первый раздел сонатной формы

Сонатная форма

первый раздел сонатной формы. Смотреть фото первый раздел сонатной формы. Смотреть картинку первый раздел сонатной формы. Картинка про первый раздел сонатной формы. Фото первый раздел сонатной формы

Сонатная форма — это форма из трех разделов, первый из которых (экспозиция) основан на противопоставлении главной партии (ГП) и побочной партии (ПП), второй (разработка)- на их развитии, третий (реприза) – на возвращении тем в новом тональном соотношении (иногда сопровождающемся и другими изменениями).

В эпоху венских классиков сонатная форма встречается преимущественно в сонатно-симфоническом цикле. Чаще всего в первой части- сонатное allegro, в финале (4 часть), иногда в медленной части (3 часть) и крайне редко в скерцо (2часть), а также в оперной увертюре:

Гайдн. Симфония №103- 1 часть (Сонатное Allegro)
Увертюра к опере «Дон Жуан» Моцарта

Позже сонатная форма применяется и в самостоятельных произведениях- балладах, фантазиях, поэмах и др..

Классическая сонатная форма первого allegro:

1 раздел- ЭКСПОЗИЦИЯ

Главная партия играет функцию содержания всей части.

Связующая партия создает переход от главной темы к побочной. Поэтому для нее характерно неустойчивость гармонии, рыхлость, дробность структуры.

Побочная партия в тональном и образном соотношении противостоит главной, но выполняет подчиненную функцию. Тональный контраст присутствует обязательно, а тематический не всегда.

Заключительная партия завершает экспозицию, поэтому для нее характерны приемы заключительного типа изложения.

2 раздел- РАЗРАБОТКА

Разработка- раздел сонатной формы, который основан на мотивной разработке и тонально-гармоническом развитии тем экспозиции. Для разработки характерна неустойчивость и различное развитие тем (дробление, секвенцирование, вычленение, имитационное развитие темы)

3 раздел- РЕПРИЗА

Реприза- третий, последний раздел сонатной формы. Партии эскпозиции излагаются здесь в основной тональности. Функция репризы- уравновешивание формы.

Существует два типа реприз:

Вступление и кода встречаются в сонатной форме довольно часто.

Существует три типа вступления:

Кода может строится на любой теме, одной или нескольких.

Разновидности сонатной формы.

Сонатина— сонатная форма без разработки, то есть состоящая из экспозиции и репризы.

Наибольшее распространение сонатина получила в медленных частях сонатно-симфонического цикла, увертюрах у операм и балетам, в самостоятельных произведениях. Встречается такая форма также в сюите, серенаде:

Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада» — 1 часть

Сонатная форма с двойной экспозицией используется для в концертах для солиста с оркестром. Экспозиция здесь повторяется дважды: первый раз – в оркестре, второй раз- у солиста с оркестром.

Эта форма несет специфические черты концертного жанра. Принцип соревнования солиста и оркестра отразился:

Одним из отличий от сонаты также является то, что в первой экспозиции побочная партия проводится в основной тональности либо начинается в тональности побочной, но заканчивается в основной.

В качестве примера, можно послушать Концерт №23 ля мажор, первую часть Моцарта.

Источник

Соната

Сегодня мы вспомним основные направления развития европейской музыки второй половины XVIII — первой четверти XIX вв.

Наше внимание будет сосредоточено на жанре инструментальной сонаты. Мы познакомимся со строением сонатно-симфонического цикла, подробно разберем строение сонатной формы. Послушаем ярчайшие образцы сонатного творчества композиторов-венских классиков – В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.

Соната – это многочастное циклическое произведение, состоящее из 3-х (4-х) частей, предназначенное для одного-двух инструментов.

Циклическое значит в произведении есть несколько отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единым замыслом. К ним можно отнести симфонию, сонату, квартет, концерт. Сонатно-симфонический цикл состоит обычно из трёх- или четырёх отдельных частей. Например, симфония или квартет включает сонатное allegro, медленную часть, менуэт и финал (это четырёхчастный цикл). Сонаты писали для одного-двух инструментов. Например, для фортепиано сочинял сонаты Бетховен, всего 32 сонаты; у Моцарта 17 сонат, и они тоже все написаны для 1 инструмента –фортепиано. Но некоторые композиторы пишут сонаты для 2-х инструментов, например, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано.

1 часть – всегда быстрая, стремительная, жизнерадостная, в темпе allegro (поэтому сонатную форму называют ещё и сонатное аллегро)

2 часть – медленная и размеренная, в темпе andante.

3 часть – заключительная, пишется в духе 1-ой части в темпе allegro.

Разберём строение первой части сонаты.

1 часть чаще всего пишется в сонатной форме. Вот как она строится:

Кода – окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.

Таким образом, сонатная форма – это музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов: в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.

Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена

Людвиг ван Бетховен (1770—1826) — великий представитель классического направления в музыке. В то же время для его творчества характерны черты романтизма, свойственные музыке XIX в. Музыка Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения. В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь человека, со всеми eго душевными переживаниями, страстями, конфликтами, которые нашли свое отражение в процессе развертывания музыкальных тем, в борьбе идей, выраженных в звуках.

Соната состоит из трех частей. Контрастное сопоставление тем, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер. В отдельных моментах Сонаты № 8 фортепиано по силе и сложности техники игры звучит подобно оркестру.

Необычно начало сонаты. Быстрой музыке I-й части предшествует обширное медленное вступление. Именно в нем возникает первое противопоставление образов — источник конфликтности. Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех ее частях.

Контраст между трагедийностью вступления, бурным драматизмом главной партии и душевной лирической взволнованностью побочной темы определяет дальнейшее развитие сонаты, все части которой интонационно родственны. Из темы вступления вырастает главная тема (или, как говорят, главная партия) 1-й части, а из побочной — тема рондо 3-й части (финала).

Необходимым этапом развития становится медленная и певучая 2-я часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого. Применяя принцип варьирования, композитор обогащает раздумья все новыми деталями, дополнительными штрихами.

Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению этой части является быстрая и взволнованная 3-я часть.

Послушайте Сонату № 8 Л.В. Бетховена и ответьте на вопросы:

В 1ой части Сонаты № 8 (до 6 мин. 40 сек.): в каких разделах сонатной формы вновь появляются интонации вступления? Какую роль тема вступления играет в разработке и последующем развитии музыки? Как завершается 1-я часть?

Во 2-ой (с 6 мин 40 сек) и 3-ей (с 11 мин. 25 сек.) частях Сонаты №8: как меняется состояние героя в каждой из них? В какой части музыка скорее выражает напряжение мысли, а в какой передает действие? Каким предстает в этой музыке человек?

Источник

Конспект к уроку «Сонатная форма»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект по теме «Сонатная форма»

Итак, выделяют 3 основных класса сонатных форм:

Форма сонатного allegro.

Сонатная форма в иных частях цикла и иных жанрах.

Так как основным и наиболее «чистым» типом является первый, описание типичной сонатной формы ниже будет относиться к нему.

Экспозиция сонатной формы

Главная партия

Главная партия — чрезвычайно важная составляющая экспозиции. Она — основа будущего конфликта и развития. Тема главной партии в большинстве примеров выражает основную мысль произведения. Она часто состоит из двух или более контрастных элементов, взаимодействие которых в сжатом виде воспроизводит конфликтность всей формы. Это качество главной партии даёт богатые возможности для дальнейшего развития, что является необходимым условием существования формы. Главная партия даёт первый толчок этого развития.

Гармоническое строение

Гармоническая функция главной партии — обеспечить главенство тоники главной тональности. Эта функция также чрезвычайно важна, так как тоника вернётся теперь только в репризе, до этого количество устойчивых разделов минимально. В главной партии тоника должна быть выражена явно и самодовлеюще, чтобы форма имела внутреннее стремление к ней в репризе. Иначе пространство гармонической неустойчивости затмит главную тональность и форма распадётся.

Тематическое строение

Тематизм главной партии также должен обладать несколькими определёнными свойствами. Мотивы темы должны быть чёткими и легко отделимыми друг от друга в процессе развития. Каждый мотив темы обладает самостоятельностью и значимостью. Это связано с серьёзностью музыкального содержания сонатной формы. Поэтому в главной партии редки жанровые темы.

Форма

Связующая партия

Связующая партия — неустойчивый раздел, в этом она противопоставляется главной. Роль связующей партии — совершить переход от главной партии к побочной. Этот переход затрагивает и гармоническую сферу (так как побочная партия имеет новую тональность ), и тематическую (так как побочная партия в большинстве случаев экспонирует контрастный образ).

Гармоническое строение

Тематизм

Связующая партия редко имеет собственную тему. В большинстве случаев она построена на мотивах главной партии, к которым постепенно добавляются новые мотивы. Таким образом совершается тематический переход к побочной партии.

Однако в некоторых случаях в связующей партии появляется новая тема, в образном плане контрастная главной партии и близкая побочной (при этом сохраняется гармоническая неустойчивость). Такую тему называют промежуточной темой, так как её модуляционное движение (обязательное для связующей партии) всегда приводит к настоящей побочной.

Побочная партия

Побочная партия появляется в результате развития материала главной партии. Однако, она во всем противостоит главной: в гармонии, тематизме, образности. Она часто длится дольше, чем главная партия, но при этом не перевешивает её по смысловой нагрузке. Ядро сонатной формы все равно остаётся заключённым в главной партии.

Гармоническое строение

Главная гармоническая функция побочной партии — установление новой тональности. В абсолютном большинстве случаев это тональности доминантового направления: для мажорного произведения — доминантовая тональность, для минорного — доминантовая (чаще натуральная) или параллельная. В редких случаях это может быть параллельная (минорная) тональность в мажорном произведении, либо другие терцовые соотношения тональностей. В послеклассической сонатной форме возможны любые соотношения тональностей.

Побочная партия гармонически обладает большей «рыхлостью» по сравнению с чрезвычайно устойчивой главной. Поэтому начало побочной партии гармонически может быть «смазано», не отделяясь чётко от связующей. Безусловно в гармоническом отношении только заключение (с обязательной полной каденцией).

Тематизм

Тематически, как и образно, побочная партия противостоит главной. Она больше ориентирована на мелодию, в которой обычно более выражены вокальные черты.

Часто имеет место ритмическое обновление побочной партии. Характерно укрупнение длительностей и замедление движения. Реже встречается активизация движения и более мелкие длительности.

В фактуре нередко имеет место выраженное разделение на мелодию и сопровождение, что характерно для темы с развитой мелодией (например, фортепианная соната № 16 Бетховена). Гораздо реже встречается обратное — полифоническое насыщение фактуры (его же Квартет, ор. 59 № 3 ).

В некоторых случаях в побочной партии используется тема главной (но обязательно в новой тональности) либо в первоначальном виде, либо в несколько модифицированном. Это явление имело место в творчестве Гайдна (например, его Симфония № 104 ре мажор ), когда ещё не сложилось обязательное образное противопоставление партий, как исключение — у Бетховена (например, в первой части « Аппассионаты » [2] ). В послеклассическую эпоху это было связано с появлением монотематизма и представляет собой в сущности другое явление.

Тематически побочная партия более свободна, чем главная, и может иметь несколько тем (до трёх). При этом одна из тем доминирует, другие выполняют вступительную или дополняющую функцию.

Форма

Сдвиг

Сдвиг (прорыв, перелом) — частое явление в побочной партии, также называется эпизодом. Сдвигом называется внезапное нарушение характера и появление контрастных элементов главной или связующей партий. Сдвиг — ещё одно отражение основного конфликта, который со всей силой будет раскрыт в разработке. При этом возникает существенное расширение и форма побочной партии фактически разрушается.

Контраст в момент сдвига может быть разной силы. Это может быть и появление более диссонирующей гармонии (наиболее слабый контраст), и вторжение материала главной партии в её изначальном характере (наиболее сильный вариант, особенно при драматичной главной и лиричной побочной).

Заключительная партия

Для тематизма характерно использование элементов предшествующих партий, в большинстве случаев главной и связующей, которые представлены в различных комбинациях. В этом снова проявляется обобщающая роль заключительной партии. Введение новой темы встречается редко, а если встречается, тема не бывает развёрнутой. Это связано с тем, что экспонирование новой темы не соответствует заключительному типу изложения и обобщающей функции заключительной партии.

Разработка

Разработка — второй большой раздел формы. В ней происходит развитие тем в условиях тональной и гармонической неустойчивости. В процессе развития возможно видоизменение тем, вплоть до их переосмысления.

Постоянная неустойчивость — главное свойство разработки. Неустойчивость выражается в гармоническом строении (постоянные модуляции ), в метрике (отсутствие квадратности) и в тематизме (темы существуют не в полном виде, а в виде вычлененных мотивов ).

Так как разработка — самый неустойчивый раздел формы, она наименее регламентирована. В зрелой сонатной форме (прежде всего у Бетховена ) разработка каждого произведения индивидуальна, каждый раз она выстраивается в соответствии со свойствами материала экспозиции и общей идеей произведения.

В зрелой сонатной форме разработка — центральный и важнейший раздел формы, обычно она весьма протяжённа и по размерам не уступает экспозиции. Кроме этого, ближе к концу разработки (примерно в точке золотого сечения всей формы) обычно располагается генеральная кульминация (момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении).

Как и другие развивающие разделы формы, разработка имеет три этапа — вступительный (пребывание в тональности), собственно развивающий (модуляции в разные тональности) и та или иная подготовка тональности репризы.

Переход к реп ризе – зона особо напряженного ожидания – часто доминантовый предыкт. Иногда бывает направлен в другую тональность, и тем неожиданней эффект возвращения. В ряде драматических симфоний между разработкой и репризой нет цезуры, и начало Г. п. – это кульминация всего сонатного allegro.

Реприза

Варианты решения сонатной репризы многообразны. Бывают существенные изменения структуры партий, выпуск разделов, введение нового тематизма, усиление разработочности и неустойчивости в Г. п., тональные изменения, начало П. п. в субдоминантовой тональности и т. д.

Кроме динамической репризы, встречается зеркальная реприза, когда сначала идет П. п., а затем Г. п.

Кода

Может служить дополнительным завершением сонатной формы, а может играть роль второй разработки, где продолжается процесс развития тем экспозиции (Бетховен, Сонаты №21, 23, Чайковский, Симфонии №4,5). Иногда в коде возможно появление новой темы (Бетховен, Увертюра из музыки к “Эгмонту” Гете).

Источник

СТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: СОНАТНАЯ ФОРМА

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

СОНАТНАЯ ФОРМА состоит из 3-х РАЗДЕЛОВ :

Для чего предназначен каждый раздел и что происходит в музыке?

ЭКСПОЗИЦИЯ – слово происходит от французского «ПОКАЗ». В этом разделе звучат (представляются) основные музыкальные темы.

Порядок звучания тем:

Главная партия использует основную (главную) тональность произведения.

Слово происходит от итальянского «ПОВТОР».

Этот раздел повторяет ПЕРВЫЙ – ЭКСПОЗИЦИЮ, но с некоторыми изменениями:

повторение может быть точным;

может быть использована ТОЛЬКО Г. П. ;

первый раздел сонатной формы. Смотреть фото первый раздел сонатной формы. Смотреть картинку первый раздел сонатной формы. Картинка про первый раздел сонатной формы. Фото первый раздел сонатной формы

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

первый раздел сонатной формы. Смотреть фото первый раздел сонатной формы. Смотреть картинку первый раздел сонатной формы. Картинка про первый раздел сонатной формы. Фото первый раздел сонатной формы

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

первый раздел сонатной формы. Смотреть фото первый раздел сонатной формы. Смотреть картинку первый раздел сонатной формы. Картинка про первый раздел сонатной формы. Фото первый раздел сонатной формы

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

первый раздел сонатной формы. Смотреть фото первый раздел сонатной формы. Смотреть картинку первый раздел сонатной формы. Картинка про первый раздел сонатной формы. Фото первый раздел сонатной формы

Каждое музыкальное произведение написано в той или иной музыкальной форме, и каждая из них способствует выявлению музыкальной драматургии произведения, развитию её музыкальных образов.

В данном конспекте подробно и в доступной для учащихся 13-14 лет, с употреблением необходимой музыкальной лексики рассказывается о форме Сонатное Allegro

Номер материала: ДБ-591452

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

первый раздел сонатной формы. Смотреть фото первый раздел сонатной формы. Смотреть картинку первый раздел сонатной формы. Картинка про первый раздел сонатной формы. Фото первый раздел сонатной формы

первый раздел сонатной формы. Смотреть фото первый раздел сонатной формы. Смотреть картинку первый раздел сонатной формы. Картинка про первый раздел сонатной формы. Фото первый раздел сонатной формы

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

первый раздел сонатной формы. Смотреть фото первый раздел сонатной формы. Смотреть картинку первый раздел сонатной формы. Картинка про первый раздел сонатной формы. Фото первый раздел сонатной формы

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

первый раздел сонатной формы. Смотреть фото первый раздел сонатной формы. Смотреть картинку первый раздел сонатной формы. Картинка про первый раздел сонатной формы. Фото первый раздел сонатной формы

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

первый раздел сонатной формы. Смотреть фото первый раздел сонатной формы. Смотреть картинку первый раздел сонатной формы. Картинка про первый раздел сонатной формы. Фото первый раздел сонатной формы

С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей

Время чтения: 1 минута

первый раздел сонатной формы. Смотреть фото первый раздел сонатной формы. Смотреть картинку первый раздел сонатной формы. Картинка про первый раздел сонатной формы. Фото первый раздел сонатной формы

В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам

Время чтения: 1 минута

первый раздел сонатной формы. Смотреть фото первый раздел сонатной формы. Смотреть картинку первый раздел сонатной формы. Картинка про первый раздел сонатной формы. Фото первый раздел сонатной формы

Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по предмету Сольфеджио на тему «Сонатная форма»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Сонатной формой называется форма из трех разделов:

-первый из которых (экспозиция) основан на противопоставлении главной партии (ГП) и побочной партии (ПП),

-второй (разработка)- на их развитии,;

-третий (реприза) – на возвращении тем в новом тональном соотношении (иногда сопровождающемся и другими изменениями).

В эпоху венских классиков сонатная форма встречается преимущественно в сонатно-симфоническом цикле. Чаще всего в первой части- сонатное allegro, в финале (4 часть), иногда в медленной части (3 часть) и крайне редко в скерцо (2часть), а также в оперной увертюре:

Позже сонатная форма применяется и в самостоятельных произведениях- балладах, фантазиях, поэмах и др..

Классическая сонатная форма первого allegro:

1 раздел- ЭКСПОЗИЦИЯ

Главная партия играет функцию содержания всей части.

Связующая партия создает переход от главной темы к побочной. Поэтому для нее характерно неустойчивость гармонии, рыхлость, дробность структуры.

Побочная партия в тональном и образном соотношении противостоит главной, но выполняет подчиненную функцию. Тональный контраст присутствует обязательно, а тематический не всегда.

Заключительная партия завершает экспозицию, поэтому для нее характерны приемы заключительного типа изложения.

2 раздел- РАЗРАБОТКА

Разработка- раздел сонатной формы, который основан на мотивной разработке и тонально-гармоническом развитии тем экспозиции. Для разработки характерна неустойчивость и различное развитие тем (дробление, секвенцирование, вычленение, имитационное развитие темы)

Реприза- третий, последний раздел сонатной формы. Партии эскпозиции излагаются здесь в основной тональности. Функция репризы- уравновешивание формы.

Существует два типа реприз:

Реприза точно повторяет экспозицию с указанными изменениями в тонально-гармоническом плане

Реприза содержит изменения. Изменения могут касаться любой темы.

Вступление и кода встречаются в сонатной форме довольно часто.

Существует три типа вступления:

Контрастное вступление- тема вступления противостоит темам экспозиции.

Вступление, подготавливающая темы экспозиции.

Вступление, которое строится на самостоятельной теме (тема может проводится неоднократно, причем не только в 1 части сонатно-симфонического цикла).

Кода может строится на любой теме, одной или нескольких.

Кода-обрамление. В ней используются мотивы главной партии или вступления. Таким образм, создается тематическая арка между началом и завершением формы.

Кода-заключение- небольшое по протяженности построение заключительного характера.

Кода-разработка. Такой тип коды был характерен для творчества Бетховена. Кода играет большую роль в форме, заменяя повторение разработки или репризы, которое у Бетховена часто отсутствует.

Разновидности сонатной формы.

Сонатина— сонатная форма без разработки, то есть состоящая из экспозиции и репризы.

Наибольшее распространение сонатина получила в медленных частях сонатно-симфонического цикла, увертюрах у операм и балетам, в самостоятельных произведениях. Встречается такая форма также в сюите, серенаде.

Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

Сонатная форма с двойной экспозицией используется для в концертах для солиста с оркестром. Экспозиция здесь повторяется дважды: первый раз – в оркестре, второй раз- у солиста с оркестром.

Эта форма несет специфические черты концертного жанра. Принцип соревнования солиста и оркестра отразился:

В двойной экспозиции;

В завершении второй экспозиции и репризы tutti;

В каденции солиста-раздел имеет виртуозный характер, построен на темах концерта и обычно помещается перед кодой.

Одним из отличий от сонаты также является то, что в первой экспозиции побочная партия проводится в основной тональности либо начинается в тональности побочной, но заканчивается в основной

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *