Чем перебить сон за рулем
Способы борьбы со сном на работе от врача, пилота, машиниста и дальнобойщика
Что делать, чтобы не уснуть на работе? Лайф решил исследовать весь имеющийся опыт в этой области и обратился к традиционной и восточной медицине, а также спросил совета тех профессионалов, для которых сон на рабочем месте может привести к необратимым последствиям.
Сон — одна из базовых потребностей человека. Когда мы засыпаем, организм входит в фазу быстрого сна, в которой сердечные ритмы по сравнению с состоянием бодрствования мало изменяются, зато глазные яблоки приходят в сильное движение. Затем наступает фаза медленного сна, когда замедляется сердцебиение и снижается температура тела. К сожалению, у всех, кто работает в офисе, сонливость может возникнуть не только из-за ночного недосыпа, но также и от неправильного освещения, слишком плотного обеда, и даже гаджеты, говорят неврологи, могут быть её косвенной причиной.
Советы врачей
Фото: © РИА Новости/ Павел Лисицын
Бороться со сном на работе доктора в основном советуют традиционно: придерживаться графика, то есть ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, открыть окно и подышать свежим воздухом или выпить крепкого чая или кофе. Но неужели это всё, что человечество смогло придумать? Нет, есть ещё ряд способов, которые можно испытать на себе.
— Если случилось так, что вам жутко захотелось спать на работе, то можете воспользоваться легкодоступными медпрепаратами. В частности, можно упомянуть пирацетам и другие препараты, где он является действующим веществом (они стимулируют физическую и психическую деятельность). Одна таблетка утром, и сон уйдёт, — советует невролог Михаил. — Есть ещё проверенный способ — поесть сухофруктов и орехов. Когда челюсть работает непрерывно, организм не может перейти в фазу сна.
— Не ешьте слишком много за обедом. В послеобеденные часы человек особенно предрасположен к дневной сонливости, а обильный приём пищи ещё больше увеличивает желание поспать. Откажитесь от углеводов (булочки, шоколадки). Чтобы сохранить работоспособность, делайте выбор в пользу белков и растительной пищи (например, мяса с овощами). Не хотите засыпать на работе — садитесь лицом к окну. Естественный свет способствует угнетению выработки гормона сна мелатонина. При работе вечером или ночью ставьте перед собой включенную лампу. Лучше всего использовать лампы дневного света, их спектр наиболее близок к солнечному, так что они создают неплохой «антисонный» эффект, — рассказывает заслуженный врач РФ, невролог-сомнолог, заведующий Центром медицины сна ФГБУ «Клинический санаторий Барвиха» Роман Бузунов.
Советы представителей нетрадиционной медицины
Фото: © flickr.com/Elizabeth Briel
Нетрадиционная медицина всё больше пользуется популярностью. Специалисты этой сферы советуют различные точечные массажи или всевозможные дыхательные упражнения.
— Я категорически против приёма кофе или модных «энергетиков» из алюминиевой банки. Есть и безвредные для организма способы встряхнуться. Это, в первую очередь, точечный массаж или акупрессура, которые улучшают кровообращение и стимулируют бодрствование, — говорит врач-рефлексотерапевт Лариса.
Итак, меры можно принять следующие (в комбинации или по отдельности):
— слегка постучите пальцами по темечку (не более 30 секунд);
— разомните заднюю часть шеи (не более 60 секунд);
— нажмите на точку, которая находится между большим и указательным пальцами руки или же под коленной чашечкой (давить со всей силы не более минуты);
— помассируйте в области переносицы — круговыми движениями, секунд 30—60;
— крепко разотрите руками уши так, чтобы в ушных раковинах возникло ощущение жара;
— встаньте прямо, сделайте полный вдох, задержите дыхание как можно дольше и с силой выдыхайте воздух через рот.
Советы йогов
Фото: © РИА Новости/Юрий Сомов
— Самый простой способ справиться с приступом сна — это массаж рук: начинаете с мизинца и по одному пальчику разминаете. Согласно восточной традиции, на нашем теле есть точки реанимации. Сонливость можно прогнать, резко надавив кончиком ногтя большого пальца на подушечку любого другого пальца — давить надо 1—2 минуты. Будьте уверены, после этого сон как рукой снимет, — советует йог Валерий с 10-летним стажем.
Советы пилотов
Фото: © РИА Новости/Максим Блинов
— Самый лучший способ бороться со сном — это хорошенько выспаться перед тяжёлым ночным рейсом. Это, конечно, не на 100% поможет, но будешь себя чувствовать явно лучше. Если всё-таки ночью начинает «рубить», есть несколько рецептов, которые я рекомендую: это или крепкий зелёный чай, или «будильник» — крепкий кофе (лучше варёный) и стаканчик колы, которые вместе дают эффект энергетика. И сразу скажу, что это намного безопаснее, чем пить магазинные энергетические напитки: проверено. Ещё есть способ: стараться поддерживать беседу с командиром на любую тему, главное постоянно болтать, травить анекдоты. Если совсем плохо и ничего не помогает, тогда чаще выходить в туалет и умываться холодной водой, — делится советом пилот самолёта Артём.
— Если спать хочется так, что в глазах темнеет, то тут ничего, по моему мнению, не поможет, кроме как перезагрузка на 10—15 минут. Если я отправляюсь в долгий ночной полёт, использую так называемый дедовский способ взбодриться: сухари из чёрного хлеба, гренки с кофе или семечки, — рассказывает другой пилот.
Совет машиниста электропоезда
Фото: © РИА Новости/Максим Блинов
— Чтобы взбодриться, я пью чай, не сильно крепкий, но с чёрным шоколадом. А ещё можно жевать мятную жевательную резинку, либо ничего не есть, чтобы вызвать чувство голода. Это помогает забыть о сне. Прекрасный способ, который снимает сонливость, — щекотать нёбо, — советует машинист.
Совет дальнобойщика
Фото: © РИА Новости/Илья Питалев
— У меня есть проверенный способ для борьбы с сонливостью. Я каждые 300 км делаю остановки, выхожу из машины и разминаю мышцы: пара приседаний, отжиманий и прыжков. Так что физкультуру никто не отменял, и в офисе тоже можно сделать пару физических упражнений, — делится опытом дальнобойщик с 20-летним стажем Сергей.
В пути захотелось спать – гоним сон с помощью правильной остановки. Как это – «правильной»?
Повод для написания этого материала довольно грустный: с начала сезона отпусков уже второй мой товарищ попал с трассы прямиком в больницу с компрессионным переломом позвоночника. Оба оказались там по простой причине – перевернулись на крышу после того, как уснули за рулём. Однако никаких советов о борьбе со сном сегодня не будет: у меня по этому поводу есть определённое мнение, которое изложу чуть ниже. А поговорим о совсем другой вещи: как правильно останавливаться на трассе.
Один из этих двух товарищей как-то спрашивал меня: как ты можешь проезжать по полторы-две тысячи километров за один присест и не засыпать? Мол, поделись секретом. Я ответил, что никакого секрета тут нет, есть одна только дурь. Иногда, правда, есть крайняя необходимость, но чаще – просто дурь. И никаких советов на тему «Как не уснуть за рулём» я никогда давать не буду. Я не знаю ни одного человека, который смог бы победить сон. Можно грызть семечки, пить лимонный сок с кофе или орать во всё горло песни, но сон в итоге всё равно победит. Поэтому если тянет в сон, нужно останавливаться у ближайшего мотеля и спать. В крайнем случае можно поспать и в машине – это всё равно лучше, чем ехать с закрывающимися глазами. И ни в коем случае нельзя доверять своему организму, который вроде бы сам по себе не отключается, и «я всегда пойму, что сейчас усну, поэтому за рулём не усну никогда». Все, кто засыпал за рулём, думал точно так же. Борьба со сном – самое бесполезное занятие на свете. Каким бы сильным борец не был, сон всё равно победит. Так что сутки за рулём без сна – это очень опасно и довольно глупо.
Другое дело, что иногда путь не слишком далёк, но в сон всё равно потянуло. Такое часто происходит при двух обстоятельствах: если долго ехать за другой машиной или лететь по платной трассе с минимальным трафиком и крайне унылой однообразной картиной за стеклом. Вот такое сонливое состояние прогнать не только можно, но и нужно. И сделать это несложно – достаточно сделать правильную остановку. Именно правильную! Начать нужно с поиска места.
Место встречи
Ясно, что останавливаться можно только в разрешённых ПДД местах, поэтому ни о какой остановке на автомагистрали речи быть не может. Но даже среди тех мест, где теоретически остановиться можно, всегда есть выбор удачных и неудачных позиций. Поэтому как только начинает тянуть в сон, начинаем выбирать место для остановки.
На хороших трассах нет ничего лучше организованного места отдыха. Это, конечно, вариант идеальный, но не всегда достижимый. Поэтому постараемся найти ещё какое-то приемлемое место.
Вставать на обочине – это не лучшая идея. Гораздо безопаснее будет искать какую-то второстепенную дорогу, на которую можно свернуть со своей полосы. И уже на этом этапе начинается первая попытка победить сонливость: концентрация внимания при поиске поворота на второстепенную дорогу (или «отворотку», как говорят некоторые водители) требуется заметно выше, чем при движении по своей дороге. Поэтому волей-неволей уже начинаешь просыпаться.
После того, как дорога найдена, сворачиваем на неё и встаём на обочине. Чем дальше от проезжей части – тем лучше. Выходим из машины и приступаем к решительным действиям, которые помогут одолеть не только сон, но и предстоящий путь до финиша.
Сели-встали
Начнём с того, что отойдём от него немного в сторону, присядем и посмотрим под машину. Ничего нигде не капает? Прекрасно. Но лучше присесть ещё пару раз: приседание полезно само по себе, а внимательность при осмотре на предмет каких-нибудь подтеканий ещё полезнее. Кстати, не удивляйтесь, если что-то всё же будет капать: обычно на летней трассе с дренажа кондиционера подтекает водичка – обычный конденсат. Это нормально.
Второе упражнение – ходьба с наклонами. Настоящие водители помнят, как это делать: надо ходить вокруг машины и трогать диски колёс. Можно, конечно, не наклоняться, а ещё раз поприседать, не суть важно. Важно щупать диски. Тут проверяем несколько вещей – тормозные механизмы и ступичные подшипники. Если что-то неисправно, диск будет горячим. Небольшое замечание: тёплым он имеет право быть, горячим – нет. Если все диски одинаково тёплые, то всё хорошо. Если один из них горячее, нужно будет разбираться, что идёт не так. Скорее всего, подклинивает суппорт, а на трассе по нагреву эту неисправность обнаружить проще всего.
Заодно можно попинать колёса. Говорят, это нужно делать, чтобы отлепить… ой, чтобы проверить давление в шинах. Ну, давление так проверить, конечно, не получится, но если какая-то шина спустила уже сильно, заметить можно. Но главное, опять же, это физическая активность. Заодно можно посмотреть, на месте ли все шпильки или гайки колёс.
На этом внешний осмотр можно закончить. Открываем капот и смотрим, как дела под ним.
Чисто, сухо и не пахнет
Сразу после открытия капота нужно принюхаться к воздуху: нет ли запаха гари или масла? Если нет, можно приступать к осмотру.
Долго тут разглядывать нечего, но кое-что проверить нужно обязательно. Во-первых, уровень охлаждающей жидкости (антифриза). Конечно, открывать бачок не надо (можно здорово обжечься), и нет необходимости проверять уровень антифриза по меткам. Его нужно проверять на холодном моторе, поэтому достаточно убедиться, что антифриз в бачке есть. Если даже он ниже минимального уровня, паниковать не надо. Скорее всего, после остывания мотора антифриз вернётся на своё место. Насторожить должен только пустой бачок.
А вот уровень масла нужно проверить тщательно. Даже исправные моторы во время «прохвата» по трассе могут немного подъедать масло. Криминального в этом ничего нет (хотя, конечно, намного спокойнее, если мотор не ест масло совсем), но допускать падение уровня масла ниже отметки min на щупе ни в коем случае нельзя. Особенно если есть плохая привычка ездить по трассе на высшей передаче и на минимальных оборотах мотора для экономии топлива. В таком режиме маслонасос сам по себе может работать не в полную силу, и если уровень масла низкий, можно запороть вкладыши коленвала. Так что уровень должен быть в норме.
Как его проверять, рассказывать не буду, но две вещи напомню. Первое – это необходимость дать маслу время, чтобы стечь в картер. Поэтому проверку уровня масла можно начинать только минут хотя бы через десять после остановки (после осмотра колёс и всего остального, о чём говорили выше). Второе – это горизонтальность площадки, на которой стоит машина. По-хорошему, уровень масла всегда надо проверять именно на строго горизонтальной площадке, поэтому нужно убедиться, что машина стоит ровно. Некоторые моторы очень критически относятся даже к небольшим наклонам, и это надо учитывать.
Пока капот открыт, можно долить «омывайку». После чего его можно закрыть и завершить осмотр проверкой ближнего света или дневных ходовых огней.
Понятно, что ничего крайне важного (кроме, пожалуй, уровня масла) в этой проверке на остановке нет. Но если закинуть в бардачок небольшой чек-лист (подтёки снизу, диски колёс, гайки/шпильки колёс, посторонние запахи под капотом, антифриз, масло, «омывайка») и методично на остановке пробежаться по списку, сонливость уйдёт точно. Ну и за машину будет спокойнее, что тоже приятно и полезно.
И ещё немного
Во время всех этих проверок нужно попытаться сосредоточиться именно на них, а не на чём-то, о чём думали за рулём. Смена объекта внимания на остановке важна не менее, чем физическая активность. Желательно подходить к этому вопросу тщательно. Я, например, растягиваю удовольствие, натягивая перчатки, в которых удобнее хвататься за колёсные диски или масляный щуп. А после проведения осмотра будет нелишним помыть руки и умыться. После этого практически всегда приходит состояние приятной бодрости.
Однако надо заметить, что если приступы сонливости повторяются часто, всё-таки придётся остановиться на сон. Даже двадцать минут сна непосредственно на водительском кресле значительно снизят шансы вырубиться прямо на дороге – они перебьют такой затягивающий сон.
К сожалению, остановки бывают и вынужденным. Это тема для другого разговора, но если мы уж говорим про остановки, на всякий случай напомню: вынужденная остановка на дороге – это очень и очень опасно. Если во время движения почувствовали, что с машиной происходит что-то не то (появился непонятный звук, изменилась тяга мотора, изменилась управляемость, загорелся «чек»), нужно сразу же перестроиться правее, ближе к обочине. В этом случае, даже если машина заглохнет, всегда можно успеть перестроиться на обочину. И даже на обочине лучше будет высадить из машины пассажиров и отвести их подальше от дороги. Ну а саму машину нужно обозначить аварийкой и знаком аварийной остановки. В тёмное время суток – и габаритными огнями. Если нужна помощь, смело вешайте на боковое зеркало светоотражающий жилет: последнее время эта просьба о помощи часто не остаётся незамеченной. Кто-нибудь обязательно поможет.
А закончу повторением сказанного: хочется спать – спите. Остановка с осмотром машины поможет один-два раза, и если за это время доехать до финиша не получилось, лучше не рисковать ни своей жизнью, ни жизнями пассажиров и соседей по потоку.
7 советов как не заснуть за рулем
Сонный водитель не менее опасен, чем выпивший — примерно четверть всех аварий происходит именно из-за засыпания за рулем. Причем человек часто может и не ощущать, что концентрация внимания у него сильно понизилась. Монотонная дорога, темное время суток и многочасовая езда утомляют постепенно, и переход ко сну водителем просто не фиксируется. По опыту автолюбителей, даже у хорошо отдохнувшего человека скорость реакции снижается в два раза уже через 4 часа непрерывной езды. Мы расскажем, как вовремя распознать опасность и какие меры предпринять, чтобы случайное засыпание не привело к трагедии.
Признаки засыпания за рулем
Водителям, отправляющимся в долгую дорогу, нужно четко знать признаки понижения концентрации внимания. Срочно предпринимать меры следует в том случае, если человек замечает за собой:
Нужно также учитывать, что у очень уставших водителей иногда наблюдается так называемый микросон — отключение внимания и реакции на 10-30 секунд при отрытых глазах. Поэтому бороться с сонливостью нужно уже при первых признаках.
Совет 1: питание
Дальнобойщики часто рекомендуют в дороге что-то жевать. Важно, что речь идет о легких перекусах, а вовсе не о плотном ужине, после которого, наоборот, еще больше клонит в сон. Для питания в дороге подойдут продукты с выраженным вкусом, которые можно достаточно долго жевать или рассасывать:
Если дорога предстоит дальняя, а полноценного отдыха не предвидится, лучше отказаться от мясных блюд и больших порций. В крайнем случае в придорожном кафе можно заказать тарелку салата или легкого супа.
Совет 2: питье
Очень часто для того чтобы взбодриться, люди берут в дорогу различные энергетики. Действительно, кофеин, который есть в их составе, способен на некоторое время избавить человека от сна. Но действие его не продержится более 1-2 часов, а пить больше одной банки в сутки просто опасно для здоровья. Кроме этого, на сильно уставшего человека они вообще не подействуют. Если водитель засыпает за рулем и проехал уже более 6 часов, кофеин скажется на нервной системе достаточно своеобразно — человек будет просто перевозбужден, а это еще больше понизит концентрацию внимания и скорость реакции. Поэтому в дороге не рекомендуется пить не только энергетики, но также чай и кофе.
Водителям подойдут такие напитки:
Совет 3: пение и музыка
Очень хорошо для длительных поездок составлять свой плейлист, в котором не будет медленных и расслабляющих песен. Важно подбирать композиции со знакомыми текстами, ведь многим водителям помогает избавиться от сна пение. Причин эффективности такого способа несколько:
Совет 4: попутчик
Пассажир, пожалуй — самый лучший способ не дать водителю заснуть за рулем. Общение идеально помогает избавляться от сонливости, к тому же попутчик сможет контролировать состояние автомобилиста, следить за глазами и реакциями и вовремя растормошить его. Если за рулем придется провести 4 и более часов, лучше не только разговаривать, но и играть в логические игры. Даже простая игра в слова поможет мозгу работать в нужном режиме.
При этом пассажиры могут представлять и опасность для водителя. Происходит это в том случае, если они засыпают в машине. Поэтому сонных попутчиков лучше пересаживать на заднее сидение, а самим пассажирам все же стараться не отключаться и поддерживать того, кто за рулем. Также не стоит отвлекать водителя разговорами или чрезмерным шумом в первые часы дороги — это, наоборот, быстрее его утомит.
Совет 5: запахи
Один из способов, которые часто рекомендуют дальнобойщики — использовать против сна резкие запахи. Конечно, можно просто купить ароматизатор, но, как показывает практика, к их запаху водитель быстро привыкает и уже максимум через 2 часа практически на него не реагирует. Хорошей альтернативой могут стать натуральные эфирные масла. Пары капель на бумажной салфетке вполне хватит, чтобы эффективно отогнать сон на 1-1,5 часа. После этого можно использовать другое масло. К тонизирующим ароматам относятся:
Кроме этого, в салоне машины можно использовать и обычный апельсин или лимон — фрукт нужно порезать дольками и разложить в салоне. В самых крайних случаях водители нюхают нашатырный спирт, но применять его постоянно не рекомендуется.
Совет 6: движение
Заставить мозг проснуться помогает физическая активность. Поэтому если водитель чувствует, что постепенно проваливается в дрему, можно интенсивно подвигать плечами, сделать несколько наклонов головы. А лучше всего остановиться, выйти из машины и пару раз интенсивно присесть, наклониться, произвести несколько резких вдохов-выдохов. Такая зарядка займет всего 2-5 минут, а бодрости хватит еще на несколько часов дороги.
Кроме этого, во время остановки можно выполнить зарядку для глаз, даже не выходя из машины, — последовательно переводить и фиксировать взгляд на руле, дальней точке дороги, в зеркале заднего вида, в боковом зеркале, на встречной полосе и так далее. И после того как глаза отдохнули, продолжать движение.
Совет 7: остановки и сон
Водителю всегда нужно адекватно оценивать свои возможности. Большие расстояния лучше разбивать на несколько дней и делать полноценную остановку с ночевкой. Если же маршрут планируется проехать за день, то нужно помнить о режиме — каждые 2-4 часа обязательно делать остановки. В это время лучше выйти из машины, подвигаться, выпить воды, подышать свежим воздухом.
Если все средства борьбы со сном не помогают дольше, чем на 30 минут, это значит, что организм уже предельно изможден. Продолжать езду в таком состоянии крайне опасно: что бы ни делал водитель, его мозг в ближайшее время все равно отключится. Даже если микросон займет 5-10 секунд, этого хватит для трагических последствий.
Лучшее, что можно сделать в такой ситуации — остановиться у обочины и дать себе поспать хотя бы 15 минут. Это, конечно, не заменит полноценного отдыха, но даст возможность продержаться до места с подходящим ночлегом.
Как побороть секундный сон за рулем
Такой короткий и такой коварный: секундный сон – одна из самых больших опасностей, подстерегающих автомобилистов на дороге.
Усталость и желание вздремнуть, которые испытывают водители, находясь за рулем, к сожалению, нередкое явление, особенно во время долгих поездок на автомобиле. Многие шоферы не обращают внимания на эти ощущения и не воспринимают их всерьез, и очень зря: по оценкам экспертов, около 25% всех ДТП со смертельным исходом случаются как раз из-за секундного сна.
Как предотвратить засыпание в пути?
Это также будет Вам интересно:
Текст комментария будет автоматически отправлен после авторизации
Страны ЕС ужесточают правила въезда: сертификаты вакцинации больше не играют роли
Штамм коронавируса «Омикрон» быстро распространяется по Европе. Многие страны сейчас переходят на безопасный режим и ужесточают правила въезда. В этот раз особенно страдают вакцинированные и выздоровевшие. Теперь им также понадобится ПЦР-тест, если они хотят въехать в страну. Статус вакцинации больше не играет роли. Реклама Пока что свидетельство о вакцинации или
Количество инфицированных снижается, но правительству Германии этого недостаточно
Хроника Covid-19: статистика на 24 декабря
Волна омикрона утихает так же быстро, как и росла
Отец семерых детей откладывал вакцинацию – теперь он мертв
Последние новости
GERMANIA.one — Новости Германии на русском языке. События и происшествия в Берлине и других городах Германии.
Миссия GERMANIA.one заключается в предоставлении новостей и информации в абсолютно чистом виде. Никаких оценок — только новости. Вы сами формируете свое отношение к новостям, редакция ни коим образом не стремится навязывать читателям то или иное мнение.
В то же время мы всегда рады, когда Вы оставляете свои комментарии к опубликованным новостям и принимаете участие в дискуссиях.