автобус луноход почему так называется

Луноход №677: история создания автобуса ЛиАЗ-677

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Этот автобус стал одним из символов общественного транспорта бывшего СССР – мало кто не знаком с этим большим лупоглазым зверем. Сейчас многие знают и о его технических особенностях вроде автоматической трансмиссии, а особо продвинутые даже в курсе, что же производило знаменитый «звон пустых бутылок» при передвижении. Мы можем с гордостью добавить, что даже прокатились на прекрасном экземпляре «лунохода». Ну а теперь пришло время рассказать о том, как он появился на свет и какие модификации этой машины трудились на благо человека.

В 1958 году производство автобусов ЗИЛ-158 было передано с завода имени Лихачева в Москве на Ликинский машиностроительный завод, в те годы выпускавший комплектующие к московским грузовикам. С этого времени завод в Ликино-Дулево был переименован в ЛиАЗ.

Первые автобусы вышли из производственных ворот в январе 1959 года, а за время выпуска до 1970 года было изготовлено свыше 62 000 экземпляров. Устаревшую конструкцию критиковали и водители, которые сидели рядом с двигателем и постоянно дышали парами бензина, а летом еще и поджаривались теплом от мотора. Еще одной притчей стала несинхронизированная механическая коробка передач со сложным механизмом включения, из-за чего к концу смены водитель «158-го» очень сильно уставал. Ну а пассажирам не нравились узкие створчатые двери, сильно ухудшающие ротацию в час пик.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Конструкторы ЛиАЗ при поддержке НАМИ в 1960 году построили опытный автобус ЗиЛ-Э158Д, оснащенный гидромеханической коробкой передач разработки московского института и новой подвеской на пневмобаллонах. Ряд элементов, отработанных на опытной конструкции, впоследствии лег в основу модернизированного автобуса ЗИЛ-158В, который получил новую синхронизированную коробку передач, усиленное сцепление и улучшенную стояночную тормозную систему. Автобусы модели ЗИЛ-158 выпускались до 1970 года, причем несколько лет 158-й делил ветку конвейера с новой моделью. Работы продолжались и в области улучшения посадки пассажиров в салон автобуса.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

В том же 1960-м году был построен еще один опытный автобус ЛиАЗ-НАМИ-Э158, оснащенный четырьмя створочными дверьми. Позднее эта временная мера, так и не признанная удачной, получила развитие в опытных автобусах серии ЛиАЗ-676. Новые автобусы были построены на шасси все того же ЗиЛ-158, но отличались от последнего иным внешним оформлением, новым, более мощным двигателем V8 от ЗиЛ-130, гидромеханической трансмиссией и гидроусилителем руля.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

На фото: ЛиАЗ-Э676 Опытный

Самым интересным из опытной партии оказался построенный в 1962 году сочлененный автобус ЛиАЗ-5Э-676 длиной 15,5 метров. Однако двигатель ЗИЛа для тяжелой и длинной машины оказался слабым, а узел сочленения – сложным в производстве. Эта попытка оказалась последней в Союзе возможностью постройки новой «гармошки», и в следующие годы в советские ПАТП активно поставлялись легендарные венгерские Икарусы.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

На фото: ЛиАЗ-5Э-676, фото: fotobus.msk.ru

ЛиАЗ-677

Анализируя опыт постройки экспериментальных автобусов, в НАМИ и ЛиАЗе почти сразу поняли, что современный автобус можно построить, только отказавшись от устаревшего кузова ЗиЛ-158В. Разработку автобуса нового поколения начали в 1960 году, а первый прототип выпустили 6 ноября 1962 года – к Годовщине Революции. В заводской документации городской автобус большой вместимости нового поколения получил индекс ЛиАЗ-677.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

На фото: ЛиАЗ-677 предсерийный

Помимо нового, разработанного полностью с нуля кузова вагонного типа, новинка получила мощный 180-сильный бензиновый двигатель ЗиЛ-375Я7, позаимствованный у грузовика Урал-375, который, в отличие от своего армейского варианта, был дефорсирован под бензин А-76 и получил новые головки блоков и иной карбюратор. Именно благодаря этому мотору автобус ЛиАЗ-677 стал печально знаменит своим расходом топлива, который мог достигать значения 50 литров на 100 км пути. Усугубляла расход и новая двухступенчатая гидромеханическая автоматическая коробка передач ЛАЗ-НАМИ-Львов 22.17, которая из-за низкого качества сборки гидротрансформатора имела склонность к потере масла и перегреву. Управление коробкой осуществлялось блоком клавиш на передней панели.

Для улучшения плавности хода применили зависимую подвеску всех колес на пневмобаллонах, а для повышения комфорта работы водителя двигатель, находящийся рядом с ним, постарались максимально изолировать. Для повышения пассажировместимости на ЛиАЗе применили трехрядную планировку салона и заднюю накопительную площадку с пониженным уровнем пола и пандусом, а лучшую ротацию пассажиров на остановках обеспечивали две пневматические двери увеличенной ширины. Всего автобус мог вместить до 110 пассажиров, 25 из которых ехали сидя.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

На фото: ЛиАЗ 677 предсерийный

Спустя год опытный автобус был представлен Государственной комиссии по автоматизации и механизации, которая, осмотрев автобус, дала ему положительную оценку. Тягово-технические, ходовые и климатические испытания прототипа провели в 1965 году, для чего несколько машин отправили в испытательный пробег Москва-Харьков-Новороссийск-Сочи-Тбилиси-Ереван-Орджоникидзе-Москва. В 1966 году построили еще три опытных автобуса, и всю первую партию из пяти машин передали для опытной эксплуатации в автокомбинаты Москвы, где они получили от эксплуатационников в целом положительные отзывы.

Все понимали, что представленные в подотчетное использование машины – еще «сырые» и имеют «детские болезни». Завод по возможности быстро решал возникающие проблемы. В связи с повышенной деформацией и последующим разрушением основных несущих элементов каркас кузова был почти полностью спроектирован заново, что позволило улучшить жесткость автобуса, а кинематика подвески и точки крепления рычагов были полностью пересмотрены. Изменился и материал оболочки пневморессоры, первые из которых имели свойство лопаться при сильных нагрузках.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

На фото: ЛиАЗ 677 предсерийный

Серийное производство опытной партии автобусов, построенных по обходным технологиям, началось в 1967 году, а уже в 1968-м для снижения массы автобуса и повышения его коррозионной стойкости часть внешних элементов обшивки кузова выполнялась из дюралюминиевых листов, которые крепились к каркасу клепкой. Из них сделали ряд элементов боковины (слева – лист под водительской дверью и отдельные листы до кормы, справа – листы между пассажирскими дверьми и со стороны кабины) и центральную часть задней панели, а еще несколько листов дюрали расположились на крыше. Несмотря на все преимущества дюралюминия к 1982 году, после модернизации, от дорогого материала решили избавиться: ведь даже в ПАТП при ремонте в большинстве случаев на автобусы ставились стальные листы. Еще одним фактором стала экономия и улучшение технологичности производства: клепка листов производилась вручную, а при выпуске 10 000 автобусов в год трудозатраты работника получилась огромными.

ЛиАЗ-677 перебрался на главный конвейер, спустя два года полностью сместив с него ветерана ЛиАЗ-158В. За создание автобуса коллектив работников завода был награжден медалями ВДНХ, где один из опытных образцов экспонировался в павильоне «Машиностроение». В 1972 году новый советский автобус был показан на Международной ярмарке в Лейпциге, где получил диплом 1 степени и Большую золотую медаль выставки.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Кстати, с 1973 года автобусы марки поставлялись и на экспорт. В основном ЛиАЗ-677Э шли в страны Варшавского договора, но некоторое количество машин попало и на Кубу. Работали они и в ГДР. Для нужд городского транспорта в период с 1973 по 1979 годы было куплено 370 автобусов ЛиАЗ-677, которые впоследствии работали в мелких районных центрах. Для того, чтобы автобус прошел сертификацию на немецком рынке и отвечал всем требованиям и нормам, пришлось полностью менять светотехнику. Спереди появились прямоугольные фары, которые ставились на Москвич-412, а место штатных круглых задних фонарей заняли новые квадратные.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

В 1976 году за организацию выпуска автобусов новых моделей и досрочное выполнение пятилетного плана Ликинский автобусный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Разумеется, почти ежегодно в автобус вносились какие-то изменения. Так, в 1977 году появились новые динамики в салоне, генератор увеличенной мощности со встроенным реле-выпрямителем, а уже в 1978 году появилась система антиобледенения шлангов пневмосистемы, аварийное отключение «массы» кнопками в салоне и на кузове, а также сдвижная форточка в правом окне кабины водителя.

ЛиАЗ-677М

О серьезной модернизации автобуса инженеры ЛиАЗа задумались еще в середине 1970-х. В 1975 году была построена опытная партия из 35 автобусов, отличавшихся иным оформлением передней части с пластмассовой решеткой, а створки дверей выполнили из алюминиевого сплава. Внутри главным изменением стала новая рама-ферма увеличенной жесткости.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

На фото: ЛиАЗ 677М предсерийныйНа фото: ЛиАЗ 677М предсерийный

Изменения коснулись и трансмиссии. Гидропередача была существенно усилена, а установка резиновой муфты позволила понизить уровень вибрации и увеличить срок службы карданных шарниров. В тормозной системе появились новые узлы, которые позволили ей отвечать современным требованиям по безопасности.

Автобусы начали комплектовать люками на крыше, изначально характерными только для пригородных модификаций, над дверьми исчезли окошки «вход/выход», замененные на глухую стальную панель, некоторые боковые окна превратили в аварийные и лишили форточек, а старый задний мост венгерской фирмы Raba заменили на современный той же марки, с иными передаточными числами, усиленным редуктором и полуосями. Для улучшения условий работы водителя применили новые уплотнительные материалы, позволившие свести до минимума загазованность и шум в кабине.

Вся опытная партия поступила в эксплуатацию в автокомбинаты Москвы. Известно, что несколько «Эмок» долгие годы работали в первом, втором и пятом автобусных парках столицы. Однако новая маска передней части была признана нерентабельной в производстве, поэтому серийный ЛиАЗ-677М, запущенный в производство в 1982 году, отличался от «обычных 677-х» дополнительной решеткой для охлаждения двигателя спереди и единой схемой окраски в охряно-желтый цвет, на долгие годы ставший для модели основным.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

С 1984 года на автобус стали устанавливать новые передний и задний бамперы, появилась иная светотехника, отвечающая международным требованиям. Сзади появились квадратные фонари, состоявшие из четырех фар: габаритов, стоп-сигналов, плафонов заднего хода и указателей поворота, а спереди в 1986 году передние верхние габариты были заменены на прямоугольные. Изменения коснулись и интерьера. Водителю досталось новое кресло с собственной подвеской, регулируемое по высоте, длине, наклону спинки и подушки, изменилась система вентиляции и отделка салона: часть элементов выполнили из малогорючей фанеры, а сиденья заново перетянули дерматином.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

На фото: модернизированная версия ЛиАЗ 677М

Другие модификации

Помимо обычного городского автобуса, у модели ЛиАЗ-677 существовало огромное количество модификаций. Часть из них дошла до серии, остальные остались мелкосерийным экспериментом.

ЛиАЗ-677Б

Основной модификацией автобуса, вставшей на конвейер в Ликино в 1973 году, стал пригородный ЛиАЗ-677Б. От своих «городских» собратьев автобус отличался четырёхрядной планировкой салона и одинаковым уровнем пола в салоне. Иногда встречается упоминание, что главное отличие 677Б внешне от городского варианта – кронштейн для крепления запасного колеса сзади кузова. На самом деле это не так. Кронштейн входил в состав стандартного оборудования любого серийного автобуса. Дело в том, что ЛиАЗ-677 в случае военных действий планировалось использовать в качестве санитарных автобусов, штатные сиденья в которых легко менялись на прилагаемые в комплекте носилки. Разумеется, запасное колесо в салоне, подготовленном для медицинских работ, оказалось лишним и по требованиям врачей переезжало наружу. В мирное время запасное колесо и кронштейн, соответственно, хранились на территории АТП, а по правилам для замены колеса полагалось вызывать техничку из парка.

Источник

Луноход, Лапшин и звон кардана

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Как только не называли этот автобус в былые времена! Луноходом, скотовозом, соткой (из-за вместимости 110 человек), а в Казани даже Аполлоном — за надпись «Союз — Аполлон», посвященную космическому полету, за лобовым стеклом первого экземпляра, пришедшего в город. Я провел за баранкой легендарного ЛиАЗа-677М два дня — в ­­­Санкт-­Петербурге и его окрестностях.

«С мотри, на чем они приехали!» «Тут есть и кассы, и компостеры!» — наш визит на конечную около станции Новый Петергоф вызвал настоящий переполох у водителей автобусов и кондукторш. Они ходили по салону, влюбленно трогали поручни и ручечки, фоткались внутри и снаружи, те, кто постарше, усаживались в кабину — вспомнить молодость за баранкой «лунохода».

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Компостер и касса. Помните такое?

И у меня с ним связаны самые теплые — во всех смыслах! — воспоминания. В конце восьмидесятых, когда я учился в автомобильно-дорожном институте, мы занимались физкультурой на городском стадионе посреди Песчаных улиц: у МАДИ своего спортзала не было. Хотя моя группа считалась лыжной, на лыжах мы так ни разу и не ходили, а вместо этого тренер отправлял нас в любую погоду на улицу с мячиком. Хочешь — пинай его, хочешь — так болтайся, но урок засчитывали, лишь когда мы отдавали мяч обратно.

И вот после этой пары (а она обычно была последней) я придумал удобный и уютный способ возвращения домой: не брел к метро Сокол, а садился на автобус №64, который ехал сквозь всю Москву окольными путями. Маршрут проходил через Красную Пресню, по арбатским улочкам (там я иногда заглядывал в местный букинист, где водилась иностранная автомобильная литература) и заканчивался у метро Спортивная, откуда до дома было уже рукой подать. Дорога занимала час, а то и больше, автобус шел практически пустым — так что я спокойно усаживался на любимое место у кабины, где шло тепло от мотора, и блаженно засыпал. Спасибо тебе, «шестьсот семьдесят седьмой», за студенческие годы!

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Федор Черноусов показывает принцип работы кассы с «денежным ящиком»

К счастью, таких автобусов в стране сохранилось немало — в коллекциях, музеях, на постаментах и даже на маршрутах в Арзамасе, где последние работяги-«луноходы» доживают свой трудовой век. А перед нами — почти новенький с виду экземпляр, который принадлежит питерской компании Retro Bus. Ей руководит мой тезка Федор Черноусов, а еще он занимается формированием коллекции исторической техники местного Пассажиравтотранса. Собрание богатое: в разных парках хранится 57 экземпляров, 20 из которых уже восстановлены и регулярно выезжают на видеосъемки, парады и мероприятия. Еще шесть машин — в процессе реставрации, при этом автобусы притаскивают сюда со всей страны.

Сейчас в одном из боксов восстанавливают самый старый в коллекции ЗИС-155 1957 года с кузовом на заклепках, — его нашли в Ставрополе. В соседнем цеху, на яме — «Елена», ЛАЗ-695Е начала шестидесятых: машина стояла под Питером, в Тосненском районе, в виде дачного сарая. Кузов, конечно, наполовину сгнил, и что с ним делать — пока непонятно. Более поздний ­ЛАЗ-695М по прозвищу «Маруся» работал на космодроме под Плесецком, а «Наташку», ЛАЗ-695Н, пригнали из Козельска в очень даже неплохом состоянии, поскольку она — одного из последних выпусков, 2002 года.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Альтерна из девяностых

Чудом сохранившуюся Альтерну из девяностых (эта марка отпочковалась от ЛиАЗа) нашли в Невинномысске — и она хоть сейчас на парад! Рядом не менее уникальная «пэтээска» из Кургана — передвижная телевизионная станция Магнолия 1982 года выпуска на базе того же ЛиАЗа-677. Еще есть Икарусы разных моделей, включая две туристические «сигары» (одна восстановлена, другая — еще нет), и даже редчайшая Skoda 706 RTO.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Передвижную телевизионную станцию 1982 года на базе ЛиАЗа — конечно, уже без аппаратуры в кузове, но в отличном состоянии — пригнали в Питер из Кургана

Источник

Луноход, Лапшин и звон кардана

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Как только не называли этот автобус в былые времена! Луноходом, скотовозом, соткой (из-за вместимости 110 человек), а в Казани даже Аполлоном — за надпись «Союз — Аполлон», посвященную космическому полету, за лобовым стеклом первого экземпляра, пришедшего в город. Я провел за баранкой легендарного ЛиАЗа-677М два дня — в ­­­Санкт-­Петербурге и его окрестностях.

«С мотри, на чем они приехали!» «Тут есть и кассы, и компостеры!» — наш визит на конечную около станции Новый Петергоф вызвал настоящий переполох у водителей автобусов и кондукторш. Они ходили по салону, влюбленно трогали поручни и ручечки, фоткались внутри и снаружи, те, кто постарше, усаживались в кабину — вспомнить молодость за баранкой «лунохода».

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Компостер и касса. Помните такое?

И у меня с ним связаны самые теплые — во всех смыслах! — воспоминания. В конце восьмидесятых, когда я учился в автомобильно-дорожном институте, мы занимались физкультурой на городском стадионе посреди Песчаных улиц: у МАДИ своего спортзала не было. Хотя моя группа считалась лыжной, на лыжах мы так ни разу и не ходили, а вместо этого тренер отправлял нас в любую погоду на улицу с мячиком. Хочешь — пинай его, хочешь — так болтайся, но урок засчитывали, лишь когда мы отдавали мяч обратно.

И вот после этой пары (а она обычно была последней) я придумал удобный и уютный способ возвращения домой: не брел к метро Сокол, а садился на автобус №64, который ехал сквозь всю Москву окольными путями. Маршрут проходил через Красную Пресню, по арбатским улочкам (там я иногда заглядывал в местный букинист, где водилась иностранная автомобильная литература) и заканчивался у метро Спортивная, откуда до дома было уже рукой подать. Дорога занимала час, а то и больше, автобус шел практически пустым — так что я спокойно усаживался на любимое место у кабины, где шло тепло от мотора, и блаженно засыпал. Спасибо тебе, «шестьсот семьдесят седьмой», за студенческие годы!

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Федор Черноусов показывает принцип работы кассы с «денежным ящиком»

К счастью, таких автобусов в стране сохранилось немало — в коллекциях, музеях, на постаментах и даже на маршрутах в Арзамасе, где последние работяги-«луноходы» доживают свой трудовой век. А перед нами — почти новенький с виду экземпляр, который принадлежит питерской компании Retro Bus. Ей руководит мой тезка Федор Черноусов, а еще он занимается формированием коллекции исторической техники местного Пассажиравтотранса. Собрание богатое: в разных парках хранится 57 экземпляров, 20 из которых уже восстановлены и регулярно выезжают на видеосъемки, парады и мероприятия. Еще шесть машин — в процессе реставрации, при этом автобусы притаскивают сюда со всей страны.

Сейчас в одном из боксов восстанавливают самый старый в коллекции ЗИС-155 1957 года с кузовом на заклепках, — его нашли в Ставрополе. В соседнем цеху, на яме — «Елена», ЛАЗ-695Е начала шестидесятых: машина стояла под Питером, в Тосненском районе, в виде дачного сарая. Кузов, конечно, наполовину сгнил, и что с ним делать — пока непонятно. Более поздний ­ЛАЗ-695М по прозвищу «Маруся» работал на космодроме под Плесецком, а «Наташку», ЛАЗ-695Н, пригнали из Козельска в очень даже неплохом состоянии, поскольку она — одного из последних выпусков, 2002 года.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Альтерна из девяностых

Чудом сохранившуюся Альтерну из девяностых (эта марка отпочковалась от ЛиАЗа) нашли в Невинномысске — и она хоть сейчас на парад! Рядом не менее уникальная «пэтээска» из Кургана — передвижная телевизионная станция Магнолия 1982 года выпуска на базе того же ЛиАЗа-677. Еще есть Икарусы разных моделей, включая две туристические «сигары» (одна восстановлена, другая — еще нет), и даже редчайшая Skoda 706 RTO.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Передвижную телевизионную станцию 1982 года на базе ЛиАЗа — конечно, уже без аппаратуры в кузове, но в отличном состоянии — пригнали в Питер из Кургана

Источник

Луноход, Лапшин и звон кардана

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Как только не называли этот автобус в былые времена! Луноходом, скотовозом, соткой (из-за вместимости 110 человек), а в Казани даже Аполлоном — за надпись «Союз — Аполлон», посвященную космическому полету, за лобовым стеклом первого экземпляра, пришедшего в город. Я провел за баранкой легендарного ЛиАЗа-677М два дня — в ­­­Санкт-­Петербурге и его окрестностях.

«С мотри, на чем они приехали!» «Тут есть и кассы, и компостеры!» — наш визит на конечную около станции Новый Петергоф вызвал настоящий переполох у водителей автобусов и кондукторш. Они ходили по салону, влюбленно трогали поручни и ручечки, фоткались внутри и снаружи, те, кто постарше, усаживались в кабину — вспомнить молодость за баранкой «лунохода».

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Компостер и касса. Помните такое?

И у меня с ним связаны самые теплые — во всех смыслах! — воспоминания. В конце восьмидесятых, когда я учился в автомобильно-дорожном институте, мы занимались физкультурой на городском стадионе посреди Песчаных улиц: у МАДИ своего спортзала не было. Хотя моя группа считалась лыжной, на лыжах мы так ни разу и не ходили, а вместо этого тренер отправлял нас в любую погоду на улицу с мячиком. Хочешь — пинай его, хочешь — так болтайся, но урок засчитывали, лишь когда мы отдавали мяч обратно.

И вот после этой пары (а она обычно была последней) я придумал удобный и уютный способ возвращения домой: не брел к метро Сокол, а садился на автобус №64, который ехал сквозь всю Москву окольными путями. Маршрут проходил через Красную Пресню, по арбатским улочкам (там я иногда заглядывал в местный букинист, где водилась иностранная автомобильная литература) и заканчивался у метро Спортивная, откуда до дома было уже рукой подать. Дорога занимала час, а то и больше, автобус шел практически пустым — так что я спокойно усаживался на любимое место у кабины, где шло тепло от мотора, и блаженно засыпал. Спасибо тебе, «шестьсот семьдесят седьмой», за студенческие годы!

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Федор Черноусов показывает принцип работы кассы с «денежным ящиком»

К счастью, таких автобусов в стране сохранилось немало — в коллекциях, музеях, на постаментах и даже на маршрутах в Арзамасе, где последние работяги-«луноходы» доживают свой трудовой век. А перед нами — почти новенький с виду экземпляр, который принадлежит питерской компании Retro Bus. Ей руководит мой тезка Федор Черноусов, а еще он занимается формированием коллекции исторической техники местного Пассажиравтотранса. Собрание богатое: в разных парках хранится 57 экземпляров, 20 из которых уже восстановлены и регулярно выезжают на видеосъемки, парады и мероприятия. Еще шесть машин — в процессе реставрации, при этом автобусы притаскивают сюда со всей страны.

Сейчас в одном из боксов восстанавливают самый старый в коллекции ЗИС-155 1957 года с кузовом на заклепках, — его нашли в Ставрополе. В соседнем цеху, на яме — «Елена», ЛАЗ-695Е начала шестидесятых: машина стояла под Питером, в Тосненском районе, в виде дачного сарая. Кузов, конечно, наполовину сгнил, и что с ним делать — пока непонятно. Более поздний ­ЛАЗ-695М по прозвищу «Маруся» работал на космодроме под Плесецком, а «Наташку», ЛАЗ-695Н, пригнали из Козельска в очень даже неплохом состоянии, поскольку она — одного из последних выпусков, 2002 года.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Альтерна из девяностых

Чудом сохранившуюся Альтерну из девяностых (эта марка отпочковалась от ЛиАЗа) нашли в Невинномысске — и она хоть сейчас на парад! Рядом не менее уникальная «пэтээска» из Кургана — передвижная телевизионная станция Магнолия 1982 года выпуска на базе того же ЛиАЗа-677. Еще есть Икарусы разных моделей, включая две туристические «сигары» (одна восстановлена, другая — еще нет), и даже редчайшая Skoda 706 RTO.

автобус луноход почему так называется. Смотреть фото автобус луноход почему так называется. Смотреть картинку автобус луноход почему так называется. Картинка про автобус луноход почему так называется. Фото автобус луноход почему так называется

Передвижную телевизионную станцию 1982 года на базе ЛиАЗа — конечно, уже без аппаратуры в кузове, но в отличном состоянии — пригнали в Питер из Кургана

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *