агент по сбыту электроэнергии что делает
Должностная инструкция старшего агента по сбыту энергии
«______» _______________ 20___ г.
Старшего агента по сбыту энергии
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность старшего агента по сбыту энергии [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).
1.2. Старший агент по сбыту энергии назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Старший агент по сбыту энергии относится к категории технических исполнителей и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность старшего агента по сбыту энергии назначается лицо, имеющее среднее профессиональное (экономическое или техническое) образование и стаж работы в должности агента по сбыту энергии не менее 1 года или среднее (полное) общее образование и стаж работы в должности агента по сбыту энергии не менее 3 лет.
1.5. Старший агент по сбыту энергии отвечает за:
1.6. Старший агент по сбыту энергии должен знать:
1.7. Старший агент по сбыту энергии в своей деятельности руководствуется:
1.8. В период временного отсутствия старшего агента по сбыту энергии его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Старший агент по сбыту энергии обязан осуществлять следующие трудовые функции:
2.1. Осуществляет текущие контакты с бытовыми потребителями электрической и тепловой энергии (абонентами) с целью обеспечения условий для своевременных и правильных расчетов с ними, предотвращения или погашения образовавшейся задолженности.
2.2. Проводит регулярные и внеочередные обходы закрепленных за ним абонентов или принимает их в помещении организации.
2.3. Осуществляет сбор и систематизацию данных по учету отпуска энергии абонентам, проводит расчеты сумм начисления оплаты или проверку правильности начислений.
2.4. Передает абонентам квитанции на оплату или расчетные книжки, договоры энергоснабжения и другие документы, принимает от них жалобы на некачественное энергоснабжение, неправильное начисление оплаты, неисправность счетчиков, а также заявления, справки, подписанные договоры и другие документы.
2.5. Осуществляет проверки жалоб абонентов, передает материалы по жалобам и заявлениям непосредственному руководителю или в соответствующие подразделения энергосбытовой организации.
2.6. Уведомляет абонентов о неправильном начислении ими сумм оплаты за отпущенную энергию, информирует их о принятых решениях по жалобам и заявлениям, изменении тарифов, установлении (снятии или изменении) для них льготных тарифов и по другим вопросам энергоснабжения и энергопотребления.
2.7. Проводит разъяснительную работу с абонентами о порядке начисления и проведения оплаты, оформления и представления документов для установления льготных тарифов, необходимости внесения своевременной и полной оплаты за отпущенную энергию и соблюдения всех требований правил пользования энергией для обеспечения непрерывного и качественного энергоснабжения, причинах отключений и ограничения энергоснабжения.
2.8. Ведет лицевые счета расчетов с абонентами.
2.9. Переносит данные показаний по величинам отпущенной энергии, начисленной и проведенной оплате с учетных ведомостей, электронных карточек-показаний (карточек предоплаты, карточек-квитанций) в регистраторы приемных устройств автоматизированных учетно-расчетных систем.
2.10. Передает уведомления энергоснабжающим организациям о необходимости проведения перенастройки электронных многофункциональных счетчиков энергии, установленных у конкретных потребителей энергии, в связи со снятием или установлением льготных тарифов, изменением лимитов по льготному энергоснабжению, переводом абонентов на оплату по двухставочному тарифу и по другим причинам, контролирует своевременность выполнения перенастройки.
2.11. Выявляет причины задержки оплаты конкретными абонентами, контролирует динамику задолженности по закрепленным абонентам, подготавливает списки должников с указанием сумм образовавшейся задолженности и предложения по принятию к ним соответствующих мер воздействия.
2.12. Подготавливает отчетность по расчетам, ведению индивидуальной работы с абонентами, суммам образовавшейся дебиторской задолженности.
В случае служебной необходимости старший агент по сбыту энергии может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
3. Права
Старший агент по сбыту энергии имеет право:
3.1. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности старшего агента по сбыту энергии.
3.2. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в компетенцию старшего агента по сбыту энергии.
3.3. Представлять интересы предприятия в сторонних организациях по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Старший агент по сбыту энергии несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы старшего агента по сбыту энергии осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы старшего агента по сбыту энергии является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы старшего агента по сбыту энергии определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью старший агент по сбыту энергии обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
6. Право подписи
6.1. Старшему агенту по сбыту энергии для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ “____” _______ 20__ г.
ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов
Агент по сбыту энергии (включая старшего)
Должностные обязанности. Осуществляет текущие контакты с бытовыми потребителями электрической и тепловой энергии (абонентами) с целью обеспечения условий для своевременных и правильных расчетов с ними, предотвращения или погашения образовавшейся задолженности. Проводит регулярные и внеочередные обходы закрепленных за ним абонентов или принимает их в помещении организации. Осуществляет сбор и систематизацию данных по учету отпуска энергии абонентам, проводит расчеты сумм начисления оплаты или проверку правильности начислений. Передает абонентам квитанции на оплату или расчетные книжки, договоры энергоснабжения и другие документы, принимает от них жалобы на некачественное энергоснабжение, неправильное начисление оплаты, неисправность счетчиков, а также заявления, справки, подписанные договоры и другие документы. Осуществляет проверки жалоб абонентов, передает материалы по жалобам и заявлениям непосредственному руководителю или в соответствующие подразделения энергосбытовой организации. Уведомляет абонентов о неправильном начислении ими сумм оплаты за отпущенную энергию, информирует их о принятых решениях по жалобам и заявлениям, изменении тарифов, установлении (снятии или изменении) для них льготных тарифов и по другим вопросам энергоснабжения и энергопотребления. Проводит разъяснительную работу с абонентами о порядке начисления и проведения оплаты, оформления и представления документов для установления льготных тарифов, необходимости внесения своевременной и полной оплаты за отпущенную энергию и соблюдения всех требований правил пользования энергией для обеспечения непрерывного и качественного энергоснабжения, причинах отключений и ограничения энергоснабжения. Ведет лицевые счета расчетов с абонентами. Переносит данные показаний по величинам отпущенной энергии, начисленной и проведенной оплате с учетных ведомостей, электронных карточек-показаний (карточек предоплаты, карточек-квитанций) в регистраторы приемных устройств автоматизированных учетно-расчетных систем. Передает уведомления энергоснабжающим организациям о необходимости проведения перенастройки электронных многофункциональных счетчиков энергии, установленных у конкретных потребителей энергии, в связи со снятием или установлением льготных тарифов, изменением лимитов по льготному энергоснабжению, переводом абонентов на оплату по двухставочному тарифу и по другим причинам, контролирует своевременность выполнения перенастройки. Выявляет причины задержки оплаты конкретными абонентами, контролирует динамику задолженности по закрепленным абонентам, подготавливает списки должников с указанием сумм образовавшейся задолженности и предложения по принятию к ним соответствующих мер воздействия. Подготавливает отчетность по расчетам, ведению индивидуальной работы с абонентами, суммам образовавшейся дебиторской задолженности.
Должен знать: организационно-распорядительные, нормативные, методические документы по вопросам энергоснабжения и энергопотребления, порядка проведения начислений и осуществления расчетов за отпущенную электрическую и тепловую энергию, установления льгот по оплате за электрическую (тепловую) энергию, действующую в энергосбытовой организации систему документооборота, формы документов, используемых при расчетах за отпущенную электрическую и тепловую энергию, правила работы с документами, действующие одноставочные и двухставочные тарифы для обслуживаемых абонентов, инструкции по эксплуатации вычислительной техники, используемой при расчетах оплаты за отпущенную электрическую и тепловую энергию, основы экономики и организации производства, труда и управления в энергетике, основы трудового законодательства, правила по охране труда.
Требования к квалификации. Агент по сбыту энергии: среднее профессиональное (экономическое или техническое) образование и дополнительная подготовка без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование, дополнительная подготовка и стаж работы по расчетам с потребителями энергии (абонентами) не менее 6 месяцев.
Старший агент по сбыту энергии: среднее профессиональное (экономическое или техническое) образование и стаж работы в должности агента по сбыту энергии не менее 1 года или среднее (полное) общее образование и стаж работы в должности агента по сбыту энергии не менее 3 лет.
Должностная инструкция агента по сбыту энергии
«______» _______________ 20___ г.
Агента по сбыту энергии
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность агента по сбыту энергии [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).
1.2. Агент по сбыту энергии назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Агент по сбыту энергии относится к категории технических исполнителей и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность агента по сбыту энергии назначается лицо, имеющее среднее профессиональное (экономическое или техническое) образование и дополнительная подготовка без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование, дополнительная подготовка и стаж работы по расчетам с потребителями энергии (абонентами) не менее 6 месяцев.
1.5. Агент по сбыту энергии отвечает за:
1.6. Агент по сбыту энергии должен знать:
1.7. Агент по сбыту энергии в своей деятельности руководствуется:
1.8. В период временного отсутствия агента по сбыту энергии его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Агент по сбыту энергии обязан осуществлять следующие трудовые функции:
2.1. Осуществляет текущие контакты с бытовыми потребителями электрической и тепловой энергии (абонентами) с целью обеспечения условий для своевременных и правильных расчетов с ними, предотвращения или погашения образовавшейся задолженности.
2.2. Проводит регулярные и внеочередные обходы закрепленных за ним абонентов или принимает их в помещении организации.
2.3. Осуществляет сбор и систематизацию данных по учету отпуска энергии абонентам, проводит расчеты сумм начисления оплаты или проверку правильности начислений.
2.4. Передает абонентам квитанции на оплату или расчетные книжки, договоры энергоснабжения и другие документы, принимает от них жалобы на некачественное энергоснабжение, неправильное начисление оплаты, неисправность счетчиков, а также заявления, справки, подписанные договоры и другие документы.
2.5. Осуществляет проверки жалоб абонентов, передает материалы по жалобам и заявлениям непосредственному руководителю или в соответствующие подразделения энергосбытовой организации.
2.6. Уведомляет абонентов о неправильном начислении ими сумм оплаты за отпущенную энергию, информирует их о принятых решениях по жалобам и заявлениям, изменении тарифов, установлении (снятии или изменении) для них льготных тарифов и по другим вопросам энергоснабжения и энергопотребления.
2.7. Проводит разъяснительную работу с абонентами о порядке начисления и проведения оплаты, оформления и представления документов для установления льготных тарифов, необходимости внесения своевременной и полной оплаты за отпущенную энергию и соблюдения всех требований правил пользования энергией для обеспечения непрерывного и качественного энергоснабжения, причинах отключений и ограничения энергоснабжения.
2.8. Ведет лицевые счета расчетов с абонентами.
2.9. Переносит данные показаний по величинам отпущенной энергии, начисленной и проведенной оплате с учетных ведомостей, электронных карточек-показаний (карточек предоплаты, карточек-квитанций) в регистраторы приемных устройств автоматизированных учетно-расчетных систем.
2.10. Передает уведомления энергоснабжающим организациям о необходимости проведения перенастройки электронных многофункциональных счетчиков энергии, установленных у конкретных потребителей энергии, в связи со снятием или установлением льготных тарифов, изменением лимитов по льготному энергоснабжению, переводом абонентов на оплату по двухставочному тарифу и по другим причинам, контролирует своевременность выполнения перенастройки.
2.11. Выявляет причины задержки оплаты конкретными абонентами, контролирует динамику задолженности по закрепленным абонентам, подготавливает списки должников с указанием сумм образовавшейся задолженности и предложения по принятию к ним соответствующих мер воздействия.
2.12. Подготавливает отчетность по расчетам, ведению индивидуальной работы с абонентами, суммам образовавшейся дебиторской задолженности.
В случае служебной необходимости агент по сбыту энергии может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
3. Права
Агент по сбыту энергии имеет право:
3.1. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности агента по сбыту энергии.
3.2. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в компетенцию агента по сбыту энергии.
3.3. Представлять интересы предприятия в сторонних организациях по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Агент по сбыту энергии несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы агента по сбыту энергии осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы агента по сбыту энергии является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы агента по сбыту энергии определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью агент по сбыту энергии обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
6. Право подписи
6.1. Агенту по сбыту энергии для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ “____” _______ 20__ г.
Агент по сбыту электроэнергии что делает
Агент по сбыту энергии (включая старшего)
Должностные обязанности. Осуществляет текущие контакты с бытовыми потребителями электрической и тепловой энергии (абонентами) с целью обеспечения условий для своевременных и правильных расчетов с ними, предотвращения или погашения образовавшейся задолженности. Проводит регулярные и внеочередные обходы закрепленных за ним абонентов или принимает их в помещении организации. Осуществляет сбор и систематизацию данных по учету отпуска энергии абонентам, проводит расчеты сумм начисления оплаты или проверку правильности начислений. Передает абонентам квитанции на оплату или расчетные книжки, договоры энергоснабжения и другие документы, принимает от них жалобы на некачественное энергоснабжение, неправильное начисление оплаты, неисправность счетчиков, а также заявления, справки, подписанные договоры и другие документы. Осуществляет проверки жалоб абонентов, передает материалы по жалобам и заявлениям непосредственному руководителю или в соответствующие подразделения энергосбытовой организации. Уведомляет абонентов о неправильном начислении ими сумм оплаты за отпущенную энергию, информирует их о принятых решениях по жалобам и заявлениям, изменении тарифов, установлении (снятии или изменении) для них льготных тарифов и по другим вопросам энергоснабжения и энергопотребления. Проводит разъяснительную работу с абонентами о порядке начисления и проведения оплаты, оформления и представления документов для установления льготных тарифов, необходимости внесения своевременной и полной оплаты за отпущенную энергию и соблюдения всех требований правил пользования энергией для обеспечения непрерывного и качественного энергоснабжения, причинах отключений и ограничения энергоснабжения. Ведет лицевые счета расчетов с абонентами. Переносит данные показаний по величинам отпущенной энергии, начисленной и проведенной оплате с учетных ведомостей, электронных карточек-показаний (карточек предоплаты, карточек-квитанций) в регистраторы приемных устройств автоматизированных учетно-расчетных систем. Передает уведомления энергоснабжающим организациям о необходимости проведения перенастройки электронных многофункциональных счетчиков энергии, установленных у конкретных потребителей энергии, в связи со снятием или установлением льготных тарифов, изменением лимитов по льготному энергоснабжению, переводом абонентов на оплату по двухставочному тарифу и по другим причинам, контролирует своевременность выполнения перенастройки. Выявляет причины задержки оплаты конкретными абонентами, контролирует динамику задолженности по закрепленным абонентам, подготавливает списки должников с указанием сумм образовавшейся задолженности и предложения по принятию к ним соответствующих мер воздействия. Подготавливает отчетность по расчетам, ведению индивидуальной работы с абонентами, суммам образовавшейся дебиторской задолженности.
Должен знать: организационно-распорядительные, нормативные, методические документы по вопросам энергоснабжения и энергопотребления, порядка проведения начислений и осуществления расчетов за отпущенную электрическую и тепловую энергию, установления льгот по оплате за электрическую (тепловую) энергию; действующую в энергосбытовой организации систему документооборота, формы документов, используемых при расчетах за отпущенную электрическую и тепловую энергию; правила работы с документами; действующие одноставочные и двухставочные тарифы для обслуживаемых абонентов; инструкции по эксплуатации вычислительной техники, используемой при расчетах оплаты за отпущенную электрическую и тепловую энергию; основы экономики и организации производства, труда и управления в энергетике; основы трудового законодательства; правила по охране труда.
Требования к квалификации. Агент по сбыту энергии: среднее профессиональное (экономическое или техническое) образование и дополнительная подготовка без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование, дополнительная подготовка и стаж работы по расчетам с потребителями энергии (абонентами) не менее 6 месяцев.
Старший агент по сбыту энергии: среднее профессиональное (экономическое или техническое) образование и стаж работы в должности агента по сбыту энергии не менее 1 года или среднее (полное) общее образование и стаж работы в должности агента по сбыту энергии не менее 3 лет.
«Знаю каждого абонента»: агентам по сбыту ДЭК приходится быть тонкими психологами и помощниками
«Когда только пришла сюда, боялась — тут нужно ведь ездить по разным селам, общаться с самыми разными людьми. Сейчас уже знаю каждого из почти двух тысяч абонентов! — улыбается агент по сбыту из Ушумуна Оксана Кустова. В Магдагачинском участке Амурэнергосбыта на этой должности только женщины — 4 представительницы слабого пола. Хотя в том же Благовещенском РКЦ или в Зейском отделении агенты исключительно мужчины. Именно эти сотрудники — первое звено между потребителем и энергокомпанией. Кого агенты называют «постоянными» клиентами, какие приметы есть у сотрудников и как находят общий язык с абонентами хрупкие женщины и сильный пол — «Амурской правде» накануне Дня энергетика рассказали сельские сотрудники Энергосбыта.
Фото: Личный архив
По словам Оксаны Кустовой, по большей части работа агента — на ногах. Но сельские абоненты часто приходят и сами.
Неженское дело
Оксана Кустова уже 12 лет работает с абонентами. Сначала была контролером, потом должность переименовали в агента по сбыту энергии. В ее ведении — 1872 потребителя из Тыгды, Сиваков, Чалганов и поселка Ушумун. Объем работы с появлением единого платежного документа расширяется. Если раньше в квитанциях фигурировала только электроэнергия, то теперь ДЭК выставляет счета потребителям Чалганов также за жилищные услуги — техобслуживание, а в остальных населенных пунктах — еще и за обращение с ТКО.
Задача агента — снять показания счетчиков в многоквартирных домах, общедомовых приборов учета, помочь населению разобраться в счетах, избавить при необходимости от долговой обузы, провести сверку, вернуть свет. Наряду с этим ведется и работа с должниками, вместе с представителями управляющих и сетевых компаний.
— Контингент потребителей, конечно, разный. Встречаются и нетрезвые компании, кто‑то неадекватно реагирует, бывают спорные вопросы, но общий язык находим, договариваемся, — делится Оксана Анатольевна. — Сейчас знаю всех, как разговаривать, к кому какой подход. Мне моя работа нравится, много общения, не скучаю никогда, хотя я в Ушумуне одна работаю. Много уже благодарностей, пенсионеры меня часто ждут. С теми же справками для субсидии стараюсь помогать. Для пожилых это порой сложно. Иногда приходится успокаивать людей, когда они не видят сразу свои оплаты: элементарно деньги через банк не успели дойти, например.
— Женщинам сложнее! — подтверждает агент Тамбовского участка Дмитрий Яговкин с 10‑летним стажем. — Девушка была, перевелась в Благовещенск. Бригада у нас — два человека, такова инструкция. Приходится психологом высшего разряда иногда быть, есть и буйный народ. С кем‑то надо помягче, повеселее, с юмором, с другими — пожестче.
«Постоянные» клиенты
Каждый агент знает своих «подопечных» чуть ли не в лицо. У Дмитрия Яговкина — 10,5 тысячи абонентов из 8 сел: Лозовое, Садовое, Лиманное, Орлецк, Привольное, Придорожное, Новоалександровка, Козьмодемьяновка, Тамбовка.
— Абонентов прибавляется. Дома строятся — для сирот, по программам. В Тамбовке три большие 5‑этажки ввели, — говорит Дмитрий Алексеевич. — Но ходили раньше агенты гораздо больше. Когда‑то и квитанции сами разносили, сейчас это делают почтальоны. Хотя без дела мы, конечно, не сидим. Самые напряженные дни, когда нужно снимать показания счетчиков. Зимой потеплее одеваемся, носков две пары — и вперед. 4 улицы до обеда, 4 с обеда, километров 25 проходишь.
По словам агентов, самые добросовестные плательщики — люди пожилого возраста, воспитанные на честности и ответственности.
«Приходится быть психологом высшего разряда. С кем‑то надо помягче, повеселее, с юмором, с другими — пожестче».
— «Постоянных» клиентов хватает, — делится профессиональной терминологией тамбовчанин. — Это те, которые регулярно и хронически копят задолженность. Пока не приедешь, не уведомишь, что отключение, — не платят. 53 тысячи рублей — максимальный долг за электроэнергию по моему участку. Висит до сих пор в Козьмодемьяновке на женщине. Квартира стоит отключенная, хозяйка живет у матери, потихоньку высчитываем по решению суда. Был и 66 тысяч долг, но абонент сразу погасил, когда узнал. По средним показаниям платил долго, а потом недоплата огромная вышла. Такое часто случается в домах с электроотоплением.
Особенность многоквартирного жилого фонда в селах — часто счетчики установлены в квартирах, а не на площадках. Это дополнительная трудность. Приходится вывешивать листочки, жители сами пишут показания. Подозрительно низкие объемы, конечно, проверяют.
Агент по сбыту для селян — лицо энергокомпании
Агентов знают и все потребители — для населения они первая инстанция. «Сейчас в квитанции сотовый номер телефона и не указан, но они помнят с прежних времен и до сих пор звонят, — рассказывает Дмитрий Алексеевич. — И если свет потух, тоже сразу агентов набирают, хотя об этом нужно сообщать диспетчеру и у него же спрашивать о длительности и причинах отключения электроснабжения. Но мы, конечно, всегда поможем, подскажем».
Примет в работе особо нет: «мы не суеверные», смеются энергетики.
— Единственная примета — если не запланированный выезд в деревню, а спонтанный, то часто выходит, что мало к кому попадешь. Деревни-то знаешь свои, поэтому подстраиваешься в часы, когда абонентов застанешь точно, — говорит Дмитрий Яговкин. — Тем, кто работает в полях, в дождь хорошо приезжать. Зимой многие на ферму устраиваются, два раза в день они там, тоже выбираем время.
Постепенно сельские абоненты становятся прогрессивнее — регистрируются в «Личном кабинете» на сайте ДЭК, скачивают мобильные приложения, сообщают показания счетчиков через сайт.
— Но все равно большинство предпочитает передавать данные о потребленных киловатт-часах по телефону, считают, что это более надежно, — бывает по 50 звонков в день, — рассказывает Оксана Кустова.
Платежная дисциплина бытовых абонентов последние годы улучшается, растет и грамотность. В Тамбовском районе отмечают, например, рост числа жителей, которые выбирают расчеты по «ночному» и «дневному» тарифу.
Об однофамильцах и собаках
Кстати, в каждой деревне свои распространенные фамилии у абонентов. Часто встречаются именные. «В Косицино было много Косициных, чьи предки образовали село, а сейчас их обогнали Барановы. В Лозовом у меня Богомазов много», — делится наблюдением специалист.
152 агента по сбыту работает в Амурэнергосбыте. Большинство их них — мужчины
Случаются во время будней агентов и курьезы. «Как‑то спутали коллеги, думали — кухня, а зашли в баню. Но обошлось», — смеется Дмитрий Яговкин.
— Самое страшное в нашей работе — это собаки! С сосисками не хожу, но когда‑то был для безопасности и электрошокер! Вроде и хозяева чаще всего встречают, но в сельской местности очень много собак, уследить не успевают, — говорит опытный агент из Ушумуна. — Раньше, когда мы сами снимали раз в квартал показания электросчетчиков в частном секторе, была просто беда. Сейчас ходим по многоквартирным домам, стало попроще. Мне моя работа нравится, позитивных и добросовестных потребителей ведь большинство!»