адаптивная гимнастика что это такое
Адаптивная гимнастика что это такое
1. Физиологические основы физических упражнений
2. Комплекс физических упражнений
До начала гимнастики необходимо обязательно сначала вымыть руки, затем умыть лицо.
1.ПОТЯГИВАНИЕ «ПРОСНУЛИСЬ» (V, R, С) Продолжительность выполнения: 25 секунд.
ИП: Стоя, ноги слегка расставить, руки вниз.
1. ПОТЯГИВАНИЕ «РУКА-НОГА» (V, R,VB, МС, С)
продолжительность выполнения: 50 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.
2. «БАБОЧКА» (V, R, RP, IG, GI)
Продолжительность выполнения: 56 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.
4. БЕГ НА МЕСТЕ (V, R, IG, Р)
Продолжительность выполнения: 1 минута 45 секунд.
Продолжительность выполнения:23 секунды.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.
2. «УТОЧКА» (V, R, F, VB, МС, IG, GI)
Продолжительность выполнения: 14 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.
Продолжительность выполнения: 25 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.
Руки согнуты в локтевых суставах вперед параллельно полу ладонями вниз. Подпрыгиваем на левой ноге, правая нога сгибается вперед в колене и поворачивается вовнутрь хлопка о левую ладонь внутренней лодыжкой, опускаем ногу. Вновь правая нога сгибается вперед в колене и поворачивается наружу до хлопка о правую ладонь наружной лодыжкой, опускаем ногу. Повторить движение внутрь и наружу по 10 раз. Затем меняем ногу.
Продолжительность выполнения: 37 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.
9. «ВЕРЕВОЧКА» (МС, IG, Р, GI)
Продолжительность выполнения: 28 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.
Продолжительность выполнения: 26 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.
Выполнить массаж ушных раковин:
11. МАССАЖ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ (V, R)
Продолжительность выполнения: 45 секунд.
Правой и левой рукой поочередно делаем легкие массажные движения словно «моем» предплечья, запястья, кисти. Затем с силой захватываем в кулак каждый палец по очереди и вращательным движением «тянем» палец (как бы очищаем его). Вновь «моем» кисти.
12. ПОТЯГИВАНИЕ («ПРОСЫПАЮСЬ») (V, R, С
Продолжительность выполнения: 25 секунд.
ИП: Стоя, ноги слегка расставить, руки вниз.
Упражнение выполнить 3 раза.
13. «КОРАБЛИК» (V, R, МС, TR
Продолжительность выполнения: 2минуты 30 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая, руки произвольно.
Упражнения А и Б повторить другой ногой.
14. «МИШКА НЮХАЕТ ЦВЕТОК» (V, R
Продолжительность выполнения: 13 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч, носки внутрь, колени полусогнуты, спина прямая, руки прямые вытянуты вперед (ладонями вниз).
15. «ПОТЯГИВАНИЯВ СТОРОНЫ» (V, R
Продолжительность выполнения: 55 секунд.
16. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЯЧИ ПОД ВОДОЙ» (V)
Продолжительность выполнения: 12 секунд.
С движением «мяча, всплывающего на поверхность», вернуться в ИП – ВДОХ
17. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЯЧИ НАД ГОЛОВОЙ» (V, VB
Продолжительность выполнения: 14секунд.
18.«ГИБКАЯСПИНКА» (R, VB, Р, GI)
Продолжительность выполнения: 40 секунд.
ИП: Стоя, руки свободно вдоль туловища.
19. «ДЫХАНИЕЖИВОТОМ» (V, F, VB, RP, МС, IG
Продолжительность выполнения: 1 минута 40 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая, руки свободно вдоль туловища.
Начинать упражнение необходимо с 3-4 дыханий, каждую неделю добавляя 1-2 ВЫДОХА-ВДОХА.
21. «МАССАЖКОСТОЧКИ» (массаж ECIWO
Продолжительность выполнения: 30 секунд.
ИП: Стоя, ноги слегка расставить, руки вниз.
Зона массажа ECIWO располагается на тыльной стороне кисти в области лучевой стороны 2-й пястной кости, являющейся продолжением указательного пальца.
Ладонью одной руки массировать зону ECIWO до ощущения разливающегося тепла.
22. ПОТЯГИВАНИЕ («ПРОСЫПАЮСЬ») (V, R, С
Продолжительность выполнения: 25 секунд.
ИП: Стоя, ноги слегка расставить, руки вниз. Упражнение выполнить 3 раза.
Классическая музыка в обработке Лондонского симфонического оркестра создает радостное, уравновешенное настроение детей, приучает их к восприятию классической музыки (Бах, Шуберт, Лист, Брамс, Гайдн, Оффенбах, Штраус).
23. ИП: Лежа на спине.
Диафрагмальное дыхание средней глубины. При вдохе живот поднимается, при выдохе опускается, грудная клетка по возможности должна быть неподвижна. Для контроля за дыханием надо правую руку положить на грудь, левую на живот, на вдохе подсчитывать про себя: 1, 2, 3; на выдохе: 1, 2, 3, 4. Повторить 8-10 раз.
24. ИП: Лежа на спине.
25. ИП: Лежа на спине.
Поочередное поднимание (вдох) и опускание руки (выдох) 3-4 раза.
26. ИП: Лежа на спине.
27. ИП: Лежа на спине, ноги согнуты.
Движения согнутыми ногами вправо и влево, не отрывая пятки от опоры. Повторить 4-6 раз. Дыхание произвольное.
29. ИП: Лежа на спине.
Поочередное опускание и поднимание прямых ног (на выдохе) 3-5 раз.
30. ИП: Лежа на спине, ноги согнуты.
Поочередное поднимание и опускание, выпрямление ног в коленях вверх и сгибание (на выдохе) 3-5 раз.
31. ИП: Лежа на спине, ноги согнуты.
Поднимание и опускание таза (на выдохе) 4-7 раз. Разведение (вдох) и сведение (выдох) рук перед собой 4-6 раз.
32. ИП: Лежа на спине.
Сгибание и выпрямление ног как при езде на велосипеде (на выдохе) 4-8 раз поочередно.
33. ИП: Лежа на спине, ноги согнуты, руки к плечам.
Поднимая голову и плечи, коснуться колен руками (на выдохе) 4-7 раз.
34. ИП: Лежа на правом (левом) боку.
Диафрагмальное дыхание средней глубины. Правая рука находится под головой, левая на животе. Повторить 8-10 раз.
35. ИП: Лежа на правом (левом) боку.
Выпрямление левой ноги назад (вдох) и подтягивание колена к груди (выдох) 4-7 раз.
36. ИП: Лежа на правом (левом) боку.
37. ИП: Стоя на четвереньках.
Переход из положения стоя в положение лежа на животе (на вдохе) 3-6 раз.
38. ИП: Стоя на четвереньках.
Поочередное поднимание (вдох) и опускание (выдох) ног 2-5 раз.
39. ИП: Стоя на четвереньках. Диафрагмальное дыхание 6-8 раз.
Ходьба, махи руками вперед-назад 10-15 минут. Дыхание произвольное.
Потянуться руками вверх (вдох) и наклониться вперед (выдох) 3-6 раз.
Приседание на полной стопе, придерживаясь руками за какую-либо опору (на вдохе) 5-8 раз.
Поочередные махи ногой вперед-назад 5-10 раз. Дыхание произвольное.
Ходьба, перекатываясь с пятки на носок 10 минут. Дыхание произвольное.
Поднимание рук в стороны (вдох) и опускание (выдох), расслабление вперед. Повторить 3-5 раз.
Диафрагмальное дыхание 10-15 раз.
Для комплекса утренней гимнастики рекомендуются упражнения № 23
Как адаптивная физкультура помогает поддержать физическую активность и бодрость духа
«МК в Питере» узнал, в чем польза адаптивной физической культуры для людей золотого возраста
АФК совсем неслучайно входит в перечень обязательных услуг учреждений, чьи специалисты заботятся о пожилых людях. Это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, которые направлены на реабилитацию и адаптацию к социальной среде, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни и сознанию необходимости своего вклада в развитие общества пожилых и людей с ограниченными возможностями.
Занятия АФК проходят под присмотром тренера. Фото: canva.com
ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРУ К АКТИВНОЙ ЖИЗНИ
«АФК — это научная дисциплина, которая состоит исключительно из последних достижений и разработок в области медицины и биологии», — подчеркивают в сети пансионатов «Усадьба», где разработанная для постояльцев программа носит название «Стареть необязательно».
На самом деле за сложным объяснением стоят нехитрые, но очень полезные для людей всех возрастов (особенно для пожилых людей) упражнения, которые выполняются как с предметами, например гимнастическими палками, обручами, мячами, гантелями, так и без них. Занятия проходят на снарядах, в числе которых гимнастическая стенка или скамейка, а также на тренажерах.
Занимаются адаптивной физической культурой всегда под присмотром тренера. Он выполняет несколько важных функций. Во-первых, подробно и доходчиво объясняет значение того или иного упражнения и его влияния на организм. Во-вторых, он проследит за тем, чтобы соблюдалась безопасность выполнения — что подопечный держит осанку, правильно дышит, не теряет ориентацию в пространстве.
«Задача, которая стоит перед специалистом АФК, — помочь подопечным уменьшить уровень тревожности, поставить правильное дыхание, развивать способность нахождения тела в пространстве (идти, не натыкаясь). Он помогает наработать навыки, которые помогут пожилым людям улучшить качество жизни. Работа идет постепенная, систематическая, конструктивная, через игру», — рассказывает директор Фонда «Пансионат для пожилых людей» (сеть пансионатов «Усадьба») Юлия Шатова. Напомним, в пансионатах АФК является обязательной услугой в рамках реабилитации пожилых.
Когда все условия соблюдаются, АФК помогает исправить осанку, укрепить своды стоп, расслабить мышцы, поработать с дыхательной и сердечно-сосудистой системами. Кстати, в программе адаптивной физической культуры существуют даже специальные упражнения для глаз, которые способствуют улучшению функционирования мышц и кровообращения тканей глаза.
По словам специалистов АФК, занятия будут эффективны, если они регулярны. Например, когда проводятся два раза в неделю и длятся по 20 минут — этого времени достаточно, чтобы поддерживать организм в тонусе, но не перегрузить его.
ОТ РЕАБИЛИТАЦИИ К АБИЛИТАЦИИ
Отметим, что о целесообразности использования для работы с инвалидами технологий, основанных на средствах и методах АФК, официально было заявлено только в 2017 году. Тогда организационно-методические рекомендации по использованию таких технологий подписал глава Минспорта России Колобков.
«В настоящее время реабилитационный, социализирующий и воспитательный потенциал адаптивной физической культуры и адаптивного спорта признается специалистами в сфере не только физической культуры и спорта, но и образования, социальной защиты и здравоохранения», — отмечается во введении документа.
К слову, расширенная редакция термина «реабилитация» в федеральном законе «О социальной защите инвалидов РФ» появилась только в 2016 году. Появился и новый термин — абилитация. Тогда же было прописано: «Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалида способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалида в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграции в общество».
Отметим, что рекомендации, подписанные главой Минспорта, были подготовлены петербургским НГУ им. П. Ф. Лесгафта.
В программу АФК, в зависимости от того, в каких учреждениях (соцзащиты, образовательных, культуры) они проводятся, может входить сказкотерапия, ритмопластика, деятельность, основанная на взаимодействии с животными, психогимнастика и многое другое.
Упражнения помогают «оставаться в строю». Фото: canva.com
НЕ НАВРЕДИ
К сожалению, не всем подходят упражнения, входящие в программу АФК. Перечень абсолютных противопоказаний к занятиям адаптивной физической культурой широк. В него, как сообщают специалисты, входят:
СТРОГО ИНДИВИДУАЛЬНО
И все же не стоит забывать, что адаптивная физическая культура носит индивидуальный характер. То есть упражнения подбираются с учетом диагноза пожилого человека, его мобильности, возраста и многого другого. Для групповых занятий, согласно рекомендациям Минспорта, объединяются инвалиды одной нозологии (инвалиды по зрению, по слуху, по интеллекту, с поражением опорно-двигательного аппарата, по общим заболеваниям и проч.).
Мы поинтересовались у представителя сети пансионатов, какие же из многочисленных видов занятий больше всего нравятся их постояльцам. Ведь АФК в «Усадьбе» — это и танцы, и мудры (пальчиковая гимнастика), дыхательная и голосовая гимнастики, элементы йоги, спорта, восточной гимнастики и еще много чего. Оказалось, что представители золотого возраста получают наибольшее удовольствие от фитбол-гимнастики.
«Большая часть упражнений сделана в форме игры. Обучаясь фитбол-гимнастике, наши подопечные быстрее усваивают новые элементы, сохраняют на протяжении длительного времени интерес к занятию и увеличивают свою работоспособность», — объяснили специалисты.
Поясним: фитбол — это большой упругий мяч. Во время упражнений с ним включаются одновременно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, благодаря чему эффект от занятий только усиливается.
Как отмечают специалисты, при регулярных занятиях АФК и соблюдении рекомендаций врачей реабилитация людей после ряда заболеваний происходит быстрее. В частности, например, во многих случаях перенесшие инсульт люди могут вернуться к полноценной жизни буквально в течение нескольких месяцев. А пожилым петербуржцам АФК помогает сохранять мышцы в тонусе и «оставаться в строю» до глубокой старости.
Адаптивная гимнастика как средство профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в ДОУ
Оздоровление детей средствами физической культуры – одна из самых важных проблем современной медицины и педагогики. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. С каждым годом медицинские работники дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) выявляют все больше детей с плоскостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата.
Осанку ребенка необходимо формировать с самого раннего возраста как в семье, так и в детских дошкольных учреждениях. В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на нее в период бурного роста детей (5-7 лет). Предупреждение развития нарушений, а также их устранение должны находиться в центре внимания родителей, педагогов, инструкторов по физической культуре и медицинских работников ДОУ. Для профилактики подобных нарушений большое значение имеют мероприятия, улучшающие физическое развитие.
Адаптивная гимнастика рекомендована к применению с целью профилактики и лечения нарушений осанки, искривлений позвоночника, плоскостопия, улучшения пищеварения, развития координации движений, нормализации нервно-психической среды, укрепления дыхательной мускулатуры и защитных сил организма.
Адаптивная гимнастика включает в себя специальные упражнения, направленные на создание мышечного корсета (укрепление мышц спины и брюшного пресса, формирование правильной осанки, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие координации движений и тренировку вестибулярного аппарата. Специальные упражнения необходимо сочетать с общеукрепляющими с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма.
Одним из нарушений опорно-двигательного аппарата является плоскостопие.
Стопа- опора нашего тела, и любой дефект ее развития может отражаться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Недостаточное развитие мышц и связок стоп плохо сказывается на развитии многих движений, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием для оздоровления.
Плоскостопие – часто встречающаяся деформация нижних конечностей детей. При плоскостопии стопа соприкасается с полом (землей) почти всеми своими точками, а след лишен внутренней выемки. Различают врожденное и приобретенное плоскостопие. Врожденное плоскостопие наблюдается редко, приобретенное очень часто. Из-за плоскостопия резко снижается опорная функция ног, изменяется положение таза, нарушается правильное положение позвоночника (может возникнуть его искривление, затрудняется движение (ходьба, бег). Все это отрицательно влияет на общее физическое развитие ребенка и снижает его работоспособность.
Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы. Это достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим недостатки конфигурации, но и резко повышающим функциональные возможности стопы.
Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, следует включать в занятия утренней гигиенической гимнастикой, а также использовать на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх. Главное назначение корригирующих упражнений – активное положение стоп на наружном крае, укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать правильные жизненно необходимые прикладные двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, подвижных и спортивных играх.
Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы:
1) ходьба на носках в среднем темпе (1-3 мин);
2) ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе (2-5 мин);
3) ходьба на носках по наклонной плоскости в медленном темпе (5-10 раз);
5) катание мяча поочередно одной и другой ногой (2-5 раз);
6) катание обруча пальцами обеих ног поочередно (2-4 мин);
7) приседание на гимнастической палке, находящейся под поперечным сводом стопы, в медленном темпе, с опорой на стул (3-8 раз);
8) приседание на мяче, в медленном темпе, с опорой на стул или балансируя разведенными в стороны руками (8-10 раз);
9) сгибание и разгибание стоп сидя на стуле, в среднем темпе (10-30 раз);
10) захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног (1-3 мин); выполнять упражнение поочередно обеими ногами.
Занятия адаптивной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений во всех случаях лечения и профилактики плоскостопия дают прекрасные результаты, улучшая связочный свод, форму и функцию стопы.
В работе с детьми всегда следует поддерживать их интерес к проводимым занятиям, профилактическим и оздоровительным мероприятиям. Этому способствуют положительные эмоции, создаваемые во время занятий с ребенком.
Для полноценного физического развития детей, имеющих нарушения функции опорно-двигательного аппарата, важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды как в ДОУ в целом, так и в спортивном зале. Созданная нами в спортивном зале предметно-развивающая среда включает зоны для выполнения различных видов прыжков, метания, лазания и других видов двигательной деятельности, что позволяет более эффективно осуществлять коррекцию и компенсацию нарушений в развитии детей.
При проведении физкультурных занятий широко используются разнообразные игры-забавы, спортивно-игровой материал, оборудование и инвентарь.
Формирование поисково-исследовательской деятельности у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата «Формирование поисково-исследовательской деятельности у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата дошкольного возраста».
Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата) Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата, II младшие и средние группы. МУЗЫКАЛЬНЫЙ.
Конспект занятия по лечебному плаванию для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Конспект по лечебному плаванию (с нарушением опорно – двигательного аппарата) Подготовила и провела Инструктор физкультуры МБДОУ «Детский.
Особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Современная специальная психология и коррекционная педагогика изучают достаточно широкий круг дефицитарного развития. Особое место здесь.
Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс «Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс» Для помощи в реабилитации детей с ДЦП специалисты.
Плавание — эффективное средство коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата Плавание как – реабилитационное мероприятие является частью так называемой гидрокинезотерапии. Термин, образованный от греческих слов «вода»,.
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания на музыкальных занятиях Учитывая, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учереждения, в основу музыкальных занятий наряду.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе изодеятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому.
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.
Значение музыки в воспитании и оздоровлении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа – детский.
Адаптивная или лечебная физкультура: что выбрать для ребенка
Физическая культура — неотъемлемая часть развития каждого ребенка. Как говорят, движение — жизнь, но для детей с особенностями развития, движение — это не просто путь к физической активности и повышению мышечного тонуса, а еще и средство реабилитации. Для этого в столичных детских центрах реализуются программы адаптивной и лечебной физической культуры (АФК и ЛФК). В этих двух направлениях помогла разобраться педагог дополнительного образования особого семейного центра «Дом детей» Анастасия Санникова.
Родители центра «Дом детей» часто обращаются с вопросом о комплексе реабилитационных мероприятий, которые входят в программу развития ребенка.
«Но много — не значит хорошо. Каждый воспитанник в „Доме детей“ регулярно проходит оценку физического развития, двигательных возможностей, а также медицинское обследование. Поэтому занятия назначаются только исходя из полученных данных. Но у ребенка обязательно есть ЛФК или АФК, иногда и то, и другое», — рассказывает педагог.
Что же лучше и в чем разница
ЛФК относится к медицинской дисциплине. И здесь ключевое слово — лечебная, потому что основной упор идет на лечение, немедикаментозное восстановление и профилактику двигательных функций, улучшение работы отдельных систем и органов, нервной системы. По сути, это комплекс упражнений, направленный на решение конкретной задачи, например, увеличение подвижности сустава, изменение формы стопы (плоскостопие), нарушение осанки. Специалисты ЛФК работают с детьми, ориентируясь на индивидуальную программу развития, что позволяет к каждому подобрать соответствующий комплекс.
Специалисты АФК также работают на основе диагностических программ, которые оценивают двигательные возможности ребенка. Но данное направление относится к педагогической дисциплине; в отличие от ЛФК, она затрагивает не только проблемы двигательного восстановления, но и вопросы социализации, коммуникации, восприятия себя и других.
«Например, в программу АФК в „Доме детей“ входит как развитие физических возможностей, так и коррекционно-развивающие игры, спортивные игры, терренкур, релаксационная гимнастика. То есть АФК — это скорее профилактика и поддержание двигательной активности, возможность выплеснуть эмоциональное напряжение в игре или просто отдохнуть и погулять», — объясняет Анастасия.
Однако некоторые частные задачи АФК, безусловно, имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, и при выборе реабилитационной программы всегда следует ориентироваться на компетентное мнение специалистов, а не только на собственные пожелания.
Справочно:
В центре «Дом Детей» предоставляются услуги семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями и тяжёлыми множественными нарушениями развития. По вопросу зачисления ребёнка в учреждение можно обратиться за консультацией в особый семейный центр по телефону: 8 (499) 141-45-13 с 9:00 до 17:00, с понедельника по пятницу.
Сейчас в столице работают четыре особых центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с реабилитацией детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы