аз упало на подводной лодке что это значит
Когда С-80 после испытаний на Каспии была переведена в Баренцево море и приписана к порту Оленья Губа, легендарный советский подводник, вице-адмирал Георгий Егоров выходил на ней в море, чтобы убедиться, что все системы работают как следует. Лодкой он остался доволен: С-80 показала себя превосходно и погрузилась на рабочую глубину в 170 метров.
Однако уже тогда вице-адмирал заметил, что командир подлодки, капитан III ранга Анатолий Ситарчик слишком нервничает и то и дело допускает ошибки. После возвращения в порт Егоров порекомендовал штабу дивизии проверить психологическое состояние капитана Ситарчика и посоветовал лодку в море не выпускать, а личному составу тренироваться на базе.
Но в штабе дивизии Ситарчик был на хорошем счету. Сослуживец Ситарчика Евгений Чернов отзывался о нём положительно. Он вспоминал, что тот был смелым и решительным командиром и грамотным подводником. Возможно, поэтому 26 января 1961 года, несмотря на надвигающийся шторм, С-80 была отправлена в плановый поход. На её борту было 68 человек: вместе с экипажем Ситарчика в поход пошёл командир однотипной подлодки, капитан III ранга Николаев с частью своих подводников.
Исчезновение в шторм
Подводная лодка проекта «644» в море. Фото © rigapodplav.narod.ru
Худшие опасения Егорова подтвердились — с лодкой что-то случилось. Искать субмарину начали сразу, но как в глубоком ледяном море найти то, что по заданию должно было уметь скрываться? На берегу сходили с ума от неизвестности сослуживцы, в горе обливались слезами жёны и дети подводников, но суровое Баренцево море оставалось равнодушным к их мольбам.
Только 3 февраля гражданские рыбаки обнаружили в сетях траулера сигнальный буй с С-80, но не смогли назвать военным точные координаты места, где нашли его. Тем не менее поиски по маршруту траулера продолжались до середины февраля, а потом прекратились. Все поняли, что подлодка погибла. Вскоре С-80 была навсегда вычеркнута из состава флота.
О судьбе подводников ничего не знали целых семь лет. Но иногда море всё же отдаёт свои тайны. В 1968 году военным морякам стали жаловаться рыбаки. Они теряли сети, цепляясь за что-то на дне в одной и той же точке Баренцева моря. Наконец, летом 1968 года на место вышло спассудно «Алтай», которое опустило вниз батискаф и обнаружило субмарину, лежавшую на глубине в 200 метров.
Решение о подъёме лодки принималось на самом верху; операцию назвали «Глубина». Дело осложнялось тем, что на лодке всё ещё находились крылатые ракеты, а пробывшие в воде много лет торпеды могли взорваться в любой момент. Для организации работ в Баренцево море вышла экспедиция особого назначения (ЭОН-10), в которую входили два судна для работы на глубине, четыре спаскорабля и буксиры. В море сотрудников ЭОН охраняли военные корабли.
Летом 1969 года под субмарину подвели стропы, затем лодку приподняли и отбуксировали в бухту Завалишина. Дальше её поднимали понтонами, а затем оттащили в бухту Наша, где лодку обследовала спецкомиссия.
«Пытку выдержали не все. «
Первыми в лодку зашли минёры. Затем на правах кораблестроителя в неё спустился вице-адмирал Ростислав Дмитриевич. «В лодку я вошёл с кормы — через аварийный люк в седьмом отсеке. Подводники были лицом вниз. Все — в соляре, выдавленной из топливных цистерн внутрь корпуса. В первом, третьем, втором и седьмом отсеках были воздушные подушки. Удивительно, но тела хорошо сохранились, многих я узнавал в лицо… Те, кого сталь спасла от мгновенной смерти, погибли от удушья. Страшный конец. Все кислородные баллоны дыхательных аппаратов были пусты. Тяжелейшую пытку выдержали не все. Во втором отсеке нашли мичмана, замкнувшего руками шину, по которой шёл многоамперный ток. Один матрос затянул на своей шее петлю, лёжа в койке. Другие держались до последнего. Командир С-80 и его дублёр В. Николаев были найдены в жилом офицерском отсеке. Видимо, они спустились на ночной завтрак в кают-компанию. Они едва успели выбежать в проход…»
Так почти сразу стало ясно, что капитаны повлиять на исход ситуации не могли — их просто не было на мостике. В ходе расследования стало очевидно, что моряки в отсеках № 6 и № 7 пытались выйти из С-80 с помощью спецаппаратов для дыхания ИДА-51, но переборка не выдержала давления, отсеки заполнились водой. Все утонули.
Подводники в отсеке № 1 прожили ещё почти неделю. Но в конце концов ледяная вода заполнила и это пристанище. Что ощущали вдовы и матери, когда им через столько лет отдавали тельняшки, письма, книги погибших мужей, сыновей и братьев, вообразить нельзя и, наверное, не надо.
Во всём виноват север?
С-80 после подъёма на поверхность. Фото © rigapodplav.narod.ru
Комиссия пришла к выводу, что к затоплению С-80 привело попадание забортной воды в шахту, по которой к дизельному двигателю подлодки подавался воздух. Эта шахта была открыта, когда подлодка находилась в надводном положении. Обогрев поплавкового клапана оказался отключён. Когда температура воздуха опустилась ниже ноля, клапан заледенел. А когда подлодка 27 января 1961 года в 1:27 пошла на погружение — не смог автоматически закрыться.
Счёт шёл на секунды. Если бы экипаж был хорошо обучен и знал свои обязанности назубок, катастрофы можно было бы избежать. Но машинист доложил о проблеме на мостик, где специалист-трюмный был обязан гидравлическим рычагом перекрыть поступление воды.
Трюмный совершил роковую ошибку и, вместо того чтобы закрыть шахту, ещё больше открыл её. Комиссия признала: была вероятность, что на месте трюмного стоял моряк с другой подводной лодки, на которой рычаг закрывался в противоположную сторону.
Увидев, что ошибся, трюмный вместе с товарищами попытался вручную закрыть второй затвор шахты. Моряки погнули запорный рычаг, но успели закрыть затвор лишь на восемь оборотов, затем шток клапана погнулся под напором воды и закрыть его стало невозможно. Лодка всё ещё могла спастись — надо было в оставшиеся секунды продуть аварийно-балластные цистерны и выровнять субмарину гребными электродвигателями. Но этого не сделали.
Тайна раскрыта, вопросы остались
После расследования причин катастрофы командование приказало разработать и внедрить на советские лодки новые системы обнаружения поступления забортной воды. Была модернизирована система продувания цистерн, изменён вид рычагов управления и внесены изменения в конструкцию подлодок — теперь ими стало возможно управлять и при больших дифферентах.
Но некоторые эксперты остались при своём мнении. Например, командир экспедиции Сергей Минченко считал, что в тот миг, когда случилась катастрофа, советская лодка совершала рискованный манёвр, уходя от столкновения с каким-то объектом. На это указывал вертикальный руль — он был повёрнут на 20 градусов влево. Минченко посчитал, что С-80 резко отворачивала, чтобы не врезаться в неизвестное судно.
Другие эксперты указывали на то, что предположение об обледенении клапана шахты недоказуемо и что причиной гибели С-80 стала недоброкачественная сборка — резиновый уплотнитель клапана выдавило, и он перестал закрываться. Как бы то ни было, провести повторную экспертизу невозможно — в том же году лодку разрезали на металл.
Все погибшие моряки были похоронены в общей могиле в посёлке Оленья Губа. Обстоятельства их гибели были доведены до сведения всего личного состава советского подводного флота, а в «Наставление по борьбе за живучесть подводной лодки» в 1971 году вошли особые рекомендации, основанные на результатах расследования.
Военная тайна Чем на самом деле занимался АС-31 «Лошарик», на котором погибли 14 моряков-подводников
Согласно официальному сообщению Минобороны, потерпевшая в июле в Баренцевом море аварию атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31 «Лошарик» занималась проведением батиметрических измерений. Впоследствии военные и чиновники, сославшись на секретность, отказались раскрывать подробности инцидента и конкретное содержание задач, решаемых научно-исследовательским глубоководным аппаратом. Тем не менее возможно предположить, чем мог бы заниматься АС-31 «Лошарик» в российских территориальных водах и чем станция в действительности занималась. «Лента.ру» рассказывает, какие задачи мог выполнять аппарат.
Подгоревший шарик
Хотя официально конструкция научно-исследовательского глубоководного аппарата по понятным причинам не раскрывается, из неофициальных источников известно, что АС-31 «Лошарик» предназначен для проведения операций на морском грунте на глубине до шести километров, включающих, в частности, освещение окружающих ландшафтов, манипуляцию с различными внешними изделиями, например установку разнообразных датчиков и резку подводных кабелей, и наконец, общую разведку. Для выполнения таких задач глубоководный аппарат предположительно оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами.
Материалы по теме
Тайна «Лошарика»
Конструктивно корпус АС-31 «Лошарик» скрывает семь титановых относительно независимых друг от друга сферических отсеков, связанных между собой переходами. В хвостовых отсеках, предположительно, находится атомная энергетическая установка. Общая длина субмарины — 69 метров, ширина — 7 метров, скорость подводного хода — 30 узлов. Автономность плавания — по разным данным, вероятно, в зависимости от решаемых задач — несколько суток или месяцев. Общее пространство внутри семи сфер, которое может занимать экипаж из 25 человек и оборудование, как нетрудно подсчитать, будет составлять порядка одной тысячи кубических метров. Для дальних или продолжительных миссий АС-31 «Лошарик» требуется носитель, однако глубоководный аппарат, будучи небольшой подлодкой, может обходиться и без средства выведения.
Так чем же мог заниматься и занимался в действительности АС-31 «Лошарик» в российских территориальных водах у берегов Кольского полуострова?
Китайское дно
Прежде всего, стоит вспомнить, что в сентябре 2012 года АС-31 «Лошарик», выводимый атомной подводной лодкой специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 09786 (667БДР «Кальмар»), в рамках экспедиции «Севморгео» в район северного полюса, извлек с глубины более двух километров керны, которые впоследствии использовались Москвой в качестве доказательства принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российской части континентального шельфа.
Политическую и экономическую важность таких работ нельзя недооценивать, поскольку общая площадь подводных территорий, рассматриваемых Россией как продолжение собственного континентального шельфа (естественной части материка), оценивается в 1,2 миллиона квадратных километров. В Минприроды уверены, что запасы углеводородов под расширенным материковым шельфом составляют пять миллиардов тонн условного топлива, иначе — 12 процентов мировых запасов нефти.
Материалы по теме
До полюса
Поскольку последние работы АС-31 «Лошарик» в Баренцевом море велись в непосредственной близости от Кольского полуострова на глубине не более 300 метров, сомнительно, что какие-либо материалы, добытые с такого участка, могут представлять ценность для обоснования территориальных претензий России. Однако тут интересно другое.
В июне лоцманской службой мурманского филиала «Росморпорта» была выполнена навигационная операция по выгрузке плавучей буровой установки Nan Hai 8, расположенной на специализированном судне-доке Red Zed I. Ожидается, что китайская техника будет использоваться для освоения Русановского газового месторождения в Карском море, где обнаружено более 390 миллиардов кубометров газа. Учитывая интерес Китая к Арктике, ведущиеся в Поднебесной работы по созданию собственных глубоководных аппаратов и острую потребность России в технологической модернизации и финансовых ресурсах, нельзя исключать некоторое весьма специфическое сотрудничество между Москвой и Пекином, предполагающее обмен имеющимися у сторон возможностями и ресурсами. И все же такой сценарий выглядит надуманным.
Русская звезда
Другой вариант, который тоже имеет право на существование, связан с беспилотным ядерным подводным аппаратом «Посейдон». Дело в том, что третьим носителем АС-31 «Лошарик», кроме БС-136 «Оренбург» и БС-64 «Подмосковье», может выступать атомная подводная лодка К-329 «Белгород» проекта 09852, которая должна первой получить шесть «Посейдонов». Спуск К-329 «Белгород» на воду на «Севмаше» состоялся в этом году. Известно, что субмарина способна опускаться на глубину более 500 метров и развивать скорость выше 30 узлов, а ее совместные испытания с «Посейдоном» должны состояться этим летом.
Материалы по теме
Как быстро российские ракеты долетят до США
Тем не менее явно не прослеживается, как конкретно инцидент с АС-31 «Лошарик» может быть связан с К-329 «Белгород». По имеющимся сведениям, последним носителем глубоководного аппарата был БС-136 «Оренбург» или БС-64 «Подмосковье», однако почему-то заметка «Красной звезды», официального издания Минобороны России, посвященная случившемуся, изначально сопровождалась ранее неизвестной схемой, напоминающей подлодку К-329 «Белгород» с прикрепленной снизу одной небольшой субмариной (впоследствии схема исчезла с сайта «Красной звезды»). Не исключено, что речь может идти о преднамеренной утечке, как было в ноябре 2015 года со стратегическим подводным беспилотником «Статус-6» (укрупненная версия «Посейдона»), небрежной работе дежурного администратора издания либо топорных попытках российского военного ведомства принять участие в информационной войне.
Не тот шарик
Вполне возможно, что АС-31 «Лошарик» действительно, как сообщило Минобороны, занимался проведением батиметрических измерений. Однако в таком случае непонятно, зачем это делать в непосредственной близости от Кольского полуострова в нескольких десятках километров от границы с Норвегией. Интерьеры донных ландшафтов на таких территориях должны быть известны Минобороны достаточно хорошо, в противном случае ни о какой автономности «Посейдона», тем более в неисследованных глубинах океана, не может быть и речи. Да и само использование АС-31 «Лошарик» для гидрографических работ на глубинах до 300 метров представляется избыточным и неэффективным.
Таким образом, использование АС-31 «Лошарик» в гидрографических целях у побережья Кольского полуострова, вероятно, если и имеет смысл, то лишь в формате учений, испытаний оборудования или отработки технологий.
Наразворачивали
Четвертый вариант последнего применения АС-31 «Лошарик» — отработка методов транспортировки и применения изделий, предназначенных для размещения на морском дне. Такие устройства в зависимости от предназначения могут быть использованы, например, для отвлечения иностранных подводных лодок и американской гидроакустической противолодочной системы SOSUS (SOund SUrveillance System, Звуковая система наблюдения), расположенной на условной линии, соединяющей Гренландию и Британские острова, в то время пока российские субмарины покидают Кольский полуостров и уходят в Северную Атлантику, прослушивания акустических сигналов, производимых зарубежными подлодками, либо нарушения целостности и прослушка подводных гражданских и зарубежных военных кабелей связи или подрыв той же SOSUS.
Именно такой сценарий использования АС-31 «Лошарик» на Западе считают наиболее вероятным, заявляя, что авария на атомной глубоководной станции произошла во время летнего периода эксплуатации лодок Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны России — предшествующих развертыванию в Северной Атлантике работ. Использовать АС-31 «Лошарик» для таких работ можно, но, хотя бы из соображений безопасности, не нужно.
Материалы по теме
Подводная охота
Причина — в распоряжении ГУГИ есть хорошо себя зарекомендовавшее океанографическое исследовательское судно «Янтарь», выступающее носителем обитаемых неатомных автономных глубоководных аппаратов «Русь» и «Консул» (оба — с глубиной погружения около шести километров), а также допускающее, вероятно, размещение аппаратов «Мир». Именно «Янтарь» принимал участие в марте 2017 года в операции по извлечению бортового оборудования переносимых авианосцем «Адмирал Кузнецов» самолетов МиГ-29КР и Су-33, утерянных Россией в ноябре и декабре 2016 года в Средиземном море, соответственно. Важно, что еще раньше, в октябре 2016 года, данный корабль был замечен вблизи сирийского побережья как раз там, где располагаются подводные линии связи.
Проходной двор
И наконец, пятый и наиболее приемлемый сценарий последнего использования АС-31 «Лошарик» предполагает отработку размещения элементов российской позиционной системы подводного наблюдения «Гармония», аналог SOSUS, которую образуют специальные подводные роботизированные комплексы, выходящие из подводной лодки и разворачивающие на морском дне автономные донные станции (АДС).
Как следует понимать выражение «Азэ (АЗ) упало»?
Что такое Азэ и куда оно падает?
Вероятнее всего идёт речь об аварийном останове реактора..
Для того, чтобы создать отрицательную реактивность (т.е. чтобы в цепочке ядерной реакции количество нейтронов уменьшалось) и тем самым остановить процесс вводят поглотители нейтронов, например графитовые стержни с кадмием..
При каких-либо нештатных ситуациях автоматика вводит стержни (они именно «падают») и тут реакция прекращается..
Поэтому и говорят, что «АЗ падает»..
Подлодка изначально была предназначена для дальнейшего оттачивания и отработки будущих концепций вооружений ВМФ. В их число входят системы противодействия, а также совершенно нетрадиционной нагрузки – ранее эти задачи подразделялись между несколькими подводными кораблями.
Подводная лодка «Jimmy Carter» сохраняет в полном объеме свой военный потенциал, свойственный лодкам подобного класса. «Jimmy Carter» может нести автономную вахту, а также и в составе флотского соединения. Подлодка может использоваться в возможной подводной войне в качестве ударной субмарины. Все возможности подлодки этого класса трудно перечислить: она может заниматься особыми задачами наблюдения и скрытной разведки, может выполнять специальные тайные операции, может вести минную войну, а также скрытно участвовать в наступательных действиях.
Ещё в 2005 году подводная лодка «USS Jimmy Carter» была включена в состав действующего подводного флота ВМФ США, в котором и продолжает нести службу до сегодняшнего дня.
Рассказал друг, работавший начальником ОВД
Прислали курсантов из высшей школы милиции для стажировки в уголовном розыске. Что бы не показывали в фильмах и рассказывали в книгах, в этой работе много разной рутины, которую тоже надо делать.
Приходит женщина с жалобой на неизвестного телефонного хулигана. Поручили это одному из стажеров. Через несколько часов упорного труда, он принес несколько полностью исписанных листов бумаги.
Только первые строчки были написаны обычными словами, а все остальное составляло перечень ругательств и угроз сексуального характера, которые употреблял звонивший. Его фантазия в формулировании этих выражений поражала воображение. Еще больше поражал идиотизм стажера, в течение нескольких часов коловшего заявительницу и фиксировавшего все это. Смеху было много.
Однако один из оперов, читая этот опус, заметил обороты, свойственные морякам. Изучив связи заявительницы, обнаружили у уволенной с ее подачи уборщицы мужа, когда-то служившего на подводной лодке.
Мужика привлечь не удалось, это сложно, но хулиганство по телефону прекратилось.
В первых «Улицах» такое было. При ограблении один из налетчиков говорит: «У тебя что, АЗ упало?»
Так выяснили, что он лодочник и служил вместе с одним из ограбленных (наводчиком).
АЗ — аварийная защита реактора подлодки.
Было еще там что Казанова со стажёра стебался:»Тебя где так научили протокол составлять?» А в самой первой серии Казанова протокол читал:» Во время осмотра жена трупа, гражданка Сергеева, находилась в нетрезвом виде, мешала производству осмотра, обзывая лицо, производящее осмотр, мудаком, козлом и говном.»
По сюжету подсказку дал уголовник, которому Дукалис сказал то же самое, и тот предположил, что Дукалис служил на атомной подводной лодке. Уголовника, кстати, играл Сергей Рост.
Верно-верно. «Шершавый» сначала даже Дукалиса за лодочника принял. Вообще первые «Менты» — это была вещь.
Ответ на пост «Не прокатило»
35 лет назад матрос Сергей Преминин предотвратил ядерную катастрофу у побережья США
Внешние повреждения К-219 в результате взрыва баллистической ракеты 3 октября 1986 года
К-219 строилась с мая 1970 года по проекту 667А «Навага» в Северодвинске, ее спуск на воду состоялся 31 декабря 1971 года. Говорят, что бутылка шампанского при этом сразу не разбилась.
По классификации НАТО этот тип подводных лодок обозначался как Yankee I. В феврале 1972 года судно вошло в состав Северного флота с базированием в Гаджиево, в Мурманской области, а в 1975 году оно было модернизировано по проекту 667АУ «Налим», что позволило установить на нем ракеты с ядерными боеголовками с увеличенной дальностью — до 3 тыс. км. На борту имелось также шесть торпедных аппаратов, причем две из шестнадцати торпед также несли в себе ядерные заряды.
31 августа 1973 года на К-219 уже случился инцидент, в чем-то аналогичный тому, что погубит подлодку тринадцать лет спустя. В ракетную шахту №15 из-за разгерметизации начала проникать вода, вступившая в реакцию с одним из компонентов ракетного топлива — димером диоксида азота. Это было вполне типичное явление для того времени. Образовавшаяся в результате реакции азотная кислота разъела систему подачи топлива, сработала система пожаротушения, один член экипажа погиб, несколько других отравились компонентами ракетного топлива, ракетная шахта оказалась затоплена, однако субмарина при этом самостоятельно добралась до базы, и в дальнейшем шахта №15 была просто заварена и не использовалась.
4 сентября 1986 года подводная лодка, сменив перед этим экипаж и командира, которым стал капитан 2-го ранга Игорь Британов, вышла на свое последнее дежурство к берегам Америки. Экипаж был переведен с аналогичной субмарины К-241, обновившись при этом на треть. Боцмана заменили буквально за два часа до отплытия. Такое в годы напряженного противостояния с США тоже случалось очень часто, и чрезвычайные ситуации следовали одна за другой, со времен предыдущей аварии подводной лодки не прошло и полгода.
После ремонта при контрольном выходе в море в ракетной шахте №6 была выявлена течь, однако ввиду напряженного графика подготовки к походу это замечание просто сняли, о неисправности не докладывали и сигнализацию отключили. Дежурство советских подводных лодок у восточного побережья США осуществлялось в рамках доктрины ядерного сдерживания — чтобы гарантировать короткое время отклика на атаку противника в случае ядерной войны.
Ответственный за ракетное вооружение капитан 3-го ранга Александр Петрачков боролся с открывшейся вскоре после погружения в Баренцевом море течью в ракетной шахте подручными средствами — лишнюю воду сливали шлангами в ближайший гальюн — и, как утверждается, не докладывал об этом капитану судна. Катастрофы, возможно, удалось бы избежать, однако в районе Британских островов советскую подлодку засекла гидроакустическая система СОСУС, и ей «на хвост» села американская субмарина USS Augusta. Американским подводным лодкам удавалось незамеченными следовать в непрослушиваемой зоне за кормой, однако советские подводники с этим боролись: взяли за обыкновение выполнять резкие маневры для того, чтобы оглядеться и выявить потенциального противника, — у американских военных эти маневры получили название Crazy Ivan («Сумасшедший Иван»).
Какое-то время в ходу была и альтернативная неофициальная версия катастрофы, согласно которой утечку вызвало столкновение с той самой подводной лодкой USS Augusta, однако и ВМС США, и сам командир К-219 Игорь Британов всегда отрицали факт такого столкновения.
Экипаж был вынужден покинуть ряд отсеков, задраив герметичные переборки, на подлодке продолжался пожар и она фактически была разделена на две независимые части. Судьба офицера Петрачкова, скрывшего неисправность и фактически принявшего на себя основную вину, вызывает разногласия. По официальной версии он погиб от отравления ядовитыми парами окислителя, по другим свидетельствам — сознательно остался в аварийном отсеке.
На подводной лодке было установлено два ядерных реактора. Перед аварией на мощности 30% работал реактор правого борта. После всплытия был введен в работу также реактор левого борта на 50%. В конце первых суток питание правого борта пропало, сработала его аварийная защита, однако компенсирующие решетки не опустились в требуемое положение. Датчики показали резкое повышение температуры, что грозило расплавлением активной зоны и взрывом реактора. Чтобы заглушить реактор, необходимо было опустить компенсирующие решетки вручную, получив при этом значительную дозу радиации. Это предстояло сделать командиру реакторного отсека старшему лейтенанту Николаю Беликову и двадцатилетнему матросу Сергею Преминину. Работая по очереди при температуре 70°C, они смогли опустить три из четырех компенсирующих решеток, после чего Беликов потерял сознание. Преминин еще дважды входил в камеру в одиночку, прежде чем сумел справиться с последней решеткой. Расплавление активной зоны реактора было предотвращено, однако выйти Преминину уже не удалось: из-за разницы давлений не открывался люк, отделяющий реакторную выгородку от контрольного поста, к тому же оттуда просачивался ядовитый газ.
«Когда были опущены три решетки и наполовину четвертая, люди вышли, потому что устали, командир группы, офицер Беликов, потерял сознание от усталости, от перегрева. И тогда Сергей Преминин сказал, и в этом его подвиг: я один пойду, я сам справлюсь», — рассказывал десять лет назад в интервью «Первому каналу» Геннадий Капитульский, в 1986 году — капитан 3-го ранга, командир дивизиона движения К-219.
Матроса Преминина, ценой своей жизни предотвратившего ядерную катастрофу и конфликт с США, посмертно наградили орденом Красной Звезды, а позже, в 1997 году, ему было присвоено звание Героя Российской Федерации. Сергею Преминину поставлены памятники, его именем названы улицы, также возникала инициатива наградить советского матроса медалью «Пурпурное сердце», учрежденной для американских военнослужащих, раненых или погибших в бою.
После всплытия К-219 была установлена связь с ближайшими советскими гражданскими судами, которые смогли прибыть к месту аварии только на следующие сутки. Первым был рефрижератор «Федор Бредихин» Латвийского морского пароходства, затем лесовоз «Бакарица», танкер «Галилео Галилей» и др. В районе аварии находились также американские суда, патрульные самолеты с Бермудских островов и вышеупомянутая подводная лодка USS Augusta, также предложившие свою помощь, от которой советские подводники отказывались во избежание попадания военных секретов в руки вероятного противника. Впрочем, особо критичных секретов там и не было, поскольку подводная лодка была устаревшей конструкции.
Игорь Британов последним покидает тонущий корабль
«Это мой корабль. Да, на нем случилась авария, беда, но он же на плаву, хода нет, но корабль жив. И тут уже действуют морские законы, международное морское право: если на борту судна есть хотя бы один человек — у корабля есть хозяин. Нет никого на борту — тот, кто первый ступит на его борт, завладеет им. А рядом постоянно крутился американский спасательный корабль. Высадились бы они на лодку — и все, это их трофей», — так объяснял в интервью екатеринбургской «Областной газете» свой поступок сам Британов.
Впрочем, на высшем уровне американская и советская стороны делали весьма сдержанные заявления о происшествии, причем оба военных ведомства заявляли, что опасность ядерного взрыва и утечки радиации отсутствует.
В это самое время шла подготовка важных переговоров по размещению в Европе ракет средней дальности между Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым, которые прошли 11 и 12 октября 1986 года в Рейкьявике. Причем Горбачев впервые в советской истории сразу же проинформировал американского президента об инциденте с подводной лодкой, а после информацию о катастрофе не стали скрывать и от советских граждан, ограничившись, впрочем, двумя краткими сообщениями ТАСС.
Оставшийся экипаж К-219 — 115 человек — позже был доставлен на ролкере «Анатолий Васильев» в Гавану, а оттуда авиационным спецрейсом в Москву. Британов после возвращения ожидал суда в Свердловске, однако в конце мая 1987 года, уже после посадки самолета Матиаса Руста на Красную площадь, неожиданно сменился министр обороны СССР — вместо Сергея Соколова эту должность занял Дмитрий Язов — и стало не до Британова. С него сняли все обвинения, но исключили из партии и уволили в запас без права ношения формы. Позже, впрочем, Британову все же присвоили звание капитана 1-го ранга с восстановлением права ношения военной формы и наград.
В 1997 году кинокомпанией Warner Brothers был снят фильм «Враждебные воды», рассказывающий о подводной лодке К-219. Британов подал в суд на создателей кинокартины, обвинив их в искажении ряда фактов, использовании образа капитана без его разрешения, а также в отказе выплачивать гонорар за его консультации во время съемок. Он выиграл это дело и получил немалую компенсацию, точная сумма которой не раскрывается.