аббревиатура оив что значит
Федеральные органы исполнительной власти
В статье представлен список федеральных органов исполнительной власти России, действующих после проведения административной реформы 2004 года, и их руководителей (кроме министерств и министров, которые по должности входят в состав Правительства России).
После даты назначения или освобождения от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти стоит номер соответствующего Указа или распоряжения Президента Российской Федерации (отмечены значком *), постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации.
Упразднённые, преобразованные и переименованные федеральные органы исполнительной власти выделены курсивом.
Федеральные органы исполнительной власти в списке расположены в хронологическом порядке по дате их создания.
После вступления в должность 7 мая 2012 года вновь избранного Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 837 (нет ссылки на указ) были приняты заявления об отставке директора Службы внешней разведки Российской Федерации, директора Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации — командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, руководителя Федеральной службы охраны Российской Федерации, директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации, генерального директора Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, начальника Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, управляющего делами Президента Российской Федерации. Перечисленным лицам было поручено исполнять свои обязанности впредь до утверждения структуры федеральных органов исполнительной власти и осуществления в установленном порядке назначений на соответствующие должности.
В дальнейшем при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту Российской Федерации не переназначались (кроме министров).
Вопрос№19. Понятие и виды ОИВ в РФ
Высшее должностное лицо субъекта
Высший исполнительный орган власти
Центральные органы исполнительной власти субъекта специальной компетенции
ОИВ – самостоятельная структурная часть гос.аппарата, входящая в систему исполнительных органов гос.власти и предназначенный для осуществления гос.управления и наделенный собственной компетенцией.
Признаки ОИВ:
Виды ОИВ
ОИВ РФ и субъектов.
По содержанию:
— Органы общей компетенции. Общая компетенция – перечень вопросов, которые может решать орган является открытым. Он закреплен или рамочными нормами или открытым перечнем. Или не определен в принципе.
— органы специальной компетенции. Наделены правом решать только строго определенный круг вопросов. Делятся на отраслевые (здравоохр-е, образование) и межотраслевые (функциональные – которые курируют опред.функцию в рамках всех органов). П: Министерство экономического развития.
По территориальному охвату деятельности:
— центральные, которые осуществляют свои полномочия на всей территории соответствующего публично-правового образования (РФ или субъекта)
— территориальные, которые осуществляют свою деятельность на определенной территории.
По порядку принятия решения:
— единоначальные. 1 руководитель, и он руководит деятельностью органа
По организационным формам:
Вопрос №20. Правовой статус ОИВ: организационная структура и компетенция.
2 вида построения структуры:
— линейная структура. Руководитель отвечает за работу органа в целом, управленческое воздействие оказывает в целом на подчиненных. У руководителя есть право привлечения к дисциплинарной ответственности, и имеет место последовательное соподчинение нижестоящих руководителей вышестоящим.
— функциональная структура. Когда руководитель органа назначается линейным руководителем по согласованию с функциональным. (рук-ль подразделения ДПС-ГИБДД назначается рук-лем территор.органа, но кандидатура согласовывается с начальником ГИБДД по субъекту).
Виды структурных подразделений, которые есть в органе:
1. руководство. Включает в себя руководителя, заместителей руководителя. Каждый заместитель и рук-ль представляет собой самостоятельную структурную единицу. Он не включен в какое-то структурное подразделение. Заместители подразделяются на:
— первых заместителей – осуществляют полномочия руководителя в полном объеме в случае его отсутствия. Может быть несколько первых. Но д.определяться кто первее.
— заместители, решающие определенные вопросы
2.структурные подразделения. Подразделяются на:
— оперативные структурные подразделения, которые решают все текущие задачи,
связанные с деятельностью органа
— функциональные структурные подразделения – решение обособленных вопросов,
не связанных напрямую с целями деятельности органа. П: бухгалтерия.
— территориальные структурные подразделения.
— материально-технические и вспомогательные подразделения (завхоз, охрана и т.д.)
Компетенция ОИВ.
Компетенция происходит от лат.термина «ведать, «отвечать за что-либо». Наполнение деятельности органа публичной администрации.
2 категории:
Полномочия (раскрыты в положении о каждом ОИВ) – юридическая возможность совершения тех или иных юридически-властных действий или принятие решений, влекущих юридические последствия и обязательные для третьих лиц. Всегда реализуются при наличии опред.юридического факта, который закрепляется отдельно от самого полномочия. Дискуссия о том, что полномочия включают права и обязанности, которые образуют единую категорию (если сотрудник видит правонарушение и он вправе пресечь и обязан пресечь). Или же это разные категории – отдельно права и отдельно обязанности. Реализация права не есть реализация обязанности. У ОИВ есть право принять НА, но не обязаны его принимать, если не хотят.
— по функциональному назначению:
1. руководящие – координирование деятельности, установление целевых показателей, возможность давать обязательные для исполнения распоряжения
2. регулятивные полномочия – связанные как с принятием нормативных актов, устанавливающих регулятивные нормы, так и с обеспечением их исполнения в процессе текущей деятельности (регистрация, разрешения).
4. координационные полномочия – имеют место в том случае, когда органу, осуществляющему эти полномочия, непосредственно не подчинены органы, которые он контролирует. (межведомственные комиссии или комиссии, создаваемые при правительстве РФ, когда туда входят представители тех органов, которые заинтересованы в выработке консолидированного решения и выработка этого решения обязательна для членов этой комиссии).
— по способу закрепления:
1. общефункциональный (рамочный) способ закрепления полномочий, когда примерно очерчивается их круг. (Исп-ся в отношении высших должностных лиц субъектов, если в отношении них не принят спец. закон).
2. перечневый способ закрепления полномочий в форме открытого перечня (характерно для органов общей компетенции – Правительство РФ). Закрытый перечень – используется в отношении всех ФОИВ специальной компетенции => если в перечне полномочий органа не закреплено опред.полномочие, считается, что эту деятельность орган осуществлять не вправе.
3. делегированные полномочия. В отношении РФ и субъектов.
4. договорные полномочия.
— по порядку реализации:
1. связанные полномочия, когда при наличии юр.факта опред. вида орган может принять только одно определенное решение.
2. полномочия, реализуемые с решения вышестоящего лица. Когда должностное лицо вправе продлить срок (запросить документы) у др. организации с разрешения руководителя органа. Здесь есть усмотрение, как правило, введением вышестоящего лица обеспечивается контроль за деятельностью подчиненного.
3. полномочия, реализуемые совместно. В силу соглашения между органами контрольная проверка проводится с участием и того и др. органа П: МВД и ФМС; ФНС и МВД.
4. дискреционные полномочия. От лат. «усмотрение» Полномочия, реализуемые на основе усмотрения, когда должностному лицу предоставляется возможность оценить весь комплекс юр.фактов и вынести на основании них опред. решение. Комиссия оценивает бизнес-планы и на основании оценки принимает решение.
Подведомственность –круг дел, которые могут решаться с использованием полномочий.
Подведомственность м.б:
1. функциональная – в рамках иерархии ОИВ. (Что подведомственно фед. уровню, региональному, территориальному). По характеру дел.
2. территориальная. П: по месту совершения, по месту регистрации и т.д.
— по кругу субъектов:
1. исключительная (никакой другой орган, кроме этого не вправе).
2.1.альтернативная – в зависимости от опред. обстоятельств дело будет рассмотрено или одним органом, или другим.
2.2. конкурирующая – когда дело может быть рассмотрено двумя разными органами и будет рассматривать тот, кто первый принял его к своему рассмотрению. П: центральному ОИВ подведомственно рассмотрение тех же дел об админ.правонарушениях, что и территориальным. Кто первый встал – того и тапки.
Компетенция – полномочия по предметам ведения.
Вопрос №21. Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно правовые формы деятельности. Аппарат Правительства РФ.
Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство. Осуществлять – не возглавлять.
ФКЗ «О правительстве» от 17.12.1997. Статья 1 – Правительство РФ – высший исп.орган гос.власти РФ. При этом в самой статье то, что правительство является высшим органом снова не упомянуто.
Основополагающие признаки правительства:
v Правительство состоит из членов правительства.
v Осн.форма работы – заседания.
v Решения принимаются коллегиально.
v В случае отставки председателя в отставку уходят все вместе.
С точки зрения внутренней организации Правительство характеризуется составом и структурой.
Структура –перечень и виды гос.должностей, совокупность которых образует правительство РФ. Вытекает из ФКЗ.
— заместители председателя правительства, которые могут быть 2х видов: простые и первые.
— члены правительства – федеральные министры, в число которых входит руководитель аппарата правительства, являющийся по должности федеральным министром.
— первые заместители – 2 шт. (Зубков и Шувалов)
— заместители – 7 шт. Не все простые заместители – простые заместители. (Кудрин = МинФин, Хлопонин = полномочный представитель президента в северо-кавказском федеральном округе, Володин = руководитель аппарата правительства, + 4 простых заместителя – Сечин, Жуков, Иванов, Козак).
— федеральные министры – 17 шт. В состав Правительства входят все фед. министры.
Деятельность правительства регулируется двумя основополагающими НА:
— ФКЗ «О правительстве» от 17.12.1997. В системе регулирования деятельности правительства это статутный з-н. Закрепляет статус органа. Что за орган, его компетенция, принципы организации и т.д.
— Регламент Правительства РФ. Утвержден Постановлением Правительства от 1.06.2004. Документ, регулирующий текущую деятельность правительства:
1. Планирование и организация работы правительства:
1.1.составление планов деятельности правительства (подготовит.работа)
1.2. порядок подготовки проведения заседания (кто присутствует, кто председательствует, если отсутствует председатель и т.д)
1.3. порядок оформления решений, принятых на заседании правительства
2. порядок исполнения поручений, содержащихся в актах правительства
3. порядок внесения в правительство проектов актов, как нормативных, так и индивидуальных.
4. создание правительством межведомственных координационных совещательных органов
5. законопроектные вопросы правительства. 90% проектов ФЗ вносит правительство
6. порядок в/д правительства с органами законодательной и судебной власти
7. порядок работы с обращениями граждан.
Функционирование правительства как органа само по себе без помощи со стороны невозможно. => кто осуществляет всю техническую работу по обеспечению функционирования деятельности правительства РФ => аппарат правительства РФ.
Аппарат правительства является самостоятельным гос.органом, при этом не являясь органом власти, и вся его деятельность сводится к обеспечению функционирования деятельности правительства РФ. Положение об аппарате правительства от 01.06.2004 г.
Структура аппарата правительства:
— руководитель аппарата правительства и его заместители
— секретариаты (обеспечивают документооборот)
— секретариаты председателя правительства
— секретариаты руководителя аппарата правительства и заместителей председателя правительства
— помощники и референты председателя правительства
— представитель правительства РФ в ГД, СФ и высших судебных органах
— департаменты по основным направлениям деятельности – 18 шт. Оценивают и готовят решения правительства по соответствующим вопросам.
Организационно-правовые формы деятельности правительства:
3 формы деятельности правительства:
— заседание правительства, в котором участвуют члены правительства, при невозможности присутствовать направляют заместителей. Помимо этого могут приглашаться иные лица, которых затрагивают вопросы, рассматриваемые на заседании + всегда сидят руководители служб и агентств (но вообще не обязательно), к ним могут обратиться, чтобы они дали разъяснения по тому или иному вопросу. Могут сидеть представители субъектов. Заседания проводятся не реже 1 раза в месяц. Ключевые вопросы могут быть рассмотрены (в частности рассмотрение НА) только на заседании. (см.ФКЗ). При этом любой иной вопрос, относящийся к компетенции правительства, тоже может быть рассмотрен на заседании.
— заседание президиума правительства. Заместители председателя = президиум. Формируется для решения текущих вопросов деятельности правительства. Форма обсуждения и выработки решения. Но принимать решение все равно надо на общем заседании. Еженедельно. Любой вопрос, который может быть решен НЕ ТОЛЬКО на общем заседании
— единоличная деятельность председателя правительства. Распоряжения, кадровые вопросы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Система и структура федеральных органов исполнительной власти
Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.
Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.
Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации – Конституция, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства Российской Федерации входят назначаемые Президентом Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства Российской Федерации). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносятся Президентом в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения.
Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется входящим в состав Правительства Российской Федерации министром Российской Федерации (федеральным министром), федеральная служба и федеральное агентство возглавляются руководителем (директором).
Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [1]:
1 блок – федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент
Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, и их заместителей по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452.
Такие органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство Российской Федерации или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством Российской Федерации, приказом федерального министерства.
Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и федеральных агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление.
Правовой отдел УМВД России по Ярославской области
[1] Перечень полных и сокращенных наименований дан в распоряжении Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства
Российской Федерации № 943/788 от 16.07.2008 «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти».
Органы власти в РФ: структура и полномочия
В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.
К федеральным относятся:
Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);
Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.
Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
К ведению Совета Федерации относятся:
утверждение изменения границ между субъектами РФ;
утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;
назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;
лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
К ведению Государственной Думы относятся:
утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;
утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;
решение вопроса о доверии Правительству РФ;
заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;
назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.
Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.
Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.
разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;
обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;
обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.
Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.
Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.
КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.
Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.