азазель кто это такой
Кто такой падший ангел Азазель
Азазель – это падший ангел, один из демонов преисподней. Упоминания о нем встречаются в Библии, в священных писаниях мусульман и даже в языческие времена. Азазель принадлежит к высшим демонам, считается главным помощником самого Люцифера и знаменосцем адского войска. Для вызова этого темного существа используются оккультные сигилы (символы в виде печати) и специальные заклинания.
Происхождение имени и биография демона
Имя демона берет свое начало из иудейского языка и означает в переводе «отпущение». Древнееврейский пророк Исайя называл Азазеля иначе – Израилем. Любопытно, что в некоторых странах данное имя является женским и имеет различные варианты.
История возникновения демонического названия восходит к древней иудейской традиции. В старину раввины выбирали козла отпущения, которого выводили в пустыню для жертвоприношения. После этого животное сжигалось живьем на костре, благодаря чему люди очищались от своих грехов.
Причиной изгнания падшего ангела с небес стала его взыгравшая гордыня. Этот херувим отказался исполнить требование Господа и поклониться первому земному мужчине в знак почтения, за что впал в немилость. По другой версии, именно Азазель стал тем демоном, который по наущению дьявола искусил в райском саду Адама и Еву.
Проявивший непослушание Азазель был низвергнут из небесной обители ангелом Рафаилом. Попав на землю, демон стал искушать людей, чем снова вызвал гнев Творца.
Как выглядит демоническое существо
Считается, что изо всех демонов Азазель имеет внешность, максимально приближенную к человеческой. Чаще всего его изображают как пожилого мужчину, которого отличают:
Нос падшего ангела пронзен и имеет искаженную форму. Такую особенность Азазель получил в наказание за сопротивление Богу. На многих изображениях искуситель не один, рядом с ним находится коронованный козел черного цвета.
Искушения человеческого рода
Принято считать, что именно Азазель дал людям первые познания о колдовстве и приготовлении различных снадобий. Также он обучил наукам, которые в дальнейшем принесли человеческому роду одни страдания.
По наущению демона темные ангелы стали вступать в связь с земными женщинами. От этих отношений рождались свирепые великаны, крушившие все на своем пути. По вине Азазеля среди людей появились неведомые ранее зависть, вражда и ненависть, стали происходить убийства и грабежи.
Какая участь уготована демону Богом
Увидев, какие злодеяния происходят на земле, Всевышний послал за непокорным Азазелем четырех своих архангелов. Им было поручено изъять падшего херувима, а также находящихся с ним бесов, и наказать всех самым строгим образом.
Каждого из искусителей отправили в ад. Для Азазеля предусмотрели другую участь: он остался в мире людей, но был заточен в пустыне Дудаил. Здесь демон, покрытый непроницаемой тьмой, должен пребывать до самого Судного дня, с приходом которого его бросят в вечный огонь.
Азазель в исламе
Для мусульман Азазель имеет другое значение. Он является ангелом, который забирает человеческие души в момент смерти. В этой религии его принято называть Азраилом.
Представители ислама считают Азазеля одним из приближенных Аллаха. Согласно их верованиям, он имеет много верных слуг, которые сопровождают умерших в загробный мир.
В мусульманской мифологии Азазель предстает как херувим с 4 крыльями и множеством глаз. Священные тексты исламистов говорят о том, что с наступлением Страшного суда сразу исчезнут все творения Аллаха, однако Азраил погибнет в последнюю очередь.
Кто такой Азазель, почему он демон пустыни и как стал падшим ангелом
Версий о демоне пустыни Азазель великое множество, это существо описано в иудаизме, в мусульманстве и в христианстве. Все описания сводятся к тому, что первоначально он был ангелом, возможно херувимом. Впоследствии был сброшен с небес на землю и стал демоном пустыни и предводителем допотопных гигантов в восстании Люцифера против Бога.
Демон Азазель — опаснейший помощник Люцифера и главный желтоглазый знаменосец ада. Есть поверье, что высшие демоны, такие как Азазель, могли вселяться в тела обычных людей и творить свои черные дела.
Происхождение имени Азазель
История этого имени восходит к ритуальному обряду иудеев по искуплению человеческих грехов. Азазель на иудейском языке означает «отпущение». Раввины выводили за городские ворота жертвенного козла, который должен был стать козлом отпущения грехов, на шею ему повязывали красную ленту. Второго козла сжигали живьем на огне. Этот обряд отождествлялся с отпущением грехов.
Есть и другая версия, согласно которой, козлы являлись жертвенными животными богу Яхве и идолу Азазу. От названия последнего и произошло имя демона пустыни Азазель.
Согласно пророчествам древнееврейского Исайя имя Азазель звучит как Израиль. В откровении Исайя в главе 14 подробно описывается из-за чего херувим Израиль был низвергнут и говорится о том, что Господь смилостивится над ним и избавит его от страха и рабства. Повержен же он был потому, что гордыня его взыграла и взяла верх над разумом.
Облик демона пустыни
Демон Азазель — страшный бородатый мужчина гигантского роста с козьими рогами на голове, держащий на поводке чёрного козла.
Есть мнения, что у него облик, напоминающий обычного человека, и поэтому его изображали пожилым мужчиной с козлиной бородой и козлиными рогами, у которого на привязи шел козёл с черной шерстью и с короной на голове.
Ранние ханаанские легенды описывали демона Азазель как большого исполинского червяка, обитающего в пустыне.
Произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» тоже описывает этого демона, правда, там он Азазелло (с испанской ноткой), выступающий роковым соблазнителем и убийцей. Булгаков считал, что Азазелло — это древне-иудейский демон.
В фильме «Сверхъестественное» он предстает желтоглазым демоном и доверенным лицом Люцифера, Князем Ада, обладающим уникальными способностями. Он нечувствителен к обыкновенным методам уничтожения дьяволов. Согласно версии сценаристов, во время заточения Люцифера, Азазель управлял Преисподней и не претендовал занять трон Хозяина. Он предпринимал множество попыток освободить своего господина в течение многих лет. Наконец, он нашел Врата Грёз — вход в темницу, где стояла Клетка, удерживающая Хозяина Ада. Врата были расположены под монастырем Святой Марии. Там, лишив монахинь жизни, демон вызволил из плена своего господина и получил от него план действий.
История его падения
Служители Торы верят, что Азазель был низвергнут архангелом Рафаилем — исцеляющим ангелом, наказывающим демонов и падших ангелов, который столкнул непокорного в яму, затерянную в песках времени, и закрыл ее огромным камнем. И с того времени ждет заключенный в этой темнице Азазель, когда его выпустят, и он увидит свет. Но не знает он, что даже в момент освобождения свет останется недоступным его глазам. Согласно легенде свет он сможет увидеть, пройдя через очищающее пламя огня.
Согласно Библии — это змей-искуситель, который обманом заставил Еву сорвать запретный плод и вкусить его. За такой грех Адам, Ева и змей были изгнаны из Эдема — райского города — на землю.
Согласно записям имама Риды: джинна Иблиса первоначально называли Харис в переводе на русский язык означает «стражник», «труженик». Аллах создал его из могущественного огня, чтобы он верно служил ему. Харис преданно нёс службу Всевышнему и тогда Ясноликий возвысил и приблизил его к себе, поставив в один ряд с высшими ангелами. Но, когда Могущественный, создав первого человека Адама, велел всем ангелам поклониться первому человеку, Харис отказался это сделать. Бог спросил Хариса: «В чем причина твоего неповиновения?». На что Харис ответил, что считает себя выше и лучше Адама, сделанного из обычной глины, в то время как Харис создан из могущественного огня.
После этих слов Всевышний разгневался и низверг джинна с небес и дал ему новое имя иблис Азраил, которое переводится как «отчаяние», «безысходность», «безнадежность». Напоследок Иблис попросил Всевышнего о том, чтобы тот отсрочил его наказание до Судного дня. Но Аллах отказался, тогда падший ангел поклялся, что совратит как можно больше верующих. Так Иблис перешел в разряд шайтанов и стал их предводителем.
Что может и умеет Азазель?
Он научил представителей человечества обманывать друг друга и близких родственников, превратил их в безбожников, отвернул от веры, обучил разврату.
Есть версия, что он подобно Прометею, открыл для них металлы, научил человечество ковать металлические орудия, делать браслеты и расшивать орнаменты, научил понимать стоимость драгоценных металлов, показал красящие составы, чтобы красить брови и ресницы. В отрывке из Книги Еноха говорится, что Азазель обучил людей делать мечи, ножи, щиты, нагрудные латы, ознакомил с металлами земли и искусством обработки их, с браслетами и украшениями, с применением сурьмы и наложением краски на глаза, со всеми видами драгоценных камней и со всеми оттенками цветов.
В мусульманстве же Азазель (Азраил на арабский манер) считается ангелом смерти, забирающим души людей. В исламе это один из четырех ангелов, приближенных к Всемогущему. Стоит указать, что в Священном Писании Азраил не называется этим именем, но современные последователи ислама считают, что под его руководством совершается таинство проведения в другой мир праведников и грешников.
В описании сцен Страшного суда говорится, что перед этим событием протрубит в рог Исрафаил — умрут практически все творения Всевышнего, при втором звуке рога — исчезнут ангелы, а Азраил погибнет последним. Мусульмане считают, что Азазель имеет множество глаз.
Как проявляются силы Азазель?
Наставления демона второго ряда приходят в сновидениях, а мощные силы падшего ангела проводятся через Врата Грез. Поэтому, Азазель считается Князем тьмы и властелином ведьм. Он контролирует шабаши, устраиваемые в бесовские ночи, и созывает своих подданных на Горе Тьмы, и дозволяет проводить там таинства, и дарит знания, передающиеся им с помощью огня, полыхающего между его рогами.
Занятия и работа демона пустыни
Во многих притчах и сказаниях предводитель допотопных гигантов фигурирует под разными личинами. Обычное его занятие – это сеять на Земле обман и разврат. Он поощряет ложь и провоцирует гнев в людях. В других источниках по иудаизму падший ангел Азазель – это демонизированный покровитель домашнего скота.
Призывают этого демона, чтобы в мужчине разбудить гнев и ненависть. Для женщин его проявление несет вспышки тщеславия. Приносит раздор в домашний очаг. Демону пустыни Азазель приписывают функционал инкуба по некоторым источникам.
Как Азазель стал предводителем гигантов, населявших Землю во времена до Великого потопа?
Люцифер решил завладеть престолом Царя Небесного. Считается, что хозяин Преисподней пренебрег свободой, полученной из рук Божьих, и посягнул на Божью власть и Его авторитет. Для этого собрал недовольных устройством Вселенной гигантов, чтобы свергнуть Всевышнего, а во главе войска допотопных гигантов поставил своего ближайшего помощника — знаменосца ада — демона Азазель.
Азазель кто это такой
В Свитках Мертвого моря Азазель именуется предводителем падших ангелов. До своего падения Азазель принадлежал к рангу серафимов, высшему ангельскому чину. В разных источниках его называют Повелителем металлов и минералов, Первым Алхимиком и другими оригинальными именами. Как и многие из тех, кого мы называем падшими ангелами, Азазель, имеет несколько разных ипостасей. Он известен как «козел отпущения», но это выражение не имеет ничего общего с человеком, который отдувается за других.
В иудейской традиции Азазель – это дух пустыни, которому приносили в жертву животное (козла), и этот козел символизировал все грехи, которые евреи просили им отпустить. В Книге Еноха Азазель – один из падших ангелов, вступавший в связь с земными женщинами. Ангельских отпрысков исполинов Азазель подбил на бунт против Создателя, за что ему была уготована особая кара. Его приковали к скале в пустыне, где он будет прибывать во тьме до самого Судного Дня, после чего попадет в вечно горящий огонь.
Азазель – важная фигура в магических практиках, однако вызывать этого демона слабым и начинающим магам крайне не рекомендуется. Считается, что повстречавший Азазеля, может бесследно исчезнуть и попасть в самые страшные места потустороннего мира. В своем демонском обличье Азазель выглядит как страшного вида бородач с рогами на голове, в руках которого поводок с черным козлом на привязи.
Азазе́ль (арам. רמשנאל, др.-евр. עזאזל, араб. عزازل — Азазил) — название древнего обряда «Козла отпущения грехов» (X в. до н. э. — I в. н.), позже (не ранее III века до н. э.) по верованиям древних евреев — демон пустыни[1].
С Азазелем связан один из древних иудейских обрядов (Лев. 16). Обряд исполнялся во времена Иерусалимского храма (X в. до н. э. — I в. н.) в день Йом-Кипур (Лев. 16:29,34). В день «козлоотпущения», отбирались жертвенные телец и два козла. Жребием священники выбирали, которого из козлов принести в жертву за грехи, а которого — отослать в пустыню к Азазелю (Лев. 16:8). Тельца и первого козла закалывали за грехи священника и народа, их кровью освящалась скиния (туши позже сжигали вне стана). Далее первосвященник возлагал руки на второе жертвенное животное, «исповедуя над ним все беззакония, преступления и грехи сынов Израиля», символизируя этим перенос на него всех грехов народа. Затем козла отводили в пустыню — символ подземного царства и естественное место для грехов
Надо заметить, что в книге Исход (Исх. 29:10) и далее повсеместно в книге Левит есть требование Моисея приносить скот в жертву за грех (искупительная жертва) и во всесожжение (во славу Бога). Так, в зависимости от уровня богатства иудея, за грехи требуется приносить в жертву: тельца (кожа и мясо которого сжигаются вне поселения), козла, овна, козу, горлицу или голубя, муку и зерно.
Видимо именно отсюда возник популярный образ Дьявола в виде пылающего быка с туловищем кровавого цвета, будто с него сняли кожу[источник не указан 674 дня]. Близка образу и история о сжигании в огне Золотого тельца Моисеем (Исх. 32:19-20), незадолго до утверждения им данной традиции о сжигании жертвенного скота. Надо сказать, что последнее роднит образ Азазеля с образом ханаанского божества преисподни, Муту, так как в угаритских храмовых текстах Шеол (подземный мир) изображается в виде коровы[источник не указан 674 дня]. Также в Египте в честь победы Гора над Сетхом (персонажем, сходным с Азазелом по ряду черт) существовали жертвоприношения животных с рыжей шкурой
Азазель — демон пустыни и падший ангел
Демон Азазель — это один из очень известных в популярной культуре пособников ада, который отличается хитростью и умением строить козни. Он был известен с далекой древности, а умение призвать Азазеля заклинанием позволит добиться любых жизненных высот. Если, конечно, вы сможете совладать с этим хитрым существом.
Демон Азазель — когда он появился
Изначально Азазелем называли не демона, а давали это имя знаменитому козлу отпущения — ритуальному животному, которого иудеи ежегодно отправляли в пустыню, навесив на него все грехи народа Израиля. В ходе праздника Йом-Киппур во времена Иерусалимского Храма, ритуально сжигали одного козла, а другого отводили в пустыню. Согласно поверью, тогда и происходило чудо — перед тем, как увести козла, коэн (жрец) разрывал надвое кусок красной ткани. Один привязывался возле Храма, а второй вешался на шею козла. Если раскаяние израильтян в своих грехах было искренним, то после того, как этот козел отпущения выводился за пределы города — флажок возле Храма менял свой цвет с красного — на белый. Значение имени Азазель первоначально было не что иное, как отпущение.
Именно из этого образа впоследствии, после окончательного разрушения Храма, и сформировался внешний вид Азазеля. Демон Азазель упоминается в одном из апокрифов — знаменитой книге Еноха. Многие современные эзотерики и демонологи считают, что сам по себе демон является ничем иным, как получившим в результате столь массовых жертвоприношений. И именно из-за них же возникло общее для европейских народов архетипичное изображение различных демонов и даже самого дьявола с козлиной головой.
В целом первые записи о персонификации Азазеля как падшего ангела и демона, отвечающего за все пустыни на Земле, возникли около 3-го века до нашей эры.
Образ Азазеля — падшего ангела у других народов и его внешний вид
Считается, что Азазель имеет весьма приближенный к человеческому облик, в отличие от, например, демона Баала. Так, он традиционно изображался в виде старого мужчины с бородой и козлиными рожками, который всегда ходил вместе с черным коронованным козлом. Другие же, более древние ханаанские легенды, отождествляли Азазеля с огромным червем, живущим в глубине песков пустыни.
Говоря о верованиях других народов, множество общих черт прослеживается у Азазеля с египетским богом Сетом. Он также был покровителем пустыни, в древние времена — защитником власти фараонов, а впоследствии — врагом других египетских богов и одним из главных олицетворений зла. Кроме того, как Азазель у иудеев, так и Сет у египтян, покровительствовали различным чужеземным народам, находящимся, по их мнению, далеко за пределами пустынь.
Кроме этого, согласно устоявшейся в иудаизме и христианстве традиции, Азазель был в свое время повержен ангелом Рафаилом. Архангел низверг его в темную яму посреди пустыни и придавил его огромным камнем. Сам же Азазель ждет лишь момента, когда он снова сможет увидеть свет. И этот момент наступит, по легенде, во время страшного суда, когда ангел-предатель будет истреблен в очищающем пламени. У мусульман же имя этого демона является синонимом Иблиса — главного предателя, который отказался поклониться Адаму, за что и был низвергнут Аллахом.
Как призвать Азазеля — заклинание и правило вызова
Если вы хотите узнать заклинание призыва Азазеля, то, в первую очередь следует обратить свое внимание на тот факт, что этот демон является знаменосцем всего Ада. А значит, он вряд ли будет подчиняться слабому и неопытному магу. Поэтому единственный сохранившийся сейчас ритуал в демонологии, посвященный призыву и подчинению Азазеля требует тринадцати участников.
Каждому из них предполагается поститься в течение тринадцати дней после полнолуния. В последний день перед новолунием, необходимо обходиться даже без воды. Пост включает в себя не только отказ от мясной пищи, но также и от каких бы то ни было развлечений и сексуальных контактов. После того, как пост соблюден, ровно в день новолуния следует прийти на большой пустырь, подготовить тринадцать черных неосвященных восковых свечей и привести с собой черного козла. Следует зажечь свечи, и нарисовать на земле воском тринадцатилучевую звезду в круге. Каждый из призывателей должен стоять четко на основании каждого луча, держа в руках свечу.
После этого, козел должен быть привязан в центре этого круга, а на его голову следует возложить корону из растений, растущих на пустыре. Лучше всего, если корона будет состоять из колючек и засохших веток. Далее, хором читается заклинание:
In cornu caput, Azazel!
Cadens coram eis.
Glorificamus te ignem,
Gratias agimus tibi lux a flamma.
Prope nos in conspectu eius,
Præcipitate vincula tua disrumpam.
Vitae — plurimi,
Noster — quod est in potentia.
Tollite hircum, qui sanctas
Suum atrum res.
Veni in corpore,
Illa revelat nobis mysteria sua.
Ave, Azazel.
Amen. Amen. Amen.
Если все было сделано правильно, а во время чтения никто не запинался и не допускал ошибок, дух падшего ангела вселится в козла и обретет тело. После чего он обведет взглядом каждого из присутствующих. В тот момент, когда демон будет поворачиваться к участникам ритуала, следует склонить голову и не смотреть ему в глаза. Одновременно с этим надо загадать и мысленно произнести самое сокровенное желание. Оно исполнится не позже, чем к полнолунию, но за его исполнение вам придется отдать что-то, являющееся самым дорогим для вас. Именно поэтому к этому ритуалу прибегают крайне редко.
В целом, фигура этого демона не может похвастаться таким большим значением, как демона Гаапа или Самаэля. Но все же, он является значимой частью как древнеиудейской мифологии, так и средневековой и современной демонологии. Решать, стоит ли взывать к силе этого могучего духа — только вам.
Азазель
Азазель (Азазел, Азазиил, Азаэль) — (арам. רמשנאל, др.-евр. עזאזל, араб. عزازل — Азазил) приблизительно с III века до н.э. падший ангел, демон, и в частности демон пустыни — предводитель шеирим («косматых демонов», обитавших в безлюдных и бесплодных местах). Азазель — первый знаменосец адских воинств.
Содержание
Источники
Планси: №12. Азазель (Azazel), демон второго чина, страж козла. На празднике отпущения грехов, который евреи справляли в десятый день седьмого месяца (сентября), к первосвященнику приводили двух козлов, выбранных по жребию: одного — для Господа, другого — для Азазеля. Того, который был для Господа, сжигали на жертвеннике, прежде собрав его кровь для очищения от грехов. Затем первосвященник, возложив руки на голову второго козла, исповедовался в своих грехах и грехах народа своего, и грехи эти переходили на козла, которого затем отводили в пустыню и отпускали. Избавясь от того козла Азазеля, именуемого также козлом отпущения (и много мерзостней того), народ в молчании возвращался в свой стан.
У Мильтона Азазель — первый знаменосец адских воинств.
История
Этимология имени
Имя Азазеля тесно связано с древнееврейским обрядом отпущения грехов, проводившимся в 10-й день месяца тишри (сентябрь-октябрь). В Библии А. упоминается только в контексте описания ритуала “дня искупления” (Йом-киппур); в этот день грехи народа перелагались на двух козлов, один из которых предназначался в искупительную жертву для Господа, а другой (“козёл отпущения”) — “для А.” (Лев. 16, 8, в синодальном переводе — “для отпущения”); второго козла отводили в пустыню, место обитания А. (16, 10). Представление о пустыне как жилище демонического начала присуще и ново-заветному рассказу об искушении Иисуса Христа дьяволом, а также христианским “Житиям” анахоретов начальной поры монашества. В своем описании де Планси достаточно точно следует 16-й главе Книги Левит; стоит добавить лишь, что перед возвращением в стан участники обряда должны были омыть свои одежды и тело. (Более подробно церемония отпущения описана в Мишне, трактат «Йома», 39а.)
Предполагают, что изначально Азазелем назывался весь обряд или место, куда отводили козла отпущения. В раввинистических источниках это имя толкуется как название каменистого утеса или высокой горы (с вершины которой сбрасывали козла отпущения), составленное из древнееврейских слов со значениями «быть сильным» (или же «скалистый, каменистый») и «Бог». Приписывали это имя и самому козлу: так, в Септуагинте оно переведено как «тот, кто должен быть отослан», а по некоторым версиям, происходит от древнеегипетских слов со значениями «виновный» и «отстранять».
Азазель в старозаветной традиции
Приблизительно с III века до н.э. имя «Азазель» закрепляется за демоном пустыни — предводителем шеирим («косматых демонов», обитавших в безлюдных и бесплодных местах). Действительно, исконной основой обряда отпущения козла могли быть умилостивительные жертвы опасным духам пустыни. Высказывались даже предположения, что первоначально Азазель был древним семитским богом стад, позднее выродившимся в демона. Но, так или иначе, с развитием монотеизма ритуал отсылания козла в пустыню был переосмыслен как возвращение зла к его источнику (буквальное или, в более поздних трактовках, символическое, служащее лишь для того, чтобы склонить участников обряда к покаянию). Азазель же (или дух, которому впоследствии было приписано это имя) превратился из самостоятельного персонажа древнейшей политеистической религии в одного из падших ангелов иудео-христианской традиции.
При этом он сохраняет за собой функции козла отпущения: в кумранской «Книге исполинов» (фрагмент 7, IV/III—I вв. до н.э.) Азазель несет наказание за грехи всех исполинов, родившихся от ангелов и смертных женщин. Тот же мотив повторяется в 1-й Книге Еноха (II—III вв. до н.э.), где Азазель — один из предводителей двух сотен мятежных ангелов («григореев», что в переводе означает «Стражи» или «Бодрствующие»), восставших против Бога в допотопные времена. Стражи во главе с Азазелем и Семьязой стали смешиваться с людьми и порождать от дочерей человеческих «великих исполинов, рост которых был в три тысячи локтей». Азазель научил людей:
…делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что было позади них, и научил их искусствам: запястьям, и предметам украшения, и употреблению белил и румян, и украшению бровей, и украшению драгоценнейших и превосходнейших камней, и всяких цветных материй и металлов земли.
И явилось великое нечестие и много непотребств, и люди согрешали, и все пути их развратились (2.14—15).
Другие Стражи передают людям «запретные» магические познания и «небесные тайны мира» (2.24), обучая их «волшебству и заклятиям» (2.8), «всяким заклинаниям и срезыванию корней», «расторжению заклятий», «наблюдению над звездами», «знамениям» и «движению Луны» (2.16). Господь сурово карает и мятежных ангелов, и их потомство, и все развратившееся человечество, но главную вину за происшедшее возлагает на Азазеля: «…вся земля развратилась чрез научения делам Азазела: ему припиши все грехи» (2.38). Обращаясь с этими словами к ангелу Рафаэлю, Бог повелевает:
Свяжи Азазела по рукам и ногам и положи его во мрак; сделай отверстие в пустыне, которая находится в Дудаеле, и опусти его туда.
И положи на него грубый и острый камень, и покрой его мраком, чтобы он оставался там навсегда, и закрой ему лицо, чтобы он не смотрел на свет!
И в великий день суда он будет брошен в жар (в геенну) (2.35—37).
Определяя Азазеля как «стража козла», де Планси курьезным образом смешивает легенду об ангелах-Стражах с образом козла отпущения. Однако наказание Азазеля, описанное в Книге Еноха, действительно можно истолковать как художественно переосмысленный обряд возложения грехов народа на козла.
В 3-й Книге Еноха («Книге небесных дворцов», ок. V в.) Азазель вписывается в контекст другого традиционного предания о падении ангелов, в котором причиной бунта стало их нежелание поклониться человеку. Здесь Азазель (Азаэл) — один из трех «ангелов-служителей» (наряду с Аззой, или Шемхазаем, и Уззой), выступивших против Еноха, когда Господь сделал того ангелом Метатроном, «князем и правителем» ангелов:
Тогда пришли три ангела-служителя — Узза, Азза и Азаэл — и стали выдвигать обвинения против меня на небесной высоте, сказав перед Святым, будь Он Благословен: «Владыка мира, не были ли первые правы, когда давали Тебе совет: ‘Не сотворяй человека!’»
Когда они увидели меня, они сказали перед Ним: «Господь Вселенной! Какое право он имеет восходить в высь высот? Не происходит ли он от тех, кто погибли в водах Потопа? Какое право он имеет пребывать на небе?» (4.6—7).
Как противник одного из патриархов Азазель выступает и в «Апокалипсисе Авраама» (ок. I века н.э.). Здесь он принимает облик нечистой птицы и слетает на жертву, приготовленную Авраамом (ср. Быт. 15:11: «И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их»). Ангел, объясняет Аврааму, что эта птица — само нечестие, и обращается к Азазелю со словами:
Стыдись, Азазель! Ибо жребий Авраама — на небесах, а твой — на земле: ты избрал [землю] себе и полюбил эту обитель нечистоты твоей. Поэтому Владыка Вечный, Всемогущий, назначил тебе обиталище на земле. Устами твоими лжет дух всякого зла, и через тебя нисходят гнев и несчастья на роды людей нечестивых» (13.4—9)
В Книге Еноха утверждалось, что в Судный день Азазель будет «брошен в жар»; схожая кара назначается ему и в «Апокалипсисе Авраама»: «Будь же горящим углем в печи земли! Иди, Азазель, в те части земли, где ничья нога не ступала. Ибо наследье твое — на тех, кто с тобой» (14.5—6). При этом Азазель оказывается одновременно и падшим ангелом, ввергнутым в ад, и «владыкой преисподней, соблазнителем человечества», и олицетворением самого ада — места мучений для грешников: Господь провозглашает, что нечестивые будут «гнить во чреве коварного червя Азазеля и гореть в огне его языка» (31.5)
В одном из стихов «Апокалипсиса Авраама» Азазель отождествляется со змеем, искусившим Еву, и предстает как великий дракон о семи змеиных головах и четырнадцати лицах, имеющий «руки и ноги человеческие и по шесть крыльев на спине справа и слева» (23.7). С Самаэлем, соблазнителем Евы, этого демона смешивали и в более поздних текстах — например, в каббалистической книге «Зогар». Однако в других зогарических трактатах Азазель предстает как перворожденный сын Лилит и Самаэля. В одном из фрагментов он описывается как «нечистая скверна», в которой Самаэль («всадник, едущий верхом на змее») соединяется с Лилит (змеей): «Это тайна Азазеля, объемлющая мужа и жену осквернения». «Нечистая скверна» интерпретируется как семя Самаэля, от которого рождается первенец Лилит. В том же трактате Азазель помещается во главе низшего ангельского чина «бене элим» или «ишим», который состоит из душ праведных людей, обретших ангельское достоинство.
Азазель у христианских авторов
Христианские авторы, начиная с Оригена, нередко отождествляли Азазеля с Сатаной. В учении христианской секты адвентистов седьмого дня он и по сей день выступает как символ Сатаны, которому предстоит в Судный день принять на себя все грехи, простившиеся истинно верующим людям, и одному понести за них кару. Приравнивался Азазель и к Люциферу, падшему «Светоносцу»-деннице, — на том основании, что в одном из видений Еноха он предстает в образе звезды, павшей с неба первой и увлекшей за собой другие звезды (1-я Книга Еноха, 17.10). Впрочем, многие христианские богословы вслед за Кириллом Александрийским (ок. 377—444) трактовали ветхозаветного козла отпущения как символический прообраз самопожертвования Христа. А согласно теософскому учению Елены Блаватской («Тайная доктрина», т. 2) «Азазель и его “Воинство” есть просто еврейские “Прометеи” и должны рассматриваться с этой же точки зрения».
Азазель в суфийской традиции
Представление об Азазеле как главе падших ангелов проникло и в мусульманскую традицию: суфийский мистик X века Мансур аль-Халладж рассматривает имя «Азазил» как первоначальное имя Иблиса и соотносит каждую из его букв с теми или иными характеристиками этого коранического эквивалента Сатаны — джинна, отказавшегося поклониться Адаму.
Азазель в европейской магической литературе
В европейской магической литературе Азазель фигурирует в различных четырехчастных классификациях, но соответствия его остаются неопределенными. В сводной таблице из «Оккультной философии» Агриппы он соотносится со второй буквой Тетраграмматона (первой Хе), западом и стихией Воздуха (так!), подобно демоническому «королю запада» Паймону. Опираясь на эту классификацию, С.Л. Мазерс в комментариях к «Книге Священной магии Абрамелина» прямо отождествляет Азазеля с Паймоном; однако тот же Агриппа в другом месте (III.24) предполагает тождество Азазеля с Амаймоном, демоническим «королем юга» (по некоторым позднейшим версиям — востока), а в трактате «О тщете наук» смешивает Азазеля с Самаэлем, библейским змеем-искусителем, который, в свою очередь, в сводной таблице представлен как демон востока и стихии Огня.
Ибо, как говорят еврейские учителя, все наше тело, плотская животная часть наша и все, что в нас связано с веществом плоти, без должного погребения достается в пищу Змею или, как они называли его, Азазелю, владыке плоти и крови и князю мира сего, тому, кто в Книге Левит зовется князем пустыни и о ком в Книге Бытия сказано: «Будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3:14.), и у Исаии: «[А для змея] прах будет пищею» (Ис. 65:25.).
В несколько более раннем источнике — трактате под названием «Магия доктора Фауста, естественная и противоестественная» (1501) — Азазелю приписывается власть над Воздухом. Пико делла Мирандола на основании каббалистических источников описывает Азазеля как одного из тех, кто пожирает злых колдунов.
Так или иначе, образ Азазеля не получил существенного развития в гримуарной традиции, но в художественной литературе и искусстве занял довольно заметное место, сохранив ту амбивалентность, которой наделили его христианские теологи. С одной стороны, он отождествляется с козловидным предводителем ведьмовских шабашей или принимает иные демонические обличья, как у Блейка, изобразившего на одном из своих рисунков всадника верхом на змее (в книге «Зогар» отождествляемого то с Азазелем, то с его отцом); с другой же — переосмысляется как символ Иисуса Христа, «жертвенного агнца», принявшего на себя грехи мира, и в таком виде появляется, в частности, на знаменитой картине английского художника-прерафаэлита Уильяма Ханта «Козел отпущения» (1850).
Мильтон в «Потерянном рае» утверждает, что до падения Азазиил-Азазель принадлежал ко второму ангельскому чину — керубам, а перейдя на сторону Сатаны, стал его первым знаменосцем. Подробно описывается, как по приказу Сатаны он разворачивает и поднимает великолепное знамя:
И труб воинственных он [Сатана] повелел
Поднять свою могучую хоругвь.
Азазиил — гигантский Херувим —
Отстаивает право развернуть
Ее; и вот, плеща во весь размах,
Великолепный княжеский штандарт
На огненно-блистающем копье
Вознесся, просияв как метеор,
Несомый бурей; золотом шитья
И перлами слепительно на нем
Сверкали серафимские гербы
Азазель в русской литературе
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Азазель (под итализированным именем Азазелло) соединяет в себе функции апокрифического ангела-«стража», обучившего женщин колдовству и искусству косметики (именно он вручает Маргарите волшебный крем), со своей исконной ролью пустынного демона-губителя:
Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца.