Чего испугалась одинцова в сцене любовного объяснения
8. Почему Анну Сергеевну испугало признание Базарова в любви? 9. В каких произведениях любовь героя остается безответной, и в чем сходство и различие этих героев с тургеневским Базаровым? (ЕГЭ по литературе)
Главной ценностью Анны Сергеевны является покой, поэтому героиню пугает признание Базарова в сильных чувствах к ней.
Нигилист нравился Одинцовой, поэтому героиня говорила ему: «…мне всё-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями». Героиня принуждает Евгения признаться в любви, но не ожидает, что чувства, испытываемые героем, глубоки и искренни. Анна Сергеевна, несмотря на симпатию и желание нравиться Базарову, не стремилась к любви, поскольку была удовлетворена своей уединённой и мирной жизнью. «Страсть, похожая на злобу», которую испытывает Евгений к Одинцовой, пугает героиню.
По этой причине героиня, чувствующая «невольную нежность» к Базарову, отвергает его и говорит: «вы меня не поняли».
Таким образом, боязнь Анны Одинцовой разрушить созданную гармонию и рассудочность гасит её душевные порывы. Героиню пугает признание Базарова, чья любовь может принести хаос в её жизнь.
Безответная любовь также присутствует в таких произведениях, как «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.
Возлюбленные героев романов похожи тем, что испытывают к ним симпатию, однако по каким-либо причинам не могут ответить взаимностью. Так, Анне Сергеевне нравится Базаров, однако она отвергает чувства нигилиста, которые могут принести дисгармонию в жизнь Одинцовой. Татьяна любит Онегина, однако «…другому отдана / И будет век ему верна». Однако если героиня романа И. С. Тургенева изначально нравилась Базарову, который уже при первой встрече обратил внимание на её красоту, то Евгений Онегин влюбился в старшую из сестёр Лариных только когда повторно встретил её в Москве через много лет после знакомства.
В «Отцах и детях» и «Песне про купца Калашникова» героинь пугают испытываемые к ним чувства. Так, Анна Сергеевна после признания Евгения отходит от него и говорит: «Вы меня не так поняли». Жена купца Калашникова «полосатой фатой закрывается» от Кирибеевича, у неё «ноги подкосилися» при встрече с ним на пустой улице. Но Базаров смиряется с тем, что Одинцова не любит его и уезжает от Анны Сергеевны, а опричник старается добиться расположения Алёны Дмитриевны несмотря на то, что она является замужней женщиной, и тем самым порочит честь героини.
Таким образом, во многих произведениях русской литературы любовь героя остаётся безответной. Если Базаров принимает отказ Одинцовой, то Онегин и Кирибеевич продолжают пытаться добиться расположения возлюбленных.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Тема любви в романе Отцы и дети
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» звучит тема любви. В произведении 4 линии, раскрывающие проблему любви с разных сторон.
Евгений Базаров и Анна Одинцова (центральная любовная линия). Нигилист Базаров, отрицающий любовь, влюбляется в Анну Одинцову, но она не может отказаться от комфорта и размеренной жизни, поэтому их отношения трагичны. Данная линия демонстрирует «любовь-страсть».
Аркадий Кирсанов и Катя Локтева. Данная линия демонстрирует «любовь-дружбу». Это тёплые и искренние отношения, построенные на поддержке и заботе друг о друге.
Николай Петрович Кирсанов и Фенечка. Герои не обращают внимание на разное происхождение и положение в обществе, они тепло относятся друг к другу и уважают друг друга. Данная линия демонстрирует «любовь-семью».
Павел Петрович Кирсанов и княгиня Р. Здесь автор демонстрирует «любовь-наваждение», полностью меняющая жизнь Павла Петровича.
Любовь в романе – особая сила. Каждый персонаж, выполняющий в произведении важную функцию, проходит испытание любовью.
(Материал из Интернет-сайта).
Сочинение на тему «Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» — роман актуальный для своего времени. Он затрагивал вопросы, волновавшие русскую общественность в 60-е годы 19 века. Тургенев показал достоинства и недостатки нового течения, владевшего умами молодых людей того времени. Но роман этого великого писателя не вошел бы в золотой фонд русской классической литературы, если бы ограничился только вопросами современности. Скачать пример Написание сочинения за 4 часаЗаказать сочинение В «Отцах и детях» Тургенев решал вечные проблемы: проблему взаимоотношений различных поколений, проблему счастья, проблему любви. Любовная тема очень широко развёрнута в романе. Она является мерилом жизненности героев. Это чувство проверяет их «на прочность», обнажает истинную сущность человека. По мнению Тургенева, любовь в жизни играет колоссальную роль. Это чувство составляет смысл жизни, без него жизнь бессмысленна. Способность героев испытывать любовь — это для писателя одно из основных качеств в человеке и в его героях. Основная любовная линия романа связана с образами Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. Нигилист Базаров отрицал любовь как отношение душ. Он искренне считал, что любовь – выдумки романтиков. Между людьми существует лишь привычка, взаимная симпатия и отношения тел. На мой взгляд, такое отношение главного героя к любви связано с его отношением к женщинам. Всю свою жизнь Евгений Васильевич считал, что женщина — существо второго порядка. Она создана для развлечения мужчин. И хотя герой проповедовал, наряду с другими, и идеи женского феминизма, мне кажется, что все же он не воспринимал женщин всерьез. Таким образом, жизнь Базарова была подчинена рассудку, рационализму. Но все в его жизни изменилось в один миг. Чтобы испытать своего героя и показать всю абсурдность его убеждений, Тургенев ставит на жизненном пути героя преграду – любовь. Базаров, убежденный в силе своей натуры, в своем отличие от других, вдруг … влюбился. Влюбился страстно и неистово, как страстна и неистова была его натура: «Одинцова протянула вперёд обе руки, а Базаров упёрся лбом в стекло окна. Он задыхался; всё тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нём билась, сильная и тяжёлая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»
Как видим, любовь Базарова противоречива. Она смешана со злобой на себя: влюбился, как дурак, как простой человечишка! Но герой ничего не может с собой поделать. Своё чувство к Одинцовой он пронесёт до конца жизни и перед смертным одром захочет увидеть дорогую ему Анну Сергеевну:
«Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. — Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
Интересно, как ведёт себя при последней встрече с Базаровым его возлюбленная – Анна Сергеевна Одинцова. Она боится заразиться от Евгения Васильевича, и только чувство приличия заставляет ее подойти к нему ближе. Что же, эта женщина не любила Базарова? А ведь могло показаться, что именно она первая начала выказывать знаки внимания герою. Да, действительно, это так. Но сначала Одинцова заинтересовалась Базаровым как интересным и умным человеком. Затем, почувствовав к нему больше, чем просто симпатию, Анна Сергеевна испугалась. Она не захотела променять свое спокойствие и авторитет в обществе на сильные, но неведомые ей чувства. Сердцем Одинцова понимает, что хочет любви, но её холодный и бесстрастный ум останавливает героиню. Поэтому Одинцова так несчастна. В эпилоге мы узнаём, что эта героиня вновь вышла замуж, но опять по расчёту, а не по любви. Что ж, Одинцова сделала свой выбор в жизни. Несчастен в любви и антипод, а во многом, двойник Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Вся его жизнь пошла прахом из-за несчастной, роковой любви, которую Кирсанов так и не может забыть. Безответная страсть иссушила героя, превратила его в мертвеца, заполняющего свою жизнь «принсипами» и догматами. Другой тип отношений представляет в романе пара Аркадий – Катя. Аркадий, как «ученик Базарова» и «нигилист», должен был бы тоже отрицать любовь. Но его натура и воспитание берут своё. Аркадий – простой человек, видящий свой идеал в семье, детях, хозяйстве. Он немного мягкотел, легко поддается влиянию. Из-под одной твёрдой руки (Базарова) Аркадий опадает в другие (Катя). Но герой счастлив, впрочем, как и его супруга. Прекрасна сцена их объяснения в любви. Тургенев хочет нам сказать: вот моменты, ради которых стоит жить. И горе тем, кто их никогда не испытывал:
«Он схватил ее большие, прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя…», а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слёз в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек».
Счастлив в семейной жизни и отец Аркадия, Николай Петрович. Он обожал свою первую жену, а после её смерти встретил Фенечку и полюбил девушку всей душой. Тургенев показывает, что настоящая любовь выше всех предрассудков. Несмотря на то, что Фенечка – простолюдинка и намного моложе Николая Петровича, эти герои счастливы вместе. И тому есть прямое доказательство – их сын Митенька. Тургенев рисует в своём романе не только несчастливых в любви мужчин, но и женщин. Если мужчина без любви «засыхает», уходит в общественную деятельность или науку, то женщина становится несчастной и смешной. Она проживает свою жизнь зря, не выполняя природного предназначения. Пример тому — образ феминистки Кукшиной в романе. Эту некрасивую и нелепую женщину бросил муж. Она «блистает» своими прогрессивными взглядами, а на самом деле ищет любви, которой ей так не хватает. Любовная тема – одна из ведущих тем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Все герои писателя испытывают это чувство в той или иной степени, так, как могут или умеют. Именно любовь становится для них тем мерилом, выявляющим истинную сущность героев, придаёт им смысл жизни или делает несчастными.
История любви Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой в романе «Отцы и дети»: отношения героев
В этой статье представлена история любви Базарова и Одинцовой в романе «Отцы и дети»: описание отношений героев в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Отцы и дети»
История любви Базарова и Одинцовой в романе «Отцы и дети»
«. Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни. « (глава XVII)
«. поднимаясь вместе с ним по лестнице гостиницы, в которой остановилась Одинцова. « (глава XV)
«. Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился. » (глава XV)
«. Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. «Вот тебе раз! бабы испугался!» – подумал он. » (глава XV)
«. – Что за чудесная женщина Анна Сергеевна, – воскликнул Аркадий
– Да, – отвечал Базаров, – баба с мозгом. Ну, и видала же она виды. » (глава XVI)
«В Базарове. стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало. » (глава XVII)
Базаров пытается «отвернуться» от Одинцовой, чтобы не мучиться от любви. Но чувство оказывает сильнее его:
«. Одинцова ему нравилась. но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. » (глава XVII)
«Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились. » (глава XVIII)
«Нет, – решила она наконец, – бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете. » (глава XVIII)
«Я должен извиниться перед вами, Анна Сергеевна. Вы не можете не гневаться на меня. » (глава XIX)
«Кто старое помянет, тому глаз вон, – сказала она, – тем более что, говоря по совести, и я согрешила тогда если не кокетством, так чем-то другим. Одно слово: будемте приятелями по-прежнему. » (глава XXV)
«А ты пошли нарочного к Одинцовой, Анне Сергеевне, тут есть такая помещица… Знаешь? (Василий Иванович кивнул головой.) Евгений, мол, Базаров кланяться велел и велел сказать, что умирает. Ты это исполнишь. » (глава XXVII)
«Я Одинцова, – промолвила она. – Евгений Васильич жив? Вы его отец? Я привезла с собой доктора. » (глава XXVII)
«. Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою волей и замечательным даром слова, – человека еще молодого, доброго и холодного как лед. Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви. » (глава XXVIII)
Это была краткая история любви Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание отношений героев в цитатах.
Почему Одинцова приходит к умирающему Базарову и поцеловала его?
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Испытание смертью
Автор романа «Отцы и дети» на протяжении всего романа проводит центрального персонажа через различные испытания, в результате чего происходит развенчание нигилистической теории Базарова. Самым последним и самым главным для понимания истинного характера Евгения Базарова становится испытание смертью.
Герой не обвиняет в трагичной судьбе никого, кроме себя самого. Базаров не хочет умирать, но признаёт силу смерти. Евгений понимает, что его время пришло, но он борется до конца. Герой анализирует собственную жизнь и приходит к выводу, что его теория была неверна.
История любви Базарова к Одинцовой
Тема. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Женские образы.
Взаимоотношения Е. Базарова и А. Одинцовой являются одной из линий общего конфликта. В любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа.
В «Отцах и детях» любовная фабула проходит не через весь роман, а занимает только одну из стадий развития действия. У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Вместе с тем, критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.
Впервые Анна Сергеевна Одинцова появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой, к тому же она «поразила» Аркадия «достоинством своей осанки», но главное, во всем ее облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны — спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга — закон подводит читателя к мысли о возможном ее равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг нее.
Рядом с Одинцовой Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо». Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное смирение», как юный паж подле своей госпожи.
Что же касается Базарова, то его откровенный цинизм в отношении Одинцовой не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя («Это что за фигура? На остальных баб не похожа»; «…холодна? В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»). Однако оказавшись рядом с Одинцовой, Базаров вдруг начинает конфузиться. В гостиничном номере, куда она пригласила приятелей, он, безуспешно пытаясь скрыть свое состояние развязностью и многословием, в итоге еще и «покраснел», услышав приглашение в гости в Никольское, имение «герцогини», как окрестил он Одинцову. Уже на улице Базаров продолжает ерничать относительно «богатого тела» Анны Сергеевны, которое можно, по его мнению, поместить «хоть сейчас в анатомический театр». Но именно ему принадлежат и абсолютно точные психологические характеристики героини — ее холодность («Вишь как она себя заморозила!») и царственность («Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове»), связанные с выше отмеченным равнодушием Одинцовой. А Базарову, как окажется, будут необходимы ее тепло и человечность.)
История любви Базарова к Одинцовой.
С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она— «герцогиня», он— «лекарь»; она — холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, — неравнодушный и страстный.
Как трудно будет даваться ему чувство к Одинцовой! В нем начинаёт происходить что-то не базаровское: «что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал». Одинцова же принадлежит к тем людям, которые не знают тревоги: она и волновалась «изредка», и кровь у нее «тихо катилась»: просто какая-то женщина-«рыбица»! Герой стоит на пороге большой личной драмы. Но у Базарова не было сил уйти от этой женщины. Он любил ее, и таил свою любовь, и мечтал… о нежности!
Вместе с тем тургеневский герой многое понимает в Одинцовой. Так, он не верит, что она «способна увлекаться», разве что из любопытства.
Анна Сергеевна действительно «была любопытна»: в отношениях с Базаровым ей хотелось и «его испытать», и «себя изведать». Но в итоге Одинцова испугалась. Не случайно в сцене объяснения героев Тургенев дважды повторяет слово «испуг». Возможно, она испугалась необузданности Базарова, неожиданной грубости его чувств? Так пытаются объяснить несостоявшуюся любовь героя. Хотя стихийность Базарова можно расценить и прямо противоположно: как проявление его глубокой искренности.
В конечном же счете Базаров окажется прав не только в том, что эта женщина «себя заморозила», но что она, несомненно, «царица».
Основа жизни Одинцовой — материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других.
Базаров — нигилист, был человеком чуждого мира Одинцовой. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными, привычными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении — бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.Она не пугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».
Одинцова пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему приличествующий ситуации и поведению царственных особ ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров все правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя ее появление фразой: «это по-царски».)
Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становящегося еще более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своем последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаенно-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что ее прощальным порывом движет жалость к нему! И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».
Если бы не любовь, разбудившая в Базарове эмоциональные силы, разве читатель мог узнать, насколько одновременно убедительным, проникновенным и страстным может быть нигилист в выражении своего отношения к «отцам»: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя за марает, да ты и не дорос до нас…»
В любящем Базарове просыпается мощно чувствующая душа, таящая бездну страстей, а потому притягивающая к себе и становящаяся как бы продолжением стихии ночи, свидетелем стоящей за окном в течение его разговора с Одинцовой.
Но любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и открывает для него этот мир.
Базаров способен на любовь, на большое и глубокое чувство. По мнению М. М. Жданова, сопоставление Базарова с Одинцовой и Павлом Петровичем Кирсановым позволяет увидеть внутреннее единство произведения, связь любовной интриги с основным конфликтом романа, доказывает «торжество демократизма над аристократией» в области чувств.
Женские образы
Анна Сергеевна Одинцова | Молодая красивая женщина, богатая вдова. Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства. Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом. Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия. Она неспособна на сильную страсть |
Фенечка | Молодая женщина «неблагородного происхождения», которую любит Николай Петрович. Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни — семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют ее |
Катя Локтева | Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Чуткая натура — любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера. Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вами ручные». Катя — воплощение идеала семейной жизни, к которому втайне стремился Аркадий, благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов |
Отношение к любви
Понимая, что он скоро умрёт, Базаров просит отца вызвать Одинцову для того, чтобы признаться ей в своих чувствах. Он понимает, что сейчас именно тот случай. Отрицающий всякие проявления любви, Базаров понимает, что был всё это время неправ. Центральный персонаж только теперь говорит всё то, что чувствовал уже давно. После признания в любви, Евгений прощается с Одинцовой и желает ей счастливой жизни. На прощание Базаров просит Одинцову поцеловать его – «дунуть на умирающую лампаду ». Главный герой осознал, что отдался любви слишком поздно.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Роль эпизода объяснения Базарова с Одинцовой
Уже здесь намечается какой-то конфликт, непонимание героями друг друга. В самом Базарове, который говорит, что «изящная сторона жизни ему недоступна», а потом признается в любви, уже намечается перемена. Нигилизм – это не стихия Базарова; он шире и глубже «отрицания всего». Одинцова не замечает этого в Базарове, он интересен ей именно как нигилист, она, так же, как и Анна Павловна Шерер в «Войне и мире», «угощается» своим гостем, т.е. как человек, молодой мужчина он ее не интересует.
Одинцова – рационалистка, устроившая свою жизнь «непогрешительно-правильно», так, что в ней нет места «ни скуке, ни другим тяжелым чувствам» (например, любви, ведь у Базарова это «тяжелая страсть»). И когда, в угоду Базарову, она разрешает ему остаться, то все равно это исключение, которого более никогда не будет.
Светский разговор принимает интимный оттенок благодаря пейзажу, имеющему романтический характер. Порыв ветра, ночь, темное небо – все располагает к признанию. Но Одинцова не способна понять, почувствовать этого, она любопытна, но, как мне кажется, не жалеет об отъезде Базарова. Евгений, в котором бьется тяжелая страсть, ждет от нее не вопросов о его биографии. В нем просыпается гордость за отца, за себя и потому он говорит: «Мы люди темные. ». Несмотря на то, что оба они образованны, Базаров мыслит себя с крестьянами, народом. Особенно ему тяжело оттого, что он влюблен в «аристократку», весьма похожую на Павла Павловича, «живого мертвеца», но в отличие от него, никогда не любившую, поэтому ей так легко разговаривать с ним.
После признания Базаров косвенно сравнивается с Аркадием, который испытал«трепетание юношеской робости» и «сладкий ужас первого признания».
Таким образом, Одинцова, так же как и Павел Павлович – представитель интеллигенции, ближе к «отцам», «живой мертвец». Базаров сумел-таки нарушить покой мирной жизни Одинцовой, вывести ее из состояния душевной спячки хотя бы на несколько мгновений, дав ей понять или хотя бы заставив почувствовать ее нравственное несовершенство по сравнению с другими людьми. Ее проблема в том, что она не хочет другой жизни, ей проще говорить о дороге без пути и о прочем «романтизме», не видя реалий жизни.