абилитация что это такое простыми словами в медицине
Абилитация
Также абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий,направленных на предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста (еще не адаптировавшихся к социальной среде), приводящих к утрате возможности трудиться, учиться и быть хорошо адаптированным к жизни в обществе.
Термин имеет также технологическое применение, для описания процесса стабилизации процессов. Пример: Время абилитации транспортной линии. Время, необходимое для завершения всех неконтролируемых остаточных процессов и выхода линии в режим готовности к новому технологическому циклу.
Связанные понятия
Семио́тика (от др.-греч. σημειωτικός «знак, признак»), семиоло́гия или симптоматоло́гия (др.-греч. σύμπτομα «признак» + λόγια мн.ч. от λόγος «понятие, учение») — направление в медицине, в котором изучаются знаки и симптомы различных заболеваний. Медицинская семиотика — важная составная часть диагностики.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
В Википедии есть статья о науке, изучающей движение живых существ, см. Кинезиология«Прикладна́я кинезиоло́гия», ПК (англ. Applied Kinesiology, AK) — вид альтернативной медицины, основанный в 1964 году Джорджем Гудхартом в США. Представляет собой хиропрактический метод диагностики и терапии, декларирующий связи мышечного напряжения (тонуса) с состоянием внутренних органов и систем организма и предлагающий способы корректирующего немедикаментозного воздействия на них. Из-за отсутствия научных теоретических.
Эксперты Американской психиатрической ассоциации определяют психические расстройства как «клинически значимое поведение человека или в широком понимании заболевание души, подразумевающее состояние внутреннего страдания, развитие различных фобий или умственную отсталость», Факторы, провоцирующие психические расстройства, варьируются в зависимости от конкретного заболевания и личности.
Что такое реабилитация и абилитация инвалидов?
Понятия «реабилитации инвалидов» и «абилитации инвалидов» определены статьей 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 01 января 2017 года):
Основные задачи реабилитации или абилитации инвалидов
Реабилитация или абилитация инвалидов направлена на устранение нарушений здоровья со стойким расстройством функций организма в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:
Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
Медицинская реабилитация или абилитация
Раздел медицинской реабилитации или абилитации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, ребенка-инвалида (далее – ИПРА инвалида, ребенка-инвалида) включает (в зависимости от потребностей) мероприятия восстановительной медицины; лекарственного обеспечения при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности; восстановительной (реконструктивной) хирургии; санаторно-курортного лечения, протезирования и ортезирования.
В качестве основы для составления перечня мероприятий по медицинской реабилитации инвалида специалистами федеральных государственных учреждений МСЭ используются данные организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь больному (инвалиду), изложенные в направлении его на медико-социальную экспертизу (п. 34 формы № 088/у, утвержденной приказами Минтруда России №578н, Минздрава России №606н от 06.09.2018 г. «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией»).
Услуги по медицинской реабилитации инвалидов включают в себя:
Восстановительная терапия как услуга по медицинской реабилитации заключается в воздействии на организм инвалида в целях восстановления или компенсации его нарушенных функций, сниженных в результате болезни или травмы, вторичной профилактики заболеваний и их осложнений, восстановления или улучшения трудовых функций либо возвращения его дееспособности.
массаж, мануальная терапия;
Реконструктивная хирургия представляет собой услуги по медицинской реабилитации инвалидов, заключающиеся в проведении хирургических операций, в том числе сложных (высокотехнологичных), для восстановления структуры и функций органов, предотвращения или уменьшения последствий врожденных или приобретенных дефектов и снижения тем самым ограничений жизнедеятельности, компенсации нарушенных функций, сниженных в результате болезни или травмы, для вторичной профилактики заболеваний и их осложнений, восстановления или улучшения трудовых функций либо возвращения дееспособности инвалида.
Протезирование представляет собой процесс замены частично или полностью утраченного органа искусственным эквивалентом (протезом), служащим для замещения отсутствующей части тела или органа, с максимальным сохранением индивидуальных особенностей и функциональных способностей человека.
Ортезирование заключается в компенсации частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств (ортезов), обеспечивающих выполнение этих функций.
Санаторно-курортное лечение инвалидов
Медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляет лечащий врач и врачебная комиссия (ВК) лечебно-профилактического учреждения по месту жительства. ВК лечебно-профилактического учреждения по представлению лечащего врача и заведующего отделением выдает заключение о показанности или противопоказанности санаторно-курортного лечения гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Срок действия справки для получения путевки – 6 мес.
Санаторно-курортное лечение может предоставляться также и в виде амбулаторно-курортного лечения (без питания и проживания) на основании заявления гражданина. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания осуществляются в установленном порядке.
Национальный стандарт Российской Федерации
«Услуги по медицинской реабилитации инвалидов»
Социальная реабилитация или абилитация инвалидов
Услуги по социальной реабилитации или абилитации инвалидов включают в себя:
Социально-средовая реабилитация
Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах:
Социально-психологическая реабилитация
Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:
Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:
Социально-бытовая адаптация инвалидов
Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.
ГОСТ Р 54738-2011. Реабилитация инвалидов.
Услуги по социальной реабилитации инвалидов.
Абилитация и реабилитация
Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодолению патологических состояний, которые могут привести к потере трудоспособности. Это лечебно-педагогическая коррекция двигательной, речевой и психической сфер.
Абилитация актуальна в случаях возникновении патологии в раннем детстве, когда еще не развиты речевые и познавательные способности, мелкая моторика и артикуляция, навыки самообслуживания и жизни в социуме.
К патологическим состояниям, вызывающим необходимость абилитации и реабилитации, чаще всего приводят родовые травмы (черепно-мозговые травмы, внутриутробные поражения нервной системы).
Если говорить о реабилитации у детей страшего возраста, она показана при таких поражениях нервной системы, к которым приводят травмы головного и спинного мозга, инфекционные заболевания (энцефалит, арахноидит, менингит, полиомиелит), патологии нервной системы. У взрослых патологические состояния могут быть вызваны сосудистыми заболеваниями и нарушениями мозгового кровообращения.
Абилитация у детей в раннем возрасте чаще всего вызвана поражениями нервной системы, приводящих к формированию синдромов детского церебрального паралича. В таких случаях важны комплексность и поэтапность лечебно-педагогичеких мер: массаж, ЛФК, грамотно подобранные медикаментозные средства, физиотерапевтические и ортопедические процедуры, логопедическая квалифицированная помощь и коррекционно-воспитательная работа. Такая терапия – длительный и трудоемкий процесс, требующий своевременного начала и задействования всех вышеперечисленных механизмов.
Роль педагога-дефектолог и/или логопеда в абилитации и реабилитации
Педагог-дефектолог и логопед работают с речевой и психической сферой ребенка – ключевыми составляющими нервной системы. Логопедическая терапия заключается в применении специальных упражнений и логопедического массажа для развития артикулляции, в обучении зрительной фиксации, в тренировке подвижности глазных яблок.
Специалист проводит и воспитательную работу, в процессе которой не только тренируется память и внимание, но и навыки восприятия и способность работать в коллективе.
Таким образом, работа педагога-дефектолога и/или логопеда обеспечивает комплексность терапии и позволяет добиться максимального эффекта в преодолении социально-педагогической запущенности ребенка.
Резервные возможности мозга
Резервные возможности мозга – это тот потенциал, который сохранился при поражении функций и анализаторов нервной системы. Важно учитывать, во-первых, тот факт, что у ребенка резервный потенциал мозга особенно высок, что повышает шансы успешности абилитации. Во-вторых, при лечении чрезвычайно важны компенсаторные возможности мозга, которые позволяют использовать сохранные анализаторы при поражении какого-либо одного. Так, к примеру, при слепоте ребенка его обучение и социальная адаптация наиболее эффективно происходит через активное задействование слухового механизма. А если у ребенка поражены и зрение, и слух, в обучении широко используются возможности осязания.
При патологиях зрения
Как было сказано выше, одним из самых эффективных методов абилитационной и реабилитационной терапии является интенсивное использование функций сохранных анализаторов: при полной или частичной потере зрения это совершенствование слуха и кожного восприятия. Например, применяется обучение грамоте с помощью специального точечного шрифта Луи Брайля. Через тактильное восприятие больной получает представление о характеристиках предметов (форма, величина, качество), а педагог сопровождает этот познавательный процесс словесными описаниями.
В процессе терапии чрезвычайно значимо социальное взаимодействие: речь других людей совершенствуют процесс познавательной деятельности слабовидящих и слепых, а выработка навыков совместного труда помогают им стать полноценными членами общества.
Стоит сказать и об использовании резервных возможностей – сохранившихся зрительных способностей. У слабовидящих необходимо развивать оптическое внимание – постоянно вводить новые предметы в обстановку помещения, акцентировать внимание на деталях рисунка, давать задание воспроизвести детали и их последовательность по памяти. То же касается производимых движений: для ребенка полезно обозначать действия словами, фиксировать последовательность движений (например, чертить маршрут, по которому он прошел).
Важно! Потеря зрения нередко сопровождается нарушениями нервной системы, поэтому специалист должен дозировать нагрузки и проводить параллельно психотерапию, которая позволит выйти из депрессии и преодолеть трудности, неизбежные на начальном этапе.
При патологиях слуха
Абилитация и реабилитация глухих или слабослышащих детей основана на тех же принципах – использовании сохранных функций и резервных возможностей мозга.
Так, в процессе познавательной деятельности слабослышащих детей главными точками опоры становятся зрение, осязание и вибрационные ощущения. Для родных и специалистов важно понимать, что патологии слуха тормозят развитие речемыслительных способностей и направлять все усилия на развитие речи.
В начале терапии интенсивно применяется речь посредством жестов и мимики: так ребёнок приобретает базовые знания о мире и навыки общения с людьми. Затем педагог работатет над оформлением произношения: для того, чтобы ребёнок научился «читать по губам», в его мозгу должен закрепиться артикуляционный образ слов. Одновременно ребенок овладевает пальцевой речью; этот язык основан на том, что каждой букве соответствует определенное положение пальцев.
Использование остаточного слуха осуществляется с помощью звукоусиливающей аппаратуры.
При детских церебральных параличах
Ключевым в преодолении данного вида паралича является подавление влияния лабиринтных и шейных тонических рефлексов. Эти рефлексы являются деструктивными, потому что приводят к развитию патологических поз, препятствует моторной активности ребёнка и нормальному развитию двигательной и речевой систем.
Огромную роль в процессе восстановительного лечения играет речевое и психическое развитие ребенка, его интеллектуальная деятельность и взаимодействие с другими людьми. Необходимы интересные занятия, активирующие мозговую деятельность, подвижные и настольные игры (с картинками, кубиками, конструкторами и т.д.). Такая деятельноcть не только развивает двигательные функции рук и моторику, но зрительное восприятие, наблюдательность, навыки самообслуживания.
Специалист-дефектолог также применяет музыкально-ритмическую терапию, которая позволяет разнообразить процесс занятий, расширить словарный запас ребёнка, нормализовать эмоциональный фон и речевую активность, характеристики голоса, дыхание и координацию движений.
При задержке речевого развития
Читайте о признаках задержки речевого развития по ссылке.
Речевые патологии чаще всего связаны со сбоями в работе нервной системы. Поэтому речевая терапия должна проходить в максимально комфортных для больного психологических условиях – необходимо его хорошее настроение и заинтересованность – и в союзе с другими лечебно-восстановительными мерами.
Педагогическая терапия сочетает в себе работу над формированием речи (регуляция голосообразования и дыхания, постановку по отдельности смешиваемых звуков – шипящих, свистящих, губных; развитие фонематического слуха и способности воспроизводить речевой материал) и восстановлением и совершенствованием двигательно-манипулятивной деятельности рук, мелкой моторики.
Особенно важно речевое и интеллектуальное развитие при выраженных двигательных нарушениях (см. выше параграф о церебральном параличе: даже если такого диагноза нет, принцип один и тот же). Нарушение каких-либо двигательных рефлексов может быть препятствием для нормального дыхательного процесса, а вместе с ним голосообразования и развития речевой мускулатуры.
В своей работе логопед-дефектолог учитывает разницу в развитии речи и моторики и оптимизирует нагрузку.
Самое главное в реабилитации при заикании – своевременность начала восстановительного процесса: сразу после появления дефекта. Не менее важна комплексность терапии, то есть сочетание работы логопеда, психо- и физиотерапевта и врача. В этом процессе большую роль играет взаимодействие ребёнка с окружающими (поэтому показана педагогическая работа с родственниками) и лечебные физические нагрузки (ЛФК).
Заикание, тесно связанное с нарушениями работы нервной системы, требует комфортной для ребенка психологической атмосферы. Не в коем случае нельзя акцентировать внимание на речевом дефекте ребёнка – в противном случае у него может выработаться страх к любому виду терапии и заикание только усилится.
Читайте о заикании здесь.
Работа логопеда основана на поэтапном развитии речи. В первую очередь специалист провоцирует речь в условиях наглядной ситуации (с помощью жестов, движения, мимики, интонации) и контекста высказывания. Таким образом ребёнок учится самостоятельно строить фразы, отвечать на вопросы и задавать их.
Трудотерапия в реабилитации: как это работает
Ценность трудотерапии заключается в том, что ребёнок видит положительный результат своей деятельности, испытавает радость творчества, в следствие чего повышается общий эмоциональный фон и появляется воля к выздоровлению.
В реабилитации используются общеукрепляющая, восстановительная и ориентировочная трудотерапия.
При общеукрепляющей трудотерапии главной целью является переключение внимания ребёнка с болезни на легкие и полезные занятия: лепка, вырезание, нанизывание бус, помощь в быту. В результате повышается общий тонус организма, настроение, моторика и ловкость.
Восстановительная трудотерапия связана с восстановлением двигательных функций и тренировкой мышц. Основная цель – развитие основных двигательных умений и активизация сохранных органов и мышц для того, чтобы в будущем больной мог полноценно работать в своей профессиональной области. В таком лечении особенно важно, чтобы ребёнок видел, что результат его труда ценят окружающие: например, можно устраивать выставки работ и дарить родным и друзьям поделки и рисунки.
Ориентировочная трудотерапия направлена на определение будущих профессиональных склонностей ребёнка. Исходя из общего состояния организма, анализа нервной и двигательной системы, педагог-дефектолог и врач определают возможности и способности ребёнка. Для наибольшей эффективности терапии рекомендуются занятия в творческих кружках.
© « Центр коррекции речи Анны Белик »
Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам
Абилитация что это такое простыми словами в медицине
Программа реабилитации инвалида предусматривает непрерывные поэтапные занятия, которые начинаются сразу после возникновения болезни или получения травмы.
Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя лечение и коррекцию физических и когнитивных расстройств. Важной её задачей является обучение достижению целей иными путями, если обычные естественные пути закрыты. Кроме того абилитация инвалидов подразумевает адаптацию окружающей среды для восполнения отсутствующих функций.
В процессе абилитации одномоментно воздействуют в разных направлениях для того, чтобы развить все имеющиеся у ребенка задатки, максимально использовать его потенциальные возможности и предоставить ребенку возможность жить жизнью, максимально приближенной к той, какую он мог бы вести, если бы не имел ограничений по состоянию здоровья.
Комплексное лечебное, педагогическое, логопедическое воздействие необходимо начинать как можно раньше, желательно на первом году жизни. Чем позже дети с ДЦП и выраженными задержками развития речи начинают получать необходимую поддержку, тем меньше может оказаться эффект от абилитации. При этом достичь выраженных положительных результатов гораздо труднее, чем при ранней абилитации.
Статьей 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов определяется как «система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». В этой же статье абилитацией инвалидов называется «система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». Задачу реабилитации и абилитации закон обозначает как «устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество».
Таким образом, абилитация и реабилитация преследуют достижение одной и той же цели
Основные направления деятельности при реабилитации и абилитации инвалидов не отличаются. К ним относятся: лечебные и реконструктивные медицинские мероприятия, оздоровление на курортах и в санаториях, обеспечение профессиональной самостоятельности инвалидов, приобретение ими образования и профессии, которые смогут обеспечить материальную независимость, интеграция инвалидов в социальную среду, мероприятия по поддержанию ими здорового образа жизни с помощью занятий физкультурой и спортом.
Закрепление понятия абилитации инвалида на законодательном уровне имеет большое значение, так как понятие реабилитации, закрепленное законодательно гораздо раньше, более применимо к человеку с сохраненным интеллектом, с образованием и профессией, чья инвалидность вызвана травмой. А между тем, значительная часть инвалидов, в том числе – детей – имеют нарушения интеллекта и нуждаются именно в абилитации, в обучении с нуля, «с чистого листа».
Законодательное закрепление понятия абилитации инвалида сопровождается появлением индивидуальной программы абилитации (ИПА). Закон дает возможность включать в такие программы меры по психологической, педагогической и социальной адаптации. Законом предусматривается также бюджетное финансирование на указанные цели.
Абилитация и реабилитация детей-инвалидов в медицинском центре «Первый шаг» проводится большим коллективом профессионалов в области медицины, реабилитологии, психологии, педагогики. Мы используем самые современные методы лечения, восстановления и обучения, лучший опыт европейской медицины и тысячелетние традиции китайской медицины.
Двигательная реабилитация и абилитация детей и взрослых, лечение различными не инвазивными методами, занятия с логопедом и дефектологом позволяют нашим пациентам сделать первый шаг в самостоятельную жизнь, к тому, чтобы стать полноправным членом общества, материально независимым состоявшимся человеком.
Абилитация и реабилитация инвалидов
Состояние гражданина с ОВЗ оценивается в ходе МСЭ (медико-социальной экспертизы). Здесь же устанавливается группа, степень ограничений, а также формулируются прогнозы относительно возвращения организма обследуемого к нормальной жизнедеятельности. В рамках МСЭ здоровье и возможности анализируются по психологической, социально-бытовой, профессионально-трудовой направленности и в случае выявления потенциала для восстановления к инвалиду применяют определённые меры реабилитации и абилитации. В особенностях данных понятий разбираемся далее.
Правовая база
Значимые аспекты абилитационных и реабилитационных программ регулируются:
1) «Конвенцией о правах инвалидов» от 3 мая 2008 года;
2) законом федерального уровня «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией акта «Конвенция о правах инвалидов» (акт под номером 419-ФЗ издан 1 декабря 2014 года);
3) Приказом Минтруда и соцзащиты РФ № 486, изданном 13 июня 2019 года;
4) распоряжением Правительства РФ «О направлении в 2016 году средств обязательного социального страхования на финансовое обеспечение расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (акт № 2782-р имеет силу с 31 декабря 2015 года).
Разница между реабилитацией и абилитацией инвалида
Инвалиды по причине состояния здоровья относятся к социально незащищённой категории, а это подразумевает, что государство должно оказывать им содействие с помощью финансового обеспечения, лечения и реализации специальных программ. В последнем случае речь идёт об абилитации и реабилитации.
Абилитация представляет собой лечебно-педагогические процедуры, способствующие не только устранению реакций патологического характера у детей, но и предупреждению нарушений в организме. В целом абилитация направлена на формирование отсутствовавших у инвалидов способностей к различным видам деятельности (бытовые, общественные, профессиональные и тд). Её главная цель — содействовать развитию или обретению не сформированных умений.
Что касается реабилитации, её программа — это сумма мероприятий по поддержке гражданина с ОВЗ. После прохождения курса инвалид может решать бытовые задачи, трудиться, исходя из текущих физических возможностей. Реабилитация подразумевает восстановление навыков, функций и реализуется поэтапно с периодичностью во времени независимо от тяжести недуга, начиная с первых дней инвалидизации.
Направления абилитации и реабилитации
В целом детей с ограничениями по здоровью абилитируют и реабилитируют по таким направлениям, как:
— медицина — включает реконструктивную хирургию, ортезирование, протезирование, восстановительную терапию, лечение в санатории;
— психолого-педагогическая поддержка — подразумевает получение общего образования, коррекцию в психологическом и психологическом аспектах;
— профессиональное самоопределение — заключается в профориентации и спецобразовании, производственной адаптации и содействии по трудоустройству;
— социум — здесь возможны социально-психологическая и педагогическая помощь, социально-средовая, бытовая и социокультурная адаптация, спорт и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
В любом случае предусмотренные программы должны удовлетворять требованиям по достижению инвалидами здоровья и ведению максимально качественной жизни. С этими целями перечисленные выше направления осуществляются благодаря:
— предоставлению лицам с ОВЗ необходимых технических средств;
— созданию условий для того, чтобы инвалиды беспрепятственно могли попасть в объекты различных структур, пользоваться транспортом, средствами информации и связи;
— просвещение граждан с ограничениями и их семей по вопросам абилитации и реабилитации.
Важно! Реабилитационные и абилитационные программы должны реализовываться аккредитованными организациями независимо от их организационно-правовых форм в установленном законом порядке.
Источники финансирования
Ранее основные расходы на лечение, приобретение техсредств и медикаментов покрывали родители инвалида. Также финансовую и иную поддержку оказывают благотворительные фонды. А в 2021 году в федеральный бюджет заложили средства на проведение программ по абилитации и реабилитации.
Деньги выделяются на основании распоряжения правительства № 2782-р из фонда соцстрахования. Целевые пособия поступают в органы местного самоуправления на определённый срок, в течение которого должны быть проведены соответствующие мероприятия. В случае не целевого использования средств всю сумму предписано вернуть.
При этом в региональном ФСС обязаны:
— выдать нуждающимся протезы, препараты;
— организовать работу медучреждений по оказанию лицам с ОВЗ требуемых услуг.
Программы для инвалидов
В отношении граждан с инвалидностью применяют затрагивающие все сферы жизни программы, а именно:
— психолого-социальную, содействующую возврату в социум полноценной личности, то есть предоставляют помощь психолога, а также определяют доступные для инвалида возможности и развивают их;
— педагогическую, призванную помочь самоопределиться в жизни, получить знания;
— медицинскую, в рамках которой стремятся восстановить значимые функции организма для поддержания нормальной жизнедеятельности;
— индивидуальную (ИПРА), создаваемую с учётом потребностей и возможностей конкретного инвалида;
— комплексную, состоящую из мероприятий социальной, медицинской, профессиональной реабилитации.
Индивидуальная и комплексная программы
ИПРА оставляется с ориентировкой на:
— тяжесть выявленной болезни или травмы;
— актуальное состояние здоровья гражданина;
— физические и психические особенности организма;
— остаточные умения, навыки независимо от их вида.
ИПРА является официальным документом, разработанным на основании предписаний нормативно-правовых актов МСЭ. В индивидуальной программе содержатся сведения о приемлемых для инвалида мероприятиях, порядок их реализации, сроки, объём и форма. В ходе соблюдения рекомендаций ИПРА человек с ОВЗ восстанавливает организм, компенсирует какие-то его функции и улучшает свои возможности.
Что касается недавно внедрённой комплексной реабилитации, она действует согласно предписаниям акта «Конвенция о правах инвалидов». Осуществляют её, как правило, в восстановительной фазе или при проявлении последствий болезни. В комплексную программу включены мероприятия медицинской, социальной, профреабилитации и в сумме принятые меры помогают не допустить осложнений, стабилизировать патологию, найти психологический ресурс.
Особенности реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
Дети, рождённые с нарушениями функций организма, чаще всего не способны в полной мере развить свои способности. Если с раннего детства у ребёнка присутствуют умственные и физические ограничения, очевидно, что в дальнейшем нормальная жизнеспособность затруднительна. Поэтому медспециалисты стараются выявить у детей сохранные анализаторы и предупредить вторичные отклонения развития, скорректировав и компенсировав уже имеющиеся проблемы.
Кроме того, для детей-инвалидов создано специальное образование, нацеленное на индивидуальность и специфику состояния. Меры по абилитации применяют исключительно к развития инвалидам с рождения или ставшим такими в процессе взросления.
Важно! В федеральный бюджет на 2021 год заложено 29,3 млрд. рублей для реализации программ реабилитации и абилитации. Средства можно будет направить, например, на покупку технических средств для восстановления, а также на оплату абилитационных мероприятий.