Что будет если дети займутся любовью в 12 лет
Ранняя половая жизнь подростков: факты и статистика
Ранняя половая жизнь в психологии и сексопатологии считается девиантным поведением (не нормой). Что значит – ранняя? То есть до наступления полной физиологической и половой зрелости: у девочек — до 15-16 лет, а у мальчиков — до 16-17 лет.
Врачи уверяют, что раннее начало половой жизни не ускоряет развитие подростков, а напротив, часто становится причиной нежелательных последствий, переходящих во взрослую жизнь. По статистике, проблемы 20% пар, страдающих бесплодием, идут именно от раннего начала половой жизни одним из партнеров или обоими.
К каким проблемам ведет ранняя половая активность:
Начать половую жизнь подростков обычно подталкивают не гормоны, а социум – информационная среда, общение со сверстниками. При этом эмоционально и психологически они еще не дозрели до отношений. Девочки ищут прежде всего романтики, ухаживаний, заботы. Мальчикам, наоборот, важен сам процесс, и получив желаемое, они переходят к следующим партнершам. С другой стороны, мальчики часто даже не успевают приступить к процессу из-за перевозбуждения, и если неудача вызовет насмешки со стороны девочки, он тоже может иметь в дальнейшем серьезные проблемы.
Брачный возраст и возраст сексуального согласия
В Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 13 Семейного кодекса РФ, брачный возраст составляет 18 лет (а возраст сексуального согласия — 16 лет). При наличии уважительных причин брачный возраст может быть снижен до 16 лет, а в некоторых областях РФ – даже до 14 лет, например, в случае беременности несовершеннолетней, рождения ею ребёнка, угрозы жизни одной из сторон, отсутствия обоих родителей у вступающего в брак и др.
Статистика ранних беременностей
Следующая схема показывает соотношение родов и абортов при ранней беременности в разных странах по данным за те же годы.
Родила в 16 лет
Нижегородка Татьяна Фалина впервые стала мамой в 16 лет. Беременность, конечно, была незапланированной, но ни будущий муж Артём, ни мама девушки в помощи и любви ей не отказали. Более того, Татьяна решила закончить школу, хотя директор образовательного учреждения от греха подальше предлагала ей уйти по-тихому со справкой.
Татьяна говорит, что она не сторонница раннего материнства, но если это случилось, то и близким девочки, и обществу надо стараться, чтобы ситуация имела счастливый финал.
Родила в 16 лет
Родила в 15 лет наперекор матери
Родила в 14 лет
Жительница Нижегородской области Наталья Князькова стала бабушкой в 29 лет, благодаря своей 14-летней дочери Анастасии. Самая молодая бабушка России оформила опекунство над маленьким Никитой, чтобы дать возможность дочери и ее 17-летнему кавалеру закончить школу.
Родила в 14 лет от учителя
Детство школьницы из Саратовской области Любы Бессудновой закончилось в 2013 году. Примерная ученица в 14 лет родила сына. Выяснилось, что отцом ребенка стал 24-летний учитель математики Любы, причем он был женат. Педагог долгое время отрицал свою причастность к беременности девочки, поэтому был сделан ДНК-тест, который подтвердил отцовство. Но даже после этого мужчина не признавал свою вину. Точку в этой истории поставил суд, который признал педагога виновным и осудил на 4 года колонии-поселения. Воспитанием малыша занялась бабушка — мать Любы. Девочка продолжила свое обучение в школе.
Родила в 12 лет
Родила в 11 лет
Валя работала кассиром, а ее муж — кладовщиком на мебельном складе. Но увы, история на этом не закончилась. В 2015 году Валентина сбежала из дома из-за постоянных побоев, вызванных ревностью мужа. В сентябре 2017 года пара объявила, что разводится. Сама Валя рассказала об этом на эфире «Пусть говорят» и заявила, что у нее уже есть другой.
Кто виноват и что делать?
Обычно такие статьи заканчиваются воззваниями о необходимости введения секспросвета в школах. Между тем, по данным опроса ВЦИОМ за 2015 год половина (50%) россиян уверена, что лучший путь для усвоения сексуальных знаний – это беседа с родителями. Для сравнения, тридцать лет назад этот способ считал полезным лишь каждый пятый (19%). В то же время тему сексуальных отношений в разговорах с детьми с годами стали затрагивать даже реже: в 1989 г. – 16%, в 2015 г. – 13%.
Современные люди стали больше доверять консультациям с врачами по половым вопросам (31 % против 22% в 1989). Научно-популярной литературе доверяет каждый четвертый (26%) против почти половины (44%) тридцать лет назад. Отношение к научно-популярным программам и фильмам почти не изменилось (24%, было 27%).
Примечательно, что 15% современных россиян не видят ничего дурного в том, чтобы узнавать информацию по половым вопросам от сверстников (тридцать лет назад этот путь считали приемлемым лишь 4% опрошенных).
Большинство россиян (57%) считает, что центральным вопросом в половом воспитании молодежи должна стать нравственная сторона ранних сексуальных отношений и воспитание чувства ответственности за свои поступки (в 1989 году — 62%).
Существенно возросло количество россиян, считающих приоритетными в сексуальном просвещении донесение информации о средствах и методах предупреждения венерических заболеваний (44%), а так же средствах и методах предупреждения беременности (41%). В 1989 году центральными в сексуальном просвещении эти темы считали только 18% и 15% россиян соответственно. Треть россиян выступает за то, чтобы центральными темами в сексуальном просвещении были вопросы влияния ранней сексуальной жизни на собственное здоровье и здоровье будущих детей (34%) и влияние добрачных сексуальных отношений на создание семей, дальнейшую сексуальную жизнь (33%). Каждый пятый опрошенный (19%) утверждает, что центральной темой в сексуальном просвещении должен стать вопрос влияния ранних сексуальных отношений на получение образования и приобретение профессии.
Ранняя половая жизнь подростков
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Давайте попробуем разобраться, каково влияние ранней половой жизни подростка на его здоровье и развитие, основываясь на мнениях специалистов, а не на субъективных взглядах – морально это или аморально. А затем уже родители смогут решить для себя, плохо это или хорошо именно для их ребёнка, а может быть, посчитают, что это – нормально. За каждым из этих решений последуют «оргвыводы» – или ничего не делать, или пытаться предотвратить, или отодвинуть на более поздний возраст начало ранней половой жизни подростка, несмотря на кажущуюся невыполнимость задачи.
Действительно, явление это практически повсеместное. По социальным опросам, результаты которых выложены в Интернете, оказывается, что половина 15-летних девочек уже не девственницы, а среди 17-летних опрошенных подмосковных девушек таких нет вообще.
Чем чревата ранняя половая жизнь
С точки зрения сексопатологии ранняя половая жизнь считается девиантным (не норма) отклонением, если ещё не наступила полная физиологическая и половая зрелость: у девочек – до 15-16 лет, а у мальчиков – до 16-17 лет.
Чтобы любить и жить полноценной сексуальной жизнью, психика человека должна быть зрелой. Подростки неспособны быть сексуальными альтруистами в силу высокого возбуждения и стремления побыстрее получить половую разрядку, поэтому неспособны на долгую прелюдию. Врачи говорят о том, что ранняя половая жизнь не ускоряет сексуальное развитие подростка, а напротив, может явиться причиной нежелательных последствий, которые переносятся во взрослую жизнь.
Неудача первого сексуального опыта может привести к созданию у подростка комплекса неполноценности и появлению страха перед интимной близостью. Страх фиксируется и может напрочь отбить интерес к сексу во взрослой жизни или создать серьезные сексуальные проблемы.
Сексопатологи рассуждают о том, что можно было бы не обращать внимания на эти интимные отношения подростков (да пусть делали бы, что хотят), но их следствием является вред для здоровья, который почти всегда проявляется рано или поздно. По статистике, 20% семей не могут иметь детей из-за того, что кто-то из партнёров или оба жили ранней половой жизнью. Среди подростков, вступающих в интимные отношения, распространяются половые инфекции, а поскольку они скрывают факт своего недомогания и не лечатся у врачей, то болезни приобретают стойкий хронический характер.
Если подростки начинают жить половой жизнью, то провоцируется замедление роста и нарушается нормальное развитие и формирование подросткового организма. Действительно, каждый человек, и ребёнок в том числе, обладает каким-то конечным количеством энергии, которая тратится на жизнеобеспечение и развитие организма, да и учёба требует огромного количества усилий. Ранняя половая жизнь отнимает у организма подростка, в это время незавершённости развития (с 13 до 18 лет), чрезмерно много сил. Отметим, что когда развитие некой сферы жизнеобеспечения у человека не завершено, то при её эксплуатации эта сфера забирает у остального организма всё, что ей требуется.
В результате чего у организма не хватает сил продолжать полноценное развитие, как физическое, так и интеллектуальное: подростки быстро устают, теряют интерес к учёбе и любознательность, которая отмечалась у них прежде.
Часто девочки, будучи абсолютно не подготовленными к половым отношениям, просто уступают парню из-за боязни его потерять. У парней сексуальные отношения носят исключительно механистический характер – они не умеют любить духовно.
Девочкам обычно бывает приятно, но оргазма они чаще всего не испытывают, а мальчики заканчивают свой процесс возбуждения почти сразу, и даже бывает, так и ни к чему не приступив.
Так что же плохого во всём этом? Девочка, испытав боль, боится парней и во взрослой жизни получает сложности и проблемы в своей будущей семье. А если юноша из-за неудачи получает психологическую травму – то во взрослой жизни не может быть полноценным партнёром.
Кроме этого, в силу неопытности, возможна нежелательная беременность, а ещё врачи говорят о том, что девочка может забеременеть даже до наступления менструаций. Рождение ребёнка или прерывание беременности является большим стрессом для взрослой женщины, а уж тем более для девочки.
Сексопатологи считают, что полноценно человек готов к сексуальной жизни к 18-19 годам, поскольку именно к этому времени у человека формируется структура психики взрослого человека. Врачи считают, что до этого возраста подросток способен и потерпеть, иначе он может получить комплекс неполноценности, проблемы в сексе уже во взрослой жизни, а бывает, что и абсолютную невозможность построить полноценные отношения и создать семью.
Начать половую жизнь подростка подталкивают не гормоны, а психологические факторы: влияние социума, т. е. информация из окружающего пространства и влияние сверстников. Мальчикам в таком юном возрасте нужен только сам процесс, а девочки же хотят ласки и внимания, т. е. отношений. Поэтому парни, получив то, что хотят, чаще всего бросают девочек и переходят к следующим партнёршам. Для девочек такой разрыв является большим разочарованием и поводом переживать.
Мальчики, в свою очередь, могут получить психологическую травму из-за их сексуальной неудачи, поскольку они не могут ещё управлять своим организмом – гормоны не позволяют. А если девочка из-за этого станет подшучивать или насмехаться над партнёром и сравнивать с предыдущими её партнёрами? А если в силу своей неделикатности она начнёт рассказывать об этом сверстникам – тогда у парня будет серьёзный стресс вплоть до страха перед женщинами во взрослой жизни. Девочки же, когда их бросают ради других, перестают верить в нормальные отношения с противоположным полом – и это тоже может распространиться на взрослую жизнь.
Видимо, всё же можно сказать, что это явление, половая жизнь у подростков, является фактором риска для здоровья молодого поколения, т. е. наших детей.
Можно ли предотвратить это явление?
Критерием завершения процесса взросления является приближение качеств личности подростка к качествам «Я-идеальное». Это и есть то время, когда они становятся взрослыми, т. е. способными отвечать за всё вокруг, в том числе и за себя.
Разумеется, в идеальном образе подростка присутствует такой атрибут, как сексуальность. Во все времена эта сфера жизни притягивала подростков, манила своей закрытостью. Стремясь стать взрослыми, они стараются опробовать и эту деятельность: и чтобы получить опыт и узнать, что это такое, а также чтобы быть «не хуже» своих сверстников.
Разумеется, в их «Я-идеальном» присутствует обычно следующее – «взрослый человек занимается сексом», может быть, именно поэтому они так и стремятся этим заняться, а запрет на это снят в наше время.
Родителям можно порекомендовать повлиять на подростка на этапе формирования его «Я-идеального» и внести необходимые коррективы в его представления об интимных отношениях, чтобы в его «Я-идеальном» оказалось следующее утверждение:
Раньше, до современной сексуальной революции, существовали некие внешние жесткие регуляторы, которые не позволяли, не рекомендовали, а то и просто запрещали подросткам вступать в интимные отношения. Это было мнение как общества, так и религии. Другими словами, в каждом конкретном сообществе соблюдались сложившиеся законы, устои и традиции. Это было выработано поколениями людей для сохранения стабильности общества, в том числе и для сохранения здоровья молодого поколения. А этот сложившийся порядок родителям оставалось только поддерживать в семье. Сейчас же, когда внешние регуляторы практически уничтожены, родителям надо самим, без помощи извне, заботиться о здоровье своих подрастающих детей.
Известно, что «Я-идеальное» формируется под влиянием общества, в том числе и СМИ, родителей и сверстников. Сейчас влияние СМИ и Интернета – огромно, идёт практически чуть ли не открытая пропаганда ранней половой жизни: всё подробно показывается на экранах телевизоров, кроме этого, у подростков есть довольно свободный доступ к порнопродукции; да сверстники только и говорят о том, какие они умелые и сколько партнёров у них уже было, хотя врут по большей части.
Из всех этих факторов воздействия на подростка родителям доступен только один – их собственное влияние. Только они в наше время могут как-то сдержать подростка в исследовательской деятельности в сфере интимных отношений.
Это влияние может стать эффективным, если отношения в семье, родителей с детьми являются доверительными. Необходимо, чтобы у детей сохранилась возможность «слышать» пожелания и советы родителей, хотя бы такая, какой она была в раннем детстве. При этом надо научиться сокращать требовательные ноты в наших разговорах с детьми (по мере их взросления), давая им некую самостоятельность. Хотелось, чтобы дети видели в вас друга, который не предаст и не станет контролирующим органом, а подставит своё плечо в трудной ситуации.
Что делать, если это, вступление в половую жизнь, уже случилось
Может быть, подростки не знают, что они не обязаны давать партнёру всё, что тот захотел. Может быть, вы сочтёте возможным рассказать о том, что существуют, например, другие способы, кроме полового акта, снятия сексуального возбуждения.
Кстати говоря, социально приемлемым и доступным для снятия такого возбуждения вариантом являются танцы. Можно посоветовать своим детям придумывать о своих сексуальных «подвигах», чтобы преодолеть давление сверстников, которые непомерно хвастаются своими сексуальными подвигами. Можно вспомнить фильм «На море», в котором 13-летние дети просят друг у друга разрешения наврать про их сексуальные отношения друзьям.
Не надо наносить дополнительных травм
Кроме стремления быть с полюбившимся человеком, у подростка будет присутствовать ещё и желание создать вокруг себя атмосферу доброжелательности и любви. Дети могут искать замену своей семье. Мы же понимаем, что в таком юном возрасте это невозможно. Разочарования в любви у подростков будут только подчёркивать отчужденность в их собственной семье.
Отношения доверия необходимы ещё и потому, что ребёнок в трудной, непонятной для себя ситуации сможет рассказать вам о своих проблемах и тем самым как-то решить их, а не загонять себя в безысходность, а потом и вас, заставляя менять жизнь в семье.
Такими проблемами, не разрешимыми для него, могут стать: беременность, половые инфекции, а также психологические травмы. Можно рассказать об одном парне, который после своей несостоятельности в интимных отношениях оказался объектом насмешек да и просто травли: мало того, что девочка посмеялась над ним, но она ещё рассказала об этом одноклассникам. Парень же заявил, что ходить в эту школу не будет. А теперь он боится, что в новой школе об этом узнают и насмешки продолжатся. Результатом этого события может стать нарушение отношений с женщинами в его будущей взрослой жизни.
Подростки иногда могут не понять, что они получили половую инфекцию, которую сразу необходимо лечить, а если и догадываются, то не идут к врачу, а советуются с друзьями и сами начинают приём антибиотиков. Самолечение, понятно, до добра не доводит.
У подростка должна быть возможность поговорить об этом с родителями, чтобы вместе с ними обратиться к врачу. То же самое относится и к возможной беременности – девочке страшно рассказать об этом родителям, поэтому всё выясняется на позднем сроке беременности и выбора уже нет.
Поскольку подросткам негде встречаться, то их интимные отношения происходят обычно дома, иногда это происходит в подъездах или на улице. Если подростков застают дома, то не стоит устраивать скандал с демонстративным выдворением партнёра вашего ребёнка из дома или даже обоих. Это огромный стресс для них – то, что их застали за этим взрослым занятием, а если это сопровождается ещё и скандалом, то событие становится просто катастрофой. Вы выпустили пар, возмущаясь таким поведением, а что изменится? Скорее всего, ваш ребёнок заниматься сексом не перестанет, но вы разрушите с ним отношения, возможно, навсегда. В таких ситуациях следует быть весьма деликатным, и выходить из них надо предельно осторожно. Сразу хочется сказать – а может быть, в этом есть и ваша вина. В чём она, ваша вина? Может быть, дома – скандалы, ругань, отсутствие внимания к подростку, может быть, вы сосредоточены на заботе о младшем ребёнке? Может быть, вы вовремя не рассказали подростку об опасностях ранней половой жизни или не научили ухаживать и дружить, просто вообще с ним об этом не говорили.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
«Ты можешь себя трогать, ты можешь получать удовольствие» Что нужно знать о сексе российским детям и их родителям
Фото: Григорий Василенко / РИА Новости
О психосексуальном развитии
Я доктор и сразу скажу, что не хочу оскорбить чьи-либо чувства и не призываю вас действовать вопреки вашим ценностям. Все, что я буду транслировать, — это исследования того, в чем более-менее согласны сексологи.
Самые ранние исследования проводились с детьми от шести месяцев: [несмотря на то что] они плохо управляют своими руками, им сложнее трогать свои половые органы, но, тем не менее, когда они случайно задевали какой-нибудь орган, они обнаруживали, что это приятно. К концу первого года жизни обычно они умеют намеренно прикасаться к половым органам, и это нормально.
С 15 до 19 месяцев дети начинают сжимать бедра, тереться о какие-то предметы интимными органами, можно заметить у них на лице признаки удовольствия в этот момент: они улыбаются, краснеют, быстро дышат. Также они интересуется гениталиями своих родителей: прикасаются, называют их, смотрят на них.
Фото: Виктор Вестеринен / ТАСС
Кстати, одна из важных проблем здесь — почему сексуальное образование должно начинаться рано: например, для того, чтобы детям рассказать о том, что трогать себя на людях не надо. Ты можешь себя трогать, ты можешь получать удовольствие, но ты должен это делать наедине с самим собой.
На этом этапе ребенку нужно рассказывать, что у него есть интимные зоны, у других людей — тоже, но ты можешь трогать свои интимные зоны, а другие люди не могут тебя трогать, даже если это воспитатели, доктора и так далее. Есть места абсолютного табу, где ребенок может трогать себя только сам, — это очень важно для профилактики сексуального насилия над детьми. В это же время дети обнаруживают разницу между мальчиками и девочками, определяют, какие у них части тела, но пока у них достаточно размытое представление о беременности, родах, репродукции и сексуальном поведении.
Китайским школьникам показывают, как правильно использовать презерватив
Мы с вами дошли до подростков. Мальчики, когда подходят к этому этапу, в позитивном ключе относятся к изменению своего тела, чего не скажешь о девочках, потому что у них появляются какие-то противоречивые чувства: вероятно, потому, что они получают противоречивые сообщения о своей сексуальности, девственности, фертильности и о том, что такое быть женщиной. Если у женщины много сексуальных партнеров, или она лишилась девственности раньше обычного, до брака, ее назовут плохим словом. Если та же история происходит с мужчиной — то он молодец, мачо и герой.
Одна из проблем, с которой мы столкнулись, когда мы обучили подростков, казалось, уже всему — то есть что такое презервативы, зачем их использовать и где их взять, — в том, что возникало смущение: «такой важный романтический момент, а я начну поднимать эту не очень удобную тему и всю романтику разрушу». Это связано с навыками: как быть ассертивным (независимым от оценок), говорить «нет», настаивать на применении презервативов. В США есть интересные проекты, где индивидуально обучают людей, как с этим обращаться.
О сексуальной ориентации
Сексуальная ориентация — это знание, какой гендер является привлекательным. Сексуальная идентичность — это то, что я о себе думаю. Это очень интересно, потому что, похоже, сексуальность — это такой многослойный пирог: можно, например, спать с людьми своего пола и считать себя гетеросексуальным. Гетеросексуалы могут иметь партнеров своего гендера, а гомосексуалы — противоположного, и обе группы могут воздерживаться от сексуальной активности вообще.
Последние исследования показывают, что сексуальная идентичность изменчива. Людям, особенно подросткам, нужно время, чтобы понять, какие они. Чем младше подросток, тем выше его неопределенность относительно сексуальной ориентации. Около 10 процентов девушек и 2-6 процентов юношей участвовали в сексуальной активности с людьми своего пола.
Фото: Павел Каравашкин / «Коммерсантъ»
В нашей стране распространен миф, что пропаганда каким-то образом может влиять или не влиять на сексуальную ориентацию. Но нет доказательств влияния социального окружения после рождения на гендерную идентичность или сексуальную ориентацию. В одном из американских исследований, проведенном в 2010 году, выяснилось, что около 40 процентов подростков с сексуальными партнерами своего или обоих полов идентифицировали себя как гетеросексуалы. В Американской психологической ассоциации пришли к выводу, что сексуальная ориентация проявляется где-то в период между средним детским возрастом и ранним подростковым периодом. Эти паттерны эмоционально-романтической сексуальной привлекательности могут возникать как при наличии сексуального опыта, так и без него. Большинство гомосексуальных людей на вопрос о том, как они стали геем или лесбиянкой, отвечают, что они не выбирали, а родились такими. Поэтому переделывать их, ломать — неэффективно и негуманно.
Есть еще асексуалы, их в мире около одного процента: у них вообще нет никаких проблем с тем, что они не занимаются сексом, и ни здоровье, ни психика от этого не страдает.
Детским врачам рекомендуют активно включаться в процесс сексуального образования, быть при этом безоценочными и дружелюбными. Если мы достаточно спокойно относимся к сексу, то дети и подростки гораздо увереннее начинают задавать вопросы, рассказывать о том, что их беспокоит и что происходит. Важно, чтобы дети имели возможность прийти и обследоваться, если вдруг что-то случилось или пошло не так (например, они подозревают, что заболели чем-то или беременны).
О насилии
Почти половина (40 процентов) учеников старшей школы утверждает, что уже имели половые контакты, и каждый третий утверждает, что является сексуально активным, при этом каждый десятый идентифицирует себя как гомо- или бисексуал. Ближе к 17 годам неопределенность уменьшается, и люди могут точнее сказать, какая у них сексуальная ориентация.
Подростки, вступающие в сексуальный контакт с людьми обоих полов, чаще занимаются незащищенным сексом. Именно поэтому важно обсуждать вопросы гендера и сексуальной ориентации. Мы не можем просто закрыть на них глаза и пройти мимо — это все равно будет приводить к последствиям, которых мы не хотим. Чаще всего именно эти дети подвергаются сексуальному насилию.
Детям очень важно знать о телесных границах, о том, как говорить «нет», что при совращении или попытке насилия надо бежать и рассказывать об этом первому взрослому, и если он не поверил — рассказывать второму. Исследования показывают, что полноценное сексуальное образование помогает детям лучше узнать о насилии и снизить количество таких случаев.
Фото: Геннадий Гуляев / «Коммерсантъ»
К таким же насильственным практикам относится и женское обрезание: 200 миллионов женщин по меньшей мере на сегодняшний день обрезаны, причем это практикуется даже в США и Великобритании, то есть в странах, где, казалось бы, этого не ждешь совершенно.
Ранняя беременность и ранние роды — это очень большая проблема, это вторая причина смерти у девочек-подростков. Много ранних и незапланированных беременностей — это результат сексуальной связи с учителем.
Я знаю массу людей, которые говорили: «Это со мной происходило, но я не решусь рассказать. Мне стыдно, я до сих пор чувствую себя виноватой, что я сама спровоцировала, я сама согласилась. Он ухаживал, я была влюблена, я думала — а как его жена, а как его дети. » Очень важно говорить и про беременность, и про средства контрацепции, потому что стигма, которая окружает подростковую беременность, приводит к тому, что девочки слишком поздно узнают о том, что они беременны. Они могут бояться обратиться к нормальному врачу и идут к бабке на подпольный аборт, от которого могут умереть.
О пропаганде воздержания
Каким должно быть домашнее сексуальное образование? Опросы показывают, что папы не очень любят эти разговоры и предпочитают свалить их на мам. Но если родитель взял указку и начал рассказывать в доминирующем тоне, то дети не получают знаний. Это должен быть комфортный разговор, где ребенок говорит больше, чем родитель, где он чувствует безопасность, где ему не стыдно и где он понят. Есть исследования, согласно которым, сексуальный дебют ребенка откладывается, если мы говорим с детьми о сексе. Они чаще применяют контрацепцию. Это разрушает миф о том, что если мы говорим о сексе, мы детей тем самым развращаем. Но число родителей, которые решаются поговорить с детьми о сексе, ежегодно снижается.
Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»
Соединенные Штаты потратили почти 200 миллионов долларов на программы по пропаганде воздержания до брака, и это не сработало. Все американские серьезные организации, включая медицинские, говорят о том, что программы, которые учат только воздерживаться, не работают. Учебники нравственности семейных ценностей и так далее — это не работает. Мы получим плохой результат, и вот почему: они не касаются важных вопросов, связанных с контрацепцией, навыков и остальных важных вопросов.
На практике это выглядит так: действительно многие дети и подростки берут на себя обет остаться девственниками до брака. Как вы думаете, сколько процентов справляется и выдерживает это обещание? Где-то 10 процентов справляется. То есть 90 процентов, хотя искренне хотели и собирались оставаться девственниками, не преуспели. Эти чистые, невинные дети, которые искренне готовы были оставаться таковыми до первой брачной ночи, оказываются в очень неприятной ситуации, когда занимаются сексом и понятия не имеют, зачем предохраняться, как пользоваться презервативами и прочим. Как вы думаете, через сколько лет по количеству беременности и различных инфекций они сравниваются с теми детьми, которые не собирались быть девственниками?
Через шесть лет они получают и хламидии, и гонорею, и трихомонады, и вирус папилломы человека. Но эти дети, которые хотели быть девственниками, реже применяют контрацепцию, реже идут к врачам. То есть они могут не заметить симптомов каких-то плохих болячек, которые у них есть. Это тоже снова про мифы о том, что если мы будем ребенка изолировать от информации — то мы вырастим такое нежное существо, которое сразу пойдет в моногамный брак и будет здоровым и счастливым. Нет, к сожалению, это не так. И если мы и говорим о пропаганде воздержания до брака, очень важно, чтобы мы о ней упоминали как о неэффективной.
Нам могут сказать, что американцы — враги, у них неправильные ценности, и мы пойдем другим путем. Давайте посмотрим, что говорит ЮНЕСКО, более чем уважаемая организация. ЮНЕСКО говорит то же самое, но делает гораздо больший акцент на права человека. То есть если американцы еще высказываются очень аккуратно, пытаются говорить про религию и про ценности, потому что так устроены американские штаты — там большой процент консерваторов, то ЮНЕСКО говорит совершенно открыто и откровенно: «Секс — это в том числе и права человека, образование — это права человека». И очень важно давать полноценное образование, очень важно говорить и о менструации, и о репродукции, и о современной контрацепции, беременности и заболеваниях, передающихся половым путем, о ВИЧ и СПИДе, о здоровой, полной уважения семье, о межличностных отношениях, о ценностях и культуре, социальных нормах, гендерном равенстве, недискриминации, о сексуальном поведении и насилии, связанном с гендером.
Каждый год в мире происходит 330 миллионов новых случаев заражений излечимыми болезнями, передающимися половым путем. Чаще всего это происходит в возрасте 20-24 лет, на втором месте — 15-19-летние, те самые, которые не попали бы в эту группу, если бы у них было полноценное сексуальное образование. Что касается неизлечимых — то везде по миру падает заражаемость ВИЧ, кроме Восточной Европы и Центральной Азии. По некоторым данным, в России каждый сотый ВИЧ-положителен, и каждые шесть минут один человек заражается ВИЧ. Я видела случаи, когда вирус получали жены, которые никогда не изменяли своим мужьям, но их мужья получали ВИЧ от любовниц или каким-то еще путем и приносили его домой.
Эпидемия увеличивается в основном за счет незащищенных гетеросексуальных контактов, и многие молодые люди, когда мы с ними общаемся и спрашиваем: «А почему ты не достал презерватив?» — говорят, что им казалось, что это будет неловко в такой ситуации, и что они «знали», что она здорова: «У нее чистая кожа, пропорциональные, симметричные черты лица, она добрая, она порядочная, как она может быть носительницей ВИЧ-инфекции?». Эта эпидемия говорит о необходимости полного сексуального образования.