соноры в логопедии это что
Сонорные звуки в русском языке
Содержание:
Среди 42-х фонем русского языка 36 – согласные звуки. Это звуки, в образовании которых в большей степени участвуют элементы ротовой полости: язык, губы, зубы, нёбо. В отличие от гласных они состоят из шума. Гласные – только из голоса, так как в их образовании участвуют легкие и голосовые связки. Но не все согласные в одинаковой степени состоят из шума. Среди них есть такие, в которых присутствует значительная часть голоса. Они называются звонкими согласными.
Классификация согласных звуков
По уровню шума:
По уровню шума | |||||||
Сонорные | — преобладает голос, уровень шума незначительный — [л], [м], [н], [р], [й]; | ||||||
Шумные |
Твердые сонорные звуки | |
Звонкие сонорные согласные звуки | Все сонорные только звонкие звуки, глухих звуков среди них не имеется. |
Глухие сонорные звуки | Среди сонорных глухих звуков нет. |
Шипящие сонорные звуки | Шипящих сонорных звуков не бывает. |
Таблица сонорных звуков
Что значит «сонорный» в фонетическом разборе?
Сонорные звуки в фонетическом разборе представляет собой согласные непарные по звонкости – глухости. Парными они бывают по твердости – мягкости. Звук [й’] не имеет пары по мягкости – твердости, звонкости – глухости, звуки он только звонкий и только мягкий. В зависимости от позиции, занимаемой в слове, сонорные – [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’] – при звуко-буквенном разборе имеют следующую характеристику: «согласный, сонорный., звонкий непарный, мягкий парный». Характеристика звука [й‘] несколько отличается, так как этот звук не имеет пары по твердости. Его характеристика неизменна – «согласный, сонорный, звонкий непарный, мягкий непарный». Иногда к словам «звонкий» и «мягкий» добавляют – «только» или «всегда».
Академия Речи
Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии
Сонорные звуки: определение и примеры
В школьной программе доходчиво объясняют, что такое сонорные звуки. Сведения фонетики пригодятся в жизни, так как речь определяет образованного человека. Зачастую дети не могут вымолвить звучные согласные. Вследствие этого немаловажно ознакомиться с информацией о данной фонеме.
Сонорные звуки в русском языке
Первым делом необходимо понять, какие звуки сонорные. Это звонкие согласные, которые почти не образовывают шума при звучании. Написание термина различается от произношения. В качестве примера можно рассмотреть слово «след», которое слышится как «слет». Существует глухой и звонкий сонорный согласный звук.
К звучным фонемам имеют отношение следующие буквы и их мягкие варианты: р, л, м, н, й.
«Р» является достаточно звонкой и дрожащей фонемой, которая возникает в области альвеол (отверстие, где располагается зубной корень).
«Л» формируется, когда воздух проходит по кончику языка и соприкасается с альвеолами.
«М» – носовой звук, в образовании которого участвуют обе губы.
«Н» возникает при смыкании кончика языка с верхним рядом передних зубов.
А вот когда задняя часть языка поднимается к нёбу, то создаётся буква «Й». Турбуленция при этом не возникает. В международном алфавите фонетики «Й» представлен как j или «йот».
Характеристика сонорных звуков
В переводе с латинского «сонорный» означает «звучный». При формировании всех сонорных звуков задействован голос. Шум слышен в минимальном количестве. Когда воздух проходит через мягкое нёбо, появляется звук.
Главная отличительная черта состоит в том, что звучание в любом случае находит обходные пути. В зависимости от этого фонеме дают название по месту образования. Сонорные согласные звуки в богатой русской речи не имеют фонетических пар. В любом случае они бывают исключительно звонкими. Окончание слова не оглашается, как это обычно происходит с прочими звонкими согласными.
Акустическая характеристика
Первым делом акустика классифицирует фонемы по звонкости. Они бывают вокальными (сонорный гласный звук) и не вокальными (образующие шум). А также разделение происходит по силе. Критерий определяет консонантные и не консонантные звуки. Последняя акустическая характеристика касается высоты. В зависимости от колебания частиц воздуха распознают высокие и низкие фонемы.
Ротовые и носовые сонорные звуки
Согласные можно распределить, отталкиваясь от положения мягкого нёба. Есть ротовые (чистые) фонемы, которые образуются благодаря прижиманию задней части нёба к стенке зева. Из-за этого воздух не может проникнуть в носовую полость. Когда мягкое нёбо открывается, то и кислород может поступать в нос, благодаря чему образуются носовые звуки. К назальным фонемам можно отнести буквы «м» и «н», а также их смягчённые формы.
Сонорные звуки в логопедии
К логопеду чаще всего обращаются, когда требуется исправление неправильного произношения. Если ребёнок имеет хороший слух, но не может чётко воспроизвести звучные согласные, то такое явление в логопедии носит название «дислалия». В этом поможет коррекция речи с помощью специальных упражнений.
Причины проблем с произношением:
Отчётливых правил верного произношения нету. В некоторых странах постановке согласных не придают большого значения.
Как научиться произносить звучные согласные?
Логопед с помощью верной техники постановки сонорных звуков поможет избавить ребёнка от дислалии. Чем раньше родители обратятся к профессионалу, тем быстрее решится речевое нарушение.
Способы лечения дислалии:
Чтобы избавиться от речевого дефекта, следует посещать логопеда для постановки сонорных звуков. Параллельно делать домашнюю гимнастику. Даже сложные ситуации можно исправить за полгода усердной работы.
Консультация для родителей «Сонорные звуки»
Алла Богданова
Консультация для родителей «Сонорные звуки»
Консультация для родителей
«Сонорные звуки»
К сонорным звуком относятся Л, ЛЬ, Р, РЬ. В норме звук Л появляется к 5 годам, а звук Р к 5-6 годам.
Правильная артикуляция звука Л
Губы ориентированы на следующий за Л гласный. Кончик языка слегка поднят и смыкается с верхними резцами. Корень языка в положении гласного Ы (приподнят) и отодвинут назад, средняя часть опущена. Края языка не примыкают к коренным зубам, оставляя проход для воздуха (иногда с одной стороны). Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
При мягком ЛЬ задняя часть языка опущена, а кончик и передняя часть спинки языка касаются значительно большей своей площадью верхних зубов и альвеол.
Виды нарушений звуков Л и ЛЬ
Недостатки артикуляции звука Л (твёрдого и мягкого) называются ламбдацизмом.
Полусмягчённое Л, передняя часть спинки языка приподнята, корень опущен.
Межзубное произношение – кончик языка высовывается между зубами.
Губно-губное – отсутствие смычки языка с зубами.
Носовое – мягкое нёбо опущено, корень языка поднимается до мягкого нёба, воздух уходит в нос, слышится гнусавый звук, очень неприятный.
Звук ЛЬ мягкий, как правило, не имеет неправильного артикуляционного уклада, но часто замещается звуком i (йот). В онтогенезе речи мягкий ЛЬ усваивается ребёнком одним из первых согласных.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л
2. Немного приоткрыть рот
3. Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя»
4. Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.
1. Слегка приоткрыть рот
3. Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).
3. Длительно произнести звук «ы-ы-ы».
2. Положить язык на верхнюю губу
3. Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл».
2. Приоткрыть рот, показать зубы
3. Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет)
4. Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение.
Правильная артикуляция звуков Р и РЬ
Положение губ, углов ерта и расстояние между резцами зависит от следующего гласного. Язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам и соприкасается с ними во время вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха, поступающего из гортани в ротовую полость. Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Струя выдыхаемого воздуха сильная.
Мягкий звук РЬ отличается по артикуляции от парного твердого звука Р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.
Виды нарушений звуков Р и РЬ
Искажение артикуляции звука Р или его пропуск называется ротацизмом.
Различают следующие виды ротацизма:
Горловое Р (картавость) – наиболее распространённое нарушение, язык оттянут назад и своей корневой частью сближается с мягким нёбом.Имеет два варианта:
— велярное Р – если Р образованно вибрацией мягкого нёба;
— увулярное Р – вибрирует маленький язычок.
Доральное Р. Передний край языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. Вместе с языком дрожит вся нижняя челюсть. Слышен грубый рокот.
Боковое Р. Переднеязычная вибрация заменяется отрывом бокового края языка (обычно с одной стороны) от верхних коренных зубов. В образовавшуюся щель прорывается выдыхаемый воздух. Слышится неприятный хлюпающий звук.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука
3. Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубки
3. Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад
Кто дальше загонит мяч?
2. Положить широкий язык на нижнюю губу
3. Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола
1. Слегка приоткрыть рот
3. Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).
2. Положить язык на верхнюю губу
3. Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл»
3. Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно
убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна.
«Непослушные соноры«
«Обязанности и ответственность родителей в сфере образования». Консультация для родителей Очень часто наши с вами родители всю ответственность за воспитание детей перекладывают на плечи педагогов, но хочется им заметить, что ребенок.
Консультация для родителей «Правила безопасности при катании с горы» для родителей группы раннего развития Консультация для родителей «Правила безопасности при катании с горок» Общие правила безопасности при катании с горок 1. С малышом младше.
Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» «Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В. А. Сухомлинский.
Консультация для родителей младшей группы «Рекомендации по работе по лексической теме «Профессии наших родителей» Ознакомление с миром профессий у детей младшего возраста имеет немаловажное значение. Ведь именно это является частью социализации детей,.
Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.
Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.
Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.
Мастер-класс для родителей «Играем в настольно-печатные игры и закрепляем звуки в речи» Огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе имеет овладение правильной речью. Разнообразные.
Памятка для родителей «Как помочь ребенку усвоить звуки?» Вот и наступило долгожданное лето! Выпускники дошкольных учреждений получили определенные навыки, знания по обучению грамоте. Однако не.
Что такое сонорные звуки
Сонорные звуки – важная часть школьной учебной программы. Правильное произношение – основа изучения любого языка. А без теории нельзя получить хороший результат на практике. Эта тема хорошо известна в логопедии. Дети часто не могут правильно произносить сонорные согласные звуки и при наличии хорошего слуха.
Какие бывают согласные звуки
Одной из составляющих согласных является шум. Для создания этих фонем по большей части используются язык, губы, зубы, нёбо. В отличие от гласных, единственной составляющей которых является голос и которые образуются при использовании связок. Согласные делятся на два типа:
Звонкие – это фонемы, при образовании которых воздушный поток встречает препятствия в виде элементов ротовой полости, в результате чего появляется шум на фоне голоса:
Глухие образуются схожим образом, только без участия голосовых связок, что обеспечивает их глухость:
В состав глухих фонем входят шипящие.
Как создаются сонорные звуки
Название этого типа согласных происходит от латинского – «sonorous», что означает – «звонкий». Их состав выглядит следующим образом:
Сонанты [м], [м’], [н], [н’] создаются путем выведения воздушного потока через нос:
Если поток движется в пространстве между щеками и языком, получается [л], [л’] :
Фонема [р], [р’] появляется, когда конец языка приближается к альвеолам и шевелится под действием потока воздуха:
Благодаря особенностям воспроизведения эти фонемы абсолютно не шумные, поэтому они не могут быть глухими или шипящими.
Непарные сонорные звуки
Глухие согласные не становятся звонкими, находясь перед сонантами: раскрой, поклон, выкатной. В отличие от:
При изучении материала следует использовать упражнение, которое заключается в том, чтобы отдельно расписать каждую фонему рассматриваемого слова. Это называется фонетический разбор слова.
Для выполнения упражнения придерживаются следующего плана:
Для завершения упражнения необходимо провести устный анализ, который покажет, насколько написание соответствует произношению. На этом этапе часто обнаруживаются несовпадения.
Ремонт – [р’ е м о н т] – 2 слога, второй ударный.
р – [р’] – согл., зв., сонор., мяг.
м – [м] – согл., зв., сонор., тв.
н – [н] – согл., зв., сонор., тв.
т – [т] – согл., глух., тв.
Сонорные звуки в русском языке – важная тема, которой нельзя пренебрегать в изучении. Они могут быть источником проблем для людей, которые не могут их правильно произносить. Но, при правильном подходе, эта проблема легко решается. Главное – вовремя обратиться к специалисту.
Логопедическая азбука
Л Р М Н Й
Звуки Л и ЛЬ: Звук Л – согласный, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный, может звучать твёрдо или мягко. В норме появляется у ребёнка к 5-6 годам.
Нужно знать, что звуки Л и ЛЬ произносятся и ставятся по-разному. Очень часто в речи ребёнка мягкий звук ЛЬ есть (ЛЕНА, КОЛЯСКА и т.п.), а твёрдого звука нет, или он заменяется на другой звук.
Л – кончик языка поднят, упирается в верхние резцы. Форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть языка подняты, передняя и средняя часть спинки вместе в краями опущены. Голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.
ЛЬ – кончик языка поднят несколько выше, упирается в альвеолы. Он более напряжён и приподнят, чем при произнесении звука Л. Средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперёд к концу твёрдого и началу мягкого нёба.
Предрасполагающие факторы, ведущие к неправильному произношению: укороченная подъязычная уздечка, слабость мышц языка, нарушение фонематического слуха.
Нарушения произношения звуков Л и ЛЬ: 1. Как правило, звук ЛЬ заменяется звуком Й (Йена, Кйетка и т.п. Иногда и твёрдый звук Л заменяется на Й (ЙАПА вместо ЛАПА и т.п.)
2. Звук Л пропускается или заменяется на звук В (встречается достаточно часто), иногда на У, Ы или Г.
3. Носовое произношение звука (встречается редко): язык прикасается задней частью к мягкому нёбу, воздушная струя проходит через нос. Слышатся нечёткие звуки НГ.
Нужно особо отметить, что именно дефектное произношение звука Л часто остаётся на всю жизнь, если этот недостаток речи вовремя не исправить. Например, у довольно известного политического обозревателя, ведущего рубрику на одном из каналов моё чуткое ухо логопеда сразу уловило отсутствие твёрдого Л в речи :).
Звуки Р и РЬ: Звук Р – согласный, ротовой, сонорный, дрожащий, переднеязычный, бывает твёрдым или мягким. Появляется у ребёнка к 5-6 годам.
Звук Р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, нарушения его бывают многообразными.
Предрасполагающие факторы неправильного произношения звука Р:
— укороченная подъязычная уздечка, которая ограничивает движения кончика языка вверх; важно подрезать у хирурга-стоматолога до 5 лет, то есть до момента появления звука Р в речи, этим будет предупреждено появление «картавости».
— слабость мышц языка;
— неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;
— нарушения фонематического слуха, то есть неумение ребёнком различать на слух заменяемые им в речи звуки.
Звуки М и МЬ: Звук М – согласный, звонкий, относится к группе сонорных звуков, по способу образования смычно-проходной, по месту образования – губно-губной, то есть в его образовании активно участвуют губы. Может звучать твёрдо и мягко. Появляется у ребёнка в 1-2 года.
Звуки Н и НЬ: Звук Н – согласный, звонкий, относится к группе сонорных звуков, по способу образования смычно-проходной, по месту образования – преднеязычный, носовой (воздушная струя проходит через нос), может звучать твёрдо и мягко. Появляется у ребёнка в 2-3 года.
Вследствие непроходимости носовых полостей или уменьшения носоглоточной полости может звучать как ротовой Д: ДЕ ДАДО вместо НЕ НАДО.
Звук Й: Звук Й – согласный, звонкий, мягкий, относится к группе сонорных звуков. По способу образования – щелевой, по месту образования – среднеязычный. Появляется у ребёнка в 2-3 года.
- Сонорный это что в русском языке
- соноселикафобия что это такое