Краткое описание: Пьеса о весьма неординарных событиях, которые произошли в школе после того, как Вася Лопотухин из-за встречи с инопланетянами опоздал на урок математики.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Режиссёр-постановщик: з аслуженный артист РСФСР Лев Дуров
Художник: Виктор Петров Музыкальное оформление: Евгений Гольдштейн Режиссёр- ассистент: Рубен Симонов Художник по свету: В.А. Новиков Художник по костюмам: Л.В. Короткова Помощник режиссёра: И.П. Петрова.
— Поверьте мне, это был очень хороший спектакль — там были и живые собаки, и световые лазеры. И еще в спектакле я занял целый класс из детского дома. На сцену выходили дети с очень трудной судьбой: маленький мальчик Коля с изумительным лицом, как у ангела, девочка-несмеяна. Она никогда не улыбалась, потому что папа на ее глазах пригвоздил к стене маму ножом. А спектакль начинался с того, что дети играли в футбол. И однажды мяч улетел со сцены, попал в какого-то мужика. Тогда маленький Коля перегнулся через сцену и говорит: “Мужик, мячик кинь”. Тот как закричит: “Что за безобразие! Как ты разговариваешь!” Коля грозно повторяет: “Я сказал, дай мячик. Плохо слышишь, что ли?” Мужик: “Щенок”. И вдруг этот ангел Коля выдает: “Да я тебе сейчас, падла, пасть порву”. Прыгает со сцены и — матом! На весь зал! Мужик перепугался, бросил Коле мяч. После спектакля я сказал: “Коля, ну разве так можно? Это же взрослый человек. ” Справедливости ради зададим вопрос: что стоило взрослому человеку без лишних слов бросить мяч на сцену? И все обернулось бы невинной игрой. Но он повел себя агрессивно, что породило агрессию и без того изломанной детской души.
Галилео Галилей (Г.) Николай Коперник (К.) Джордано Бруно (Б.)
Главный инквизитор (Г. И.)
Первый инквизитор (1 И.)
Второй инквизитор (2 И.)
Аристарх Самосский (А.)
Первый рассказчик (физика).
Второй рассказчик (телескопы).
Книги: Г. Галилей. Диалог о двух главнейших системах мира, птолемеевой и
Г. Галилей. Звездный вестник.
Н. Коперник. О вращении небесных сфер.
Д. Бруно. О бесконечности, Вселенной и мирах.
И все-таки она вертится!
2) Сжечь, не значит опровергнуть!
3) Наш адрес во Вселенной:
«МЕСТНОЕ СКОПЛЕНИЕ» ГАЛАКТИК
ЗВЕЗДНОЕ ОБЛАКО «МЕСТНАЯ СИСТЕМА»
4) Философия написана в той величественной книге, которая постоянно открыта у нас перед глазами (я имею в виду Вселенную), но которую невозможно понять, если не научиться предварительно ее языку и не узнать те письмена, которыми она начертана. Ее язык – математика…
Продолжительность спектакля: 40 – 45 минут.
Шторы закрыты, свет погашен, фотографии туманностей, звездных скоплений на экране.
Музыка: классическая или Жан Мишель Жар, или Мориконе.
Открываются шторы. Сцена оформлена в средневековом стиле. На сцене – стол, накрытый темной скатертью, скамья для «подсудимых». В стороне лежат книги Галилея. Свет на сцене. Музыка (бах, орган).
Ведущий говорит текст, стража ведет Коперника, Бруно, Галилея, потом выходят инквизиторы (судьи). Садятся.
Ведущий 2: Инквизиция – верховное судилище католической церкви, одно название, которой на протяжении столетий наводило ужас на население стран католического мира. Христианская религия на протяжении всей своей истории вела острую борьбу с различными еретическими течениями. Вся деятельность инквизиции была окружена тайной, и этим определялось её полная бесконтрольность. Инквизиция не стремилась, выяснить виновность или не виновность подсудимого, ей нужно было осудить. Таким путем она устрашала все население. Задержанный инквизицией бесследно исчезал для родных и близких. Чтобы обессилить и сломить арестованного морально его бросали в сырое подземелье, где держали много суток в кромешном мраке. Внезапно узника доставляли в зал инквизиционного трибунала, где на него направляли поток яркого света, ослеплявший после долгой темноты. Достаточно было доноса либо простого подозрения, чтобы человек оказался в когтях инквизиции.
Главный инквизитор встает, прохаживается, говорит:
Г. И.- Ну что, еретики, Земля-то плоская и находится на трех китах. Так считал известный монах Козьма Индикоплов. Так вот! Ха-ха-ха! (смеется) (показ картинки со слонами)
Б. – Но ведь ещё Пифагор говорил, что Земля тело не плоское, а шарообразное!
Стражник замахивается на него.
Г. И. – Мы собрались здесь затем, чтобы судить вас, вероотступники!
Указывает на них рукой.
Г. – Я не откажусь от своих наблюдений и книг! Никогда! Я долго работал над книгой «Диалог о двух главнейших системах мира, птолемеевой и коперниковой». Я убедительно доказал правильность учения Коперника. Мои книги будут читать люди!
Г. И. – Вот эти книги? (показывает на книги). Они будут сожжены! А вы сядьте, не горячитесь! Из лап инквизиции не вырывался еще никто. Зачитайте, брат мой, что там у нас о Копернике. (Обращается к первому инквизитору).
1 И. читает – Николай Коперник родился в 1473 году в польском городе Торуни. Рано лишился родителей, воспитывался дядькой Лукашем Ваченроде – выдающимся общественно-политическим деятелем. Сначала учился на родине, потом в итальянских университетах. Уже тогда начал проявлять себя в вероотступничестве…
Г. И. – (прерывает) Вы оклеветали Птолемееву систему мира!
К. – (встает) Да! Да! И не только это! И еще скажу, скажу, что звезды находятся от нас на невообразимо далеких расстояниях!
1 И. Стучит молотком по столу, продолжает читать.
Действия (люди) застывают, играет музыка (классическая).
Выходит Аристарх и рассказывает:
А. – Я, Аристарх Самосский, жил в третьем веке до нашей эры. Вопреки общепринятым взглядам, я считал, что Солнце неподвижно и находится в центре мира, а Земля обращается вокруг него. Считал я так же, что звезды неподвижны и расположены на сфере очень большого радиуса. За это я был обвинен в ереси и был вынужден бежать из Афин.
2. И к Копернику – Вы низвергли Землю до положения одной из планет! Вы обратили ее в песчинку и сказали, что миров бесчисленное множество!
К. – Это правда! Я написал книгу «О вращении небесных сфер», где доказал, что Земля и другие планеты – это спутники Солнца. Именно движением Земли вокруг Солнца и ее суточным вращением вокруг своей оси объясняется видимое перемещение Солнца среди звезд, петлеобразное движение планет и вращение небосвода.
Сели на места (сцена свободна).
Музыка (Space), показ картинок с солнечной системой.
Солнце в середине, девять планет вокруг, по очереди рассказывают о себе.
Самая близкая к Солнцу планета. В 2.5 раза ближе к солнцу, чем Земля. Можно увидеть в лучах вечерней или утренней зари. Атмосфера сильно разреженная, состоит из углекислого газа СО2. вращается очень медленно, один оборот вокруг своей оси совершает за 59 земных суток. Спутников нет.
Ближайшая к Земле планета Солнечной системы. По размерам почти такая же, как и земной шар. Атмосфера плотная, сплошь облачная, углекислый газ, азот, окись углерода. Люди могут видеть планету как маленький серпик, изменяющий свом фазы. На поверхности давление и температура высокие. Спутников нет.
О ней известно больше, чем обо всех других планетах, потому что мы живем на ее поверхности, однако, данные об особенностях суточного вращения орбиты найдены при помощи астрономических наблюдений. Расстояние от Земли до Солнца, 150 миллионов километров, называют астрономической единицей. Имеет один спутник – Луну.
Юпитер (желтый, с красными элементами)
Ведущий 1 (за кадром): во времена Коперника человечество знало только 6 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн. Но еще Джордано Бруно предположил, что в Солнечной системе существуют не открытые планеты. Остальные открыты позже, в 1781 – Уран, в 1864 году – Нептун, и только в 1930 году – Плутон.
Сильно отличается от других планет тем, что вращается как бы «лежа на боку». Атмосфера мощная, облачная, состоит из водорода, гелия, метана. Температура атмосферы 2000 С. Имеет 27 спутников.
Самая далекая от Солнца планета и самая маленькая в солнечной системе. Не исключено, что состоит в основном изо льда. Возможно, имеет разреженную метановую атмосферу. Имеет 3 спутника. Размеры спутника Харон всего лишь в два раза меньше самого Плутона.
Оттанцевали, ушли, дальше продолжается действие.
2 И. (читает) – Джордано Бруно, встать (обращаясь к Бруно), родился на юге Италии в 1548 году. В юности его отдали в монастырь, где ему предстояло стать верным слугой церкви. Но тем, видите ли, свободолюбивым юношей жажда знаний овладела и желание передавать их людям. Этот еретик стал ревностным сторонником учения Коперника…
1 И. – Шагая по вероотступнической тропе, он зашел гораздо дальше Коперника!
Г. И. – Люди, верные богу и церкви, есть повсюду. Мы все-таки поймали вас, несмотря на то, что вы скрывались в разных странах Западной Европы: Швейцарии, Франции, Англии и Германии.
Б. (выходит вперед) – Я, Джордано Бруно, читал лекции, издавал свои книги, выступал на публичных диспутах и буду это делать всегда, насколько хватит у меня сил.
Г. И. –Молчи, пес! (Толкает его, Бруно падает, подбегает стража, бьет его). Ты будешь молчать, потому что ты умрешь!
Играет музыка (Бах), Бруно встает, говорит вдаль.
Б. – Пусть я умру, но мои идеи будут жить! Запомните, люди! Поверьте! Вселенная бесконечна, у нее не может быть никакого центра. А огромное Солнце – это всего лишь одна из звезд. Каждая звезда – это такое же Солнце. Этих солнц бесчисленное множество, они окружены планетами, (показ туманностей) на которых может быть жизнь. Не знаю точно, сложно доказать, но может быть и Солнце и звезды вращаются вокруг своих осей. А в Солнечной системе, кроме известных уже планет, существуют и другие, пока еще не открытые… Но я верю, что пройдут года, столетия и люди. ученые это докажут…
1 И. – Стража! Взять его! (стража тащит его на место) Ты не подчинился нам, ты умрешь, еретик, медленной смертью! Семь лет в тюремных застенках не научили тебя уму разуму.
2 И. – Брат мой, главный инквизитор, у нас остался еще один отступник!
Г. И. –А-а, это Галилео Галилей!
Б. – И до него добрались! Я знакомился с важнейшими открытиями Галилео в области физики и механики: это законы свободного падения тел, падения по наклонной плоскости, движения тела, брошенного под углом к горизонту и другие.
Звучит классическая музыка.
Рассказчик. Демонстрация законов механики.
1 И. – (читает) Галилео Галилей родился в Пизе в 1564 году в семье музыканта Винченцо. Затем вся семья переехала во Флоренцию. Но учился в Пизанском университете, изучал медицину. Познакомился с произведениями Евклида и Архимеда, вследствие чего стал изучать математику. Считает, что основой изучения природы являются наблюдения и опыт.
Г. И. – Говорят, ты использовал дьявольские штучки, какую-то там трубу? (стражник выносит телескоп).
Г. – Здесь нет ничего дьявольского и мистического. Я могу о телескопе рассказать вам все, что известно мне, ведь зрительную трубу изобрели еще голландские оптики в 1609 году. (встает)
Г. И. – Ну-ну, мы с братьями послушаем тебя.
Г. (прохаживаясь) – Хорошо. В 1609 году, узнав об изобретении голландских оптиков я изготовил телескоп с плоско-выпуклым объективом и плоско-вогнутым окуляром, который увеличивал объекты в 3 раза. Потом я изготовил телескопы, которые увеличивают в 8 и 30 раз. (отходит в сторону).
Играет классическая музыка. Выходит рассказчик, говорит.
Рассказчик: Галилей не был первым, кто построил зрительную трубу, он не был первым, кто направил ее на небо, но он сделал первые телескопические открытия и важные обобщения. Только после этого зрительная труба стала телескопом. Поэтому часто изобретение телескопа мы связываем с его именем. Последний инструмент, изготовленный Галилео Галилеем, уцелел до настоящего времени и хранится во Флоренции. Длина его трубы 1245 мм, диаметр объектива 53,5 мм. (показ схемы телескопа).
Рассказчик подходит к телескопу.
Рассмотрим устройство и принцип действия телескопа, подобно галилеевскому.
Телескоп состоит из следующих деталей: (показывает) объектива, который представляет собой линзу, окуляра (также линзы), тубуса, где помещается объектив, окулярной трубки и искателя, который представляет собой аналогичную зрительную трубу меньших размеров. У галилеевского телескопа тубус и окулярная трубка составляли единую целую трубу.
В наше время существуют три оптические системы телескопов: рефракторы, рефлекторы и менисковые. Телескоп Галилея был телескопом-рефрактором. На рисунке мы видим: объектив, тубус, окулярную трубку, окуляр, фокальную плоскость. Ход световых лучей обозначен стрелками. Лучи света, пройдя через объектив, преломляются и собираются в фокальной плоскости.
Окуляр увеличивает изображение, построенное объективом. Самый большой в мире рефрактор был изготовлен в конце прошлого века. Диаметр его объектива равен 1 метру.
2 И. – (к Галилею) Я слышал, вы, наблюдая Луну, обнаружили, что на ней есть горы, долины и глубокие впадины, подобные тем, какие есть на Земле.
Г. – Совершенно верно, святой отец. (встает) Еще я открыл 4 спутника Юпитера, а это значит, что не только Земля и Солнце могут быть центрами обращения небесных тел.
1 И. – Вы видели на чистейшем нашем светиле какие-то тени?
Г. – Да, святой отец. Это солнечные пятна, и тем более, они перемещаются по поверхности Солнца всегда в одном направлении, а это значит, что Солнце вращается вокруг своей оси подобно Земле и другим небесным телам.
Г. И. – Достаточно! Убрать его! Закройте ему рот, пусть ничего не говорит!
Г. И. – Римская церковь запрещает вашу книгу «Диалог о двух главнейших системах мира, птолемеевой и коперниковой». Ты отречешься от своих высказываний!
1 И. – Покайся, Галилео Галилей! Отрекись!
2 И. – Отрекись! Это не твое учение! Ты так не говорил, ты так не думаешь!
Все на него «давят», надвигаются, стража замахивается.
Г. И. – Скорее! Мы ждем!
1 И. – (к страже) Приступайте!
Г. – Не надо! Я уже стар, мне почти 70 лет, я свое отжил. Я отрекусь от учения о движении планет, а также и Земли.
Закрываются шторы (музыка Баха закончилась). На сцену выходит ведущий (звучит классическая музыка).
Открываются шторы (Коперника нет, все подготовлено для «сжигания» Бруно). Судьи за столом.
Г. И. – (встает) Джордано Бруно и Галилео Галилею церковь выносит приговор:
2 И. – Галилео Галилей! Ты отрекся от своих показаний, но до смерти своей жить тебе «узником инквизиции», то есть под нашим надзором. Мы запрещаем тебе вести разговоры об учении Коперника и печатать что-либо. Эти книги (указывает на книги) все до единой сжечь!
Один стражник несет книги в будущий «костер». Второй стражник уводит Галилея, тот напоследок говорит:
Владимир Высоцкий в спектакле «Жизнь Галилея», 1966 год. Фото Юрия Белинского
К моменту, когда Владимир Высоцкий сыграл эту роль, он давно не был новичком на сцене. А в Театре на Таганке за его плечами уже был летчик Янг Сун в «Добром человеке из Сезуана». Но именно после спектакля «Жизнь Галилея» можно было уверенно сказать, что Высоцкий стал настоящим драматическим актером.
«Жизнь Галилея». Фото Галины Дроздецкой, 1968 год
«Жизнь Галилея» – это второй спектакль по произведениям Бертольда Брехта, поставленный Юрием Любимовым на Таганке – как раз после «Доброго человека из Сезуана».
Программка спектакля «Жизнь Галилея»
И хотя пресса и критика были в целом доброжелательны, вся мощь постановки стала понятна далеко не сразу. Брехт и брехтовская стилистика еще казались неожиданными и необычными на фоне классической, мхатовской, театральной манеры.
«Жизнь Галилея». Фото Галины Дроздецкой, 1968 год
Владимир Высоцкий о спектакле «Жизнь Галилея». Съёмка ТВ Таллина, 18 мая 1972 года
«Жизнь Галилея» – это в полном смысле эпический театр. Любимов использует музыку Шостаковича, на сцене, как в греческих трагедиях – хор. Даже два хора. Один хор – детский, и поющие дети олицетворяют добро и чистоту, а другой хор – хор монахов, или как их называл сам Любимов, «долдонов».
Владимир Высоцкий и Дальвин Щербаков в спектакле «Жизнь Галилея», 1976 год. Фото Анатолия Гаранина
За этих «долдонов» ему еще пришлось объясняться с партийно-художественными инстанциями, которые утверждали спектакль и постоянно требовали что-то переделать. Потому что все время обнаруживали в истории Галилея более чем прозрачные намеки на современность.
Владимир Высоцкий в спектакле «Жизнь Галилея», 1966 год
Например, нужно было изменить фразу «В этом мире все в порядке – ничего не происходит». И тогда Любимов ее переделал. «Солнце всходит и заходит – очень много происходит».
«Юрий Петрович, вы нас совсем идиотами считаете или частично?» – спрашивали цензоры, потому что все прекрасно понимали.
Фото Ольги Ширяевой, 16 сентября 1967 года
Пьесу перевел историк-германист и известный диссидент Лев Копелев, со сцены звучат стихи Наума Коржавина и Давида Самойлова, который и сам переводил Брехта. Звучали строки Евгения Евтушенко и Самуила Маршака. Те, кому посчастливилось все это видеть и понять суть замысла, были поражены мощью постановки и, разумеется, мощью исполнения роли Галилея Высоцким.
Владимир Высоцкий и Елена Корнилова в спектакле «Жизнь Галилея», 1966 год. Фото Юрия Зенковича
Беда в том, что до наших дней практически не сохранилось кинокадров, запечатлевших игру Высоцкого-актера, каким он был именно на сцене. Юрий Любимов не очень приветствовал съемки своих спектаклей. Да и вообще в те годы полуподпольную Таганку снимали очень мало, а сохранились вообще крохи: слушать
Москва, Театр на Таганке, 1975 год. Сцена из спектакля «Жизнь Галилея» (участвуют В.Высоцкий, В.Золотухин, В.Погорельцев, И.Ульянова, Л.Филатов, Д.Щербаков). Съёмка телекомпании «WDR», ФРГ.
Фрагмент, который вы слышали, был записан в декабре 1975 года для Фрица Пляйтгена, московского корреспондента одной из телекомпаний ФРГ. Высоцкий с товарищами по театру специально разыграли несколько сцен для телевизионщиков, и небольшую часть этой съёмки 1 февраля 1976 года увидели телезрители. Но – это были западногерманские зрители программы «Weltspiegel»: слушать
Фото Ольги Ширяевой, 16 сентября 1967 года
Высоцкого не только хвалили. Критиковали тоже. За то, что его напор подчас заслоняет глубину образа, за то, что сам образ получается в чем-то одномерным.
Программка спектакля «Жизнь Галилея»
Да, в «Жизни Галилея», в момент премьеры в 1966 году, Высоцкий еще не поднялся до того уровня, которого достигнет в более поздних спектаклях, и конечно же, в «Гамлете». Но Владимир Семенович сделал к этому огромный шаг, и силу его игры, страсть, которая была видна всем и в его песнях, в этом спектакле не заметить было невозможно.
Владимир Высоцкий (Галилей) и Агария Власова (Сарти) в спектакле «Жизнь Галилея», 1967 год. Фото Александра Гладштейна
А кульминация – это, безусловно, двойной финал. Первый вариант, в котором Галилей предстает сломленным жизнью стариком, был написан Брехтом, как уже было сказано самим Высоцким, еще до войны, а второй – вскоре после нее, и уже после атомных бомбардировок Японии.
Владимир Высоцкий в спектакле «Жизнь Галилея», 1966 год. Фото Юрия Зенковича
И Любимов берется за эту постановку, понимая, что в середине 60-х она особенно важна. Вовсю шло противостояние политических систем, ядерные испытания, мир пережил Карибский кризис, уже случилось первое столкновения академика Сахарова с властью после испытаний мощнейшей водородной бомбы.
Владимир Высоцкий в спектакле «Жизнь Галилея». Фото Ольги Ширяевой, 16 сентября 1967 года
Любимов говорил, что клятва ученых нужна так же, как клятва Гиппократа, и спектакль Таганки – он о такой вот присяге ученого. Но не только об этом.
Юрий Любимов потому и выбрал Высоцкого на роль Галилея, что почувствовал в нем главное, что необходимо для этой роли. То, что было в Высоцком, исполняющим свои песни. О чем бы они ни были – Высоцкий всегда пел о человеке. И драма Галилея – это драма человека, который пошел на компромисс. Он спас свою жизнь, но предал свои идеалы. Предал учеников и разочаровался в жизни.
Владимир Высоцкий. Монолог Галилея. Съёмка ТВ Таллина, 18 мая 1972 года
«Театрально-концертная Москва». Конец 60-х
Два с половиной часа спектакля – это драма гениального ученого, но при этом обычного человека, пусть и выдающегося, но слабого. Эта история о том, как трудно человеку противостоять системе – злобной, невежественной и беспощадной.
«Жизнь Галилея». Фото Ольги Ширяевой, 16 сентября 1967 года
Высоцкий доносит эти мысли с абсолютной ясностью и только ему присущим напором. И те, кто сидел в зале, понимали, что это не только драма Галилея. И цензоры спектакля понимали, что он, может быть, даже вовсе не про Галилея. Который выносит самому себе приговор во втором финале.
«Жизнь Галилея». Фото Галины Дроздецкой, 1968 год
Какой была бы наука, если бы ученые были бесстрашны? Какими были бы люди, если бы не боялись угнетающей их власти? Каким было бы все человечество, если бы невежество не стояло на пути прогресса? слушать
Владимир Высоцкий в спектакле «Жизнь Галилея». Фото Ольги Ширяевой, 16 сентября 1967 года
Это был еще один фрагмент записи Таллинского телевидения. Записи, которая сама по себе уникальна. Это была первая телевизионная съемка Владимира Высоцкого в СССР. Сделанная и показанная по местному, эстонскому телевидению. Только в 1972 году Высоцкий впервые удостоился такой «чести». И говорил он в этой передаче практически только о театре и прочел все три главных своих монолога – Гамлета, Галилея и Хлопуши.
Сцена из спектакля «Жизнь Галилея»
Я благодарю с помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Олега Васина, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Валерия Басина и Александра Ковановского.
«Жизнь Галилея». Фото Галины Дроздецкой, 1968 год
Спектакль «Жизнь Галилея» шел на сцене Таганки десять лет, вплоть до 1976 года и был одной из самых выдающихся постановок в истории отечественного театра.
Афиша 100-го спектакля «Жизнь Галилея»
При подготовке программы использованы: – фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Алексея Денисова, Натальи и Михаила Кане и Творческого объединения «Ракурс»; – фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных.
Монолог Галилея: слушать (запись из зала, 5 июня 1970 года) «Господь сказал: «Да будет свет. »» (из сп. «Жизнь Галилея»): слушать (запись из радиорубки, 1970-е годы) Монолог Галилея: слушать (запись из радиорубки, 1970-е годы)
Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого. Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.
В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В. С. Высоцкого.
Авторский коллектив ТО «Ракурс» будет признателен всем желающим поддержать новые проекты, открывающие для широкой аудитории зрителей и слушателей в России и за рубежом неизвестные страницы жизни и творчества Владимира Высоцкого.