрытые родовые пути. Но даже, если роды прошли успешно и никаких патологий не появилось, всё равно стоит понимать, что ММД может настигнуть в любой момент. С взрослением ребёнка меняются и факторы, влияющие на синдром. К примеру, в возрасте от 3 до 6 лет ключевую роль в формирование синдрома является качество педагогической и социальной работы. Если они запущены, то это может привести к неприятным последствиям…
Симптомы ММД у ребёнка
Первоначальные клинические симптомы заболевания «минимальная мозговая дисфункция» могут начать проявляться у ребёнка, как после родов, так и уже в дошкольном или школьном возрасте. Для каждой возрастной группы характерными являются различные симптомы и проявления.
В 1 год жизни ребёнка с синдромом ММД особенно сильно проявляются неврологические симптомы. Появляется нехватка тонуса, особо сильно заметна мышечная неразвитость, проявляется тремор, миоклонические сокращения, гиперкинезия. Симптом может возникнуть неожиданно и даже необоснованно, предугадать наступление приступа практически невозможно.
Для этого возраста при заболевании неотъемлемой частью является плохой сон, отсутствие аппетита, проблемы со зрением и пробелы в психическом развитии. С 8 по 12 месяц у ребёнка начинаются проблемы с моторикой и нервами; на этом фоне плохо себя чувствует ЖКТ, поэтому чередование диареи и запоров – обыденность для ММД в раннем детском возрасте. Характерным и свойственным можно также назвать регулярную тошноту и рвоту.
С 1 года до 3 лет симптомы незначительно меняются, принимая иную форму. Повышается возбудимость, появляется чрезмерная моторная активность, нарушается сон, аппетит может незначительно понизиться, либо совершенно отпасть, как правило, ребёнку очень трудно уснуть, зато он крайне быстро просыпается. В этом возрасте особенно отчётливо виден недостаток массы в теле, замедленное развитие речи.
В 3 года ребёнок становится неуклюжим, быстро утомляется, он неуправляем, импульсивен, проявляются проблемы с восприятием, когда он необоснованно не слушается родителей, таким образом, формируется негативизм. Ребёнок постоянно двигается, правда хаотично и, казалось бы, бессмысленно, всё это сильно смешивается с неуклюжестью.
Дети в возрасте 3 лет, страдающие от синдрома ММД крайне неусидчивы, часто им сложно сконцентрироваться на одной задаче или интересе, их легко может отвлечь любой шум, звук или другая игра, появившаяся на горизонте. Часто встречаются приступы от слишком яркого света, громких шумов, звона, жары. Дети зачастую страдают от поездок в автобусах, ведь их укачивает, у них кружится голова, проявляется свойственная укачиванию тошнота.
На максимальном уровне минимальная мозговая дисфункция проявляется в более позднем возрасте, когда ребёнок попадает в коллектив, в детский сад (возраст от 4 до 6 лет). У таких детей можно заметить чрезмерную возбудимость, моторику, как замедленную в развитие, так и чересчур активную; растерянность и рассеянность; плохую память, проблемы с восприятием информации и её пониманием; трудности в освоении образовательной программы в детском саду и школе. Детям с ММД трудно научиться писать, читать и считать даже простые числа, решать примеры.
Посещая школу, ребёнку начинает сложнее уживаться со своими симптомами, так как он начинает их осознавать, а также замечает за собой странности, не свойственные другим детям. Он начинается закрываться от общества, предпочитая проводить свободное время в одиночестве, становится эгоистичным, понижается самооценка и уверенность в собственных силах. Но и в данных случаях случаются отклонения от правил. К примеру, на фоне заболевания ребёнок может почувствовать себя лидером, но и это будет лишь симптом, относящийся к эгоизму и отстранённостью от социальных норм.
Диагностика ММД
Диагностируется ММД с помощью нескольких способов. Чаще всего специалисты собирают анамнез, проводят физические и лабораторные исследования. С помощью анамнеза можно определить этиологию и обнаружить первичные симптомы. Подобные сведения в возрасте от 3 до 6 лет способствуют определению тяжести и запущенности синдрома. Говоря о физических исследованиях, особый акцент ставится на физиологии ребёнка, работе её рефлексов и их симметричности.
Полное обследование ребёнка школьного возраста не даст множества полезной информации, всё-таки главную роль в осмотре играет психологическая диагностика, позволяющая врачу понять, на каком уровне развития находится ребёнок и какова степень его заболевания. При обследовании большинство врачей пользуются проверенными и надёжными тестами Гордона или Векслера.
Крайне важно оценить состояние ЦНС. Оценка определяется с помощью исследований ЭЭГ, рео- и эхоэнцефалографии, нейоросонографии, компьютерной и магнитной томографии. В диагностике синдрома минимальной мозговой дисфункции немаловажную роль играют анализы, полученные при использовании КТ или МРТ.
Лечение ММД у детей
Лечится ММД у детей комплексно, включая в себя, как педагогическое воздействие, так и психотерапевтическое. Помимо методов социальной коррекции, применяется лечение при помощи фармацевтических средств и физкультуры для развития тела, мышц, здоровья костей. Безусловно, самая важная роль отводится именно социальной коррекции, помогающей ребёнку адаптироваться в обществе и коллективе, а также излечить психологические симптомы болезни: замкнутость, отстранённость, эгоизм и так далее.
Из перечня важных для лечения ребёнка процедур и методик нельзя исключать важность родительского фактора. Большой акцент при ММД специалисты делают именно на микроклимат в семье ребёнка. Врачи рекомендуют родителям чаще прибегать к приёму «поощрения», то есть хвалить дитя за любой успех, как на школьных занятиях, так и в социуме; меньше использовать конструкции с применением слов «нет» и «нельзя».
Лучше уменьшить количество времени, проводимого за компьютером, телефоном, приставкой. Детям с ММД необходимы игры, в которых применяется внимательность, концентрация, активность, то есть стоит делать выбор в пользу чтения, пазлов, конструкторов, рисования. Это улучшит память, чтение, логику, письмо.
Не получится обойтись без фармацевтических препаратов, помогающих купировать отдельные симптомы. Назначаемые курсы прямиком зависят от степени, запущенности и симптомов заболевания. Могут применяться седативные, транквилизаторы, антидепрессанты. Помимо лекарств, часто прибегают к использованию массажей и ЛФК. Методично в лечение начинают вводить спортивные упражнения, влияющие на коррекцию движения, ловкости, физической формы. Ребёнок учится плавать, правильно бегать, кататься на лыжах, роликах, коньках.
Прогнозы и профилактика
Прогнозы специалистов для детей с ММД, как правило, положительные и благоприятные, ведь в крайне редких случаях детское заболевание перерастает в подростковый или даже взрослый возраст – зачастую заболевание и симптомы проходят в детстве. Психика в редких случаях нарушается при лечении. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.