адаптивный сайт это что такое
Адаптивный дизайн, респонсив и мобильная версия: зачем это нужно и в чём различия
В мобильнике современного человека умещаются банк, супермаркет, почта и библиотека. Всё благодаря адаптивному дизайну.
Что такое адаптивный дизайн?
Это способ корректно отображать интерфейс сайта на любых устройствах. Дизайнер отрисовывает отдельные макеты веб-страниц для смартфонов, планшетов и компьютеров. Разработчик при вёрстке задаёт для каждого макета соответствующие размеры и разрешение экрана. Когда пользователь заходит на сайт, система распознаёт тип его устройства и показывает подходящий вид интерфейса.
Значит, в адаптивном дизайне каждую страницу отрисовывают трижды: для ПК, смартфона и планшета?
Нет, необязательно. Ведь, например, размеры экранов старых и новых смартфонов различаются. Планшет имеет вертикальную и горизонтальную ориентацию. А у экранов Apple разрешение больше, чем у других. Если нужно безупречное воспроизведение какого-нибудь сложного интерфейса на всех устройствах, макетов может быть гораздо больше трёх. Часто отрисовывают шесть макетов под самые популярные форматы.
А если веб-страницы простые, дизайнер может сделать всего два макета — с горизонтальной и вертикальной ориентацией. Но разработчик потом всё равно будет их незначительно изменять под все необходимые размеры.
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Чем различается дизайн для разных экранов?
На маленьких экранах многие элементы уменьшают. Но если бы весь десктопный сайт на смартфоне просто уменьшился, вряд ли пользователь смог бы что-то разглядеть. Поэтому размер элементов меняют не прямо пропорционально размеру экранов, а незначительно, чтобы было удобно читать и смотреть. А чтобы всё уместить, изменяют расположение блоков.
На экране ПК пользователь, не перелистывая, видит много информации: заголовки, тексты, картинки, иконки, кнопки. Со смартфона одновременно видно меньше элементов — всё рассчитано на скроллинг.
Блоки чаще всего располагают вертикально один за другим. А менее значимые элементы скрывают, например, в контекстное меню — чтобы не загромождать пространство. При необходимости пользователь может кликнуть на меню и добраться до нужного элемента.
Можно пример адаптивного дизайна?
Пожалуйста, вот сайт сети аптек:
А функциональность адаптивных сайтов различается на разных устройствах?
Обычно все версии идентичны. Люди привыкли делать со смартфонов всё то же самое, что и с компьютера: от покупок в интернет-магазинах до рабочей коммуникации. С какого бы устройства человек ни зашёл на сайт, он не должен быть ограничен.
Но это идеальный расклад. В действительности иногда функциональность для смартфонов урезают. Скажем, расширенный поиск со множеством параметров трудно сделать удобным на маленьком экране.
Логично! А все сайты адаптируют для разных девайсов или некоторые заточены подо что-то одно?
В большинстве случаев отображение на разных экранах — это мастхэв для современного сайта. Но бывают исключения. Например, иногда сайт нужен только для пользователей смартфонов. На некоторые лендинги пользователи попадают, сканируя QR-коды с упаковок или вывесок — сделать это с ПК нельзя, и адаптировать сайт для компьютера нет смысла.
Для отдельных компаний, наоборот, пользователи ПК могут быть в приоритете, и сайт сделают только в десктопной версии. Но таких сейчас всё меньше. Мобильный трафик в среднем уже превышает десктопный. Более того, поисковики учитывают этот фактор в ранжировании — преимущество отдают сайтам, которые удобно просматривать со смартфонов.
Значит, все современные сайты используют адаптивный дизайн?
Почти. Адаптивный дизайн — самый распространённый способ «подогнать» интерфейс под разные экраны. Но он не единственный. Есть ещё респонсивный дизайн и мобильные версии сайтов.
Хм, ладно, пойдём по порядку. Что ещё за респонсивный дизайн?
Это способ корректно отображать интерфейс, при котором сайт сам подстраивается под любой размер и разрешение экрана. Для этого используют программный модуль: он растягивает или сжимает один и тот же макет.
Должно быть, это удобнее, чем рисовать несколько макетов?
Да, эта технология проще и дешевле. Но есть и минусы.
Такие сайты больше весят и дольше загружаются. В случае с адаптивным дизайном загрузить надо один оптимизированный макет, и это происходит быстро. Если у сайта респонсивный дизайн, то макет с максимальным размером и разрешением загружается и сжимается — на это нужно больше времени.
А ещё респонсивный дизайн подходит не для всех сайтов. Если вёрстка сложная, страницы не будут красиво сжиматься автоматически.
Как выглядят респонсивные сайты?
Вот, например. С ПК видно по три изображения по горизонтали, а меню вверху развёрнуто. С мобильного меню скрыто, и мы видим по одной картинке на всю ширину экрана:
Понятно. А что собой представляют мобильные версии сайтов?
Мобильной версией называют отдельный мобильный сайт со своим адресом. Это ещё одна альтернатива адаптивному дизайну. Дизайн и функциональность мобильных версий могут кардинально отличаться от дизайна и функциональности десктопного сайта, нет никаких ограничений. А ещё пользователь может сам выбирать, с какой версии зайти: при желании можно открыть мобильный сайт с ПК или десктопный — со смартфона. Известный пример — мобильная версия «ВКонтакте» с отдельным адресом m.vk.com.
Мобильные версии часто используют?
Нет, достаточно редко. Они дороги в разработке — это полноценный второй сайт. Кроме того, наличие отдельного адреса — это иногда минус, пользователь может запутаться.
Выходит, адаптивный дизайн оптимален по соотношению цены и возможностей?
Это зависит от нужд конкретной компании, но большинство используют его. Он дороже респонсивного, но дешевле мобильной версии. Для любых нестандартных дизайн-решений можно настроить правильное отображение, а страницы у пользователя быстро грузятся.
Кто создаёт адаптивные сайты?
Чтобы сделать красивые и функциональные веб-страницы для разных экранов, нужны навыки дизайна и программирования. Сначала надо отрисовать внешний вид макетов, а потом воплотить задумки в коде. Адаптивные сайты может создавать команда узкопрофильных спецов или один разработчик со знаниями в дизайне.
обложка: Анастасия Телесницкая для Skillbox Media
Что такое адаптивность сайта
9 ноября 2017 Опубликовано в разделах: Азбука терминов. 17534
Сегодня сайты просматриваются на персональных компьютерах, планшетах, смартфонах. Каждое устройство со своими характеристиками — скоростью работы, разрешением экрана.
Если сайт не адаптивен, то на компьютере он отобразится правильно. А на телефоне может “поехать” — блоки наложатся друг на друга, шрифт может стать нечитаемым.
Сам термин адаптивность получил широкое применение после выхода книги Итана Маркотта Responsive Web Design – отзывчивый веб-дизайн. Сайты, способные динамически подстраиваться под заданные характеристики устройств просмотра стали называть адаптивными.
Пример адаптивной верстки
Зачем нужен адаптивный сайт
Технологии развиваются стремительными темпами, производители техники не отстают от них. Смартфоны, планшеты, телевизоры, другие электронные устройства, подключаемые к сети интернет, выпускаются на любой вкус и бюджет, вариантов размера экрана множество.
При этом потребление контента увеличивается в геометрической прогрессии. В борьбе за клиента владельцы сайтов используют все средства и методы. В частности, на этапе разработки закладывают возможность корректного отображения своего веб-ресурса на различных устройствах.
Процент устройств, позволяющих просматривать информацию онлайн растет с каждым годом. Разнообразие форматов и разрешений усложняет процесс разработки в целом, дополнительные требования приходится учитывать на всех этапах: дизайнерам, и верстальщикам, и программистам.
Концепция адаптивного дизайна позволяет оптимизировать процесс, поскольку не нужно создавать несколько вариантов сайтов, как это было ранее, например, с мобильными версиями. В том случае проектировался отдельный набор функций на отдельном поддомене.
Старые сайты нуждаются в доработке и разнообразные подходы к адаптивности позволяют это реализовать. Главное, правильно оценить масштабы на старте, в ряде случаев проще, быстрее и дешевле использовать новые дизайн-макеты и шаблоны. Если ваш фирменный стиль не является узнаваемым брендом, зачастую к переделке подталкивает еще и факт, что он морально устарел. И ребрендинг, как этап перехода на новый уровень никто не отменял. Адаптивный сайт- это мощный инструмент для вашего бизнеса.
Существуют сервисы для проверки, насколько сайт соответствует требованиям адаптивность.
Более того, на сегодняшний день самые крупные поисковые системы Google и Яндекс учитывают этот параметр при ранжировании веб сайтов. Поскольку юзабилити, навигация являются одними из обязательных факторов оценки качества сайта. Скорость загрузки информации, а в случае с оптимизированными изображениями она падает, нечитабельный текст и искаженные слишком мелкие или не помещающиеся в экран элементы затрудняют поиск информации и попросту приводят к росту отказов – пользователь закрывает страницу. Это поведенческие факторы, которые также сказывается на позиции в поисковой выдаче.
Для владельцев сайтов техническая терминология и параметры ранжирования- не совсем понятные и осязаемые критерии. Но им достаточно понимать, как это сказывается на динамике посещаемости. Во многих сферах доля трафика с мобильных устройств трафика сопоставима и даже превышает десктопный. С этим нужно считаться. Встретить разработчиков, которые не предлагают адаптировать интернет-сайт, можно все реже, но ориентироваться в этом вопросе для контроля процесса не помешает.
Принципы адаптивности
Поточность
Предположим, вы разработали дизайн для десктопных браузеров. Все круто. При просмотре этого сайта с мобильного устройства блоки смещаются и идут друг под другом.
Это называется потоком. И сейчас это один из основных принципов, который используется в адаптивном дизайне. Учитывайте это.
Относительность единиц измерения
Из школьных уроков физики известно, что скорость может быть абсолютной, когда вне зависимости от того, откуда вы наблюдаете движение, скорость будет одной и той же. И относительной — когда в зависимости от точки отсчета скорость может изменяться.
С единицами измерения так же. На разных устройствах разная плотность пикселей. И размер, например, в 320 px по-разному будет выглядеть на экране компьютера и смартфона.
Решение — использовать относительные единицы измерения. Когда все размеры, масштабы и координаты блока вы задаете относительно элемента, который есть и на экране ПК, и на дисплее смартфона. Например, верхняя граница.
Использование контрольных точек
Это элементы, чье расположение меняется только если для просмотра используется определенное устройство с заданными параметрами экрана.
Например, если содержимое страницы “уползает”, то имеет смысл добавить такую точку и зафиксировать контент.
Минимальные и максимальные значения
На мобильном телефоне статья может отображаться как надо. Но вот вы открываете эту же страницу на широкоформатном мониторе, и картина вас не радует. Все растянулось, о читабельности не может быть и речи.
Например, можно указать свойства. Если ширина экрана меньше 1000 пикселей, то контент следует отобразить на весь экран. Иначе — максимальная ширина будет 1000 пикселей.
Вложенность объектов
Бывает так, что нужно использовать много элементов, которые зависят от положения других блоков. Это сложно контролировать. Можно вложить такие объекты в один контейнер. Это подходит для тех блоков, которые вы не хотите адаптировать под параметры экрана — кнопки, логотипы и т. д.
Правильные шрифты
Веб-шрифты выглядят красиво. Но не забывайте, что все они подгружаются. Это сказывается на скорости загрузки страниц у пользователя.
Правильное использование растровой и векторной графики
Если на картинке много мелких деталей, то используйте растровый формат. Иначе — векторный.
Но ни одна картинка не должна использоваться без оптимизации — сжатия. Векторные изображения обычно уже сжаты. Но не все старые браузеры их поддерживают.
Соблюдение размеров макетов
Есть общие стандарты, на какие базовые размеры принято ориентироваться при разработке макета.
В адаптивном дизайне есть такое понятие, как контрольные точки. Это параметры, которые передаются в медиа-функциях. Обозначают, при каких разрешениях происходит смена дизайна.
Стандартными принято считать следующие:
Привязка к конкретному разрешению не жесткая. Зависит от настроек и параметров устройств.
Иногда нет надобности создавать макет под промежуточные разрешения, например, 480px, если макет отображается корректно в интервале 768 — 320px.
Если на конкретном гаджете макет «ломается», отображается неправильно при другом разрешении, за точки перелома принимают фактические значения для этого экрана.
Медиа-запросы
Разработка адаптивных сайтов построена на принципе определения параметров стилей с помощью media queries (медиа-запросы).
На соответствующий запрос и ответ будут применяться соответствующие устройству параметры отображения из файла стилей css.
Проверка сайта на адаптивность
Проверить, как ваш сайт отображается на мобильных устройствах, можно с помощью различных сервисов и инструментов.
С помощью браузера
В Mozilla Firefox это можно сделать таким образом «Меню» — «Разработка» — «Адаптивный дизайн», либо Ctrl+Shift+M.
Google Mobile Friendly (Google Search Console)
Просто вбиваем полный URL в строку и получаем результаты. Обычно проверка занимает меньше минуты.
Адаптивный сайт— это стандарт веб-разработки, один из показателей качества интернет-ресурса и внимательного отношения к потребностям пользователей.
Специалисты студии SEMANTICA проведут комплексный анализ сайта по следующему плану:
– Технический аудит.
– Оптимизация.
– Коммерческие факторы.
– Внешние факторы.
Мы не просто говорим, в чем проблемы. Мы помогаем их решить
Что такое адаптивный дизайн, и почему адаптивная верстка сайта дороже?
Адаптивность — одно из ключевых требований, предъявляемых к современным сайтам. Ресурс должен одинаково хорошо демонстрироваться на экране компьютера, планшете, смартфоне. Для этого создается адаптивный дизайн и используется адаптивная верстка. В итоге процесс веб-разработки усложняется, требует дополнительных ресурсов. Но результат стоит вложений: сайт отлично позиционируется на всех основных типах устройств, что гарантирует полноценный охват аудитории.
Адаптивность — это способность сайта «подстраиваться» под различные технические условия (а именно, под размеры экрана пользовательского устройства). Адаптивный сайт хорошо смотрится и на десктопном мониторе (обычный ПК), и на планшетном компьютере, и на экране смартфона. Причем качество отображения не зависит ни от диагонали, ни от позиционирования экрана.
Адаптивная верстка — это такой способ создания веб-страниц, при котором они автоматически подстраиваются под размеры и ориентацию экрана устройства, а их дизайн варьируется в зависимости от действий пользователя.
Цель адаптивной верстки — добиться того, чтобы сайт оставался удобным и обеспечивал конверсию при загрузке на разных устройствах.
Сегодня около 50% пользователей посещают сайты с гаджетов — смартфонов, планшетов. Это удобно, ведь можно серфить по сети, находясь в любой точке пространства (где есть интернет) — лежа в кровати, на улице, в транспорте. Мобильная аудитория постоянно растет, и игнорировать ее потребности нельзя. Вот почему разработчики адаптируют сайты под портативные устройства.
Раньше, когда доля мобильной аудитории была сравнительно невелика, адаптивная верстка не считалась чем-то крайне необходимым. Теперь вопрос об адаптивности поднимается в обязательном порядке — это один из пунктов брифа на разработку сайта, который веб-студия высылает клиенту в самом начале сотрудничества.
Современные сайты конкурируют между собой, борясь за внимание и расположение людей. При этом пользователи все более критично относятся к тому, насколько удобно взаимодействовать с тем или иным ресурсом. Чем проще и комфортнее на сайте — тем больше привлекаемая им аудитория.
Судите сами, останетесь ли вы на страничке, когда на экране отображается лишь ее часть, а отдельные элементы дизайна «наползают» друг на друга? Это мешает, а иногда и не дает воспринимать информацию. Такой сайт раздражает, и как следствие — получает отказ. Пользователь закрывает страницу и переходит к конкуренту.
Не адаптированные (фиксированные) сайты плохо приспособлены к тому, чтобы демонстрироваться на мобильных устройствах. В лучшем случае, чтобы посмотреть страницу полностью, приходится использовать горизонтальную прокрутку. Текст зачастую не читается, а изображения занимают весь экран.
Совершить какое-либо конверсионное действие (например, заполнить форму заявки) на не адаптированном сайте и вовсе проблема.
Сайт, не адаптированный под устройства с небольшим экраном, неизбежно теряет часть мобильных пользователей. А это означает дополнительные отказы. Мало того что сайт теряет аудиторию — так он еще и проигрывает в ранжировании. Поисковые системы (Яндекс, Google) учитывают количество отказов: чем их больше — тем ниже опускается ресурс в выдаче.
Важно! Адаптивность — один из прямых факторов ранжирования. Поисковые системы учитывают, насколько сайт «mobile-friendly», и если нет — понижают его в рейтинге.
С 2018 года Google при ранжировании сайтов следует правилу Mobile-first index. Это означает, что поисковик в первую очередь анализирует тот контент, что отображается на мобильных устройствах. А ранжирование десктопных версий сайтов теперь подчиняется мобильной выдаче. Причем содержимое мобильной и десктопной версий должно быть идентичным, то есть приоритет отдается именно адаптивным ресурсам.
Получается, что из-за отсутствия адаптивности к мобильным устройствам страдает все поисковое продвижение. Не адаптированный для смартфонов и планшетов сайт сложнее найти и с компьютера. Охват аудитории сокращается, и бизнес теряет потенциальных клиентов.
Сайты, адаптированные к мобильным устройствам, обеспечивают более высокие продажи. Ведь около половины посетителей ресурса открывают его с гаджета (смартфона, планшета). И наоборот, «криво» отображающийся на смартфоне сайт теряет львиную долю горячих клиентов из числа мобильных пользователей.
Следует различать адаптивность сайта и создание отдельной мобильной версии.
Адаптивная верстка — это неотъемлемая часть самого сайта. При таком подходе создается один ресурс, предназначенный для разных типов устройств. Он может быть более сложно устроен, содержит несколько разновидностей элементов дизайна. Зато администрировать его проще: например, чтобы поменять цены, достаточно внести изменение в одном месте, и оно будет отображаться везде.
Мобильная версия — это, по сути, отдельный сайт, который создается специально для отображения на маленьких экранах. Он максимально оптимизирован под мобильные устройства. Но администрирование усложняется — ведь теперь приходится вносить изменения не в один, а в два сайта. Это требует дополнительных ресурсов.
Адаптивный сайт в большинстве случаев обходится дороже обычного неадаптированного. Это объясняется большей трудоемкостью разработки.
Во-первых, для адаптивного дизайна необходимо создать несколько вариантов макетов — под разные размеры. Кроме того, требуется дополнительное проектирование для каждой версии. На это уходит больше усилий и времени веб-дизайнера. Следовательно, увеличиваются и сроки, и стоимость разработки.
Во-вторых, адаптивная верстка сложнее. Реализовать ее — более трудоемкий процесс. Для этого существует несколько способов, и разработчик выбирает наиболее подходящее, на его взгляд, решение.
В-третьих, повышается объем тестирования. Прежде чем запустить интернет-проект в мир, его необходимо тщательно протестировать. В случае с адаптивным сайтом, все элементы тестируются последовательно на десктопах, смартфонах и планшетах.
Конечная стоимость адаптивного ресурса может отличаться от неадаптивного на 25-50%, в зависимости от типа и особенностей ресурса, выбранных технических решений и индивидуальных требований заказчика. Цена уточняется после анализа брифа и обсуждения техзадания.
Адаптивный дизайн сайта. Что это и как его создать?
В этой статье рассмотрим, какие бывают макеты сайтов и почему в последнее время всё больше и больше веб проектов имеют именно адаптивный дизайн.
Основные виды макетов сайтов
Различают следующие основные типы макетов сайтов, связанных с шириной:
Фиксированный макет сайта
Резиновый (гибкий) макет сайта
В этот период времени сложилась такая ситуация, когда у одних пользователей были маленькие мониторы, а у других средние и большие. Разрешения, которые были установлены на этих мониторах стали сильно отличаться, и уже трудно было выбрать для макета какую-то определённую ширину.
Выходом из этой ситуации стало создание разметки, в которой блоки имеют не строго фиксированную ширину, а резиновую (обычно заданную в процентах). Такой макет в отличие от фиксированного уже мог «подстраиваться» под размеры монитора, т.е. изменять свои размеры.
Пример верстки первого макета:
Пример верстки второго макета:
После десктопов начали появляться и другие электронные устройства. В настоящее время просматривать сайты можно с помощью смартфонов (размер экрана от 3″ до 6″), планшетов (от 7″ до 10″), ноутбуков (10″ и выше), десктопов (19″ и выше) и TV (32″ и выше).
Резиновый (гибкий) макет нельзя спроектировать так, чтобы он оптимально отображался на всех этих устройствах, т.к. он рассчитан на определённый диапазон или класс устройств.
Как видно из расчётов, сайт, имеющий такой резиновый (гибкий) макет выглядеть на смартфонах будет просто ужасно.
Адаптивный макет сайта
Рассмотрим пример адаптивного макета, состоящего из 2 блоков, который на разных устройствах выглядит по-разному.
Bootstrap и создание адаптивных сайтов
Фреймворки Bootstrap 3 и 4 версии спроектированы для создания адаптивных сайтов.
Начинают верстать сайт, который будет «строится» на Bootstrap, с создания сетки. После создания сетки переходят к наполнению её контентом и компонентами Bootstrap.
Все компоненты Bootstrap являются гибкими, а не которые из них ещё и адаптивными как, например, Navbar. Данный компонент (Navbar) может изменять своё представление, т.е. находится в мобильном или десктопном представлении в зависимости от того какую в данный момент viewport ширину имеет браузер.
Создание адаптивного макета с помощью Bootstrap 3
Создания адаптивного макета в Bootstrap 3 осуществляется под различные устройства. По умолчанию в Bootstrap 3 проектирование выполняется под 4 контрольные точки (xs, sm, md и lg). Область контрольной точки xs – это смартфоны, sm – планшеты, md – ноутбуки, а lg – десктопы.
Для примера сверстаем с помощью сетки Bootstrap 3 макет страницы, изображенный ниже. В качестве вида макета выберем, например, адаптивно-гибкий.
На xs блоки должны располагаться вертикально и иметь ширину, равную ширине родительского контейнера (т.е. 12 колонок Bootstrap).
На sm блоки должны располагаться на 3 строках по 2 блока в каждой строке. Каждый блок должен иметь ширину, равную 50% ширины родительского элемента (6 колонок Bootstrap).
На md блоки должны располагаться на 2 строках по 3 блока в каждой строке. Каждый блок должен иметь ширину, равную 33.3% ширины родительского элемента (4 колонки Bootstrap).
На lg блоки должны располагаться на 2 строчках. На первой строчке 2 блока, а на второй – 4 блока.
Оптимизируем код, уберем, где возможно классы col-*-12, т.к. адаптивные блоки Bootstrap по умолчанию занимают ширину, равную 100%.
Создание адаптивного макета с помощью Bootstrap 4
Процесс создания адаптивного макета с использованием Bootstrap 4 выполняется почти также как и на Bootstrap 3.
Для примера сверстаем следующий макет.
Комментарии:
Супер! Каждый раз новая (для меня) и интересная тема:)) Доступно, полезно, понятно.
Спасибо Огромное за Ваш Труд! С Новым 2021 Годом Вас Поздравляю,
Желаю Счастья и Здоровья Вам и вашим близким! 🙂
Здравствуйте, всё зависит от задачи. Но RESS не популярна. Её следует использовать для единичных проектов, там где это действительно нужно.
RESS используют когда необходимо создать оптимальную с точки зрения производительности мобильную версию сайта, может даже разную для разных групп устройств.
Например, одним группам мобильных устройств отдавать одну версию сайта, а другим — другую, десткопным – третью. Это может быть актуально, когда вы хотите включить в сайт какую-то важную фишку, которую должна работать на устройствах которые её поддерживают. Но чтобы эти устройства опознавать на сервере необходимо реализовать функцию определения этих устройств. Причём код этой функции определения необходимо постоянно обновлять при выходе новых браузеров или устройств. Также необходимо обратить внимание на то, что существующий механизм определения устройств далёк от идеала, он может давать осечки.
Кроме этого создание сайта с использованием RESS будет более затратной, т.к. потребуется разработка нескольких версий сайтов, а также их последующая поддержка.
В MODX для реализации RESS имеется компонент MobileDetect. Он основывается на PHP библиотеки «Mobile Detect». Если данного компонента будет недостаточно для реализации функционала, то функцию определения устройств можно организовать через сервисы, которые оказывают данную услугу или программировать что-то самостоятельно.
В большинстве сайтов RESS не используют, т.к. он не очень эффективен, а для быстрых страниц, если они нужны, используют турбо-страницы Яндекса и AMP Google.