третий раздел сонатной формы

Основы музыкальной теории

Особенности сонатной формы

Сонатная форма, одна из самых главных в музыке, построена так же, как античная ораторская речь. В этой части узнаем о ее особенностях.

Поговорим о сонатной форме — одной из самых важных в истории музыки.

⌛️ История сонатной формы гораздо короче, чем у тех форм, о которых мы говорили в прошлой части. Ей около 250 лет. Она начала выкристаллизовываться в первой половине 18 века.

🎭 Младшая родственница сонатной формы — барочная соната. Она сильно отличается от классической сонатной: в ней не три, а всего два раздела, а главное, барочная сонатная форма не обладает внутренней диалектикой. Барочный контраст был парным и статичным: быстро — медленно, soli — tutti, мажор — минор.

🔺 Формула классической сонатной формы идет от диалектики и риторики, ее основой является триада: тезис — антитезис — синтез. Она реализуется на разных уровнях формы:

🔹 на уровне всей формы: Экспозиция — Разработка — Реприза;

🔹 на уровне экспозиции: Главная — (Связующая) — Побочная — Заключительная;

🔹 и часто даже на уровне каждой темы.

🎼 Классическая сонатная форма — это трехчастная репризная форма, развивающаяся по законам диалектики.

1 часть — Экспозиция
2 часть — Разработка
3 часть — Реприза

🎵 Экспозиция состоит из 4 тем: главной, связующей, побочной и заключительной. Связующая и заключительная несут вспомогательную функцию, они могут иметь или не иметь собственной темы, а иногда их может совсем не быть.

🌗 От других трехчастных сонатную форму отличает особое — диалектическое — устройство экспозиции: контраст главной партии* (ГП) и побочной партии (ПП). Они разные по образу, эмоции, фактуре, и обязательно (!) в разных тональностях. Есть стандартные представления о соотношении главной и побочной: мужское — женское, волевое, решительное — лирическое, активное — спокойное. Это правило отлично работает, но исключений много, и чем дальше от Гайдна и Моцарта, тем их больше.

Важный прототип сонатной экспозиции и всей формы — диспозиция античной ораторской речи.

🆎 Экспозиция — это всегда путь из точки А в точку Б, от одной темы к другой, из главной тональности — в неглавную (стандарт для мажора — в тональность доминанты; для минора — в тональность третьей ступени, самой близкой по родству).

*Мы говорим «главная партия», а не «главная тема», потому что она может состоять из нескольких тематических элементов.

🤼‍♂ ️ Разработка. В разработке темы развиваются, вступают во взаимодействие друг с другом. Сколько тем будет участвовать в развитии — решает композитор, он может развивать какую-то одну тему, а может задействовать все четыре.

🎶 Реприза. Суть репризы сонатной формы — новое качество тем, представленных к экспозиции: после разработки они возвращаются преображенными. Обязательное условие — побочная партия проходит в основной тональности, стирается тональный контраст между темами, и возникает тот самый синтез.

↗ ️ У Гайдна и Моцарта преображение тем может быть едва заметным, но чем дальше в романтизм, тем больше и драматичнее разработка, тем сильнее могут быть изменения основных тем.

📍 Где используют сонатную форму:
— первые части сонат;
— первые части симфоний;
— оперные увертюры;
— нередко — медленные части сонат и симфоний;
— иногда даже в вокальной музыке: например, ария Руслана из оперы Глинки «Руслан и Людмила».

🐔 Давайте на простом примере посмотрим, как работает сонатная форма. Слушаем и анализируем фортепианную сонату ре мажор Гайдна. Ее иногда называют «Курица», потому что острые форшлаги в главной партии похожи на клевки.

🔲 Главная партия. Основная тональность ре мажор. Энергичный характер. Ровный квадратный период — 8 тактов. Все идеально.

➰ Связующая партия. 0.15. Самый примитивный вариант связующей — нет специального продуманного перехода в другую тональность, Гайдн просто останавливается на доминанте (ля мажор) и назначает ее главной для побочной партии.

〰️ Побочная партия. 0.28. В ней тоже есть остренькие птичьи украшения, но она более нежная, изящная.

✔ Заключительная партия.️ 1.01. Еще одна новая «птичья» тема. Она закрепляет тональность ля мажор. Обратите внимание, что перед ней возникает неожиданно драматичный момент. Вспомните о нем в разработке.

🔄 Экспозиция в сонатной форме обычно повторяется. Для венских классиков это норма. У романтиков повтор не всегда возможен, потому что контраст между главной и побочной становится все более глубоким, иногда уже связующая или заключительная становятся полем первой битвы противоположностей, и просто так вернуться к началу, будто ничего не произошло, нельзя.

🔀 Разработка. 2.23. Главная тема звучит в ля мажоре. Гайдн меняет местами партии правой и левой рук — почти как при перестановке голосов в полифонии. Хотя экспозиция была безоблачной, теперь тучи над птичьим двором сгущаются, почти все время звучат минор и диссонирующие аккорды. Но так же просто, как Гайдн переходит из ре мажора в ля мажор, он возвращается в основную тональность. Начинается реприза.

🔙 Реприза. 3.00. Обратите внимание, что теперь главная партия — это не ровный восьмитакт, она без точек и запятых сразу переходит в связующую. 3.33 — Побочная звучит в основной тональности, ре мажор. 4.05 — Заключительная партия тоже в теперь в ре мажоре.

третий раздел сонатной формы. Смотреть фото третий раздел сонатной формы. Смотреть картинку третий раздел сонатной формы. Картинка про третий раздел сонатной формы. Фото третий раздел сонатной формы третий раздел сонатной формы. Смотреть фото третий раздел сонатной формы. Смотреть картинку третий раздел сонатной формы. Картинка про третий раздел сонатной формы. Фото третий раздел сонатной формы

Теперь давайте приложим лекало сонатной формы к хорошо знакомой музыке. Слушаем и анализируем первую часть Симфонии № 40 Моцарта. Она написана в тональности соль минор.

🎼 Начнем с экспозиции.

🔹 Главная партия. Трепетная, тревожная. Она с самого начала движется, развивается, в ней нет четкого восьмитакта, но есть ясная каденция на доминанте.

🔹 Связующая партия. 0.22. Начинается как главная партия, но очень быстро уводит нас в другую тональность — и оказывается, что это уже связующая. Она идет в си-бемоль мажор: это не доминанта, а третья ступень, ближайший родственный мажор, в нем тоже два бемоля при ключе.

🔹 Побочная партия. 0.50. Резко меняется тип фактуры, уходят пульсация струнных и тревога. Побочная — светлая, элегантная, с реверансами и изобретательными перекличками инструментов.

🔹 Заключительная партия. 1.16. Отличный пример того, как теза и антитеза образуют синтез: музыка звучит очень уверенно, она утверждает си-бемоль мажор, в ней пропадает начальное чувство тревоги — хотя прислушайтесь: у разных инструментов проходит начальный мотив главной партии, нисходящая секунда.

❗️ Будьте внимательны: экспозиция в этой записи не повторяется.

🔛 Разработка. 1.58. Маленький вступительный ход уводит нас в тональность фа-диез минор — очень далекую от основной, просто в другую вселенную! Это тональность «Прощальной» симфонии Гайдна, очень меланхолическая и неудобная для инструментов того времени, такой сдвиг воспринимается как тектонический.

🔹 Первый раздел разработки — мрачный и напряженный. Возвращается главная партия с ее тревожным настроением, которое усиливают малюсенькие искажения в мелодии, делая интонации еще более изломанными. Моцарт дает одну неустойчивую гармонию за другой, мы не чувствуем никакой опоры, музыка становится все громче и драматичнее.

🔹 Второй раздел разработки (2.43) — короткий, из грозной массы звука выходят одинокие голоса, которые печально поют, просят о жалости. Тема кажется очень слабой и уязвимой.

🔹 Третий раздел разработки (3.00) — это предыкт. Так называется особый раздел, которым часто заканчивается разработка — последнее нагнетание перед возвращением главной темы. В нем происходит длительная остановка на доминанте к основной тональности. Главный мотив из последних сил пытается бороться, но постепенно сникает.

🔄 Реприза. 3.15. Возвращается главная партия в главной тональности.

🔹 Связующая партия. 3.36. Она становится большой, напряженной, с решительными «шагами» в басу. Мажор пытается отвоевать себе место, но безуспешно.

🔹 Побочная партия. 4.27. Побочная звучит в основной тональности соль минор и совершенно меняет свой характер. Хроматические ходы вниз, которые в мажоре звучали изысканно, теперь кажутся символом покорности, увядания. Галантные поклоны — смирение. Но перед тем, как смириться окончательно, музыка делает еще одну попытку бороться, взрывается решительным возгласом.

🔹 Заключительная партия. 5.00 Увы, заключительная решительно и строго возвращает нас в минор.

Источник

Сонатная форма

третий раздел сонатной формы. Смотреть фото третий раздел сонатной формы. Смотреть картинку третий раздел сонатной формы. Картинка про третий раздел сонатной формы. Фото третий раздел сонатной формы

Сонатная форма — это форма из трех разделов, первый из которых (экспозиция) основан на противопоставлении главной партии (ГП) и побочной партии (ПП), второй (разработка)- на их развитии, третий (реприза) – на возвращении тем в новом тональном соотношении (иногда сопровождающемся и другими изменениями).

В эпоху венских классиков сонатная форма встречается преимущественно в сонатно-симфоническом цикле. Чаще всего в первой части- сонатное allegro, в финале (4 часть), иногда в медленной части (3 часть) и крайне редко в скерцо (2часть), а также в оперной увертюре:

Гайдн. Симфония №103- 1 часть (Сонатное Allegro)
Увертюра к опере «Дон Жуан» Моцарта

Позже сонатная форма применяется и в самостоятельных произведениях- балладах, фантазиях, поэмах и др..

Классическая сонатная форма первого allegro:

1 раздел- ЭКСПОЗИЦИЯ

Главная партия играет функцию содержания всей части.

Связующая партия создает переход от главной темы к побочной. Поэтому для нее характерно неустойчивость гармонии, рыхлость, дробность структуры.

Побочная партия в тональном и образном соотношении противостоит главной, но выполняет подчиненную функцию. Тональный контраст присутствует обязательно, а тематический не всегда.

Заключительная партия завершает экспозицию, поэтому для нее характерны приемы заключительного типа изложения.

2 раздел- РАЗРАБОТКА

Разработка- раздел сонатной формы, который основан на мотивной разработке и тонально-гармоническом развитии тем экспозиции. Для разработки характерна неустойчивость и различное развитие тем (дробление, секвенцирование, вычленение, имитационное развитие темы)

3 раздел- РЕПРИЗА

Реприза- третий, последний раздел сонатной формы. Партии эскпозиции излагаются здесь в основной тональности. Функция репризы- уравновешивание формы.

Существует два типа реприз:

Вступление и кода встречаются в сонатной форме довольно часто.

Существует три типа вступления:

Кода может строится на любой теме, одной или нескольких.

Разновидности сонатной формы.

Сонатина— сонатная форма без разработки, то есть состоящая из экспозиции и репризы.

Наибольшее распространение сонатина получила в медленных частях сонатно-симфонического цикла, увертюрах у операм и балетам, в самостоятельных произведениях. Встречается такая форма также в сюите, серенаде:

Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада» — 1 часть

Сонатная форма с двойной экспозицией используется для в концертах для солиста с оркестром. Экспозиция здесь повторяется дважды: первый раз – в оркестре, второй раз- у солиста с оркестром.

Эта форма несет специфические черты концертного жанра. Принцип соревнования солиста и оркестра отразился:

Одним из отличий от сонаты также является то, что в первой экспозиции побочная партия проводится в основной тональности либо начинается в тональности побочной, но заканчивается в основной.

В качестве примера, можно послушать Концерт №23 ля мажор, первую часть Моцарта.

Источник

Сонатная форма. Не всё так просто в музыке

Как композитор пишет музыкальное произведение? Наверное, у всех этот процесс протекает по-разному, ведь и сами произведения, даже у одного и того же композитора всегда разные. И тем не менее. Что бы там ни возникало в уме автора, как бы стихийно он не вдохновлялся, как бы далеко и свободно не простиралась его фантазия, в классической музыке при воплощении замысла существуют довольно жесткие рамки, в которые ему нужно уложить своё творение.

третий раздел сонатной формы. Смотреть фото третий раздел сонатной формы. Смотреть картинку третий раздел сонатной формы. Картинка про третий раздел сонатной формы. Фото третий раздел сонатной формы

Между главной и побочной партиями помещается либо небольшая связка, либо связующая партия. Здесь может появиться и самостоятельная, мелодически рельефная тема, но чаще используются интонации темы главной партии. Связующая партия выполняет роль перехода к побочной партии, в ней происходит модуляция в тональность побочной партии. Тем самым тональная устойчивость нарушается. Слух начинает ожидать наступления какого-то нового «музыкального события». Им и оказывается появление темы побочной партии. Иногда экспозиции может предшествовать вступление. А после побочной партии звучит либо небольшое заключение, либо целая заключительная партия нередко с самостоятельной темой. Так завершается экспозиция, закрепляя тональность побочной партии. По указанию композитора вся экспозиция может быть повторена.

третий раздел сонатной формы. Смотреть фото третий раздел сонатной формы. Смотреть картинку третий раздел сонатной формы. Картинка про третий раздел сонатной формы. Фото третий раздел сонатной формы

третий раздел сонатной формы. Смотреть фото третий раздел сонатной формы. Смотреть картинку третий раздел сонатной формы. Картинка про третий раздел сонатной формы. Фото третий раздел сонатной формы

третий раздел сонатной формы. Смотреть фото третий раздел сонатной формы. Смотреть картинку третий раздел сонатной формы. Картинка про третий раздел сонатной формы. Фото третий раздел сонатной формы

третий раздел сонатной формы. Смотреть фото третий раздел сонатной формы. Смотреть картинку третий раздел сонатной формы. Картинка про третий раздел сонатной формы. Фото третий раздел сонатной формы

Заканчивается экспозиция утверждением тональности побочной партии (си-бемоль мажор).

В репризе в тональности ми-бемоль мажор повторяется уже не только главная, но и побочная партия, а связующая пропускается. Некоторая таинственность появляется в коде. Она начинается, как и вступление, с темпа Adagio, тихого тремоло литавры и медленных ходов унисонов. Но вскоре, в самом конце первой части, возвращаются быстрый темп, громкая звучность и весёлые плясовые «притоптывания».

Источник: Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран.

Источник

Соната

Сегодня мы вспомним основные направления развития европейской музыки второй половины XVIII — первой четверти XIX вв.

Наше внимание будет сосредоточено на жанре инструментальной сонаты. Мы познакомимся со строением сонатно-симфонического цикла, подробно разберем строение сонатной формы. Послушаем ярчайшие образцы сонатного творчества композиторов-венских классиков – В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.

Соната – это многочастное циклическое произведение, состоящее из 3-х (4-х) частей, предназначенное для одного-двух инструментов.

Циклическое значит в произведении есть несколько отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единым замыслом. К ним можно отнести симфонию, сонату, квартет, концерт. Сонатно-симфонический цикл состоит обычно из трёх- или четырёх отдельных частей. Например, симфония или квартет включает сонатное allegro, медленную часть, менуэт и финал (это четырёхчастный цикл). Сонаты писали для одного-двух инструментов. Например, для фортепиано сочинял сонаты Бетховен, всего 32 сонаты; у Моцарта 17 сонат, и они тоже все написаны для 1 инструмента –фортепиано. Но некоторые композиторы пишут сонаты для 2-х инструментов, например, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано.

1 часть – всегда быстрая, стремительная, жизнерадостная, в темпе allegro (поэтому сонатную форму называют ещё и сонатное аллегро)

2 часть – медленная и размеренная, в темпе andante.

3 часть – заключительная, пишется в духе 1-ой части в темпе allegro.

Разберём строение первой части сонаты.

1 часть чаще всего пишется в сонатной форме. Вот как она строится:

Кода – окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.

Таким образом, сонатная форма – это музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов: в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.

Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена

Людвиг ван Бетховен (1770—1826) — великий представитель классического направления в музыке. В то же время для его творчества характерны черты романтизма, свойственные музыке XIX в. Музыка Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения. В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь человека, со всеми eго душевными переживаниями, страстями, конфликтами, которые нашли свое отражение в процессе развертывания музыкальных тем, в борьбе идей, выраженных в звуках.

Соната состоит из трех частей. Контрастное сопоставление тем, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер. В отдельных моментах Сонаты № 8 фортепиано по силе и сложности техники игры звучит подобно оркестру.

Необычно начало сонаты. Быстрой музыке I-й части предшествует обширное медленное вступление. Именно в нем возникает первое противопоставление образов — источник конфликтности. Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех ее частях.

Контраст между трагедийностью вступления, бурным драматизмом главной партии и душевной лирической взволнованностью побочной темы определяет дальнейшее развитие сонаты, все части которой интонационно родственны. Из темы вступления вырастает главная тема (или, как говорят, главная партия) 1-й части, а из побочной — тема рондо 3-й части (финала).

Необходимым этапом развития становится медленная и певучая 2-я часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого. Применяя принцип варьирования, композитор обогащает раздумья все новыми деталями, дополнительными штрихами.

Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению этой части является быстрая и взволнованная 3-я часть.

Послушайте Сонату № 8 Л.В. Бетховена и ответьте на вопросы:

В 1ой части Сонаты № 8 (до 6 мин. 40 сек.): в каких разделах сонатной формы вновь появляются интонации вступления? Какую роль тема вступления играет в разработке и последующем развитии музыки? Как завершается 1-я часть?

Во 2-ой (с 6 мин 40 сек) и 3-ей (с 11 мин. 25 сек.) частях Сонаты №8: как меняется состояние героя в каждой из них? В какой части музыка скорее выражает напряжение мысли, а в какой передает действие? Каким предстает в этой музыке человек?

Источник

Конспект урока по предмету Сольфеджио на тему «Сонатная форма»

третий раздел сонатной формы. Смотреть фото третий раздел сонатной формы. Смотреть картинку третий раздел сонатной формы. Картинка про третий раздел сонатной формы. Фото третий раздел сонатной формы

Сонатной формой называется форма из трех разделов:

-первый из которых (экспозиция) основан на противопоставлении главной партии (ГП) и побочной партии (ПП),

-второй (разработка)- на их развитии,;

-третий (реприза) – на возвращении тем в новом тональном соотношении (иногда сопровождающемся и другими изменениями).

В эпоху венских классиков сонатная форма встречается преимущественно в сонатно-симфоническом цикле. Чаще всего в первой части- сонатное allegro, в финале (4 часть), иногда в медленной части (3 часть) и крайне редко в скерцо (2часть), а также в оперной увертюре:

Позже сонатная форма применяется и в самостоятельных произведениях- балладах, фантазиях, поэмах и др..

Классическая сонатная форма первого allegro:

1 раздел- ЭКСПОЗИЦИЯ

Главная партия играет функцию содержания всей части.

Связующая партия создает переход от главной темы к побочной. Поэтому для нее характерно неустойчивость гармонии, рыхлость, дробность структуры.

Побочная партия в тональном и образном соотношении противостоит главной, но выполняет подчиненную функцию. Тональный контраст присутствует обязательно, а тематический не всегда.

Заключительная партия завершает экспозицию, поэтому для нее характерны приемы заключительного типа изложения.

2 раздел- РАЗРАБОТКА

Разработка- раздел сонатной формы, который основан на мотивной разработке и тонально-гармоническом развитии тем экспозиции. Для разработки характерна неустойчивость и различное развитие тем (дробление, секвенцирование, вычленение, имитационное развитие темы)

Реприза- третий, последний раздел сонатной формы. Партии эскпозиции излагаются здесь в основной тональности. Функция репризы- уравновешивание формы.

Существует два типа реприз:

Реприза точно повторяет экспозицию с указанными изменениями в тонально-гармоническом плане

Реприза содержит изменения. Изменения могут касаться любой темы.

Вступление и кода встречаются в сонатной форме довольно часто.

Существует три типа вступления:

Контрастное вступление- тема вступления противостоит темам экспозиции.

Вступление, подготавливающая темы экспозиции.

Вступление, которое строится на самостоятельной теме (тема может проводится неоднократно, причем не только в 1 части сонатно-симфонического цикла).

Кода может строится на любой теме, одной или нескольких.

Кода-обрамление. В ней используются мотивы главной партии или вступления. Таким образм, создается тематическая арка между началом и завершением формы.

Кода-заключение- небольшое по протяженности построение заключительного характера.

Кода-разработка. Такой тип коды был характерен для творчества Бетховена. Кода играет большую роль в форме, заменяя повторение разработки или репризы, которое у Бетховена часто отсутствует.

Разновидности сонатной формы.

Сонатина— сонатная форма без разработки, то есть состоящая из экспозиции и репризы.

Наибольшее распространение сонатина получила в медленных частях сонатно-симфонического цикла, увертюрах у операм и балетам, в самостоятельных произведениях. Встречается такая форма также в сюите, серенаде.

Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

Сонатная форма с двойной экспозицией используется для в концертах для солиста с оркестром. Экспозиция здесь повторяется дважды: первый раз – в оркестре, второй раз- у солиста с оркестром.

Эта форма несет специфические черты концертного жанра. Принцип соревнования солиста и оркестра отразился:

В двойной экспозиции;

В завершении второй экспозиции и репризы tutti;

В каденции солиста-раздел имеет виртуозный характер, построен на темах концерта и обычно помещается перед кодой.

Одним из отличий от сонаты также является то, что в первой экспозиции побочная партия проводится в основной тональности либо начинается в тональности побочной, но заканчивается в основной

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *