Скрябин соната 9 о чем

Александр Скрябин

Мессы: «Белая» и «Черная»

Белая и черная мессы — поздние произведения композитора, части грандиозного замысла, который невозможно было воплотить полностью. Разберем последние произведения Скрябина.

Мы завершаем урок об Александре Скрябине разговором о его смерти и странных обстоятельствах, с нею связанных, а также о 7 и 9 сонатах.

⚫️ В дополнение к несчастливым случайностям Танеев, учитель Скрябина по композиции, схватил простуду на похоронах композитора и умер приблизительно через месяц после ухода Скрябина.

В финале разговора о Скрябине давайте послушаем и разберем 2 его поздних сонаты — 7-ю и 9-ю. 7 — «Белая месса», 9 — «Черная месса».

🎶 Название «Черная месса» придумал не Скрябин, но он его услышал и был с ним вполне согласен. Если сравнивать музыку этих сонат. то музыка «Белой мессы» гораздо более тревожащая, а в «Черной мессе», куда более спокойной, вся тьма сгущается к концу.

🎵 Создание Скрябиным «Белой мессы» — это след того эйдоса, который он преследовал большую часть своей жизни. Дело в том, что он планировал написать мистерию — некое действо, которое соединило бы в себе музыку, танец, архитектуру, свет. Проект был грандиозный, утопический. У Скрябина, к сожалению, не было Людвига II Баварского, как у Вагнера, да и времена богатых династий и щедрых правителей, поддерживающих искусство, подходили к концу. Замысел был столь грандиозен, что Скрябин мог воплотить его только частями.

📖 Понятие эйдоса взято из платоновской философии и объясняется мифом о пещере. Этот миф заключается в том, что некоторые люди от рождения живут в пространстве наподобие пещеры. Они прикованы к месту кандалами, не могут двинуться, а сверху видна узкая полоска света. За их спинами горит огонь, и единственное, что они могут видеть — это тени, которые они, за неимением другого опыта, принимают за объекты реального мира.

♠️ Тут тени — тот мир, который нас окружает, а эйдосы, или идеи, — это некоторый «над-мир», где содержится первообраз всех этих вещей. Скрябинскую мистерию можно назвать таким первообразом, который, не имея возможности проявиться полностью, явил себя частями.

🔥 Одна из самых впечатляющих — это поэма «Прометей», которую мы слушали. «Белая месса» и «Черная месса» стали точно такой же проявленной частью этого мистериального универсума.

➡️ Мы заговорили о Людвиге Баварском и вспомнили о Вагнере, который славился своими мегаломанскими идеями. Разница в том, что Скрябин искренне верил, что это действо, будучи осуществленным, изменит мир. И не просто его изменит, а приведет к концу, который в свою очередь даст возможность родиться миру новому.

Скрябин соната 9 о чем. Смотреть фото Скрябин соната 9 о чем. Смотреть картинку Скрябин соната 9 о чем. Картинка про Скрябин соната 9 о чем. Фото Скрябин соната 9 о чем Скрябин соната 9 о чем. Смотреть фото Скрябин соната 9 о чем. Смотреть картинку Скрябин соната 9 о чем. Картинка про Скрябин соната 9 о чем. Фото Скрябин соната 9 о чем

Давайте послушаем 7-ю и 9-ю сонаты и обратим внимание на темы.

⚪️⚫️ «Белая месса» и «Черная месса» в понимании Скрябина — это два обратных процесса: «Белая месса» — возвышение, «Черная месса» — понижение или осквернение. Слушать их гораздо интереснее, чем пытаться словами объяснить их содержание. Давайте поговорим о «Черной мессе», где суть в том, что божественно прекрасная мелодия оскверняется и низвергается, и эти алхимические преобразования музыкальной ткани, даже если не связывать их непосредственно с теософией, личным мистическим опытом и личной эсхатологией Скрябина, производят удивительный эффект.

🎼 На двух представленных видео темы этих сонат, каждая из которых, безусловно, имеет название, подсвечены таким образом, что даже если вы не знаете нотную грамоту, вы сможете за ними уследить. Они разные по характеру, настроению, и дальше мы дадим их перевод: вы можете открыть видеофайл и одновременно смотреть на картинку с названиями тем.

→ Александр Скрябин. «Белая месса» (соната №7).

→ Александр Скрябин. «Черная месса» (соната №9).

Скрябин соната 9 о чем. Смотреть фото Скрябин соната 9 о чем. Смотреть картинку Скрябин соната 9 о чем. Картинка про Скрябин соната 9 о чем. Фото Скрябин соната 9 о чем

Скрябин соната 9 о чем. Смотреть фото Скрябин соната 9 о чем. Смотреть картинку Скрябин соната 9 о чем. Картинка про Скрябин соната 9 о чем. Фото Скрябин соната 9 о чем

Названия тем в «Черной мессе» и «Белой мессе».

Та самая картинка, которая стала мемом — обсуждаем в видео

В этом уроке мы изучали творчество Александра Скрябина. Давайте повторим, что мы узнали.

👤 Скрябин родился в дворянской семье. Он закончил Московскую консерваторию, где учился у профессора, который преподавал Рахманинову.

🎹 В отношении оркестрового письма Скрябина можно сказать, что оно чрезвычайно тонкое, умелое и своеобразное. Как мы помним, Скрябин-пианист владел множеством оттенков звука, соответственно, был очень внимателен к тембру. Скрябин умеет обращаться, почти что играть с разными тембрами оркестра.

👁 Скрябин обладал синестезией — он видел звуки, окрашенные в определенный цвет.

🎵 Создание Скрябиным «Белой мессы» — это след того эйдоса, который он преследовал большую часть своей жизни. Он планировал написать мистерию — некое действо, которое соединило бы в себе музыку, танец, архитектуру, свет. Замысел был столь грандиозен, что Скрябин мог воплотить его только частями.

👇 Мы послушали и обсудили:

🎼 Первый опус Скрябина — вальс, написанный в 1886 году. Он относится к доконсерваторскому периоду Скрябина, когда он брал частные уроки у Сергея Ивановича Танеева.

🎶 Этюд до-диез минор — одно из самых известных произведений раннего периода Скрябина. В нем уже есть совершенно индивидуальная скрябинская мелодика. Здесь есть выражение элегической задумчивости, это эмоция, которая, возможно, и привела Скрябина в духовные искания.

🎵 Девятый опус «Прелюдия и ноктюрн для левой руки» — музыка, записанная на двух нотных станах, что отражает ее сложность.

💃 Полонез си-бемоль мажор — произведение, которое Скрябин создал в 1897 году во время своей поездки по Европе.

🔉 Мы послушали 3 сонату, написанную в 1897–1898 годах, когда Скрябин был в Париже. Там он слышит ту музыку, которую у нас практически не играют, и создает сочинение, которое принято считать одной из поворотных точек к его собственному, особенному стилю.

🎶 Мы послушали первую симфонию, которая была впервые полностью исполнена в 1901 году. Здесь уже яснее видны эксперименты с формой — она перестает ограничивать творческие желания Скрябина, наоборот, начинает им служить.

🎵 В этом же году была написана и вторая симфония, ее во всем раннем творчестве Скрябина эту симфонию критиковали больше всего — за неблагозвучие и за какую-то непонятность.

⚫️🔴 Мы разобрали и послушали «Сатаническую» и «Трагическую» поэмы Скрябина. «Сатаническая поэма» может быть считана как вызов всей закостенелой христианской культуре. В «Трагической поэме» достаточно трудно найти определенные связи с кем-то, в чем ее содержание — можно только догадываться.

🎵 Мы послушали третью симфонию Скрябина, которая озаглавлена как «Божественная поэма». Это поэма о человеке, который становится как божество.

⚡️ Мы послушали «Поэму экстаза», над которой Скрябин работал необычайно долго. Премьера состоялась в Нью-Йорке в 1908 году.

🔥 Мы обсудили «Поэму огня» Скрябина, а также подробно разобрали явление синестезии. При всей необычности партитуры самое необычное в поэме — это партия света, «Luce» — она была записана нотами, и каждой ноте было присвоено свое цветовое значение. Необычен здесь и гармонический строй: Скрябин отказывается от традиционных тональных отношений и создает свою уникальную гармонию, которую и вводит в первых звуках — так называемый прометеев аккорд.

⚫️⚪️ Мы послушали 2 поздних сонаты — 7-ю и 9-ю — «Белая месса» и «Черная месса». В понимании Скрябина — это два обратных процесса: «Белая месса» — возвышение, «Черная месса» — понижение или осквернение.

Источник

Скрябин соната 9 о чем

[quote=Mike Tea;291745]Буду очень благодарен, если кто-то выложит 7-ю сонату в исполнении Станислава Нейгауза!

Уважаемый Mike Tea! Скажите, а Вам точно известно, что С.Нейгауз исполнял эту сонату? Мне казалось, что он исполнял 2,3,4,5 (очень часто), и 9 сонаты. А вот 7 сонаты в его исполнении я не слышал. А откуда у Вас такие сведения, что в исполнении Нейгауза эта соната есть? Впрочем, тут, на форуме недавно обсуждали вопрос о том, можно ли без разрешения наследников что-то публиковать.
А вот в исполнении М.Лидского я эту сонату слышал, году, кажется, в 1998.
Собственно, к просьбе Mike Tea присоединяюсь.

Буду очень благодарен, если кто-то выложит 7-ю сонату в исполнении Станислава Нейгауза!

Здесь же висит такой поток : записи Станислава Нейгауза. И там Михаил Лидский как раз весь список дисков Нейгауза и привел.
Спасибо за информацию, а то у меня в поиске по словам «Станислав Нейгауз» этот поток не находился.

Соната №5. Джон Огдон (256 kBit).
http://momupload.com/files/31513/Son. Ogdon.mp3.html (http://momupload.com/files/31513/Son. Ogdon.mp3.html)

Соната №6.
http://momupload.com/files/31520/Son. Ogdon.mp3.html (http://momupload.com/files/31520/Son. Ogdon.mp3.html)

Соната №8.
http://momupload.com/files/31525/Son. Ogdon.mp3.html (http://momupload.com/files/31525/Sonata__8_Ogdon.mp3.html)

Соната №10.
http://momupload.com/files/31529/Sonata__10.mp3.html (http://momupload.com/files/31529/Sonata__10.mp3.html)
А почему не качается 5 и 6. roll:

Соната №1. Джон Огдон.
http://momupload.com/files/31668/S_1_Ogdon.rar.html

Cоната №2.
http://momupload.com/files/31671/S_2_Ogdon.rar.html

Соната №3.
http://momupload.com/files/31680/S_3_Ogdon.rar.html

Соната №5.
http://momupload.com/files/31513/Son. Ogdon.mp3.html (http://momupload.com/files/31513/Sonata__5_Ogdon.mp3.html)

Соната №6.
http://momupload.com/files/31520/Son. Ogdon.mp3.html (http://momupload.com/files/31520/Sonata__6_Ogdon.mp3.html)

Соната №8.
http://momupload.com/files/31525/Son. Ogdon.mp3.html (http://momupload.com/files/31525/Sonata__8_Ogdon.mp3.html)

Соната №10.
http://momupload.com/files/31529/Sonata__10.mp3.html (http://momupload.com/files/31529/Sonata__10.mp3.html)

Соната №3. Станислав Нейгауз. Запись по трансляции из КЗЧ, 7 января 1963 г.

Хотя этюд соч. 8. № 12 лучше Володи НИКТО НИКОГДА НЕ ИГРАЛ. Володя, на мой взгляд, хорош в этом Этюде. Но были и другие ребята.:lol:
Тот же Вовчик Софроницкий.:lol:

Догадываюсь, меня упрекнут: как же ты посмел включить Рубинштейна в один ряд с такими трагиками, как Рихтер и Фуртвенглер!?

А какие сонаты Скрябина инрал Рубинштейн?

Соната №3. Станислав Нейгауз. Запись по трансляции из КЗЧ, 7 января 1963 г.
http://momupload.com/files/32894/Scriabin_S_3_S.N..rar.html

FLAC, 65 MB.
Было бы интересно узнать мнение участников об этом исполнении.

Источник

Александр Николаевич Скрябин. Сонаты

Скрябин соната 9 о чем. Смотреть фото Скрябин соната 9 о чем. Смотреть картинку Скрябин соната 9 о чем. Картинка про Скрябин соната 9 о чем. Фото Скрябин соната 9 о чемСонаты занимают особое место в фортепианном творчестве Александра Николаевича Скрябина. В них особенно ярко прослеживается эволюция его творчества – как стилистические находки, так и становление философских идей, играющих столь важную роль в творчестве композитора.

Структура цикла развивается от четырехчастности и двухчастности в ранних сонатах к одночастности в последующих, что сближает жанр сонаты с поэмой. На это же указывает программность многих скрябинских сонат. Для одночастных произведений характерны общие черты. Сфера главной партии воплощает волевое начало, сфера побочной – лирическое, но различие между ними при этом невелико. Кульминация приходится на переход к репризе от разработки, исключение в этом плане представляет лишь Соната № 6.

В ранних сонатах в большей степени проявляется связь со сложившимися традициями жанра, но уже в этот период можно усмотреть характерные скрябинские черты. В четырехчастной Сонате № 1, созданной в 1893 г., отразились мрачные переживания композитора, связанные с заболеванием руки, «ропот на судьбу и на Бога», по словам самого Скрябина. Скерцо и финал напоминают аналогичные части Сонаты си-бемоль минор Фредерика Шопена, но через все произведение проходит лейтинтонация в диапазоне малой терции – прообраз будущих тем-символов.

Созданная в 1897 г. двухчастная Соната № 2 имеет программу, связанную с образом морской стихии. Часть первая – Andante – живописует тихую ночь на берегу моря, а вторая – Presto – бурно волнующееся море.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Подобные посты

Жизнь и творчество Луи Моро Готтшалка в контексте американской музыкальной культуры XIX века

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Борис Эмильевич Блох

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Дариус Мийо

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Источник

Дельсон В. Фортепианные сонаты Скрябина (1961)

Дельсон В. Фортепианные сонаты Скрябина (1961)Скрябин соната 9 о чем. Смотреть фото Скрябин соната 9 о чем. Смотреть картинку Скрябин соната 9 о чем. Картинка про Скрябин соната 9 о чем. Фото Скрябин соната 9 о чем

Скрябин был по характеру своего музыкального мышления прежде всего пианистом. Будучи вдохновенным исполнителем, композитор охотно поверял любимому инструменту все свои заветные думы и переживания. Фортепьяно было для него интимно близким инструментом, а игра поражала внутренним пафосом, необыкновенной утонченностью оттенков, своеобразием ритма. Даже в те периоды, когда Скрябин отдавал свои творческие помыслы симфоническому жанру, он создавал образно «параллельные» произведения для фортепьяно — своего рода «сколки» грандиозных симфонических творений. В известной степени так рождались третья, пятая, седьмая и восьмая сонаты, поэма «К пламени», пять прелюдий соч. 74 и другие.

Фортепьянное творчество Скрябина прошло значительную эволюцию. Его можно разделить на три периода: ранний — до четвертой сонаты соч. 30 (уже относящейся к среднему периоду) ; средний — до «рубежной» пятой сонаты соч. 53 включительно; и поздний — от пятой сонаты до последних прелюдий соч. 74 и фактически самой поздней из сонат — восьмой соч. 66.

В раннем периоде не трудно обнаружить творческое переосмысление мелодизма Шопена и Чайковского, особенностей фортепьянного письма Лядова, которые однако не уничтожают индивидуальности и самостоятельности стиля автора.

В среднем — уже вполне самобытном —.поиски новых приемов высказывания и своеобразное развитие декламационное зрелого Листа, изысканных гармоний «томления» позднего Вагнера, пространственной (с помощью регистровых сопоставлений) изобразительности Дебюсси.

В позднем периоде, несмотря на отдельные влияния гармонического языка последних опер Римского-Корсакова, отмечается уже решительное обращение к новым, свойственным лишь ему, Скрябину, выразительным средствам; порой это приводит к переусложненности и схематизму, а также чрезмерной зашифрованное образов. Поэтому в наиболее противоречивый и качественно разнородный поздний период творчества Скрябина встречаются, наряду с прочно вошедшими в концертный репертуар шедеврами (девятой сонатой, поэмой «К пламени», танцем «Темные огни»), а также прекрасными, хотя и менее сильными творениями (седьмой и десятой сонатами) и не лишенные длиннот, чрезмерной абстрактности и некоторой однотонности шестая и восьмая сонаты и ряд других пьес. Такие произведения не вызвали значительного интереса у исполнителей.

Сонатная форма занимает чрезвычайно важное и большое место в творчестве Скрябина, отражая все этапы развития его музыкального мышления. Композитором написано с 1892 по 1913 год десять сонат. Здесь, как и в симфонических произведениях, сказались программные тенденции скрябинского творчества. Конечно, не надо понимать программную драматургию Скрябина примитивно, как непосредственное воплощение сюжета, философских взглядов, или пейзажных зарисовок. Сущность сонатной формы, раскрываемая через психологически напряженную, драматическую конфликтность образов, характерна и для скрябинских сонат; и это отнюдь не противоречит их программности. Ведь и вообще только степень конкретизации отличает так называемую программную музыку от непрограммной. Вспомним, что даже в тех сонатах (первой, второй, третьей, четвертой, седьмой, девятой), программность которых была конкретизирована автором (а чаще «от имени автора»), как правило, музыка писалась до программных комментариев, «присочинявшихся», с большей или меньшей степенью соответствия, лишь впоследствии. Это обязывает относиться к этим программам особо настороженно.

Несомненно, идеалистические программные комментарии сонат не должны браться нами за основу, хотя иногда и могут служить источником ценных ассоциаций, способствующих пониманию авторского замысла. Надо только помнить, что авторский замысел и его художественное воплощение не одно и то же, и здесь часто сказываются особенно резко противоречия между мировоззрением художника и его творчеством. Ведь гораздо большее значение имеет то, что специфическим языком искусства талантливо сказалось в произведениях художника, чем те, подчас туманные идеи, которые хотелось через них высказать ему. Вот почему вдохновенная музыка лучших сонат живет и будет жить, как и все подлинно прекрасное в искусстве.

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Источник

Скрябин соната 9 о чем

Скрябин соната 9 о чем. Смотреть фото Скрябин соната 9 о чем. Смотреть картинку Скрябин соната 9 о чем. Картинка про Скрябин соната 9 о чем. Фото Скрябин соната 9 о чем

Из десяти сонат Скрябина (1892-1913 гг.) только первые четыре отвечают традиционным представлениям о жанре – это многочастные сочинения. Остальные шесть (начиная с 1907 г.) – произведения одночастные, в них нет указаний на тональность. Композитор стремился передать в музыке душевный порыв, томление, восторг. Порой состояние души, выраженное в звуках, столь неоднозначно, что его трудно описать. Подобные ощущения сменяют друг друга быстро и внезапно, и эпизоды, построенные на нежном, «прозрачном» звучании, как правило, резко обрываются мощными аккордами и пронзительно острыми гармониями.

Игорь Жуков советский и российский пианист и дирижёр (родился в 1936 году). Его талант формировался под влиянием Генриха Нейгауза и Эмиля Гилельса. В концертном репертуаре Жукова Александр Скрябин занимает значительное место. С первых своих концертных выступлений пианист постоянно обращался к творчеству композитора, что было высоко оценено критикой: «Музыка Скрябина обладает своим исполнительским секретом, благодаря которому воспроизведение ее, конгениальное авторскому, становится труднейшей проблемой. Игорь Жуков достигает главного – создает могучий эмоционально психологический подтекст исполнения, неотделимый от скрябинской поэзии и драматизма. Ценой отказа от внешней виртуозности он проникает в заповедный мир скрябинских порывов и трепетной ритмической импровизации».

А. Н. Скрябин (1871-1915)

10 сонат для фортепиано

Игорь Жуков
1999/2000

CD 1
Соната для фортепиано № 1 фа минор, op.6 (1892)
01 I. Allegro con fuoco
02 II. (Ohne Bezeichnung)
03 III. Presto
04 IV. Funebre
Соната для фортепиано № 2 (Соната-фантазия) соль-диез минор, op.19 (1892-1897)
05 I. Andante
06 II. Presto
Соната для фортепиано № 3 фа-диез минор «Состояния души», op.23 (1897-1898)
07 I. Drammatico
08 II. Allegretto
09 III. Andante
10 IV. Presto con fuoco

CD 2
01 Фантазия для фортепиано, Op. 28 (1900)
Соната для фортепиано № 4 фа-диез мажор, Op. 30 (1903)
02 I. Andante
03 II. Prestissimo Volando
04 Соната для фортепиано № 5, Op. 53 (1907)
05 Соната для фортепиано № 6, Op. 62 (1911-1912)

CD 3
01 Соната для фортепиано № 7, op.64 «Белая месса» (1911-12)
02 Соната для фортепиано № 9, op.68 «Чёрная месса» (1911-13)
03 Соната для фортепиано № 10, op.70 «Трели» (1913)
04 Соната для фортепиано № 8, op.66 (1912-13)

3CD, ape+cue, 446мб

Новая ссылка от Theodor’а (theodor19):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *