Чем дорога автору соня мармеладова
отношение автора и главного героя к Соне мармеладовой
Раскольников «бросил родных, он теперь совершенно один, ему нужна Соня, как союзница в борьбе за осуществление своего призвания и своей миссии. Раскольников призывает Соню покинуть ее веру и пойти с ним по его пути, для осуществления его целей: Соня должна оставить Христа, поверить в Раскольникова, убедиться в его правоте, попытаться вместе с его средствами, исцелить и искоренить страдания». Сближаясь с Соней, Раскольников оставляет родных, людей, морально чистых и необремененных мыслью о всемирном порядке, считая себя не достойным их любви. «Я сегодня родных бросил, – сказал он, – мать и сестру. Я не пойду к ним теперь. Я там все разорвал. у меня теперь одна ты, – прибавил он. – Пойдем вместе. Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем! » Он почувствовал внутреннюю близость с Соней, «преступившей» и вместе с тем оставшейся по эту сторону «дрожащей твари» благодаря своему смятению и боли: «Ты тоже переступила. смогла переступить. «. http://odiplom.ru/literatura/obraz-soni-marmeladovoi-u-dostoevskogo
С самого начала мы чувствуем близость мировоззрения автора к его героине. Видим, с какой жалостью и любовью описывает Достоевский Соню и ее жизнь. Мне кажется, что именно в ней писатель отразил свою душу, ответил на многие вопросы, поставленные Раскольниковым. Как и Достоевский, она глубоко религиозна. Автор отвечает на вопрос о всеобщем равенстве: все равны перед Богом.
как Достоевский (автор) относится к соне мармеладовой
Соня предстает как антипод Раскольникова и его теории. Она тоже преступила нормы человеческой морали. Но если преступление Раскольникова противопоставило его людям, то поступок девушки продиктован любовью и состраданьем к ближним, соединяет ее с «униженными и оскорбленными». Понимая античеловеческую сущность «идеи» героя, дочь Мармеладова отказывается принять ее даже тогда, когда взбешенный Раскольников бросает ей: «… если вдруг бы все это теперь на ваше решение отдали: тому или тем жить на свете, то есть Лужину, то как бы вы решили: кому из них умереть? «. На что Соня не колеблясь отвечает: «К чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать. И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить? «
Девушка не может признать права на пролитие крови, причислить человека к «твари дрожащей». Ее нравственная позиция не имеет ничего общего с «идеей» Раскольникова о господстве над «дрожащим муравейником». Она не оправдывает Лужина, но и не может решить той проблемы, которую для себя уже решил юноша.
С самого начала мы чувствуем близость мировоззрения автора к его героине. Видим, с какой жалостью и любовью описывает Достоевский Соню и ее жизнь. Мне кажется, что именно в ней писатель отразил свою душу, ответил на многие вопросы, поставленные Раскольниковым.
Юная Мармеладова выражает духовное начало. Она знает, что высший суд находится в самом человеке, ад совершаемого девушка несет в себе и поэтому понимает, что творится с Раскольниковым.
Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги не очень приятным делом. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других. Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой. Но ей стыдно, стыдно перед собой и Богом. Поэтому она редко и домой приходит, только лишь за тем, чтобы отдать деньги, она смущается при встрече с сестрой и матерью Раскольникова, неловко чувствует себя даже на поминках родного отца, где ее так бессовестно оскорбили. Соня теряется под напором Лужина, ее кротость и тихий нрав мешают постоять за себя.
Девушка ни разу не делает попытки оправдать свое положение. Она считает себя грешницей. В сил) ‘ обстоятельств Соня, как и Раскольников, преступила нравственный закон. Однако отличие между ними в том, что он преступил через жизнь другого человека, а она — через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести с ним его крест, помочь придти к истине через страдание. Достоевскому удалось создать неповторимый образ: девушки легкого поведения вызывающая уважение, любовь всех окружающих, — идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановне, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогает.
Образ Сони в романе «Преступление и наказание»
Бессмертный образ
Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.
Знакомство с героиней
Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.
В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.
Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.
Портрет Сони Мармеладовой
Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.
Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой
Внешность человека часто бывает обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.
Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» складывается из анализа её поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство близкой ей Лизаветы. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и цельным человеком.
Откуда у слабой хрупкой униженной девушки такое терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога-то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идёт к ней за помощью и именно ей рассказывает о своём преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь.
Роль образа Сони Мармеладовой в романе
Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принято считать Родиона Раскольникова, так как в основе сюжета лежит история преступления героя. Но роман невозможно себе представить без образа Сони Мармеладовой. Мироощущение, убеждения, поступки Сони отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорблённая» не «тварь дрожащая» по теории Раскольникова, а достойный уважения человек, который оказался гораздо сильнее главного героя. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье.
Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Фёдора Михайловича Достоевского – воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.
образ сони мармеладовой
Образ Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание » — это для Достоевского воплощение вечного смирения и страдания женской души с ее состраданием к близким, любовью к людям и безграничным самопожертвованием. Кроткая и тихая Сонечка Мармеладова, слабая, робкая, безответная, ради спасения от голода своей семьи, родных людей решается на страшный для женщины поступок. Мы понимаем, что ее решение — неизбежный, неумолимый результат условий, в которых она живет, но в то же время это пример активного действия во имя спасения погибающих. У нее нет ничего, кроме своего тела, и поэтому единственно возможный для нее способ спасти от голодной смерти маленьких Мармеладовых — это заниматься проституцией. Семнадцатилетняя Соня сама сделала выбор, сама решила, сама выбрала дорогу, не чувствуя ни обиды, ни зла к Катерине Ивановне, слова которой были последним толчком, приведшим Сонечку на панель. Поэтому ее душа не ожесточилась, не возненавидела враждебный ей мир, грязь уличной жизни не коснулась ее души. Ее спасает бесконечное человеколюбие. Вся жизнь Сонечки — это вечная жертва, жертва бескорыстная и бесконечная. Но в этом для Сони и есть смысл жизни, ее счастье, ее радость, она не может жить иначе. Ее любовь к людям, как вечный родник, питает ее изму ченную душу, дает ей силы идти по тернистому пути, которым является вся ее жизнь. Она даже думала о самоубийстве, чтобы избавиться от позора и мучений. Раскольников тоже считал, что «справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! » Но самоубийство для Сони было бы слишком эгоисти- ческим выходом, а она думала о «них» — голодных детях, а потому сознательно и смиренно приняла уготованную ей судьбу. Смирение, покорность, христианская всепрощающая любовь к людям, самоотречение — главное в характере Сони.
Любовь помогла Соне понять, что он несчастен, что, при всей видимой гордости, он нуждается в помощи и поддержке. Любовь помогла перешагнуть через такую преграду, как двойное убийство, чтобы попытаться воскресить и спасти убийцу. Соня отправляется за Раскольниковым на каторгу. Любовь и жертва Сони очищают ее от позорного и печального прошлого. Жертвенность в любви — вот вечная черта, характерная для русских женщин.
Спасение для себя и для Раскольникова Соня находит в вере в Бога. Ее вера в Бога — это ее последнее самоутверждение, дающее ей возможность делать добро во имя тех, кому она себя приносит в жертву, ее довод в пользу того, что жертва ее не будет бесполезной, что жизнь скоро найдет свой исход во всеобщей справедливости. Отсюда ее внутренняя сила и стойкость, помогающие пройти «круги ада» ее безрадостной и трагической жизни. О Соне можно говорить много. Ее можно считать героиней или вечной мученицей, но не восхищаться ее мужеством, ее внутренней силой, ее терпением просто невозможно.
Сочинение Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова Родиона
“Преступление и наказание” – один из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского, творчество которого уже давно стал ценным литературным наследием. Главным героем произведения выступает Родион Раскольников – бедный студент из Петербурга, бросивший учебу из-за нехватки финансовых средств.
Выдвинув собственную теорию разделения людей на достойных и недостойных, он стремится проверить, к какой категории принадлежит сам. Ввиду сложившихся обстоятельств, Раскольников решается на убийство, желая подтвердить теорию и приверженность собственной персоны к разряду героев, достойных людей. Однако последнее ему не удается: убив, герой осознает собственную слабость и ничтожность, ведь, только лишь совершив преступление, он бросается в панику и не может взять себя в руки. Именно так к ненастоящему “Наполеону” приходит осознание того, что он всего лишь одна из тех “дрожащих тварей”, которых он ранее презирал.
На первый взгляд неприметная Соня Мармеладова, дочь вечно пьяного титулярного советника, с которой Раскольников впервые знакомится в распивочной, оказала на Родиона колоссальное влияние, фактически сумев помочь ему искупить прежние грехи и начать новую жизнь.
Семья Сони Мармеладовой, как и семья Родиона Раскольникова, богатством уж точно не отличалась – еле сводили концы с концами. Естественно, одежду она тоже вынуждена была носить совсем простую.
Позже нищета вынудила Соню получить “желтый билет”, то есть стать проституткой, чтобы хоть как-то поддерживать себя и свою семью. Несмотря на это, образ девушки в романе выступает олицетворением всего доброго, святого и правильного, что только может быть в человеке – в ее образе отображены жизненные взгляды автора произведения Федора Михайловича Достоевского.
Образы Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова на первый взгляд совсем разные, на самом же деле чрезвычайно похожи: они оба, ввиду различных жизненных обстоятельств, вынуждены переступить через все человеческое и нарушить евангельские заповеди. Она –простая милая девушка, совсем еще молодая – не находит другого выхода, кроме как прибегнуть к проституции и, жертвуя собой и собственной честью, помогать семье. Для него последней каплей, побуждающей к давно замышляемому преступлению, стала весть от матери о том, что сестра его вынуждена выйти замуж за нелюба. Оба они совершили грех, но, в первую очередь во имя помощи своим семьям, погибающим от нищеты.
Наверное, именно из-за такой схожести Родион и решился поведать Соне абсолютно все детали совершенного. Он знал: если кто и сможет его понять в этом мире, это будет она, Соня. Родиона после убийства продолжали мучать кошмары, в которых его пытались разыскать; снилась даже убитая им процентщица, дико смеющаяся герою на страх. Внутренний конфликт в конце концов вынудил его прийти с повинной, после чего его и сослали на каторгу в Сибирь. Мало кто способен на такое, но Соня, узнав об этом, по своему собственному желанию приняла решение поехать вместе с любимым. Без нее не иметь бы ему спасения. Соня, девушка верующая и живущая по совести, спасла душу Раскольникова, пробудила в нем совесть и помогла начать новую жизнь.
Сборник идеальных эссе по обществознанию
Роман «Преступление и наказание» Достоевского можно назвать поистине культовым и эпохальным произведением. В нем поднимаются философские вопросы, многогранно раскрываются персонажи, но больше всего наше внимание, как правило, привлекает Родион Раскольников и его теория о право имеющих и тварях дрожащих. Можно сказать, вводя данную идею, которая заключается в исключительности сверхчеловека, в его праве пренебрегать моральными устоями и чувствами обычных людей, Достоевский пытается вступить в спор с главным героем, доказать ложность этой теории. Немалую роль в этом конфликте играет Соня Мармеладова, именной этой героини предстоит разубедить Раскольникова. Так, для начала, мы можем сказать, что теория Раскольникова эгоистична. Она превозносит личные цели индивидуума над чувствами других людей. Для сверхчеловека достижение желаемого не имеет правильных или неправильных средств, даже преступление — не является преградой. Желая выяснить тварь ли он дрожащая или право имеющий, Раскольников совершает двойное убийство. Этим он проверяет свою теорию на практике и по истечению короткого промежутка времени получает первые результаты. У Родиона мутится разум и сознание. Даже его физическое состояние ухудшается — он заболевает. Автор описывает внутренний мир Раскольникова после совершения преступления: «Он чувствовал во всем страшный беспорядок». На протяжении болезни главного героя мы можем наблюдать его страдания и просыпающиеся муки совести. В глубине души Родион чувствует весь ужас совершенного им поступка, свое падение и невозможность возврата к прошлой жизни, к прошлым мыслям и заботам. «Он отрезал себя от людей, как будто ножницами». Сюжет продвигается и главный герой знакомится с Соней Мармеладовой, с женщиной с по-настоящему сложной и тяжелой судьбой. Раскольников сразу интересуется историей жизни Сонечки, так как считает, что их ситуации близки и похожи.
Пример 2
Все герои романа в той или иной степени вносят свою лепту в продвижение этой идеи, но Соня Мармеладова становится нравственным идеалом автора. Девушка выступает против насилия в любом его проявлении. Для неё нет оправдания смертоносному преступлению. Каждый человек — душа, ценность. Все заслуживают жизни и никто — смерти. Она добра и отзывчива. Жизненный путь Сони — сплошная мука. Она, как и Раскольников, совершает аморальный поступок. Только вот в жертву этому несовершенному миру она приносит не чужую жизнь, а свою. Девушка вынуждена переступить черту морали, чтобы позаботиться о своей семье. Окунаясь в мир пошлости и разврата, она умудряется сохранять чистоту чувств и мыслей. Как ей это удаётся? Конечно, религия направляет её. Бог дарует ей смирение, любовь и невероятное умение сострадать. Соня верит, что человек не рождается счастливым, он заслуживает свое счастье страданием. Поэтому и грех воспринимает как неизбежную ступень на пути к страданию, искуплению и как результат счастью.
Ни один другой герой романа не проявляет такого человеколюбия. Лужин расчётлив и эгоистичен. Свидригайлов не способен разглядеть в другом душевную красоту, он в принципе презирает людей. Мать и сестра побаиваются Родю из-за его эксцентричной манеры поведения. Порфирий Петрович исполняет свой долг. Никто из этих людей не способен на всепрощающую христианскую любовь.
Соня становится поводырем Раскольникова на пути к Богу. Она убеждает его в том, что искреннее раскаяние станет облегчением и счастьем. Кроткая и смиренная девушка помогает осознать бунтарю Раскольникову, что только через любовь и добрые поступки можно изменить общество в лучшую сторону. Ее сострадание к Родиону безмерно, потому что она остро чувствует его боль, у других героев романа такого дара нет.
Оцените, на сколько материал был вам полезен [Всего: 1 Средний: 5/5]
Школьные сочинения
Литературные произведения
Писатели и поэты
Проблемы и темы
Милосердие Нравственность Патриотизм Природа Совесть вера верность война выбор героизм детство добро и зло доброта долг любовь мужество невежество сила характера сострадание ценности
Понятная структура
всего комплекса материалов
Удобная подача
Быстрая подготовка
к ЕГЭ по русскому языку
100% бесплатный
доступ ко всей информации
Образцы сочинений по русскому языку и литературе: итоговые сочинения рассуждения для ЕГЭ, ОГЭ, примеры школьных сочинений на любую тему
Сочинения на любую тему
Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» представляет читателю галерею персонажей, которые ие только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом содействуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности его теории, явившейся основной причиной преступления. Одно из центральных мест в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными человеческими ценностями. Образ, суждения Сони заставляют заглянуть вглубь себя, помогают оценить то, что происходит вокруг нас.
На мой взгляд, судьба Сонечки окончательно убедила Раскольникова в ошибочности его теории. Он увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направ-лено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних. Соня, самоотвер-женная в своей преданности и семье, и любви, готова разделить участь Раскольникова. Она искренне верит, что Раскольников сможет воскреснуть для новой жизни.
Основа личности Сони Мармеладовой — это ее вера в человека, в неистребимость добра в его душе, в то, что сочувствие, самопожертвование, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир. Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский обрисовал антипод Раскольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» посвящен истории вызревания и совершения преступления Родионом Раскольниковым. Угрызения совести после убийства старухи-процентщицы становятся для героя просто невыносимы. Этот внутренний процесс тщательно выписан автором романа. Но не только достоверностью психологического состояния главного героя замечательно это произведение. В системе образов «Преступления и наказания» есть и ещё один персонаж, без которого роман так и остался бы детективом. Сонечка Мармеладова является ядром произведения. Дочь случайно встреченного Мармеладова вошла в жизнь Раскольникова и положила начало его духовному возрождению.
Жизнь Сонечки ничем не примечательна. После смерти матери отец из жалости женился на женщине, оставшейся вдовой с тремя детьми. Брак оказался неравным и в тягость обоим. Соня была падчерицей для Екатерины Ивановны, поэтому ей больше всех доставалось. В минуту душевного надрыва мачеха отправила Соню на панель. Её «заработками» держалась вся семья. У семнадцатилетней девушки не было никакого образования, именно поэтому всё сложилось так плохо. Хотя отец не брезговал деньгами таким образом заработанными дочерью, и всегда просил у неё на опохмелку…. Тоже мучился от этого.
Впервые Раскольников встречается с Соней в сцене смерти Мармеладова, когда видит её в толпе народа, сбежавшегося на новое зрелище. Девушка была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером, обязательная «умбрелька» в руках в латаных-перелатаных перчатках), но потом Соня приходит к Раскольникову, чтобы поблагодарить за спасение отца. Теперь она выглядит иначе:
«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами». Теперь она похожа «на девушку скромную и приличную манерой, с ясным, но несколько запуганным лицом».
Чем больше Раскольников общается с ней, тем более она раскрывается. Выбрав Соню Мармеладову для откровенного признания, он словно пытается её проверить на прочность, задаёт злые, жестокие вопросы: не боится ли она заболеть при её-то «профессии», что будет с детьми в случае её болезни, что Полечку ждёт та же участь – проституция. Соня как в исступлении отвечает ему: «Бог этого не допустит». И совершенно не держит зла на свою мачеху, утверждая, что ей намного тяжелее. Немного позже Родион отмечает в ней ярко характеризующую её черту:
«В лице её, да и во всей её фигуре, была сверх того одна особенная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти ещё девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребёнком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых её движениях».
Эта детскость ассоциируется с чистотой и высокой нравственностью!
Также интересна характеристика Сони её отцом: «Безответная она, и голос у ней такой кроткий…» Вот эта безответность и кротость является отличительной чертой девушки. Она всем пожертвовала, ради спасения своей семьи, которая и семьёй-то ей, в сущности, не являлась. Но её доброты, милосердия хватает на всех. Она ведь и Раскольникова сразу же оправдывает, говоря, что он голоден был, несчастен, и преступление совершил, будучи доведён до отчаяния.
Жизнь Соня живёт не ради себя, а ради других. Она помогает слабым и нуждающимся, и в этом её непоколебимая сила. Раскольников так и говорит о ней:
«Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же. И привыкли. Поплакали и привыкли».
Раскольникову кажется совсем невероятным эта её отчаянная самоотдача. Он как эгоист-индивидуалист, вечно думающий только о себе, пытается постичь её мотивы. И эта вера в людей, в добро, в милосердие кажется ему неискренней. Даже на каторге, когда старые, прожжённые убийцы-преступники называют юную девушку «матушкой милосердной», он должен был потерять её из вида, чтобы понять, как она важна и дорога ему. Только там он принимает все её воззрения, и они проникают в его суть.
Сонечка Мармеладова представляет собой замечательный образец гуманизма и высокой нравственности. Она живёт согласно христианским законам. Не случайно автор поселяет её в квартире у портного Капернаумова – прямая ассоциация с Марией Магдаленой, жившей в городе Капернауме. Её сила выражается в чистоте и внутреннем величии. Родион Раскольников очень метко дал характеристику таким людям: «Они всё отдают… глядят кротко и тихо».
Читаемое в разделе:
Новые материалы раздела:
Соня Мармеладова и Родион Раскольников читают Евангелие
В наше нелегкое время люди стали все чаще обращаться к Богу. Истинная Вера помогает человеку найти свой правильный путь в жизни и не ошибиться. В трудные минуты молитва, обращенная к Богу, утешает, дает душевные силы и надежду на лучшее. Для многих Библия становится настольной книгой. Слово Божие помогает нам жить, Вера влияет на наши судьбы, исцеляя и наставляя.
Много примеров этого мы можем найти в произведениях русской литературы. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» этому аспекту придается огромное значение. Сам автор был глубоко верующим человеком, и это помогало ему преодолевать тяготы жизни, сохранять в условиях каторги человеческое достоинство.
Не случайно о религии, пути к Богу, отношении к христианским заповедям рассуждают главные герои романа, но чувства и мысли автора выражает только Соня Мармеладова. С мой точки зрения, эпизод, в котором Родион Раскольников и Соня Мармеладова читают Евангелие, является центральным в произведении Достоевского.
Вчитываясь в один и тот же фрагмент о воскрешении Лазаря, герои по-разному его воспринимают, а ведь мы, читатели, помним, что Ф.М. Достоевский противопоставляет Соню и Раскольникова, их убеждения и переживания.
Для Сони в вере в Бога заключается смысл ее жизни. Страдания. Терпение, любовь – все познается героиней через Веру, глубокую и страстную, в которой она находит спасение и утешение, исцеление души. При чтении Евангелия в голосе Сони звучали радость, восторг, «она вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке». Эмоциональное состояние героини писатель умело передает через деталь портрета: глаза Сони расширялись и темнели. Таким образом, автор хотел показать, насколько сильна и искренна ее Вера.
Именно ее, такую хрупкую и наивную девушку, Достоевский призывает спасти Раскольникова. Соне мечталось, что он уверует в Бога, и тем самым произойдет его чудесное духовное исцеление.
Однако Раскольников настроен скептически и отрицает существование Бога. Заключительные слова легенды о Лазаре: «Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовавший в него», – герой понимает как призыв к людям уверовать в него самого, в его теорию, как иудеи уверовали в Мессию.
Раскольников призывает Соню отречься от ее Веры и пойти с ним по его пути. Помочь в осуществлении целей. Она, по его мнению, должна оставить Христа, убедиться в правоте Раскольникова, поверить ему и попытаться вместе с ним искоренить страдания человеческие. Герой делает Соню своей соучастницей, напоминая, что она тоже, пусть жертвуя ради своей семьи, загубила собственную жизнь и совершила преступление: «Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной…»
Яростно сопротивляясь убеждениям Сони, Раскольников формулирует свое кредо, кредо маленького наполеона, который хочет безгранично владеть миром, осуществить «Царство Бождие» на земле исключительно по собственной воле: «Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!…»
Страдание Раскольникова, как он сам считает, – это великое страдание, а не то, которое проповедует Соня и благославляет христианство. Раскольников не понимает Соню, но, прикоснувшись к ее Вере, находит в себе силы следовать убеждениям этой удивительной девушки. Она, как светлый лучик, преображает главного героя, всеми силам своей Веры и любви помогает нравственному воскрешению Раскольникова.
Такова основная мысль автора. Не случайно в этом эпизоде Достоевский приводит краткие выдержки из Евангелия. Композиционно это очень важно соответствует авторскому замыслу: Лазарь умирает от болезни и воскресает, благодаря Чуду, которое совершил Иисус. Также и Раскольников одержим своей болезненной идеей, подтолкнувшей его к преступлению, и автор верит в духовное воскрешение своего героя с помощью Сони. Эта героиня несет свет христианской правды как высшей Правды человеческой, в ее уста писатель вложил свои мысли об истинной Вере, слове Божием.
Соня спасает Раскольникова и до конца остается верна Богу. Раскольников открывает Евангелие, ведь эта Книга рядом с ним даже на каторге. Он признает убеждения Сони, но его признание в совершенном преступлении – это признание в собственной слабости и несостоятельности. Герой не дает себе пощады за то, что не устоял и сломался, не смог «проверить» себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею…» Сама же идея Раскольникова остается незыблема и непоколебима.
Герои верны своим убеждениям, хотя вера их очень разная. Но Бог един для всех, и он наставит на истинный путь каждого, кто ощущает Его близость. По мысли автора романа, каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает жизнь и свое место в ней. Поэтому, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский пишет, что «… начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».
Итак, воскрешение человека – это великое дарование Богом новой жизни, но дается оно не каждому. Только те люди, которые способны на настоящий, великий нравственный подвиг, получают прощение и надежду на лучшую новую жизнь.
СПАДИЛО.РУ
Ключевые качества
Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей известного романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Благодаря этому образу читатели задумываются о лучших человеческих качествах: самопожертвовании, милосердии, умению преданной любви и искренней веры в Бога.
Идеи и образ Сони
Соня – юная девушка в возрасте около восемнадцати лет, худенькая, голубоглазая и светловолосая. Она — дочь бывшего чиновника Мармеладова. После потери места на службе он начал беспрестанно пить, из-за чего его жена Катерина с детьми ведут нищенское существование и голодают. Девушка жертвует чистотой своего тела ради того, чтобы обеспечить пропитание семьи, однако она не винит в этом Катерину Ивановну, которая заставила ее пойти на панель, а просто смиряется со своей судьбой. Соня идет на грех ради семьи, но ей очень стыдно перед собой и перед Богом, в которого она глубоко верит. Из-за того, что она переступила нравственные законы, она стесняется находиться рядом с приличными женщинами – с матерью и сестрой Раскольникова; Соня не может даже сесть в их присутствии, боясь, что это их оскорбит. Каждый поступок кроткой и скромной девушки совершается не ради нее самой, а ради кого-то; несмотря на род своих занятий Соня предстает перед читателями как истинная христианка и праведница. В основе всех совершаемых девушкой действий лежит бесконечная, христианская любовь к ближним: из-за любви к отцу она дает ему деньги на выпивку, из-за любви к Раскольникову помогает ему очистить душу и едет с ним на каторгу.
Соня как путь к искуплению
Образ Сони Мармеладовой и ее идеи являются своеобразной противоположностью образу Родиона Раскольникова с его теорией. Девушка во всем руководствуется законом Божьим и поэтому не понимает идей молодого человека; для нее все люди – равны, и никто не может возвышаться над всеми и тем более отнимать чью-то жизнь. Именно Соне Раскольников рассказывает о совершенном преступлении, и благодаря девушке он смог раскаяться и признаться в этом и следствию. Соня готова отправиться на каторгу вместе с ним, ведь она тоже переступила библейские заповеди и считает, что должна пострадать ради очищения. “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, — говорит ей Родион Раскольников. Сокаторжники молодого человека ощутили доброту и любовь ко всему окружающему, исходящие от Сони, относящейся ко всем с уважением, и потому полюбили ее. Благодаря Соне Раскольников впоследствии смог раскаяться в своем поступке по-настоящему, обратиться к Богу и начать новую жизнь с новыми убеждениями.
Любимый герой Достоевского
Соня Мармеладова была одной из любимых героинь Федора Михайловича Достоевского. Через образ и убеждения девушки писатель открывает свои собственные мысли и идеи относительно веры в добро и в Бога, любви к людям и справедливости.