cad на лекарствах что значит
Экономика фармации Организация Деятельности Аптеки
О разделе
К производственным маркировочным надписям можно отнести: серию, лот, дату производства.
Номера серий могут учитывать дату производства. Приведем примеры обозначения серий на упаковках:
Серия № 601198 (последние четыре цифры обозначают месяц и год производства );
Серия № 034100 (серия не учитывает дату производства)
Серия № 9710239 (первые четыре цифры обозначают год и месяц производства);
Слово «серия» не всегда присутствует на отечественной упаковке. Иногда штампом просто наносится пяти-, шести- или семизначная цифра.
Иностранный вариант обозначения серии:
В. No 020693 (учитывает месяц и год производства);
Лот или номер партии указывается на импортных упаковках. При меры : LOT#0471; LOTZ31001FS; LOT674HD; LOT 0529121; LOT No. 67.
Для обозначения сроков годности могут использоваться различные варианты. Срок годности исчисляется с момента производства. Поэтому в маркировочных надписях чаще всего присутствует информация о дате производства (она может быть включена в номер серии) и (или) указывается дата истечения срока годности. Другой вариант: указана дата производства и количество дней, месяцев или лет, в течение которых продукция пригодна к употреблению. Например: «Дата выпуска V — 1989 год. Срок годности 5 лет».
Сроки годности часто обозначаются надписью «Годен до», например:
Годен до: 1 12 1997
Годность до: 11 2000
Срок годности 07/98 или (упрощенно): до 11 02 или 03 2000.
Дата истечения срока годности импортных лекарственных средств и БАД обозначается с использованием слова Expiry (англ. «истекать»), а в немецкой транскрипции — Verwendbar bis . Примеры обозначений срока годности: ЕХР 7/94; EXP SEP 93; EXPIRY DATE : 02 12 96; Verwendbarbis : 02 03 93. Иногда срок годности обозначается так: BEST BY 09/00 (лучше использовать до 9/99); USE BY 08/02 (использовать до 08/02).
На этикетках к минеральным водам сроки изготовления (розлива) указываются просечками на специальной линейной шкале «месяцы—годы», расположенной на одной из боковых полос этикетки, а словами пишется в течение какого срока годен продукт (обычно 12 месяцев).
Как не запутаться с датами на упаковке?
На что обратить внимание, чтобы не купить в магазине просроченный или некондиционный товар
Употребление свежих и качественных продуктов – важный залог здорового питания. Дата изготовления, срок годности – выясняем, что еще важно для того, чтобы не купить в магазине негодный товар, и чем отличаются срок хранения и срок реализации.
По статистике девять из десяти покупателей при выборе продуктов в первую очередь ориентируются на дату изготовления и срок годности. Производитель обычно указывает две даты: изготовления продукта и его упаковки. На напитках и уксусе вместо даты изготовления и упаковывания используют дату розлива, а на лотках с яйцами – дату сортировки. Также только дату изготовления указывают в том случае, если производство продукта не останавливается после расфасовки или бутилирования. Речь идет, например, о процессахстерилизации, охлаждении и созревания продукта.
Даты обозначают число, месяц и год, а для продуктов, срок годности которых исчисляется часами, дополнительно указывается точное время изготовления. Часто даты наносят на упаковку продукта, а на этикетке размещается только ссылка на неё: «Дата изготовления: см. на упаковке».
Чем отличаются срок годности от срок хранения и срок реализации
Срок хранения – это период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению.
Основное отличие срока хранения и срока годности состоит в том, что после завершения срока хранения продукт может изменить некоторые свои качества, но остается годным для употребления в пищу. Например, мед и варенье засахарятся, вино – поменяет оттенок. Но при этом их всё еще можно употреблять. А есть продукты с завершенным сроком годности уже может быть опасно для здоровья.
Иногда на упаковках продуктов можно встретить и указание срока реализации. Он устанавливается с учётом периода хранения продукта и использования по назначению в домашних условиях и исчисляется с момента изготовления.
Перед покупкой продуктов питания внимательно изучайте не только дату изготовления продукта, но и его срок годности, хранения и реализации.
Срок хранения и использования EXP на упаковке
Почему знать срок годности важно?
Добросовестный производитель «крайнюю» дату указывает с некоторым запасом во времени. Он несет ответственность за качество продукции в рамках возможного времени употребления и гарантирует, что продукт будет удовлетворять всем заявленным качествам.
Что произойдет на следующий день после окончания срока годности? За час продукт, конечно же, не испортится. Но по истечении заявленной даты часть свойств потеряется. Особенно, это касается витаминно-содержащих продуктов или фармацевтических препаратов.
Важны условия хранения. Общий срок годности подразумевает определённые условия: температурный и световой режимы, влажность. Кто даст гарантии, что все время, пока товар не оказался у вас в руках, производитель, перевозчики и продавцы честно соблюдали условия хранения?
После вскрытия тюбика новое время годности указывается на картинке «баночки с открытой крышечкой», на которой, как правило, указывается число месяцев. Например, «6М». Это означает, что продукт после вскрытия можно использовать не более 6 месяцев.
Пример. Купили спортивное питание с инновационным витаминным комплексом. Дата производства: 15.05.2014 года. При комнатной температуре продукт в заводской упаковке может храниться 2 года с сохранением всех полезнейших и чудодейственных свойств. После вскрытия, продукт нужно употребить в течение 3 месяцев.
Вы приобрели питание 01.09.2015. Вскрыли упаковку 05.09.2015 и не успели употребить все за 3 месяца. 05.12.2015 продукт можно выбросить, хотя общий срок годности закончился бы 14.05.2016. Вот такая простая арифметика, которой необходимо пользоваться в быту постоянно.
Где искать срок годности?
Нет жестких требований к размещению дат изготовления и конечных сроков употребления на упаковках.
Иногда это нечитабельно. Но информацию о датах изготовления, окончания сроков годности, режимах хранения, в том числе и после вскрытия упаковки, нужно отыскать.
Как прочитать дату изготовления срок годности?
Не все так просто. Иногда может быть промаркирована только дата выпуска продукции, а потребитель должен сам прибавить сроки хранения. Иногда указываются даты не только производства продукта, но и окончания срока годности.
Можно встретить почти понятные надписи:
Не путать с MFG (Manufacturing), что означает дату производства.
Остается надеяться, что будут приняты законопроекты, которые облегчат жизнь потребителю. Может быть, в будущем не придется разгадывать ребусы, где же на упаковке дата изготовления,а что из набора цифр – месяц или год. Правда, единый формат приведет к издержкам производителей, что скажется на кошельке потребителя.
Обязательная маркировка лекарственных препаратов
Всемирная организация здравоохранения ведет статистику стран по обороту некачественных медикаментов. В ней Россия находится среди лидеров. Согласно опросам, большая часть россиян уверены, что они приобретают фальшивые лекарства. В торгово-промышленной палате предоставили настораживающие сведения о том, что некоторые сегменты рынка медикаментов на 60 процентов состоят из контрафактной продукции.
Поскольку качество лекарств – это жизненно важный для людей вопрос, медикаменты оказались среди первых товаров, которые стали обязательными для маркировки по закону. Маркировка лекарственных средств началась – 1 февраля 2017 г. и уже 1 января 2020 года маркировка лекарств станет обязательной.
Как и для чего маркируют лекарственные препараты
Она предусмотрена для того, чтобы проследить перемещение лекарственных средств от изготовителя к тому, кто будет их употреблять. Это достигается нанесением на все упаковки уникального двухмерного кода идентификации, пока препарат находится месте, где его производят. Во время изготовления партии лекарств изготовитель получает коды через государственный ресурс «Честный знак». Затем их проставляют на упаковки.
Это регистрирует данные о лекарственных препаратах программой, ведущей учет. Получение поставщиками медикаментов тоже вносится в систему учета и так до места торговли. Это метод, с помощью которого государство и другие участники рынка контролируют весь процесс.
В момент продажи товара провизором или медицинской организацией сканируется код маркировки и данные вносятся в кассовый чек. При отсутствии такой информации онлайн-касса не даст оформить продажу. Это приводит к тому, что препаратами, которые продаются легально могут быть только маркированные позиции.
Кто будет затронут обязательной маркировкой лекарств
Участвовать в маркировке лекарств будут:
Коды маркировки лекарственных препаратов
Решили, что для идентификации подойдет двухмерный код в формате Data Matrix. Он выполнен в виде 2D-изображения. Оно защищено применением криптографических способов шифрования. Данный формат похож на QR-код, однако в нем можно разместить больше данных. Он использовался для того, чтобы маркировать одежду, обувь и прочие товары, и оказался наилучшим для этого.
Преимущества Data Matrix для маркировки:
График, по которому будет внедряться обязательная маркировка лекарственных препаратов
Предусмотрено несколько периодов времени, которые отведены на такие задачи: приобретение надлежащего оборудования, подключение к системе маркировки и перестройка способа действий при доставке и реализации медицинских препаратов. Все, кто задействован в рынке лекарств, смогут осуществить необходимые приготовления к переходу на такую систему маркировки.
Этапы маркировки:
Как поступить с немаркированными остатками лекарств
Медикаменты, выпущенные до того, как была введена обязательная маркировка, допускается продавать до окончания периода их пригодности.
Что следует сделать тем, кто имеет отношение к рынку
То, как будет нужно действовать связано с принадлежностью к определенной категории. Изготовителям, аптекам и медицинским организациям предстоит поступать в согласии с предусмотренными для них действиями.
Производители и фирмы, импортирующие лекарственные препараты
К фармацевтическим компаниям, местным производителям и компаниям, которые ввозят медикаменты в Россию из других стран, относятся такие требования, обязательные к исполнению:
Фирмы-логисты и поставщики
Для них разработан такой алгоритм действий:
Поскольку теперь потребуется применять сканирование кодов Data Matrix, тем, кто занимается поставками, не обойтись без оснащения специальными устройствами – 2D-сканерами.
Медицинские центры и больницы
Организации из сферы здравоохранения, которые не продают медикаменты, а используют их в оказании услуг, обязаны предпринять такие действия:
Торговые сети и аптеки
Продавцам, торгующим в розницу, потребуется придерживаться такого плана действий:
Особенности регистрации на ресурсе «Честный знак»
Всем, кто задействован в производстве, доставке и торговле лекарствами в рознице необходимо стать участниками информационной системы мониторинга лекарственных препаратов (ИС МДЛП). Чтобы это сделать, следует:
Необходимые проверки для продавцов в розничном сегменте
Местные производители и те, кто ввозят лекарственную продукцию из других стран, уже продолжительное время применяют обязательную маркировку. Практика показывает, что больше всего проблем происходит у тех, кто занимается торговлей в розницу. Не все знают, для чего введена маркировка и как она работает. Придет время, когда маркировать товары в обязательном порядке будут повсеместно. Поэтому будет разумно подготовиться к таким переменам заранее.
Предлагаем вам список, который поможет проверить свою подготовку:
Что такое система маркировки лекарственных препаратов?
Цели внедрения системы маркировки лекарственных препаратов
— профилактика поступления в оборот и одномоментное изъятие из оборота в автоматизированном режиме на всей территории Российской Федерации недоброкачественных, а также фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов на любом из этапов их обращения от производителя до конечного потребителя;
— профилактика неэффективных расходов и экономия бюджетных средств за счет невозможности реализации схем «повторного вброса» лекарственных препаратов, невозможности легальной реализации лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, а также не предназначенных для розничной продажи;
— контроль адресности движения препаратов, закупаемых за счет бюджета, расходов на их приобретение;
— мониторинг ценообразования и предельных розничных цен на лекарственные препараты из списка ЖНВЛП;
— оперативное планирование и управление запасами и резервами препаратов на всех уровнях, включая стратегический.
— снижение издержек за счет более эффективного управления логистикой;
— уменьшение упущенной выгоды, обусловленной контрафактной и фальсифицированной продукцией;
— соответствие требованиям для поставок продукции на международные рынки.
Кто является участниками системы маркировки лекарственных препаратов?
Как будет выглядеть маркировка лекарственных препаратов?
На вторичную (потребительскую) упаковку наносится контрольный (идентификационный) знак в виде двумерного штрихового кода, включающий:
На третичную (заводскую, транспортную) упаковку наносится контрольный (идентификационный) знак в виде линейного штрихового кода, содержащий различные данные в зависимости от типа.
Оборудование, необходимое аптечным организациям для участия в системе маркировки
Для участия в системе маркировки аптечной организации необходимо:
Какие санкции предусмотрены за производство и продажу лекарственных препаратов без средств идентификации?
За производство или продажу лекарственных препаратов для медицинского применения без нанесения средств идентификации, с нарушением установленного порядка их нанесения, а также за несвоевременное внесение данных в систему маркировки лекарственных препаратов для медицинского применения или внесение в нее недостоверных данных юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.11* ст. 67 Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010 г. “Об обращении лекарственных средств”).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 58-ФЗ* от 15.04.2019 г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» несвоевременное внесение данных в систему маркировки лекарственных препаратов для медицинского применения либо внесение в нее недостоверных данных влечет:
— наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
Надеемся, что наша статья поможет разобраться в системе маркировки лекарственных препаратов не только владельцам и заведующим аптечных организаций, но и фармацевтам и провизорам!