а впереди него бежал без шапки совершенно такой же старик наречие
Варианты олимпиадных заданий по русскому языку
в 10-11 классах
Варианты олимпиадных заданий по русскому языку
«В глубь поговорки». С-П.: Авалон,2005.
-Казиева «Школьные олимпиады по русскому языку 5-11 кл.». М.:Айрис-пресс, 2006.
«Олимпиадные задания по русскому языку 9-11 кл.». Волгоград: Учитель, 2007.
, «Олимпиады по русскому языку и литературе: 9-11кл.». М.:Вако, 2010.
Задания из интернет-портала
Олимпиадные задания по русскому языку для 10-11 классов.
1) Расставьте ударение в словах:
Августовский, баловать, каталог, еретик, танцовщица, менеджмент, красивее, обеспечение, договор, некролог, облегчить, принудить, усугубить, феномен, экспертный, закупорить.
3) Найдите неправильный вариант произношения.
Цыганы, грузины, монголы, калмыки, турки.
Владение лексическими и орфографическими нормами.
1) Закончите начатые фразы подходящими из списка словами, ставя их в нужной форме.
А) Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного ….
Г) Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют …
Слова для справок: д_в_львация, с_б_рит, д_гр_дация, р_аб_л_тация, л_т_ргический, ф_л_нтроп, пр_ор_тет, пр_р_гатива, экв_в_лент, п_н_гирик, _м_нс_пация, пл_г_ат, к_мпр_м_тировать.
2) Запишите одним словом 2500-летие, 1850-летие, 3724-летие.
Знание основ культуры письменной речи.
Найдите, исправьте и объясните речевые ошибки и недочёты.
А) Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах.
Б) К числу достижений преподавательского состава гимназии следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся.
Знание морфологической системы языка. Объясните разницу в написании слов: обессилеть – обессилить,
Может ли безличный глагол быть в повелительном наклонении? Приведите пример. Проанализируйте ряд, состоящий из 4-х элементов, и найдите лишнее слово, т. е. то, у которого нет признака, общего для остальных слов. Объясните, почему именно это слово является лишним. (Фонетические характеристики не должны учитываться).
НОЧЬ, БРОШЬ, РОЖЬ, МЫШЬ.
Укажите, к какой части речи относятся подчёркнутые слова.
А) Что на земле прекрасней пирамид природы, этих снежных гор?
Б) Но в каждый данный миг и в данном обществе одни слова начинают признаваться красивыми, благозвучными, другие – грубыми, непристойными.
Г) А впереди его бежал без шапки такой же старик, только немного моложе.
Укажите, к какой части речи относятся подчёркнутые слова.
А) Он узнал, что шепчет высохший тростник, склоняясь к снегу.
Б) Но вскоре он разглядел, что одна сторона следа была оттиснута глубже другой.
В) Что жизнь ему без свободы, силы и любви!
Г) Что за прелесть, эти сказки!
Знание синтаксической системы языка. Дайте характеристику приведённым ниже предложениям ( односост./двусост., полн./неполн., распростр./ нераспр. и т. п.)
Из шатра, толпой любимцев окружённый, выходит Пётр. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, дрожит.
Задание по переводу древнерусского текста.
1. Даниил Заточник писал:
«Глаголетъ бо въ мирских притчах: не скот въ скотахъ коза; не зверь въ зверехъ ожь; не рыба въ рыбахъ ракъ; не мужъ въ муехъ, иже кимъ жена деетъ».
Какие русские фразеологизмы, пословицы или поговорки соответствуют фразам из этого текста? Объясните их значение.
В «Сказании о Мамаевом побоище» читаем:
«И ударишася копиемъ вместе, и копия своя приломиша, и спадоша оба с коней своих на землю, и тако скончашася оба».
Одно из выражений из текста (кстати, оно встречается в «Архангельских былинах» ) стало фразеологизмом. Выделите этот фразеологизм, объясните его значение.
1) Августовский, баловАть, каталОг, еретИк, танцОвщица, мЕнеджмент, красИвее, обеспЕчение, договОр, некролОг, облегчИть, принУдить, усугубИть, фенОмен, экспЕртный, закУпорить.
2) /штобымы/ и /штоп имы/
4) (МНОГО) цыган, грузин, монголов, калмыков, турок.
1. а) сибарит, б) эмансипации, в) плагиатом, г) девальвацией, д) компрометировать,
3. а) При парном сочетании однородных членов должен соблюдаться принцип подбора по признаку смежности, сходства, контраста. /В книгах и брошюрах, газетах и журналах, лекциях и докладах).
Б) / хорошо налажена воспитательная работа, успешно проводятся внеклассные мероприятия/ Нарушена смысловая сочетаемость слов.
В) неправильно выбрана падежная форма, существительное-сказуемое должно быть в Им. падеже. / Главное – художественная сторона./
2) Может, если употреблён с частицей ПУСТЬ или ДА: Пусть нам повезёт. Пусть потеплеет.
3) РОЖЬ (это им. сущ. не имеет формы множ. числа).
4) а) вопросительное местоимение, б) неопределённое местоимение, в)предлог, г) предлог.
5) а) местоимение, б) союз, в) частица, г) частица.
2) Двусост., неполн., нераспр.
3) Односост., неопределённо-личное, полн., распр.
4) Двусост., полн., распр., осложнено однородными сказуемыми.
6.1) «Говорится в народных притчах: не скот среди скота коза, не зверь среди зверей ёж, не рыба среди рыб рак, не мужчина среди мужчин, если им женщина управляет.»
— курица не птица (пренебрежительное отношение к человеку),
— на безрыбье и рак – рыба (о недостатке в людях),
— ни рыба ни мясо (В прямом значении это характеристика рака) = ни то ни сё (о чём-то неопределённом).
2) «И ударились копьём вместе, и копья свои преломили, и упали оба с коней своих на землю, и так скончались оба».
Сейчас фразеологизм «ломать копья» означает «с жаром спорить о чём-либо».
А впереди него бежал без шапки совершенно такой же старик наречие
Раз ловцы завезли меня на большой остров, где обитал с семейством всего лишь один житель, Григорий Андрианов. Ловцы мне про него говорили: «Хороший старик, не баламутный, староколенный человек, он тебе всякую досюльщину (старину) рассказать может».
Когда мы подъезжали, на берегу острова у большой избы играло в рюхи множество босых, полуодетых, но здоровых ребят.
– Дома ли старый мошник (глухарь)? – спросили ловцы.
– Ловит, – ответили ребятишки.
Вышла старушка, жена Григория, повела меня наверх в чистую горницу и все говорила:
– Гостите, хозяин скоро приедет, гостите…
Старушка, как принято на Севере, сначала напоила меня чаем, потом угостила обедом: сварила уху из сигов, поставила на стол простоквашу, тарелочку с морошкой, с сухими красными пряниками; тут был и рыбник из ряпушки, и рыбник из окуней, и пирог из черники, калитки, шанежки, мякушечка хлеба. Старушка то и дело ныряла вниз, за новыми и новыми угощениями.
– Ловит старик, ловит, – говорила она. – Стара стала я, не могу уж с ним ездить. А по прежним временам уж я не усидела бы по такой тишинке, сто сорок сетей, батюшка мой, было… Жила и с одной коровушкой, и с двумя, и с тремя, и с четырьмя, всяко жила. А вот теперь ноги болят.
Только под вечер приехал старик. За кого он меня мог считать? Уж конечно, за барина, имеющего отношение к лесному, межевому или полицейскому делу. Нужды в них человеку на острове, конечно, не было.
Но Григорий, подойдя ко мне, вежливо подал руку, поговорил немного, с достоинством, как хозяин, и ушел спать. Громадного роста, с, кудрявыми волосами, с крепкими отчетливыми чертами лица, он походил на апостола Петра.
В лице его как-то не было ничего лишнего, и даже бесчисленные морщинки на лбу, казалось, все имели свое назначение, словно каждая из них была продолжением его правильных, спокойных мозговых извилин.
Ругань и крик разбудили меня рано утром. Я выглянул в окно. По дорожке вдоль озера с громадным колом в руке бежал вчерашний похожий на апостола Петра старик. А впереди него бежал без шапки совершенно такой же старик, только немного помоложе. Первый старик догнал второго и ударил его колом. Тот так и повалился. Ударил еще и еще.
Объяснилось это так. Старший сын Григория, мужик пятидесяти семи лет от роду, был послан в Повенец продать рыбу. Вернулся он выпивши, нагрубил старику, и тот его отколотил.
Водка и табак, безусловно, не допускались в доме старика, чай и кофе пили только с гостями, так что преступление было двойное. Раньше я думал, что воспрещение староверами водки, чаю и табаку имеет лишь религиозное значение. Но тут, беседуя со стариком, я убедился, что эта громадная семья и по своим достаткам не могла этого допускать. Если бы вся семья ежедневно стала пить чай и справлять праздники с водкой, то это поглотило бы весь мережный промысел и часть бурлацкого. А если прибавить к этому, что курящий табак вместе с тем как бы и отрицает высшую власть отца, то расправа старика становится будто бы и немного понятной.
– А как же с ними? – говорил мне немного спустя старик. – В суд, что ли, подавать? Так в суде этого разбирать не станут. Какие теперь суды, только деньгам перевод. Раньше так просто бывало: соберутся, повалят, отдерут, вот тебе и суд весь… Ничего, отлежится. Пойдем, с нами побеседуем!
Отчасти по случаю воскресенья, отчасти потому, что гость был в доме, женщины старательно приготовляли все для беседы. Стол покрыли белой скатертью, старуха хлопотала с кофеем, который здесь получается контрабандой из Финляндии и очень пришелся по вкусу, молодуха завертывала в тесто рыбу, приготовляя рыбники. Из сыновей Григория тут был только младший, бойкий парень лет двадцати, любимец старика, блондин, с открытым славянским лицом; старший «отлёживался»; остальные были в бурлаках. Кроме того, тут же на лавке сидел бородатый глубокомысленный зять, очевидно гость. Разобраться в женщинах и детях не было никакой возможности, – казалось, что их было великое множество.
Стали угощать кофеем, старик пил горячую воду. Началась беседа, немножко натянутая, как бы официальная, о жизни вообще. Говорил один старик, старуха вставляла замечания, а зять подавал глубокомысленно реплики: «Верно, верно». Остальные молчали.
Жизнь, о которой говорил старик, была, конечно, здешняя, выговская. В этой избе, в большой семье на острове происходила такая же драма, как и везде: старое боролось с молодым, новым. Старое пришло сюда, на Выг-озеро, с верхнего Выга, из погубленного Даниловского монастыря. Новое – с нижнего Выга, где сосредоточивались бурлацкие работы по сплаву лесов. Поэтому старик осуждал бурлачество и, вместе с ним, новую жизнь.
– В бурлаки, в бурлаки, – говорил он. – А придут к чему?
– Верно, верно, уж так, – вторил зять.
– Да что, господа, оставь поле без огороды, что будет?
– Да, что будет, – вторил зять.
Слушатели прихлебывали кофей молча, торжественно и долго.
– В наше время, – разливался старик, – жили советно, уж невестка в дверях не застрянет и не скажет: «Хочу, не хочу». А нынешняя молодежь: им слово, а они два.
– Верно, уж такие и есть.
– Да что далеко ходить! – вставила свое словечко старушка. – Годов десяток, не больше, у нас на всем Выг-озере только и был самовару койкинского батюшки, да на Выг-озерском погосте другой, да у Семена Федорова третий, да у дьякона… всего девять самоваров было. А теперь у каждого, да еще по два.
– Старики наши, – продолжал хозяин, – гнильтиной кормились да воду пияша, а молодому давай хором, коня да дом.
– Так и нужно, – раздался неожиданно молодой, свежий голос младшего сына хозяина. – Без коня в наших местах и жить невозможно.
– А что, кому поматерее себя, будто поперечить-то и неловко, – поправил старик. – Как же это старики-то кережи (ручные сани) на себе без коней возили?
– Старики только и знали, что свою душу спасали, о других и не думали.
– А об ком же еще и думать, как не о себе?
– Да что и в этом хорошего: уйти в лес да гнилью питаться?
– А пойди-ко, брат, уйди. Не-ет, не уйдешь. Ведь на Страшном-то судилище господнем ты за себя за одного отвечать будешь, за других там не спросят?
– Ве-ерно, верно, за других не спросят, – вторил зять.
На этот раз мне так и не удалось сойти с официального тона беседы. Она была длинная и утомительная. Потом я убедился, что старик был не совсем искренним, когда советовал сыну уйти в лес. Это был по натуре не пустынник, а крестьянин. Он любил землю, крестьянство, готов был идти на какой угодно каторжный труд, лишь бы не расстаться с землею. «Уйти в лес» – так учили пустынники, в это он верил, искренно всю жизнь собирался уйти, но все-таки не ушел, а устроил большую семью, Дом, все хозяйство. В нем жил инстинкт хлебопашца. Однажды он мне рассказал такую, характерную для здешних мест сказочку:
«Старик один спасался, богу молился в лесу. Вот приходит к нему калика прохожий, господь уж только знает, кто он такой, приходит и говорит:
– Бог помощь, лесовой лежебочина!
– А какой я лежебочина, как я богу молюсь да тружусь, труды полагаю да потею…
– Да что твои труды! Вот благочестивый крестьянин на поле пашет, так знает, когда господь к обедне зазвонит и когда обедать пора приходит.
Старик и взял себе в разум: что это мне калика прохожий говорил. Пошел на поле, видит – мужик пашет.
– Бог помощь! А обедал ли ты, добрый человек? – спрашивает у пахаря.
– А я, – говорит, – еще не обедал, у господа еще благовеста не было.
Один сел на межу. Другой попахал, поставил лошадь и глаза перекрестил.
– А чего ты, добрый человек, глаза перекрестил? – спросил старец.
– А вот, – говорит, – благовест к обедне, так надо идти богу молиться и обедать.
Подивился старец… и пошли молиться».
Смысл этой сказочки старик сейчас же пояснил.
– Видно, – сказал он, – крестьянин у господа больше значит, чем старец. Старец-то все молился, да не домолился, а крестьянин все пахал, да в святые попал.
Но если старик не соглашался с требованием «уйти в лес», то бурлачество ему было совершенно непонятно.
– Дома, – говорил он мне, – крепче спишь, да скорее пообедаешь. А бурлаки уйдут, домашникам и есть нечего. Там вольно, – во-первых, заботы нет: хлеб хоть не родись, домашники хоть не живи. Сперва охотой стали отбиваться от земли – деньги давали, а потом и неволей. Вот придут домой голодные, изморенные, а денег не принесут. Деньги еще лонисъ (прошлый год) черту отдали. Много ли в полях хлеба родится! Бери, откуда знаешь. Вот он и пойдет к десятнику кланятися, продает себя на весну, а потом еще к богачу поклонится: дай муки, дай крупы. Сначала заберет под рыбу, потом под рябы – и дойдет до того, что душу продаст, праздники десятнику продаст.
– Эх, в старину-то было! На земле – как на матери жили. Тогда по двадцать пудов ржи в нивьях сияли. В нивьях не родится, на полях родится. Семейства душ по двадцать были, хорошо жили!
Современный русский литературный язык. Словообразование. Морфология (стр. 5 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 |
Приклеить, бледнеть, бежать, сапожничать, удвоить, приглушать, забивать, плотничать, познакомиться, окаменевать.
в) Какие из приведенных глаголов указывают на достижение, а какие на направленность на предел? Укажите вид этих глаголов.
Спасать, перечитывать, прочитать, достраивать, закричать, пересматривать, толкнуть, загрустить, рассмеяться, окаменевать.
г) Для каждого из приведенных глаголов подберите такой глагол совершенного вида, который бы указывал.: на предел действия, обозначенного заданным глаголом несовершенного вида.
Срывать, уходить, расцветать, разыскивать, отъезжать, нагревать, подогревать, кипятить, готовить (обед), краснеть.
III.Результативные и нерезультативные глаголы.
Запеть, построить, раскричаться, прочитать, проболеть, полежать, проплыть, накраситься, разрубить, отлетаться, решить.
Достраивать (дом), перестраивать (дом), смеяться, целовать
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 22.
Тема: ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ. БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ.
I. а) Рассмотрите временные формы глагола с точки зрения прямого или переносного их употребления.
. Темно, луна зашла в туманы,
Чуть брезжит звезд неверный свет,
Чуть по росе приметный след
Ведет за дальние курганы. (А. Пушкин)
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит. (А. Пушкин)
б) Найдите простые и составные сказуемые.
Ты завтра очнешься от спячки
И, выйдя на снежную гладь,
Опять за углом водокачки
Как вкопанный будешь стоять. (Б. Пастернак)
Как белый камень в глубине колодца,
Лежит во мне одно воспоминанье
Я не могу и не хочу бороться:
II. а) Найдите существительные в винительном падеже без предлога. Какими членами предложения они являются? Какие глаголы называются переходными, а какие непереходными? Найдите в приведенных предложениях переходные глаголы.
«Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь. ». «Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день». «Всю дорогу они шли молча». «Он проболел зиму».
б) В каком падеже, кроме винительного, может стоять существительное при переходном глаголе? Может ли прямое дополнение выражаться существительным не в винительном падеже без предлога?
в) Рассмотрите упр. 5/676. Почему возвратные глаголы непереходные?
г) Выполнить упр. 5/678. С какой целью дано это упражнение? Сформулируйте правило, которое регулирует употребление —СЬ /-СЯ.
III.а) Какие глаголы относятся к безличным? Какие формы могут иметь безличные глаголы. Рассмотрите упр. 5/722.
б) Почему личные глаголы в определенных случаях приобретают свойства безличных? Рассмотрите упр. 5/722.
1. Русский язык. Учебник для 5 класса., § 94.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 23.
Тема: ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛОВ.
I. а) Разобрать по составу:
Распределились, остановитесь, накрывают, присмотреть, ляг, вовлечь, остановитесь, воссоздать, прикрыл, выбери
б) Сделать словообразовательный разбор:
Вывинчивать, прислушаться, убыстрить, измерять, настраивать, поклониться, проглотить, похаживать, присмотреться, бросаться
в) Поставить в начальной форме:
Пусть придут, работали, покрасит, давай проведем, возвещают, давай узнаем, проехали бы, покраснела.
г) К какой видовой группе принадлежит каждый из этих глаголов?
Укрыть, улететь, волноваться, поцеловать, упросить, велеть
д) Поставить во всех формах лица повелительного наклонения:
Ехать, лазить, ездить
е) 0пределить спряжение:
Чтить, лечь, расстилать, выдаться, воссоздавать, выгореть, пересдать
ж) 0бразовать возможные формы лица изъявительного и повелительного наклонения:
Вечереть, вызвездить, светать, разбегаться
з) Найдите ошибку смысловую и грамматическую:
И никакой ей испокон веков
Огонь не будет страшен,
Пока пылает в душах наших
и) Сделать морфологический разбор глаголов:
Я умолял их перестать,
Казалось перестанут. (Б. Пастернак)
ЛИТЕРАТУРА
2. А. В Бондарко, Л. Л Буланин. Русский глагол.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 24.
I. а) Поставить в начальной форме:
Возвратитесь, крикнули, пусть скажет, приведут, покрасили бы
б) 0бразовать формы лица повелительного наклонения:
Убрать, лежать, решить
в) 0пределить спряжение:
Успокаивать, обескроветь, высмеять, выбрасывать, стать
г) Сделать словообразовательный разбор:
Усилить, размахивать, прогуляться, укреплять, утроить
д) Сделать морфологический разбор подчеркнутого слова
II. а) Укажите глагольные признаки причастия. Укажите признаки прилагательного у причастия.
б) Чем причастие отличается от других форм глагола (наклонения, лица, времени)? Почему причастие в школьном учебнике считается особой формой глагола? Какие еще существуют точки зрения на причастие?
в) Какие формы времени есть у причастия? Причастия изменяются по временам?
г) Какие причастия называются действительными? Как они образуются?
д) 0бразовать действительные причастия настоящего и прошедшего времени:
Построить, отцветать, начать, создать, держать, играть, таять, отчаиваться, отчаяться, улыбаться, сеять, промокнуть, прикасаться, хмуриться, увести, атаковать, работать, ночевать
е) Какие причастия называются страдательными? Как они образуются? Образовать страдательные причастия настоящего и прошедшего времени:
Обещать, увешать, вырастить, наградить, принести, поднимать, прислать, читать, поднимать, развязать, разносить
ж) 0бразовать формы действительных и страдательных причастий:
Умыть, возмущать, сорвать, возмутиться, прижимать, пахать, идти ‘
з) У каких причастий есть краткие формы? Чем различаются полные и краткие формы морфологически и синтаксически?
ЛИТЕРАТУРА
2.Учебник русского языка для 5 кл., §§ 98-110
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 25.
Тема: ДЕЕПРИЧАСТИЕ. НАРЕЧИЕ.
I. а) 3нать орфограммы 57-64.
б) 3нать ответы на контрольные вопросы к теме «Причастие»
в) 0бразовать все возможные формы причастий:
II. а) Укажите глагольные и наречные признаки деепричастия. Почему деепричастие в школьном учебнике называется особой формой глагола? Привести определение деепричастия.
а) Как образуется деепричастие несовершенного вида?
б) Как образуются деепричастие совершенного вида?
в) Как появились деепричастия в истории русского языка?»
III. а) Что называется наречием? Чем отличается наречие от других самостоятельных частей речи?
б) Найдите наречия. Какими членами предложения они являются?
«Как дерево роняет тихо листья
Так я роняю грустные слова. «
Как будто пухом зеленеют. «
«Мгновенный свет и гром впотьмах,
Как будто дров свалилась груда»
г) Какие способы используются при образовании наречий?
д) Разобрать по составу:
Где-то, втроем, издали, певуче, безответственнее, по-товарищески, навзничь, наглухо
е) Сделать словообразовательный разбор:
Ползком, когда-нибудь, смело, трижды, невесело, по-своему, слева, вдогонку, вшестером, вплотную, досрочно, зимой, в шутку, внизу
1.Русский язык. Учебник для 5 класса.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 26.
Тема: СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ПРЕДЛОГ.
I. а) Разобрать по составу
Наверху, с разбегу, поодиночке, по-девичьи, попусту, вправо, надвое.
б) Поставить ударение.
Попусту, вовремя, наотмашь, наискось, наперегонки, натрое, тотчас, наотрез, неподалеку, навзничь, понизу, издали, дочерна.
в) Сделать словообразовательный разбор.
Наполовину, неподвижно, врукопашную, пешком, досрочно, вчетвером, вкруговую, невежливо, увлечённо, широчайше, ночью.
г) Сделать морфологический разбор подчёркнутых слов.
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней. (А. Фет)
II а) Перечислите знаменательные части речи. Что объединяет все знаменательные слова? Что у них общего по значению и синтаксическому употреблению. Из каких значимых частей может состоять знаменательное слово? Какие способы используются при образовании знаменательных слов?
б) Чем отличаются выделенные слова от знаменательных, по роли в предложении и составу. Может ли предложение состоять из одних знаменательных слов? Назовите служебные части речи.
Роскошь крошеной ромашки в росе,
Губы и губы на звёзды выменивать. (Б. Пастернак)
в) Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод. /С. Есенин/
И пал туман на долы и поля,
III. а) Что называется предлогом?
б) Выписать словосочетания. Что называется словосочетанием? Укажите словосочетания, в которых зависимое слово связано с главным: 1) с помощью окончания и предлога, 2) с помощью окончания, 3) с помощью предлога, 4) без помощи окончания и предлога.
в) Упр. 7/269. Производными или непроизводными являются
предлоги из-за и из-под? Какие способы словообразования используются при образовании предлогов?
г) выполнить упр. 7/260 /устно/ и упр. 7/271.
2. Русский язык. Учебник для 7 кл. §§5
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 27
I. а) Разобрать по составу. Выделить свободные и связанные основы.
Конский, бочонок, переобуть, переулок, сероватенький, сбавить, пожизненный, филологический.
б) Определить, какой частью речи (наречие или предлог) является выделенное слово
Летела мимо кудрявая листва виноградников. (Паустовский)
Вытаяла возле бора тропинка сухая. (Пришвин)
Бурная река где-то далеко впереди. (Пришвин)
А впереди него бежал без шапки совершенно такой же старик… (Пришвин)
Женщина села на стул около двери и начала стаскивать с руки перчатку. (Паустовский).
II. а) 0пределить тип союзов по строению (производный, непроизводный)
Твой конь устал, в горах туман сырой,
А здесь тебе и кровля и покой,
И я тебя люблю! (Лермонтов)
Ведь ты не знаешь что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит. (Есенин)
Я не знаю, что будет со мною. (Есенин)
Коль гореть, так уж гореть сгорая,
И недаром в липовую цветь
Знак того, что вместе нам сгореть. (Есенин).
Нам небесное счастье темно;
Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно. (Лермонтов)
Хоть будешь ты еще любить,
Но прежним чувствам нет возврату,
Ты вечно первую утрату
Не будешь в силах заменить. (Лермонтов)
Определите тип союза по синтаксическим функциям (подчинительный, сочинительный). Определите значения союзов.
б) Дополните данные предложения сочинительными союзами. Какие союзы нельзя в них употребить и почему?
Он красив. умен. Он красив … неумен. Он умен. хитер. Он глуп. хитер. Он обеспеченный. здоровый. Он бедный. больной. Он читает. молчит. Он смеется … плачет. Он поет. пляшет. Светит солнце. идет дождь. Морозно. ветрено. Жарко. холодно. Платье дорогое. некрасивое.
в) Исправьте ошибки в употреблении союзов, объясните их причину.
Созданы не только благоприятные условия для опубликования научных работ, не и внедрения их в практику. Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным. Когда снег сошел, и с гор побежали ручьи. Впервые за долгое время прошел сильный дождь, и к полудню ветер стих, но было солнечно и тепло.
г) Что называется союзом?
2. Русский язык. Учебник для 7 кл. §§5
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 28
I. а) Укажите способ словообразования.
Трубопрокатчик, черноморец, тихоходный, русско-немецкий, редколесье, МГУ, профком, новосибирский, водопроводчик.
б) Определите, какой частью речи является форма сравнительной степени
И чем весеннее день, тем тяжелее на душе у Родьки. (Тендряков)
Чем ближе он подходил к дому, тем острее чувствовала: ужасен был день. (Тендряков)
Ночь стала еще темнее. (Пауетовский)
II. а) Найдите частицы укажите их разряд.
Хорошо еще, что у меня воля твердая.
Что у них там, ведра, что ли? Ну, да кто бы он ни был, а комедию сыграть нужно.
б) Какие разряды частиц вы знаете? Чем отличаются частицы от других служебных слов?
в) Определите информацию, вносимую частицами в предложения. Определите возможные варианты толкования.
Сб. упражнений под ред. Белошапковой, упр. 596, с.216.
Задача решается просто. — Это девушка просто красавица.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 29.
Тема: МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА.
ПЕРЕХОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.
I. а) Какие производные образования от слов волк, лиса, медведь, баран, корова будут регулярными? Какие производные, возможные от первых трех слов, не образуются от двух последних? Чем они возмещаются в языке?
б) Выделите в данных словоформах корни. Приведите их возможные видоизменения. Укажите свободные и связные корни.
Читал, убавить, водяной, одевался, вражда, двойка, утенок, отвык, ускорение
а) Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.
То все в ней притворно и ложно (Лермонтов)
II. а) Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Расставьте знаки препинания:
Эта визитная карточка видно имела свойство возбуждать любопытство. (Лермонтов). Солнца еще не было видно но верхушка правой стороны балки начинала освещаться. (Л. Толстой). Тут Дубровский закрыл лицо руками он казалось задыхался. (Пушкин). Договор с офицером деньги все казалось ему свидетелем. (Пушкин)
б) Раскройте содержание понятия модальность. Какими средствами выражается модальность в языке? Какие разногласия существуют по вопросу об объеме модальных слов в русском языке? Почему модальные слова не входят в систему самостоятельных частей речи? В чем отличие модальных слов от служебных? Назовите группы модальных слов по значению и по образованию.
в) Выделите модальные слова и сделайте морфологический разбор.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души. (Есенин)
г) Отметьте переходные явления из одной части речи в другую.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 30.
Тема: КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (ПРЕДИКАТИВ).
I. а) Раскрыть, если нужно скобки. Разобрать но составу.