автономка у подводников что это такое

Секреты «автономки». Как действуют российские АПЛ в дальних походах

автономка у подводников что это такое. Смотреть фото автономка у подводников что это такое. Смотреть картинку автономка у подводников что это такое. Картинка про автономка у подводников что это такое. Фото автономка у подводников что это такое

Месяцами не видеть неба над головой и жить по выверенному до секунд распорядку, непрерывно ощущая незримое присутствие вероятного противника и колоссальный груз ответственности, — служба экипажей атомных подлодок считается одной из самых трудных и престижных в ВМФ России. В море эти плавучие города обычно действуют в отрыве от союзных сил. Их командиры вправе принимать решения, влияющие на геополитическую картину мира. О том, как российские АПЛ готовят к «автономкам» и о быте подводников, — в материале РИА Новости.

Отбор из лучших

«Моя рекордная «автономка» — более 90 суток под водой», — рассказывает РИА Новости капитан первого ранга в отставке Владимир Мамайкин, участник 13 боевых служб. Он ходил в море на торпедных атомоходах знаменитой 3-й дивизии подводных лодок Северного флота и командовал АПЛ К-462 с 1981-го по 1984-й. «В таких походах ты предоставлен сам себе — по сути, сам себе государство. В море могут возникнуть любые ситуации, и командир АПЛ вправе самостоятельно принимать решение, как действовать в той или иной обстановке», — продолжает подводник.

автономка у подводников что это такое. Смотреть фото автономка у подводников что это такое. Смотреть картинку автономка у подводников что это такое. Картинка про автономка у подводников что это такое. Фото автономка у подводников что это такоеВодолаз Тихоокеанского флота

Подлодка тоже сдает свой экзамен. Экипаж и технические службы тщательно проверяют работу узлов и агрегатов, целостность корпуса, исправность оборудования связи и систем жизнеобеспечения. Цена ошибки крайне высока. Одно дело, если поломка произойдет неподалеку от родных берегов — всегда можно всплыть и запросить помощь. И совсем другое, если серьезное ЧП на лодке случится подо льдами Северного Ледовитого океана или вблизи ордера авианосной ударной группы вероятного противника. Когда все готово, командир атомохода на пару дней отпускает офицеров в увольнительную — побыть с семьями перед разлукой.

После того как все возвращаются на борт, АПЛ покидает базу и погружается. Всплывает только через несколько месяцев — вернувшись из похода.

Плавучий город

Распорядок дня на атомоходе — стандартный для крупных боевых кораблей: две вахты в сутки. В каждой — три боевые смены по четыре часа. Быт на АПЛ налажен, как и в любой сухопутной воинской части. Есть дежурства, наряды, тренировки, учебные тревоги. Регулярно проводятся помывочные дни, когда матросы могут постираться и принять душ из забортной воды. Продуман и досуг: на многих атомоходах есть библиотеки, постоянно организуются различные соревнования, кинопоказы. На ракетном подводном крейсере стратегического назначения (РПКСН) «Дмитрий Донской» есть даже бассейн с сауной. С питанием тоже все неплохо, и хлеб всегда свежий — выпекают на корабельном камбузе.

автономка у подводников что это такое. Смотреть фото автономка у подводников что это такое. Смотреть картинку автономка у подводников что это такое. Картинка про автономка у подводников что это такое. Фото автономка у подводников что это такоеЛичный состав ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Дмитрий Донской»

Боевая служба на атомной подводной лодке действительно очень напоминает работу космонавтов на орбитальной станции. И там, и там люди длительное время находятся в замкнутом пространстве — нельзя выйти на улицу и подышать свежим воздухом. И в космосе, и под водой экипажам приходится рассчитывать исключительно на свои собственные силы.

Единственная «вольность», позволительная для экипажа подлодки, — подвсплыть для сеанса связи. В заранее оговоренные дни и в определенное время командир АПЛ дает приказ выставить антенну. Штаб выходит с ним на связь или не выходит, но график экипажем должен соблюдаться неукоснительно. В экстренной ситуации субмарина может подвсплыть когда угодно, чтобы передать важную информацию — на берегу сигнал принимают круглосуточно.

Встречи с противником

автономка у подводников что это такое. Смотреть фото автономка у подводников что это такое. Смотреть картинку автономка у подводников что это такое. Картинка про автономка у подводников что это такое. Фото автономка у подводников что это такоеПодводная лодка проекта 671 «Ёрш»

«В 1980-м я служил на АПЛ К-398 старпомом, — говорит Владимир Мамайкин. — Мы следили за американским подводным крейсером, шли за ним на малом ходу и на малой дистанции — всего два-три кабельтовых (370-550 метров). «Американец» нас не слышал и в какой-то момент сбавил скорость, двинувшись наперерез. Мы не успели среагировать и навалились на него бортом. Лодку сильно тряхнуло, развернуло на 50 градусов. Осмотрелись в отсеках и выдохнули — все было в порядке, никаких поломок. Американский крейсер тут же дал деру. Мы подвсплыли на перископную глубину, но в перископ ничего не увидели — море штормило. Думали, потеряли цель, однако почти сразу вновь поймали акустический контакт и еще несколько часов следили за «американцем»… Наши современные АПЛ, например проекта «Ясень», на порядок совершеннее тех, на которых мы служили в 1970-80-х. На них можно и на 30 кабельтовых уверенно держать акустический контакт с противником. Я уже старый морской волк, в дальних походах давным-давно не бывал. Но как же хочется подняться на капитанский мостик нового «Ясеня» и посмотреть, на что он способен».

Источник

Секреты «автономки». Как действуют российские АПЛ в дальних походах

автономка у подводников что это такое. Смотреть фото автономка у подводников что это такое. Смотреть картинку автономка у подводников что это такое. Картинка про автономка у подводников что это такое. Фото автономка у подводников что это такое

МОСКВА, 22 мая — РИА Новости, Андрей Коц. Месяцами не видеть неба над головой и жить по выверенному до секунд распорядку, непрерывно ощущая незримое присутствие вероятного противника и колоссальный груз ответственности, — служба экипажей атомных подлодок считается одной из самых трудных и престижных в ВМФ России. В море эти плавучие города обычно действуют в отрыве от союзных сил. Их командиры вправе принимать решения, влияющие на геополитическую картину мира. О том, как российские АПЛ готовят к «автономкам» и о быте подводников, — в материале РИА Новости.

Отбор из лучших

автономка у подводников что это такое. Смотреть фото автономка у подводников что это такое. Смотреть картинку автономка у подводников что это такое. Картинка про автономка у подводников что это такое. Фото автономка у подводников что это такое

«Моя рекордная «автономка» — более 90 суток под водой», — рассказывает РИА Новости капитан первого ранга в отставке Владимир Мамайкин, участник 13 боевых служб. Он ходил в море на торпедных атомоходах знаменитой 3-й дивизии подводных лодок Северного флота и командовал АПЛ К-462 с 1981-го по 1984-й. «В таких походах ты предоставлен сам себе — по сути, сам себе государство. В море могут возникнуть любые ситуации, и командир АПЛ вправе самостоятельно принимать решение, как действовать в той или иной обстановке», — продолжает подводник.

автономка у подводников что это такое. Смотреть фото автономка у подводников что это такое. Смотреть картинку автономка у подводников что это такое. Картинка про автономка у подводников что это такое. Фото автономка у подводников что это такое

автономка у подводников что это такое. Смотреть фото автономка у подводников что это такое. Смотреть картинку автономка у подводников что это такое. Картинка про автономка у подводников что это такое. Фото автономка у подводников что это такое

После того как все возвращаются на борт, АПЛ покидает базу и погружается. Всплывает только через несколько месяцев — вернувшись из похода.

Плавучий город

Распорядок дня на атомоходе — стандартный для крупных боевых кораблей: две вахты в сутки. В каждой — три боевые смены по четыре часа. Быт на АПЛ налажен, как и в любой сухопутной воинской части. Есть дежурства, наряды, тренировки, учебные тревоги. Регулярно проводятся помывочные дни, когда матросы могут постираться и принять душ из забортной воды. Продуман и досуг: на многих атомоходах есть библиотеки, постоянно организуются различные соревнования, кинопоказы. На ракетном подводном крейсере стратегического назначения (РПКСН) «Дмитрий Донской» есть даже бассейн с сауной. С питанием тоже все неплохо, и хлеб всегда свежий — выпекают на корабельном камбузе.

автономка у подводников что это такое. Смотреть фото автономка у подводников что это такое. Смотреть картинку автономка у подводников что это такое. Картинка про автономка у подводников что это такое. Фото автономка у подводников что это такое

Боевая служба на атомной подводной лодке действительно очень напоминает работу космонавтов на орбитальной станции. И там, и там люди длительное время находятся в замкнутом пространстве — нельзя выйти на улицу и подышать свежим воздухом. И в космосе, и под водой экипажам приходится рассчитывать исключительно на свои собственные силы.

Единственная «вольность», позволительная для экипажа подлодки, — подвсплыть для сеанса связи. В заранее оговоренные дни и в определенное время командир АПЛ дает приказ выставить антенну. Штаб выходит с ним на связь или не выходит, но график экипажем должен соблюдаться неукоснительно. В экстренной ситуации субмарина может подвсплыть когда угодно, чтобы передать важную информацию — на берегу сигнал принимают круглосуточно.

Встречи с противником

автономка у подводников что это такое. Смотреть фото автономка у подводников что это такое. Смотреть картинку автономка у подводников что это такое. Картинка про автономка у подводников что это такое. Фото автономка у подводников что это такое

автономка у подводников что это такое. Смотреть фото автономка у подводников что это такое. Смотреть картинку автономка у подводников что это такое. Картинка про автономка у подводников что это такое. Фото автономка у подводников что это такое

«В 1980-м я служил на АПЛ К-398 старпомом, — говорит Владимир Мамайкин. — Мы следили за американским подводным крейсером, шли за ним на малом ходу и на малой дистанции — всего два-три кабельтовых (370-550 метров). «Американец» нас не слышал и в какой-то момент сбавил скорость, двинувшись наперерез. Мы не успели среагировать и навалились на него бортом. Лодку сильно тряхнуло, развернуло на 50 градусов. Осмотрелись в отсеках и выдохнули — все было в порядке, никаких поломок. Американский крейсер тут же дал деру. Мы подвсплыли на перископную глубину, но в перископ ничего не увидели — море штормило. Думали, потеряли цель, однако почти сразу вновь поймали акустический контакт и еще несколько часов следили за «американцем»… Наши современные АПЛ, например проекта «Ясень», на порядок совершеннее тех, на которых мы служили в 1970-80-х. На них можно и на 30 кабельтовых уверенно держать акустический контакт с противником. Я уже старый морской волк, в дальних походах давным-давно не бывал. Но как же хочется подняться на капитанский мостик нового «Ясеня» и посмотреть, на что он способен».

Источник

«Автономка».

Памятью в радость многим
Старые их тревоги.
Михаил Трофименко. Короткие песни.
– Одесса, 2013. – С. 30.

Автономное плавание или автономность корабля – понятия чисто научные и эти термины озвучены как «продолжительность непрерывного плавания корабля без пополнения запасов..». Все сводится к продовольственным и техническим запасам, а о человеке ни слова, хотя он должен быть главным элементом этой автономности.

У меня не одна «автономка» за плечами. И в них бывало всякое: неудачи, достижения, разборки, и все, что бывает на берегу, и то, что ни в каких отчетах никогда не отражают. Но меня всегда поражало одно, что после таких плаваний, особенно в «консервных банках» субмарин, люди становились очень близкими друг другу. В этих бесконечно однообразных днях, складывающихся в недели походы, открывались души и всплывали истории, которые в других обстоятельствах никогда не услышишь. Некоторые звучали просто как анекдоты. Одна такая история памятна до сих пор.

Подводники тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. И даже тяжелая служба не может отнять у них индивидуальных черт характера. Уж простите, не стану здесь называть подлинных имен и фамилий. Я с глубоким уважением отношусь к собратьям по профессии, к их боевым подругам и поэтому хочу лишь сделать акцент на тяжести не только их физического бытия, но и морального. Эта тема всегда была запретна в нашем чудном обществе.

«Ирония судьбы» в отдаленном гарнизоне

Даже спустя много лет, вспоминая историю, рассказанную собратом по «автономке», всегда представляю себе сцены из кинокомедии «Ирония судьбы, или с легким паром», снятой почти 40 лет назад в 1976-ом, хотя сама история, которая произошла в нашем городке-гарнизоне, после возвращения одной из подлодок из «автономки», случилась гораздо раньше. И мне всегда представляется, что кто-то из подводников рассказал ее режиссеру и он, усовершенствовав, поставил фильм, который стал новогодним шедевром на все времена.

. Атомоход во втором часу ноябрьской ночи плотно привязался к родному берегу. За плечами остались нелегкие 80 суток похода. Все до чертиков соскучились по дому, у кого он был, и те, которые думали его получить. А это значит – все. Старпом вызвал «автобус», так у нас называлась обыкновенная бортовая крытая машина. До городка было добрых 6-7 километров, и зимой, без машины, а тем более ночью, до городка было не очень быстро добраться. Но «дед» распоряжался своими офицерами сам, и поэтому большинство было оставлено на расхолаживание реактора.

Были в механической части два старших лейтенанта, один киповец, другой управленец, есть такие профессии на атомоходах. Оба были женаты, оба получили квартиры под номером 17 – это значит однокомнатные на 5-м этаже, в одинаковых как близнецы домах. Лейтенанты в то время получали, если везло, только однокомнатные и только на 1-м или 5-м этажах. Дома клепали в городках по одному проекту, и стояли они в ряд среди сопок как близняшки. Их путали часто даже днем – улиц не было, а номера на домах столь же часто, кому положено, забывали нарисовать, и жильцы держали их расположение только в голове. И еще была одна особенность – на лодке этих лейтенантов звали свояками, а что это значит – объяснять не надо. Жены их были родными сестрами, да к тому же и близнецами, как и все в нашей истории. Чтобы не путаться во всем похожем, назовем их просто Даша и Маша, а наших свояков Петя и Ваня.

Обычно, когда лодки уходили в «автономки», жены офицеров, как правило, уезжали на Большую землю. Там у них были разные задачи, в отличие от одной у их мужей. Но что удивительно, как бы ни были засекречены все даты автономного плавания, или иначе «БС», офицерские жены знали их с поразительной точностью, и как перелетные птицы все собирались точно к назначенному сроку: одни несколько раньше, другие точно в день прихода субмарины.

В те годы многие военнослужащие и члены их семей предпочитали для связи с Большой землей авиатранспорт. Летали надежные «Ил-14», которые сегодня мало кто помнит, но по надежности они превосходили все современные типы самолетов, вместе взятые. Да к тому же это были универсальные труженики, в арктических условиях незаменимые. И, конечно, 4 часа полета до Ленинграда (Питера) считались мгновение, по сравнению с 48-ю часами скорого № 49 (Мурманск-Ленинград). Вот только с аэродрома до нашего гарнизона было добираться очень неудобно, и обычно пассажиры домой попадали ночью, но в ноябре это понятие было уже относительным – ночь была полярной.
Ходила даже такая загадка «армянского радио»: «Можно ли за одну ночь полюбить сто раз жену? – Можно! Если эта ночь полярная!».

Даша прилетела в день прихода субмарины и попала в городок к позднему вечеру. Добиралась на попутной. Поэтому сошла несколько раньше главной автобусной остановки, служившей основным ориентиром в распознавании своих домов. Вещей было немного, и она шустро взбежав на 5-й этаж, без труда попала в квартиру 17. За два месяца можно было многое забыть, и она особенно не обратила внимание, на мелькнувшую было мысль, что-то вроде не так. Надо отметить, что и внутреннее убранство квартир с казенной мебелью, получаемой КЭЧ (квартирно-эксплуатационная часть) на прокат, была на Севере тогда такая льгота, делали их до удручения однообразными. Холодильники были огромной роскошью, и все пользовались естественными: под окном на кухне ниша, за окном – мясо в авоське.

Даша, помывшись сама, приготовив «Титан» (был такой «агрегат» – производитель горячей воды для ванной, топился деревянными чурками) для Пети, решила немного отдохнуть, уверенная, что Петя не пройдет мимо дома. Но, по иронии судьбы, Петю задержал механик, а во время, то есть вместе со всеми, отпустил Ваню. Доехав до поселка на «автобусе» к Дому офицеров, все как воробьи прыснули к своим домам-близнецам.

Так судьбе было угодно

Здесь их и застала Маша, нагруженная вещами, она еле добралась из Мурманска, куда приехала из Питера поездом. И тут. Тут Даше и Ване пришлось ей рассказать всю правду. Нет, сцен не было, все было решено мудро, и Маша направилась в квартиру 17 другого дома, чтобы объяснить Пете создавшуюся ситуацию.
Она застала квартиру пустой, потому что Петя еще расхолаживал реактор, как бы вбирая в себя его энергию. После смены решил в шестом часу утра на своих двоих добираться домой. Когда он добрался, то дома его ждал горячий «Титан» и отлично сервированный стол. Он радостно бросился к «Даше» и начал ее с таким пылом обнимать-целовать, что она не решилась сказать, что она не Даша, а Маша. Он удивился, что до сих пор не разобрана кровать и, не слушая ее объяснений, дал ей время только на это: «Пока я ополоснусь, чтобы все было готово!».

И за эти пять минут она решила: «А почему, если получилось у Даши с Ваней, не может получиться у нас с Петей? Потом ему объясню». А потом был семейный совет, вернее совет двух семей. Все решили полюбовно.
Даша и Маша были очень похожи, и в городке их часто путали, а та ночь показала – в том сочетании, которое подложила им судьба, они подходят друг другу лучше, чем до этого. Решили не поднимать шума, а жить, как ни в чем не бывало. Маша с Петей, а Даша с Ваней. Благо, у них не было еще детей, и они только начинали жизнь.

И всегда, когда смотрю фильм «С легким паром. », вспоминаю эту историю и думаю, что все искусство – это наша жизнь и придумать что-то просто так невозможно. Даже невероятная фантазия потом находит свой аналог в нашей жизни.

Вадим Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник,

поселок Купавна, Московской обл.

Штрихи к портрету ветерана-подводника

Во время «холодной войны» подводные лодки двух супердержав – сначала дизельные, а затем и атомные – вели в глубинах океана постоянное слежение друг за другом. И не все они кончались благополучно. В холоде и темноте подводников подстерегали серьезные опасности, отличающиеся от тех, с которыми встречаются мореплаватели. Так, вспоминая то время, Вадим Кулинченко пишет:

Список аварий на подводных лодках в период «холодной войны» не уточнен до сих пор.

По крайней мере, даже официально названное их число «20» не соответствует истине. Сам автор испытал подобное «удовольствие» на АПЛ «К-131» в Баренцевом море в октябре 1968-го года на глубине 60 метров. Был свидетелем нескольких, так сказать, неучтенных столкновений под водой, когда лодки нашего соединения возвращались из автономных походов в базу со значительными повреждениями легкого корпуса, полученным в подводном положении. Тогда эти случаи не попали в прессу, а сегодня – просто забыты. на фоне крупных катастроф и аварий.

Я, кажется, первый опубликовал в 1989-ом году в открытой печати свой очерк «Столкновение под водой» на основе пережитого на борту АПЛ «К-131», после чего стали появляться и другие публикации на основе фактических материалов.

Но и здесь много проблем со стороны политиков. Еще в 2000-ом году на 37-м Международном конгрессе подводников я познакомился с Джеймсом Блейкли (Президент Всемирной ассоциации подводников, англичанин), который, оказывается был унтер-офицером на субмарине, которая столкнулась с нами в 1968-ом году в Баренцевом море. Он обещал мне разобраться с этим вопросом, вернувшись с конгресса в Англии. Но на следующем конгрессе – в 2006-ом году, проходившем в Москве, Блейкли сказал мне, что это сложный вопрос, и правительство Великобритании не дает согласия на его расследование. Можно сказать, что руководители стран не всегда готовы говорить всю правду о том, что происходит в глубинах океана.

В заключение приведу пример достаточно «свежего наезда» под водой из тех, что стали достоянием мировых СМИ, а они – продолжаются, потому что океан, хотя и «безбрежный», но не бесконечный.

В середине февраля 2009-го года в СМИ прошло сообщение о столкновении в толще Атлантического океана двух субмарин – английской и французской. Сведения об этом происшествии весьма скромные. Это и понятно. Патрулирование подводных лодок, да еще с баллистическими ракетами на борту даже сегодня, в период так называемого «стратегического партнерства», остается тайной не только от противника, но и партнеров. И это наглядно подтверждает случай, происшедший с двумя подлодками в ночь с 3-го на 4-е февраля 2009-го года Британская ПЛАРБ « Vanguard » «наехала» на французскую ПЛАРБ « Triomphant », или наоборот. У подводников такие происшествия, когда все кончается «хорошо», называются «касаниями».

Французы сообщили, что « Triomphant » возвращалась с патрулирования, а вот англичане отказались что-либо сообщить о своей субмарине, ведь «не в правилах министерства разглашать информацию о маневрах королевских атомных подлодок». Что англичане тайн не выдают, я говорил об этом выше.

Известно, что современные подводные лодки имеют очень совершенное гидроакустическое вооружение, которое обеспечивает слышимость на многие мили вперед. Командир подлодки уклоняется, но не забывает и о том, что имеет и другие предписания, которые обязан выполнять. Например, лодка должна выдерживать свою «точку» в океане – на берегу ежечасно должны знать ее местонахождение.

Факты из биографии Вадима Кулинченко и его личного архива подготовил к печати Роберт Короткий

Источник

Новое в блогах

автономка у подводников что это такое. Смотреть фото автономка у подводников что это такое. Смотреть картинку автономка у подводников что это такое. Картинка про автономка у подводников что это такое. Фото автономка у подводников что это такое

Пришли с автономки. Заметки о буднях подводников

Пришли с автономки.

Еще далеко до причала,

Соскучились руки по дому,

И тысячи миль за плечами,

И давят на плечи погоны…

Эйфорию всплытия, первой затяжки и ожидания близкого счастья охладило радио оперативного дежурного штаба:

— Вход в базу в 15 часов. Конец связи!

Еще 3 часа болтаться, как… в проруби. И опять ждать. ждать…

Ждут. 180 минут оборачиваются настоящей пыткой! Обсуждаются всякие предположения, передвигается время последующих событий, но по всему выходит, что попадание в объятия подруг неумолимо сдвигается на поздний вечер… Увы…

Наконец, 15 часов. Запрос. С поста СНиС * ответ – „Добро!”

— А в чем дело? Что мне сделается?- удивился Андрей.

— Саня! Ну и здорово же вы нас встретили после дальнего похода. В каютах и кубриках для полноты картины не хватило только, чтобы весь ваш политотдел там высрался!

Флагманский комсомолец шмыгнул носом и неожиданно обиделся:

— Так мы же с автономки!

— А на чем ехать-то? На своих двоих, атрофированных за 3 месяца ненадобности? 15 километров мы же не потянем!

Утром следующего дня “спущенные” на берег подводники чудом успели на службу вовремя на тыловском грузовике /фуре – “скотовозе”/ без скамеек. Дети еще, естественно, спят. Моряки очень дальнего плавания поинтересовались, по случаю, у политотдельского комсомольца Климухина – кто же там вчера проходил “узкозть” перед подводной лодкой и задержал ее вход в базу?

В 8-00, после подъема флага и проворачивания механизмов, не откладывая ни одной минуты, начали межпоходовый ремонт. Правда, без особого энтузиазма. И пока, естест-венно, без запчастей… А спать-то как хочется. Дико! Но сегодня уже не наша смена на сход с корабля.

*Пост СНиС – пост Службы наблюдения и связи /Примеч. авт.

Источник

Десять лет «автономки»

автономка у подводников что это такое. Смотреть фото автономка у подводников что это такое. Смотреть картинку автономка у подводников что это такое. Картинка про автономка у подводников что это такое. Фото автономка у подводников что это такоеОдин из первых подводников–атомщиков только спустя полвека рассказал о своей службе

«Западная Лица вечно будет сниться», — эти строки давно уже стали чем–то вроде приветствия или общеизвестного пароля у моряков–подводников. Если кто не знает, бухта Западная Лица в Баренцевом море — это столица атомного подводного флота СССР. Здесь базировались первые советские атомные подлодки. Многие из тех, кто служил здесь, всю правду о службе даже родным и близким рассказали много лет спустя.

В конце 50–х к службе на атомной подводной лодке готовили, будто к космическому полету. Разница только в том, что имена первых космонавтов знал весь мир, а имена подводников–атомщиков известны были лишь сослуживцам по флоту.

Полвека назад была заложена первая советская атомная подводная лодка К–3. Далекая в общем–то история. Но, к счастью, живы участники тех событий, ведь на атомном подводном флоте немало служило парней из Беларуси.

— Признаюсь честно, я выдержал весь срок секретности, — говорит старейший белорусский подводник, капитан 1–го ранга в отставке, бывший заместитель командира одной из первых советских атомных подводных лодок К–21 Александр Волошин. — Рассказал даже жене и сыновьям о подробностях службы только в начале 90–х. Да и фотографии, которые делал во время службы, стал публиковать лишь недавно.

«Катюша» по наследству

. Если бы не война, мальчишка из глухого Оренбуржья, быть может, так никогда и не увидел бы моря. А так его — недоростка военной поры отправили в школу морских летчиков. Наверное, тогда все и определилось: мальчишка из летной школы не мечтал летать. Он просто увидел море. После блестящей учебы в училище, потом в академии ему самому разрешили выбрать флот. И это был не Черноморский — «курортный», как тогда говорили. Это был Дальний Восток, Совгавань. А в 1959 году со всех флотов стали отбирать офицеров для службы на новой, секретной технике.

— Помню, была очень уж строгая медицинская комиссия. Ее, кстати, после меня Гагарин проходил, — продолжает Александр Кузьмич. — После долгих обследований одели меня в форму майора КГБ — синие брюки с зеленым кителем. Если честно, я еще не совсем понимал, что будет дальше. А уж когда отправили в Обнинск изучать атомный реактор, догадался. Через год я уже служил на атомной подлодке К–21. Это название досталось нам в наследство от знаменитой «катюши», которая в 1942–м торпедировала немецкий линкор «Тирпиц». И знамя легендарной подлодки хранилось у нас. Хотя по сравнению с предшественницей наша К–21 была настоящим городом.

Вообще–то Александр Кузьмич не слишком похож на подводника. Смущает его высокий для подводника рост — под метр девяносто. Впрочем, в послевоенную пору идеально здоровых молодых людей было не так и много, потому на высокий рост спецкомиссия просто закрыла глаза.

Когда подводная лодка уходит в «автономку», родственников «помахать с причала платочком», понятное дело, не допускают. Во–первых, секретно, а во–вторых — зрелище не для впечатлительных: когда стометровая махина погребается под тяжелой северной волной.

Александр Волошин надел офицерский морской китель более полувека назад. Впрочем, признается, при параде, как сейчас, — с орденскими планками и булавкой в форме подлодки на галстуке, — щеголять доводилось нечасто.

— Куртка–«канадка» да шапка–ушанка. Вот наша одежда. Это же Баренцево море, бухта Западная Лица. Там в фуражке делать нечего — сдует вместе с головой.

Жизнь под Северным полюсом

В бухте Западная Лица в 1961 году была создана первая флотилия АПЛ Северного флота. В нее входили 5 торпедных и 3 ракетных атомохода. Возглавивший флотилию контр–адмирал Петелин через год получил звание Героя Советского Союза. Вообще–то подводникам–атомщикам звания раздавали щедро. Когда Хрущеву доложили, что атомоход К–3 прошел подо льдами Северного полюса, Никита Сергеевич воскликнул: «Так это же герои!»

— В течение двух суток все согласовали. Троим членам экипажа присвоили звания Героев, остальным — ордена и медали, — улыбается Александр Кузьмич. — Помню, они только из плавания вернулись — их сразу в клуб на награждение, даже переодеться не дали.

Кстати, на Северный полюс должна была идти первой подлодка К–21, на которой служил Волошин. Его субмарина первой совершила разведывательный поход в Арктику продолжительностью 50 суток, не дойдя до полюса 15о. Но в самый последний момент передумали: вся слава от 5 дней подо льдами и торосами Северного полюса досталась экипажу атомохода К–3. За «автономку» экипаж наградят памятными подарками — часами.

Как–то в Западную Лицу прибыл сам Хрущев. У причала были пришвартованы два подводных атомохода: ракетный и торпедный. Команды обеих субмарин вытянулись по струнке и замерли в ожидании. Никита Сергеевич для посещения выбрал ракетную подлодку. Экипаж, в котором находился капитан второго ранга Волошин, так и остался стоять по стойке смирно, пока Хрущев протискивался в люки соседней подлодки.

— Александр Кузьмич, а вы никогда себя невезучим не считали? Хрущев идет не в вашу подлодку, на полюс отправляют «Ленинский комсомол». Люди 5 суток проплавали, вы — 50, им — Героев, вам — часы?

— Никогда. И потом, однажды в жизни мне очень повезло — когда я после училища должен был отправляться на фронт, а мне разрешили съездить домой, в Оренбуржье. Однокурсники мои почти все погибли, даже не доехав до фронта. Позже я успел повоевать. Но тогда, считаю, случилось самое, наверное, главное в моей жизни везение.

«Автономка»: мужской и женский варианты

Сейчас Александру Кузьмичу уже 79. Но на вид больше 65 не дашь: высокий, подтянутый, бравый. Супруга Людмила Николаевна под стать мужу, такая же моложавая, обаятельная, шустрая. Они говорят вместе, легко продолжая мысли друг друга. Она помнит всех его сослуживцев, он — все награды ее творческих коллективов (Людмила Николаевна — культработник). Когда он впервые ее увидел, сказал другу: «Вот бы на ней жениться!» Через три дня она согласилась выйти за него замуж. За многие годы скитаний по бухтам да гарнизонам ни разу о своем выборе не пожалела. Пара, которая вместе уже полвека. Дай бог каждому из нас так же красиво состариться. Их квартира — оазис в центре осеннего Минска. Здесь растут пальмы, обитают крокодилы и огромные черепахи южных морей — «трофеи», привезенные Волошиным из плаваний на торговых судах. Более 12 лет прослужил он на судах Латвийского морского пароходства, 26 раз пересекал экватор. Всего же за «морскую» свою жизнь проплыл Волошин более 500 тысяч морских миль: обогнул Землю по экватору как минимум двадцать раз.

— Из почти 50 лет нашего брака 10 лет в общей сложности он провел в море, — улыбается Людмила Николаевна. — Наверное, в этом наш секрет. Мы не надоели друг другу.

— Да некогда было. Я же работник культуры — работа у меня всегда была: то «елочки», то смотры-конкурсы всякие. Молодые мы были, жили легко. Когда мужчины уходили в «автономку», в поселке одни женщины с детьми оставались. Мы придумывали график и ходили по кругу друг к дружке на обеды: сегодня у одной пельмени, у другой завтра — голубцы. А вообще, мой муж был самым «засекреченным» на флоте человеком. Свою подписку о неразглашении соблюдал свято. Ничего не рассказывал. Ни когда они уходят, ни когда вернутся — все я от других жен узнавала. Газа у нас не было, а мы, женщины, наловчились курицу фитилями осмаливать, вату в спирт обмакнешь — хорошо горит. Так вот, спирт мне всегда приходилось просить у соседок. А принципиальный мой Кузьмич всегда отвечал: «Спирт дается для того, чтобы за техникой следить». Такой был «политически выдержанный», просто ужас.

Всю свою долгую, почти 4 десятилетия, флотскую службу капитан 1–го ранга Александр Волошин не расставался с фотоаппаратом. Сначала это было работой — офицеров спецсвязи обучали фотоделу, а после стало хобби. Снимал потихоньку жизнь вокруг. Зато теперь мы вместе с супругами Волошиными рассматриваем в их минской квартире толстенные альбомы с редкими, уникальными фотографиями. Например, вот эта, на которой макушка атомной субмарины взрывает полуметровый лед.

— Всплывали мы обычно в полынье, — комментирует Александр Кузьмич. — Тому, кто ее обнаружит, давали 10 суток к отпуску. Ближе к полюсу лед толстый — метра 3 — 4, «проталины» все реже. Нам же для всплытия хотя бы 30 — 40 сантиметров толщины надо было. Да еще площадью немалой — длина–то лодки больше 100 метров.

Волошин может часами рассказывать о каждой из фотографий. Он помнит все запечатленные на них мелочи. Вот на снимке среди белого безмолвия стоят 4 мужика в походном зимнем обмундировании. Один из них сжимает под мышкой белую глыбу.

— Этот снимок я называю «Папанинцы 60–х», — продолжает Кузьмич. — Мы всплыли на льдине. А под мышкой — это лед. Мы привезли его из похода. Долго еще потом хранился он у командира корабля в холодильнике.

В альбомах с фотографиями перемешаны эпохи: вот Никита Сергеевич приветствует вытянувшихся по струнке моряков–подводников в Западной Лице, а вот из капитанской рубки советского сухогруза машет рукой Фидель Кастро.

— Позже, когда в торгфлоте служил, мы на Кубу ходили. Помню, была годовщина Октябрьской революции, в порту Гаваны шел митинг. Мне пришлось выступать. На испанском. Язык красивый, сочный. Вот только знаю я его не очень. А такая ответственность. Фидель смотрит. Но мы, подводники, люди бесстрашные. Вот и вспомнил я весь словарь про дружбу и вождя всех кубинцев Хосе Мартина.

. В этот момент нашей беседы происходит нечто из ряда вон: раздается женский крик. Пронзительный, срывающийся на визг. А главное, такой громкий, что я подпрыгиваю. Недоуменно гляжу на хозяев. Они улыбаются: «Это Петруша волнуется, родные слова услышал». В этот момент на сцене появляется новый персонаж, вносящий в нашу беседу некоторую сумятицу, — огромный попугай, кубинский амазон Петруша. 25 лет назад Александр Кузьмич выменял его в том самом гаванском порту на чудо советской промышленности — часы «Электроника». Прибыл в Союз Петруша тайно, в тумбе для голосования. Досматривать ее ни одному таможеннику в голову не пришло. Попугай оказался кубинским интернационалистом. «Амиго компаньерро» — голосила птица на весь подъезд. Со временем попугай освоил «бытовой русский». Когда в погожий денек старого попугая (впрочем, амазоны живут до 80 лет, так что Петруша еще очень молод) выносят на балкон, то солдатики из госпиталя, который по соседству, с удовольствием его дразнят. А тот и рад стараться: свистит, хохочет, тарахтит, как автомобиль. Птица признает только одного хозяина — старого моряка. Всех прочих домашних милостиво терпит.

Без страха и упрека

«Я никогда не позволял себе чего–то бояться, — говорит Александр Кузьмич, — иначе на подлодке не выдержишь». Но несмотря на непроницаемую секретность, которая со всех сторон обволакивала атомный флот, подводники знали обо всех трагедиях, о которых рассказали вслух лишь в последнее десятилетие. Да и как не знать, когда в доме офицеров стоят 5 гробов — моряки экипажа подводной лодки «Малютка», сгоревшие заживо.

— А помнишь, приятель наш — Степанов на «Ленинском комсомоле» горел? — спрашивает Александр Кузьмич у супруги. И тут же сам рассказывает: — Было это в 1967 году на подлодке К–3. Степанов в ту пору уже командиром был. Эта авария стала одной из первых крупных на советском атомном подводном флоте. На подлодке загорелся первый отсек. Чтобы спасти остальные, были задраены переборочные люки. Из первого, горящего, звонили: там еще были живые. Кричали о спасении. Но открыть люк — означало выжечь весь корабль. Угарный газ постепенно наполнял остальные отсеки. Концентрация стала такой, что люди теряли сознание. Боцман по фамилии Луня тогда успел включить дыхательный аппарат, добрался до командного поста. Фактически он один управлял лодкой. Из 100 человек погибли 39. Боцмана представили к званию Героя. Но Брежнев тогда отставил награждение. Как нам после рассказывал командующий флотом, присутствовавший при представлении, Генсек проворчал, что «за ЧП у нас не награждают». Сколько бы он человек ни спас.

Кроме того, в июле 1961 года случилась страшная авария на К–19. Лодка К–21, на которой суждено было ходить Александру Кузьмичу, в это время еще стояла на стапелях Северодвинского завода.

— Мы ездили на дезактивацию и устранение последствий аварии на К–19, потому на первых же испытаниях составили список из 200 замечаний. На их устранение месяц нужен был как минимум. И мы с командиром отказались подписывать акт о приемке лодки. А ввод субмарины в эксплуатацию — событие государственного масштаба. И об этом уже в центр отрапортовали. Дескать, к XXII съезду КПСС построена и введена в эксплуатацию очередная подлодка. А тут два каких–то подводника, понимаешь, уперлись: акт о приемке не хотят подписывать. Прилетел нас «уламывать» даже замкомандующего флотом вице–адмирал Лобов. Кабинетные разговоры длились сутки. Как нас только не называли — и трусами, и малодушными людьми. Но мы на своем настояли: не хотим, чтобы, как на К–19, на нашей подлодке гибли матросы. На следующий день на подлодку привезли 200 рабочих из Северодвинска. Они работали 6 суток. Но к 6 ноября акт приемки все–таки был подписан. Хотя рапорт о его подписании ушел в Москву еще 31 октября.

Может быть, поэтому, рассуждает Кузьмич, и не было на подлодке серьезных аварий. Однажды, правда, заклинило кормовые горизонтальные рули на погружение. Лодка погружалась со скоростью 55 километров в час, ее могло просто размазать о дно. Тем более что глубина в Белом море не самая большая: 300 метров всего.

— Мы, командный состав, понимали, что происходит. Но времени для паники не было: командир с боцманом вручную выправляли положение на рулях. А вахтенный, что стоял на центральном посту, начал биться в истерике: «Мы погибаем». Я ему рот ладонью зажал, он под мышкой, как воробей, спрятался и затих. Позже уже я осмыслил, что были мы на волосок от гибели.

Попугай смиренно сидит на плече у Кузьмича и внимательно слушает разговор. Иногда вставляет недлинные, но громкие рулады. И хохочет вместе со всеми.

— А знаете, какое на флоте самое «домашнее» животное? Крыса. Без них на надводных судах, можно сказать, никуда.

— Нет, там никакой живности не бывает. Там только человек способен выжить. Даже тараканов нет. Так вот, пришла наша лодка из плавания, жили мы на плавбазе. Там крыс было видимо–невидимо. Командир даже приказ издал: 10 крысиных хвостов — 10 суток отпуска. После обеда у нас был так называемый адмиральский час: нет ничего слаще, чем вздремнуть в этот часок. Прихожу в каюту — на столе крыса сидит. Я ее согнал. И спать. Внезапно меня к командиру дивизии Маслову вызывают. Вскакиваю, натягиваю «канадку». Вхожу к командиру, отдаю честь, а у меня в рукаве что–то как запищит! Крыса, оказывается, в отворот в куртке залезла, пригрелась и заснула. Прижал я ее рукой и стою. Пауза как в ревизоре. «Она же вас укусит», — таращит глаза комдив. «Нет, говорю, я ее держу. Разрешите — выйду, за борт ее выкину». «Ну и олимпийское у тебя спокойствие», — только и сказал Маслов, когда я вернулся. Позже он станет адмиралом, командующим Тихоокеанским флотом, но всякий раз, когда встречал, вспоминал эпизод с крысой. Жаль только хвост этот мне к отпуску так и не добавили — офицерам не положено.

Подводников не зря так часто с космонавтами сравнивают: их просто больше, а служба не легче, это точно. «На берег» Александру Кузьмичу пришлось сойти в 1965 году. Но насовсем не получилось.

— Мы в Минск переехали в 72–м — рассказывает Людмила Николаевна. — Я сюда просилась: здесь мама жила, болела. Он согласился на эту жертву — оставить море ради семьи. Но видела я, что на суше мой Кузьмич хандрит. Хоть и старается не подавать виду. Пять лет он преподавал в ВИЗРУ, а потом все–таки написал заявление в торговый флот. Это были уже не подлодки — сухогрузы да «банановозы», но зато снова в море. А я с сыновьями моталась по всем портам бывшего Союза — на короткие встречи.

Александр Кузьмич убежден, что морская служба — главное предназначение его жизни. Любые шторма и бури переносил он легко.

— Как–то в Бермудском треугольнике попали мы в жесточайший шторм. Скорость ветра — до 30 метров в секунду, высота волн — 10 — 12 метров. Корабль забирается на гребень волны, потом кренится на правый или левый борт и зарывается в волну так, что заливает все. В такие моменты самое главное — не потерять курс, идти против волны. Болтало нас так больше суток. Не спал никто, не ел: готовить–то невозможно. А капитан наш каждый час отправлял данные, сильно занижая и градус крена, и высоту волны. «Им там, на берегу, говорит, страшнее. »

— Милочка, хозяйка, шо такое, шо такое? — изумрудного цвета птица самым вульгарным образом вклинивается в нашу беседу. Кузьмич пригрозил баламуту «ссылкой» в кабинет. Снова тишина.

Гонки со «Скорпионом»

У Александра Волошина, ветерана Великой Отечественной войны и атомного подводного флота, понятное дело, немало наград. Но есть среди них одна, несколько необычная, я бы сказала: «Ветерану «холодной войны» на море».

— Это за «Скорпиона», — поясняет он.

Когда–то К–21 пришлось здорово поиграть в «догонялки» со знаменитой американской атомной подлодкой «Скорпион» в Баренцевом море. Американская субмарина нередко появлялась в нашей акватории, шпионила по полигонам.

— Наш акустик ее в подводном положении обнаружил, — вспоминает Александр Кузьмич, — была объявлена учебно–боевая тревога. Начали мы за ней следить. А она зигзагами уходит. Потом с кормы заходит — будто дразнит. Мы разворачиваемся — и снова за ней. А она виляет. Дали шифровку командующему флотом. Он высылает самолеты и надводные корабли. Наша лодка тоже поднимается в надводное положение. А «Скорпион» хитро так прекращает движение и становится на стабилизатор глубины. Стоит без движения, будто щука. Ни один прибор не работает. Запеленговать невозможно. Но через какое–то время им приходилось включать эхолот. По нему–то мы ее местоположение и определяли. Сутки мы в кошки–мышки играли, а потом американская подлодка ушла в сторону Норвегии. Впрочем, в годы «холодной войны» такие игры привычными были — мы у них по полигонам ходили, они — по нашим.

Что же касается «Скорпиона», знаменитым он стал уже после своей гибели. В 1968 году подлодка затонула в водах Атлантики, похоронив в своем чреве 99 членов экипажа. Подъем ее оказался невозможен, а причины гибели, как и в случае с «Курском», неясны.

Александр Кузьмич всегда в форме. «Не позволяю, — говорит, — возрасту одолеть». Он ведет обширную переписку с бывшими подводниками. В неделю получает иногда до нескольких десятков писем. Когда старый моряк работает в своем кабинете, супруга шутит: «Тише, он в море». А Кузьмич признается, что, наверное, это можно и не считать шуткой. Ведь всякий раз, вспоминая в письмах события тех далеких славных дней, он словно слышит шум далекого северного прибоя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *