абстрактная живопись что это такое
Абстракционизм | 9 известных художников и их шедевры
В противоположность изобразительному искусству, которое стремится представлять изображение визуальной реальности; абстрактное искусство не несет в себе ничего узнаваемого в мире природы. Хотя известно, что абстракция в искусстве существует во многих культурах с древних времен. Абстрактное искусство как движение зародилось в начале 20- го века, и его наиболее выдающимся лидером был русский художник Василий Кандинский. Его картина без названия, теперь известная как Первая Абстрактная Акварель, является одним из первых произведений искусства, которые отбрасывают все ссылки на известные формы, таким образом, выходя из ограничений, налагаемых репрезентативными традициями западноевропейской живописи. Абстрактное искусство продолжало доминировать в мире искусства в 20-м веке. Мы собрали 10 самых известных абстрактных картин, включая шедевры, такие как Черный квадрат Малевича; Композиция Кандинского VII; Синие поляки Поллока и Миро Блю II. Мы исключили несколько известных работ, которые считаются частично абстрактными, такие как крупные планы цветов О’Киффи и искаженные портреты Кунинга.
Бриджит Райли
Дата рождения: 24 апреля 1931 года, Лондон
Национальность: англичанка
Оп-арт, короткая форма для оптического искусства, является жанром в абстрактном искусстве, в котором художник создает оптическую иллюзию посредством точного манипулирования узорами, формами и цветами. Бриджит Райли, одна из ведущих британских художников с 1960-х годов, является, пожалуй, самым известным оп-арт художником после Виктора Вазарели. На этой картине изображена шахматная доска, которая искажается и ускоряется по мере приближения к середине, создавая иллюзию глубины и ощущение движения. «Движение в квадратах» — самая известная работа Бриджит Райли и, возможно, самая известная картина в оп-арте.
Шедевр: Движение в квадратах
Год: 1961
Жанр : оп арт
Движение в квадратах (1961) — Бриджит Райли
Герхард Рихтер
Дата рождения: 9 февраля, 1932, Дрезден
Национальность: немец
Герхард Рихтер — немецкий художник, которого некоторые считают величайшим художником современности. Он создал широкий спектр работ, и его искусство не может быть отнесено к одному конкретному жанру. Среди самых известных работ Рихтера — его серия Абстрактных изображений. Он написал первую работу под названием Абстрактное изображение в 1976 году и продолжал делать много таких работ в течение следующих двух десятилетий. В своих абстрактных картинах Рихтер создает накопительные слои нерепрезентативной живописи. Он начинает с нанесения больших полос основного цвета на холст. Картины развиваются поэтапно, основываясь на его реакции на прогресс картины: случайные детали и возникающие модели. В феврале 2015 года одна из картин серии, Абстрактные Изображения [599] была продана за 44,52 миллиона долларов, самая высокая цена за картину любого ныне живущего европейского художника.
Шедевр: Серия абстрактных изображений
Год: 1986
Абстрактное изображение [599] (1986) — Герхард Рихтер
Марк Ротко
Дата рождения: 25 сентября 1903, Двинск, Витебская губерния (сейчас Даугавпилс, Латвия)
Национальность: американец
Марк Ротко (настоящее имя Маркус Яковлевич Роткович) считается пионером живописи цветового поля, стиля в абстрактном экспрессионизме, в котором цвет является основным предметом. Среди его самых известных работ — холсты, в которых он использует симметричные прямоугольные блоки двух-трех контрастных, но дополняющих друг друга цветов. Оранжевый, красный, желтый — одна из таких работ, которая была названа «самой мощной из всех его картин». Известный шедевр живописи «Цветовое поле» был продан на Christie’s в мае 2012 года за 86,9 млн долларов, тем самым побив рекорд самой высокой цены за современное произведение искусства на публичных торгах.
Шедевр: Оранжевое, красное, желтое
Год: 1961
Жанр : Цветовое поле живописи
Оранжевое, красное, желтое (1961), Марк Ротко
Хуан Миро
Продолжительность жизни: 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка
Национальность: каталонец
Хуан Миро был влиятельным испанским художником, наиболее тесно связанным с сюрреализмом. Однако, он также написал несколько абстрактных шедевров, которые считаются предшественниками абстрактного экспрессионизма. Его самая известная абстрактная работа — Триптих Голубой I, II, III, состоящий из трех огромных картин размером 355 х 270 см. Все три картины состоят из простых линий и фигур на мечтательном синем фоне. В Голубой II, Миро включает динамическую красную линию на левой стороне картины на спокойном синем фоне. Голубой Триптих считается виртуозным достижением в абстрактном искусстве, а Голубой II — самая известная из трех картин.
Шедевр: Голубой II
Год: 1961
Голубой II (1961) — Хуан Миро
Хелен Франкенталер
Продолжительность жизни: 12 декабря 1928, Нью-Йорк — 27 декабря 2011, Дэриен
Национальность: американка
Лирическая абстракция была термином, придуманным для определения искусства, которое сигнализировало о возвращении к самовыражению, в отличие от геометрической абстракции и минимализма. Хелен Франкенталер — одна из самых известных женщин-абстракционистов и выдающийся образец лирической абстракции. Горы и море, ее первая профессионально выставленная работа, также является ее самой известной живописью и ярким примером лирической абстракции. Это была первая работа, которую она создала, используя свою знаменитую технику смачивания, в которой она вылила разбавленную скипидаром краску на холст, создавая яркие цветовые оттенки, которые, кажется, сливаются с холстом.
Шедевр: Горы и море
Год: 1952
Жанр : Лирическая абстракция
Горы и море (1952) — Хелен Франкенталер
Пит Мондриан
Продолжительность жизни: 7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды — 1 февраля 1944, Нью-Йорк
Национальность: нидерландец
Шедевр: Бродвейские Буги-Вуги
Год: 1942–43
Жанр : Геометрическая абстракция
Бродвейские буги-вуги (1943) — Пит Мондриан
Джексон Поллок
Продолжительность жизни: 28 января 1912 — 11 августа 1956
Национальность: американец
Капельная роспись — это форма абстрактного искусства, в которой краска капает или выливается на холст, а не наносится аккуратно. Джексон Поллок — самый известный практик капельной живописи, поскольку он был назван журналом TIME «Джек-капельница». Его самая знаменитая работа — картина «Синие столбы» была приобретена Национальной галереей Австралии в 1973 году за 1,3 миллиона долларов, тогдашний мировой рекорд для современной американской живописи. Газеты в Австралии подвергли критике покупку с заголовками вроде «1,3 миллиона долларов за слякоть». Был политический скандал, который привел к большому общественному обсуждению, сделавшему картину популярной. Сегодня Синие столбы являются одной из главных картин в коллекции Национальной галереи Австралии, и ее приобретение считается мастерским.
Шедевр: Синие столбы
Год: 1952
Жанр : капельная живопись
Синие столбы, 1952 — Джексон Поллок
Василий Кандинский
Продолжительность жизни: 4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция
Национальность: русский
Василий Кандинский считается многими «Отцом абстрактного искусства». Он написал некоторые из самых ранних работ в жанре, в том числе известным как «Первая абстрактная акварель». 1910-1914 годы считаются пиком карьеры Кандинского, а эта картина — вершиной его художественных достижений в этот период. Он сделал больше исследований для этой композиции, чем для любой другой, хотя нарисовал окончательный вариант всего за три дня. Считается, что в композиции VII упоминаются апокалиптические темы «Потоп», «Страшный суд», «Воскресение» и «Рай». Вихревой ураган цветов и форм считался Кандинским самым сложным произведением, которое он когда-либо писал, и это одно из самых известных произведений абстрактного искусства, когда-либо созданных.
Год: 1913
Шедевр: Композиция VII
Композиция VII (1913) — Василий Кандинский
Казимир Малевич
Продолжительность жизни: 11 [23] февраля 1879, Киев — 15 мая 1935, Ленинград
Национальность: русский
Казимир Малевич был основателем художественного движения, известного как супрематизм, который сосредоточился на основных геометрических формах, таких как круги, квадраты, линии и прямоугольники, а также на использовании ограниченного диапазона цветов. Таким образом, он является пионером геометрического абстрактного искусства. Черный квадрат называют «нулевой точкой живописи», ссылаясь на историческое значение картины. Работа «монументальна не тем, что Малевич поместил в живописное пространство, а тем, что он извлек: телесный опыт, фундаментальная тема западного искусства со времен Ренессанса». Черный квадрат считается знаковым произведением абстрактного искусства, и это одна из самых известных картин двадцатого века.
Шедевр: Черный квадрат
Год: 1915
Жанр: Геометрическая абстракция
Искусство«Я тоже так могу»:
Как понять и полюбить абстрактное искусство
Непонятные пятна, линии и точки как способ заглянуть в себя
Текст: Ксюша Петрова
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ В ЕВРЕЙСКОМ МУЗЕЕ И ЦЕНТРЕ толерантности заканчивается выставка «Абстракция и образ» Герхарда Рихтера — первая в России персональная экспозиция одного из самых влиятельных и дорогих современных художников. Пока на недавно продлённую выставку Рафаэля и Караваджо и грузинский авангард в ГМИИ им. А. С. Пушкина стоят очереди, Рихтера можно посмотреть в комфортной компании пары десятков посетителей. В таком парадоксе виновато не только то, что Еврейский музей сильно уступает в популярности Пушкинскому или Эрмитажу, но и то, что многие до сих пор относятся к абстрактному искусству скептически.
Даже тех, кто ориентируется в совриске и хорошо понимает, какое значение для мировой культуры имеет «Чёрный квадрат», отпугивает «элитарность» и «недоступность» абстракции. Мы иронизируем над произведениями модных художников, поражаемся аукционным рекордам и опасаемся, что за фасадом искусствоведческих терминов окажется пустота — ведь художественные достоинства работ, напоминающих детские каракули, иногда вызывают сомнения и у профессионалов. На самом деле ореол «недоступности» абстрактного искусства легко развеять — в этой инструкции мы постарались объяснить, почему абстракцию называют «буддийским телевидением» и с какой стороны к ней подойти.
↑ Герхард Рихтер. Ноябрь 1/54. 2012
Не пытайтесь выяснить,
что хотел сказать художник
В залах, где висят полотна эпохи Возрождения, сориентируется даже не очень подготовленный зритель: по крайней мере, он сможет легко назвать, что изображено на картине — люди, фрукты или море, какие эмоции испытывают герои, есть ли в этом произведении сюжет, знакомы ли ему участники событий. Перед полотнами Ротко, Поллока или Малевича мы чувствуем себя не так уверенно — на них нет объекта, за который можно зацепиться взглядом и порассуждать о нём, чтобы, как в школе, выяснить, «что хотел сказать автор». В этом и состоит главное отличие абстрактной, или беспредметной, живописи от более привычной нам фигуративной: художник-абстракционист вообще не стремится изобразить окружающий мир, он не ставит перед собой такую задачу.
Если внимательно посмотреть на последние два века истории западного искусства, становится понятно, что отказ от предмета в живописи — не каприз кучки нонконформистов, а закономерный этап развития. В XIX веке появилась фотография, и художники освободились от обязанности изображать мир таким, какой он есть: портреты родственников и любимых собачек стали делать в фотоателье — получалось быстрее и дешевле, чем заказывать у мастера картину маслом. С изобретением фотографии исчезла необходимость скрупулёзно копировать то, что мы видим, чтобы сохранить это в памяти.
← Джексон Поллок.
Стенографическая фигура. 1942
К середине XIX века некоторые начали подозревать, что реалистическое искусство — это ловушка. Художники в совершенстве освоили законы перспективы и композиции, научились изображать людей и животных с необыкновенной точностью, обзавелись подходящими материалами, но результат выглядел всё менее убедительно. Мир начал стремительно меняться, города становились больше, началась индустриализация — на этом фоне реалистичные изображения полей, батальных сцен и обнажённых натурщиц показались устаревшими, оторванными от сложных переживаний современного человека.
Импрессионисты, постимпрессионисты, фовисты и кубисты — художники, которые не побоялись снова поставить вопрос о том, что важно в искусстве: каждое из этих направлений использовало опыт предыдущего поколения, экспериментируя с цветом и формой. В итоге некоторые художники пришли к тому, что контакт между автором и зрителем происходит не через проекции реальности, а через линии, пятна и мазки краски — так искусство избавилось от необходимости что-либо изображать, предлагая зрителю ощутить ничем не замутнённую радость от взаимодействия с цветом, формой, линиями и текстурой. Всё это отлично сочеталось с новыми философскими и религиозными учениями — в частности, теософией, а локомотивы русского авангарда Василий Кандинский и Казимир Малевич разработали собственные философские системы, в которых теория искусства связана с принципами идеального общества.
В любой непонятной ситуации используйте формальный анализ
Вот кошмар, в котором может оказаться каждый любитель современного искусства: представьте, что вы стоите перед восхитительной, как написано в путеводителе, картиной Агнес Мартин и не чувствуете ровным счётом ничего. Ничего, кроме раздражения и лёгкой грусти — не потому что картина вызывает у вас такие ощущения, а потому что вы вообще не понимаете, что здесь нарисовано и куда нужно смотреть (вы даже не уверены, что кураторы повесили работу нужной стороной). В такой ситуации на помощь спешит формальный анализ, с которого стоит начинать знакомство с любым произведением искусства. Выдохните и попробуйте ответить на несколько детских вопросов: что я вижу перед собой — картину или скульптуру, графику или живопись? С помощью каких материалов и когда это было создано? Как можно описать эти формы и линии? Как они взаимодействуют? Двигаются они или статичны? Есть ли здесь глубина — какие элементы изображения находятся на первом плане, а какие на втором?
← Барнетт Ньюман. Без названия. 1945
Следующий этап тоже довольно простой: прислушайтесь к себе и попробуйте определить, какие эмоции у вас вызывает то, что вы видите. Весёлые эти красные треугольники или тревожные? Ощущаю ли я себя спокойно или картина давит на меня? Контрольный вопрос: пытаюсь ли я понять, на что это похоже, или позволяю своему разуму свободно взаимодействовать с цветом и формой?
Помните, что важна не только картина, но и рама — или её отсутствие. В случае с теми же Ньюманом, Мондрианом или «амазонкой авангарда» Ольгой Розановой отказ от рамы — осознанный выбор художника, который приглашает вас отбросить старые представления об искусстве и мысленно расширить его пределы, буквально выйти за рамки.
Чтобы чувствовать себя увереннее, можете запомнить простую классификацию абстрактных произведений: их принято разделять на геометрические (Пит Мондриан, Элсуорт Келли, Тео ван Дусбург) и лирические (Элен Франкенталер, Герхард Рихтер, Василий Кандинский).
Абстракционизм
Голландский художник Пит Мондриан еще в юном возрасте увлекся живописью и получил образование в художественной школе в Амстердаме. Изначально он пребывал под большим влиянием французского импрессионизма. После посещения выставки работ художников-кубистов Мондриан настолько проникся их идеями, что покинул Нидерланды и переехал в Париж, где постигал премудрости этого стиля. Вскоре он полностью отказался от традиционных приемов изобразительного искусства и стал одним из создателей нового течения, неопластицизма. Мондриан использовал ограниченное количество цветов и оттенков, а с помощью жестких линий он создавал ассиметричные композиции, стремясь достичь в них определенного равновесия. По словам живописца, его основной целью было создание «чистой пластической реальности». К числу его наиболее известных картин в стиле абстракционизм относятся «Дюны в Зеландии», «Буги-вуги на Бродвее», «Натюрморт с кувшином», «Площадь Согласия», «Ромбическая композиция с красным, черным, синим и желтым».
Выдающийся русский художник Василий Кандинский является одним из общепризнанных идеологов и основателей абстракционизма. Заниматься живописью он начал в зрелом возрасте и сразу проявил такие «непозволительные» качества, как свободное обращение с формой, композицией, а также используемой цветовой гаммой. Наиболее плодотворными в его творчестве были годы, проведенные в Мюнхене и в Париже. Кандинский был организатором нескольких творческих объединений абстракционистов («Фаланга», «Синий всадник»), а также основателем собственной художественной школы. За годы, проведенные в Германии, Кандинским было создано несколько сотен полотен и акварелей, но, к сожалению, с приходом к власти нацистов многие из них были утрачены либо уничтожены. Самые его известные картины в стиле абстракционизма это «Маленькие миры», «Оранжевый и фиолетовый», «Хрупкий», «Встреча поверхностей» и др.
Художник Франтишек Купка родился в Чехии, в эпоху Австро-Венгерской империи. Художественное образование он получил в Вене, но значительную часть своей жизни прожил во Франции. Купка много работал как книжный иллюстратор, а также в качестве художника-карикатуриста в периодических изданиях. Важным этапом в жизни живописца было создание собственной теории «Творение в пластических искусствах», в которой он теоретически обосновал идеи абстракционизма. Среди картин, написанных мастером в стиле абстракционизм, наиболее известны «Круги Ньютона», «Этюд к языку вертикалей», «Ноктюрн», «Музыка», серия полотен «Горизонтальные и вертикальные планы» и др.
Абстрактное искусство: определение, история, виды, характеристики 3 373 слов Раздел в процессе наполнения и корректировки
Определение и смысл
Термин «абстрактное искусство», также называемый «необъективным искусством», «нефигуративным», «непрезентативным», «геометрической абстракцией» или «конкретным искусством», – это довольно смутный зонтичный термин для любой картины или скульптуры, которая не изображает узнаваемые объекты или сцены.
Однако, как мы увидим, нет четкого консенсуса в отношении определения, типов или эстетического значения абстрактного искусства. Пикассо считал, что такого не было, а некоторые искусствоведы считают, что все искусство абстрактно, потому что, например, ни одна картина не может надеяться стать чем-то большим, чем грубое обобщение (абстракция) того, что видит художник. Даже ведущие комментаторы иногда не соглашаются с тем, должен ли холст быть помечен как «экспрессионистский» или «абстрактный» – например, акварельный Корабль в огне (1830, Тейт) и масляная картина Снежная буря – пароход с устья гавани (1842, Тейт), оба Дж.М.У. Тернера (1775-1851). Аналогичным примером является Кувшинка (1916-20, Национальная галерея, Лондон) Клода Моне (1840-1926). Кроме того, существует скользящая шкала абстракции: от полуабстрактной до полностью абстрактной. Поэтому, хотя теория относительно ясна – абстрактное искусство оторвано от реальности – практическая задача отделения абстрактного от неабстрактного может быть гораздо более проблематичной.
Какая идея стоит за абстрактным искусством?
Основная предпосылка абстракции – между прочим, ключевой вопрос эстетики – заключается в том, что формальные качества картины (или скульптуры) столь же важны (если не более), чем ее репрезентативные качества.
Начнем с очень простой иллюстрации. Картина может содержать очень плохой рисунок человека, но если его цвета очень красивы, она, тем не менее, может показаться нам прекрасной картиной. Это показывает, как формальное качество (цвет) может переопределить представительное (рисунок).
С другой стороны, фотореалистичная картина дома с террасой может демонстрировать изящную репрезентацию, но предмет, цветовая схема и общая композиция могут быть совершенно скучными.
Философское обоснование оценки ценности формальных качеств произведения искусства вытекает из заявления Платона о том, что: «прямые и круги… не только красивы… но вечно и абсолютно прекрасны».
По сути, Платон обозначил, что не-натуралистические изображения (круги, квадраты, треугольники и т.д.) обладают абсолютной, неизменной красотой. Таким образом, картину можно оценить только за ее линию и цвет – ей не нужно изображать природный объект или сцену. Французский художник, литограф и теоретик искусства Морис Дени (1870–1943 гг.) имел в виду то же самое, когда писал: “Помните, что картина перед тем, как стать боевым конем или обнаженной женщиной, по сути является плоской поверхностью, покрытой цветами, собранными в определенном порядке.”
Некоторые художники-абстракционисты описывают свою работу тем, что хотят создать визуальный эквивалент музыкального произведения, которое можно оценить исключительно для себя, не задавая вопрос: «Что это за картина?» Уистлер, например, давал некоторым из своих картин музыкальные названия, такие как Ноктюрн: Синий и Серебряный – Челси (1871, Коллекция Тейт). (См. Также: Оценка искусства: Как ценить искусство.)
Виды абстрактного искусства
Для простоты мы можем разделить абстрактное искусство на шесть основных типов. Некоторые из этих типов менее абстрактны, чем другие, но все они связаны с отделением искусства от реальности.
Криволинейное абстрактное искусство
Этот тип криволинейной абстракции тесно связан с кельтским искусством, в котором использовался ряд абстрактных мотивов, включая узлы (восемь основных типов), узоры чередования и спирали (в том числе трискеле или трискелион). Эти мотивы не были оригинальны для кельтов – многие другие ранние культуры использовали эти кельтские конструкции на протяжении веков: например, спиральные гравюры на могиле из неолита в Ньюгрейндж в Ко Мите, созданные за 2000 лет до появления кельтов. Тем не менее, можно сказать, что кельты вдохнули новую жизнь в эти модели, сделав их гораздо более сложными и запутанными. Эти образцы позже вновь появились как декоративные элементы в ранних рукописях (ок. 600-1000 гг. н.э.). Позже они вернулись во время движения кельтского возрождения в 19-м веке и влиятельного движения в стиле модерн 20-го века: особенно в обложках книг, текстиле, обоях и дизайне ситца, в работах таких авторов как Уильям Моррис (1834-1896) и Артур Макмурдо (1851-1942). Криволинейная абстракция также иллюстрируется «бесконечной структурой», широко распространенной особенностью исламского искусства.
Цветное или световое абстрактное искусство
Геометрическая абстракция
Этот тип интеллектуального абстрактного искусства появился примерно около 1908 года. Ранней рудиментарной формой был кубизм, в частности аналитический кубизм, который отвергал линейную перспективу и иллюзию пространственной глубины в картине, чтобы сосредоточиться на ее двухмерных аспектах. Геометрическая абстракция также известна как конкретное искусство и необъективное искусство. Как и следовало ожидать, она характеризуется не натуралистическими образами, а, как правило, геометрическими формами, такими как круги, квадраты, треугольники, прямоугольники и так далее. В каком-то смысле, поскольку не содержит абсолютно никаких ссылок или связей с природным миром, это чистейшая форма абстракции. Можно сказать, что конкретное искусство – это абстракция, а веганство – это вегетарианство. Геометрическая абстракция представлена « Черным кругом» (1913, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), написанным Казимиром Малевичем (1878-1935) (основатель супрематизма); « Бродвей-буги-вуги» (1942, МоМА, Нью-Йорк), Пита Мондриана (1872-1944) (основатель неопластизма); и « Композиция VIII (Корова)» (1918, МоМА, Нью-Йорк) Тео Ван Дусбурга (1883-1931) (основатель Де Стейла и Элементаризма). Другие примеры включают в себя картины « Посвящение площади» Джозефа Альберса (1888–1976) и оп-арт Виктора Вазарели (1906–1997).
Эмоциональное или интуитивное абстрактное искусство
Этот тип интуитивного искусства включает в себя сочетание стилей, общая тема которых – натуралистическая тенденция. Этот натурализм проявляется в типе используемых форм и цветов. В отличие от геометрической абстракции, которая является почти антиприродной, интуиционная абстракция часто описывает природу, но менее репрезентативно. Два важных источника для этого типа абстрактного искусства: Органическая Абстракция (также называемая Биоморфная абстракция) и Сюрреализм. Можно утверждать, что самым известным художником, специализирующимся на этом виде искусства, был уроженец России Марк Ротко – см.: Картины Марка Ротко (1938-1970). Другие примеры включают полотна Кандинского, такие как « Композиция №4» (1911, Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen) и « Композиция VII» (1913, Третьяковская галерея); « Типичный рассказчик, Габель и Набель» (1923, частная коллекция) Жана Арпа (1887-1966), « Женщина» (1934, частная коллекция) Хуана Миро (1893-1983), « Inscape: Психологическая морфология №104» (1939, частная коллекция) Матта (1911-2002); и « Бесконечная Делимость» (1942, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало) Ива Танги (1900-55). В скульптуре этот тип абстракции иллюстрируют: « Поцелуй» (1907, Кунстхалле, Гамбург) Константина Бранкузи (1876-1957); « Мать и дитя» (1934, Тейт) Барбары Хепуорт (1903-1975); Giant Pip (1937, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду), Жан Арп; « Три постоянные фигуры» (1953, Музей Гуггенхайма, Венеция) Генри Мура (1898-1986).
Искусство жестов (Gestural Abstract Art)
Минималистский Абстракционизм
Этот тип абстракции был своего рода авангардным искусством, лишенным всех внешних ссылок и ассоциаций. Это то, что вы видите – и больше ничего. Оно часто принимает геометрическую форму, где доминируют скульптуры, хотя этот тип использовали и некоторые великие художники. Для получения дополнительной информации о минималистском искусстве см. ниже «Постмодернистская абстракция».
Происхождение и история
Абстрактные картины Каменного века
Насколько мы можем судить, история абстрактного искусства началась около 70 000 лет назад с доисторических гравюр, а именно, двух кусков камня с гравированными абстрактными геометрическими узорами, найденных в пещере Бломбос в Южной Африке. За этим последовали абстрактные красно-охристые точки и трафареты, обнаруженные среди наскальных рисунков Эль-Кастильо, датированных 39 000 лет до н.э., гравюра неандертальца в пещере Горхама, Гибралтар и клубовидное изображение в форме ключицы среди рисунков пещер Альтамира (около 34 000 лет до н.э.) После этого абстрактные символы стали преобладающей формой пещерного искусства палеолита, в два раза превзойдя по численности образные изображения. Смотрите: Доисторические Абстрактные Знаки.
От академического реализма к абстракции
Вплоть до конца 19-го века большая часть живописи и скульптуры следовала традиционным принципам классического реализма, преподаваемым в больших европейских академиях. Основа этих принципов – первая обязанность искусства – создание узнаваемой сцены или объекта. Как бы сильно ни влияли требования стиля или среды, произведение искусства должно было подражать или представлять внешнюю реальность. Однако в течение последней четверти 19-го века все начало меняться. Импрессионистское искусство показало, что строгий академический стиль натуралистической живописи больше не был единственным подлинным способом ведения дел. Затем, в период с 1900 по 1930 годы, разработки в других областях современного искусства предоставили дополнительные методы (включая цвет, отказ от трехмерной перспективы и новые формы), которые будут использоваться для дальнейшего поиска абстракции.
Художники начинают уходить от реальности
Первым из основных движений современного искусства, которое подорвало академический стиль классического реализма, был импрессионизм (1870-1880), чья палитра часто была явно не натуралистической, хотя его искусство оставалось твердо и ясно выведенным из реального мира, даже если последняя работа Клода Моне « Водяные лилии» казалась больше сродни абстракции. Появление абстрактного искусства также повлияло на движение в стиле модерн (арт-нуво) (1890-1914).
Кандинский, экспрессионизм и фовизм демонстрируют силу цвета
Использование цвета и формы для перемещения зрителя было первостепенным в развитии абстрактного искусства. Импрессионизм, включая варианты неоимпрессионистского пуантилизма и постимпрессионизма, уже привлек внимание к силе цвета, но немецкий экспрессионизм сделал его краеугольным камнем живописи. Один основателей движения, Василий Кандинский (1866–1944), опубликовал книгу «О духовном в искусстве» (1911), которая стала основой абстрактной живописи.
Кандинского убедили эмоциональные свойства формы, линии и, прежде всего, цвета в живописи. (У него была ненормальная чувствительность к цвету, состояние, называемое синестезией). Он считал, что картина не должна анализироваться интеллектуально, но должна позволять достигать часть мозга, связанную с музыкой.
Тем не менее, он предупредил, что серьезное искусство не должно руководствоваться желанием абстракции стать просто украшением. Большинство немецких экспрессионистов (например, Эрнст Кирхнер, Карл Шмидт-Роттлафф, Макс Эрнст, Алексей Явленский, Оскар Кокошка, Франц Марк, Август Макке и Макс Бекманн) не были абстрактными художниками, но их яркая палитра – наряду с теоретическими трудами Кандинского – насторожила других более склонных к абстракции художников к силе цвета как средства достижения своих целей.
Параллельный парижский авангардный стиль, Фовизм (1905-08), лишь подчеркивал эффект цвета в работах Анри Матисса, таких как Red Studio (1911, MoMA, NY).
Кубизм отвергает перспективу и изобразительную глубину
В частности, они отвергли академический метод представления реальности посредством использования линейной перспективы (глубины) для создания обычного трехмерного эффекта в живописи. Вместо этого они держали все в двухмерной плоской плоскости, на которой они выкладывали разные «виды» одного и того же объекта: процесс, похожий на фотографирование объекта под разными углами, затем нарезку фотографий и вставку их на плоскую поверхность. Этот метод использования плоской поверхности для изображения 3-мерной реальности сотряс искусство до его основания. Хотя большинство кубистских произведений все еще были получены из объектов или сцен в реальном мире и, таким образом, не могли считаться полностью абстрактными, отрицание движением традиционной точки зрения полностью подорвало естественный реализм в искусстве и, таким образом, открыло дверь к чистой абстракции.
Вдохновленные кубизмом, абстрактные скульпторы: Константин Бранкузи (1876-1957), который также находился под влиянием африканского и восточного искусства; Рэймонд Дюшан-Виллон (1876-1918), использовал кубистские устройства для представления движения; Жак Липчиц (1891-1973).
Для абстрактного стиля живописи начала 20-го века, который пытался смешать кубистскую композицию с цветом и музыкой, см.: Орфизм. Британским довоенным художественным движением, на которое сильно повлияла кубистская идиома, был Вортицизм (1913-14), основанный Перси Уиндхемом Льюисом (1882-1957).
Итальянское движение футуризм (1909-13), основанное Маринетти (1876-1944) и участниками которого являются Джино Северини (1883-1966) и Джакомо Балла (1871-1958), также находилось под влиянием кубизма и, в свою очередь, вдохновляло многочисленных художников. В скульптуре наибольшее влияние футуризм оказал на развитие кинетического искусства, оказывая влияние на таких абстрактных скульпторов, как Наум Габо (1890-1977) и Александр Колдер (1898-1976) (известный своими мобильными телефонами).
ПРИМЕЧАНИЕ: «Тубизм», изобретенный Фернаном Леже (1881–1955), был формой кубизма, в которой использовались цилиндрические и сферические фигуры, а не плоские перекрывающиеся фигуры кубизма, и включал в себя многочисленные машиноподобные мотивы, отражающие футуристическую веру Леже в технологию. См., например, такие работы, как: «Солдаты играют в карты» (1917, Государственный музей Кроллера-Мюллера, Оттерло); Механик (1920, Национальная галерея Канады); Три женщины (Le Grand Dejeuner) (1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Супрематизм и Де Стейл вводят новые геометрические фигуры
Традиционная живопись и скульптура изобразительного искусства опираются на формы, взятые из реального мира, и тому есть множество примеров. Напротив, абстрактные художники вынуждены полагаться на искусственные, ненатуральные формы. Таким образом, абстрактное искусство обычно касается производства различных геометрических фигур. И размер и характер этих форм, их отношение друг к другу, а также цвета, используемые в работе, становятся определяющими мотивами абстракции.
Русский супрематизм
Русское движение абстрактного искусства, известное как Супрематизм, которое было названо его лидером Казимиром Малевичем (1878-1935) за утверждение верховенства ощущений в искусстве, появилось в 1915 году. Без сомнения, под влиянием Кандинского, Малевич создал серию выдающихся авангардных абстрактных картин – прямоугольных блоков простого цвета, плавающих на белом фоне – оказавшихся на десятилетия впереди своего времени. Он видел в них преемников традиционной иконописи Русской православной церкви в плоском византийском стиле античности. В 1927 году его супрематическая теория была опубликована в книге под названием Die Gegenstandlose Welt (Необъективный мир). Любовь Попова (1889–1924) вместе с Александром Родченко (1891–1956) считалась одним из создателей русского стиля Конструктивизм (школы, занимающейся космосом, новыми материалами, трехмерной формой, а также наукой и социальными реформами) был еще одним важным звеном супрематического движения. Еще одним интересным русским художественным движением, которое представило новые образы, был Районизм (или Лучизм) (1912-14), основанный Михаилом Ларионовым (1881-1964) и Натальей Гончаровой (1881-1962). Среди абстрактных скульпторов, которые находились под влиянием супрематических и конструктивистских идей, были Софи Таубер-Арп (1889-1943) и Наум Габо (1890-1977).
Де стейл
Ван Дусбург был менее догматичным, представляя более расслабленную форму неопластизма, называемую Элементаризмом. В 1930 году он также был ответственен за придумывание термина «Конкретное искусство». К сожалению, он умер в 1931 году, но его идеи были продолжены не только студентами дизайнерской школы Баухауза (где он читал лекции), но и группой Абстрактного творчества – во главе с бельгийским художником Жоржем Вантонгерлоо (1886-1965) и французскими художниками Жаном Гелионом (1904-87) и Огюстом Хербином (1882-1960). Среди других участников группы были сливки европейских абстракционистов, такие как Жан Арп (1886-1966), Наум Габо (1890-1977), Эль Лисицкий (1890-1941), Антуан Певснер (1886-1962), Барбара Хепуорт (1903-1975) и Бен Николсон (1894-1982). Швейцарский экс-архитектор в Баухаузе, скульптор и дизайнер Макс Билл (1908-94) был еще одним последователем, который помогал продвигать жанр в Швейцарии, Италии, Аргентине и Бразилии.
Сюрреализм и органическая абстракция
Параллельно с развитием бетонизма в геометрическом стиле, в течение 1920-х и 1930-х годов, представители сюрреализма начали создавать ряд фэнтезийных, квази-натуралистических образов. Ведущими образцами этого стиля биоморфной / органической абстракции были Жан Арп и Хуан Миро, ни один из которых, как подтверждают их многочисленные подготовительные наброски, не использовал технику автоматизма. Их коллега-сюрреалист Сальвадор Дали (1904–1989) также создал несколько необычных картин, таких как « Постоянство памяти» (1931, МоМА, Нью-Йорк) и « Мягкая конструкция с вареными бобами» (1936, Филадельфийский музей искусств).
Жан Арп был также активным скульптором, который специализировался на органической абстракции, так же, как и английские скульпторы Генри Мур (1898-1986) и Барбара Хепуорт (1903-1975). (См.: Современная британская скульптура 1930-70 гг.) Несколько европейских художников-абстракционистов позже искали убежище в Америке, где они оказали влияние на новое поколение «аборигенов-абстракционистов». В число этих влиятельных эмигрантов входили такие художники, как Ганс Хофманн (1880-1966), Макс Эрнст (1891-1976), Андре Массон (1896-1987), Аршил Горки (1904-48), Ив Танги (1900-55) и другие. Когда это случилось, несмотря на разногласия вокруг Армори Шоу в Нью-Йорке в 1913 году, в городе проявился живой интерес к абстракции. Музей современного искусства был основан в 1929 году, а Музей необъективной живописи (позже переименованный в Музей Самуэля Р. Гуггенхайма) – в 1939 году.
Примечание: два коллекционера абстрактной живописи и скульптуры первой половины 20-го века см.: Соломон Гуггенхайм (1861-1949) и Пегги Гуггенхайм (1898-1979).
Примечание: авангардную абстракцию в Британии (c.1939-75) см. в школе Св. Ивса.
Абстрактный экспрессионизм – больше цвета, больше геометрии
Абстрактная экспрессионистская живопись остается расплывчатым термином – часто смущающим образом применяемым к художникам, которые не являются ни по-настоящему абстрактными, ни экспрессионистскими – который описывает форму абстрактной живописи (не образную, не натуралистическую), в которой цвет имеет приоритет над формой; а форма больше не является геометрической. Ранние работы в этом стиле, как правило, заполняли крупномасштабные полотна, размер которых был выбран так, чтобы ошеломить зрителей и втянуть их в другой мир. Озабоченность абстрактных экспрессионистов визуальными эффектами, особенно влиянием цвета, была отражением их главной цели – вовлечь и исследовать основные человеческие эмоции. Таким образом, абстрактная экспрессионистская живопись лучше воспринимается скорее интуитивно, обычно ставится вопрос: «Что она заставляет вас чувствовать?» – а не «что это говорит?»
Следует подчеркнуть, что это было широкое движение, охватывающее различные стили, включая (как уже упоминалось) работы, которые были полу- или неабстрактными, а также те, которые характеризуются способом нанесения краски, такие как картины Джексона Поллока и работы Виллема де Кунинга (жестикулирующая мазка). Для двух интересных ранних работ, которые иллюстрируют различные стили этих двух художников, см.: Сидящая женщина (1944, Музей Метрополитен) Виллема де Кунинга и Пасифаи (1943, Метрополитен) Джексона Поллока. Тот факт, что это было первое крупное художественное движение, родившееся в США, придало ему дополнительный вес и значимость: по крайней мере, в сознании критиков.
Позже, Абстрактный Экспрессионизм породил множество индивидуальных стилей под эгидой Пост-живописной абстракции, антигестуралистской тенденции. Эти индивидуальные стили включали в себя: жесткую окраску, цветную окраску, тона Вашингтона, американскую лирическую абстракцию и фасонный холст. Абстрактный экспрессионизм также вызвал авангардистские отклики нескольких других художников, в их числе: Сай Твомбли (1928-2011), чьи каллиграфические надписи – это частично рисунок, частично граффити; и калифорнийский абстрактный скульптор Марк Ди Суверо (р. 1933), известный своими масштабными скульптурами из железа и стали.
Европа: Art Informel, Tachisme & Cobra Group Gesturalism
В Европе новое художественное движение, известное как Art Informel, появилось в конце 1940-х годов. Рассматриваемая как европейская версия абстрактного экспрессионизма, на самом деле это было зонтичное движение с множеством подвариантов. Эти мини-движения включали:
(1) Ташизм, стиль абстрактной живописи, отмеченный пятнами и мазками цвета, появился как французский ответ на американский Абстрактный Экспрессионизм. Ключевое влияние оказал авангардистский американский художник Марк Тоби (1890-1976), чей стиль каллиграфической живописи опережал стиль Поллока. В число важных участников входили Жан Форее (1898-1964), Жорж Матье (1921-2012), Пьер Сулаг (b.1919) и португальская художница Мария Хелена Виейра да Силва (1908-1992), а также американский абстрактный экспрессионист Сэм Фрэнсис (1923-1994).
Op-Art: новая геометрическая абстракция
Одним из наиболее отчетливых стилей геометрической абстрактной живописи, появившейся в эпоху модернизма, было движение «Оп-арт» (сокращение от «оптического искусства»), отличительной чертой которого было привлечение глаз посредством сложных, часто монохроматических, геометрических узоров, чтобы заставить их видеть цвета и формы, которых на самом деле не было. Среди ведущих участников были венгерский художник и графический дизайнер Виктор Вазарели (1908-1997) и английский художник Бриджит Райли (р. 1931). Движение исчезло в начале 1970-х годов.
Постмодернистская абстракция
Частично следовавший за строгим минимализмом, неоэкспрессионизм был в основном образным движением, возникшим с начала 1980-х годов. Тем не менее, в его рядах были выдающиеся художники-абстракционисты, такие как англичанин Виннер Ховард Ходжкин (р. 1932), а также немецкие художники Георг Базелиц (р. 1938), Ансельм Кифер (р. 1945) и другие. Среди нескольких других всемирно известных художников-абстракционистов, добившихся признания в 1980-х и 1990-х годах, британский скульптор Аниш Капур (р. 1954), известный своими крупномасштабными работами по грубо вырезанному камню, литому металлу и нержавеющей стали. Оба Ходжкин и Капур являются лауреатами премии Тернера.
Коллекции абстрактного искусства
Непрезентационное искусство можно увидеть в большинстве лучших художественных музеев мира.