автор так называемого цикла круга управления циклически повторяющегося процесса принятия решения
Шухарта–Деминга цикл
Содержание
Шухарт – основоположник цикла
Цикл Шухарта-Деминга (Цикл PDCA) – известная модель непрерывного улучшения процессов, получившая название цикла Шухарта-Деминга или цикла PDCA, применение которой в самых различных областях деятельности позволяет эффективно управлять этой деятельностью на системной основе.
Родоначальником данного цикла принято считать Уильяма Шухарта.
В 1931 году он опубликовал отчет об использовании контрольных карт и свою первую книгу «Экономическое управление качеством промышленной продукции».
В 1939 вышла его вторая книга «Статистический метод с точки зрения контроля качества».
В этих работах Шухарт изложил свои взгляды на статистический метод контроля качества производственных процессов и обеспечение на этой основе качества изготавливаемой продукции.
В управлении качеством выделяют три стадии:
Шухарт подчеркивает, насколько именно данная последовательность стадий необходима для использования в мире, где все процессы подвержены вариациям.
Эти три стадии трактуются как цикл из четырех шагов:
Потом Шаг 4 ведет к новому Шагу 1: перепроектируй продукт и цикл начинается вновь.
Шухарт утверждал, что необходимо постоянно улучшать качество продукции. Для этого он предложил также процессный подход не только при контроле над качеством, но и при организации производственных связей от операции к операции, обосновал необходимость организации производства не по функциональным признакам, а следуя процессу производства.
Эта горизонтальная структура организации и управления производственным процессом получила название системы Шухарта.
Развитие концепции Демингом
Есть еще другая версия, которая более предпочтительна для Деминга – PDSA:
Plan – Планируй.
Do – Сделай. Деминг рекомендует, чтобы «Шаг 2» проводился в малом масштабе: достаточно большом, чтобы получить полезную информацию, но не больше, чем необходимо на тот случай, если дела не пойдут удачно.
Study – Изучи.
Act – Действуй. За «Шагом 4» может последовать еще один проход по кругу, с использованием полученных знаний, или в связи с намеренно измененными требованиями, чтобы узнать еще больше или, напротив, это может быть последним шагом решения – принять или отклонить План.
Метод и цикл Шухарта-Деминга, который чаще называют циклом Деминга, обычно иллюстрируют схемой управления любым процессом деятельности, в том числе и процессом управления качеством.
В отличие от системы Тейлора, использование которой часто порождает конфликты из-за того, что четыре функции выполняются разными группами людей, система Шухарта-Деминга сводит все фазы внутрипроизводственного цикла в единый процесс, и они становятся элементами общей командной работы.
Прагматические аксиомы Деминга
Деминг сформулировал также ряд «прагматических аксиом».
1. «Любая деятельность может рассматриваться, как технологический процесс и поэтому может быть улучшена». Т. е. при управлении качеством любой деятельности и качеством результата этой деятельности необходим процессный подход.
2. «Производство должно рассматриваться как система, находящаяся в стабильном или нестабильном состоянии». Это значит, что результат решения конкретных проблем диктуется состоянием системы, поэтому необходимы фундаментальные изменения, касающиеся самой системы.
3. «Высшее руководство предприятия должно во всех случаях принимать на себя ответственность за его деятельность».
14 принципов Деминга
На основе этих аксиом Деминг вывел 14 частных принципов. Эти принципы известны как идеи из 14 пунктов менеджмента TQM.
Пункт 1: Постоянство Цели. Предприятие должно постоянно и целенаправленно улучшать качество продукции и предоставляемых услуг.
Это значит, что не надо делать ставку на кратковременную и быструю прибыль. С клиентом стоит наладить долговременные и взаимовыгодные отношения через стратегию, формирование портфеля сервисов, который базируется на качественных сервисах, представляющих ценность для этого заказчика.
Пункт 2. Ответственность за несоответствия, задержки, ошибки и дефекты должно брать на себя руководство предприятия.
Пункт 3: Прекратить зависимость от массовых инспекций. Не допускать появления дефектов без внешнего контроля.
Из этого следует:
Пункт 4: Прекратить закупку по самой низкой цене. Цена должна учитывать качество товара.
Пункт 5: Улучшать каждый процесс для повышения качества продукции, повышать производительность и уменьшать затраты.
Из этого следует:
Пункт 6: Обучать всех работников. Подготовка и переподготовка кадров должна быть внедрена в практику.
Из этого следует:
Пункт 7. Использовать новые методы руководства. Руководство должно помогать сотрудникам лучше делать свою работу. Роль руководителя – это роль учителя, а не судьи или приказчика.
Пункт 8. Изгонять страхи, чтобы все могли работать спокойно и эффективно.
Пункт 9: Разрушать барьеры.
Из этого следует:
Пункт 10. Отказаться от лозунгов и призывов, не подкрепленных соответствующими действиями и средствами.
Пункт 11. Исключить произвольно устанавливаемые задания и количественные нормы. Работник выполняет работу качественно столько, сколько сможет.
Пункт 12. Способствовать тому, чтобы работники гордились своей работой и квалификацией.
Пункт 13. Поощрять стремления работников к образованию и совершенствованию.
Пункт 14: Приверженность высшего руководства. Руководство должно быть ответственно за качество продукции.
Из этого следует:
Ссылки
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Цикл Деминга
Цикл Шугарта-Деминга – это эффективная модель управления качеством, оптимизация всех бизнес-процессов. Применяя такую технику, можно улучшить показатели в любой сфере деятельности. Нужно тщательно изучить все процессы, чтобы найти недостатки, слабые места и устранить их.
Как расшифровать PDCA и PDSA
Цикл качества Деминга еще обозначают аббревиатурой PDCA или PDSA.
Это составной термин, который означает:
То есть, модель представляет собой многоэтапный процесс, направленный на оптимизацию и улучшение. Это последовательность действий, которую рекомендуется применять любому руководителю во всех направлениях работы.
Кто придумал цикл Деминга
Модель построена на работе инженера Уолтера Шухарта, которые описал последовательные действия для управления качеством продукции. Схему: спланировать-сделать-проверить он предложил выполнять циклами. После успешного применения модели Шухарта экономист Уильям Деминг предложил дополнить модель еще одним действием – после проверки должна происходить корректировка и устранение дефектов и слабых мест. Деминг также разработал модификацию модели, которая стала называться PDSA. Об эффективной модели Деминг рассказывал на своих лекциях в Японии, и японцы начали называть ее по имени рассказчика – циклом Деминга.
В своей книге Шухарт так описывает все стадии управления качеством продукции:
Таким образом, можно создать новые стандарты качества, по которым любой производитель, обладающий нужными ресурсами, сможет в точности произвести продукт и любой инспектор по качеству сможет проконтролировать изготовление и сделать заключение о соответствии готового изделия установленной спецификации.
Все стадии своего цикла Шухарт изображал в виде круга, означающего необходимость непрерывности этих процессов. То есть, на последней стадии, во время контроля и тестирования обновленной продукции можно сразу делать выводы. Цикл Деминга определяет, что еще можно улучшить и изменить в новой спецификации для повышения ее качественных и функциональных характеристик.
После прохождения этого круга изменения принимаются или отбрасываются, или же повторяются по такому же циклу при других условиях – для проверки, можно ли еще больше улучшить полученный результат.
Зачем нужен цикл Деминга и как его использовать
Цикл Деминга включает ряд действий, которые выполняются перед принятием управленческих решений. По такой модели проверяется эффективность и экономическая целесообразность новых идей и продуктов, а также действующих продуктов или применяемых техник управления и ведения хозяйственной деятельности. Правильная проверка дает возможность выявить слабые места действующих бизнес-процессов, инструкций для работников, стандартов качества и других важных аспектов, от которых зависит прибыльность компании. При выявлении ошибок и слабых мест они устраняются и заменяются на более эффективные решения, которые также тестируются после внедрения. Главные моменты – чтобы что-то улучшить, нужно понять, что именно пошло не так и где можно внести изменения и стабилизировать полученный результат.
Этапы цикла Деминга
Этапы, из которых состоит постоянный круг действий по циклу Деминга:
Рекомендуется применять модель Деминга при проведении планерок, совещаний с сотрудниками. Чтобы увеличить объемы продаж и снизить переменные и постоянные затраты, нужно постоянно внедрять новые эффективные решения, анализировать текущее состояние дел, выявлять ошибки, недочеты и устранять их.
Как правильно формулировать цели
Цикл Деминга состоит из нескольких пунктов, первым из которых является планирование. Разработка плана начинается с выявления проблемы путем разностороннего анализа бизнес-процессов, поиска путей решения и постановки четкой, конкретной и измеримой цели. Если на этом этапе будут допущены грубые ошибки, весь цикл будет выполнен неэффективно, и повлечет за собой ненужные финансовые расходы.
Нельзя ориентироваться на прошлые цели, используя устаревшие данные по рынку, отрасли, конкурентам. Цели должны соответствовать реальной ситуации, имеющимся возможностям и ресурсам. Неэффективным также является планирование, в котором есть глобальные задачи, но нет детальной разбивки на мелкие действия.
Этапы правильного формирования целей, которые помогут улучшить процессы или качество готовой продукции (оказываемых услуг):
Технология SMART
Термином SMART называют способ формулировки целей.
В соответствии с концепцией, которая дала название термину, цель должна быть:
Примеры практического применения модели Шухарта-Деминга
Как применять модель Шухарта и Деминга на практике? Для примера используем следующую задачу: необходимо увеличить объемы продаж, при этом не увеличивая количество сотрудников и не повышая расходы на маркетинг.
Выполнение задачи разбивается на 4 этапа по модели Деминга-Шухарта:
Проанализировав ситуацию, запланировали ряд действий:
Внедрение изменений. Так как запланированные действия начинают давать результаты, хоть и не такие, как было запланировано, эта модель принята за основу и внедряется, но требует доработки. На следующем цикле уже прорабатывается система мотивации, оптимизация взаимодействия между разными категориями менеджеров.
Цикл Деминга, или PDCA: улучшение процессов разработки и управление качеством продукта
Цикл Деминга, или PDCA — это модель управления качеством и улучшения процессов, а ещё много вопросов, мифов и путаницы. Разбираемся, как всё устроено.
Цикл Деминга основан на философии бережливого мышления, как и все agile-методологии. У цикла Деминга и Lean одинаковые цели. Если забыли, что это за философия, то мы подробно рассказали о ней в статье «Знакомимся с Lean: как создать ценность без потерь».
Менеджер проектов должен не только хорошо владеть инструментами управления, к которым привык, но и всё время учиться новому. Иначе ему будет трудно успеть за изменениями, которые постоянно происходят в Digital. И PDCA — лишь одна из моделей, которая пригодится в управлении. На курсе «Руководитель digital-проектов» мы подробно разбираем каждую методологию и её преимущества.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства
CRM-маркетинга Out of Cloud.
Как использовать
цикл Деминга
Цикл Деминга помогает улучшить процесс работы и качество продукта. Тут нет фокуса на сроки, как, например, в Kanban. Главная идея:
Чтобы что-то улучшить, нужно понять, что не так, исправить это, а потом добиться стабильности процесса — сохранить полученные изменения. И если менять снова, то только в сторону улучшения.
Этапы цикла Деминга
PDCA | PDSA |
---|---|
P — plan — планируй | P — plan — планируй |
D — do — делай | D — do — делай |
C — check — проверяй | S — study — учись |
A — act — действуй | A — act — действуй |
Отличается только название одного этапа, а содержание остаётся прежним. Этапы цикла PDCA вне зависимости от сферы применения следует понимать так:
Сначала анализ процесса: разберитесь, в чём проблема, почему что-то не получается. Для этого надо привлечь всю команду, чтобы увидеть картину с разных сторон и понять, что и как можно улучшить. Потом план: установить сроки и согласовать с командой, что и когда нужно делать.
Работать согласно новому плану и не нарушать его условий.
Посмотреть на результат и понять, всё ли получилось так, как было задумано. Доволен ли заказчик, всё ли работает. А ещё проанализировать, как шёл сам процесс, чтобы в следующем цикле поменять что-то к лучшему.
Использовать план или менять: если всё получилось, то применить новые наработки, сделать процесс стабильным и пытаться улучшить ещё. Если нет, то вернуться к первому пункту и повторить всё сначала, но уже с работой над ошибками.
Как применять цикл Деминга
в IT-проектах
Цикл Деминга применяют и на производстве, и в IT. Только при работе над ПО лучше планировать короткие итерации и тестировать результат, а не выполнять все требования из ТЗ сразу.
Если проверку проводить в конце работы над ПО, то в случае ошибки придётся начинать сначала. Это возможно, но понадобится больше времени и денег.
Цикл Деминга на примере разработки сайта
Если вы руководите процессом разработки сайта, то шаги будут следующими:
Провести аналитику задачи, выявить требования и составить ТЗ. На этом этапе важно понять, что нужно заказчику и что хочет получить пользователь. Согласовать требования, установить сроки и план работ для первой итерации.
Выполнить план первой итерации. Например, сначала разработать главную страницу сайта.
Проверить, всё ли на главной странице соответствует плану и ожиданиям заказчика. Если нет, то выявить ошибки и слабые места.
Шаг 4. Корректировать
Исправить ошибки. Если надо, то изменить требования и сам процесс работы.
…и повторять цикл до конца разработки.
Сколько циклов нужно одному проекту
Все этапы повторяются столько, сколько необходимо для достижения цели. Если ваша цель — довольный заказчик, то можно перестать повторять циклы, когда он одобрил результат.
Как цикл Деминга связан с Agile
Если сравнить цикл Деминга со спринтом в Scrum, становится понятно, что процессы похожи.
ЦИКЛ ДЕМИНГА | SCRUM |
---|---|
Plan — планируй | Планирование спринта |
Do — делай | Выполнение задач спринта |
Check — проверяй | Презентация итога спринта |
Act — действуй | Пересмотр требований и смена стратегии |
А чтобы сравнивать было проще, прочитайте статью «Будь гибким: как понять Scrum и создать agile-команду». Там мы рассказали про принципы методологии, роли в команде, а также объяснили, как работать короткими спринтами.
Чтобы закрепить знания, вспомним, какие этапы вас ждут, если вы решите использовать модель PDCA.
Краткий чек-лист
✔️ Plan — понять, что и как делать.
✔️ Do — сделать все четко по плану.
✔️ Check — проверить, что получилось.
✔️ Act — исправить ошибки, изменить план или процесс.
✔️ Повторить весь цикл, но уже опираясь на полученные знания.
История цикла Деминга
В 1939 году инженер Уолтер Шухарт описал три стадии управления качеством: запланировать — сделать — проверить. И предложил повторять их циклами, чтобы улучшить процессы на производстве.
Потом экономист Уильям Деминг использовал идеи Шухарта, сформулировал цикл из четырёх шагов «планируй — делай — проверяй — действуй» и применил его на японском производстве. Позже он ввёл модификацию цикла, и PDCA стал называться PDSA.
В 1950-х Деминг читал лекции в Японии, рассказывал про цикл Шухарта. Японцы стали называть его циклом Деминга, по имени рассказчика. Так название и прижилось.
Заключение
Цикл Деминга — только одна модель управления качеством. Но есть и другие способы улучшить процессы. А новые методологии появляются каждый год.
Чтобы лучше воспринимать новую информацию, нужно сразу её использовать. А чтобы избежать ошибок, начинайте свой путь под руководством преподавателей-практиков.
Цикл Деминга (PDCA): алгоритм управления
Цикл Деминга (PDCA) закладывает в управление процессом постоянное улучшение качества.
Статья расшифровывает эти два понятия и объясняет, как использовать цикл Деминга в ежедневном управлении продажами и бизнесом.
Читайте в статье:
ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): 4 ЭЛЕМЕНТА
Цикл качества PDCA – это аббревиатура процессного подхода к управлению бизнесом. Он был разработан У.Шухартом в 1939г. и затем доработан Э.Демингом при внедрении системы Всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM) в японские компании.
Э.Деминг сформулировал формулу успеха бизнеса: обеспечить качество и повысить качество. Если вы работаете над постоянным повышением качества, это значит, что вы постоянно работаете над процессом, который создает это качество.
В применении к управлению продажами вы работаете надо постоянным улучшением каждого этапа процесса продажи.
Модель цикла Деминга (PDCA) состоит из 4-х элементов, каждый этап содержит определенные действия. Этапы замыкаются в цикл.
Так как цикл не имеет завершения, PDCA действия должны повторяться снова и снова для того, чтобы осуществлялось постоянное улучшение процесса.
ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): КОГДА ВНЕДРЯТЬ
Если ваш отдел продаж еще не «живет» по модели PDCA, внедряйте его в следующих ситуациях:
ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ (PLAN)
На этом этапе вы формулируете цель, делаете предположения и разрабатываете теории. Определяете результат и метод его измерения, разрабатываете Action plan для ее достижения.
С одной стороны вы имеете дело с бизнес-процессом, и вы знаете об «узком» месте, которое следует улучшить. Это может быть операционная составляющая или что-то по вашему продукту и/или сервису.
С другой стороны, вы постоянно тестируете свой анализ и прогнозирование развития ситуации. В какой степени точно вы можете диагностировать и описать проблему? Насколько точно вы сможете оценить свои достижения? Какие проблемы могут возникнуть в ходе работ, и какие из них вы не смогли предвидеть?
Вы анализируете, что не так с продуктом, со стратегией продаж или методами продаж. Пытаетесь понять, какие изменения вы можете внести. И какие результаты смогут улучшить процесс.
Ваши действия в цикле Деминга на этапе планирования:
ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): ВНЕДРЕНИЕ
ВНЕДРЕНИЕ (DO)
На этапе Do создаются условия, и осуществляется необходимое обучение или дополнительная поддержка для выполнения плана. Важно, чтобы отделы продаж / маркетинга полностью понимали цели и план и согласовывали процедуры, необходимые для выполнения плана. Затем работа выполняется в соответствии с этими процедурами.
На этом этапе цикла PDCA Деминг предлагает не просто принять решение и внезапно пересмотреть и перестроить все операции процесса.
Очень важно внедрять изменения итерациями, наблюдая за тем, как ваши гипотезы подтверждаются или опровергаются.
ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): ИЗУЧЕНИЕ
ПРОВЕРКА (CHECK) ИЛИ ИЗУЧЕНИЕ (STUDY)
Если результат не тот, который вы прогнозировали, вам необходимо понять, почему вы не смогли предвидеть этот результат.
На этом этапе цикла PDCA вам важно спросить у себя не просто «Сработало ли это?», а «Почему это сработало?».
В управлении отделом продаж на этом этапе цикла Деминга вы осуществляете основные аналитические действия: анализируете собранную статистику продаж, оцениваете результат, делаете прогноз.
Этот этап является основным в цикле PDCA: чем качественнее вы изучите результат, тем выше вероятность в дальнейшем ускорять внедрение изменений и не допускать ошибок.
Ваши действия на этапе Check-Study:
ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): ВОЗДЕЙСТВИЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ (ACT)
На этом этапе цикла Деминга вы внедряете рекомендуемые измения. Вы устраняете обнаруженные недочеты. Закрепляете полученное знание в регламентах и стандартах, спецификациях и инструкциях.
На этом этапе цикла вы закладываете основу для перехода на новый цикл PDCA – на стадию планирования.
Все новые результаты, которых вы добились в цикле Деминга после их внедрения вновь создадут предпосылки для новых узких мест, которые вы сможете улучшить.
Вы начнете новый цикл PDCA заново.
Цикл Деминга (PDCA)
ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ПРИМЕР № 1: ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДАЖ
На этапе Планирования при формировании планов продаж вы изучили рынок, сделали прогноз по каждому сегменту клиентской базы, использовали методику SMART и постав, декомпозировали свою цель, рассчитали показатели эффектиности KPI, внедрили их в систему материальной мотивации, провели собрание и подготовили коллектив к тому, что он стартует новый этап развития и работает по новым планам.
Далее, в течение 2-х недель, по следующему этапу цикла Деминга – Внедрение – вы внедряете плановые показатели и контролируете их выполнение, собираете аналитику. На этом этапе у вас формируется видение и понимание узких мест и разрывов. Но для того, чтобы сформулировать верное решение относительно тех действий, которые вы должны совершить с целью корректировки первоначальных планов, вы должны перейти на следующий этап – Анализ/Изучение/Обучение.
На 3-м этапе цикла Деминга – Изучение – проведите анализ слабых мест. Где вы совершили ошибку в прогнозе? Что можно сделать, чтобы заложенный план все же выполнялся отделом продаж? Какие ресурсы необходимы для этого?
Вы изучаете выполнение планов продаж. Сравниваете результаты с прогнозом. Если обнаружены отклонения, проводите изучение причин, чтобы предотвратить их повторение.
У вас формируется видение и понимание узких зон в конъюнктуре рынка, процессе продажи или техниках продаж, по причине которых вы не можете выполнить свои планы продаж.
На этом этапе цикла Деминга вы формируете понимание тех мер воздействия на процесс продаж, которые помогут выполнить данный план продаж. Или корректируете его.
На этапе Воздействия цикла Деминага вы внедряете корректировки условий выполнения планов продаж. Это может быть изменение структуры отдела, корректировка распределения клиентских сегментов по менеджерам, ужесточение режима работы и проч.
Устраните потери качества с помощью техник продаж. Если удалось, то оставляйте планы продаж прежними, если нет, то корректируйте их с сторону снижения.
ПРИМЕР № 1: ПЕРЕГОВОРЫ С КЛИЕНТОМ
Очень важная практика внедрения новых навыков активных продаж в вашей команде. Неоднократно применяли этот метод в развитии продаж в В2В компаниях.
Наставник осуществляет следующие действия при подготовке, проведении переговоров и анализе результатов после встречи:
Этот метод использования цикла Деминга показывает отличные результаты в обучении продавцов сложным методам продаж в сложных сделках с длинным циклом.
Благодаря PDCA-приемам цикла Деминга РОП снижает временные затраты на обучение всего отдела. Процесс внедрения изменений в обучение и закрепление навыков активных продаж проходит очень результативно.
Цикл Деминга не имеет конца, это непрерывный цикл улучшения процесса продажи, усиления клиентской базы, улучшения техник продаж.
Придерживайтесь алгоритма цикла Деминга (PDCA) для постоянного повышения процесса продажи и увеличения продаж.
Вы узнали какие элементы содержит принцип управления по циклу Деминга (PDCA) и как его применять в управлении отделом продаж.