supernova что это такое
supernova
1 supernova
2 supernova
3 supernova
4 Supernova
5 supernova
6 Supernova
7 supernova
8 supernova
9 supernova
10 Supernova
11 supernova
12 supernova
13 supernova
14 supernova
15 supernova
16 supernova
17 supernova
18 supernova
19 Supernova
20 supernova
См. также в других словарях:
supernovă — SUPERNÓVĂ, supernove, s.f. Stea variabilă care ajunge egală în strălucire cu un întreg sistem stelar. – Din fr. supernova. Trimis de Anonim, 21.12.2008. Sursa: DEX 98 supernóvă s. f. novă Trimis de siveco, 10.08.2004. Sursa: Dicţionar… … Dicționar Român
supernova — plur. supernovæ [ sypɛrnɔva, e ] n. f. • 1949; 1934 en angl.; de super et nova ♦ Astron. Explosion très lumineuse qui marque la fin de la vie de certaines étoiles; étoile dans ce stade. ● supernova, supernovae nom féminin Étoile massive ayant at … Encyclopédie Universelle
Supernova — Жанры K pop, J pop Годы 2007 наши дни Страна … Википедия
supernova — f. Astr. estrella supernova … Diccionario de la lengua española
supernova — 1934, formed from SUPER (Cf. super ) + NOVA (Cf. nova) … Etymology dictionary
supernova — |ó| s. f. [Astronomia] Termo impróprio aplicado a certas categorias de estrelas, análogas às novae, que uma espécie de explosão esvazia de uma só vez de toda a sua energia nuclear e que apresentam sutilmente uma magnitude considerável … Dicionário da Língua Portuguesa
supernova — supernȏva ž DEFINICIJA astron. eksplozivno povećanje sjaja masivne zvijezde u kasnim fazama njezina razvoja; poslije eksplozije ostatak u središtu postaje neutronska zvijezda ili crna rupa, usp. pulsar ETIMOLOGIJA super + nlat. nova: zvijezda… … Hrvatski jezični portal
supernova — sustantivo femenino 1. Área: astronomía Estrella en explosión que aumenta repentina y considerablemente la magnitud de su luz, en mayor medida que la nova … Diccionario Salamanca de la Lengua Española
supernova — ► NOUN (pl. supernovae or supernovas) Astronomy ▪ a star that undergoes a catastrophic explosion, becoming suddenly very much brighter … English terms dictionary
supernova — [so͞o΄pərnō′və] n. pl. supernovae [so͞o΄pər nō′vē] or supernovas [ModL: see SUPER & NOVA] a rare, extremely bright nova that suddenly increases up to a billion times in brightness and reaches an absolute magnitude of c. 16 … English World dictionary
Supernova — This article is about the astronomical event. For other uses, see Supernova (disambiguation). Multiwavelength X ray, infrared, and optical compilation image of Kepler s supernova remnant, SN 1604. A supernova is a stellar explosion that is more… … Wikipedia
Как одна вспышка света изменила наше представление о сверхновых звездах
Потрясающая вспышка ультрафиолетового света от взрывающегося белого карлика была обнаружена астрономами только во второй раз и может дать исследователям важные подсказки о том, что подстегивает гибель этих древних, остывающих звезд. Чрезвычайно редкий тип взрыва сверхновых даст ученым шанс раскрыть несколько давних загадок, в том числе о том, что заставляет белых карликов взрываться, как темная энергия ускоряет космос и как Вселенная создает тяжелые металлы — такие как железо. Рассказываем все о сверхновых: что их вызывает, какие бывают типы сверхновых; о самой большой звезде и о ближайшем к нам белом карлике. И о том, почему эта ультрафиолетовая вспышка изменила представление ученых о сверхновых звездах.
Читайте «Хайтек» в
Что такое сверхновая?
Где происходят сверхновые?
Сверхновые часто встречаются в других галактиках. В 1604 году Йоханнес Кеплер обнаружил последнюю наблюдаемую сверхновую в Млечном пути. Телескоп Чандра НАСА обнаружил остатки более новой сверхновой. Она взорвалась в Млечном пути более 100 лет назад.
Что вызывает сверхновую?
Сверхновая звезда случается в тех звездах, у которых происходит изменение в ее ядре или центре. Изменение может происходить двумя разными способами, и оба приводят к сверхновой. Таким образом, сверхновые звезды делятся на два типа.
Первый тип сверхновых звезд. «Воровство» энергии, которое приводит к взрыву
Первый тип сверхновой происходит в двойных звездных системах. Двойные звезды — это две звезды, которые вращаются вокруг одной и той же точки. Одна из звезд, углеродисто-кислородный белый карлик, крадет вещество у своей звезды-компаньона. В конце концов белый карлик накапливает слишком много материи. Из-за слишком большого количества вещества звезда взрывается, в результате чего появляется сверхновая.
Сверхновые типа I случаются немного реже и происходят в двойных звездных системах. Двойные звезды — это две звезды, которые вращаются вокруг одной и той же точки.
Одна звезда в паре — белый карлик, длинный мертвый остаток звезды главной последовательности, такой как наше Солнце. Вообще белые карлики — это звезды, состоящие из электронно-ядерной плазмы, лишенные источников термоядерной энергии и слабо светящиеся благодаря своей тепловой энергии. Они постепенно остывают и краснеют. Ближайший известный белый карлик — Сириус B, находящийся на расстоянии в 8,6 световых лет от Земли.
Вернемся к странной паре звезд. Компаньоном может быть звезда любого другого типа, например, красный гигант, звезда главной последовательности или даже другой белый карлик.
Для процесса взрыва сверхновой важно то, чтобы они были достаточно близки: у белого карлика должна быть возможность украсть вещество у своего партнера. Когда украденное количество достигает в 1,4 раза больше массы Солнца, белый карлик взрывается как сверхновая и полностью испаряется.
Из-за этого соотношения 1,4 астрономы используют сверхновые типа Ia в качестве «стандартных свечей» для измерения расстояний во Вселенной. Так как они знают, сколько энергии было при взрыве карлика, астрономы могут рассчитать расстояние до него.
Второй тип сверхновых звезд. Как и почему умирают огромные звезды?
Это сверхновые, которые возникают, когда умирают массивные звезды. Это звезды, масса которых превышает массу Солнца во много раз.
Самая тяжелая, самая горячая, самая яркая из известных науке звезд во Вселенной — это R136a1, звезда в звездном скоплении R136 в эмиссионной туманности NGC 2070, расположенной в Большом Магеллановом облаке.
Это изображение Хаббла показывает центральную область туманности Тарантул в Большом Магеллановом облаке. Молодое и плотное звездное скопление R136 можно увидеть в правом нижнем углу изображения. Это скопление содержит сотни молодых голубых звезд, среди которых самая массивная звезда, обнаруженная во Вселенной до сих пор.
Предоставлено: НАСА, ЕКА, P Crowther (Университет Шеффилда)
Звезды, как вы знаете, синтезируют водород в их ядрах. Эта реакция высвобождает энергию в форме фотонов и это «давление света» усиливает гравитацию звезды, сжимая ее.
Наше Солнце не имеет массы, способной поддерживать реакции синтеза с элементами помимо водорода или гелия. Поэтому когда весь гелий будет израсходован, реакции синтеза прекратятся, Солнце превратится в белого карлика и начнет остывать.
Если у вас есть звезда, которая превышает массу Солнца в 8–25 раз, она может соединить более тяжелые элементы в своем ядре. Когда у массивной звезды заканчивается водород, она переключается на гелий, а затем на углерод, неон и так далее. Однако когда процессы в ядре доходят до железа, реакция синтеза требует больше энергии, чем производит.
Внешние слои звезды падают внутрь за доли секунды, а затем детонируют как сверхновая типа II. Остается только плотная нейтронная звезда в качестве остатка.
Но если исходная звезда имела вес выше, чем у Солнца, более чем в 25 раз, происходит такой же коллапс ядра. Но сила материала, падающего внутрь, сжимает ядро в черную дыру.
Это изображение показывает две массивные черные дыры в галактике OJ 287. Меньшая черная дыра вращается вокруг большей, которая также окружена газовым диском. Когда маленькая черная дыра врезается в диск, она дает вспышку ярче 1 триллиона звезд.
Чрезвычайно массивные звезды, или гипергиганты с массой, более чем в 100 раз выше солнечной, просто взрываются без следа. Фактически вскоре после Большого взрыва появились звезды с сотнями, а может быть, даже тысячами масс Солнца, состоящие из чистого водорода и гелия. Эти монстры прожили бы очень короткую жизнь, взорвавшись с непостижимым количеством энергии.
Одна вспышка может объяснить, как взрываются белые карлики в сверхновые звезды
Недавно астрономы засвидетельствовали вспышку ультрафиолетового света после взрыва белого карлика в сверхновую звезду. Это всего лишь второй раз, когда такое событие наблюдалось астрономами.
Белый карлик — плотный остаток красных гигантских звезд, когда они взрываются. Но, как мы знаем, и белые карлики тоже могут взорваться. Ученые все еще пытаются выяснить почему — и эта вспышка света может помочь им найти ответ.
Необычная сверхновая была впервые обнаружена астрономам в декабре 2019 года. Они смогли наблюдать сверхновую и последующую ультрафиолетовую вспышку всего через один день после взрыва.
Событие называлось SN2019yvq и было прослежено до места, расположенного недалеко от хвоста созвездия Дракон, в 140 млн световых лет от Земли. Оно было названо сверхновой «Тип Ia» (произносится как «один-A»), что часто случается, когда взрывается белый карлик. Но ультрафиолетовая вспышка была неожиданной.
Но больше всего интересует исследователей тот факт, что эти два события не совсем похожи.
По словам ученых, они были уникальными в своем роде и кроме ультрафиолетовой вспышки, не имеют ничего общего. Астрофизик Адам Миллер предположил, что белые карлики могут взорваться, не достигнув предела Чандрасекара. Это верхний предел массы, при котором звезда может существовать как белый карлик. Если масса звезды превышает его, то она становится нейтронной звездой. Существование предела было доказано индийским астрофизиком Субраманьяном Чандрасекаром.
Ранее считалось, что белый карлик ниже массы или предела Чандрасекара, что в 1,4 раза больше массы Солнца, навсегда останется белым карликом. Но последнее исследование, опубликованное в Astrophysical Journal, изменило представление ученых о суперновых и белых карликах.
Что такого в этой ультрафиолетовой вспышке?
Ультрафиолетовая вспышка длилась всего пару дней, но этого было достаточно для интригующего понимания.
Раньше астрономы думали, что единственный способ возникновения такой ультрафиолетовой вспышки — это если материал, взорванный звездой, столкнулся с большой соседней звездой-компаньоном, которая быстро нагреет материал, достаточный для излучения ультрафиолетового света. Ультрафиолетовое излучение указывает на то, что сильный источник тепла находится внутри или рядом с белым карликом. Но ведь белые карлики охлаждаются с возрастом. Одна вспышка света уже изменила наше представление о сверхновых звездах.
Есть четыре потенциальных гипотезы для ультрафиолетовой вспышки, замеченной в этом событии.
Поскольку большая часть железа во Вселенной создается сверхновыми типа Ia, лучшее понимание этого явления может рассказать нам больше о нашей собственной планете. Например, железо из взорвавшихся звезд составляло ядро всех каменистых планет, включая Землю.
Если вы хотите понять, как образовалась Земля, вам нужно знать, откуда появилось железо и «сколько нужно железа». Понимание того, как взрывается белый карлик, дает нам более точное понимание того, как оно создается и распределяется по всей Вселенной.
Разгадка темной энергии уже близко
Темная энергия — гипотетическая форма энергии, равномерно заполняющая все пространство Вселенной и проявляющаяся в антигравитации, то есть гравитации, отталкивающей, а не притягивающей массивные тела. Была введена в математическую модель Вселенной, чтобы объяснить, по какой причине она расширяется с ускорением.
Белые карлики уже играют огромную роль в современном понимании физиками темной энергии. Физики предсказывают, что все белые карлики имеют одинаковую яркость при взрыве. Таким образом, сверхновые типа Ia считаются «стандартными свечами», позволяя астрономам точно рассчитать, как далеко находятся взрывы от Земли. Использование сверхновых для измерения расстояний привело к открытию темной энергии, что было признано Нобелевской премией по физике 2011 года.
У ученых нет прямого способа измерить расстояние до других галактик. Большинство галактик фактически удаляются от нас. Если в далекой галактике есть сверхновая типа Ia, мы можем использовать ее для измерения комбинации расстояния и скорости, которая позволяет нам определять ускорение Вселенной. Темная энергия по-прежнему остается загадкой. Но эти сверхновые звезды — лучший способ исследовать темную энергию и понять, что это такое. И, главное, насколько быстро она ускоряет Вселенную.
МнениеПочему не стоит называть гей-драму «Супернова» обычной историей любви
В российский прокат вышел фильм «Супернова» — он о гомосексуальной паре, переживающей деменцию одного из партнёров. Картину снял режиссёр Гарри Маккуин, главные роли сыграли Колин Фёрт и Стэнли Туччи. Западные кинокритики оценили ленту на отлично: на популярных агрегаторах рецензий у «Суперновы» сплошь положительные отзывы. Откликнется она и у простых зрителей: тонкий сюжет и лаконичный сценарий, откровенная игра Фёрта и Туччи и картинные пейзажи британского севера навряд ли хоть кого-то оставят чёрствыми. Сейчас фильм претендует на две награды британской киноакадемии: «Супернова» может стать лучшей британской драмой прошлого года, а Стэнли Туччи — лучшим актёром второго плана.
В России же у трогательного фильма какая-то до боли абсурдная судьба. Прокатом «Суперновы» занялась компания World Pictures. Прокатчику не исполнилось и года, как дистрибьюторы попали в крупный имиджевый скандал. Компания по своему усмотрению вырезала три минуты из оригинальной версии, где герои Фёрта и Туччи пытаются заняться сексом. Кроме того, заместитель главного редактора «Сноба» Ренат Давлетгильдеев рассказал, что представители компании попросили вырезать слово «гей» из всех текстов об этом фильме. Получается, что дистрибьюторы не только убрали важный для фильма фрагмент, но ещё и рекомендовали зрителям и читателям, как именно нужно понимать фильм о жизни двух гомосексуалов.
Сегодня, 15 марта, World Pictures объяснили самоцензуру: по мнению кинопрокатчика, «Супернова» вовсе не о том, о чём всем показалось. «По нашему мнению, суть и посыл фильма не в проблемах ЛГБТ, а в другом — в любви, в поддержке, в боли утраты близкого человека, в спасении и в свободе выбора», — пишет дистрибьютор в пресс-релизе. Но даже если мысленно выкинуть эти злосчастные три минуты, то ни в какой момент этой картины нельзя подумать, что «Супернова» не о проблемах и отношениях двух ЛГБТК-людей. Но когда «боль утраты близкого человека, спасение и свобода выбора» перестали быть проблемами ЛГБТК-людей? Почему эти проблемы представляются как нечто иное, что «обычным», «нормальным», гетеросексуальным зрителям не понять?
Гомофобия — это не только призывы убивать и дискриминировать, но и заявления, в которых ЛГБТК-люди — это другие. Кто-то, чьи проблемы настолько сложны и специфичны, что требуют какого-то особого языка для разговора. Но гомофобия, как показывает заявление прокатчика, это ещё и псевдопрогрессивная логика, в которой суть и сущность ЛГБТК-опыта стираются до шаблонного «это история о любви и поддержке». Иными словами, именно в случаях с гей-фильмами (да и вообще везде, где идентичность имеет хоть какое-то значение) не стоит умалчивать или стыдливо прятать за беспомощными клише тот факт, что история напрямую рассказывает о ЛГБТК-людях. Причина ясна — в мире, где гомосексуальность преследуется по закону, фильмы об ЛГБТК-людях всё ещё острополитические.
Гомофобную логику, вероятно неосознанно, поддерживают даже кинокритики в своих рецензиях. «Сразу же можно сказать, что фильм, по сути, не про ЛГБТ. Да, этот подзатасканный сюжет о жуткой потере памяти, прошлого, любви и личности, многократно виденный на тех же „Оскарах“, становится хоть сколько‑нибудь оригинальным благодаря тому, что главные герои — не просто бездетная интеллигентская семья, а семья геев», — пишет Егор Беликов, помимо прочего отводя главным героям роль костылей для сценария «подзатасканного» сюжета. «Нет, это не фильм про любовь двух мужчин», — утверждает Павел Пугачёв на сайте «Сеанса». «„Супернова“ — фильм не о геях, а о любящих людях», — рассказывает Илона Егиазарова, по сути, противопоставляя гомосексуальных мужчин неким влюблённым «людям». «Не подумайте, что в вырезанных эпизодах было что-то возмутительное или непристойное: да, герои пробуют заняться сексом, но для них в нынешнем состоянии это невыполнимо», — комментирует российскую версию фильма Антон Долин, видимо, полагая, что если бы на экране возникла сцена гомосексуальной любви, её можно было бы считать «возмутительной» или «непристойной».
Гомофобия — это не только призывы к убийству и дискриминации, но и заявления, в которых ЛГБТК-люди — это другие
Иными словами, противопоставление «общечеловеческого» и «ЛГБТК-специфичного» — это тоже гомофобия, потому что любой ЛГБТК-опыт — часть универсальной картины мира, но не её антоним. ЛГБТК-люди могут выглядеть и поступать любым удобным для них образом. Если двое влюблённых мужчин выглядят как старые друзья, то это ещё не значит, что на их квир-сущность можно забить, потому что «квир» — это не только про блёстки и пайетки. Очевидно, никто из тех, кто пишет хвалебные отзывы о фильме, сознательно не поддерживает самоцензуру прокатчика. Но эта самая поддержка проявляется в неаккуратных фразах и попытках скрыть гей-составляющую фильма за пафосными, но банальными фразами. «Супернова» — это фильм о любви двух гомосексуальных мужчин, и слово «гомосексуальных» исчезнуть здесь не может.
Очевидно, подобных соображений придерживается сам Маккуин: режиссёр, считает очень важным тот факт, что в универсальной и понятной истории влюблённую пару играют двое мужчин. «Среди моих задач действительно была попытка нормализовать гомосексуальные отношения, — рассказывает он в интервью киножурналисту Дмитрию Барченкову. — Мне видится, что современное кино мало об этом говорит. И особенно мало говорит об отношениях гомосексуальных людей в возрасте. Я же решил сфокусироваться конкретно на комплексе всех этих моментов. Иными словами, да, мне было очень важно рассказать историю именно про двух стареющих мужчин, переживающих любовь и её распад, снять именно гей-драму».
Более того, у «Суперновы» даже есть маркер «18+», который по знаменитому дискриминационному закону «защищает» детей от упоминаний о гомосексуальности. С тем же маркером почти два года назад выходил в прокат «Портрет девушки в огне» Селин Сьямма — общественная нравственность тогда уцелела. До этого по кинотеатрам с возрастной пометкой катались «Боль и слава», «Неправильное воспитание Кэмерон Пост», «Стёртая личность», «Зови меня своим именем» и другие фильмы с проблемами и чаяниями ЛГБТК-людей, не тронутые российскими монтажными ножницами. Борцов за нравственность они не оскорбляли, а полиция по наводке одиозного активиста Тимура Булатова не тратила своё время на рейды в кинотеатры.
Да и глупо считать, что в наше время, когда уже целые кинофестивали переехали в онлайн, самоцензура останется незамеченной: у любого зрителя есть возможность сравнить два фильма и быстро сообразить, что при переводе картины на русский что-то «потерялось».
«Супернова» — это фильм о любви двух гомосексуальных мужчин, и слово «гомосексуальных» исчезнуть здесь не может
Что ученые подразумевают под термином «Супернова»?
Произошёл бы резкий выброс радиации, который сожжёт озоновый слой атмосферы. Единственный выход человечества будет в укрытии под землей. Там можно будет спастись от мощного выброса рентгеновских лучей, которые ударят по поверхности, и уничтожит всю пищевую цепочку, а это послужит вымиранию всего живого.
В течение жизни звезды существует баланс между гравитацией направленной внутрь и давлением направленным наружу. Если звезда генерирует энергию, то проблем нет, но когда этот процесс прекращается, давление исчезает и гравитация побеждает. Гравитация начинает разрушать центр звезды. Внешние слои звезды выталкиваются наружу. Возникает огромный шар наполненый газом. Его называют Красным Гигантом.
Через 4.5-5 миллиарда лет, когда наше Солнце начнет умирать, его корона достигнет Марса. Хотя внешние слои расширяются, в центре солнца гравитация вызывает противоположный эффект под ее воздействием ядро солнца уменьшится в миллион раз (до размеров Земли).Теперь это плотный шар состоящий из кислорода и углерода. Его называют Белым Карликом. Это будет означать конец нашей солнечной системе. Газ, испускаемый, умирающей звездой постепенно рассеется, но крошечный Белый Карлик будет гореть еще миллиарды лет.
Однако наша солнечная система уникальна тем, что в ней имеется лишь одна звезда. В то время как подавляюще большинство звезд вращаются по орбите другой звезды. Когда одна из двух звезд погибает и превращается в Белого Карлика, то она начинает красть вещество у второй звезды. Ели та находится достаточно близко. По мере того как Белый Карлик высасывает у своей спутнице все больше и больше топлива он становится все более тяжелым, плотным и все менее стабильным. Внутри вот-вот соединятся атомы углерода и кислорода. Белый Карлик чем-то подобен шашке динамита, которая все ждет, когда бы ее зажгли.
Когда углерод и кислород начинают превращаться в железо можно с уверенностью сказать, что звезда обречена.
Внезапно Белый Карлик начнет сжиматься. В ядерном взрыве Белого Карлика помимо других веществ также задействован огромный объём железа. Фактически супернова типа 1А выбрасывает во Вселенную элементы, которые жизненно необходимы для нас.
Супернова типа 1А выстреливают на триллионы километров в пространство космоса. Именно так образовывается большая часть космического железа.
1.Astrophysics Echo from an ancient supernova
Nature News and Views (04 Dec 2008)
2.On Deep-Ocean Fe-60 as a Fossil of a Near-Earth Supernova
Brian D. Fields, John Ellis
3.What is a Supernova Explosion (SNe)?(NASA,GSFC)
Исследователи космоса
10.1K поста 39K подписчика
Правила сообщества
Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу 🙂
Чего-о-о?
«Однако наша солнечная система уникальна тем, что в ней имеется лишь одна звезда. В то время как подавляюще большинство звезд вращаются по орбите другой звезды.»
можно будет спастись от мощного выброса рентгеновских лучей, которые ударят по поверхности
Если б проблема в одном рентгене была! От гаммы под землей особо не спрячешься.
Они улетели и не вернутся никогда. Вояджеры
Проект «Вояджер» – один из самых масштабных и успешных космических проектов, созданных человечеством. Ученые до сих пор изучают данные, собранные в рамках миссии, а аппарат «Вояджер-1» является самым отдаленным объектом, который создал человек.
Но обо всем по порядку:
В середине 60-х годов в своей работе о гравитационных маневрах и полетах к дальним планетам один никому не известный студент-интерн указал на удачное сближение сразу четырех планет: Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Таким событием, конечно же, заинтересовались ученые из NASA, и уже в 1969 году был готов проект по запуску 4 автономных космических аппаратов, которые смогли бы максимально близко подлететь к планетам и изучить все их разом. Но финансирование урезали – денег хватило только на 2. Аппараты отправили в космос 20 августа и 5 сентября 1977 года, назвав проект «Вояджер» (с англ. «Путешественник») буквально за несколько дней до старта.
Чего только не было на борту Вояджеров: и камеры в высоком разрешении с разным углом обзора, и спектрометры с многочисленными настройками, детекторы плазмы, космических лучей, волн всяческих… В общем, вооружили их до зубов и на все случаи жизни.
К борту каждого из аппаратов был прикреплен диск с посланием внеземным цивилизациям. На пластинке записаны приветствия на разных языках, звуки Земли, классическая музыка, изображения земных пейзажей и многое другое. До сих пор не утихают споры о целесообразности и безопасности таких посланий. Делались они с твердой верой во внеземной разум или чтобы «увековечить» себя во Вселенной – не ясно. На эту тему у меня есть отдельный пост «Золотое послание Вояджера».
В чем же значимость проекта?
Программа «Вояджер» создавалась для исследования Юпитера и Сатурна, о которых в то время было известно очень мало, а так же для исследования спутников этих планет. Но миссия не ограничилась только этим. Сбор данных начался уже через несколько дней после старта. Выйдя в открытый космос и встав на свой курс, «Вояджер-1» передал на Землю первую свою фотографию: Земля и Луна на расстоянии 11 млн км друг от друга.
К концу года оба аппарата вошли в Пояс астероидов и там, в бескрайней космической пустыне, «Вояджер-1» обогнал своего собрата, навсегда взяв лидерство в этой гонке. Ученые знали, что это произойдет, из-за этого «Вояджер-2» нарекли вторым номером, несмотря на то, что запустили его первым. В январе 1979 года «Вояджер-1» стал сближаться с Юпитером. Каждый день в одно и то же время аппарат делал несколько фотографий планеты, а ученые сложили из них занимательный «кинофильм». На нем видно как дуют ветра в атмосфере, как рождаются смерчи-воронки и как крутится Большое красное пятно. На фото Юпитер с расстояния 33 млн км.
Пролетая мимо Юпитера, «Вояджер-1» сделал примерно 19 тысяч снимков гигантской планеты и ее спутников, большинство из которых были удачными и четкими. Американский физик Эдвард Стоун сказал: «У нас набралось открытий почти на десятилетие вперед, за этот короткий двухнедельный период». Уже улетая от Юпитера, аппарат сделал финальные фото одного из спутников (Ио). Фильтр постобработки удалил белое пятно около поверхности, распознав в нем бесполезный шум, а вот ученые увидели совершенно иное – облако вулканического пепла. Это открытие просто взорвало научный мир! Впервые ученые увидели извержение вулкана вне Земли.
«Вояджер-2» тоже не отставал. Вслед за своим «напарником» он продолжил изучать атмосферу Сатурна, систему его колец, а так же пролетел на бреющем полете мимо Энцелада – спутника Сатурна. На этом месте пути двух «братьев» разошлись. В 1981 году «Вояджер-2» круто поменял траекторию, направившись к Урану и Нептуну. Уже в 1986 году аппарат передал на Землю тысячи снимков Урана. Кстати, для этого на Земле пришлось модернизировать принимающие антенны, ведь расстояние до аппарата стремительно увеличивалось.
До 1986 года ученые знали про Уран лишь то, что он вращается на боку, у него есть 9 колец и 5 спутников. Уже первые снимки аппарата позволили открыть еще 2 кольца, а количество известных спутников увеличилось в 3 раза. При этом кольца были значительно моложе самой планеты. Вероятнее всего, Уран разрушил часть своих спутников приливными силами.
На очереди был Нептун и пока «Вояджер-2» летел к этой далекой планете, на нашей Земле вовсю проходила подготовка для приема слабеющего с каждым днем сигнала. Ранее модернизированные антенны приходилось дорабатывать вновь, причем существенно. Для лучшего приема антенны в разных частях света (Калифорния, Испания, Автралия) связали в одну единую сеть, а их диаметр расширили.
Нептун был последней планетой, с которой должен был встретиться Вояджер-2. Было решено пройти невероятно близко рядом с планетой — всего в 5 тыс. км от его поверхности (это было менее трех минут полета при скорости аппарата). Ювелирная работа, что сказать. Все маневры были заложены в аппарат заранее, ведь сигнал от Нептуна до Земли идет больше 4 часов! За это время «Вояджер-2» преодолеет свыше 200 тысяч километров и любая команда, направленная учеными, станет бесполезной. В декабре 1989 года камеры «Вояджера-2» были отключены навсегда. Позже были произведены несколько корректировок курса. На сегодняшний день часть приборов находится в рабочем состоянии. Ученые прогнозируют, что энергии батареи хватит до 2025 года.
В это же время «Вояджер-1», закончивший свою миссию, удалялся прочь от Солнца со скоростью 17 км/с. В феврале 1990 года Вояджер делает совместное фото всех планет Солнечной системы, среди которых есть и Земля. Фото, сделанное с расстояния 6 миллиардов километров, до сих пор остается самым удаленным снимком нашей планеты. Астрофизик и популяризатор науки Карл Саган много лет просил руководство проекта сделать это фото. С его легкой руки оно получило название «Бледно-голубая точка» (Pale Blue Dot). Снимок облетел весь мир и стал философским символом хрупкости нашего мира. Мира, который мы называем домом.
Сам Карл Саган сказал про этот снимок:
«Взгляните еще раз на эту точку. Это здесь. Это наш дом. Это мы. Все, кого вы любите, все, кого вы знаете, все, о ком вы когда-либо слышали, все когда-либо существовавшие люди прожили свои жизни на ней. Множество наших наслаждений и страданий, тысячи самоуверенных религий, идеологий и экономических доктрин, каждый охотник и собиратель, каждый герой и трус, каждый созидатель и разрушитель цивилизаций, каждый король и крестьянин, каждая влюбленная пара, каждая мать и каждый отец, каждый способный ребенок, изобретатель и путешественник, каждый преподаватель этики, каждый лживый политик, каждая «суперзвезда», каждый «величайший лидер», каждый святой и грешник в истории нашего вида жили здесь — на соринке, подвешенной в солнечном луче».
На сегодняшний день оба Вояджера удаляются прочь из Солнечной системы. Они уже пересекли гелиопаузу и вышли в межзвездное пространство. «Вояджер-1» остается самым удаленным рукотворным объектом. Расстояние до него 23 млрд километров (154 расстояния между Землей и Солнцем) и оно увеличивается каждую секунду! В 2027 году он должен удалиться от нас на один световой день. После 2030 года оба аппарата перейдут в режим радиомаяков из-за нехватки мощности, а к 2040 году умолкнут навсегда. Через 300 лет они приблизятся к внутренней границе облака Оорта, а после этого отправятся вечно странствовать по галактике Млечный путь.
Посмотреть за Вояджерами в реальном времени можно здесь.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь, если еще не с нами.
Космос – это интересно!
Новость №1328: Астрономы недосчитались космических лучей в центральной молекулярной зоне
Новость №1326: На Земле произошла одна из крупнейших геомагнитных бурь за последние четыре года
Израильский Институт Вейцмана стал участником консорциума Гигантского Магелланова телескопа
07.11.2021 Это будет самый большой и самый мощный в мире наземный оптико-инфракрасный григорианский телескоп.
Гигантский Магелланов телескоп (иллюстрация).
Корпорация GMTO, ведущая работы по сооружению Гигантского Магелланова телескопа, приветствует присоединение Научного Института им. Вейцмана в Реховоте к своему международному консорциуму выдающихся университетов и исследовательских институтов.
Гигантский Магелланов телескоп
Новое партнерство подтверждает, что завершение строительства крупнейшего и самого мощного григорианского оптико-инфракрасного телескопа в мире является высшим приоритетом для мирового научного сообщества. Беспрецедентные возможности гигантского Магелланова телескопа в сочетании с ведущими научными знаниями и ресурсами Института Вейцмана в области астрофизики революционизируют наше понимание Вселенной и нашего места в ней.
Расположенный в израильском Реховоте научный Институт Вейцмана назван лучшим научно-исследовательским институтом в мире за пределами США и шестым среди лучших научно-исследовательских институтов мира согласно международному рейтингу.
Гигантский Магелланов телескоп
Интеграция выдающейся команды астрофизиков Центра и использование израильских инноваций позволит значительно расширить исследовательские возможности гигантского Магелланова телескопа.
Опираясь на лидерские позиции Института в астрофизике, физике элементарных частиц и проектировании космических миссий, Институт Вейцмана в рамках своей флагманской инициативы стремится выйти на новый уровень понимания центральных вопросов фундаментальной физики, при этом внося вклад в широкий спектр практических применений полученных знаний. Гигантский Магелланов телескоп имеет решающее значение для этой инициативы.
По прогнозу консорциума, Гигантский Магелланов телескоп будет введен в эксплуатацию в конца нынешнего десятилетия.
Путь к звездам
С чего начинается космос? На Земле он начинается с ревущих гигантов, сотрясающих грохотом старт и затихающих далёким громом в небе. Унося полезную нагрузку к звездам на своих плечах, ракеты-носители являются самыми мощными и самыми сложными летательными аппаратами, созданными человеком. И одновременно – одними из самых интересных. Как согласованно и сложно выполняют они свою полётную задачу – читайте в обзоре Naked Science.
Роль космической ракеты, или ракеты-носителя – поднять полезную нагрузку с земной поверхности до орбиты. Для этого ракета поднимает груз выше атмосферы и разгоняет его до орбитальной космической скорости. Подъем и разгон происходят в общем процессе выведения полезной нагрузки на орбиту, в результате которого достигается высота около 200-300 км.
Большинство ракет-носителей стартует вертикально с поверхности Земли, постепенно их траектория всё больше наклоняется. В полете происходит отделение ступеней, из которых собрана конструкция ракеты. Последняя ступень заканчивает разгон и отделяется от полезной нагрузки, начинающей свой самостоятельный космический полет. В пуске важна не только достигнутая скорость, высота и наклонение, но и точность выполнения этих параметров.
Его величество двигатель
Ракета разгоняется силой тяги двигательной установки, включающей один или нескольких двигателей. Его величество двигатель – самая важная, сложная и дорогая часть ракеты. Он выполняет две ключевые задачи: сжигает в камере сгорания топливо, в ходе этого процесса получается очень горячий и сильно сжатый газ. И разгоняет газ своим реактивным соплом, создавая силу тяги. От того, насколько правильно решаются обе задачи, зависят эффективность двигателя и совершенство ракеты. В качестве основных двигателей ракет-носителей чаще используют жидкостные ракетные двигатели, или ЖРД.
Жидкостным он называется из-за топлива, состоящего из двух жидких веществ – горючего и окислителя, – образующих топливную пару. Они вступают в химическую реакцию горения, в которой атомы горючего отдают свои электроны принимающим их атомам окислителя и образуют молекулы газов. Для полноты сгорания горючее и окислитель нужно подать в правильном соотношении и как можно лучше перемешать. Это делают форсунки, находящиеся в форсуночной головке в начале камеры сгорания. Оба компонента подаются в них с большим давлением многих десятков и сотен атмосфер, распыляясь в очень тонкую взвесь. Часто горючее и окислитель соединяются в общей форсунке, перемешиваясь в едином плотном факеле. Воспламенение происходит уже в начале факела форсунки, распыляемого в пламя зоны горения. Большое давление камеры сгорания приводит к очень быстрому сгоранию. Химическая энергия топлива переходит в потенциальную энергию продуктов сгорания, в форме высоких температуры и давления газа.
Получившийся сжатый газ устремляется в реактивное сопло, состоящее из двух частей. Камера сгорания переходит в сужающуюся часть сопла, где дозвуковой поток газа ускоряется. В самой узкой части сопла, называемой критическим сечением, поток достигает скорости звука. Дальше он попадает в расширяющуюся часть сопла, становится сверхзвуковым и продолжает разгоняться до самого среза сопла. Давление и температура при этом все время снижаются, зато непрерывно растет скорость потока. Сопло преобразует потенциальную энергию тепла и давления газа в кинетическую энергию струи, являясь тепловой машиной по разгону газа. Истечение струи создает реактивную силу в обратном направлении; эта сила составляет основную часть тяги двигателя. Чем быстрее истечение газа из сопла, тем больше сила тяги. Вот зачем струю разгоняют до высокой скорости, на краю сопла она может быть в три раза больше скорости звука.
Топлива в камеру подается много, сгорание идет с высокими температурами около трех тысяч градусов и под большим давлением. Это делает камеру сгорания и сопло очень нагруженными в силовом и тепловом плане.
Сопло раскаляется добела. Без охлаждения стенок камеры и сопла они неминуемо прогорят, и случится пожар двигателя. Охлаждение стенок камеры и сопла организуется разными путями. В специально проточенных тонких каналах в стенках сопла и камеры текут компоненты топлива, снимая часть тепла со стенок. Кроме этого, в камере сгорания создается пристеночная жидкостно-капельная завеса из горючего. Сама камера изготавливается очень прочной, чтобы держать огромное рабочее давление. Силовая рама передаёт усилие тяги от камеры сгорания на корпус ракеты.
Чем больше топлива сгорит в двигателе, тем больше тяга. Подачу топлива в ЖРД обеспечивает его вторая важнейшая часть – турбонасосный агрегат, или ТНА. Он объединяет главные насосы горючего и окислителя, другие насосы и вращающую их газовую турбину. ТНА работает крайне напряженно. Для создания большого расхода компонентов и высокого давления за насосами турбина совершает огромную работу и имеет очень большую мощность при компактных размерах. Отдельная камера сгорания ТНА сжигает компоненты топлива и направляет полученный газ на лопатки турбины. Отработанный газ за турбиной сбрасывается за борт в двигателях открытого цикла или идет на дожигание в основную камеру сгорания двигателей закрытого цикла.
Недавно появились сверхлегкие ракеты, у которой в ЖРД нет ТНА. Насосы горючего и окислителя вращают электромоторы запасенной в аккумуляторах энергией. Это сверхлегкие ракета-носитель Electron компании Rocket Lab и ракета Rocket компании Astra. Их небольшие двигатели, которые человек может удержать в одной руке, позволяют использовать электрический привод топливных насосов. Питаются электромоторы от литий-полимерных батарей, сбрасываемых в полете по мере их разрядки.
При принципиальной простоте конструкции работа двигателя в реальности весьма сложная. Газодинамические процессы в двигателе непросты и требуют правильной организации и управления. Так же сложна разветвленная гидродинамика жидких компонентов, теплообменные дела – и прочие динамика, физика и химия. Работа двигателя может нарушаться неустойчивыми режимами. Если давление в камере сгорания случайно вырастет больше расчетного, то перепад давления из форсунок в камеру снизится, это уменьшит подачу топлива в камеру. Меньше поступит и сгорит топлива – давление в камере снизится, что увеличит перепад давления на форсунках и приведет к подаче в камеру излишка топлива. Он сгорит и создаст скачок давления в камере – и цикл колебаний давления повторится. Такие пульсации давления могут иметь частоту десятка раз в секунду и приводят к разгону этого колебательного процесса до разрушения камеры сгорания или к неустойчивому горению с падением тяги. Такова низкочастотная неустойчивость двигателя.
Высокочастотная неустойчивость возникает в виде акустических колебаний внутри камеры сгорания, образующих в ее объеме стоячие волновые конфигурации разных форм. Многократно отражаясь от стенок камеры и сливаясь, акустические колебания усиливаются до небольших ударных волн, с ростом давления и температуры во фронте волны. В местах их прилегания к стенкам камеры возникают локальные зоны высокого давления и температуры. В них могут возникать прогары и разрушения. Также высокочастотная неустойчивость способна ухудшать сгорание топлива. Борются с этим видом неустойчивости введением в камеру особых перегородок, расположением форсунок и другими мерами.
Тягой двигателя необходимо управлять. Например, при старте ракеты-носителя «Союз» тяга двигателей РД-107 растет не плавно, а ступенчато. После зажигания начинается режим предварительной ступени тяги. Между прочим, на этом этапе турбонасосный агрегат еще не запущен, насосы неподвижны, а керосин и кислород просто самотеком льются из баков в камеры сгорания, как вода из водонапорной башни. Но в камерах они уже горят вовсю, вырываясь наружу большими клубами огня и освещая низ ракеты яркой протяжной вспышкой. Если горение нормальное и устойчивое, то включается режим первой промежуточной ступени тяги. Запускается и раскручивается ТНА, расход компонентов и тяга вырастают, продолжается контроль работы двигателя. Далее следует вторая промежуточная ступень. Давление в магистралях и подача топлива усиливаются настолько, что тяга превышает вес ракеты, и она поднимается в воздух. И только через шесть секунд подъема ракеты двигатель переводится в режим главной тяги, на полную мощность. У других ракет циклограммы (точные и детальные последовательности действий) выхода двигателей на полную тягу могут различаться, но все они требуют контроля параметров работы двигателя сотни и тысячи раз в секунду. Управляют величиной тяги изменением работы турбины ТНА или клапанами подачи компонентов топлива. Управление направлением тяги производят через подвижный качающийся подвес основных или управляющих камер сгорания, разностью тяги в многокамерных двигательных установках и другими способами.
Выключение двигателя – тоже сложный процесс. Сразу закрыть главные клапаны топлива нельзя: могут возникнуть гидроудары в магистралях. Еще нужно снизить импульс последействия – остаточную тягу после прекращения подачи топлива. Ведь тяга падает до нуля не сразу и резко, а постепенно, расходуя запас давления в камере сгорания с дожиганием уже распыленного форсунками топлива. При выключении двигатель сначала переводят в пониженный режим, снизив подачу топлива и давление в камере. И лишь потом подают команду на выключение, которая прекращает подачу топлива в камеры сгорания.
Часто включение двигателей последней ступени бывает двукратным – в результате первого включения ступень с полезным грузом выходит на опорную орбиту. Позже, когда ступень дошла в нужную точку орбиты, делают второе включение двигателя, переводящее ступень на другую, целевую или переходную орбиту. Запуск двигателя в невесомости требует осаждения расплывшегося по бакам остатка топлива к заборному отверстию. Для этого включают небольшие твердотопливные двигатели – или двигатели ориентации. Они создают небольшую продольную перегрузку для смещения остатков топлива к нижнему днищу бака. Затем делают второе включение главного двигателя ступени с началом следующей фазы выведения.
Топливо – энергия для полета
Топливо к двигателю поступает через трубопроводы – главные магистрали горючего и окислителя, идущие внутри баков и двигательного отсека. Для криогенного топлива магистрали и каналы в двигателе перед стартом нужно охладить слабой подачей этих компонентов. Это называется захолаживанием двигателя. Подача рабочих объемов в неохлажденный двигатель может привести к вскипанию там криогенных компонентов и скачку давления в магистралях, что чревато остановкой подачи и обратным выбросом топлива. Еще в трубопроводах не должно возникать гидроударов и кавитации, а в заборных отверстиях в баках ставят воронкогасители. Для борьбы с вредными эффектами магистрали снабжают буферными бачками, бустерными (предварительными) насосами и другими устройствами.
Виды топлива для ракет-носителей используют разные: криогенные в виде сжиженных газов либо высококипящие, как керосин или несимметричный диметилгидразин. Распространенные топливные пары: «керосин плюс кислород» и «водород плюс кислород». Уходит в прошлое ядовитая топливная пара «азотный тетраоксид плюс несимметричный диметилгидразин», печально известный гептил. Осваивается перспективная пара «кислород плюс метан». Важнейшие показатели топлива – количество энергии, получаемое при сжигании килограмма топлива, плотность компонентов, задающая нужный объем баков, и криогенность, требующая теплозащитных мер. Важна стоимость топлива, экологичность, технологичность производства, транспортировки, хранения, инфраструктуры для заправки, и другие характеристики. Например, пара «азотный тетраоксид плюс несимметричный диметилгидразин» – самовоспламеняющаяся, загорается немедленно при контакте компонентов, и для нее не нужно воспламенительных устройств.
Топлива в ракете много – до 9/10 от ее стартовой массы. Вмещающие его баки – довольно сложные конструкции. Баки с жидкими газами требуют теплозащиты для предотвращения не только нагрева содержимого, но и наружной конденсации воздуха в жидкость: например, на поверхности баков с жидким водородом. Внутри баков есть перегородки, снижающие колебания топлива в полете. Бак должен выдерживать давление наддува для его нормальной работы и многократный вес топлива в условиях перегрузок. Еще в баках есть система термостатирования, постоянно перемешивающая криогенный компонент, и не дающая ему расслаиваться. Иначе вверху может возникнуть нагретый слой с его дальнейшим вскипанием и скачком давления в баке вплоть до его разрушения. А система барботирования продувает через массив компонента массу мелких пузырьков, перемешивающих его на тонком уровне. Есть система одновременного опорожнения баков, согласующая расход горючего и окислителя, сокращающая неиспользуемые остатки топлива. Есть система наддува, обеспечивающая нужное давление в баке и его изменение перед стартом. Системы датчиков, с информационными линиями от них. И всё выше перечисленное – далеко не полный перечень оборудования.
Для запусков в космос широко используются и твердотопливные двигатели. Они служат ускорителями на этапе работы первой ступени, создавая иногда половину или даже 4/5 взлетной тяги. Твердым топливом служит смесь минерального окислителя, обычно перхлората аммония, и алюминиевой пыли в качестве горючего. Эти измельченные компоненты склеены полимерным связующим, синтетической резиной под названием полибутадиенакрилонитрил, или бутадиен-нитрильный каучук (БНК). Он содержит много углерода и водорода, и является тоже горючим. Энергетика твердотопливных двигателей хуже жидкостных. Но они дешевле и проще в эксплуатации. При компактных размерах твердотопливные двигатели выдают большую тягу, крупнейшие из них стали самыми мощными двигателями, созданными человеком. Ракеты-носители используют твердотопливные ускорители в количестве от одного до шести, прикрепленные по бокам первой ступени с ЖРД и сбрасываемые после выгорания топлива. А иногда и сами ракеты-носители бывают полностью твердотопливными, или содержат в своем составе твердотопливные ступени.
Летающая конструкция как динамическая система
Ракета-носитель делится на ступени, обычно на две или три. Это нужно для отбрасывания опустевшей во время полета топливной тары, чтобы не тратить топливо напрасно на её разгон. Деление на ступени бывает разным – поперечным, продольным и комбинированным. Ракета «Союз», поднимающая космонавтов на орбиту, имеет пакетную схему: центральный блок окружен четырьмя боковыми блоками. На старте все работают вместе, а после выработки топлива боковые блоки отделяются. Центральный блок дальше работает в качестве второй ступени, а после выработки топлива он отделяется от третьей ступени, которая завершает вывод на орбиту.
Топливные пары ступеней могут быть одинаковыми или разными. Например, все ступени ракет «Союз» или Falcon 9 – кислородно-керосиновые, а у ракеты Delta-4 Heavy – кислородно-водородные. Напротив, у ракет Saturn-5 и Atlas V первая ступень кислородно-керосиновая, а другие – кислородно-водородные. Ступени соединены переходными отсеками, передающими усилие с нижней ступени на верхнюю. Разделение ступеней должно быть безударным, чтобы нижняя не догнала верхнюю импульсом последействия и не стукнула в нее. Первая ступень всегда самая большая и массивная. Она работает до высот 40-60 километров, пару с лишним минут полета, а после отделения разрушается в районах падения. Вторая ступень выводит полезную нагрузку на орбиту – или повторяет судьбу первой ступени, если есть третья ступень, которая и достигает космической скорости.
Во время полета конструкция ракеты испытывает самые разнообразные нагрузки. Атмосфера создает силы аэродинамического сопротивления, давящие на корпус. При углах атаки с косым обдувом ракеты возникает боковая аэродинамическая сила. Наибольшая нагрузка потоком достигается примерно через минуту полета, сразу после достижения скорости звука, на высоте восьми-девяти километров. Для снижения потерь скорости и защиты полезной нагрузки от встречного потока сверху ракеты ставят обтекатель. С выходом ракеты за атмосферу его сбрасывают. Атмосфера также помогает стабилизировать ракету: для этого на некоторых первых ступенях есть стабилизаторы – например, треугольные крылышки на «Союзе».
Состояние ускорения в технике называется перегрузкой. Величина ускорения сравнивается со средним ускорением силы тяжести на поверхности Земли, так получается числовое выражение перегрузки. Мы с вами живём в непрерывной единичной перегрузке земного тяготения.
Конструкция ракеты со всеми элементами, узлами и агрегатами находится и работает в условиях нарастающей перегрузки, защититься от которой невозможно в принципе. Вес узлов и агрегатов, вес топлива в баках увеличивается пропорционально перегрузке: при двукратной – в два раза, при трехкратной – в три раза. Вырастает и давление топлива в баках и магистралях. Это нужно учитывать, закладывая в конструкцию необходимый запас прочности. Перегрузка плавно растет до трех-четырех единиц к концу работы каждой ступени, а после ее выключения резко падает до нуля, снова вырастая сходным образом при работе следующей ступени.
Элементы ракеты должны быть прочными при наибольшей легкости. Поэтому в ракете широко используют сплавы на основе алюминия и магния, последнее время дополняемые изделиями из углеродных композитных материалов. Впрочем, применяется и сталь, и медь, и золото; и многие другие материалы. Для твердотопливных ускорителей применяются как стальные корпуса, так и композитные, выполненные намоткой прочных нитей с закреплением их полимерными составами. На современной сверхлегкой ракете Electron компании Rocket Lab используется углеродное волокно, на основе которого сделаны баки для керосина и жидкого кислорода.
Ракета представляет собой сложную динамическую систему, в которой одновременно идет огромное множество процессов, действуют разнообразные силовые и тепловые нагрузки.
Топливо меняет свою массу и положение в баке, его поверхность может косо смещаться и раскачиваться. С выработкой топлива меняется центр масс ракеты. Разные вибрации охватывают корпус, в одних местах усиливаясь, в других ослабевая, сменяя друг друга. Различные силы давят на конструкцию, создавая сжимающие, растягивающие и крутящие нагрузки. Длинный корпус работает как изгибающаяся балка – с колебаниями концов относительно друг друга и центра масс ракеты. В совокупности всех воздействий материал конструкции находится в сложном напряженном состоянии, сочетающем многообразные статические и динамические нагрузки.
Первая в мире ракета-носитель, еще только создаваемая межконтинентальная баллистическая ракета 8К71 (как баллистическая ракета она состоялась уже после запуска первого спутника на орбиту), была названа «Спутник» (8К71-ПС) после подтверждения успешного выхода на орбиту первого спутника ПС-1. «Простейший спутник 1» весил всего 83,6 кг. Второй спутник с несчастной Лайкой на борту весил уже полтонны, однако он не имел многих систем, свойственных автономным спутникам, и не отделялся от второй ступени ракеты, образуя с ней одно целое. Третий спутник Д-1, для газетных сообщений называемый «Спутник-3», должен был стать первой полноценной научной станцией в космосе; его научная и измерительная аппаратура составляла почти тонну массы, а сам спутник достигал 1327 кг. Для его запуска потребовалась существенная модернизация ракеты-носителя, с получением нового шифра 8А91.
Пуск обновленной ракеты (№Б1-2) проводился 27 апреля 1958 года. Вначале ракета и ее системы работали нормально. Но в магистрали окислителя центрального блока возникли и усилились под действием растущей полетной перегрузки продольные колебания. Это привело к колебаниям давления жидкого кислорода на входе в двигатель, и к пульсации тяги его двигателя. Из-за возникшей переменной тяги двигателя центрального блока на 88 секунде полета начались резонансные силовые колебания боковых блоков ракеты, которые стали быстро нарастать. Всего через восемь секунд, на 96 секунде полета, боковые блоки оторвались от центрального, и ракета разрушилась в воздухе. Остатки ракеты упали в пределах полигона, примерно в ста километрах от старта. Спутник сразу оторвался от ракеты и падал отдельно, что позволило ему уцелеть, лишь слегка сплющившись при ударе о земную поверхность. Так развилась и произошла первая космическая авария. Ее расследование позволило в итоге успешно запустить «Спутник-3» в виде дублера 15 мая 1958 года.
В ракете-носителе размещают огромное количество различных систем и подсистем, основных и вспомогательных, обеспечивающих выполнение множества задач и бортовых функций. Это всевозможные гидро- и пневмосистемы; разветвленная бортовая электросеть с линиями и контурами питания, распределителями и источниками электроэнергии; различные пироболты и пироклапаны с линиями управления их срабатыванием; линии связи со ступенями. Важные системы дублируются, делаются резервные линии и блоки; наиболее важные троируются.
Полет ракеты требует непрерывного управления. Его осуществляет система управления полетом. Гироскопические датчики измеряют вращение ракеты вокруг ее трех осей и вычисляют текущую ориентацию в пространстве. Акселерометры точно измеряют ускорения вдоль трех пространственных координат. Интегрирование ускорений дает текущие скорости и общую скорость ракеты (скорость центра масс), ее величину и направление. А двукратное интегрирование ускорений дает координаты положения ракеты в пространстве относительно точки старта – удаление (по прямой в пространстве) или ортодромную дальность (по поверхности Земли), высоту и боковое смещение. Так работает инерциальный блок системы управления; он может дополняться астронавигацией, радионавигацией, системой GPS и другими навигационными каналами.
Блоки системы управления постоянно сравнивают положение ракеты и ее скорость с программными значениями, заданными на этот момент полета. Когда отклонения ракеты от расчетной траектории приближаются к предельно допустимым, система управления полетом вырабатывает управляющие команды, поступающие на рабочие органы – основные или управляющие двигатели. Они на рассчитанную величину меняют режим работы или отклоняются на подвижных подвесах. Возникает корректирующее движение ракеты, возвращающее ее ближе к расчетной траектории и регулирующее ее скорость. Ракета «гуляет» вокруг расчетной траектории внутри пространственной трубки, поверхность которой образована предельными допустимыми отклонениями, и не выходит за их пределы благодаря работе системы управления полетом. Алгоритмы управления оптимизируют движение носителя, сокращая количество приближений к границам допустимых отклонений и частоту корректирующих движений.
Система управления полетом постепенно наклоняет ракету, заваливая ее в горизонт и отрабатывая программу изменения угла тангажа (тангаж – это наклон главной, продольной оси ракеты к плоскости текущего горизонта). С ростом высоты и удалением от старта скорость ракеты становится все более горизонтальной. При достижении заданной скорости система управления полетом выключает двигатель последней ступени и отделяет полезную нагрузку в свободный полет. Иногда это происходит после второго включения и перехода на другую орбиту.
Конструкции ракет-носителей и схемы полета развиваются и эволюционируют. Из стандартных схем выделяется двухступенчатая тяжелая ракета Falcon 9 американской компании SpaceХ. Ее первую ступень с девятью двигателями сделали возвращаемой и повторно используемой, на сегодня ее повторное использование достигло шести раз. На высоте 60 километров происходит разделение ступеней, при этом в первой ступени остается запас топлива для посадки. По инерции поднимаясь до 120 километров, ступень начинает управляемый спуск. В верхней части снижения работают двигатели ориентации, на атмосферном участке – решетчатые аэродинамические рули, раскрываемые в верхней части ступени. Скорость гасится несколькими включениями трех из девяти основных двигателей. В итоге управляемого спуска ступень разворачивает траекторию и приземляется на площадку возле старта или садится на посадочную баржу в океане, раскрывая три посадочные опоры перед касанием поверхности. Таким образом, повторно используют и корпус ступени, и девять из десяти двигателей – самые дорогие компоненты ракеты (десятый остается на второй ступени). Возвращаются и две половинки обтекателя для повторного использования, опускающиеся на управляемых парашютах в широкую сетку специального судна, подхватывающего их на ходу. Многоразовое использование первой ступени сегодня отрабатывают и на других ракетах, как летающих, так и проектируемых.
Такие схемы полета требуют наличия отдельных, собственных систем управления полетом для возвращаемых элементов ракеты, переходящих к управляемому полету после работы на основном участке. Первая ступень, выполняющая заданную посадку, должна обладать полноценной системой управления полетом после отделения второй ступени – как и собственным бортовым измерительным комплексом, так и блоком выработки команд, и исполнительной частью. Это же относится и к возвращаемым половинкам обтекателя, поскольку они вводят в действие средство возвращения в виде планирующих парашютов, и через управление ими приходят в заданные точки посадки. По сути, многоразовая ракета-носитель формата «Falcon-9» в процессе полета разделяется на ряд самостоятельных летательных аппаратов, осуществляющих после основной работы в пуске собственные автономные управляемые полеты с задачей посадки заданным образом в заданных точках. Это новая архитектура системы управления полетом ракеты-носителя, и сегодня она уверенно работает в практических пусках, все шире распространяясь в запускающей технике.
Информационные потоки в ракете возникают не только в системе управления полетом. На борту находится множество датчиков, измеряющих самые разные величины. Давление и температуру во всех камерах сгорания, давление в магистралях горючего и окислителя, частоты и амплитуды вибраций в разных частях ракеты, перегрузку и местные ускорения, всевозможные температуры, давления и расходы, электрические напряжения и токи, положение различных переключателей и клапанов, обороты турбины ТНА, а также сотни и тысячи других параметров. Их измерения нужны для контроля состояния ракеты и многих бортовых процессов. Пока ракета стоит на старте, данные передаются через примыкающую к ней кабель-мачту. Это кабельная телеметрия – измерение и передача данных с борта ракеты через кабели. В полете информацию передают по радиоканалам – это радиотелеметрия. Телеметрическое оборудование ракеты обладает большой пропускной способностью и высокой частотой измерений. В современных телеметрических системах датчики опрашиваются несколько тысяч раз в секунду, а число каналов (количество датчиков) достигает тоже нескольких, иногда многих, тысяч.
У ракет, запускающих в космос людей, есть система аварийного спасения, или САС. Она устанавливается над космическим кораблем и представляет собой твердотопливный двигатель с розеткой направленных назад и в стороны сопел. В случае аварийной ситуации на старте и в полете, требующей спасения экипажа, система управления полетом задействует САС, которая уводит корабль с людьми вперед и в сторону от аварийной ракеты-носителя. Если выведение проходит штатно, по плану, то САС отделяется от корабля на этапе работы второй ступени и уводится в сторону другой, маленькой розеткой сопел, чтобы не быть ненужной нагрузкой в разгоне корабля. Новые схемы космических кораблей могут использовать другую организацию САС, интегрированную с кораблем и не отделяющуюся при выведении, как это сделано у Crew Dragon от компании SpaceХ.
Ракеты-носители выводят в орбитальный полет грузы самой разной массы. Орбита орбите рознь, они могут сильно отличаться и требовать для выведения на них разной энергии и разных затрат топлива. Чем выше орбита, тем больше нужно энергии для ее достижения; также важно наклонение орбиты – для полярных орбит затраты энергии выше, потому что запуски на них проводятся поперек вращения Земли и не используют его. Для сравнения грузоподъемности ракет берут низкие опорные орбиты, высотой около 200 км, круговые, с умеренным наклонением к экватору. Ракеты-носители делятся на несколько классов грузоподъемности. Деление это достаточно условно и изменяется со временем и в разных странах, но примерная классификация по грузоподъемности следующая: сверхлегкие – 0,1– 0,3 тонны, легкие – до 1 тонны, средние – 1–20 тонн, тяжелые – 20–100 тонн, сверхтяжелые – свыше 100 тонн.