oss bss что это такое
Биллинговые системы будущего, и как они изменяют рынок связи
Сотовые операторы уже несколько лет находятся на перепутье. Услуги по передаче голоса и смс быстро устаревают. Традиционный бизнес теряет рентабельность. Основной целью стал поиск новых товаров и услуг, которые помогут остаться на острие прогресса и бизнеса. Операторы отказываются от названия «поставщик мобильной связи» и приходят к гордому «поставщик цифровых услуг» или даже «lifestyle enabler». Аналитики пишут, что это одно из проявлений глобальных процессов, которые характерны для многих отраслей экономики. Мы же подойдем к этому с прикладной стороны и объясним, почему это у телекома все так резво получается и что еще получится впереди.
В основе деятельности оператора связи лежит BSS (Business Support System) — комплексное решение для обслуживания деловых бизнес-процессов, софтверное сердце операторского бизнеса. В числе задач BSS – распознать, тарифицировать, посчитать клиента, предоставить ему услуги, выставить счет, принять оплату и сделать это так, чтобы всем было приятно. Даже этот перечень уже выглядит внушительно. А сейчас, с развитием операторского бизнеса BSS непрерывно усложняются и берут на себя все новые задачи. Когда-то это были отправка служебных смс и формирование допустимых отрицательных лимитов, а сейчас, например, еще и продвинутый адвайзинг, подсказки новых тарифов, индивидуальные предложения новых услуг.
При этом с инженерной точки зрения системы стремятся к упрощению. Операторы заинтересованы в том, чтобы стоимость поддержки BSS росла не так быстро, как ее функциональность. В идеальной картине мира вендор предлагает оператору максимум функциональности при минимальной сложности решения. Хорошие BSS дают оператору возможность снизить затраты на эксплуатацию, не допускать сакрализации персонала, легко менять отдельные функциональные блоки и наращивать возможности бизнеса с помощью обновлений.
По данным консалтинговой компании J’son & Partners Consulting
А главное, они позволяют быстро реагировать на действия конкурентов и выводить на рынок новые комплексные услуги. Арендовав BSS, банк или крупная торговая онлайн-площадка может без значительных затрат в любой момент выйти на рынок как виртуальный оператор (MVNO) и переманить аудиторию у старых игроков.
BSS-системы и цифровая трансформация
Какими должны быть BSS-системы, чтобы соответствовать всем потребностям операторов сегодня? Давайте представим этап развития, который они проходят в данный момент.
Итак, в последнее время телеком-отрасль активно развивается, появляются новые технологии, маркетологи выводят на рынок новые предложения, партнеры предлагают совместное продвижение. Дальше развилка следующая: если BSS поддерживает новый бизнес, ее развивают; если нет – ее существенно изменяют или полностью заменяют. Так все выглядит в идеале.
А теперь спустимся на землю. Много ли есть счастливых и беззаботных телеком-операторов? Они постоянно находятся в движении — слияния, поглощения, периоды взрывного роста, замедление этого роста, развитие новых направлений. На планомерное и углубленное развитие BSS в таких условиях не остается ресурсов. В итоге собирается целый багаж проблем: трудная интеграция, избыточная НСИ, функциональные провалы и большое количество кастомного кода.
Что оператору хочется получить после всех этих потрясений? Комплексную платформу, на которой можно быстро выстроить end-to-end процессы. О трансформации классических биллинговых систем в digital-платформы говорили много лет, и вот требования начинают оформляться. Прежде всего среди маст-хэвов упоминается конвергентность, горизонтальная масштабируемость, поддержка облачных и гибридных моделей развертывания. Отдельным блоком стоят требования к «фронтам»: оператору жизненно важно общаться со своим клиентом везде, где он бывает, – в соцсетях, по SMS, через мессенджеры, личный кабинет, мобильное приложение и т.д.
Среди важных бизнес-требований также выдвинуты возможность создания супербандлов и тесная интеграция с партнерскими платформами. Партнеры так же важны для оператора, как и клиенты – они формируют ассортиментную экосистему оператора и дают ему дополнительную возможность зарабатывать. Наконец, самое главное требование к BSS — это улучшение показателя TTM (time-to-market).
Все это должно быть собрано в прозрачную, легко интегрируемую и конфигурируемую «коробку», которая обеспечит оператору адаптацию к активно изменяющимся требованиям бизнеса при сохранении низкого ТСО.
Взгляд разработчиков
Потребности операторов понятны, но вот с технической реализацией BSS есть разногласия. Главное из них — вопрос «абсолютного каталога». На счет того, должен ли каталог быть абсолютным, среди вендоров и операторов нет единого мнения. Пока предпочтительнее смотрится многоуровневая система каталогов и квази-каталогов:
Решая проблему каталогов, необходимо учитывать множество вопросов. К самым сложным из них относятся вопросы бандлирования. Они решаются с помощью большого пула правил по доступности и назначению абоненту продуктов, акций, партнерских и комплексных услуг, а также специальному ценообразованию при наборе бандла. Например, оператор продает смартфон по цене 10 тысяч рублей. И отдельно — тарифный план за 1 тысячу рублей в месяц. Купив вместе смартфон и тариф, покупатель заплатит 9 тысяч и три месяца будет получать в подарок пакет трафика 5 ГБ. А если еще купит беспроводные наушники за 5 тысяч, то получит красивый шарик. А в прошлом месяце оператор за наушники дарил горшок без меда. А в следующем будет дарить, скажем, шаланду, полную кефали. Не важно, что — важно, чтобы правила применялись автоматически, в заданное время и по штатному алгоритму взаимодействия с OMS и модулем начислений. С такой важной функциональностью каталог становится основным инструментом в вопросе сокращения TTM. Так что, решив вопрос идеального каталога, вендор решает главную задачу оператора.
Будущее BSS
Что будет определять развитие BSS в ближайшем будущем? Сам клиент. А с технической стороны — различные технологии сбора и анализа данных о нем. Здесь самое место таким нашумевшим вещам как big data, machine learning, IoT. BSS не сможет пассивно прятаться за обслуживанием традиционной связи. Без широких аналитических и предиктивных возможностей для персонализации система не сможет обслуживать digital-задачи оператора.
Работа с персональными предпочтениями клиентов приведет к распространению индивидуальных предложений по структуре бандлов и ценам. Затем начнется всеобщая эра кросс-продаж — удивительных по нынешним меркам кампаний. Например, оператор, РЖД и контент-провайдер сделают совместную акцию для пассажиров «сапсанов» и других скоростных поездов. Или выяснится, что человек уже 10 лет является и абонентом оператора, и клиентом «Перекрестка». На такой юбилей положен презент по совместной программе лояльности: юношам — суперкод для World of Tanks от оператора, девушкам — кулинарная книга Джейми Оливера от гипермаркета.
Выход в официальное пространство систем удаленного здравоохранения наверняка побалует нас яркими кампаниями операторов и клиник типа «Проверь спину – получи инвайт на телемедицину!». Сюда же подключатся страхование, банкинг, развлекательные услуги — словом, все что позволит телеком-оператору именоваться lifestyle enabler.
BSS, выросшая из простейшего биллинга, расширяется по всем направлениям, следуя рынку и зачастую предвосхищая его. В ней найдут отражение все значимые этапы прогресса — цифровизация, IoT’зация, 5G… Рано или поздно телеком-разработчики будут не просто создавать биллинговые системы, а отвечать за «бэк-энд» огромного куска потребительского рынка.
Материалы для публикации предоставили главный аналитик «Петер-Сервис» Татьяна Атанова и главный системный архитектор корпоративных решений Алексей Семенюта.
OSS/BSS системы
OSS/BSS системы (Operations Support Systems/Business Support Systems — системы поддержки операций/системы поддержки бизнеса) предназначены для комплексного управления телекоммуникационными ресурсами предприятия. Изначально подобные решения были всецело направлены на эксплуатационную поддержку телекоммуникационных сетей. Сейчас подобные бизнес-задачи решаются в рамках всего лишь одного из модулей современной OSS/BSS системы. Другие модули получили достаточно широкое распространение в энергетических, финансовых и транспортных компаниях.
Каталог OSS/BSS-решений и проектов доступен на портале TAdviser
Содержание
С развитием отрасли связи решающим фактором в конкурентной борьбе между операторами стали сервисы, которые они могут предоставить. Именно поэтому оперативность и качество услуг приобретают новое значение. В результате функциональность систем эксплуатационной поддержки телекоммуникационных сетей значительно расширилась, и появился новый класс ИТ-решений — OSS/BSS системы.
В последнее время OSS/BSS решения получили широкое распространение и в других отраслях, но доминирующее количество внедрений систем этого класса приходится именно на компании телекома. Учитывая роль телекоммуникационных сетей в бизнесе современного оператора, становится ясно, что их эффективная эксплуатация — одна из наиболее важных задач.
Модули
Системы OSS, как правило, не живут в замкнутом мире. Они взаимодействуют с разного рода аналитическими решениями класса, например BI, для того чтобы дать сводную картину того, как функционирование ИТ или телекома, или обеспечивающей инфраструктуры сказывается на конкретном бизнес-процессе. Эти решения показывают, что именно необходимо изменить в инфраструктуре, чтобы оптимизировать деятельность предприятия, и помогают оценить, насколько качественные услуги оказаны конечному потребителю.
Модуль Fraud Management, предназначенный, в первую очередь, для операторов связи, обеспечивает обнаружение, пресечение и предотвращение случаев несанкционированного доступа к ресурсам оператора. Оснащенная средствами мониторинга для различных типов соединений, система реагирует в случае вызова подозрительного номера, несуществующего пользователя или несанкционированного доступа к услугам.
Средствами Fraud Management строится профиль каждого абонента (частота, длительность звонков, время их совершения, основные направления вызовов и т.д.), после чего система сопоставляет полученные усредненные параметры с текущими и передает документированную аналитику по ситуации с рекомендациями о последующих действиях. Подобное решение позволяет не только оперативно предотвратить все случаи несанкционированного использования ресурсов оператора связи, но и выработать определенный механизм защиты на основе проведенного анализа. Эксперты также отмечают, что тесная интеграция Fraud Management с CRM-решением позволяет максимально оперативно и эффективно построить защиту от мошенничества.
Кроме класса Fraud Management, очень большое значение имеет модуль Fault Management & Trouble Ticketing — регистрация и управление неисправностями. Решение позволяет эффективно управлять планами работ, а также оптимизировать работу персонала. Сокращение сроков ремонтных работ, которое достигается при его внедрении, позволяет компании работать значительно более оперативно. Принцип действия Trouble Ticketing схож с Fraud Management: собирается и систематизируется информация обо всех возникающих проблемах и неполадках, кроме того, сохраняются данные о способе их устранения и текущем состоянии работ.
С помощью решений класса Fault Management создаются системы для эффективного управления телекоммуникационными ресурсами. Нередко Fault Management интегрируется с Help Desk решениями. По оценкам экспертов, внедрение систем такого класса позволяет существенно уменьшить их TCO (Total Cost Ownership — полная стоимость владения).
Помимо перечисленных классов, в современную OSS/BSS систему входит множество других модулей. Это и решения для управления инвентаризацией (Inventory Management), позволяющие автоматизировать планирование пополнения запасов и обеспечить наглядность, строгий контроль и учет одноименных ресурсов телекоммуникационной компании, решения для управления производительностью (Performance Management), предназначенные для оптимизации работы телекоммуникационной сети.
Кроме того, в OSS/BSS решениях имеются модули для управления заказами (Order Management), а также аналитические классы для планирования и развития услуг (Network & Service Provisioning Management)и широко известные WorkFlow-системы, предназначенные для управления территориально-распределенными командами сотрудников. Средства WorkFlow Management обеспечивают также мониторинг и составление аналитических отчетов в режиме реального времени.
Аналитики различают несколько возможных способов построения OSS/BSS решения на предприятии. Так или иначе, каждый вариант сводится к интеграции различных классов OSS/BSS с другими информационными системами и/или классами. Это может быть Fault management&Trouble ticketing + SLA management + CRM, или Fraud Management + биллинговая система + СRM, а также другие способы. Каждая комбинация обеспечивает решение определенного класса наиболее критичных для заказчика бизнес-задач. Выбор делается на основе комплексного анализа всех бизнес-процессов компании.
70% поставщиков услуг ведут активные процессы модернизации своих OSS-систем, отмечая результаты уже на ранних стадиях проектов
8 августа 2011 года Amdocs объявила результаты глобального исследования, раскрывающего тенденции в области модернизации OSS-систем и различия в подходах к их модификации. В исследовании участвовали поставщики услуг по всему миру. Его результаты призваны помочь компаниям проанализировать относительное состояние своих проектов по модернизации OSS-систем.
Основные выводы исследования
Поставщики
Рынок поставщиков OSS/BSS систем достаточно динамичен, и на нем присутствует множество игроков. Это как ИТ-гиганты, такие как Hewlett-Packard и IBM, так и малоизвестные компании, специализирующиеся исключительно на этом рынке. По оценкам аналитиков, наиболее распространены OSS/BSS решения следующих производителей:
Тем не менее, для многих крупнейших ИТ-компаний решения этого класса не являются приоритетным направлением ведения бизнеса и ориентированы, в первую очередь, на его диверсификацию и предоставление заказчику наиболее полного спектра услуг. Нередко подобные системы тесно интегрированы с остальными продуктами поставщика и имеют существенные ограничения по функциональности в случае, когда требуется тонкая настройка для решения индивидуальных задач. В то же время, небольшие компании предлагают продукты со значительно более широкими возможностями по индивидуальной настройке и обладают существенно меньшей стоимостью, нежели решения всемирно известных производителей.
Кроме выбора поставщика, большое значение имеет выбор системного интегратора, реализующего проект в компании. Внедрение OSS/BSS — достаточно сложный и ресурсоемкий процесс, требующий, помимо существенных капиталовложений, еще и обязательного обучения персонала. К тому же, стоит отметить, что, как и при использовании ERP-системы, эффект от внедрения OSS/BSS проявляется лишь в средне- и долгосрочной перспективах, что также приводит к замедлению развития рынка этого класса решений.
Несмотря на все перечисленные сложности и на то, что OSS/BSS система не приносит непосредственных доходов, ее направленность на более эффективную эксплуатацию телекоммуникационных сетей приводит к минимизации издержек и уменьшению, например, такого параметра как недополученная прибыль.
OSS/BSS системы (Operations Support Systems/Business Support Systems системы поддержки операций/системы поддержки бизнеса) предназначены для комплексного управления телекоммуникационными ресурсами предприятия. Изначально подобные решения были всецело направлены на эксплуатационную поддержку телекоммуникационных сетей. Сейчас подобные решаются в рамках всего лишь одного из модулей современной OSS/BSS системы. Другие модули получили достаточно широкое распространение в энергетических, финансовых и транспортных компаниях.
С развитием отрасли связи решающим фактором в конкурентной борьбе между операторами стали сервисы, которые они могут предоставить. Именно поэтому оперативность и качество услуг приобретают новое значение. В результате функциональность систем эксплуатационной поддержки телекоммуникационных сетей значительно расширилась, и появился новый класс OSS/BSS системы.
В последнее время OSS/BSS решения получили широкое распространение и в других отраслях, но доминирующее количество внедрений систем этого класса приходится именно на компании телекома. Учитывая роль телекоммуникационных сетей в бизнесе современного оператора, становится ясно, что их эффективная эксплуатация одна из наиболее важных задач.
Иван Буданов: В России востребованы решения, нацеленные на сокращение потерь доходов
Комментарий по теме для CNews дал Иван Буданов, ведущий эксперт отделения по работе с телекоммуникационными компаниям, IBS.
CNews: В каком случае руководству компании необходимо принять решение о внедрении систем класса OSS/BSS?
Иван Буданов: Уровень дохода оператора связи напрямую зависит от эффективности эксплуатации сети и возможности быстро реагировать на постоянно меняющийся спрос. Здесь на выручку приходят системы OSS/BSS, которые позволяют добиться большей гибкости при развертывании новых услуг. Как правило, подобные системы ориентированы на получение результата в средне- или долгосрочной перспективе, и основным критерием при выборе того или иного решения является срок его окупаемости. Снижение затрат может достигаться или за счет повышения эффективности использования сетевого оборудования, или за счет снижения оттока абонентов благодаря повышению качества их обслуживания и оперативности реагирования на сбои и проблемы. Начинать внедрение того или иного решения можно, лишь имея четкую уверенность, что это в конце концов принесет экономический эффект.
Как показывает практика IBS, сейчас на российском рынке наиболее востребованы решения класса Revenue Assurance, нацеленные на сокращение потерь доходов. Системы гарантирования доходов (Revenue Assurance), которые, как правило, внедряются совместно с Fraud Management, дают оператору четкое представление о процессах, происходящих по всей цепочке получения доходов от коммутационного оборудования до контроля оплаты выставленных счетов. Благодаря проведению мониторинга этих процессов, оператор получает возможность оперативно выявлять и устранять сбои, потери и искажения информации зачастую, еще до того, как они приведут к необратимому снижению доходов.
CNews: Как Вы оцениваете состояние российского рынка OSS/BSS решений? Каковы его основные тенденции?
Иван Буданов: Состояние современного российского рынка OSS/BSS решений определяется, прежде всего, тем, что развитие операторов связи опережает развитие внутри этих компаний. Быстрый рост сетей российских операторов, абонентской базы, спектра услуг приводит к появлению разнородной инфраструктуры, которой становится все сложнее управлять.
На сегодняшний день основную тенденцию российского рынка решений OSS/BSS можно определить как «осознание комплексности». При этом комплексность внедряемых систем подразумевается как в подходе (от анализа через требования к системе до ее внедрения), так и при достижении результата, который рассматривается как интеграция системы в сложившуюся структуру. На это указывает и то, что в применении к области OSS/BSS слово «продукт» все чаще заменяется словом «решение».
Глеб Березиков: Внедрение «тяжелого» решения средним оператором сравнимо со стрельбой главным калибром по воробьям
Комментарий по теме для CNews дал Глеб Березиков, менеджер по развитию бизнеса направления OSS/BSS компании CTI.
CNews: В каком случае руководству компании необходимо принять решение о внедрении систем класса OSS/BSS?
Глеб Березиков: Сегодня можно уверенно говорить о том, что OSS/BSS решения перешли из категории абстрактных понятий и набора «модных» словосочетаний в категорию необходимого инструмента для решения ключевых задач, стоящих перед любого уровня. Причина этого проста дело в том, что любой оператор на самом деле давно использует части того, что мы имеем в виду под OSS/BSS. Проблема состоит в том, что в большинстве случаев эти части или модули недостаточно хорошо взаимодействуют или вообще не увязаны друг с другом. Такое положение дел в условиях современного рынка услуг уже никого не устраивает.
Разделение понятий операционной поддержки и поддержки бизнеса несколько искусственно и определяется, в первую очередь, внутренним «пользователем». «Продавцов», главным образом, интересуют инструменты управления и анализа доходов, технический персонал системы управления инфраструктурой, клиента же уровень сервиса. Сейчас, когда сталкивается с необходимостью оперативного внедрения и предоставления новых услуг, а также эффективного управления услугами и поддержки клиентов (с учетом роста уровня обслуживания), эти два понятия сливаются воедино.
CNews: Как Вы оцениваете состояние российского рынка OSS/BSS решений? Каковы его основные тенденции?
Глеб Березиков: В реалиях российского рынка говорить о «коробочном» варианте OSS/BSS решения, включающего в себя все необходимые компоненты от одного поставщика, достаточно сложно, не в силу отсутствия таких решений, а в силу их высокой стоимости и сложностей, связанных с перекраиванием устоявшихся оператора при внедрении такой системы.
Внедрение «тяжелого» решения средним оператором сравнимо со стрельбой главным калибром по воробьям цель, в конечном итоге, будет достигнута вопрос в том, насколько, в первую очередь, коммерчески (с точки зрения возврата инвестиций) оправдана стоимость «выстрела». Логичный выход из положения строительство OSS/BSS из «кирпичиков» модулей различных производителей, подобранных в соответствии с реальными задачами, спецификой сети и финансовыми возможностями.
Таким образом, построение полноценной OSS/BSS системы, вне зависимости от набора поставщиков решений задача комплексная, интеграционная, и от правильного выбора интегратора зависит успех всей затеи.
Потребление OSS/BSS систем в различных отраслях(1 наименьшее потребление, 7 наибольшее)
Современные OSS/BSS системы содержат множество модулей (классов) и подсистем, направленных на решение различных Сочетание различных классов с корпоративными информационными системами (CRM, HelpDesk и др.) обеспечивает необходимую функциональность для решения конкретных вопросов.
Защита от мошенников
По оценкам экспертов, несмотря на постоянное совершенствование технологий связи, потери от мошенничества в телекоммуникационных компаниях достигают 310% от общего оборота. Примечательно, что для большинства организаций этот показатель колеблется в пределах 57%. Одним из наиболее важных классов OSS/BSS системы является Fraud Management, что дословно переводится как «управление мошенничеством».
Модуль Fraud Management, предназначенный, в первую очередь, для операторов связи, обеспечивает обнаружение, пресечение и предотвращение случаев несанкционированного доступа к ресурсам оператора. Оснащенная средствами мониторинга для различных типов соединений, система реагирует в случае вызова подозрительного номера, несуществующего пользователя или несанкционированного доступа к услугам.
Средствами Fraud Management строится профиль каждого абонента (частота, длительность звонков, время их совершения, основные направления вызовов и т.д.), после чего система сопоставляет полученные усредненные параметры с текущими и передает документированную аналитику по ситуации с рекомендациями о последующих действиях. Подобное решение позволяет не только оперативно предотвратить все случаи несанкционированного использования ресурсов оператора связи, но и выработать определенный механизм защиты на основе проведенного анализа. Эксперты также отмечают, что тесная интеграция Fraud Management с позволяет максимально оперативно и эффективно построить защиту от мошенничества.
Кроме класса Fraud Management, очень большое значение имеет модуль Fault Management & Trouble Ticketing регистрация и управление неисправностями. Решение позволяет эффективно управлять планами работ, а также оптимизировать работу персонала. Сокращение сроков ремонтных работ, которое достигается при его внедрении, позволяет компании работать значительно более оперативно. Принцип действия Trouble Ticketing схож с Fraud Management: собирается и систематизируется информация обо всех возникающих проблемах и неполадках, кроме того, сохраняются данные о способе их устранения и текущем состоянии работ.
С помощью решений класса Fault Management создаются системы для эффективного управления телекоммуникационными ресурсами. Нередко Fault Management интегрируется с Help Desk решениями. По оценкам экспертов, внедрение систем такого класса позволяет существенно уменьшить их TCO (Total Cost Ownership полная стоимость владения).
Помимо перечисленных классов, в современную OSS/BSS систему входит множество других модулей. Это и решения для управления инвентаризацией (Inventory Management), позволяющие автоматизировать планирование пополнения запасов и обеспечить наглядность, строгий контроль и учет одноименных ресурсов телекоммуникационной компании, решения для управления производительностью (Performance Management), предназначенные для оптимизации работы телекоммуникационной сети.
Кроме того, в OSS/BSS решениях имеются модули для управления заказами (Order Management), а также аналитические классы для планирования и развития услуг (Network & Service Provisioning Management)и широко известные предназначенные для управления командами сотрудников. Средства WorkFlow Management обеспечивают также мониторинг и составление аналитических отчетов в режиме реального времени.
Аналитики различают несколько возможных способов построения OSS/BSS решения на предприятии. Так или иначе, каждый вариант сводится к интеграции различных классов OSS/BSS с другими информационными системами и/или классами. Это может быть Fault management&Trouble ticketing + SLA management + CRM, или Fraud Management + биллинговая система + СRM, а также другие способы. Каждая комбинация обеспечивает решение определенного класса наиболее критичных для заказчика Выбор делается на основе комплексного анализа всех компании.
Хребет для телекома
Рынок поставщиков OSS/BSS систем достаточно динамичен, и на нем присутствует множество игроков. Это как такие как HP и IBM, так и малоизвестные компании, специализирующиеся исключительно на этом рынке. По оценкам аналитиков, наиболее распространены OSS/BSS решения следующих производителей: HP, Lucent Technologies, IBM, Micromuse, Amdocs, Telecordia Technologies, ADC Telecommunications, Agilent Technologies. Менее известны Vitria Technology, Axiom Systems, NetCracer Technology и Telution.
Тем не менее, для многих крупнейших решения этого класса не являются приоритетным направлением ведения бизнеса и ориентированы, в первую очередь, на его диверсификацию и предоставление заказчику наиболее полного спектра услуг. Нередко подобные системы тесно интегрированы с остальными продуктами поставщика и имеют существенные ограничения по функциональности в случае, когда требуется тонкая настройка для решения индивидуальных задач. В то же время, небольшие компании предлагают продукты со значительно более широкими возможностями по индивидуальной настройке и обладают существенно меньшей стоимостью, нежели решения всемирно известных производителей.
Кроме выбора поставщика, большое значение имеет выбор системного интегратора, реализующего проект в компании. Внедрение OSS/BSS достаточно сложный и ресурсоемкий процесс, требующий, помимо существенных капиталовложений, еще и обязательного обучения персонала. К тому же, стоит отметить, что, как и при использовании эффект от внедрения OSS/BSS проявляется лишь в средне- и долгосрочной перспективах, что также приводит к замедлению развития рынка этого класса решений.
Несмотря на все перечисленные сложности и на то, что OSS/BSS система не приносит непосредственных доходов, ее направленность на более эффективную эксплуатацию телекоммуникационных сетей приводит к минимизации издержек и уменьшению, например, такого параметра как недополученная прибыль.
Роман Чернин: Российские альтернативные операторы уже осознают необходимость систем OSS/BSS
Комментарий по теме для CNews дал Роман Чернин, ведущий эксперт направления Naumen Telecom компании NAUMEN.
CNews: В каком случае руководству компании необходимо принять решение о внедрении систем класса OSS/BSS?
Роман Чернин: Конкуренция на рынке операторов связи, особенно в Москве такова, что уже совершенно недостаточно и невозможно просто предоставлять ту или иную услугу. На первый план выходят вопросы организации бизнес-процессов телеком-оператора, а главное — вопросы взаимодействия с абонентами. Поэтому внедрение решений класса OSS/BSS — это прежде всего процесс построения процессов, осознания их взаимосвязи и влияния. Такое решение дает не просто возможность присутствовать на рынке, но и иметь преимущества над конкурентами.
Организация таких служб, как отдел продаж и Service Desk, а также процессов взаимодействия с клиентами, в которых участвуют эти службы, оказывает прямое влияние на удовлетворенность клиентов, а значит и на благосостояние оператора связи. От того, насколько эффективно выстроены внутренние процессы, насколько компания управляема и способна адаптироваться к условиям рынка, зависит возможность роста бизнеса оператора связи.
CNews: Как Вы оцениваете состояние российского рынка OSS/BSS решений? Каковы его основные тенденции?
Роман Чернин: Мы работает в основном с альтернативными операторами связи, а это обычно средние и небольшие компании. Тем не менее, наряду с крупными операторами связи они тоже осознают необходимость в системах класса OSS/BSS. На российском рынке решений OSS/BSS в основном представлены западные производители, предлагающие как отдельные модули, так и комплексные решения.
Компания NAUMEN является одним их немногих российских производителей, способных предложить комплексное решение, включающее модули собственной разработки – Service Desk, CRM, Work Flow, Order Management и Inventory. Эти модули могут быть интегрированы с работающим у оператора биллингом, сторонней CRM-системой или другими приложениями.
Говорить о коробочном продукте на рынке OSS/BSS тяжело в силу комплексного характера таких проектов. Тем не менее, опыт более 10 проектов, выполненных нашей компанией для телеком-операторов, позволяет говорить о появлении типовых конфигураций для альтернативных операторов связи, работающих на корпоративном рынке, на рынке потребительских услуг и др.